Порядок, размер и основания взимания государственной пошлины за предоставление государственной услуги

Государственная пошлина — понятие и элементы

Порядок, размер и основания взимания государственной пошлины за предоставление государственной услугиСогласно пункту 1 статьи 333.16 Налогового кодекса РФ государственная пошлина — сбор, взимаемый с лиц, указанных в статье 333.17 настоящего Кодекса, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.

При установлении государственной пошлины законодатель определил следующие элементы ее взимания:

Налоговым кодексом РФ также установлены особенности предоставления отсрочки (рассрочки) уплаты государственной пошлины, осуществления возврата (зачета) государственной пошлины, а также порядок осуществления налоговыми органами проверки правильности исчисления и уплаты государственной пошлины.

Некоторые элементы юридического состава государственной пошлины установлены законодателем только в отношении оплаты конкретного вида юридически значимого действия. Так, например, при подаче в суд общей юрисдикции искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, государственная пошлина исчисляется исходя из цены иска. Цена иска в данном случае носит характер «налоговой базы».

Такой же характер носит сумма договора при исчислении размера государственной пошлины за удостоверение договоров нотариусами государственных нотариальных контор и уполномоченными должностными лицами; стоимость имущества, на которое переходят по наследству имущественные права при исчислении размера государственной пошлины за выдачу свидетельства о праве на наследство по завещанию или по закону.

Плательщики государственной пошлины

Налоговый кодекс РФ называет в качестве плательщиков государственной пошлины физических лиц и организаций (п. 1 ст. 333.17 Налогового кодекса РФ).

Понятия физических лиц и организаций раскрывается в п. 2 ст. 11 Налогового кодекса РФ. К физическим лицам причисляются граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства.

К организациям Налоговый кодекс РФ относит российские и иностранные организации. Российские организации — юридические лица, образованные в соответствии с российским законодательством.

К иностранным организациям относятся иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации (ст. 11 Налогового кодекса).

Обязанность по уплате государственной пошлины возникает:

  • в случае обращения за совершением юридически значимых действий, предусмотренных Налоговым кодексом РФ;
  • если указанные лица выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

Объекты взимания государственной пошлины

  • Под объектом взимания государственной пошлины необходимо понимать юридически значимое действие, совершение которого обуславливает возникновение у заинтересованного лица обязанности уплаты пошлины.
  • Юридически значимые действия — это такие действия, с совершением которых закон связывает возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей у заинтересованного лица.
  • С принятием Налогового кодекса РФ перечень юридически значимых действий, за которые предусматривается уплата государственной пошлины, был значительно расширен. В данный перечень включены следующие действия:
  • действия, связанные с рассмотрением дел в судах общей юрисдикции, мировыми судьями;
  • действия, связанные с рассмотрением дел в арбитражных судах;
  • действия, связанные с рассмотрением дел Конституционным Судом РФ, конституционными (уставными) судами субъектов РФ;
  • нотариальные действия;
  • действия, связанные с государственной регистрацией актов гражданского состояния, и другие юридически значимые действия, совершаемые органами записи актов гражданского состояния и иными уполномоченными органами;
  • действия, связанные с приобретением гражданства РФ или выходом из гражданства РФ, а также с въездом в РФ или выездом из РФ;
  • действия по официальной регистрации программы для электронных вычислительных машин, базы данных и топологии интегральной микросхемы;
  • действия, связанные с осуществлением федерального пробирного надзора;
  • государственная регистрация, а также прочие юридически значимые действия.

Государственной пошлиной не облагаются вышеуказанные юридически значимые действия, если они совершаются, во-первых, консульскими учреждениями, а во-вторых, частными нотариусами.

За совершение указанных действий консульскими учреждениями взимается не государственная пошлина, а иной платеж — консульский сбор (п. п. 1, 2 ст. 333.16 НК РФ и п. 9 Указа Президента РФ N 1330 от 5 ноября 1998 г. «Об утверждении Положения о консульском учреждении РФ»).

Что же касается нотариусов, занимающихся частной практикой, то они вместо государственной пошлины взимают нотариальный тариф в размере, соответствующем размеру государственной пошлины, предусмотренной за совершение аналогичных действий в государственной нотариальной конторе, и с учетом особенностей, установленных законодательством РФ о налогах и сборах (п. 1 ст. 333.24 НК РФ и абз. 2 ст. 22 Основ законодательства РФ «О нотариате»).

Порядок и сроки уплаты государственной пошлины

Сроки уплаты государственной пошлины установлены п. 1 ст. 333.18 Налогового кодекса РФ.

По общему правилу, которое соответствует принципу — без уплаты сбора не может быть совершено юридическое действие, государственная пошлина уплачивается или до совершения действий (например, до совершения нотариальных действий), или до подачи заявлений и иных документов на совершение юридически значимых действий. В главе 25.3 НК содержится ряд исключений из данного правила. Так, государственная пошлина уплачивается в течение 10 дней со дня вступления в законную силу решения суда:

  • лицами, выступающими ответчиками в судах, если решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины (подп. 2 п. 1 ст. 333.18 НК РФ);
  • при затруднительности определения цены иска в момент его предъявления в суд общей юрисдикции, мировому судье размер государственной пошлины предварительно устанавливается судьей с последующей доплатой недостающей суммы государственной пошлины на основании цены иска, определенной судом при разрешении дела (подп. 9 п. 1 ст. 333.20 НК РФ);
  • при доплате государственной пошлины в случае увеличения истцом размера исковых требований (подп. 10 п. 1 ст. 333.20 и подп. 3 п. 1 ст. 333.22 НК РФ);
  • при доплате государственной пошлины, в случае если суд выйдет за пределы исковых требований (подп. 10 п. 1 ст. 333.20 и подп. 3 п. 1 ст. 333.22 НК РФ).

При обращении за ежегодным подтверждением регистрации судна в Российском международном реестре судов государственная пошлина уплачивается не позднее 31 марта года, следующего за годом регистрации судна в указанном реестре или за последним годом, в котором было осуществлено такое подтверждение (подп. 5.1 п. 1 ст. 333.18 НК РФ).

Кроме того, при предъявлении ювелирных, других бытовых изделий на опробование и клеймение, при предъявлении различных предметов и материалов на экспертизу, при проведении экспертизы на территориях музеев и экспертизы драгоценных камней по запросу правоохранительных органов государственная пошлина уплачивается до выдачи соответственно изделий или результатов экспертизы (п. 1 ст. 333.32 НК РФ).

Сроки уплаты государственной пошлины, установленные Налоговым кодексом РФ, могут быть изменены органом, совершающим юридически значимое действие, по ходатайству заинтересованного лица об отсрочке или рассрочке уплаты государственной пошлины в порядке, установленном ст. 333.41 Налогового кодекса РФ.

Пункт 2 ст. 333.18 Налогового кодекса РФ воспроизводит один из основных принципов исполнения налоговой обязанности, согласно которому налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. Данное положение полностью распространяется на плательщиков сборов (п. п. 1, 5 ст. 45 Налогового кодекса РФ).

Высший Арбитражный Суд РФ в информационном письме Президиума ВАС РФ от 25.05.2005 N 91 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации» указал, что уплата государственной пошлины иным лицом за истца (заявителя) законодательством не предусмотрена (п. 18 указанного информационного письма).

Исключения из принципа непосредственной уплаты государственной пошлины лицом, обратившимся за совершением юридически значимого действия, установленные Налоговым кодексом РФ, составляют случаи, когда государственная пошлина уплачивается правопреемником замененной по определению суда стороны по делу, если она не была уплачена замененной стороной (п. 5 ст. 333.20 Налогового кодекса РФ).

Государственная пошлина должна быть уплачена по месту совершения юридически значимых действий.

Согласно Гражданскому кодексу РФ платежи на территории Российской Федерации осуществляются путем наличных и безналичных расчетов (ст. 140 Гражданского кодекса РФ).

Данное правило закреплено и в общей части Налогового кодекса РФ (ст. 58 Налогового кодекса РФ) и продублировано в статье, регулирующей порядок уплаты государственной пошлины.

Из п. 3 ст. 333.18 Налогового кодекса РФ следует, что факт уплаты государственной пошлины подтверждается квитанцией или платежным поручением с отметкой банка о его исполнении.

Лишь при предоставлении указанных доказательств, подтверждающих уплату государственной пошлины в соответствующий бюджет, уполномоченный орган (должностное лицо) вправе совершить юридически значимое действие в отношении плательщика.

Высший Арбитражный Суд РФ в разъяснениях по применению главы 25.

3 Налогового кодекса конкретизировал понятие «отметка банка об исполнении платежного поручения» (Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 мая 2005 г.

N 91 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса РФ»). Доказательством уплаты государственной пошлины в безналичной форме является платежное поручение, на котором проставлены:

  • в поле «Списано со счета плательщика» — дата списания денежных средств со счета плательщика (при частичной оплате — дата последнего платежа);
  • в поле «Отметки банка» — штамп банка и подпись ответственного исполнителя (п. 3.8 ч. 1 Положения Центрального банка РФ от 3 октября 2002 г. N 2-П).

Учитывая рекомендательный характер данных Высшим Арбитражным Судом РФ разъяснений, некоторые федеральные арбитражные суды принимают в качестве доказательств факта уплаты государственной пошлины не только платежное поручение с подлинной отметкой банка о списании со счета плательщика денежных средств, но и платежное поручение и выписку из лицевого счета плательщика (Постановление ФАС ВСО от 11.01.2006 по делу N А78-2488/05-С1-1/85-Ф02-6657/05-С2).

В зависимости от вида совершаемых юридически значимых действий Налоговым кодексом РФ установлен ряд особенностей уплаты государственной пошлины, а именно:

  • особенности уплаты государственной пошлины при обращении в суды общей юрисдикции, к мировым судьям установлены ст. 333.20 Налогового кодекса РФ;
  • особенности уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражные суды установлены ст. 333.22 Налогового кодекса РФ;
  • особенности уплаты государственной пошлины при обращении за совершением нотариальных действий установлены ст. 333.25 Налогового кодекса РФ;
  • особенности уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию актов гражданского состояния и другие юридически значимые действия, совершаемые органами записи актов гражданского состояния и иными уполномоченными органами, установлены ст. 333.27 Налогового кодекса РФ;
  • особенности уплаты государственной пошлины за совершение действий, связанных с приобретением гражданства Российской Федерации или выходом из гражданства Российской Федерации, а также с въездом в Российскую Федерацию или выездом из Российской Федерации, установлены ст. 333.29 Налогового кодекса РФ;
  • особенности уплаты государственной пошлины за совершение действий уполномоченными государственными учреждениями при осуществлении федерального пробирного надзора установлены ст. 333.32 Налогового кодекса РФ;
  • особенности уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию выпуска ценных бумаг, средств массовой информации, за право вывоза (временного вывоза) культурных ценностей, за право использования наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях юридических лиц, за получение ресурса нумерации установлены ст. 333.34 Налогового кодекса РФ.
Читайте также:  Проведение регистрационных действий без ОСАГО с 1 января 2020 года

Письмом Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 14 июля 2016 г. N 03-05-06-03/41266 разъяснено, что взимание с плательщиков государственной пошлины комиссионного сбора за исполнение поручений по ее перечислению в бюджетную систему Российской Федерации через банковские терминалы является неправомерным, так как:

  • согласно пункту 1 статьи 60 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) банки обязаны исполнять поручение налогоплательщика на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, а также поручение налогового органа на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации за счет денежных средств (электронных денежных средств) налогоплательщика или налогового агента в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации;
  • при этом плата за обслуживание по указанным операциям не взимается (пункт 2 статьи 60 НК РФ);
  • правила, установленные статьей 60 НК РФ, применяются также в отношении обязанности банков по исполнению поручений налоговых агентов, плательщиков сборов и распространяются на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации сборов, пеней и штрафов (пункт 5 статьи 60 НК РФ);
  • под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), либо уплата которого обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности (пункт 2 статьи 8 НК РФ).

Недопустимо взимать комиссию и в том случае, когда госпошлина уплачивается за счет электронных денег налогоплательщика (письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 14 июля 2016 г. № 03-05-06-03/41141).

Государственная пошлина в 2021 году

Государственная пошлина — это денежный сбор, взимаемый за совершение уполномоченными госорганами юридически значимых действий в отношении заявителей. Он уплачивается гражданином или юридическим лицом в бюджет в размерах, установленных законодательством.

В ст. 333.16 второй части Налогового кодекса РФ законодателем дан ответ на вопрос, что такое госпошлина, или государственная пошлина, — это сбор, взимаемый с граждан или юридических лиц при обращении в госорганы за совершением юридически значимых действий. Такие действия перечислены законодательством, для каждого из них установлен свой размер платы с заявителя в пользу государства.

Государственная пошлина установлена и регулируется главой 25.3 Налогового кодекса РФ. Она относится к федеральным налогам, то есть органы власти в регионах не имеют права на своем уровне устанавливать какие-либо нормы, касающиеся госпошлины. Но большая часть средств зачисляется в местные бюджеты.

Как распределяются поступившие средства между бюджетами, указано в нормах Бюджетного кодекса РФ. По общему принципу, изложенному в ст. 50 БК РФ, в федеральный бюджет зачисляется государственная пошлина, для которой не установлено правило зачисления в региональный бюджет. На практике, исходя из 61.1 – 61.

6, это означает, что большинство средств поступает в местный бюджет субъекта РФ. В федеральный бюджет попадают суммы, уплаченные за рассмотрение дела в арбитражном, Верховном или Конституционном суде, за регистрацию юридических лиц или регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юрлиц.

В соответствии с законодательством, когда взыскивается госпошлина в доход местного бюджета по решению суда, это законно, хотя налог и является федеральным.

Порядок, размер и основания взимания государственной пошлины за предоставление государственной услуги

Плательщики

Плательщиком госпошлины может оказаться любое лицо — как юридическое, так и физическое. Мы становимся плательщиками пошлины, когда:

  • обращаемся за совершением юридически значимых действий в органы, уполномоченные на их совершение (в том числе к нотариусу или в суд);
  • выступаем ответчиками в судах (любого уровня), где решение принято не в нашу пользу, а истец по делу освобожден от уплаты госпошлины.

Самый простой пример: уплата пошлины при подаче заявления на брак или развод в ЗАГС, при получении копии свидетельства о рождении и т. д.

За что уплачивается госпошлина

Государственная пошлина уплачивается за совершение государственными органами юридически значимых действий в отношении гражданина или организации, которые за их совершением обратились.

Юридически значимые действия, для производства которых требуется заплатить пошлину, перечислены в Налоговом кодексе.

В ст. 333.17 – 333.33 НК РФ указано, за что платят госпошлину:

  • при обращении в суды — как арбитражные, так и общей юрисдикции, к мировым судьям;
  • при обращении в Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ;
  • при обращении к нотариусу за совершением нотариальных действий (например, составлением доверенности);
  • за государственную регистрацию актов гражданского состояния (регистрация браков, рождений, смертей, разводов и пр.);
  • при получении паспортов граждан России и загранпаспортов;
  • при приобретении гражданства России;
  • за государственную регистрацию программы для ЭВМ, базы данных;
  • за госрегистрацию лекарственных препаратов;
  • за госрегистрацию юридических лиц, политических партий, СМИ, выпусков ценных бумаг, прав собственности, транспортных средств;
  • за право использования наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях компаний;
  • за право вывоза культурных ценностей;
  • за выдачу разрешений на вывоз с территории России, на ввоз на ее территорию видов животных и растений, подпадающих под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения;
  • другие юридически значимые действия.

Особенность уплаты государственной пошлины в зависимости от вида совершаемых юридически значимых действий, категории плательщиков либо от иных обстоятельств устанавливаются статьями 333.20, 333.22, 333.25, 333.27, 333.29, 333.32 и 333.34 НК РФ.

Порядок и сроки уплаты. Возврат госпошлины

Государственная пошлина взимается за последующее юридически значимое действие и поэтому уплачивается в большинстве случаев до его совершения. Налоговым кодексом указаны такие сроки уплаты пошлины:

  • при обращении в суды — до подачи запроса, ходатайства, заявления, искового заявления, жалобы;
  • при обращении за совершением нотариальных действий — до совершения нотариальных действий;
  • при обращении за выдачей документов (дубликатов) — до выдачи этих документов (дубликатов);
  • при обращении за проставлением апостиля — до проставления апостиля;
  • при обращении за государственной регистрацией прав, ограничений, договоров и т. д. — до подачи соответствующих заявлений, а если они были поданы в электронном виде — до принятия их к рассмотрению;
  • при совершении иных юридически значимых действий — до подачи заявлений и (или) документов на совершение таких действий либо до подачи соответствующих документов.

Проигравшие судебный спор ответчики вносят средства в бюджет после вступления судебного постановления в законную силу в добровольном порядке (ст. 318 НК РФ установлен срок 10 дней с момента вступления решения в силу), в противном случае следует принудительное взыскание суммы судебными приставами с уплатой исполнительского сбора.

Особенности уплаты государственной пошлины за совершение действий по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней установлены в статье 333.32 НК РФ.

В НК РФ не указано, как уплачивается госпошлина, основные принципы уплаты:

  • производится в порядке, установленном уполномоченным органом в инструкциях, административных регламентах;
  • осуществляется в банках через операциониста или терминал, банкомат, если есть такая возможность и госорган примет чек в качестве платежного документа, или онлайн (через сайт или приложение банков, например «Сбербанк Онлайн»), если это допускается;
  • реквизиты указывает госорган, их можно найти на официальных сайтах судов, налоговой, уточнить в отделениях;
  • в ряде случаев подтверждение оплаты при обращении не требуется, госорган производит проверку внесения средств самостоятельно (например, при подаче заявлений в ЗАГС); при подаче искового заявления в суд, заявления в ФНС о регистрации юрлица потребуется приложить оригинал платежного документа (квитанции, чека);
  • средства вправе внести заявитель или другое лицо, иное лицо не вправе требовать возврата внесенных средств.

Государственная пошлина уплачивается в наличной или безналичной форме по месту совершения юридически значимого действия. Документ, подтверждающий уплату:

  • квитанция — если пошлина уплачена наличными; выдается либо банком, либо должностным лицом или кассой госоргана, в который производилась оплата;
  • платежное поручение с отметкой банка — если пошлина уплачена в безналичной форме.

Иностранные организации, иностранные граждане и лица без гражданства уплачивают государственную пошлину в общем порядке.

Отсрочка или рассрочка уплаты госпошлины предоставляется на срок до одного года по ходатайству заинтересованного лица. Проценты в случае рассрочки не начисляются.

Уплаченную государственную пошлину допускается вернуть в следующих случаях:

  1. Если она переплачена (сумма оплаты больше, чем установленный размер пошлины).
  2. Если суд вернул заявление или жалобу, отказав в рассмотрении.
  3. Если нотариус отказал в совершении нотариальных действий.
  4. Если лицо отказывается от совершения действия, за которое уплачена госпошлина, до обращения в госорган.
  5. Если гражданину отказывают в выдаче паспорта (в случаях, определенных законом).
  6. В некоторых других случаях.

Пошлину, уплаченную за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, сделок с ним, регистрацию юрлица в случае отказа в государственной регистрации вернуть нельзя.

Для возврата суммы госпошлины необходимо в течение 3 лет со дня ее уплаты подать заявление в государственный орган, совершающий действия, за которые эта пошлина уплачена. К заявлению прикладывают квитанцию с подтверждением оплаты, решение о возвращении жалобы, иска, оставлении их без рассмотрения и т. д. Вернуть излишне уплаченную сумму должны в течение 1 месяца.

Государственная пошлина не уплачивается, если внесение изменений в документ вызвано ошибкой, допущенной по вине органа или должностного лица, выдавшего документ.

Судам общей юрисдикции, мировым судьям, арбитражным судам, Конституционному Суду РФ и конституционным (уставным) судам субъектов РФ предоставлено право освобождать плательщика от уплаты госпошлины, исходя из его имущественного положения.

Для жителей Крыма и города федерального значения Севастополя сделали исключение. При обмене украинских документов на российские (водительские права, регистрационные свидетельства на недвижимость и пр.) госпошлину платить не нужно (пункт 29-31 статьи 333.25 НК РФ). Если потеряете новый документ или понадобится перевыпустить его, госпошлину платить придется.

Льготы по уплате госпошлины

Налоговым кодексом РФ установлены льготы по уплате государственной пошлины для отдельных категорий физических лиц и организаций. Этот список содержится в статье 333.35 НК РФ.

Читайте также:  Какие автобусы должны категорироваться?

Также льготы и освобождения от уплаты госпошлины за конкретные виды нотариальных действий, госрегистрацию и обращение в суд определены в статьях 333.36 – 333.39 НК РФ.

Размеры государственной пошлины

В Налоговом кодексе размер государственной пошлины устанавливается для каждого вида юридически значимого действия, он также зависит от категории плательщиков. Все размеры установлены в статьях 333.19, 333.21, 333.23, 333.24, 333.26, 333.28, 333.30, 333.31, 333.32, 333.32.1, 333.32.2, 333.33 НК РФ.

Особенности уплаты госпошлины по различным основаниям регулируются статьями 333.20, 333.22, 333.25, 333.27, 333.29, 333.34 НК РФ.

С 1 января 2017 года размер госпошлины за проведение процедуры банкротства физического лица зависит от статуса заявителя. Для физического лица ее размер составит 300 рублей, для юридического лица — 6000 рублей. Эти изменения предусматривает новая редакция пп. 5 п. 1 ст. 333.21 НК РФ, они внесены федеральным законом №407-ФЗ от 30.11.2016. Ранее при подаче заявления о признании должника несостоятельным и организации, и граждане должны были уплатить государственную пошлину в размере 6000 рублей, но с 2017 года за проведение процедуры банкротства граждане уплачивают сумму в 20 раз меньшую, чем юридические лица.

Зачисление

Согласно БК РФ, в какой бюджет поступает госпошлина, зависит от ее назначения.

100% в бюджет субъектов РФ зачисляется госпошлина:

  • по делам, рассматриваемым конституционными (уставными) судами;
  • за совершение нотариальных действий;
  • за госрегистрацию межрегиональных, региональных и местных общественных объединений, их отделений, за госрегистрацию изменений их учредительных документов;
  • за госрегистрацию региональных отделений политических партий;
  • за госрегистрацию договора о залоге транспортных средств, включая выдачу свидетельства и его дубликата;
  • за выдачу квалификационного аттестата, предоставляющего право осуществлять кадастровую деятельность;
  • за выдачу свидетельства о государственной аккредитации региональной спортивной федерации;
  • за регистрацию средств массовой информации, продукция которых предназначена для распространения преимущественно на территории субъекта РФ, за выдачу дубликата свидетельства о такой регистрации;
  • за действия уполномоченных органов, связанные с лицензированием пользования участками недр местного значения;
  • за действия уполномоченных органов, связанные с лицензированием заготовки, переработки и реализации лома цветных и черных металлов;
  • за предоставление лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, выдаваемых органами исполнительной власти субъектов РФ;
  • за действия органов исполнительной власти субъектов РФ, связанные с лицензированием и аккредитацией образовательных учреждений;
  • за предоставление лицензии на производство, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции в части, произведенной из конфискованного сырья;
  • за выдачу свидетельств об аккредитации в целях признания компетентности организации в соответствующей сфере науки, техники и хозяйственной деятельности для участия в проведении мероприятий по контролю;
  • за действия органов исполнительной власти субъектов РФ по проставлению апостиля на документах об образовании, ученых степенях и званиях;
  • за выдачу органом исполнительной власти субъекта РФ специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов.

100% в бюджет поселений зачисляется госпошлина:

  • на совершение нотариальных действий должностными лицами органов местного самоуправления поселения, уполномоченными на совершение нотариальных действий, за выдачу органом местного самоуправления поселения специального разрешения на движение по автомобильной дороге транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов.

100% в муниципальные бюджеты зачисляется госпошлина:

  • по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации);
  • за государственную регистрацию транспортных средств, в том числе временную — по месту их пребывания, за выдачу различных свидетельств автовладельцам и т. д.;
  • за выдачу разрешения на установку рекламной конструкции;
  • за выдачу органом местного самоуправления муниципального района специального разрешения на движение по автомобильной дороге транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов;
  • за совершение нотариальных действий должностными лицами органов местного самоуправления муниципального района, уполномоченными в соответствии с законодательными актами РФ на совершение нотариальных действий в населенном пункте, который расположен на межселенной территории и в котором отсутствует нотариус.

В бюджеты городских округов и муниципальных районов, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя подлежит зачислению государственная пошлина за предоставление лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, выдаваемых органами местного самоуправления, по нормативу 100%.

Государственная пошлина: что нового в 2021 году

В соответствии с ФЗ-374 от 23.11.2020 с 1 января 2021 года вступают в силу изменения в ст. 333.33 НК РФ, вводятся новые пошлины для заявителей:

  • за регистрацию недвижимости на реорганизованное форме преобразования юрлицо — в размере 1000 рублей;
  • за внесение о юрлице данных в реестр операторов финансовых платформ — в размере 35 000 рублей;
  • за получение специального права на производство этилового спирта для производства фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) — 9 500 000 рублей.

Вводятся новые основания для предоставления льгот, освобождаются от обязанности по уплате госпошлины лица, регистрирующие права на недвижимость, возникшие до вступления в силу ФЗ-122 от 21.07.1997, граждане, приобретающие жилые помещения или доли в них в связи с утратой прежнего жилья в результате ЧС.

В качестве вывода: государственная пошлина относится к федеральным налогам, уплачивается за совершение госорганами юридически значимых действий в пользу заявителя. Размер устанавливается НК РФ, существуют льготы для отдельных лиц, оплата производится в банках заранее или непосредственно при обращении по реквизитам, указанным госорганом.

Особенности уплаты и учета госпошлины

1 января 2021 г. в соответствии с Федеральным законом от 23.11.2020 № 374-ФЗ вступают в силу изменения в ст. 333.33 НК РФ, вводятся новые пошлины для заявителей:

  • за госрегистрацию перехода права собственности на объект недвижимости в связи с реорганизацией юрлица в форме преобразования — 1000 руб.;
  • за внесение данных о юрлице в реестр операторов финансовых платформ — в размере 35 000 руб.;
  • за предоставление лицензии на производство этилового спирта для производства фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) — 9,5 млн руб.

В части предоставления льгот по уплате госпошлины введены два новых основания от обязанности по уплате госпошлины:

  • в целях стимулирования правообладателей объектов недвижимости к регистрации прав, возникших до вступления в силу ФЗ РФ от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», предусматривается их освобождение от уплаты государственной пошлины при обращении за совершением юридически значимых действий, связанных с государственной регистрацией ранее возникших прав;
  • в целях снижения финансовой нагрузки на граждан, пострадавших в результате ЧС, предусматривается освобождение от уплаты госпошлины за госрегистрацию права собственности на жилые помещения или доли в них, приобретенные физическими лицами в связи с реализацией мер социальной поддержки взамен жилых помещений, утраченных ими вследствие ЧС.

Порядок и сроки уплаты государственной пошлины

Порядок и сроки уплаты госпошлины регулируются нормами, установленными статьей 333.18 НК РФ, а также рядом других статей.

Государственная пошлина уплачивается при обращении за совершением юридически значимых действий до подачи заявлений или документов на совершение таких действий либо в случае, если заявления на совершение таких действий поданы в электронной форме, после подачи указанных заявлений, но до принятия их к рассмотрению в соответствии с подпунктом 5.2 пункта 1 статьи 333.18 НК РФ. Исключением являются случаи, перечисленные в пп. 1 — 5.1, 5.3 п. 1 ст. 333.18 НК РФ.

Государственная пошлина уплачивается в наличной или безналичной форме по месту совершения юридически значимого действия. Документами, подтверждающими уплату, являются:

  • квитанция — если пошлина уплачена наличными; выдается банком, либо должностным лицом или кассой госоргана, через который вносилась оплата;
  • платежное поручение с отметкой банка — если пошлина уплачена в безналичной форме.

Иностранные организации, иностранные граждане и лица без гражданства уплачивают государственную пошлину в общем порядке.

В конце 2020 г. в третьем чтении Госдумой были приняты поправки в Налоговый кодекс РФ, продлевающие до 1 января 2023 г. скидку в размере 30 % при уплате гражданами пошлин через портал Госуслуг. Ранее скидка действовала до 1 января 2021 г.

Льготы по уплате государственной пошлины

НК РФ установлены льготы по уплате госпошлины. Список льгот определен статьями 333.35-333.39 НК РФ, установлены они в соответствии с категорией плательщиков и вида совершаемых юридически значимых действий.

КВР и статьи КОСГУ

Расходы при уплате учреждением госпошлины за совершение юридически значимых действий (включая случаи выступления учреждением ответчиком в суде) отражаются по коду вида расходов 852 «Уплата прочих налогов, сборов» и КОСГУ 291 «Налоги, пошлины и сборы» (п. 48.8.5.2 Порядка № 85н, п. 10.9.1 Порядка № 209н).

Возмещение судебных издержек по решению суда (оплата госпошлины по исполнительному листу) учитывается по КВР 831 «Исполнение судебных актов Российской Федерации и мировых соглашений по возмещению причиненного вреда» и КОСГУ 296 по физическому лицу и КОСГУ 297 «Иные выплаты текущего характера организациям» по юридическим лицам.

Поступления от возмещения учреждению госпошлины, ранее уплаченной им при обращении в суд (при взыскании этой суммы с ответчика по решению суда) отражаются по статье подвида доходов бюджетов 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ), компенсаций затрат» и КОСГУ 134 «Доходы от компенсации затрат» в соответствии с п. 12.1.3 Порядка № 85н, п. 9.3.4 Порядка № 209н).

Отражение безналичных расчетов

Учет расчетов по уплате госпошлины по безналичному расчету ведется с применением счета 303.05 «Расчеты по прочим платежам в бюджет».

В соответствии с Инструкцией № 162н п.104, 111 операции по начислению и уплате госпошлины с лицевого счета казенного учреждения производятся следующими бухгалтерскими записями:

Содержание операции Дебет Кредит
Начислена госпошлина
  • 1 401 20 291
  • 1 109×0 291
  • 1 106 хх ххх
1 303 05 731
Перечислена государственная пошлина в доход бюджета 1 303 05 831 1 304 05 291

Уплата через подотчетное лицо

Учет таких расчетов через подотчетное лицо ведется с применением счета 208.91 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате пошлин и сборов».

Данные расчеты по уплате госпошлины через подотчетно лицо отражаются в бюджетном учете следующими проводками:

Содержание операции Дебет Кредит
Выданы (перечислены) подотчетные суммы на уплату госпошлины
из кассы учреждения 1 208 91 567 1 201 34 610Забалансовый счет 18
на расчетную (дебетовую) карту учреждения 1 210 03 567Забалансовый счет 17 1 304 05 291
1 208 91 567 1 210 03 667Забалансовый счет 18
Приняты к учету расходы по уплате госпошлины (на основании утвержденного руководителем авансового отчета) 1 401 20 291 1 208 91 667
Внесен неиспользованный остаток подотчетной суммы:
в кассу учреждения 1 201 34 510 Забалансовый счет 17 1 208 91 667
на расчетную (дебетовую) карту учреждения с последующим зачислением на лицевой счет учреждения 1 201 23 510Забалансовый счет 17 1 208 91 667
1 304 05 291 1 201 23 610Забалансовый счет 18

В рамках исполнения судебного акта

При ситуации, когда истцом является физическое лицо, расчеты с ним отражаются в бюджетном учете с применением счета 302.96 «Расчеты по иным выплатам текущего характера физическим лицам», а если истец — юрлицо, то применяется счет 302.97 «Расчеты по иным выплатам текущего характера организациям».

Данные операции по возмещению судебных издержек истцу (в части уплаченной им госпошлины) в учете отражаются следующими записями:

Содержание операции Дебет Кредит
Отражены расходы по возмещению судебных издержек истцу (в части уплаченной им госпошлины):
физическому лицу 1 401 20 296 1 302 96 737
юридическому лицу 1 401 20 297 1 302 97 734
Перечислено возмещение истцу:
физическому лицу 1 302 96 837 1 304 05 296
юридическому лицу 1 302 97 834 1 304 05 297

Возмещение госпошлины, уплаченной при обращении в суд

 

Данные расчеты отражаются в бюджетном учете с применением счета 209.34 «Расчеты по доходам от компенсации затрат».

Отражение в учете операций по поступлению возмещения в доход бюджета зависит от того, переданы казенному учреждению полномочия администратора доходов бюджета или нет. Отражение по проводкам будет следующее:

Читайте также:  2. порядок организации проезда по платной автомобильной дороге
Содержание операции Дебет Кредит
Отражена задолженность ответчика по возмещению судебных издержек учреждению-истцу (в части уплаченной им госпошлины) 1 209 34 56х 1 401 10 134
Отражено поступление в доход бюджета суммы возвращенной госпошлины:
в учете администратора доходов бюджета 1 210 02 134 1 209 34 66х
в учете казенного учреждения, наделенного отдельными полномочиями по начислению и учету платежей в бюджет 1 304 04 1341 303 05 831 1 303 05 7311 209 34 66х

Государственная услуга по вводу в эксплуатацию лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, после осуществления их монтажа в связи с заменой или модернизации

  • Ввод в эксплуатацию лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, после осуществления их монтажа в связи с заменой или модернизации.
  • Заявителями при предоставлении государственной услуги (далее – заявители) являются: – юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, владеющие объектом на праве собственности либо ином законном основании и осуществляющие его использование и содержание; – лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, – в отношении объектов в многоквартирном доме;– специализированная организация, заключившая договор о содержании и ремонте общего имущества многоквартирного дома в отношении объекта, в соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», – в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме и в случаях, если способ управления многоквартирным домом не выбран или не реализован.
  • Предоставление государственной услуги осуществляет Федеральная служба безопасности Российской Федерации.

    Непосредственное предоставление государственной услуги осуществляет: – служба технических инспекций и пожарного надзора Службы обеспечения деятельности Федеральной службы безопасности Российской Федерации (далее – служба).

  • Возможность получения государственной услуги в многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг (в том числе в полном объеме, а также посредством запроса о предоставлении нескольких государственных и (или) муниципальных услуг согласно статье 15.1 Федерального закона № 210-ФЗ) не предусмотрена.

    Возможность получения государственной услуги в территориальных органах ФСБ России (экстерриториальный принцип) не предусмотрена.

  • Результатами предоставления государственной услуги являются: – оформление и выдача заявителю акта ввода объекта в эксплуатацию; – отказ в оформлении и выдаче заявителю акта ввода объекта в эксплуатацию; – исправление допущенных опечаток и ошибок в акте ввода объекта в эксплуатацию;

    – отказ в исправлении опечаток и ошибок в акте ввода объекта в эксплуатацию в случае их отсутствия.

    • Проведение контрольного осмотра объекта, оформление решения о вводе объекта в эксплуатацию актом ввода объекта в эксплуатацию (с направлением одного экземпляра акта заявителю) осуществляются в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня регистрации поступившего от заявителя уведомления о вводе объекта в эксплуатацию.
    • Принятие решения о проведении контрольного осмотра объекта осуществляется в срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня регистрации уведомления о вводе объекта в эксплуатацию.
    • Проведение контрольного осмотра объекта с составлением акта контрольного осмотра в 2 экземплярах и передачей одного экземпляра заявителю (его уполномоченному представителю) осуществляется в срок, не превышающий 7 рабочих дней со дня принятия решения о проведении контрольного осмотра объекта.
    • Оформление акта ввода объекта в эксплуатацию и направление одного экземпляра акта заявителю осуществляются в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня проведения контрольного осмотра объекта.
  • При предоставлении государственной услуги запрещается требовать от заявителя: – осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственной услуги и связанных с обращением в иные государственные органы и организации, за исключением получения услуг, включенных в перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления федеральными органами исполнительной власти, Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» государственных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 352; – представления документов и информации или осуществления действий, не предусмотренных нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги; – представления документов и информации, которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственную услугу, иных государственных органов, органов местного самоуправления и (или) организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, за исключением документов, указанных в части 6 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;

    – представления документов и информации, отсутствие и (или) недостоверность которых не указывались при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, либо в предоставлении государственной услуги, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 7 Федерального закона № 210-ФЗ.

  • Основаниями для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, являются: – представление уведомления о вводе объекта в эксплуатацию и прилагаемых документов, которые не поддаются прочтению;

    – неполнота и (или) несоответствие представленных документов требованиям пунктов 14 – 17 Административного регламента.

  • Основания для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги отсутствуют.

  • За предоставление государственной услуги государственная пошлина или иная плата не взимается.

  • Услуга по техническому освидетельствованию подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, оказывается за счет средств заявителя (владельца объекта) на основании договора с экспертной организацией.

  • Максимальный срок ожидания в очереди при подаче уведомления о вводе объекта в эксплуатацию и прилагаемых к нему документов для предоставления государственной услуги, услуги, предоставляемой экспертной организацией, и при получении результата предоставления таких услуг составляет 15 минут.

    1. Предоставление государственной услуги включает следующие административные процедуры: – прием уведомления о вводе объекта в эксплуатацию и прилагаемых к нему документов; – принятие решения о проведении контрольного осмотра объекта; – проведение контрольного осмотра объекта; – принятие решения о вводе объекта в эксплуатацию, оформление и выдача (направление) заявителю акта ввода объекта в эксплуатацию;
    2. – исправление допущенных опечаток и ошибок в акте ввода объекта в эксплуатацию.
    3. Заявителю при предоставлении государственной услуги в электронной форме обеспечивается выполнение следующих действий: – получение информации о порядке и сроках предоставления государственной услуги с использованием Единого портала и сайта ФСБ России;
    4. – досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, а также его должностных лиц с использованием Единого портала.
    5. Запись на прием в службу для подачи уведомления о вводе объекта в эксплуатацию с использованием Единого портала и сайта ФСБ России не осуществляется.
    6. Формирование запроса о предоставлении государственной услуги на Едином портале и сайте ФСБ России не осуществляется.
    7. Прием и регистрация документов, необходимых для предоставления государственной услуги, с использованием Единого портала и сайта ФСБ России не осуществляются.
    8. Результат государственной услуги с использованием Единого портала и сайта ФСБ России не предоставляется.
    9. Получение сведений о ходе предоставления государственной услуги с использованием Единого портала и сайта ФСБ России не осуществляется.
    10. Оценка качества предоставления государственной услуги с использованием Единого портала и сайта ФСБ России не осуществляется.
  • Порядок, размер и основания взимания государственной пошлины или иной платы, взимаемой за предоставление государственной услуги

    • Государственная услуга оказывается бесплатно.
    • Порядок, размер и основания взимания платы за предоставление услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги
    • Порядок, размер и основания взимания платы за предоставление услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, не установлены.
    • Максимальный срок ожидания в очереди при подаче запроса о предоставлении государственной услуги
    • Максимальный срок ожидания в очереди при подаче запроса о предоставлении государственной услуги и при получении результата предоставления государственной услуги — 15 (пятнадцать) минут.
    • Срок регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги, в том числе в электронной форме

    Срок регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги в электронной форме и на бумажном носителе — 1 день. Срок хранения в МФЦ документов готовых для выдачи – 30 дней.  

    Требования к помещениям, в которых предоставляется государственная услуга, услуга, предоставляемая организацией, участвующей в предоставлении государственной услуги, к месту ожидания и приема заявителей, размещению и оформлению визуальной, текстовой и мультимедийной информации о порядке предоставления таких услуг

    2.15.1. Для заявителей должно быть обеспечено удобство с точки зрения пешеходной доступности от остановок общественного транспорта до здания в котором расположен Департамент, Управление и МФЦ (не более 10 минут пешком).

    Вход в здание (помещение) должен обеспечивать свободный доступ заявителей.

    На здании Управления и МФЦ рядом с входом должна быть размещена информационная табличка (вывеска), содержащая информацию об их наименовании, адресе, графике работы.

    2.15.2. Кабинет приема заявителей должен быть оборудован информационными табличками (вывесками) с указанием:

    1. — номера кабинета;
    2. — фамилии, имени, отчества и должности специалиста, осуществляющего прием и (или) выдачу документов, консультирование по вопросам предоставления государственной услуги;
    3. — графика приема заявителей, в том числе с указанием времени обеденного и технологического перерывов.

    Для заявителей предусматривается наличие мест для сидения и столов (стоек) для оформления документов. При необходимости сотрудник Управления или МФЦ, осуществляющий прием и выдачу документов, обеспечивает заявителя бумагой, формами (бланками) документов, необходимых для получения государственной услуги, а также канцелярскими принадлежностями.

    2.15.3. Помещения для приема заявителей и ожидания приема оборудуются:

    • — противопожарной системой и средствами пожаротушения;
    • — системой оповещения о возникновении чрезвычайной ситуации;
    • — при необходимости системой кондиционирования воздуха.
    • Вход и выход из помещений оборудуются соответствующими указателями, а также лестницами с поручнями и пандусами для передвижения детских и инвалидных колясок.
    • В здании Управления или МФЦ предусматривается наличие бесплатного туалета.
    • Рабочие места должностных лиц, осуществляющих работу с заявителями, оснащаются компьютерами и оргтехникой, информационной базой данных.

    2.15.4. Здания Управления и МФЦ, должны соответствовать Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03».

    Оставьте комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *