Приложение № 1 требования к бортовым устройствам и сторонним бортовым устройствам

Приложение № 1 Требования к бортовым устройствам и сторонним бортовым устройствам

Апелляционное определение Верховного Суда РФ
№АПЛ17-192 от 20.07.2017

Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Манохиной Г.В.,

членов коллегии Зайцева В.Ю., Горшкова В.В.,

при секретаре Г.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению закрытого акционерного общества «Ставропольский бройлер» о признании частично недействующими пункта 6 приложения N 2 к Правилам взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июня 2013 г. N 504, пункта 15 изменений, которые вносятся в данные правила постановлением Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2016 г. N 1182,

по апелляционной жалобе административного истца на решение Верховного Суда Российской Федерации от 5 апреля 2017 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Манохиной Г.В., объяснения представителей закрытого акционерного общества «Ставропольский бройлер» С.Н., С.Т., Р.

, поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения против доводов апелляционной жалобы представителей Правительства Российской Федерации К., П., Б., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф.

, полагавшей апелляционную жалобу необоснованной, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации 

установила: 

Правила взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн (далее — Правила), утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июня 2013 г. N 504. Нормативный правовой акт опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации (http://www.pravo.gov.ru) 18 июня 2013 г., в Собрании законодательства Российской Федерации 24 июня 2013 г., N 25.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2016 г. N 1182 в Правила внесены изменения, которые опубликованы на «Официальном интернет-портале правовой информации» (http://www.pravo.gov.ru) 15 ноября 2016 г., в «Российской газете» 18 ноября 2016 г., Собрании законодательства Российской Федерации 21 ноября 2016 г., N 47.

Правила изданы в соответствии со статьей 31.1 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», действуют в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 20 июня 2017 г. N 731.

Согласно пункту 6 приложения N 2 к Правилам заключение договора безвозмездного пользования бортовым устройством с собственником (владельцем) транспортного средства осуществляется при личной явке в центр информационной поддержки пользователей системы взимания платы собственника (владельца) транспортного средства или его уполномоченного представителя. Содержание договора безвозмездного пользования бортовым устройством определяется оператором и соответствует Правилам взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн.

Закрытое акционерное общество «Ставропольский бройлер» (далее — ЗАО «Ставропольский бройлер») обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующими пункта 6 приложения N 2 к Правилам, пункта 15 изменений, которые вносятся в данные правила постановлением Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2016 г. N 1182, в части, предусматривающей, что содержание договора безвозмездного пользования бортовым устройством определяется оператором. В обоснование заявленного требования административный истец указал, что оспариваемые положения нормативного правового акта не соответствуют статье 421 Гражданского кодекса Российской Федерации и нарушают его права. Нарушение усматривает в том, что на основании типовой формы договора безвозмездного пользования бортовым устройством, составленного в соответствии с требованиями оспариваемых в части Правил, ООО «РТИТС» определило условия договора безвозмездного пользования, ущемляющие его права.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 5 апреля 2017 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.

  • В апелляционной жалобе ЗАО «Ставропольский бройлер», не соглашаясь с решением суда и считая его незаконным, просит решение отменить и принять новое решение об удовлетворении административного искового заявления.
  • В обоснование доводов апелляционной жалобы административный истец ссылается на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность установленных судом обстоятельств, несоответствие выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права.
  • Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации оснований для ее удовлетворения и отмены обжалуемого решения не находит.
  • Разрешая данное дело, суд пришел к правильному выводу о том, что Правила приняты Правительством Российской Федерации в пределах предоставленных ему полномочий, опубликованы в установленном законом порядке, оспариваемое положение Правил не противоречит действующему законодательству, регулирующему правоотношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности.

Федеральный закон от 8 ноября 2007 г.

N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусматривает, что движение транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения допускается при условии внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам такими транспортными средствами (пункт 1 статьи 31.1).

Размер платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, и порядок ее взимания устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Указанный порядок должен включать в том числе положения о сроках внесения такой платы, возможности отсрочки ее внесения российскими перевозчиками, собственниками (владельцами) транспортных средств, оборудованных предназначенными для взимания платы бортовыми устройствами или сторонними бортовыми устройствами, а также требования к таким бортовым устройствам и сторонним бортовым устройствам (пункт 8 статьи 31.1).

Правительство Российской Федерации во исполнение предписаний упомянутого закона постановлением от 14 июня 2013 г. N 504 утвердило оспариваемые в части Правила, которые устанавливают порядок взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн.

Доводы административного истца о противоречии оспариваемого предписания Правил статье 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, закрепляющей принцип свободы договора и уточняющей в пункте 4 содержание этого принципа, обоснованно признаны судом несостоятельными. Согласно названной норме Кодекса условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

  1. В соответствии с требованиями пункта 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации оператор системы взимания платы обязан заключить договоры безвозмездного пользования бортовыми устройствами со всеми собственниками (владельцами) транспортных средств, зарегистрированными в реестре системы взимания платы, которые обратились к нему с соответствующим заявлением.
  2. Определяя особенности заключения договора безвозмездного пользования бортовым устройством, пункт 6 приложения N 2 к Правилам предусматривает, что содержание такого договора определяется оператором не произвольно, а в соответствии с требованиями Правил.
  3. Пунктом 6 Правил установлено предоставление оператором собственнику (владельцу) транспортного средства на безвозмездной основе бортового устройства и информации о порядке и об условиях его использования на основании заявления, предусмотренного пунктом 5 Правил.
  4. Названным пунктом оспариваемого в части нормативного правового акта также предусмотрено, что в случаях если закрепленное за транспортным средством бортовое устройство не возвращено в установленном порядке и (или) в отношении транспортного средства имеется задолженность по внесению платы, оператор не выдает собственнику (владельцу) этого транспортного средства бортовое устройство и не закрепляет за таким транспортным средством стороннее бортовое устройство до соответственно возврата в установленном порядке бортового устройства и (или) погашения задолженности по внесению платы (подпункт б пункта 6 Правил).
  5. Для получения бортового устройства собственник (владелец) транспортного средства заключает с оператором договор безвозмездного пользования бортовым устройством, который по своей правовой природе является публичным договором.
  6. По договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором (часть 1 статьи 689 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 2 статьи 691 Гражданского кодекса Российской Федерации вещь предоставляется в безвозмездное пользование со всеми ее принадлежностями и относящимися к ней документами (инструкцией по использованию, техническим паспортом и т.п.), если иное не предусмотрено договором.

Риск случайной гибели или случайного повреждения вещи в силу статьи 696 Гражданского кодекса Российской Федерации несет ссудополучатель.

Установив, что нормативный правовой акт в оспариваемой части не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и не нарушает прав и законных интересов административного истца, суд первой инстанции в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правомерно отказал в удовлетворении административного искового заявления.

Ссылка в апелляционной жалобе ЗАО «Ставропольский бройлер» в обоснование незаконности вынесенного по делу решения на то, что суд не учел при рассмотрении и разрешении дела, что пункт 101 Правил, равно как и другие пункты оспариваемого в части нормативного правового акта, не устанавливает размер возмещения убытков, основанием для признания Правил недействующими и отмены обжалуемого решения не является. Отсутствие в Правилах положения о размере возмещения убытков, причиненных оператору в связи с утратой или повреждением бортового устройства, не влияет на правильность вывода суда о законности оспоренных положений нормативного правового акта.

При заключении договора безвозмездного пользования бортовым устройством административный истец вправе предварительно ознакомиться со всеми условиями заключаемого с ним договора, в том числе с условием о размере подлежащих возмещению убытков, и выразить свои возражения до подписания договора и акта приема-передачи бортового устройства.

Читайте также:  Объезд препятствия по встречной полосе. Правила объезда в 2021 году

Не может повлечь отмену обжалуемого решения, как необоснованный, довод апелляционной жалобы о неясности и двусмысленности изложения оспариваемой нормы, что дает оператору, по мнению административного истца, возможность для произвольного ее применения при заключении договора.

Оспариваемое предписание Правил отвечает общеправовому критерию определенности, ясности и недвусмысленности. Содержание оспариваемой нормы является четким и вопреки доводам административного истца не допускает возможности неограниченного усмотрения в процессе правоприменения, которое могло бы привести к нарушению принципа равенства и принципа верховенства закона.

Ссылка административного истца на нарушение судом первой инстанции при вынесении решения части 1 статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которой решение суда должно быть законным и обоснованным, ошибочна и отмену решения не влечет.

Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 23 февраля 1999 г. N 4-П по делу о проверке конституционности положения части второй статьи 29 Федерального закона от 3 февраля 1996 г. «О банках и банковской деятельности» в связи с жалобами граждан В.О., В.А. и Л. и от 6 июня 2000 г.

N 9-П по делу о проверке конституционности положения абзаца третьего пункта 2 статьи 77 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в связи с жалобой открытого акционерного общества «Тверская прядильная фабрика», на которые ссылается в апелляционной жалобе административный истец, приняты по конкретным делам, выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, не опровергают и не свидетельствует о его незаконности.

Решение Арбитражного суда Ставропольского края от 18 мая 2017 г.

по делу N А63-402/2017, которым административному истцу отказано в удовлетворении исковых требований к ООО «РТИТС» о внесении изменений и дополнений в договор безвозмездного пользования бортовым устройством, упомянутое в апелляционной жалобе административного истца, не имеет отношения к вопросу о проверке законности оспариваемых в части Правил и не может повлечь отмену обжалуемого решения.

  • Решение суда первой инстанции вынесено в соответствии с нормами материального и процессуального права; предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для его отмены в апелляционном порядке не имеется.
  • Руководствуясь статьями 308 — 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации 
  • определила: 

решение Верховного Суда Российской Федерации от 5 апреля 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу закрытого акционерного общества «Ставропольский бройлер» — без удовлетворения.

Председательствующий Г.В.МАНОХИНА

Вступили в силу новые правила замены бортового устройства «Платон»

С 14-го августа должны вступить в силу новые правила замены бортовых устройств «Платон» с истекшим сроком службы. Соответствующее Постановление премьер-министр Дмитрий Медведев подписал еще 2-го августа. Теперь пользователям можно возвращать на замену неисправное или в неполной комплектации бортовое устройство и не платить за это компенсацию.

До недавнего времени пользователь мог получить новое бортовое устройство взамен того, чей срок службы уже превысил 3 года, в том случае, если старое возвращено в надлежащем состоянии — без повреждений и в полном комплекте.

Если же чего-то из этого комплекта не хватало (а полным считается комплект не только с адаптером, кабелем и пр., но и с паспортом устройства и руководством пользователя), необходимо было либо самостоятельно через официальных дилеров восстановить (естественно, не бесплатно) недостачу, либо возместить оператору ущерб.

Возместить ущерб надо было и в том случае, если прибор (который, кстати, с истекшим сроком службы и так уже не может использоваться) возвращен с неисправностями или попросту в неработающем состоянии. Его стоимость вместе со всем, что входит в комплект, составляет, напомним, 6 822 рубля 98 копеек.

Только при условии выплаты компенсации пользователь мог получить новое устройство.

Теперь же, по новым правилам, возмещать ущерб надо будет только тогда, когда имеются трещины, отверстия и пр. повреждения самого корпуса или нарушена целостность пломбы. Во всех остальных случаях никакая компенсация взыскиваться не будет. Искать, где восстановить что-то из комплекта, тоже не придется: возвращать устройство можно с тем, что осталось на руках.

Единственное, подчеркнем, это правило касается исключительно замены бортового устройства с истекшим сроком службы.

Если прибор возвращается из-за того, что его больше не намерены использовать (например, «разрывается» договор), все остается как прежде: необходимо компенсировать повреждения и недостачу комплекта. Если прибор отдается оператору на гарантийный ремонт и обслуживание — только недостачу комплекта.

Еще одно изменение, которое вводят новые правила, — это возможность получить новое бортовое устройство, даже если старое, чей срок службы должен вот-вот истечь, продолжает использоваться.

Прежде новое устройство могли выдать только после того, как возвращено прежнее: иметь одновременно два прибора на одно транспортное средство запрещалось.

Для владельцев, чьи автомобили регулярно находились в рейсе, это, естественно, создавало определенные трудности: вернуть вовремя бортовое устройство с истекшим сроком службы не всегда удавалось, а пока оно не возвращено и не получено новое, приходилось ездить с маршрутной картой.

Теперь же за 60 календарных дней до окончания срока службы используемого прибора в Центре обслуживания можно спокойно взять новый прибор, а старый отдать в течение 10 рабочих дней (только не позже!) с того момента, как срок его службы истек.

Ранее, кстати, возврат необходимо было осуществить в течение 3 рабочих дней.

Легализация замены

В целом, новые правила закрепляют необходимость замены бортового устройства «Платон» с истекшим сроком службы. До этого она предусматривалась только заключаемым договором безвозмездного пользования. В Постановлении Правительства №504 от 14.06.2013 г.

, которое как раз таки и регулирует порядок функционирования системы «Платон», оговаривалось, что новое бортовое устройство можно получить лишь в том случае, если старое неисправно и требуется проведение ремонтных и пр. гарантийных работ.

Про то, что у прибора может быть ограниченный срок службы, не было ни слова.

Вступившие же в силу изменения в Постановление, в принципе, вводят такое понятие, как «срок службы бортового устройства», обязуют пользователей следить за тем, чтобы этот срок не вышел, и менять прибор после того, как это произошло. Кроме того, они четко указывают: проезд с бортовым устройством с истекшим сроком службы и без оформления маршрутной карты считается проездом без внесения платы и, следовательно, наказывается штрафом.

Напомним: замена бортовых устройств началась в сентябре прошлого года. Она продиктована требованиями ФСБ: приборы, работающие на основе средств криптографической защиты информации (СКЗИ), могут находиться в обращении не дольше трех лет.

При этом, отметим, три года — это не три года использования бортового устройства, а три года с момента его производства.

Бортовые устройства

  • 1. В случае неисправности или утраты Бортового Устройства не во время движения Владелец Транспортного Средства информирует об этом Оператора в возможно короткие сроки и осуществляет следующие действия:
    (а) вносит Плату в счет возмещения вреда посредством формирования Маршрутной карты,
  • (б) регистрирует факт утраты Бортового Устройства посредством личной явки в центре информационной поддержки пользователей.

2. Если утрата или неисправность Бортового Устройства обнаружена Владельцем Транспортного Средства во время движения, то Владелец Транспортного Средства обязан остановить Транспортное Средство, обратиться в Колл-центр Оператора и сообщить о факте неисправности или утраты Бортового Устройства. Оператор:
(a) идентифицирует Владельца Транспортного Средства на основании персонального идентификационного кода и выставляет статус «Неисправность» либо «Утрата»;
(b) определяет на основании предоставленной Владельцем Транспортного Средства информации о его местонахождении начальную точку маршрута;
(c) оформляет Маршрутную карту до конечной точки маршрута Владельца Транспортного Средства или центра информационной поддержки пользователей на маршруте следования, в зависимости от остатка денежных средств на Расчётной записи Владельца Транспортного Средства, к которому привязано данное Транспортное Средство;
(d) списывает денежные средства с Расчётной записи Владельца Транспортного Средства в счет оплаты оформленной Маршрутной карты

Читайте также:  Уменьшение стоимости проезда тяжелых грузовиков по федеральным дорогам с 18 ноября 2015 года

(e) информирует Владельца Транспортного Средства о возможности продолжить движение.

Таким образом, при обнаружении неисправности/утраты Бортового устройства при движении по федеральным трассам Владелец Транспортного средства обязан обратиться в Колл-центр, сообщить о неисправности/утрате Бортового устройства и оформить Маршрутную карту для продолжения движения до места стоянки/разгрузки либо до ближайшего Центра информационной поддержки пользователей для возврата Бортового устройства. При обнаружении неисправности/утраты Бортового устройства не во время движения по федеральным трассам (например, при нахождении Транспортного средства в гараже до выхода в рейс) Владелец транспортного средства обязан вернуть неисправное Бортовое устройство в Центр информационной поддержки пользователей либо оформить в Центре информационной поддержки пользователей заявление об утере/утрате Бортового устройства, оформление Маршрутной карты через Колл-центр в данном случае не осуществляется.

Обращаем внимание на то, что неисправное Бортовое устройство требуется сдать в полной комплектации в Центр информационной поддержки пользователей в кратчайшие сроки, а при утрате Бортового устройства требуется оформить в Центре информационной поддержки пользователей соответствующее заявление.

Важно! Движение ТС по автомобильным дорогам федерального значения с неисправным Бортовым устройством либо без Бортового устройства, а также с Бортовым устройством с истекшим сроком службы, без оформленной Маршрутной карты влечет наложение штрафа в соответствии с действующим законодательством.

Не обязательно. Существуют 2 варианта расчета платы в счет возмещения вреда:

  • движение с использованием Бортового устройства (расчет платы и автоматическое списание денежных средств с Расчётной записи на основании данных о движении транспортного средства, которые поступают в систему от Бортового устройства);
  • в случае отсутствия Бортового устройства Владелец транспортного средства до начала движения должен оформить Маршрутную карту на разовый маршрут и осуществить регистрацию в Реестре транспортного средства и его Владельца в случае, если регистрация не была осуществлена ранее.

Подробная инструкция по установке Бортового устройства выдается пользователю вместе с Бортовым устройством, а также размещена в разделе Бортовые устройства Интернет-сайта.

Нет. Бортовое устройство разработано только для использования на территории Российской Федерации.

Бортовое устройство фиксирует передвижения транспортного средства для автоматического списания денежных средств с расчётной записи Владельца транспортного средства в счет внесения платы.

Пользователь вправе самостоятельно выбирать и менять маршрут движения по своему усмотрению при использовании Бортового устройства.

Система автоматически анализирует все поступающие события тарификации и расчет платы осуществляется только за участки маршрута по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения.

  • Договор на безвозмездное пользование бортовым устройством может заключить Владелец транспортного средства с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн или его уполномоченный представитель, обратившись в Центр информационной поддержки пользователей и предоставив необходимый комплект документов. Перечень необходимых документов для заключения договора указан в разделе Бортовые устройства интернет сайта.
  • Расчетная запись создается в Системе автоматически после процедуры регистрации в Реестре Системы.
  • Оформление договора может занять не более 30 минут, при условии предоставления полного требуемого комплекта документов.
  • Одно Бортовое устройство привязывается к одному конкретному транспортному средству.

Владелец транспортного средства, зарегистрированного в Реестре, имеет право зарегистрировать у Оператора Стороннее Бортовое Устройство, соответствующее требованиям, установленным Оператором, при личной явке Владельца транспортного средства или его уполномоченного представителя в Центр информационной поддержки пользователей на основании заявления на регистрацию Стороннего Бортового Устройства при предъявлении документов, указанных в Регламенте взаимодействия с ВТС и соответствии бортового устройства требованиям, предъявляемым Оператором Системы взимания платы к таким устройствам.

Нет, Бортовое устройство закрепляется за конкретным транспортным средством. Передача и использование Бортового устройства на других транспортных средствах недопустимо.

Бортовое устройство системы взимания платы «Платон» БУ ЦСИ 1201 (далее – бортовое устройство), устанавливаемое в автомобили разрешенной массой свыше 12 тонн, не имеет таможенных ограничений на ввоз-вывоз с территории России или стран Евразийского экономического союза.
Беспрепятственное пересечение границы РФ и стран ЕЭС автомобилями, оснащенными бортовым устройством, осуществляется на основании нотификации, зарегистрированной в Едином реестре нотификаций 23.11.2015 г. № RU 0000023680.

В соответствии с условиями Договора безвозмездного пользования, Владелец транспортного средства обязан возвратить Бортовое устройство, не имеющее внешних повреждений в соответствии с полной комплектацией, указанной в акте передачи Бортового устройства.

Комплектация Бортового устройства:

устройство бортовое 1 шт.
кабель питания 1 шт.
адаптер питания 1 шт. (в версии 2016 года)
держатель 1 шт.
присоски 4 шт.
паспорт 1 шт.
руководство пользователя 1 шт.

При этом, Бортовое устройство с истекшим сроком службы может быть возвращено не в полной комплектации.

Да, получение второго бортового устройства для установки на транспортном средстве до сдачи бортового устройства с истекшим сроком службы возможно. Для этого необходимо обратиться в центр обслуживания пользователей.

Выдача бортового устройства с актуальным сроком службы до момента возврата ранее выданного бортового устройства возможна если до момента истечения срока службы ранее выданного бортового устройства менее 60 календарных дней или с момента истечения срока службы прошло не более 10 рабочих дней.

Правительство России определило правила использования бортовых устройств грузовиков, зарегистрированных в системе «Платон»

Грузовые перевозки / 15.11.16 19:37

Постановление правительства вносит изменения в правила взимания платы с грузовиков массой свыше 12 тонн за проезд по федеральным трассам

14 ноября подписано постановление Правительства РФ, вносящее изменения в Правила взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, сообщает пресс-служба министерства транспорта.

Документом утверждены правила пользования бортовыми устройствами и требования к сторонним бортовым устройствам, разрешенным к применению в системе «Платон». Эксплуатация сторонних бортовых устройств становится возможна после тестирования на предмет соответствия требованиям системы взимания платы в течение 30 дней.

Одобренные к использованию устройства вносятся в соответствующий реестр на сайте оператора системы. Также постановлением правительства закреплен порядок возврата владельцу транспортного средства денежных средств, внесенных оператору и не перечисленных либо излишне перечисленных в федеральный бюджет.

Деньги должны быть возвращены владельцу транспортного средства, таким образом исключается возврат третьим лицам, совершившим ошибочный платеж. Помимо этого утвержден порядок перечисления платы в доход федерального бюджета.

Отсроченные платежи, произведенные через систему постоплаты, оператор перечисляет в доход федерального бюджета ежемесячно. Постановлением закреплен порядок информационного взаимодействия собственника транспортного средства и оператора системы взимания платы.

Документ включает порядок и сроки регистрации транспортного средства, оформления маршрутных карт, изменения и удаления данных в реестре. В частности, отмена оформленной маршрутной карты допускается только до даты начала ее действия (даты и времени начала движения по маршруту).

Действие законодательства о сборе платы за проезд грузовиков распространяется на 50 тыс. 774 км федеральных автодорог России. Полученные средства Росавтодор намерен инвестировать в проекты по развитию автодорожной инфраструктуры, в том числе с использованием механизмов государственно-частного партнерства.

В настоящее время в РФ действуют Федеральный дорожный фонд и региональные дорожные фонды, которые консолидируют средства, собираемые с пользователей дорог (штрафы, акцизы, транспортный налог, сбор по системе «Платон»). Так, на ремонт федеральных трасс направляется 100% средств из Федерального дорожного фонда.

При этом на ремонт дорог в регионах направляется примерно 15% из региональных дорожных фондов. По данным министерства транспорта, сейчас в нормативном состоянии находится порядка 38,5% региональных дорог и 2/3 федеральных. К концу года 70% федеральных дорог будут соответствовать нормативным требованиям.

Изначально планировалось, что система «Платон» в 2016 году принесет в дорожный фонд примерно 40 млрд руб., в марте 2016 года, после принятия Правительством РФ решений о продлении льготного режима, прогнозируемый объем сборов был снижен до 20 млрд руб. в год.

С 15 ноября 2015 года размер платы в счет возмещения вреда составляет 1,53 рубля за один километр пути. Правительство РФ изначально снизило тариф на 59% от установленного ранее размера платы в 3,73 руб., а в марте 2016 года продлило действие льготного размера платы до специального решения.

  • «Мы становимся более гибкими и отзывчивыми к требованиям клиентов» Алексей Бельский, начальник Центральной дирекции по управлению терминально-складским комплексом ОАО «РЖД»
  • «Несмотря на снижение объёма работы, нам удалось сохранить коллектив и обеспечить некоторый рост заработной платы» Олег Валинский, заместитель генерального директора ОАО «РЖД» – начальник Дирекции тяги
  • «Особое место в нашей работе занимает поддержка здоровья наших работниц» Ирина Костенец, сопредседатель Координационного совета по улучшению условий труда, отдыха и социальной поддержки женщин
  • «Мы должны прогнозировать пожелания клиентов и быть на шаг, а лучше на два шага впереди» Олег Белозёров, генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД»
  • «Любые формы либерализации локомотивной тяги несут в себе технические и технологические риски» Валентин Гапанович, президент НП «Объединение производителей железнодорожной техники» (ОПЖТ)
  • «Самым большим вызовом для профсоюза стало разобщение людей» Сергей Черногаев, первый заместитель председателя Роспрофжела, председатель первичной профсоюзной организации ОАО «РЖД»
  • «После нас должно быть лучше, чем до нас» Андрей Лисицын, начальник Департамента охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля ОАО «РЖД»
  • «Новые логистические продукты позволили магистрали привлечь в этом году дополнительный грузопоток» Виктор Голомолзин, начальник Октябрьской железной дороги
  • «Практически во всех организациях выполнены все обязательства по индексации заработных плат» Николай Никифоров, председатель Роспрофжела
  • «Комфорт и качественный сервис – наши главные приоритеты в работе» Георгий Геворкян, начальник Дирекции железнодорожных вокзалов
Читайте также:  Постановка автомобиля на учет в гибдд

Минтранс разработал техтребования к бортовым устройствам «Платона» для независимых производителей

Дальнобойщики смогут приобретать одно многофункциональное бортовое устройство вместо шести.

Минтранс РФ разработал проект постановления правительства, устанавливающего технические требования к электронным бортовым устройствам в системе сбора платы «Платон». Документ размещен на портале раскрытия проектов нормативно-правовых актов и его публикация открывает этот рынок для независимых производителей IT-оборудования, устанавливаемого на грузовые автомобили.

  • Согласно проекту постановления, дальнобойщики могут иметь единое бортовое устройство, которое обеспечивает информационное взаимодействие с системой «Платон», а также выполняет функции тахографа, аварийной сигнализации ЭРА-ГЛОНАСС, навигатора и обладает дополнительным функционалом для водителя в кабине грузовика, «если это не ухудшает качество выполнения функций» по взаимодействию с «Платоном».
  • Таким образом, Минтранс выполняет поручение Президента РФ Владимира Путина, который в ходе большой пресс-конференции в конце прошлого года высказал мнение, что бортовое устройство для оплаты проезда по федеральным трассам и обязательный для использования дальнобойщиками тахограф (контролирует время труда и отдыха водителя) «могут быть объединены в одну коробочку».
  • В пояснительной информации к проекту соответствующего постановления правительства Минтранс указывает, что в настоящее время «количество бортовых устройств на транспортном средстве доходит до 6 штук», а принятие техтребований «позволит производителям навигационного оборудования предложить перевозчикам единое бортовое устройство».

Опрошенные Gudok.

ru автоперевозчики подтверждают наличие проблемы чрезмерного количества устройств, отмечая, что в кабине порой не хватает мощности для обеспечения электропитания всех необходимых водителю внешних электронных приборов и передатчиков, в том числе обязательных для использования по законам РФ.

«Подключать некуда, прикуриватель не выдержит такого количества приборов», – пояснил ситуацию Gudok.ru координатор ассоциации «Дальнобойщик» Валерий Войтко.

Он согласен, что 3-5 девайсов вполне возможно объединить в одно многофункциональное устройство, но при этом оно должно иметь приемлемую стоимость для водителя. Сейчас, по его данным, цена обязательного к использованию в работе водителя тахографа составляет от 30 тыс. руб. до 70 тыс. руб. в зависимости от региона. По его мнению, единый прибор должен стоить не дороже 20 тыс. руб., поскольку это устройство «не сложнее фотоаппарата».

Производители оборудования для грузовых машин считают, что выпускать многофункциональные устройства невыгодно. Генеральный директор ООО «Багратион» Михаил Бонь поясинл Gudok.ru, что такие приборы будут, скорее всего, стоить больше, чем устройства, сделанные в отдельных корпусах.

С ним согласен гендиректор группы компаний «Гео Менеджер» Петр Сличный. По его оценке, стороннее устройство для конечного потребителя будет стоить 26-35 тыс.

рублей, то есть в 2-3 раза дороже, чем обычный ГЛОНАСС/GPS трекер и устройство для «Платона», которое предоставляется бесплатно.

Основную долю в цене продукта составит модуль средства криптографической защиты информации (СКЗИ) – 20-25 тыс. рублей.

Как отмечается в постановлении, прибор должен обеспечивать формирование и передачу в систему «Платона» информации о текущих координатах автомобиля с помощью спутниковых сигналов ГЛОНАСС/GPS и радиотелефонной связи стандарта GSM/GPRS, а также регистрировать проезд контрольных точек маршрута, иметь криптографическую защиту данных в соответствии с законодательством РФ.

«Данный проект постановления лишь начало возможной реализации данного вопроса, – прокомментировал требования Петр Сличный. – Во-первых, нет описания протокола передачи данных, на который ссылается постановление. Во-вторых, постановление требует особую криптографическую защиту информации, а это исключает всякую возможность использование уже имеющегося оборудования ГЛОНАСС/GPS».

Разрешение на использование устройств независимых производителей будет выдавать оператор «Платона» – компания «РТ-Инвест Транспортные системы» (РТИТС) на основании результатов предварительных испытаний образцов.

Эти испытания и оценку соответствия устройств техническим требованиям «Платона» оператор обязан проводить бесплатно, отмечается в проекте постановления правительства.

Кроме того, новые образцы многофункциональных устройств должны иметь все необходимые сертификаты и декларации соответствия, пройти метрологическую проверку и получить регистрацию в Государственном реестре средств измерений.

Предложения по техническим требованиям к бортовым устройствам системы «Платон» были подготовлены оператором этой системы – компанией «РТ-Инвест Транспортные Системы» и направлены в министерство транспорта в начале года, сообщала 17 февраля газета «Гудок» со ссылкой на директора по внешним коммуникациям РТИТС Полину Лисицыну. Начиная с момента запуска «Платона» 15 ноября прошлого года и до сегодняшнего дня бортовые устройства для сбора платы с грузовиков массой свыше 12 тонн выпускаются единственным производителем – компанией «Центрсвязьинформ» (ЦСИ).

Ранее гендиректор ЦСИ Андрей Бобурков рассказывал в эксклюзивном интервью Gudok.ru, что РТИТС выбрал поставщика бортовых устройств по итогам жесткого отбора претендентов, среди которых были и иностранные игроки.

По его словам, предложение «Центрсвязьинформ» оказалось дешевле, чем у конкурентов, а после принятия постановления правительства о допуске на рынок сторонних производителей компания планирует побороться и за новые контракты.

«Мы готовы к конкурентной борьбе, потому что мы свое изделие совершенствуем, постоянно оптимизируем технологические процессы на заводе», – сказал Бобурков.

Впрочем, профессиональным дальнобойщикам в любом случае не удастся существенно сократить количество различных внешних электронных приборов в кабине грузовика. Одним из таких приборов являются транспондеры, используемые для за взимания платы за проезд по платным трассам.

«Транспондеры не являются бортовыми устройствами, поэтому вопрос об объединении, по сути, разных приборов на повестке дня сейчас не стоит», – пояснили корреспонденту Gudok.ru в пресс-службе госкомпании «Автодор».

В ГК «Автодор» тоже обеспокоены проблемой большого количества приборов в кабине автомобиля, поскольку операторы на отдельных участках разработали собственные устройства, не совместимые друг с другом. Поэтому компания анонсировала программу по переводу всех операторов платных участков автодорог в России на единый стандарт транспондеров.

«Для всех операторов планируется ввод единой системы совмещения протоколов распознавания для всех электронных средств, – рассказывал ранее Gudok.ru председатель правления «Автодора» Сергей Кельбах. – Какие бы операторы платных дорог ни появлялись в России впоследствии, они будут стандартизированы в этих электронных системах оплаты.

При этом оператору будут перечислены все средства, которые взимаются за проезд по его участку».

По его словам, все операторы должны будут заключить соглашения по системе one-to-one, то есть «каждый с каждым», и каждый новый оператор, подключившийся к этой системе, также будет обязан подписать эти соглашения, чтобы транспондером одного оператора любой водитель мог воспользоваться на платном участке автодороги другого оператора. По ожиданиям Кельбаха, эта программа заработает уже в 2016 году.

По оценке опрошенных Gudok.ru производителей спрос на единый прибор у перевозчиков есть. Михаил Бонь из ООО «Багратион» полагает, что бортовое устройство для «Платона» можно объединить с мониторинговой системой, то есть системой, которая демонстрирует транспортной компании местонахождение грузовиков.

«По сути, все должно быть в одной коробке, – согласен руководитель «Гео Менеджер» Петр Сличный. – Как минимум, тахограф и «Платон» – это очень связанные вещи. Тахограф с небольшими доработками может решать задачи «Платона».

По действующему законодательству тахографы уже должны иметь модуль средств криптозащиты информации (СКЗИ).

«Необходимо лишь «притереть» некоторые характеристики к требованиям постановления и это будет именно то «стороннее бортовое устройство», что требуется», – сказал он.

«На наш взгляд, нет необходимости плодить оборудование, структуры и требования, так как можно развивать данную тему на уже существующих платформах», – резюмировал Сличный. Он напомнил, что уже было обязательное оснащение перевозчиков опасных грузов тахографами и оборудованием ГЛОНАСС/GPS.

http://www.gudok.ru/freighttrans/?ID=1331848

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *