Круговой перекресток — замечательное изобретение, позволяющее транспортным потокам пересекаться с минимальными затруднениями. Но и для него характерны типичные аварийные ситуации. Какие, рассказывает портал «АвтоВзгляд».
Пожалуй, чаще всего аварии на круговом перекрестке случаются в районе выездов. Когда драйверы норовят съехать с «круга» сразу из левой полосы. При этом они либо не замечают машин, двигающихся правее, либо считают, что те обязаны их пропустить.
Помеха справа
Хотя правило «помехи справа» при перестроении между полосами на круговом перекрестке действует точно также как и на любой другой дороге.
И точно так же, как и на любом другом перекрестке, перед поворотом вправо машина должна заранее занять крайнее правое положение — а не «косить ряды» из крайне левого в крайне правый. Подобный маневр — прямая провокация ДТП.
Но именно на круговых перекрестках многие водители об этом почему-то забывают.
Ну, нужно мне!
Впрочем, возможна и еще более безобразная аварийная ситуация. После нее на «разборе полетов» в группе административной практики местного отделения ГИБДД также «мусолится» пункт 8.4 ПДД, оговаривающий, кто и кому должен уступать при перестроении машин между полосами.
Происходит это, когда лихой «пилот» норовит пересечь «круг» по максимально короткой траектории. Ну, нужно человеку проехать круговой перекресток прямо, вот он и едет: по факту просто объезжая газончик в центре — практически поперек разметки полос, «подрезая» всех и вся.
Но пытаясь сэкономить несколько секунд таким образом, «гонщик» зачастую теряет куда больше времени на оформление ДТП, произошедшее по его вине.
Еще одна аварийная ситуация при круговом движении машин возникает, когда перед въездом на перекресток отсутствует знак 4.3 — «Круговое движение». То есть физически оно имеет место быть, но формально перекресток «круговым» не считается.
Водители видят перед собой «круг», а на отсутствие знака — синего кружочка с белыми стрелочками по периметру — внимания не обращают. Зато они четко помнят: раз ты выехал «на круг», машины с прилегающих дорог должны тебе уступать.
А на самом деле это не так, поскольку «круга»-то фактически нет и совершенно не обязательно, что тебе будут уступать те въезжающие на круговое движение водители, кто все-таки обращает внимание не только на конфигурацию перекрестка, но и на знаки, висящие перед ним.
Ведь в подобных местах, где отсутствуют знаки 4.3, вместо них установлены знаки приоритета. Бывает даже так, например, что согласно им «главной дорогой» назначается только половина кругового перекрестка — со всеми вытекающими последствиями. В таких местах едущие «по круговым понятиям» регулярно устраивают аварийные ситуации с водителями, ориентирующимися на дорожные знаки.
Что случилось с кроссовером после рестайлинга Что случилось с кроссовером после рестайлинга
Кто виноват в ДТП при перестроении
Правила движения по полосам чётко оговаривают, как водителям стоит поступать в разного рода ситуациях. Раздел 8 ПДД чётко оговаривает следующие пункты, касающиеся маневрирования:
- Начало движения;
- Перестроение;
- Съезд с дороги на прилегающую территорию и полосу, предусмотренную для торможения;
- Выезд на дорогу с прилегающей территории и полосы разгон.
Пункты, касающиеся этих случаев, чётко оговорены в ПДД.
Но что делать, если речь идёт о перестроении в плотном потоке движения, где по одной полосе двигаются 2 ряда автомобилей, или, когда происходит одновременное перестроение транспортных средств, ото и вовсе одновременный разворот? Контроль над ситуацией на дороге здесь ложится на самих водителей, которые в первую очередь обязаны руководствоваться принципом «помехи справа». Короче говоря, кто правее, тот и прав.
Столкновение при перестроении на круге
Для начала рассмотрим самые простые аварии на перекрестке с круговым движением — ДТП при перестроении.
Обратите внимание, что на всех иллюстрациях на перекрестке с круговым движением нанесена разметка. Это сделано исключительно для того, чтобы Вам было проще понять суть сложившейся ситуации.
Не стоит забывать, что на практике разметку на круговом движении можно встретить нечасто, поэтому рассчитывать на нее не приходится. Тем не менее правила дорожного движения остаются одними и теми же независимо от того, есть на перекрестке разметка или её нет.
Рассмотрим первое дорожно-транспортное происшествие при перестроении.
Рассмотрим следующую группу дорожно транспортных происшествий — ДТП, происходящие при въезде на перекресток с круговым движением.
Т.е. в дорожно-транспортном происшествии виноват водитель оранжевого автомобиля, который и будет оплачивать ремонт белого.
Вторая ситуация частично похожа на предшествующую. В данном случае водитель красной газели вынырнул на круговое движение перед белым автомобилем. Поскольку речь идет про маневренное маршрутное такси, то оно успело даже перестроиться на свою полосу, и только после этого произошло столкновение автомобилей.
Предлагаем ознакомиться: Можно ли выплачивать моральный ущерб частями
В описанной ситуации виновником ДТП может оказаться водитель любого из транспортных средств.
С другой стороны, если он начал торможение, но столкновения все равно избежать не удалось, то виновником является водитель красного микроавтобуса, т.к. он не уступил дорогу (пункт 13.111).
Третья ситуация также похожа на предшествующие. На перекрестке с круговым движением находится остановка маршрутных транспортных средств, где и остановилась злополучная маршрутка. На практике остановка может быть существенно больше и на ней могут стоять несколько автобусов, троллейбусов и маршрутных такси.
Тем не менее белый автомобиль находится на круговом движении, поэтому в ДТП виноват водитель оранжевой машины (пункт 13.111).
«Помеха справа»
К примеру, в ситуации, когда по одной полосе двигается 2 ряда автомобилей и возникает необходимость одновременного перестроения, тот, кто находится слева, должен позволить перестроиться тому, кто находится справа.
Проблема тут конечно состоит ещё и в том, что движение происходит по одной полосе, и места для манёвра не так-то много, а поток порой настолько плотный, что из левого ряда заметить, что кто-то справа хочет перестроиться, непросто.
Таким образом, двигаясь в левом ряду, вы автоматически возлагаете на себя ответственность за возможные необдуманные действия того, кто находится справа.
Хотя этот принцип и не совершенен в 80% случаев виновным признаётся водитель из левого ряда.
На случай непредвиденных ситуаций и неадекватного поведения участников движения, когда принцип «помехи справа» играет против вас, лучше иметь видеорегистратор, чтобы в случае аварии у вас имелись подтверждения собственной правоты.
Если речь идёт о ситуации, где наблюдается быстрый поток движения на трёхполосной автодороге, вы находитесь в правом крайнем ряду, а выехать вам надо в крайний левый ряд, не стоит выкашивать напрямик.
С точки зрения правил вам ничего не мешает так поступать, однако, вы, таким образом, ставите под угрозу безопасность движения. Стоит перестраиваться поэтапно, сперва в средний, а затем в левый ряд. Рекомендуется также не выключать сигнал поворота, пока вы не займёте нужную полосу движения.
Если делать всё аккуратно, то опасность вам не грозит, в противном случае, вы рискуете не только целостностью автомобиля, но и жизнью.
Авария при въезде на круговое движение
https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertise
Последний тип ДТП, который будет рассмотрен сегодня, — столкновение при выезде с перекрестка.
Поскольку в рассматриваемом случае маневр привел к ДТП, то требование «не создать помех другим транспортным средствам» не соблюдается, а следовательно в ДТП виноват водитель белого автомобиля.
В завершение хочу напомнить, что на практике следует внимательно следить за другими участниками движения. Ведь гораздо проще перестраховаться и избежать столкновения, чем заниматься ремонтом автомобиля впоследствии. Ну а изучение данной статьи поможет Вам увереннее чувствовать себя на перекрестках с круговым движением.
Удачи на дорогах!
Где принцип не работает?
В случаях, когда вы собираетесь начать движение, из крайнего правого ряда и вам нужно перестроиться в средний. Необходимо сперва, включив повортник, пропустить те автомобили, которые двигаются по своей полосе движения с нужной им скоростью и только потом, начать движение самому. Здесь вы совершаете выезд из придорожной зоны, и стоит руководствоваться правилами выезда.
Во всех случаях, когда речь идёт о придорожной зоне и прилегающей к дороге территории, принцип «помехи справа» не работает. Выезжая из двора, с парковки, заправки и т.п., вы не являетесь полноценным участником дорожного движения, и обязаны дождаться, пока поток схлынет, либо пока вас пропустят.
Между полос
Если вы желаете перестроиться в правый ряд из среднего, а кто-то из правого уходит влево, то вы должны пропустить того кто перестраивается из правого, а уже после перестроиться сами. Здесь работает «помеха справа».
Важным при определении виновника аварии является положение относительно дорожной разметки. Дело здесь вот в чём, как бы правее вы ни были, перед тем, как перестроиться вы обязаны предупредить сигналом и ждать пока вас пропустят. В таких случаях правило «помехи справа» не работает, ведь по своей полосе вы можете двигаться прямо, а перестраивающийся должен ждать пока его пропустят.
Маневрирование
https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyright
В общем, можно выделить несколько основных правил маневрирования на дороге, которых вы должны придерживаться:
- Если я не собираюсь перестраиваться, то могу не уступать никому дорогу, двигаясь по своей полосе;
- Если я хочу перестроиться в правый ряд, то должен пропустить всех;
- Если я перестраиваюсь в левый ряд, то должен дождаться пока меня пропустят;
- При перестроении всегда включайте поворотник. Если вы не перешли в нужный вам ряд, то его лучше не выключать.
Как правильно ездить по кругу? Видеоразбор аварий
Не буди лихо, пока оно тихо… За многие годы у советских, а потом и российских автолюбителей выработался чёткий рефлекс — с прилегающей дороги на перекрёсток с круговым движением можно въезжать смело. Уступает здесь тот, кто уже катается на «карусели».
Это был постулат на уровне таблицы умножения, вытекающий из п.13.11 ПДД: «На перекрестке равнозначных дорог водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа».
Иными словами, каким бы образом ни пересекались дороги, на них всегда действовало правило правой руки.
Но 20 ноября 2010 года власти вдруг перевернули всё с ног на голову. Тогда вступили в силу поправки в ПДД в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.05.2010 N 316.
Цель-то была благая — с оглядкой на Европу сделать главным именно круг. Статистика показывает, что в таком случае пропускная способность перекрёстка увеличивается.
Ведь именно для разгрузки напряжённых мест круговое движение и было изначально придумано: нет светофоров — нет пробок.
Вот только вместо того, чтобы изменить Правила раз и навсегда, наши законодатели зачем-то допустили двусмысленную трактовку понятий. Сделав маленькую, но очень важную оговорку.
Мол, да, круг теперь главный, но только если знак «Круговое движение» установлен в паре с «Уступи дорогу» или «Движение без остановки запрещено» (об этом прямо говорит п. 13.9 ПДД).
То есть, если хотя бы одного из этих дополнительных знаков на столбе нет, то на перекрёстке действуют прежние порядки.
Это и породило множество сомнений у водителей. Вот уже четыре года им каждый раз приходится гадать: а какое же впереди круговое движение — «старое» или «новое»? Новичков это порой вообще вводит в ступор.
Так, что они теряются и не могут принять вообще никакого решения, кроме, пожалуй, самого глупого — ехать прямо, то есть напролом. Звучит дико, но такие примеры, увы, не редкость.
Особенно если перед перекрёстком явно превысить скорость, как главный герой этого видеоролика.
Впрочем, излишняя мнительность также плоха, как и самоуверенность в духе «вперёд — банзай!». Сомневающийся в себе водитель не только сам страдает, но и других заставляет нервничать.
Его дёргания, резкие переходы с газа на тормоз или «подвисания» вызывают колебания всего потока и, как вероятный результат, — ДТП буквально на ровном месте. Порой вообще диву даёшься, как такое возможно.
Вот характерный пример — на улице светло, знаки чётко видны, и всё же…
Конечно, это, скажем так, экстремальные ситуации, венец водительской беспечности — кто-то отвлёкся, не туда посмотрел, испугался… А вообще большинство аварий на круговом движении происходит по той же причине, что и на обычных перекрёстках — наглость, хамство, незнание элементарных правил поведения на дороге.
Вот девушка на Renault Sandero лихо влетает на перекрёсток, напрочь игнорируя знак «Уступи дорогу». Видимо, её в автошколе по старинке научили, что раз круг впереди, значит можно жать на газ. Ну, подумаешь, инструктор изменения в ПДД не успел уследить…
Аварии, к счастью, удалось избежать. Причём дважды. Едва не ставший потерпевшим водитель бросился в погоню и лихим манёвром «научил» даму, что так вести себя на дороге не стоит. Но для нас с вами уже не секрет, что такие педагоги обычно зря играют с огнём. Доказательством чему — наш видеоразбор.
И сразу ещё один пример. Водитель автомобиля с регистратором явно знает, что делает.
Раз у нас на круговом движении теперь «европейские» порядки, то значит я еду по главной! И герой сюжета вламывается на круг, где расходится в считанных миллиметрах с красным Mitsubishi Colt.
Который, в свою очередь, совершенно справедливо был уверен в обратном — я въезжаю на круговое движение, дополнительных знаков нет, выходит, мне должны уступить.
Кстати, маневрирование и расположение машин на перекрёстах с круговым движением — отдельная захватывающая история. Мало кто помнит, что въезд на круг разрешён с любой полосы. Специально для этого в п. 8.
5 ПДД сделана важная оговорка: «Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части…
, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекрёсток, где организовано круговое движение».
Впрочем, обычно на наших дорогах этот пункт соблюдается стихийно — когда особо нетерпеливые водители ломятся со всех рядов, чтобы поскорее втиснуться на круг. Но учтите, что в толкучке потеряться очень легко — приходится вертеть головой во все стороны и потому у многих не получается въехать на круг чисто. Как в этом видеопримере.
Ещё опаснее, когда эта манера поведения переносится и на съезд с перекрёстка. Ведь здесь уже никаких исключений из Правил нет. Хочешь направо? Будь добр, заранее прижмись к правой стороне! У нас же многие пикируют на поворот прямо из левого ряда.
Это едва ли не самая распространённая причина аварий на круговом движении.
В частности, на этом видео легко можно заметить, что одна пара автолюбителей уже созванивается со страховыми компаниями и оценивает мятое железо, но буквально через десять метров история повторяется и прямо на наших глазах старенькая Mazda метко бьёт Hyundai Solaris в левый бок.
Если не полениться, в интернете можно найти множество подобных печальных историй. Меняется, правда, только картинка, а сюжет всегда один: тот, что слева по диагонали режет ряды (а их может быть и два, и три!), а потерпевший в последний момент пытается отрулить. Увы, не всегда успешно.
Но это ещё что! Оказывается, многие из нас сдавали на права в Англии и потому не до конца привыкли к тому, что движение на российских круговых развязках идёт против часовой стрелки. Вот и случаются курьёзы, подобные тем, что вы можете наблюдать на наших роликах.
Как не заблудиться на круговом движении:
- Если при въезде на перекрёсток висит только один знак — «Круговое движение», — главной будет прилегающая дорога.
- Если, помимо «Кругового движения», вы наблюдаете знаки «Уступи дорогу» или «Движение без остановки запрещено» — круг главный
- Въезжать на круговое движение можно с любой полосы, а вот покидать круг — только с крайней правой!
И всё! Согласитесь, запомнить просто. А чтобы урок усвоился яснее, посмотрите запись с камеры наблюдения на одном из круговых перекрёстков Липецка — шесть минут непрерывных аварий от «несчастливого» кольца…
Выезд с кругового перекрестка
ДТП с заезжающим на круг на выезде с кругового перекрестка. Разбор дорожной ситуации.
Перекрестки с круговым движением могут быть самой разной конфигурации, но их отличие от других «замысловатых» перекрестков в том, что перед круговыми перекрестками обязательно установлен знак 4.3 «Круговое движение», т.е. транспортный поток едет по кругу, и встречное движение на них исключено.
С 8 ноября 2017 года круг — главный всегда, за исключением случая, когда главная дорога проходит через круг. Для обозначения приоритетов движения относительно въездов на круговой перекресток, рядом со знаком 4.3 могут быть установлены знаки 2.
4 «Уступите дорогу» и 8.13 «Направление главной дороги», а в зависимости от сложности перекрестка с круговым движением, на самом кругу, перед пересечениями с заездом на круг, дополнительно могут установить знаки 2.1 «Главная дорога» и 2.
4 «Уступите дорогу».
Круговой перекресток далеко не всегда имеет ровную форму круга. Есть такие перекрестки, на которых можно легко «запутаться» в приоритетах. Вот для этого и ставят дополнительные знаки, чтобы водителям стало легче ориентироваться.
О правилах проезда круговых перекрестков можно прочесть в статье Проезд перекрестков с круговым движением. А сейчас, в этой статье, рассмотрим случай, который закончился легким ДТП на выезде из круга, а заодно разберем ошибки водителей в этой конкретной ситуации.
Посмотрите короткий видеоролик. Автор видеоролика
Перед въездом на круговое движение установлены знаки 4.3 «Круговое движение» вместе с группой знаков 2.4 «Уступите дорогу» и 8.13 «Направление главной дороги». Знак 8.13 указывает, что главным на этом круговом перекрестке является движение по кругу.
Похожее расположение знаков уже встречалось в одной из статей по разбору дорожных ситуаций – Столкновение на круге. Там было дано объяснение, о чем говорит подобное расположение знаков, и как водителю следует воспринять эту информацию.
Еще раз, вкратце, повторим.
Подобное сочетание знаков говорит водителям, что круг – главный, и о том, на всех «лучах» данного перекрестка перед въездом на круг установлены знаки 2.4 «Уступите дорогу». Т.е., уступив дорогу один раз, на въезде, водитель имеет приоритет до тех пор, пока не съедет с круга — на следующих пересечениях уступать дорогу не нужно.
В нашем случае, показанном на ролике, разметки на дороге нет, ее не видно, но это вовсе не означает, что можно отступить от правил перестроения и маневрирования. В данном случае просто нет разграниченных полос движения, но на проезжей части, рядом друг с другом, могут свободно разместиться три автомобиля.
Другими словами, двигаясь по кругу, можно сместиться левее на проезжей части, чтобы не мешать движению других участников, а выезжая из круга, необходимо принять как можно правее, поскольку, выезд с кругового перекрестка разрешен только с крайней правой полосы (пункт 8.6 ПДД).
Теперь, смотрим на траекторию движения автомобиля, с которого велась съемка. Его водитель, заехав на круг, сначала берет левее на проезжей части, далее, едет по кругу, не меняя занятой полосы, и также, практически из левого ряда, пытается выехать с круга.
В какой-то момент на круговое движение на хорошей скорости заезжает темный автомобиль Рено, и цепляет «регистратора», фактически, подрезает его справа, т.е. произошло столкновение.
Как и при любом ДТП, неизменно, в первую очередь возникает вопрос: кто виноват?
Столкновение произошло в месте заезда на круговое движение, и юридически, т.е. с точки зрения соблюдения ПДД, виновен в аварии водитель автомобиля Рено, потому что, как сказал бы инспектор, он не выполнил требования знака 2.4 «Уступите дорогу» перед въездом на круг. Это нарушение ПДД, но другой, не менее важной ошибкой водителя Рено, был выбор неверной безопасной скорости в этот момент.
А так ли безоблачными оказались действия водителя «регистратора»? Вовсе нет. Его ошибкой был выезд с круга не с «нужной» полосы, т.е. с левой, а не с правой. Может, не совсем с левой полосы, а с середины проезжей части, это не важно, он выезжал НЕ с правой полосы.
Если бы владелец регистратора для съезда заранее перестроился бы на крайнюю правую полосу, то его намерения уже стали бы более понятны для других участников. В таком случае, водитель Рено, заехав на круг, мог бы спокойно объехать того слева, и столкновения бы не произошло.
Но, случилось так, как случилось.
Как избегать подобных ошибок?
Действия водителя (читай, ваши действия) во время осуществления любого маневра должны выполняться в соответствии с Правилами, и не должны истолковываться двояко. Т.е. они должны быть понятны другим участникам движения.
Если применить это требование к рассмотренной ситуации, действия «регистратора» не были до конца понятны водителю, въезжающему на круг, т.е. водителю Рено.
То ли «регистратор» собирался ехать дальше по кругу, но в средней полосе, то ли он таким образом выезжал с кругового перекрестка.
А снизить свою скорость водитель Рено не посчитал нужным, и в результате, поворот «регистратора» направо оказался для него неожиданным.
- Вердикт: несмотря на то, что юридически в ДТП виновен только водитель Рено, с точки зрения Безопасности, виноваты в этом происшествии водители обоих автомобилей.
- Будьте внимательны, берегите себя и окружающих.
Навигация по серии статей
«Избежал ДТП, но вызвал гнев участников форума». Разбор аварийной ситуации на кольце
Горячий спор разгорелся в ветке форума «Дурдом на дорогах». Один из пользователей разместил ролик, сделанный видеорегистратором, где он предотвращает ДТП, резко затормозив.
Но вместо одобрения, как это часто бывает, получил шквал критики: «А сам-то нарушил требования разметки…
Тебя там вообще быть не должно!» Необычную ситуацию с точки зрения ПДД, в которой есть косвенный запрет, согласился прокомментировать наш субботний эксперт.
Однажды мы уже проводили разбор ДТП, произошедшего на этом кольце. Речь об узле возле бывшего автовокзала «Восточный» в Минске. Тогда один автомобиль съезжал направо, второй ехал прямо, и они столкнулись. Это вызвало ожесточенные споры: кто виноват? Вывод эксперта был таким — поворачивавший направо формально совершал перестроение, а значит, должен был уступить.
Сейчас возникла другая ситуация. Автор видео двигался по кольцу и пытался свернуть на улицу Ванеева. Неожиданно справа, с проспекта Рокоссовского, наперерез выехал Renault Megane. Водитель машины, в которой был установлен регистратор, четко среагировал, затормозил, и аварии удалось избежать.
— Вроде бы ситуация очевидная, — просматривает ролик Виталий Жуковский, который в течение десяти лет обучает приемам и принципам безопасного вождения по методике Юрия Краснова (сам он по не зависящим от него причинам не может сейчас участвовать в выпусках). — Автор видео движется по кольцу, потом начинает перестраиваться для съезда на улицу Ванеева. Сразу видно, что он достаточно опытный водитель, да и ездит там постоянно.
Пользователь, разместивший видео, утверждает, что за десять лет стажа не получил ни одной записи в талон. Впоследствии он подтвердил догадку эксперта: «Езжу по этому маршруту регулярно. Обычно двигаюсь с ул. Тростенецкой, а потом мне нужно попасть на ул. Ванеева».
Было два пути: повернуть налево — в разрыв. Но автор видео выбрал второй, продолжив движение по кольцу. Как объяснил он сам, мол, раньше не было возможности перестроиться в крайний левый ряд, с которого разрешен маневр.
Впрочем, на форуме некоторые решили, что таким образом тот хотел выиграть несколько секунд.
Автомобилисты, хорошо знающие особенность работы здешних светофоров, в курсе, что для кольца горит зеленый, а повернув в разрыв, придется остановиться на красный.
Определенное время мы наблюдали за ситуацией на кольце и пришли к выводу, что это типичное поведение. Некоторые водители предпочитают проехать по кругу, чем стоять на красный сигнал светофора.
— Особо анализировать действия водителя Renault не хочется, — признается Виталий Жуковский. — С ним все понятно. Он выезжал на перекресток, перед которым с его направления установлены знаки «Уступить дорогу», и это требование, кстати, продублировано разметкой. Рассуждать особо нечего: уступи дорогу и все. А он вылетал… Случись авария — наверняка бы его признали виновником.
Сначала возникло предположение, что водитель Megane не видел машину автора видео — будь та, например, темного цвета, она могла бы слиться с притормозившей и пропускавшей Laguna.
Но, как мы выяснили, машина, в которой был установлен регистратор, серебристая, а указатель поворота в момент аварийной обстановки работал.
Главный же аргумент: водитель Megane проезжал на скорости, которая не предполагает запланированную остановку.
— В целом это напоминает типичную ситуацию перед нерегулируемым пешеходным переходом, когда одна машина притормаживает, а справа кто-то проносится на скорости и сбивает человека, — проводит аналогию эксперт. — Похожие аварии происходят также с автомобилями на скоростных дорогах при резком опережении справа «вслепую».
Впрочем, на форуме нашлись те, кто вступился за водителя Megane. Дескать, тот не ожидал появления автора видео, которого «там быть не должно». Далее следовала сложная цепочка аргументаций, суть которой сводилась к следующему: этот перекресток не круговой, более того — это череда перекрестков, и пересекать некоторые виды разметки на них запрещено.
Честно говоря, мы потратили уйму времени, разбирая, критикуя и сверяя каждый аргумент с пунктами ПДД и реальной дорожной обстановкой на кольце. Да, формально оппоненты автора видео правы: на кольце существует серия перекрестков, перед выездом нет знака 4.3 «Круговое движение», а значит, это не перекрестки с круговым движением.
Апеллируя к этому факту, пользователи форума вспоминают такой пункт ПДД (из главы 2 приложения 3): «Линии разметки 1.5—1.8 разрешается пересекать с любой стороны, кроме перекрестков, на которых не организовано круговое движение». На Ванеева — Рокоссовского не организовано, получается, что пересекать такую разметку нельзя?
На форуме автора видео обвиняли в том, что он нарушил этот пункт правил, поскольку сначала пересек разметку 1.7 (обозначает полосы движения в пределах перекрестка), а потом — 1.6 (обозначает приближение к сплошной линии продольной разметки).
— Это, конечно, больше напоминает казуистику, чем разбор серьезной дорожной проблемы, — замечает эксперт. — Выходит так, что формально автор видео, действительно, нарушил требования разметки.
Тогда возникает вопрос: а чего добивались те, кто придумал такую организацию дорожного движения? По правилам следовало бы не поворачивать налево на кольцо, а ехать по пр.
Рокоссовского, там искать место для разворота и возвращаться на круг. Серьезно, так и было задумано?
Возник резонный вопрос: зачем тогда вообще этот кусок кольца? Ведь разметку 1.7 пересекать нельзя, что автоматически делает каждого, кто движется по данному сегменту круга, нарушителем. Может, тогда проще отгородить запретное место бордюром и использовать ценную городскую площадь иным способом, например установив газетный киоск или ресторан быстрого питания?
Есть еще одно важное замечание, свидетельствующее, что все-таки запрет движения по кольцу тут не планировали вводить. Например, при выезде на круг со стороны пр. Рокоссовского установлены знаки «Уступить дорогу». Но зачем, если там никого быть не может — разметка же запрещает!
Также смущает форма запрета: проще было бы нанести сплошную линию разметки, установить знак «Движение прямо», только и всего, а не использовать некие косвенные меры.
— Но давайте взглянем на ситуацию под другим углом, — предлагает Виталий Жуковский. — Все рассуждения «что там кого-то быть не должно», в принципе, ущербные. А вдруг человек ошибся, не заметил разметку или знак? И он там есть! Вероятно, его привлекут за нарушение соответствующего пункта правил, однако виновен в аварии будет тот, кто был обязан, но не уступил дорогу.
Достаточно вспомнить последний разбор, когда BMW проехал под «кирпич», но виновным сотрудники ГАИ назвали именно водителя Volkswagen, начинавшего движение с парковки.
Вернемся, впрочем, к актуальному разбору. Некоторое время мы находились на кольце и наблюдали за движением. Оказалось, что многие спокойно движутся по этому отрезку кольца, а выезжающие с пр. Рокоссовского им уступают, что естественно и закономерно. Конфликтные ситуации возникают, но не так уж часто.
В конце выпуска мы позвонили автору видео. Он остался при своих аргументах: «В ролике все, в принципе, видно. Я увидел белый Renault, интуитивно повернув голову направо. Не знаю, на что он рассчитывал… Вообще, я езжу там каждый день.
Многие следуют по такой же траектории. Запрещающих знаков двигаться по кольцу там нет. Если бы разметка была сплошная, но она штрихпунктирная… Нахожусь в некотором недоумении.
Собираюсь поехать в ГАИ, чтобы мне рассказали, как там следует двигаться».
— Вроде бы ситуация очень простая. Но когда начинаешь детально разбираться, то выясняется, что все крайне запутанно. Мы потратили несколько часов для досконального обследования узла и изучения версий. А ведь на дороге загадок быть не должно — за доли секунды водитель должен понимать ситуацию и не гадать: можно или нет? — считает эксперт.
На форуме постепенно дискуссия свелась к повторению тех же аргументов.
Хотя в самом начале спора пользователь fami высказал мысль, которая могла бы подвести черту: «В ветке про ПДД его [автора видео] бы стоило наказать за разметку, а Renault — за несоблюдение требования знака „Уступить дорогу“.
В случае контакта виновен был бы Renault, т. к. именно его неуступание всей дороги стало бы причиной контакта. „Его там быть не должно!“ — классная мантра, но часто она не работает».
Видеорегистраторы в каталоге Onliner.by
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by
Дтп на кольце
Добрый день, уважаемый читатель.
В заключительной статье серии «Правила проезда перекрестков с круговым движением» будут рассмотрены дорожно-транспортные происшествия, которые могут произойти на перекрестке с движением по кольцу. Кроме того в каждом из рассматриваемых примеров будет определен виновный водитель.
Правила дорожного движения, относящиеся к перекресткам с круговым движением, всегда вызывали вопросы у водителей. Ну а после появления информации об очередных нововведениях от 8 ноября 2017 года участники дорожного движения «схватились за голову». А движение на круговых перекрестах в очередной раз превратилось в хаос.
Обратите внимание, в этой статье рассматриваются только равнозначные перекрестки с круговым движением, т.е. перекрестки, перед которыми не установлены знаки «уступите дорогу» или «движение без остановки запрещено».
Перейдем к рассмотрению дорожно-транспортных происшествий:
- при перестроении:
- к центру;
- к внешней стороне;
- одновременное;
- при въезде;
- при выезде.
Столкновение при перестроении на круге
Для начала рассмотрим самые простые аварии на перекрестке с круговым движением — ДТП при перестроении.
Обратите внимание, что на всех иллюстрациях на перекрестке с круговым движением нанесена разметка. Это сделано исключительно для того, чтобы Вам было проще понять суть сложившейся ситуации.
Не стоит забывать, что на практике разметку на круговом движении можно встретить нечасто, поэтому рассчитывать на нее не приходится. Тем не менее правила дорожного движения остаются одними и теми же независимо от того, есть на перекрестке разметка или её нет.
Перестроение к центру
Рассмотрим первое дорожно-транспортное происшествие при перестроении.
Уверен, что постоянные читатели PDDMASTER.RU без труда определят виновника данного дорожно-транспортного происшествия. Конечно же им является водитель оранжевого автомобиля, который нарушил пункт 8.4 правил дорожного движения:
8.4. При перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения.
Перестроение к внешней стороне
Во втором ДТП на перекрестке с круговым движением ситуация полностью противоположная. Виновным здесь является водитель белого автомобиля, который нарушил все тот же пункт 8.4:
8.4. При перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения.
Одновременное перестроение
В третьем примере перестроение совершают одновременно оба автомобиля. Похожая ситуация рассматривалась в статье «Помеха справа при одновременном перестроении».
Для выявления виновного применяется все тот же пункт 8.4 правил дорожного движения:
8.4. При перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения. При одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа.
В данном случае белый автомобиль выехал на соседнюю полосу совсем ненамного, однако в дорожно-транспортном происшествии виноват именно его водитель.
Авария при въезде на круговое движение
Рассмотрим следующую группу дорожно транспортных происшествий — ДТП, происходящие при въезде на перекресток с круговым движением.
В данном случае перекресток с круговым движением является равнозначным, т.е. действует пункт 13.111 правил:
13.111. При въезде на перекресток, на котором организовано круговое движение и который обозначен знаком 4.3, водитель транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по такому перекрестку.
Т.е. в дорожно-транспортном происшествии виноват водитель оранжевого автомобиля, который и будет оплачивать ремонт белого.
Вторая ситуация частично похожа на предшествующую. В данном случае водитель красной газели вынырнул на круговое движение перед белым автомобилем. Поскольку речь идет про маневренное маршрутное такси, то оно успело даже перестроиться на свою полосу, и только после этого произошло столкновение автомобилей.
- В описанной ситуации виновником ДТП может оказаться водитель любого из транспортных средств.
- С одной стороны водитель белого автомобиля мог нарушить требования пункта 10.1 ПДД:
- При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.
С другой стороны, если он начал торможение, но столкновения все равно избежать не удалось, то виновником является водитель красного микроавтобуса, т.к. он не уступил дорогу (пункт 13.111).
Третья ситуация также похожа на предшествующие. На перекрестке с круговым движением находится остановка маршрутных транспортных средств, где и остановилась злополучная маршрутка. На практике остановка может быть существенно больше и на ней могут стоять несколько автобусов, троллейбусов и маршрутных такси.
Главное в сложившейся ситуации то, что водитель оранжевого автомобиля уже не может въехать на крайнюю правую полосу перекрестка. Поэтому он пытается сразу же въехать на вторую полосу, где и происходит ДТП. В данном случае водитель оранжевого автомобиля действует в соответствии с пунктом 8.6 правил дорожного движения:
8.6. Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения.
При повороте направо транспортное средство должно двигаться по возможности ближе к правому краю проезжей части.
Тем не менее белый автомобиль находится на круговом движении, поэтому в ДТП виноват водитель оранжевой машины (пункт 13.111).
Дтп при выезде с кругового движения
Последний тип ДТП, который будет рассмотрен сегодня, — столкновение при выезде с перекрестка.
В данном случае белый автомобиль поворачивает из второго ряда перекрестка с круговым движением. При этом его водитель руководствуется пунктом 8.7 правил дорожного движения:
8.7. Если транспортное средство из-за своих габаритов или по другим причинам не может выполнить поворот с соблюдением требований пункта 8.5 Правил, допускается отступать от них при условии обеспечения безопасности движения и если это не создаст помех другим транспортным средствам.
Поскольку в рассматриваемом случае маневр привел к ДТП, то требование «не создать помех другим транспортным средствам» не соблюдается, а следовательно в ДТП виноват водитель белого автомобиля.
В завершение хочу напомнить, что на практике следует внимательно следить за другими участниками движения. Ведь гораздо проще перестраховаться и избежать столкновения, чем заниматься ремонтом автомобиля впоследствии. Ну а изучение данной статьи поможет Вам увереннее чувствовать себя на перекрестках с круговым движением.
- Удачи на дорогах!
- Максим Калашников Последнее обновление: 2 декабря 2017 Раздел: Дорожно-транспортные происшествия Серия статей «Правила проезда перекрестков с круговым движением»
- Добрый день, Максим.
- Хочу поделиться очень интересным примером и узнать мнения.
Есть главная дорога. Координаты для гугла — 58.046073, 38.852073.
4 полосы. 2 мои — 2 встречка. Я двигаюсь по крайней левой в прямом направлении (в сторону моста). Впереди нерегулируемый перекресток (в одно время поставили светофоры, но уже как год точно они мигают жёлтым).
Перед перекрестком стоят знаки — (only!!) главная дорога и под ним направление движения(т.е. 2.1 и 8.13). Направление главной дороги — прямая вертикальная, посередине огибает круг.
Также отображена, примыкающая справа перед круговым движением, второстепенная дорога.
Перед кругом (3-4 метра до) на троллейбусных жгутах, весит знак «круговое движение» (от начала перекрестка до знака «круговое движение» около 25-30 метров, от знака «главная дорога с её направлением» до знака «круговое движение» примерно 100 метров).
На перекрестке — обозначения движения по полосам нет, нет и разметки.
Главная дорога позволяет проехать т/с перекресток, минуя круг, в прямом направлении, не меняя траектории движения, если двигаться по крайней левой, если по правой то нужно немного уйти влево.
Суть: двигаясь по главной дороге, въехав на перекресток, при подъезде к кругу замечаю учебку (в объяснительной он пишет, что меня не видел и поворотник включил), которая двигается по правой полосе, начинает перестраивается справо-налево буквально на метр без поворотника, (после круга сужение в левую сторону),я притормозил, думаю — поедет прямо, я помещаюсь, гуд :), но в конце круга передомной он начинает резко уходить влево, т.е. с правой полосы на разворот, опять же без поворотника (есть видео), тем самым перекрывает мне путь. Применяю экстренное торможение и пытаюсь уйти от кабины водителя, тем самым пробивая своей правой фарой его заднюю левую дверь .
Ему выписали штрав за поворотник, мне за помеху справа.
И как тут быть? Главная дорога ничего не дает?
Один из «сотрудников» сказал, что прилетел бы ты в переднее колесо, то не пришлось бы спорить.
мне не столь важна денежная сторона этой ситуации, просто я сейчас не могу по этому перекрестку спокойно ездить. страшно. т.к. может не понимаю, как там действительно нужно ехать. Переговорил с многими инструкторами, водителями, все учат и ездят одинаково, пропускаешь главную и делаешь маневр. (а тут круг блин)