Штрафы за нарушение правил движения тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств с 24 июля 2015 года

16 окт 2017

Обратите внимание, материал старше 2-х лет. Актуальность выводов уточняйте у автора

Штрафы за нарушение правил движения тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств с 24 июля 2015 года

Законодатель в последние годы серьезно ухудшил положение автоперевозчиков, в том числе это коснулось штрафов за превышение предельной массы транспортных средств, нагрузки на ось или допустимых габаритов. За простое превышение нагрузки может грозить штраф до 500 тысяч рублей — для перевозчика, до 400 тысяч рублей – для грузоотправителя.

Такой размер штрафов скорее характерен для уголовного закона, чем для административной ответственности. Замысел законодателя понятен: путем пресекательных санкций остановить бесконтрольный провоз грузов по федеральным трассам. Но что делать перевозчикам и грузоотправителям? Конструктивные возможности автомобилей, как правило, позволяют погрузить больше, чем требует закон.

Лишние затраты на перевозку повышают себестоимость и делают товар неконкурентоспособным. Многие грузоотправители вынуждены «ходить по лезвию ножа»: удерживать бюджет на перевозку на прежних уровнях, и надеяться на то, что удастся обойтись без штрафа. Ситуация ненормальная, и мы проанализировали судебную практику, дабы дать представление о том, как выходить из положения.

1. Кого привлекать к ответственности не вправе?

Важно знать, что оштрафовать по статье 12.21.1 КоАП РФ могут только автомобиль с допустимой общей массой транспортного средства более 18 тонн. Это следует из пункта 5 Правил перевозки грузов автомобильным транспортом (утв. Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272).

При выявлении одного нарушения к ответственности одновременно привлекают:

— водителя (штраф от 1 до 10 тысяч рублей и/или лишение права управления ТС от 2 до 6 месяцев на основании п. 1-7 ст. 12.21.1 КоАП РФ); — перевозчика (штраф от 50 до 500 тысяч рублей на основании п. 1-7 ст. 12.21.

1 КоАП РФ; — лицо, ответственное за погрузку (штраф от 250 до 400 тысяч рублей на основании п. 10 ст. 12.21.1 КоАП РФ). Если нарушение зафиксировано при помощи автоматических средств (видео, фото и пр.), к ответственности привлекается собственник ТС.

В этом случае штраф составит от 150 до 500 тысяч рублей. Мерой обеспечения производства по делу об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1-6 ст. 12.21.

1 КоАП РФ, выступает задержание транспортного средства до момента устранения причины привлечения к ответственности (превышение массы, нагрузки на ось, габаритов). Таким образом, чтобы продолжить перевозку, груз нужно будет частично перегрузить на другой автомобиль.

3. Подведомственность

Довольно распространенная ошибка – предприниматели считают, что подобный спор должен рассматриваться в арбитражном суде, т.к. имеет место особый субъектный состав, но это неверно.

С 2013 года в правила подведомственности споров, вытекающих из административных правоотношений, внесены изменения.

При оспаривании следует обращаться в суды общей юрисдикции по месту совершения административного правонарушения.

Местом совершения административного правонарушения считается:

— в отношении перевозчика – место задержания транспортного средства и составления административного протокола; — в отношении лица, осуществившего погрузку груза в транспортное средство – место погрузки. Постановления о привлечении к административной ответственности по статье 12.21.1 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП РФ) выносят:

— судьи; — орган государственной власти, осуществляющий транспортный надзор; — военная автомобильная инспекция; — таможенные органы (в части международных перевозок).

Таким образом, при выявлении нарушения на территории РФ постановление будет вынесено органами государственного автодорожного надзора (должностными лицами УГАДН по субъекту РФ, на территории которого совершено нарушение).

В части ответственности лица, управляющего транспортным средством, что-то придумать очень сложно – водитель будет оштрафован, но при наличии исключительных личных обстоятельств (долги по кредитам/займам, иждивенцы, инвалидность, иные причины, подтверждающие тяжелое материальное положение и др.) можно добиться снижения размера штрафа ниже низшего предела (на основании п. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ).

Перевозчик устанавливается на основании свидетельства о праве собственности на транспортное средство и/или на основании договора аренды ТС/ договора фрахтования и др. 

Представителю перевозчика (водителю или иному лицу) целесообразно заявлять о своих претензиях в части соблюдения процессуальных норм привлечения к ответственности по ст. 12.21.1 КоАП РФ уже в момент остановки и взвешивания автомобиля. На возникшие «на месте» нарушения следует указать в протоколе об административном правонарушении и в акте взвешивания.

Лицо, осуществившее погрузку груза в ТС

Кс ввел временный порядок наложения штрафов на автомобилистов

Штрафы за нарушение правил движения тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств с 24 июля 2015 года

riamo.ru

Конституционный суд РФ предписал снизить в КоАП РФ размер штрафов для водителей за отдельные нарушения, зафиксированные автоматическими камерами. Дело о проверке конституционности ряда положений КоАП РФ было рассмотрено в заседании КС без проведения слушания.

Поводом для оценки соответствия Основному закону ст. 2.6.1 (административная ответственность собственников транспортных средств) и частей 1, 2, 3 и 6 ст. 12.21.

1 (нарушение правил движения тяжеловесного и крупногабаритного транспортного средства) КоАП РФ стали объединенные в одно производство жалобы автомобилистов из Нижегородской и Рязанской областей, а также запрос Костромского областного суда.

Управление ГИБДД по Костромской области признало П. виновным по ч. 6 ст. 12.21.1 КоАП (нарушение правил движения тяжеловесного или крупногабаритного транспортного средства). Поскольку нарушение было зафиксировано видеокамерами, П. как собственнику транспортного средства был назначен штраф в 500 000 руб. П.

обжаловал эти решения в Костромском областном суде, который приостановил производство и направил запрос в КС РФ.

По мнению заявителя, положения КоАП не соответствуют Конституции, поскольку позволяют назначить за совершение одного и того же административного правонарушения, повлекшего одни и те же последствия, наказание в виде штрафа в размерах, значительно различающихся в зависимости исключительно от способа фиксации правонарушения.

В Нижегородской области был привлечен к ответственности по ч. 2 ст. 12.21.1 КоАП РФ собственник автомобиля А. И. Думилин. Ему был назначен штраф в 300 000 руб.

В судебном заседании Думилин пояснил, что не является индивидуальным предпринимателем и на своем автомобиле перевозил не коммерческий, а частный груз – сруб, а потому должен быть подвергнут наказанию за содеянное в качестве водителя, но данное обстоятельство суды не приняли во внимание.

Автомобилист подал жалобу в КС с просьбой признать положения КоАП противоречащими Конституции в той мере, в какой она устанавливает фиксированный размер штрафа для собственника автомобиля вне зависимости от того, является он юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или нет, и тем самым не позволяет дифференцировать ответственность надлежащим образом, притом что размер штрафа, предусмотренного для собственников автомобилей, равен максимальному размеру штрафа, налагаемого на юридических лиц, индивидуальных предпринимателей за совершение того же правонарушения.

В Рязанской области был привлечен к административной ответственности по ч. 2 и ч. 3 ст. 12.21.1 КоАП РФ как собственник автомобиля индивидуальный предприниматель А. Б. Шаров. Ему был назначен один штраф в 300 000 руб. и два штрафа по 400 000 руб.

Предприниматель обжаловал эти постановления в судах, указывая, что автомобилем управлял водитель, с которым он заключил трудовой договор, однако его доводы были отклонены.

Шаров обратился в КС РФ, считая, что положения КоАП нарушают его конституционные права, поскольку устанавливают для юрлица или индивидуального предпринимателя фиксированный размер штрафа, а также не допускают освобождение собственника от ответственности, если в момент правонарушения транспортом управляло иное лицо на основании трудового договора.

КС, рассмотрев дело, отметил, что согласно ч. 3.1 ст. 4.1 КоАП РФ размер штрафа за правонарушение, выявленное с применением автоматических фото- или видеокамер, должен быть наименьшим в пределах санкции применяемой статьи. Однако применение положения ст. 4.

1 при привлечении автомобилистов к ответственности на основании частей 1, 2, 3 и 6 ст. 12.21.1 в случае выявления правонарушения камерами не предполагается, поскольку в положениях ст. 12.21.

1 КоАП для собственников закреплены самостоятельные санкции в виде штрафов, обособленные от санкций для водителей и других лиц.

Причем в частях 1, 2, 3 и 6 ст. 12.21.1 КоАП штраф для собственников автомобилей установлен в твердом размере, равном максимальному пределу штрафа. Какая-либо дифференциация размера штрафа для собственников транспортных средств не предусмотрена.

Такое регулирование, по мнению КС, «не может быть объяснено ни тяжестью правонарушения», ни тем, что при его выявлении в общем порядке к ответственности могут быть привлечены несколько разных субъектов – водитель, должностное лицо, юрлицо, а не только собственник, поскольку даже сумма минимальных размеров штрафов, установленных для всех категорий лиц, привлекаемых к ответственности в общем порядке, меньше твердого размера штрафа для владельца транспортного средства.

В результате КС признал, что части 1, 2, 3 и 6 статьи 12.21.1 КоАП РФ противоречат Конституции РФ в той мере, в какой устанавливают административный штраф для собственников транспортных средств в случае фиксации совершенных ими правонарушений автоматическими камерами в размере, равном максимальному пределу штрафа для юрлиц, предусмотренного соответствующей частью той же статьи.

Кроме того, эти положения КоАП не соответствуют Конституции, поскольку исключают возможность собственнику доказать при рассмотрении его жалобы, что в момент выявления правонарушения принадлежащее ему транспортное средство перевозило груз для личных нужд.

КС предписал федеральному законодателю внести в КоАП соответствующие изменения. До этого момента штраф, назначаемый собственнику тяжеловесного или крупногабаритного транспортного средства за совершение правонарушений по ч. 1, 2, 3 и 6 ст. 12.21.

Читайте также:  Передача автомобиля при продаже

1 КоАП, в случае их фиксации автоматическими камерами должен быть наименьшим в пределах размера штрафа для юрлица, установленного соответствующей частью той же статьи.

При этом если в ходе рассмотрения жалобы собственника тяжеловесного или крупногабаритного транспортного средства на постановление по делу об административном правонарушении будет доказано, что в момент выявления правонарушения автомобиль перевозил груз для личных нужд, то штраф, назначаемый по частям 1, 2, 3 и 6 ст. 12.21.1 КоАП РФ, должен быть наименьшим в пределах размера штрафа для водителя, установленного соответствующей частью той же статьи.

В то же время ч. 2 ст. 2.6.1 КоАП РФ признана соответствующей Конституции, поскольку именно работодатель должен нести в правоотношениях с государством риски и неблагоприятные последствия необеспечения надлежащего контроля за своим работником.

Данное постановление КС окончательное и вступает в силу со дня официального опубликования. Решения по делам Думилина и Шарова подлежат пересмотру в установленном порядке с учетом правовых позиций КС.

Отменён штраф за "перегруз" по ч. 2 ст. 12.21.1 КоАП РФ

В Мокшанском районном суде Пензенской области отменёно постановление инспектора МУГАДН, в соответствии с которым на грузоперевозчика был наложен штраф 250000 рублей по ч. 2 ст. 12.21.1 КоАП РФ (за «перегруз»).

Нажмите на изображение, чтобы увеличить

Обратился предприниматель, занимающийся грузоперевозками. Рассказал, что на посту весового контроля взвешивание показало значительное превышение допустимой нагрузки на одну из осей, в связи с чем в его отношении инспектором МУГАДН вынесено постановление по ч. 2 ст. 12.21.1 КоАП РФ (штраф 250000 рублей). С постановлением он не согласен, считает, что произошла какая-то ошибка.

Начали знакомиться с материалами дела, и сразу же очень смутили цифры.

При разрешённой полной массе автомобиля 25 т, взвешивание показало 20,96 т, и распределилась они следующим образом: на первую – 6,12 т, на вторую – 11,82 т, на третью – 3,02 т.

При этом получалось, что сумма нагрузок на первую и третью оси полностью (с точностью до килограмма) совпадала с массой пустого автомобиля (9,14 т), а нагрузка на вторую ось, с учётом погрешности весов, соответствовала массе груза (11,82 т).

Как это могло произойти, было совершенно непонятно. Груз (а это были шины, кабели, удлинители и что-то ещё) был размещён равномерно и собраться пирамидкой на одной из осей не мог. Водитель даже подумал, что был взвешен вообще не его автомобиль, о чём и не постеснялся указать в ряде документов, которые ему были предложены для подписания:

Штрафы за нарушение правил движения тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств с 24 июля 2015 года

Фрагмент акта взвешивания из материалов данного дела

На суде представитель Федеральной службы по надзору в сфере транспорта внятно объяснить такой фокус не смог.

Как не смог он и объяснить, почему если, по их мнению, разрешённая нагрузка на ось составляла 7,5 т, а фактическая была 11,796 т, то превышение составило всего 1,796 т, то есть 18 %, тогда как должно было составить куда большие величины.

А главное – почему они вообще решили, что разрешённая нагрузка составляла эти 7,5 т, если в действительности она составляла 17 т?

Смог пояснить лишь, что форму заполняют не они, а «специальная программа», повлиять на неё они не могут. Прямо восстание машин какое-то!

В общем, дело закончилось хорошо. Суд удовлетворил жалобу (хоть и частично), отменил постановление и прекратил производство по делу. А предпринимателю не пришлось расставаться с 250к.

У меня похожее дело и мне нужна помощь!

Выигранные дела

Ряд положений ст. 12.21.1 КоАП РФ об ответственности за незаконную перевозку тяжеловесных и крупногабаритных грузов признаны не соответствующими Конституции РФ: каковы практические последствия?

Проблема весового контроля на автодорогах уже долгое время является одной из самых острых для перевозчиков грузов в России. Штрафы в десятки и сотни тысяч рублей по статье 12.21.

1 КоАП РФ, устанавливающей ответственность за «перегруз» и «негабарит», всегда являлись одним из основных рисков водителей и перевозчиков. После введения административной ответственности за превышение массы при погрузке по ч. 10 ст. 12.21.

1 КоАП РФ со штрафами на суммы 250 000 – 400 000 рублей, весовой контроль стал также головной болью многих поставщиков и других отправителей.

В 2017 году ко всем бедам участников перевозки добавились так называемые «рамки» весового контроля: средства автоматической фиксации административных правонарушений. То же самое, что и с контролем скорости, только весовой (автоматический пункт весового контроля).

По идее, автоматизация должна была снизить коррупционную составляющую и исключить возможность «ездить с перегрузом».

[1] Однако, например, после установки одной из таких «рамок» в Усть-Лабинском районе Краснодарского края, владельцам транспортных средств начали приходить штрафы по 150 – 300 000 рублей за малейшие превышения общей массы (минимально допустимая погрешность 2%, а дальше – штраф 150 000 рублей по ч. 1 ст. 12.21.1 КоАП РФ). [2] В результате, Усть-Лабинский районный суд оказался буквально завален жалобами владельцев грузового автотранспорта.[3]

Благодаря тому, что планы перекрыть все дороги «рамками» по каким-то причинам пока не осуществились, а имеющиеся рамки перевозчики стараются благоразумно объезжать (пока есть где), острота проблемы несколько снизилась, и новостей на данном фронте достаточно давно не было. И вот, положения статьи 12.21.1 КоАП РФ были рассмотрены Конституционным судом Российской Федерации.

Суть дела

В Постановлении от 18 января 2019 г. №5-П Конституционный суд РФ признал противоречащими Конституции РФ ряд положений КоАП РФ, регулирующих вопросы ответственности за нарушение правил движения тяжеловесного и крупногабаритного транспортного средства.

Предметом проверки были части 1, 2, 3 и 6 статьи 12.21.1 и ч. 2 ст. 2.6.1 КоАП РФ.

Заявители ставили под сомнение соответствие Конституции России данных норм в части, относящейся к ответственности собственников транспортных средств при выявлении правонарушений с помощью средств автоматической фиксации.

Штрафы для собственников (владельцев) автотранспорта признаны завышенными

Так, согласно названному Постановлению, части 1, 2, 3 и 6 статьи 12.21.

1 КоАП РФ не соответствуют статьям 19 (части 1 и 2), 35 (части 1-3) и 55 (часть 3) Конституции РФ, в той мере, в какой они устанавливают административный штраф для собственников (владельцев) транспортных средств в случае фиксации совершенных ими административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами в размере, равном максимальному пределу штрафа для юридических лиц и предпринимателей, предусмотренного соответствующей частью той же статьи.Как следует из мотивировочной части Постановления №5-П от 18 января 2019 года, возложение ответственности за незаконный негабарит или перегруз именно на собственников (владельцев) транспортных средств обусловлено особенностями фиксации соответствующих правонарушений, при которой устанавливается, что правонарушение совершено с использованием конкретного транспортного средства, а на основе данных регистрационного учета транспортных средств может быть определен его собственник (владелец). Такой способ фиксации нарушений предусмотренных правил сам по себе не противоречит Конституции РФ, и может быть введен по усмотрению законодателя (пункт 3.1, абзацы 4 и 5 мотивировочной части Постановления №5-П).

Однако, в рассматриваемых нормах частей 1, 2, 3 и 6 статьи 12.21.1 КоАП РФ штраф установлен в твердом размере, равном максимальному пределу штрафа для привлекаемых в общем (не автоматическом) порядке юридических лиц и предпринимателей без какой-либо дифференциации.

Поскольку при рассмотрении дел об административных правонарушениях с помощью автоматической фиксации возможности индивидуализации наказания снижены, Конституционный суд РФ посчитал, что штраф во всяком случае не должен достигать размера штрафа, установленного для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (пункт 3.2 мотивировочной части Постановления №5-П).

В связи с этим, суд, до внесения соответствующих поправок в законодательство, предписал назначать собственникам (владельцам) транспортных средств штраф в размере минимально установленного для юридических лиц и предпринимателей по соответствующей части статьи 12.21.1 КоАП РФ, то есть, фактически, снизил максимальный штраф на 50 (ч.ч. 1 – 3) — 100 000 (ч. 6) руб.

Владельцы-физические лица (не предприниматели) теперь могут радикально снизить размер штрафа

Но, и это еще не все.

Один из заявителей пожаловался, что он был привлечен к административной ответственности как собственник транспортного средства по «ставкам», объективно рассчитанным на предпринимателей и организации, однако де-факто, как утверждал заявитель, он перевозил на личном грузовике личный груз. В связи с этим, заявитель считал штраф неоправданно высоким, и полагал справедливым привлекать к ответственности таких собственников (не предпринимателей) как водителей, т.е. порядком более низким «ставкам» штрафов.

Конституционный суд, по существу, поддержал эту позицию. Судьи пришли к выводу, что «ставки» штрафов на собственников (владельцев) транспортных средств предполагают коммерческое назначение грузовых транспортных средств, и, соответственно, их коммерческое использование.

Читайте также:  Бланк заявления о постановке на учет транспортного средства в 2021 году

То есть, по мнению суда, имеется презумпция того, что перевозка такими транспортными средствами осуществляется в рамках предпринимательской деятельности.

Однако, как указали судьи, презумпция эта должна быть опровержимой, то есть, собственник (владелец) должен иметь возможность доказать, что перевозил личный груз в целях, не связанных с предпринимательской деятельностью (пункты 2 и 4 резолютивной части Постановления №5-П).

Соответственно, названные части статьи 12.21.

1 КоАП РФ были признаны противоречащими Конституции РФ в той мере, в какой они, исключают для гражданина-не предпринимателя, являющегося собственником (владельцем) транспортного средства, возможность доказать при рассмотрении его жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, что в момент выявления административного правонарушения принадлежащее ему транспортное средство перевозило груз для личных нужд. В случае, если ему это удастся, штраф должен быть наименьшим в пределах размера штрафа для водителя, установленного соответствующей частью той же статьи (пункты 3 и 4 резолютивной части Постановления №5-П).

О том, насколько высокий стандарт доказывания будет установлен судами для таких собственников-физических лиц, пока сказать сложно. Однако, зная общие подходы судов по делам об административных правонарушениях, можно предположить, что доказать личный характер перевозки будет очень не просто.

Таким образом, фактически статья 12.21.1 КоАП РФ была пересмотрена в сторону, улучшающую положения собственников (владельцев) транспортных средств, что, с учетом колоссальных размеров штрафов, не может не радовать. Для наглядности изменения приведены в таблице.

Таблица:

Правительство внесло в Госдуму законопроект об уточнении порядка установления административной ответственности за нарушение правил движения тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств

29 июля 2019 19:30

Распоряжение от 27 июля 2019 года №1670-р. Законопроект подготовлен во исполнение Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18 января 2019 года №5-П.

Принятие законопроекта позволит исключить зависимость размера административного штрафа за нарушение правил движения по автомобильным дорогам тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств от способа фиксации и объекта контроля.

Проект федерального закона «О внесении изменений в статью 12.21.

1 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее
соответственно – законопроект, КоАП) подготовлен Минтрансом во исполнение постановления
Конституционного Суда Российской Федерации от 18 января 2019 года №5-П по
делу о проверке конституционности статьи 2.6.1 и частей 1, 2, 3 и 6 статьи
12.21.1 КоАП в связи с запросом Костромского областного суда и жалобами граждан
А.И.Думилина и А.Б.Шарова.

Конституционный
Суд постановил признать части 1, 2, 3 и 6 статьи 12.21.

1 КоАП не
соответствующими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они в
системе действующего правового регулирования устанавливают административный
штраф для собственников (владельцев) тяжеловесных и крупногабаритных
транспортных средств, привлекаемых к административной ответственности в случае
фиксации совершённых ими административных правонарушений работающими в
автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции
фото- и киносъёмки, видеозаписи, в размере, равном максимальному пределу
административного штрафа для юридических лиц, предусмотренного соответствующей
частью той же статьи. Кроме того, эти нормы КоАП признаны не соответствующими
Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они в системе действующего
правового регулирования, допуская назначение административного штрафа в
предусмотренном ими размере, одинаковом вне зависимости от правовой природы
субъекта административного правонарушения, собственнику (владельцу)
тяжеловесного и крупногабаритного транспортного средства – гражданину, не
являющемуся индивидуальным предпринимателем, исключают возможность доказать при
рассмотрении его жалобы на постановление по делу об административном
правонарушении, что в момент выявления административного правонарушения
принадлежащее ему транспортное средство перевозило груз для личных нужд.

В
связи с этим законопроектом предусматривается уточнение административной
ответственности за нарушения правил движения тяжеловесных и крупногабаритных
транспортных средств, предусмотренных статьёй 12.21.1 КоАП.

Предлагается
установить, что административная ответственность будет наступать в едином
размере вне зависимости от формы собственности на транспортное средство и
способа фиксации соответствующего административного правонарушения.

Предусмотренный законопроектом размер административного штрафа соответствует
минимальному установленному в настоящее время штрафу для юридических лиц.

Принятие
законопроекта позволит исключить зависимость размера административного штрафа
за нарушение правил движения тяжеловесных и крупногабаритных транспортных
средств от способа фиксации и объекта контроля, привлекаться к административной
ответственности будет только собственник транспортного средства.

Законопроект рассмотрен и
одобрен на заседании
Правительства Российской Федерации 25 июля 2019 года.

Штрафы за нарушение правил движения тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств с 24 июля 2020 года

С проблемой перевозки негабаритных грузов могут столкнуться не только транспортные компании, но и частные лица. Довольно часто случаются такие ситуации, когда необходимо перевезти груз, габариты которого превышают основные параметры транспортного средства.

Любая транспортировка груза должна соответствовать требованиями правил дорожного движения, в которых для негабаритного груза отведено особое место.

Если неправильно организовать транспортировку негабаритного груза, то есть риск получить довольно внушительный штраф за перевозку негабаритного груза.

В 23 пункте ПДД РФ подробно расписаны правила перевозки негабаритного груза. Транспортное средство с таким багажом на борту должно свободно перемещаться по общим полосам движения, не нарушая ПДД. Главный фактор – оно не должно создавать помех для других участников движения.

Под негабаритным подразумевается груз, который выходит за габариты автомобиля на 40 и более сантиметров сбоку и 1 метр спереди/сзади. При этом транспортное средство должно иметь соответствующий опознавательный знак.

Что считается крупногабаритным багажом?

В ПДД нет четкого определения, но есть указания по параметрам и весу допустимого под крупногабаритный. Часто такой груз перевозят на транспорте — газель, но и легковые автомобили могут входит в данную категорию. Негабаритный груз в разрешении о перевозке обозначают как крупногабаритный или тяжеловесный.

На заметку. Крупногабаритным обозначают груз, который превышает размеры транспортного средства и частично выходят за его пределы, при этом перекрываясь на проезжую часть.

  Правила дорожного движения для велосипедистов в 2020 году

  1. Крупногабаритный груз для легкового автомобиля – это груз, который имеет размеры следующих параметров: выступ спереди или сзади автомобиля более одного метра, выступ с боковой стороны транспорта более 40 сантиметров.

    При себе у водителя должно быть специальное разрешение для перевозки груза на легковом автомобиле, если имеется выступ спереди или сзади более двух метров, по ширине более 2,55 метров.

  2. Крупногабаритный груз для грузового автотранспорта – это груз, который превышает следующие параметры: по высоте 2,5 метра, по весу 38 тонн, по длине 24 метра, по ширине 2,55 метра.

Нормативные акты

Порядок перевоза негабаритных грузов, а также правила их перевозки установлены в следующих нормативно-правовых актах:

  • Устав автомобильного и городского транспорта, который утвержден Федеральным законом №259 от 08.11.2007.
  • Правила грузовых перевозок автотранспортом, составленные постановлением правительства РФ №272.
  • Инструкция по транспортировке негабаритных грузов по российским дорогам, которая утверждена министерством транспорта в 1996 (последнее обновление было в 2012 году).
  • Постановление правительства РФ №1090.

По уставу перевозить негабариты можно по дорогам всех типов (городские, междугородние, пригородные и международные). В законодательных актах имеются лишь некоторые исключения для особо опасных грузов (радиоактивные отходы, оружейные комплексы и т.д.).

Ограничения по перевозке грузов

В законодательстве РФ чётко регламентируются разрешённые к перевозке размеры негабаритных грузов. А именно:

  • длина – не больше 20 м;
  • негабаритный груз по ширине – не больше 2,55 м;
  • высота – не больше 4 м;
  • вес с грузом – не больше 38 т.

Перемещение крупногабаритного груза может выполняться без спецразрешений, если выполнены требования действующих правил ДД. А значит, он, превышая размеры машины сзади или спереди более чем на 100 см или сбоку больше чем на 40 см (от края габаритного огня), должен иметь специальные знаки.

При условиях плохой видимости (ночь, туман) нужно установить белый светоотражатель (спереди), красный светоотражатель (сзади) или фонари.

При несоблюдении габаритов и отсутствии спецразрешения может быть наложен административный штраф за негабарит по длине на грузовом автомобиле, а также по ширине и высоте.

Даже превышение одного из параметров влечёт наказание. Так как, например, превышение габаритов по высоте может привести к порче установленных над дорогой знаков или линий электропередач.

По ширине – превышать размеры дорожной полосы, затруднять движение других автомобилей.

Какой штраф за проезд под знак «Движение грузового транспорта запрещено», регламентирует часть 6-7 статьи 12.16 КоАП РФ. Он составляет от 500 до 5 тыс. рублей.

Читаем также: Какой штраф ожидает водителя, если он не вписан в страховку Езда без документов на машину

Правила транспортировки «негабаритов»

Законодательные акты утверждают следующие правила провоза негабаритов:

  • ТС оснащается опознавательными знаками («крупногабаритный груз»). Если речь идет об автоколонне, то они должны быть на каждом из ее участников.
  • Перевозка по любым дорогам допускается только при наличии соответствующего разрешения. Его необходимо заранее получать в местном отделении автоинспекции или министерстве транспорта (если речь идет о международных перевозках). Обратите внимание! В большинстве случаев на рассмотрение у государственных органов уходит 3-4 рабочих дня. Однако если транспортировка влечет за собой корректировку первоначальной конструкции ТС, оформление разрешения может затянуться на целый месяц. Поэтому об этом следует позаботиться заранее.
  • Уполномоченные органы могут отказать в выдаче разрешения, если: Есть варианты перевезти негабарит каким-либо другим, более безопасными видами транспорта (например, по железной дороге).
  • Негабарит можно разобрать на несколько составных частей, чтобы он перестал выходить за пределы габаритов транспортного средства.
  • Не обеспечивается абсолютная безопасность транспортировки.
Читайте также:  Штраф за ГБО без документов в 2021 году
  • В обязанности перевозчика входит организация сопровождения, если размеры негабарита находятся в следующих диапазонах: длина 24-30 м, ширина 3,5-4.
  • Если размеры груза превышают указанные выше параметры, то перевозка осуществляется вместе с патрульными машинами ГИБДД. Также это происходит в некоторых отдельных ситуациях (например, того требует обеспечение безопасности).
  • Размеры для транспортировки по параметрам

    ПДД устанавливает габариты грузов, которые могут перевозиться без получения специального разрешения от органов управления и Госавтоинспекции. Все параметры указаны в пункте 23.4 и 23.5:

    1. Длина. В идеале она должна соответствовать длине кузова легкового или грузового автомобиля. Если перевозимый товар выступает сзади на расстояние до 1 м, то никаких дополнительных требований соблюдать не придется. Превышение указанного параметра влечет за собой обязательное применение специального знака «Крупногабаритный груз». В ночное время или при плохой видимости, к нему обязательно дополнительно используется:
        спереди фонарь или световозвращатели белого цвета;
    2. сзади фонарь или световозвращатель красного цвета.
    3. Ширина. Разрешено до 0,4 метров «выглядывания» по бокам. Замер выступающих частей производится не от борта, а от края заднего габаритного огня. При превышении 40 см следует обязательно прикреплять к выпирающим точкам таблички с надписью: «Крупногабаритный груз». Ночью или при непогоде дополнительно используются фонари и светоотражатели.
    4. Высота. До 4 метров в высоту можно не отмечать специальными опознавательными символами, если другие параметры соответствуют нормам. Измерять показатель стоит от полотна дороги до крайней высокой точки перевозимого товара.

    Получать специальное разрешение придется на опасные и тяжеловесные грузы, которые превышают такие габариты:

    • ширина 255 см или 260 см для рефрижераторов и изотермических кузовов;
    • высота более 4 метров от дорожного полотна;
    • по длине (включая один прицеп) 20 метров, либо при выступании изделия на длину более 2 м спереди или сзади.

    Международные грузоперевозки выполняются в соответствии с международными правилами, которые были приняты РФ.

    Какие ограничения

    При транспортировке крупногабаритного груза запрещено:

    1. Отклоняться от заранее проложенного и согласованного маршрута.
    2. Превышать обязательные скоростные режимы.
    3. Продолжать движение при неблагоприятных метеорологических условиях – гололед, снегопад или видимости менее 100 метров.
    4. Двигаться по обочине дороги, если это не было оговорено условиями перевозки.
    5. Останавливаться в произвольных местах. Транспортное средство имеет право на остановку только в специально обозначенных местах, которые расположены вне пределов проезжей части.
    6. Ехать дальше при возникновении поломок и неисправностей, которые могут привести к аварийной ситуации.
    7. Двигаться вперед при смещении груза или ослабшем креплении.

    Может случиться, что маршрут не учел проводимых дорожно-транспортных работ или частичного разрушения пути. В этом случае дальнейшее движение производится только после получения соответствующего разрешения на проезд по новому маршруту.

      Что такое равнозначные и неравнозначные дороги

    Предусмотренные штрафы за перевозку негабаритного груза без разрешения

    Штрафные санкции за транспортировку негабаритного груза без разрешения определяются ч.2 статьи 12.21 КоАП.

    Для простых граждан возможны 2 меры наказания: денежный штраф 1500-2000 рублей, либо лишение прав на период от 2 до 4 месяцев.

    Для должностных лиц (сотрудники транспортных компаний) денежный штраф выше – от 10 до 20 тысяч рублей. Юридические лица могут быть оштрафованы на сумму до полумиллиона рублей.

    Итоговый размер штрафа суд определяет, руководствуясь такими принципами как процент превышения допустимых габаритов и наличие факта угрозы ДТП. В качестве отягчающих обстоятельств могут выступать следующие ситуации:

    • На ТС не было знаков или световозвращателей (в условиях недостаточной видимости).
    • Негабарит закрывал регистрационный знак или светоотражатели. При этом учитывается отсутствие видимости именно относительно других участников движения.
    • Груз затруднял обзор водителю или создавал ему помехи. Такая ситуация неизбежно создает вероятность ДТП.
    • Имело место нарушение устойчивости транспортного средства. Обычно это происходит при превышении допустимой массы груза.
    • Водитель нарушил скоростной режим во время перевозки негабаритного груза (60 км/ч для дорог, 15 км/ч для мостов).

    Правила перевозки

    Грузы, которые считаются негабаритными, могут перевозиться на транспортных средствах по дорогам общественного пользования. Но эта процедура должна быть проведена правильно. В противном случае автомобилист может получить внушительный штраф.

    Всего существует несколько важных требований относительно перевозки негабаритных грузов. Они в большей степени касаются легковых транспортных средств.

    На обычных легковых авто можно перевозить грузы, которые в ширину не превышают 2 м и 55 см, а в длину 2,5 м. Масса перевозимого предмета не должна быть больше той, что допустима для конкретной машины.

    Максимум можно увидеть в техническом паспорте ТС.

    Нужно, чтобы груз был установлен правильным способом, предмет не закрывал обзор для водителя. Важным условием является и видимость груза для других участников движения. Так они смогут быстро среагировать в случае опасности. Для этого можно прицепить на перевозимый предмет флажки, яркие веревки и т.д.

    На транспортном средстве требуется установка опознавательного знака, который говорит о том, что здесь перевозятся нестандартные грузы. Размер этой установки будет 40х40 см. Такие знаки должны иметь светоотражающие элементы. Допустимые весовые и габаритные нормы для легковых и грузовых транспортных средств могут меняться.

    Однако специальный знак должен быть на каждой машине.

    Бывают и такие ситуации, когда водители перевозят грузы, превышающие по размерам установленные нормы негабаритного груза.

    И их не будут штрафовать сотрудники Госавтоинспекции, но только при условии, что на подобные действия у автомобилиста имеется разрешение. Нередко помимо специального документа также выдается сопровождение от ГИБДД.

    Это в основном необходимо для тех машин, которые перевозят грузы более 4 м в ширину, то есть, они будут выходить даже на другую полосу либо проезжую часть.

    Правила перевозки игнорировать нельзя ни в коем случае. Иначе автомобилисту придется заплатить штрафы за негабарит, а он может быть достаточно большим, хотя многое зависит от степени сложности нарушения. На размеры груза действует погрешность в 10 см.

    Если предмет при измерении оказался не 250, а 258 см, штраф выписываться не должен. Когда сотрудники Госавтоинспекции игнорируют это правило и все же выписывают штраф, его можно легко оспорить, написав соответствующее заявление в вышестоящие органы.

    Виды нарушений и как их избежать

    Есть 4 вида правонарушения:

    • отсутствие этапа согласования маршрута при намерениях транспортировки негабарита, а также отклонение от маршрута;
    • отступление от разрешения по габаритам — на 10 см и более;
    • превышение массы груза на 15% от разрешенной;
    • прочие, менее значительные нарушения, например, отсутствие знаков.

    Чтобы этого избежать, необходимо следовать правилам:

    • Транспортное средство должно оснащаться опознавательным знаком «Крупногабаритный груз».
    • Любая грузоперевозка должна осуществляться только после получения разрешения. Разрешить поездку могут сотрудники автоинспекции.

    Обратите внимание! Рассмотрение заявления занимает 3–4 рабочих дня. Если требуется поменять конструктивные особенности транспорта, процедура может затянуться на месяц.

    Если длина превышает 30 м, а ширина — 4 м, машина может передвигаться только при наличии сопровождения. Также такие меры предосторожности принимают при транспортировке особенно опасных веществ.

    Негабарит в длину

    Когда можно получить отказ при получении разрешения

    Автоинспекция не даст разрешения, если:

      Правила определения степени тяжести вреда здоровью при ДТП

    • Перевозимую конструкцию можно разобрать, чтобы она занимала меньше места (например, мебель).
    • Можно транспортировать негабарит иным путем — через авиаперевозку или по ж/д путям.
    • Даже при полном соблюдении правил и требований безопасность перевозки не обеспечивается.

    Предусмотренная ответственность за превышение параметров груза или условий транспортировки

    Нарушение правил перевозки грузов может повлечь за собой крайне серьезные последствия. Поэтому каждое отклонение от принятых норм ведет к назначению штрафа. Административная ответственность водителей прописана в КоАП РФ.

    За нарушение ПДД при транспортировке грузов, которые не требуют специального разрешения, водителю выносится предупреждение или штраф в 500 рублей.

    Минимальное наказание применяется при отсутствии специального знака, создания шума или пыли, а также если перевозимый груз ненадежно закреплен и затрудняет обзор.

    Нарушителя не лишат прав за такие нарушения, но не позволят двигаться далее пока причина остановки не будет устранена.

    Не нашли ответ на свой вопрос? Позвоните юристу! Москва: +7 (499) 110-89-42 Санкт-Петербург: +7 (812) 385-56-34 Россия: +7 (499) 755-96-84

    Нарушение правил при перевозке крупногабаритных грузов со специальным разрешением предусматривает более серьезные наказания, в зависимости от тяжести совершенного. Штрафные санкции прописаны в ст.12.21.1 КоАП РФ. Взыскания накладываются не только на водителя, но и на юридическое лицо, которое совершает перевозку.

    Оставьте комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *