Общие положения — правила взимания утилизационного сбора

​Сбор для утилизации потребуется заплатить в ряде случаев. Без уплаты установленной суммы постановка на учет ТС запрещена, то есть пользоваться машиной нельзя.

По ФЗ № 89-ФЗ оплачивать сбор требуется только один раз. Этот момент фиксируется в паспорте техники. Утилизация необходима для соблюдения всех норм экологического характера.

У данной формы налога есть несколько особенностей, в частности НДС не взимается, а сумма плюсуется к стоимости ТС.

Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»

Утилизационный сбор что это?

Общие положения - Правила взимания утилизационного сбора

Взимание осуществляется для обеспечения безопасности экологического типа окружающей среды и охраны здоровья граждан. Все получаемые суммы в дальнейшем идут на утилизационные процессы, которые соответствуют установленной экологической норме.

Кто должен платить утилизационный сбор?

По 3 части ст. 24.1 ФЗ № 89, регламентирующем отходы производства, установлено несколько категорий лиц, которые обязаны оплатить установленные суммы. Среди них:

  • лица, которые ввозят ТС на территорию РФ;
  • лица, производящие транспортные средства в РФ;
  • приобретающие авто у физических или юридических лиц, которые не оплачивали сбор;
  • владельцы ТС, на которые не уплачивалась пошлина, при перемещении по территории свободной зоны таможни в Калининградской области.

В последнем случае исключением является реэкспорт.

Общие положения - Правила взимания утилизационного сбораОбразец отметки в ПТС об уплате утильсбора

Кто освобождается от утилизационного сбора?

Освобождение от выплат установлено 6 частью статьи 24.1 ФЗ № 89-ФЗ. В перечне есть несколько категорий автомобилей:

  • ввозимые в РФ физическим лицом, которое является добровольным переселенцем. Для этого требуется участвовать в программе возвращения соотечественников из-за рубежа или быть беженцем, а также вынужденным переселенцем. Два последних варианта требуют установленный порядок признания таковым;
  • ввозимые различными международными организациями, которые пользуются привилегиями и участвуют в различных сферах деятельности по международному праву, дипломатическими представительствами или консульствами. Кроме этого, ввоз без пошлины разрешен сотрудникам таких организаций и их семьям в виде близких родственников;
  • с возрастом более 30 лет. При этом, не должно быть использования их в коммерческой деятельности. Требуется наличие оригинального двигателя, кузова, рамы, если она есть. ТС имеет оригинальное состояние, которое определено по видам и категориям законодательством;
  • с возрастом менее 3 лет при таможенной процедуре в Калининградской области в Особой экономической зоне. Исключением считают транспортные средства, которые используют для международных перевозок.

При перепродаже такого транспортного средства налог придется оплатить уже покупателю. По этой причине требуется при покупках проверять наличие отметки в ПТС.

Читать так же:  Земельный Кодекс РФ в 2021 году

По каким транспортным средствам нужно платить утильсбор

Размер утильсбора установлен для различных категорий транспортных средств.

Общая формула: ∑ УС = БС × К.

Общая сумма равна произведению базовой ставки на специальный коэффициент, который установлен для каждого типа ТС на основе перечня, утвержденного ПП РФ № 1291. Есть категории ТС с установленной базовой ставкой.

Расчет будет зависеть от года выпуска, массы, размера и объема двигателя. Эти факторы влияют на устанавливаемый коэффициент.

Постановление Правительства РФ от 26.12.2013 N 1291 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»

На легковые автомобили

При ввозе из-за рубежа легкового авто ставка установлена в 3400 рублей при возрасте до 3 лет и в 5200 рублей, если выпуск произведен больше чем три года назад.

Такое правило действует для физических лиц, которые приобретают автотранспорт для личного пользования. Для юридических лиц ставки выше и они уже в дальнейшем включаются в итоговую стоимость ТС при продаже.

Требуемые суммы в зависимости от вида автомобиля и его двигателя:

Автомобиль До 3 лет Старше 3 лет
Электромобиль 32 600 122 000
до 1000 см.куб. 33 000 123 000
1000-2000 см.куб. 84 000 313 800
2000-3000 см.куб. 126 000 480 200
3000-3500 см.куб. 114 600 570 000
от 3500 см.куб. 181 600 700 200

На грузовые автомобили

ТС До 3 лет Больше 3 лет
до 2,5 т 142 500 151 500
2,5-3,5 т 300 000 432 000
3,5-5 т 285 000 456 000
5- 8 т 313 500 786 000
8-12 т 381 000 1 192 500
12-20 т 418 500 1 735 500
Седельный тягач 12-20 т 510 000 3 469 500
Автосамосвал 12-20 т 418 500 1 735 500
Автомобили-фургоны, включая рефрижераторы, 12-20 т 418 500 1 735 500
20-50 т 825 000 2 035 500
Седельный тягач от 20 до 50 т 825 000 2 035 500
Автосамосвал 20-50 т 825 000 2 035 500
Автомобили-фургоны, включая рефрижераторы, 20-50 т 825 000 2 035 500

На спецтехнику

Спецтехнику делят на два типа. Автобетоносмеситель имеет сумму в 853 500 и 2 242 500 при возрасте младше и старше 3 лет соответственно. Остальные специальные ТС имеют выплаты в 285000 и 1725000 рублей.

На прицепы и полуприцепы

Оплата требуется только для прицепов с категорией О4, которые имеют массу больше 10 тонн. При меньшей массе выплаты не нужны. При возрасте меньше 3 лет — 75000, а больше — 1207500.

На автобусы

Объем двигателя До 3 лет Больше трех лет
электродвигатель 171 000 172 500
до 2500 см.куб. 171 000 172 500
2500-5000 см.куб. 342 000 517 500
5000-10000 см.куб. 456 000 759 000
от 10000 см.куб. 570 000 897 000

На мотоциклы

На мотоцикл не требуется оплата специальной пошлины.

Порядок уплаты утилизационного сбора

В первую очередь потребуется подготовить документы на транспортное средство при покупке или таможенном контроле. Оплата пошлины производится в рублях при помощи отдельного расчетного платежного документа. Требуется рассчитать сумму и внести соответствующий код. Оплачивать можно на таможне или в региональном отделе налоговой.

Если ранее уже уплачивалась пошлина и ее величина была превышена, то остаток может быть зачислен в счет текущей выплаты. При этом остаток не может перечисляться в дополнение к другим типам платежей, так как имеет другую финансовую природу.

Читать так же:  Досрочный выход на пенсию по новому закону

Только после уплаты возможно поставить ТС на учет. Сроки оплаты не установлены, но при использовании ТС без пометки в ПТС накладывают штрафные санкции.

Общие положения - Правила взимания утилизационного сбораОбразец квитанции об оплате

Штрафы за неуплату сбора

Регистрация авто без уплаты пошлины невозможна. По законодательству такое ТС не считается поставленным на учет даже при наличии официального ПТС.

Перемещение на таком авто возможно не больше 20 дней, то есть период действия транзитного номера. Если после этого срока автомобиль используется, то по статье 12.1 КоАП РФ установлен штраф в размере 500-800 рублей.

 При повторном нарушении производится лишение прав на период до 3 месяцев.

Статья 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке, транспортным средством, не прошедшим государственного технического осмотра или технического осмотра»

Возможное возвращение утилизационного сбора

При определенной ситуации выплата возвращается. Наиболее частым случаем может быть ошибочный перевод. Примером служит уплата пошлины после предварительной оплаты другой организацией или физическим лицом.

Возврат производится в той же организации, в которой осуществлялась выплата. Таких организаций всего две: таможня, если осуществлялась доставка из другой страны, или налоговый орган региона. Второй вариант используют при покупке авто на территории России.

Для возврата потребуется оформить специальный тип заявления, в котором прописана необходимость возврата средств. Бланк можно получить в органе, куда произошло обращение.

Общие положения - Правила взимания утилизационного сбораОбразец решения на запрос на возврат средств за оплату утильсбора

Дополнительно собирают пакет документов в виде копий. Потребуется наличие:

  • паспорта собственника;
  • ПТС в оригинале и его копии;
  • квитанции, свидетельствующей о произведенном перечислении средств в виде приходно-кассового ордера или официального платежного поручения;
  • документа, который подтверждает ошибку при оплате.

После передачи всех документов будет принято решение в течение месяца об отказе официального типа или возврате суммы, которая была ошибочно перечислена.

При положительном решении указанная сумма возвращается на предоставленный счет заявителя.

Выплата за утилизацию транспортного средства производится при его покупке или растаможке его новым владельцем. Такую же выплату могут оплачивать производители.

Полученные средства идут в федеральный бюджет на дальнейшую переработку авто после окончания их эксплуатации. Для каждой категории транспортных средств используются свои ставки.

Расчет требуемой суммы производится перед непосредственной оплатой на таможне или в налоговой.

Что означает утилизационный сбор в ПТС и кто обязан его оплачивать

Многие автолюбители в ходе совершения регистрационных действий в ГИБДД со своими «железными конями» замечали штамп в паспорте своего транспортного средства, информирующем о том, что был уплачен утилизационный сбор. Некоторые даже сталкивались с обстоятельствами, когда отсутствие этой отметки служило препятствием для регистрации автомашины в Инспекции по безопасности дорожного движения.

Ниже рассмотрено, что означает утилизационный сбор в ПТС, при каких обстоятельствах уплачивается сбор, кто именно его платит, как рассчитать сумму, что является свидетельством уплаты.

Законодательная база. Основания для взимания

Основным нормативным актом, регламентирующим обязательства по оплате утилизационного сбора, выступает принятый 24 июня 1998 года на государственном уровне закон «Об отходах производства и потребления» №89-ФЗ.

Первоначально сбор вводился только на легковые и грузовые автомашины, начиная с 1 сентября 2012 года. Он был установлен только для импортируемой техники.

С 1 января 2014 года сбор установлен уже для всех автомобилей – как импортируемых, так и произведенных в России. А с 1 января 2016 года данные отчисления уплачиваются также со спецтехники и прицепов.

То есть лесная, строительная, сельскохозяйственная и прочие спецмашины также включены в сферу действия нормативного акта.

По замыслу правительства этот платеж является компенсацией расходов по утилизации техники, когда она выработает свой ресурс и придет в негодность в будущем. Чтобы не нести такое бремя, государство изначально перекладывает его на изготовителей и сегодняшних владельцев автомобилей и специализированной техники.

Что значит отметка в ПТС

Свидетельством того, что сбор уплачен, служит специальная отметка в ПТС.

Где она находится в ПТС и кто ее ставит

Общие положения - Правила взимания утилизационного сбора

Соответствующий штамп ставится в поле «Особые отметки» (слева на первой странице ПТС).

Если транспорт проходит через таможню, отметку ставит ее работник, уполномоченный в силу своих должностных обязанностей. При этом она обязательно заверяется его личной печатью с номером.

  • В налоговой по своему местоположению ставит штамп и покупатель, если ранее утиль сбор на приобретенное им автотранспортное средство не был оплачен.
  • Наиболее крупные производители колесного транспорта (а также прицепов) штамп об уплате в ПТС ставят сами.
  • Еще данную отметку вправе проставить и ГИБДД, если необходимо выдать дубликат ПТС. Таким образом, пометку могут поставить только следующие лица:
  • должностное лицо таможни;
  • инспекция ФНС в месте регистрации производителя или покупателя авто;
  • крупнейший российский автопроизводитель;
  • ГИБДД (только при выдаче дубликата).
Читайте также:  Заявление об утере водительского удостоверения

Для каких категорий авто предоставляется освобождение от уплаты

Законодательством определен ряд категорий «счастливчиков», не уплачивающих утиль сбор:

  • владельцы авто, возвращающиеся на историческую родину (подпадают в рамки программы возвращения на историческую родину), вынужденные переселенцы, беженцы;
  • консульские и дипломатические органы, сотрудники этих органов, их семьи;
  • собственники автомобилей-раритетов (при условии, что авто не моложе 30 лет, будет использоваться только в личных нуждах, установлены «родные» кузов, рама, двигатель);
  • если машина попадает в Россию на срок, не превышающий полгода (следует транзитом);
  • когда «растаможка» происходит в ОЭЗ в Калининградской области и возраст автомашины не старше 3 лет.

Документы для обоснования освобождения от уплаты

Общие положения - Правила взимания утилизационного сбора

Тому, с кого снята обязанность по расходам на внесение оплаты по сбору, надо это доказать. Следует обеспечить предоставление пакета документов, что он действительно участник программы по возвращению, является беженцем, переселенцем или сотрудник посольства/консульства, член семьи сотрудника. Необходимо отметить, что льготу по уплате получит только владелец-переселенец, но не члены его семьи. Только члены семьи консульских или посольских работников освобождены от уплаты.

Кому нужно платить

Плательщиками являются организации и граждане, которые:

  • ввозят ТС через таможню в Россию;
  • производят автомашины и специализированную технику в пределах Российской Федерации;
  • стали собственниками автомобиля с неоплаченным ранее утилизационным сбором (неважно почему).

Механизм вычисления суммы сбора

Расчетная формула представляет собой произведение базисной ставки сбора на определенный специальный множитель.

Сумма утилизационного сбора = Базовая ставка * Коэффициент

Коэффициенты и базисная ставка определены Постановлением Правительства РФ (№1291 от 26.12.2013) и прописаны в «Перечне видов и категорий ТС». Впоследствии в этот Перечень вносятся только изменения.

Так, например, с 1 января 2020 года вступило в действия повышение некоторых коэффициентов, в основном, для легковых автомобилей. Данный перечень размещен на Интернет-ресурсах. Базисная ставка по легковым автомашинам определена в 20 тыс. рублей.

Для грузовых автомобилей, спецтехники и прицепов – 150 тыс. рублей.

Общие положения - Правила взимания утилизационного сбора

Значения коэффициентов зависят от следующих критериев:

  • возраста ТС – новые до 3 лет или свыше данного возраста. Срок отсчитывается с 1 июля года изготовления;
  • типа транспортного средства;
  • для легковых автомобилей – объема двигателя;
  • для грузовых – полной массы.

Ниже приведены размеры коэффициентов, действующих с 01.01.2020, для легкового автотранспорта:

Легковые автомобили Коэффициент
новые старше 3 лет
1. Электромобили, кроме гибридов 1,63 6,1
2. Автомобили с объемом двигателя:
до 1,0 л (включительно) 2,41 6,15
от 1,0 л до 2,0 л (включительно) 8,92 15,69
от 2,0 л до 3,0 л (включительно) 14,08 24,01
от 2,0 л до 3,5 л (включительно) 12,98 28,5
более 3,5 л 22,25 35,01

В качестве примера приведено вычисление утилизационного сбора для отечественного автомобиля, произведенного в 2019 году, с объемом двигателя 1,4 литра.

Утилизационный сбор = 20 тыс. руб. * 8,92= 178,4 тыс. руб.

Где и каким способом оплачивать

Граждане и организации, приобретающие машину в автосалоне, с подобной проблемой не сталкиваются. За них сбор уже уплатил производитель авто. Достаточно только убедиться в наличии печати в ПТС. Сложнее с покупателями подержанных авто. В том случае, когда пометка в ПТС есть — всё в порядке, сбор был уплачен кем-то из предыдущих владельцев. А если нет?

Ему необходимо обратиться либо на таможню, если он ввозит автомобиль из-за границы, или в ФНС по месту своей регистрации в остальных случаях.

Сумма утилизационного сбора, как, например, налоги или госпошлина, оплачивается через банк или электронные сервисы. Для этого достаточно обратиться в ближайшее отделение любого банка, воспользоваться личным кабинетом на сайте своего банка или произвести оплату через платежные терминалы.

Общие положения - Правила взимания утилизационного сбора

При заполнении квитанции в банке вручную необходимо указать следующий код бюджетной классификации (КБК) – 18211208000012000120 (для автомобилей). Квитанцию необходимо заполнить без ошибок.

Как вернуть переплату по утилизационному сбору в случае ошибки

Несмотря на относительную простоту исчисления, могут возникнуть ситуации, когда сумма или уплачена в неполном объеме, или, наоборот, уплачена излишне. В случае недоплаты все просто – необходимо пойти и оплатить.

А если переплата? Излишек можно вернуть, или зачесть в счет будущих оплат сбора. Для этого составляется соответствующее заявление. Его бланк можно взять в ИФНС или ФТС (в зависимости от того, куда ранее производили оплату).

Вернуть излишне уплаченную сумму можно в течение трех лет с момента переплаты.

Ответственность за неуплату

Как указывалось ранее, из-за отсутствия пометки об уплате утиль сбора автомобиль не будут ставить на учет в ГИБДД. Законно перемещаться на машине после ее приобретения разрешено будет только 20 дней, на время срока действия выданных транзитных номеров.

Затем, согласно условиям статьи 12.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ, водитель будет оштрафован (вождение незарегистрированного автомобиля) на сумму от 500 до 800 рублей.

Если нарушение выявится повторно, это может стоить уже 5 000 рублей либо лишат водительских прав до 3 месяцев.

[Total: 0 Average: 0]

Утилизационный сбор с автомобилей – для чего нужен, как рассчитывается, и при чем здесь утилизация?

Общие положения - Правила взимания утилизационного сбора

С утилизационным сбором россияне обычно не сталкиваются, пока не решат ввезти купленный в другой стране автомобиль. Это достаточно крупная сумма, а недавно сбор стал еще больше. Все это влияет на цены на авторынке, а политика государства, хоть и направлена на защиту внутреннего производителя, приносит проблемы бизнесу. Мы расспросили экспертов об утилизационным сборе и о том, как он влияет на авторынок.

В новостях регулярно рассказывают об утилизационном сборе, но говорят обычно о его повышении и о том, как это повлияет на уровень цен на автомобили. О том, что это за сбор и для чего он нужен, обычно не говорится.

Впервые в России прообраз утилизационного сбора появился в 2009 году, когда обсуждался запуск новой программы по утилизации автомобилей. Программа, как известно, предполагала скидку в 50 тысяч рублей взамен на любой старый автомобиль. Тогда для оформления сертификата на эту сумму нужно было заплатить 3 000 рублей – что стало первым вариантом утильсбора.

Учитывая, что тогда сумма скидки по курсу доходила до 2 тысяч долларов, программа была очень интересной, несмотря на введенный сбор. И она работала, вспоминает Дмитрий Мельников из СибАвтоКонсалт. Он считает, что это и была настоящая забота об экологии и безопасности на дорогах:

Программа действительно перестала действовать в 2012 году, но уже тогда премьер-министр России Владимир Путин на совещании в Тольятти поднимает вопрос ответственности производителей за утилизацию отходов.

Параллельно шел процесс вступления России в ВТО, и власти ожидали, что в страну хлынет поток дешевых иномарок (так как основная задача ВТО – отмена или значительное снижение ввозных пошлин). И уже вскоре был введен сам утилизационный сбор.

К утилизации в конечном виде утилизационный сбор имеет крайне опосредованное отношение. Как говорит Александр Багрецов из SRG, фактически это дополнительный налог, который платят при ввозе ТС на территорию России, производстве и при покупке у собственника (который его не заплатил):

Изначально утилизационный сбор был введен только на импортируемые из-за рубежа автомобили. Но уже в ноябре 2012 года стало известно, что утилизационным сбором недовольны страны Евросоюза, а также другие страны (в том числе Китай, Индия, США, Турция, Украина и Япония). Они подали иск в ВТО против России, так как считают утилизационный сбор дискриминационным для них.

И хоть иск до сих пор не рассмотрели (а вступление России в ВТО теперь воспринимается весьма противоречиво), в 2013 году утилизационный сбор распространяют и на российских автопроизводителей. Правда, вместе со сбором для них вводят промышленные субсидии, по размеру примерно такие же.

Как говорит Наталья Беляева из экспертного совета при Правительстве РФ, после всех законодательных изменений утилизационный сбор перестал иметь какое-либо отношение к собственно утилизации автомобилей:

Кстати, утилизационный сбор есть не только в России. В Евросоюзе при покупке автомобиля уплачивается около 100 евро такого сбора, есть он и в Белоруссии (правда, учитывая общее таможенное пространство с Россией, это логично), и даже в Украине – которая уже получила иск от Японии по этому поводу.

В Японии похожий сбор тоже существует, его ввели еще в 2005 году, и он составляет примерно от 70 до 180 долларов. А первым такой сбор ввели в Норвегии – там он взимается еще с 1978 года.

Кто платит сбор и в каких размерах

Как уже стало понятно, утилизационным сбором в России облагают все автомобили, которые произведены в стране, ввезены в нее, а также те, за которые по каким-то причинам сбор не был уплачен ранее.

При уплате утилизационного сбора информация об этом проставляется в ПТС автомобиля. Им облагаются все типы автомобилей – как легковые, так и грузовые, автобусы, и даже электромобили.

Исключений из общего правила немного: не нужно платить утилизационный сбор в таких случаях:

  • его ввозит в Россию участник программы добровольного переселения соотечественников;
  • автомобиль старше 30 лет и не используется в коммерческих целях;
  • транспортом владеют дипломатические представительства других стран;
  • сбор уже уплатил производитель или прежний владелец.
  • Что касается суммы утилизационного сбора, она рассчитывается по простой формуле:
  • УС = БС × К
  • где:
    БС – базовая ставка сбора
    К – специальный коэффициент
  • Базовые ставки определены еще с 2012 года и с тех пор не менялись:
  • для легковых автомобилей (категория M1) – 20 000 рублей;
  • для грузовых автомобилей и автобусов (M2, M3, N1, N2, N3), их шасси и прицепов – 150 000 рублей;
  • для самоходных машин и прицепов к ним – 172 500 рублей.
Читайте также:  Рассрочка уплаты административного штрафа ГИБДД

Величину специального коэффициента нужно искать в Постановлении Правительства от 26.12.2013 года № 1291 – он зависит от категории ТС, объема его двигателя (для легкового авто), возраста (до 3 лет или больше), допустимой максимальной массы (для грузовых авто).

  1. Исходя из этого, рассчитать утилизационный сбор достаточно просто. Например, сбор за ввоз в Россию годовалого китайского Zotye T600 с двигателем объемом 1,5 литра придется заплатить:
  2. 20 000 × 8,92 = 178 400 рублей
  3. А если ввезти 5-летнюю Toyota Camry с двигателем объемом 3,5 литра, сбор будет намного больше:
  4. 20 000 × 28,5 = 570 000 рублей

Если ввозить авто с двигателем объемом более 3,5 литров, сбор будет таким, что выгоды в такой операции не будет совсем. То же касается и коммерческого транспорта – за 5-летний грузовик придется заплатить больше миллиона рублей, что многих заставит пересмотреть свой выбор в пользу отечественного автопрома.

Выходит, что утилизационный сбор выступает своеобразным барьером против ввоза в Россию относительно старых автомобилей.

Как он влияет на цены

Как уже стало понятно, утилизационный сбор даже на легковые автомобили может исчисляться сотнями тысяч рублей. С начала 2020 года выросли коэффициенты (мы в примерах учли именно актуальные значения), причем выросли значительно – какие-то на 46% (для авто с двигателями объемом до 1 литра), а какие-то – на 145% (более 3,5 литров).

  • Эксперты сразу оценили влияние повышения ставок на увеличение цен на автомобили – по их мнению, цены вырастут на 2-4%, но узнать точно получится только по итогу первых месяцев 2020 года.
  • Утильсбор был повышен для того, чтобы компенсировать очередное снижение ввозных пошлин – по требованию ВТО они были снижены с 17 до 15%, а повышение утилизационного сбора в итоге удержит заградительный тариф на уровне в 30%.
  • Но для тех, кто производит автомобили внутри страны, переживать, на первый взгляд, не стоит: для них Министерство промышленности и торговли поддерживает механизм промышленных субсидий – за то, что автомобили производятся внутри России, производителям компенсируют расходы на уплату утилизационного сбора.
  • Все это существует внутри системы специальных инвестиционных контрактов (СПИК), и с 2020 года субсидии будут выше у тех, кто добился высокого уровня локализации производства.
  • Другими словами, российских производителей автомобилей по технологии «отверточной сборки» в скором времени – с 2022 года – приравняют к импортерам и заставят платить утильсбор по полной (пока же им компенсируют 50% сбора).
  • То есть, от утилизационного сбора по факту будут освобождены те, кто смог устроить производство по полному циклу – включая штамповку, сварку и окраску кузовов (без этого производитель не наберет минимальные баллы по локализации и не получит субсидию).
  • Тем не менее, утилизационный сбор эксперты все еще считают попыткой государства заработать побольше. На инфраструктуру по утилизации техники, напоминает Наталья Беляева, деньги все еще не тратятся:

С другой стороны, сохранение таможенных барьеров позволило поддержать отечественного производителя. Сейчас в России производится более 90% продаваемых внутри страны автомобилей, что позволило отрасли сравнительно спокойно пережить кризис.

Что касается коммерческого транспорта, утилизационный сбор вносит свои коррективы в планы бизнеса, говорит Дмитрий Мельников. По его словам, распространение сбора на полуприцепы погубило бизнес тех, кто зарабатывал на их импорте:

В результате, считает эксперт, вместо работающей программы по замене и утилизации отжившей свое старой техники имеем проблему эксплуатации старой (и часто изношенной) техники на дорогах. Часть перевозчиков ушла с рынка, так как оказалась не в состоянии покупать новую технику даже по российским ценам, остальным приходится экономить и выпускать на дорогу полуприцепы старше 7-10 лет.

При этом импортная техника все же есть, но по качеству она заметно уступает «старшим братьям», менее безопасна и экологична, а еще не приносит пользы отечественному производителю, говорит Мельников:

Поэтому как-то однозначно оценить утилизационный сбор сложно: с одной стороны, его введение загрузило работой российские автомобильные заводы, но с другой – сократило выбор, а в сфере коммерческого транспорта это было особенно разорительно.

Какое отношение он имеет к утилизации

О том, что взимание утилизационного сбора, мягко говоря, отошло от своей первоначальной концепции, замечают не только простые обыватели – это видят и в Госдуме. Недавно, после анонсированного повышения сбора, против этого высказался депутат Вячеслав Лысаков от «Единой России» (который, к тому же, имеет отношение к партии «Автомобильная Россия»).

  1. Он обрушился с критикой на Минпромторг – и за то, что повышение утилизационного сбора имеет отношение лишь к пополнению бюджета, и за отсутствие всяческого финансово-экономического обоснования повышения тарифа, и главное – за то, что к утилизации автомобилей он не имеет никакого отношения.
  2. Об этом же говорит и Наталья Беляева – деньги, которые должны собираться на создание системы утилизации старых автомобилей, выплачиваются на производство новых:
  3. При этом полноценных программ утилизации в России нет – не ведется даже официальная статистика по этому вопросу, а для автовладельца участие государства в утилизации сводится к тому, что он должен заключить договор с компанией, имеющей соответствующую лицензию.
  4. Что он будет делать с этим автомобилем дальше (продаст на запчасти, отправит под пресс или поставит гнить под забором) – государство уже не волнует: автомобиль по документам считается утилизированным.
  5. В мировой практике есть уже достаточно хорошо отлаженная система утилизации старых машин, говорит Алексей Ермилов из ГК «АвтоСпецЦентр» – старые автомобили перерабатывают, получая из них ценные материалы:
  6. В России же у владельца старого автомобиля не так уж много вариантов, что с ним сделать – относительно рабочую машину примут в Trade-in (но тогда ее выгоднее просто продать на вторичном рынке), еще ее можно сдать в металлолом или разобрать на запчасти, говорит Александр Багрецов:
  7. Выходит, что утилизационный сбор – действительно лишь сбор, и на развитие технологий утилизации отходов в России имеет очень опосредованное отношение.

Утилизационный сбор 2021: понятие, порядок оплаты, штрафные санкции

В данной статье мы рассмотрим что такое утилизационный сбор. Узнаем кто его платит. Какие нужны документы. Разберемся в налоговых ставках и сроках уплаты.

Об утилизационном сборе россияне узнали в 2012 г. Именно тогда вступил в действие п.1 ст.24-1 закона №89-ФЗ, предусматривающий его взимание. Несмотря на то что с момента введение этой нормы в действие прошло уже более 5 лет, у плательщиков периодически возникают вопросы, касающиеся порядка его администрирования.

Утилизационный сбор: понятие, порядок оплаты, штрафные санкции

Об утилизационном сборе россияне узнали в 2012 г. Именно тогда вступил в действие п.1 ст.24-1 закона №89-ФЗ, предусматривающий его взимание.

Несмотря на то что с момента введение этой нормы в действие прошло уже более 5 лет, у плательщиков периодически возникают вопросы, касающиеся порядка его администрирования.

Выясним, какие правила оплаты утилизационного сбора действуют в текущем году, и предусмотрены ли законодательством причины, позволяющие избежать лишних расходов.

[adinserter block=”1″]

Утилизационный сбор: определение и причины возникновения

Идея обложить россиян очередным обязательным платежом возникла у отечественных законотворцев не случайно: основанием послужило ухудшение экологической обстановки в крупных городах и необходимость затрачивать приличные суммы на утилизацию отходов, в частности, отслуживших свой срок транспортных средств.

Согласно нормам указанного выше федерального закона под утилизационным сбором (УС) понимается единовременный платёж, взимаемый государством с покупателей автомобилей для улучшения экологической обстановки и минимизации негативного воздействия от выбросов ТС. Предполагается, что собранные таким образом денежные средства должны расходоваться на проведение мероприятий природоохранного характера.

Обратите внимание, что сбором облагаются не только автомобили, но и другие категории ТС: в частности, самоходные машины, прицепы.

Кого считают плательщиком сбора

В РФ выплачивать утилизационный сбор обязаны все покупатели транспортных средств независимо от целей их приобретения. Иначе говоря, плательщиками рассматриваемого сбора являются как физические, так и юридические лица.

Заметьте, что сегодня уклониться от уплаты УС нельзя. Отметка о его взимании проставляется в ПТС автомобиля. Без неё поставить машину на регистрационный учёт невозможно.

[adinserter block=”13″]

Как администрируется утилизационный сбор

Покупатели новых автомобилей с проблемой уплаты утилизационного сбора не знакомы. Обязанность вносить платёж за такие машины возложена на производителей и экспортёров ТС. Поэтому покупателям свежих авто достаточно просто удостовериться в том, что в ПТС присутствует соответствующая отметка.

Тем кто приобретает «железного коня» на вторичном рынке, следует быть более внимательными. Помимо тщательной проверки технического состояния автомобиля придётся уделить повышенное внимание документации на него.

Присмотритесь к дате выдачи ПТС: если паспорт выписан ранее 01.09.2012 (даты, когда вступил в действие закон №89-ФЗ), дополнительно уплачивать утилизационный сбор не нужно. Если же приобретается машина, выпущенная позднее этого срока, в паспорте должны присутствовать соответствующие отметки.

Читайте также:  Автоматический расчет длительности маршрута в системе Платон с 7 июля 2017 года

Кто освобождён от утилизационного сбора

Категорий автовладельцев, имеющих право не платить УС, не так много. К ним относятся:

  • переселенцы (беженцы, ввозящие в РФ свои автомобили, а также россияне, проживающие за границей);
  • дипломаты, обладающие соответствующим иммунитетом и члены семьи;
  • собственники ретроавтомобилей (ТС старше 30 лет), сохранившие или самостоятельно восстановившие их оригинальную комплектацию.

В последнем случае требуется дополнительное соблюдение 2 условий. Во-первых, владелец обязан использовать машину только для личных нужд, во-вторых, на авто должны быть установлены «родные» кузов и двигатель.

Льготники, приобретающие авто, сбор не платят. Именно поэтому в паспортах машин, собственники которых освобождены от выплаты УС, нет соответствующих отметок.  статью: → “Особенности бухгалтерского учета аккумуляторов для автомобилей”

Однако необходимо принять во внимание, что освобождение от уплаты распространяется только на действующих владельцев ТС. Покупателям, приобретающим машины у перечисленных выше категорий граждан, придётся исполнить свою обязанность по уплате утилизационного сбора.

[adinserter block=”10″]

Кому придётся платить сбор самостоятельно

Перед покупкой подержанной машины стоит внимательно изучить графу «Особые отметки» в ПТС. Если данные об уплате сбора отсутствуют, и машина выпущена позднее 01.09.2012, следует заплатить сбор.

В категорию плательщиков УС могут попасть покупатели следующих автомобилей:

  • иномарок, ввезённых из-за рубежа;
  • машин, ранее принадлежавших льготникам;
  • авто граждан, не исполнивших свою обязанность по выплате рассматриваемого сбора.

В любом случае, действует правило: с владельцев машин, выпущенных позднее 01.09.2012, утилизационный сбор должен взимается в любом случае. Если авто выпущено в России, УС заплатит его производитель, если за рубежом – владелец, ввозящий его на территорию страны.

Нюансы уплаты утилизационного сбора в Беларуси

В РБ рассматриваемый сбор был введён ещё в 2014 г. С этого момента УС облагаются все ввезённые из-за рубежа автомобили. Исключение делается для ретроавто старше 30 лет, не используемых в бизнес-целях, и для автомобилей, выпущенных в Республике.

Плательщиками УС признаются и юридические лица, и граждане. Как и в РФ, от выплат освобождены дипломаты с семьями, работники международных организаций и беженцы. С февраля 2016 г. базовая ставка УС устанавливается в рублях. Однако её размер заметно вырос:

  • для организаций – в 1,65 раза;
  • для граждан – в 8,25 раз.

Такая мера была предпринята с целью отрегулировать ввоз подержанных иномарок с территории ЕС и привести в соответствие таможенные правила РБ с нормами, действующими в РФ.

Куда платить УС и кто является получателем сбора

От того, по какому основанию выплачивается сбор зависит то, кто будет его получателем. В таблице рассмотрены причины уплаты сбора:

Получатель Причина уплаты сбора
ФНС России ТС приобретается у собственника-льготника
ФНС России В ПТС отсутствуют отметки об уплате УС при наличии такой обязанности
ФТС России ТС приобретается за рубежом и ввозится на территорию РФ

Иначе говоря, если УС взимается по причине того, что ранее авто не подлежало обложению сбором либо сбор не был оплачен из-за небрежности предыдущего владельца, получателем платежа является Федеральная налоговая служба. Если УС облагаются ввезённые из-за рубежа иномарки, денежные средства необходимо вносить на счёт Федеральной таможенной службы.

От чего зависит размер сбора

Порядок расчёта величины сбора прописан в постановлении Правительства от 26.12.2013 г. за №1291. На сегодняшний день этот нормативный акт используется в редакции 2015 г. Согласно положениям документа, величина утилизационного сбора напрямую зависит от следующих факторов:

  • категории ТС – легковой автомобиль, грузовик, спецтехника и прочее;
  • его возраста – до 3 лет или старше.

Внутри категорий размер сбора варьируется от различных физических показателей: рабочего объёма двигателя, массы, габаритов.

В частности, для легковушек платёж зависит от объёма двигателя. Чем он больше, тем сбор выше. Аналогичное правило действует и для сельхозтехники. Чем мощнее силовая установка, тем больше сбор.

У грузовиков и спецтехники размер УС зависит от их суммарной массы. Чем тяжелее машина, тем больше денег придётся заплатить. статью: → “Порядок сдачи отчетности при торговом сборе”

Коэффициенты для расчёта сбора

В таблице указаны коэффициенты для расчета:

Идентифика-ционный код Вид ТС Коэффициент
До 3 лет Более 3 лет
A01-A04 Автогрейдеры 3,2-8,0 8,5- 23,7
B01-B05 Бульдозеры 4,0-15,0 12,0-100,0
C01-C03 Экскаваторы 4,0-8,0 17,0-40,5
D01-D04 Перегружатели колесные 2,5-4,4 76,6-160,9
E01-E03 Катки дорожные 0,7-2,2 3,2-9,7

Пример самостоятельного расчёта сбора

Граждане, планирующие приобрести подержанное авто, нередко задаются вопросом: как достоверно определить размер УС. Чтобы узнать, сколько денег придётся перечислить в бюджет, следует внимательно изучить соответствующие нормативные документы и верно определить тип транспортного средства.

Рассчитывать сумму платежа владельцу ТС придётся самостоятельно. Поясним на конкретном примере, как правильно это сделать. Для подсчёта следует воспользоваться простой формулой:

УС = базовая ставка соответствующего ТС * поправочный коэффициент

Предположим, физическим лицом приобретается подержанная иномарка возрастом 4 года, мощность двигателя – 1,6 куб. см, снаряженная масса – до 2,5 т. Утилизационный сбор ранее не уплачивался: в ПТС нет соответствующий пометок. УС = 20 6000 руб. * 8,26 = 165 200 руб.

Следовательно, гражданину при покупке такого автомобиля придётся перечислить в бюджет УС в размере 165 200 рублей.

Юридическим лицам приходится платить заметно больше, поскольку базовые ставки для них выше. Кроме того, введены повышающие коэффициенты. Так, например, за покупку за рубежом подержанной легковушки старше 3 лет с объёмом двигателя более 3,5 л. придётся заплатить УС в размере 702 000 руб.

Сроки и порядок оплаты сбора

Конкретные сроки, в течение которых необходимо перечислить в бюджет суммы УС, законодательством не определены. Гражданин может перечислить рассматриваемый сбор практически в любом российском банке. Там же можно взять образец платёжного документа со всеми значимыми реквизитами.

Юридическим лицам следует уплатить сумму рассматриваемого сбора со своего расчётного счета. Реквизиты получателя средств можно узнать либо на официальном сайте ФНС России, либо на портале Федеральной таможенной службы.

Реквизиты для уплаты сбора

В таблице указаны реквизиты для уплаты:

Получатель Вид ТС КБК
ФНС России Колёсные ТС 18211208000012000120
ФНС России Самоходные машины, прицепы к ним 18211208000016000120
ФТС России Колёсные ТС, кроме ввозимых из Беларуси 15311208000011000120
ФТС России Колёсные ТС, ввозимые из Беларуси 15311208000013000120
ФТС России Самоходные машины, прицепы к ним, кроме ввозимых из Беларуси 15311208000015000120
ФТС России Самоходные машины, прицепы к ним, ввозимые из Беларуси 15311208000017000120

После перечисления средств необходимо получить в банке платёжный документ с соответствующей отметкой. Его покупателю придётся предъявить сотрудникам ГИБДД при постановке ТС на регистрационный учёт.

Ответственность за неуплату УС

На сегодняшний день штрафных санкций по этому основанию нет. Однако они и не нужны: ведь без отметки об уплате сбора ТС просто невозможно поставить на учёт.

Как поступить, если сбор рассчитан неверно

Несмотря на довольно простой порядок расчёта утилизационного сбора, ошибки при определении его суммы нередки. Если платёж занижен, недостающую сумму следует доплатить в бюджет.

Если же произошла переплата, излишек будет возвращён на счёт плательщика. Чтобы добиться возврата денег, следует составить соответствующее заявление и передать его специалистам ФНС или ФТС.  статью: → “Кто платит торговый сбор? Инфографика, примеры, ответы на вопросы”

Сложные вопросы

Вопрос №1. Можно ли поставить на учёт ТС, если утилизационный сбор рассчитан неверно?

Ответ: В тех случаях когда в бюджет перечислена лишняя сумма, автомобиль или спецтехника подлежат регистрации в ГИБДД. Если же платёж занижен, зарегистрировать авто можно будет только после выплаты недостающей суммы.

Вопрос №2. Наша организация допустила переплату утилизационного сбора. Можно ли зачесть её в счёт будущих платежей?

Ответ: В случаях излишней либо ошибочной уплаты рассматриваемого сбора сумму переплаты можно вернуть на основании заявления соответствующей формы либо зачесть в счёт планируемых платежей по утилизационному сбору. Примите к сведению, что в счёт иных платежей его зачесть нельзя.

Вопрос №3. Наша компания уплатила утилизационный сбор за спецтехнику не полностью. Какими проблемами это может нам грозить?

Ответ: Если проверяющими органами в течение 3 лет будет установлен факт неуплаты или частичной уплаты сбора, соответствующая информация будет направлена плательщику. В уведомлении ему будет предложено добровольно выплатить недостающую сумму в течение 20 дней. Если плательщик сбора это требование проигнорирует, деньги могут быть взысканы с него в судебном порядке.

Вопрос №4. Какими проводками отразить уплату утилизационного сбора?

Ответ: УС относится к неналоговым платежам, перечисляемым в федеральный бюджет. По нашему мнению, учитывать расчёты по нему можно на счёте 68, открыв соответствующий субсчёт 68-УС. В этом случае уплата утилизационного сбора в бухучёте организации может быть отражена проводкой Дт сч.68-УС Кт сч.51 на сумму сбора.

Вопрос №5. К какому виду затрат организация должна отнести утилизационный сбор?

Ответ: По своей сути расходы на уплату УС относятся к общехозяйственным. Поскольку они были понесены с целью приобретения активов, логично включить сумму УС в фактическую себестоимость приобретённых ТС.

Если транспортные средства покупались для собственных нужд, расходы по УС относят на формирование первоначальной стоимости основных средств. В бухучёте делается проводка Дт сч.08 Кт сч.68-УС. Если автомобили или спецтехника покупалась с целью перепродажи, в бухучёте расходы по УС можно отразить проводкой Дт сч.41 Кт сч.68-УС.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *