Понятие дтп в пдд в 2021 году

Понятие ДТП в ПДД в 2021 году

В 2021 году, как и почти каждый год ожидаются изменения в ПДД. Часть изменений уже вступили или скоро вступят в силу, а остальная часть начиная с нового года. Ниже мы рассмотрим основные изменения, касательно новых штрафов, повышение лимита ответственности за ДТП, а также упрощение ряда процедур. Конечно, от некоторых изменений кому-то станет плохо от увиденной информации, но будут и положительные изменения, которые упростят жизнь водителей или сделают более справедливым ряд норм ПДД.

Основные изменения для автомобилистов

Понятие ДТП в ПДД в 2021 году

В отношении автомобилистов Минтранс совместно с ГИБДД предлагают с 1 января 2021 года внести следующие поправки в ПДД:

  1. Уступать дорогу тем, кто передвигается на СИМ при выезде с прилегающей территории или съезде на нее с проезжей части. Ранее требование касалось только пешеходов.
  2. Установить требование об уступке дороги при выезде на перекресток с круговым движением только авто, которые двигаются по равнозначным пересекающимся дорогам. При этом обязательно должен быть знак 4.3 «Круговое движение».
  3. Ограничивать зону действия, запрещающих остановку/стоянку, другим знаком, следующим перекрестком или границами населенного пункта. Убрать ориентир в виде наличия/отсутствия вдоль бордюра желтой линии.
  4. Разрешить стоять под знаками, запрещающими стоянку (3.28-3.30), только категориям инвалидов, упоминаемым в соответствующем законе. Ранее в ПДД не было привязки к закону.
  5. Ввести запрет останавливаться на островках безопасности.
  6. Останавливаться на красный свет на регулируемых ж/д переездах у знаков «Стоп линия» или «Движение без остановки запрещено», а при их отсутствии – за 5 м до шлагбаума или за 10 м до ближайших рельсов.
  7. Считать временными любые переносные знаки, даже при отсутствии у них желтого фона.
  8. Обязать дорожников убирать после завершения работ установленные знаки и разметку временного характера, иначе– жаловаться на них в ГИБДД и требовать взыскания штрафов.
  9. Разрешить водителям самостоятельно собирать аптечку по утвержденному списку, а не покупать уже укомплектованный вариант, поскольку в новой редакции ПДД удалят ссылку на ГОСТ Р 41.27-2001, регулирующий требования к ним.

Изменение штрафов

Понятие ДТП в ПДД в 2021 году

Для многих последние новости в плане изменения в ПДД заключаются исключительно в размерах штрафов. В 2021 году злостным нарушителям правил и любителям «порулить» в нетрезвом виде буквально перекрыли кислород — штрафы стали заметно больше. Для примера можно посмотреть некоторые виды штрафов, указанных в таблице.

Примеры изменения штрафов и наказаний для водителей в 2021 году

Правонарушение Действующий штраф/ наказание Размер штрафа и санкций в 2021 году
Превышение скорости на 20-40 км/ч 500 р 3000 р
Превышение скорости на 40-60 км/ч 1000 р 4000 р
Превышение скорости на 60 км/ч и более 2000 р или лишение до 6 мес. 5000 р или лишение до 6 мес.
Повторное превышение скорости на 40 км/ч и более 2000-2500 р 10000 р или лишение до 1 года
Опасное вождение 5000 р
Управление без полиса ОСАГО 800 р 1000 р
Отсутствие детского автокресла 3000 р 5000 р
Повторное за год нарушение тонировки передних стекол 1500 р 3000 р
Нетрезвое вождение 30000 р и лишение до 2 лет 40000 р и лишение до 3 лет
Езда в нетрезвом виде с ребенком в салоне 30000 р и лишение до 2 лет 50000 р и лишение до 3 лет

Это лишь часть важных изменений. Некоторые из них вынесены в отдельные пункты, т.к. действительно новые и неожиданные для многих автолюбителей. К тому же ряд штрафов увеличился так сильно, что способен повергнуть в шок своим новым размером.

Внимание! Скромный штраф в 500-800 рублей за неостановку по требованию сотрудника ГИБДД планируют увеличить до 40 т.р. Финансовое наказание может и отсутствовать — взамен лишение прав сроком до 2 лет.

Есть и еще одно важное изменение — регулярных нарушителей ПДД решили наказывать особым образов. Добросовестные водители будут рады этом, т.к. с такой мерой воздействия вероятно реальное улучшение безопасности дорожного движения.

Правила перевозки пассажиров с 1 января 2021

С 1 января 2021 года вступают в силу новые правила перевозок пассажиров и багажа: они касаются общественного транспорта и автомобилей такси. Речь идёт о Постановлении Правительства РФ от 01.10.2020 N 1586.

Больше всего изменений в новых правилах касаются такси. Так, по новым правилам, до подачи такси пассажиру должны сообщить следующие обязательные сведения:

  • номер заказа;
  • наименование перевозчика;
  • размер платы;
  • планируемое время прибытия.

Понятие ДТП в ПДД в 2021 году

Также клиенту необходимо выдать чек, в том числе электронный. В дополнение к этому, операторы такси должны будут хранить не меньше 6 месяцев сведения из журнала регистрации заказов:

  • ФИО водителя;
  • фактическое время прибытия;
  • адрес назначения;
  • дополнительные опции при заказе (детское кресло, повышение класса автомобиля и т.д.).

Согласно изменениям, клиенты такси смогут сами определять маршрут поездки и вносить в него коррективы. При отсутствии пожеланий, водитель будет обязан ехать по самому короткому маршруту или по пути с наименьшими затратами времени.

Изменения коснутся и общественного транспорта. Так, пассажирам при наличии билета разрешат пользоваться залами ожидания без временных ограничений. При посадке на рейс достаточно будет показать паспорт (если билет именной), либо QR-код или штрих-код билета.

Кроме того, в приложениях к правилам содержатся перечни обязательных реквизитов для билетов, квитанций на провоз ручной клади, багажных квитанций, заказов-нарядов на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа.

Введение нового термина

Понятие ДТП в ПДД в 2021 году

С 2021 года правила ПДД дополнятся новым термином – средства индивидуальной мобильности (СИМ). Таковыми считаются устройства с одним/несколькими колесами, приводимые в движение электродвигателем или посредством мускульной силы человека. Речь идет о роликах, самокатах (в т. ч. электро-), гироскутерах, скейтбордах (в т. ч. электро-), сигвеях, моноколесах и прочих подобных устройствах, кроме велосипедов и инвалидных колясок.

Все катающиеся на них обязаны будут придерживаться разработанных правил:

  • Дети до 7 лет считаются пешеходами и могут использовать для передвижения на СИМ тротуары, пешеходные и велопешеходные дорожки, территорию пешеходных зон.
  • Дети 7-14 лет приравниваются к велосипедистам аналогичного возраста и могут использовать для передвижения на СИМ места, указанные в предыдущем пункте, а также велосипедные дорожки.
  • Дети старше 14 лет и взрослые при отсутствии указанных выше мест разрешается ездить по обочине, а на СИМ, оснащенных тормозом, звуковым сигналом, фонарем и световозвращателями – по правому краю проезжей части. Для последней должно быть ограничение по скорости передвижения до 60 км/ч.

Понятие ДТП в ПДД в 2021 году

С учетом нововведений по проезжей части разрешено будет передвигаться с 1 января 2021 года только на электросамокате. Простые самокаты и ролики обновленным требованиям ПДД не соответствуют.

На скорость СИМ устанавливается ограничение не более 20 км/ч при передвижении в жилых и велосипедных зонах, на дворовой территории и участках, совмещенных с пешеходным движением.

Аптечка нового образца с 1 января 2021 года

Минздрав России утвердил приказ, меняющий состав автомобильной аптечки с 1 января 2021 года. Согласно документу, в новой аптечке должны быть две медицинские маски, две пары перчаток и другие дополнительные мед. изделия, которых не было в старой аптечке. При этом, часть изделий в старом составе аптечки наоборот уберут.

Понятие ДТП в ПДД в 2021 году
Состав автомобильной аптечки 2021:

  • Жгут кровоостанавливающий – 1 шт.
  • Бинт марлевый медицинский нестерильный 5 м на 10 см – 4 шт.
  • Бинт марлевый медицинский нестерильный 7 м на 14 см – 3 шт.
  • Салфетки марлевые медицинские стерильные, не менее 16 на 14 см №10 – 2 упаковки.
  • Лейкопластырь рулонный, не менее 2 см на 500 см – 1 шт.
  • Устройство для проведения искусственного дыхания «Рот-Устройство-Рот» – 1 шт.
  • Ножницы – 1 шт.
  • Перчатки медицинские нестерильные – 2 пары.
  • Маски одноразовые – 2 шт.
  • Инструкция по оказанию первой помощи с применением автомобильной аптечки.

Аптечки, купленные ранее (до вступления в силу поправок), будут действительны до окончания срока их действия, но не позднее 31 декабря 2024 года.

Новый перечень запретных неисправностей

Понятие ДТП в ПДД в 2021 году

С 2021 года водителям стоит опасаться новых штрафов в связи с обновлением приложения ПДД о неисправностях и прочих условиях, при которых запрещается эксплуатация автомобиля.

Только изменения вступают в силу не с 1 января, а с 1 июня. Нарушениями будут считаться:

  • подтекание любых жидкостей (топлива, тормозной жидкости и пр.);
  • появление коррозии на деталях и механизмах тормозной системы, перегибов трещин и других видимых повреждений на шлангах;
  • оснащение авто нештатными фарами и лампами (включая ксенон и LED, если они не предусмотрены конструкцией);
  • неисправность ABS;
  • наличие в рулевом механизме и приводе деталей с различными дефектами (трещинами, следами остаточной деформации и пр.);
  • езда на зимней резине летом и на летней – зимой (точные периоды необходимости «переобувки» автомобиля будут зависеть от региона);
  • неисправность или отсутствие аппаратуры спутниковой навигации;
  • отсутствие/неисправность стекло- и фароомывателей, устройств по корректировке угла наклона фар (если таковое предусмотрено конструкцией);
  • отсутствие предусмотренной производителем подушки безопасности;
  • видимые разрушения проводки;
  • повреждения на шинах и дисках (порезы, пробои, следы сварки, отсутствие болтов);
  • установка устройств и приспособлений, выступающих за передний бампер;
  • уровень светопропускания лобового стекла ниже 70% (для бронированных авто показатель снижен до 60%).

За указанные нарушения с 1 июня 2021 года будет предусмотрена ответственность по ст. 12.5 КоАП РФ: штраф 500 руб. и запрет эксплуатации авто до устранения неисправности.

Наказание за систематическое нарушение правил

Само по себе опасное вождение реально представляет собой угрозу безопасной ситуации на дорогах. Однако в большинстве случаев резкие перестроения и иные неудачные действия не приводят к крайне тяжелым последствиям. При этом есть и другие любители «экстремальной» езды.

Понятие ДТП в ПДД в 2021 году

Специально для таких лиц предполагается внесение изменений КоАП в виде специфического расширения статей. Речь идет о новой статье, касающихся нарушений правил не только при самом вождении. В этой статье будут рассматривать все особенности эксплуатации, использования и управления транспортным средством.

Пока закон существует лишь в виде проекта, но суть его работы уже известна. Предполагается, что водитель, трижды в течение года нарушивший правила по ряду пунктов, будут лишаться прав на полтора года. Пока в перечень «караемых» наказаний ввели 7 правонарушений:

  1. Проезд на красный.
  2. Непропуск пешехода.
  3. Необоснованное движение по встречной.
  4. Разворот/поворот в неположенном месте.
  5. Любое нарушение правил на ЖД-переезде.
  6. Превышение скорости движение на 60 и более км/ч.
  7. Отказ уступить первоочередность автомобилю на главной.
Читайте также:  Как сообщить о нарушении ПДД в ГИБДД?

Необходимо учесть, что пока планируется только учет протоколов, выписанных ДПС. Аналогичные правонарушения, зафиксированные камерами, будут подлежать соответствующему штрафу, но а число трех учитываемых для лишения прав входить пока не будут.

Исходя из того, что совсем недавно в ПДД понятие «опасное вождение» обрело реальные границы в плане назначенных штрафов, то стоит предполагать, что в этой области будут проводиться дополнительные поправки и уточнения.

Наказание за систематическое нарушение правил тоже еще требует окончательного «оформления».

Однако каждый раз автомобилистов пугает не то, что вводятся новые правила, а то, что есть те, что принципиально не боятся их нарушать, создавая тем самым аварийные ситуации.

Пункт 1.2 ПДД: ДТП или нет? Разбор различных ситуаций по определению дорожно-транспортного происшествия

Дорожно-транспортное происшествие в 2021 году чётко и однозначно определено в ПДД соответствующим термином. Но на дороге ситуации и обстоятельства бывают совершенно разные. Поэтому иной раз очень спорно – является то или иное дорожное происшествие ДТП или нет. В статье мы рассмотрим такие типичные и не очень спорные ситуации и приведём разбор, почему это ДТП и почему нет.

Официальная трактовка на 2021 год?

Разумеется, первое, что необходимо привести – это определение термина. Оно даётся в пункте 1.2 Правил:

Дорожно-транспортное происшествие – событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинён иной материальный ущерб.

Последнее изменение термина ДТП

В далёком 2001 году в последний раз менялся этот термин, и изменение было судьбоносным, хотя фактически незначительным. В список перечисления условий для наступления дорожно-транспортного происшествия был добавлен иной материальный ущерб.

До изменения После изменения
Дорожно-транспортное происшествие – событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения. Дорожно-транспортное происшествие – событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинён иной материальный ущерб.

До этого, если, к примеру, сами автомобили не повредились, но в результате происшествия у водителя разбился телефон, то это не считалось ДТП.

ДТП или нет: комментарии к определению пункта 1.2 ПДД

Итак, для того, чтобы та или иная ситуация считалась ДТП, должен быть выполнен ряд условий:

  1. автомобиль, попавший в ДТП, должен двигаться,
  2. транспортное средство должно участвовать в процессе дорожного движения,
  3. машина должна участвовать в этом событии,
  4. следствием ситуации должно быть любое из следующих условий:
    • причинён материальный вред (ущерб) имуществу,
    • автомобиль (любой) должен быть повреждён,
    • причинён вред здоровью людей,
    • произошла гибель людей.

Пункты по цифрам – все условия должны быть выполнены, чтобы это считалось ДТП. Далее подпункты пункта 4 – любое одно условие должно быть выполнено.

 Все последние условия, исходя из фразы «при котором», должны быть выполнены в непосредственной связи с событием, которое наступило.

То есть если машина, например, въехала в столб, а на другом конце улицы пешеход упал и повредил себе колено, то случай с переходом формально не является ДТП.

Понятие ДТП в ПДД в 2021 году

Обязанности водителя при аварии

То, является та или иная ситуация ДТП или нет, влияет на обязанность водителя соблюсти пункты 2.5, 2.6 и 2.6.1 Правил дорожного движения. Данные пункты вкратце обязывают любого водителя при аварии:

  1. выставить знак аварийной остановки,
  2. включить «аварийку»,
  3. если виновность не вызывает разногласий, ущерб менее 100 тысяч рублей, нет раненых и погибших, оформить европротокол,
  4. иначе позвонить в полицию и действовать по указаниям.

Все эти пункты не нужно выполнять, если та «передряга», в который Вы попали, не является дорожно-транспортным происшествием по определению. За неисполнение этих обязанностей Вас может ждать наказание от штрафа 1 000 рублей до лишения прав по статье 12.27 КоАП.

Давайте теперь рассмотрим типичные происшествия, которые побуждают вопросы у его участников, это ДТП или нет!

Понятие ДТП в ПДД в 2021 году

Ударили на парковке: ДТП или нет?

Итак, такое происшествие, как удар стоячей машины на парковке, по сущности привело к повреждениям, авто участвовало в событии. Вопрос только в том, двигалось авто или нет – ведь это также обязательное условие, чтобы считать такую ситуацию ДТП.

И ответ на данный вопрос достаточно прост:

  • если оба автомобиля стояли – к примеру, удар был из-за открытия двери, может, кто-то просто пнул ногой чужое авто, что привело к вмятине, то это не ДТП (не выполнено условие под 1 пунктом выше),
  • если хотя бы одна из машин в это время ехала, то это дорожно-транспортное происшествие.

В последнем случае, увы, но и ГИБДД могут отказать в приезде на место и оформлять аварию. Также не имеет смысла оформлять европротокол – страховая по ОСАГО выплачивает только за ДТП.

В такой ситуации следует вызвать участкового для фиксации повреждений и самого события и далее истребовать возмещение ущерба напрямую с виновника.

Также не являются ДТП такие происшествия:

  • поджог машины пешеходами,
  • угон,
  • любой другой ущерб, причинённый стоящему авто не едущим автомобилем, а иным лицом.

А является ДТП, если автомобиль въехал в любое сооружение: остановку, здание, на дорожные знаки или другие сооружения.

Слегка притёрлись (зеркалами)

Ещё одна важная тонкость ПДД 2021 года заключается в вопросе, считать аварией или нет ситуацию, когда касание произошло только слегка? Но, если ещё раз взглянуть на условия в пункте 4 выше, то ответ на него станет простым – если нет повреждений и иного материального ущерба (очевидно, ранений и, тем более, гибели людей здесь маловероятно будет), то нет и ДТП.

Например, Вы слегка притёрлись зеркалами с другой машиной. Если в результате этого последние просто сложились (или не сложились), на них нет повреждений (причём, не только видимых, а совсем нет), то это не ДТП. Можно разъезжаться, не беспокоясь ни о чём. 

Но на практике 2021 года нередко встречаются случаи, когда второй участник вдруг обнаруживает повреждения позже, когда Вы уже разъехались. В этом случае он или она возвращается на место ДТП, вызывает полицию и сетует на то, что…

другой участник (то есть Вы) скрылся. И в этом случае Вам может грозить лишение права управления.

Поэтому лучше в таких ситуациях брать расписку о том, что повреждений нет, и все участники происшествия приняли решение, что события ДТП нет.

Автомобилистов ждут важные изменения. В ГИБДД раскрыли детали :

 РБК

С этим мнением согласен и первый зампред комитета Госдумы по законодательству и госстроительству Вячеслав Лысаков. «С одной стороны, так ГИБДД действительно приблизится к задачам, которые поставил президент, но никакого обмана или подтасовки я в этом не вижу, — сказал Лысаков Autonews.ru.

 — На дорогах полно случаев, которые не имеют отношения к ПДД или дорожной инфраструктуре. Человек посреди леса привязал санки к машине, поехал кататься и влетел в дерево. Эту глупость ДТП назвать никак нельзя.

Около 8% ДТП совершают пьяные, 20–25% происходят из-за плохих дорог — их из статистики никак не выкинуть, это главное».

В свою очередь, эксперт по безопасности дорожного движения юрист Катерина Соловьева также считает логичными попытки МВД упростить и систематизировать учет аварий.

При этом она уточнила, что в общий учет будут включать все ДТП, даже мелкие, с притертыми машинами или во дворах. Но в общую статистику пойдут только аварии с погибшими и раненными.

Однако Соловьева полагает, что ряд «отбракованных» ведомством ситуаций нельзя выбрасывать из статистики.

«Правильно, если общую картину не будут портить случаи, когда водители, например, заводят мотор на передаче и врезаются в другую машину, — это формально никак не связано с деятельностью органов власти, отвечающих за организацию движения, они не могут повлиять на такие ситуации, — объяснила Соловьева. — Но есть такие ситуации, когда инспекторы ГИБДД устраивают погоню, не включают сирены и в них случайно врезаются гражданские автомобили. Такое происходит нередко, почему в ГИБДД считают, что это теперь можно исключить из статистики? Или нарушение правил сцепки-расцепки. Да, водитель может плохо закрепить прицеп, он может укатиться на светофоре. Но если в него въехал лихач, который полетел на красный, — так тоже бывает. А еще эти формулировки «и т. д.» — перечень должен быть четкий, чтобы исключить коррупциогенный фактор».

Соловьева сомневается, что ГИБДД удастся отказаться от учета упавших в общественном транспорте пассажиров. По ее мнению, «если машина подрезает автобус, водитель жмет по тормозам и пассажир падает — это должно учитываться как ДТП».

Понятие ДТП в ПДД в 2021 году

 Mos.ru

Эксперт также обратила внимание, что при составлении карточек аварий в ГИБДД должны учитывать все причины и условия, из-за которых случилась авария. «Сейчас истинные причины ДТП иногда просто не указывают.

Например, водитель пролетел на красный, в протоколе пишут — нарушил ПДД. Но есть еще и объяснения самих водителей и очевидцев — например, светофор не виден из-за веток.

Сейчас в рамках нацпроекта разбирается каждый случай ДТП с погибшими, это и должно снизить в дальнейшем количество аварий», — пояснила Соловьева.

В правилах появятся новые термины

Кроме того, в правилах впервые появятся новые термины, которые ранее не прописывали в законе о безопасности дорожного движения. Так, понятие «транспортное средство» получило новое расширенное определение. Сейчас «это устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем».

А с 2021 года к транспортным средствам будут относить «устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.

Читайте также:  Новые билеты гибдд со 2 января 2020 года

Это устройства на колесном ходу категорий L, M, N, О (мототранспортные средства, пассажирские ТС, грузовые автомобили, прицепы), велосипеды с двигателем, мотонарты, трамваи, троллейбусы, тракторы, самоходные машины, мотоблоки, а также гужевой транспорт, за исключением вьючных и верховых животных».

Появится понятие «автомобильная дорога» (сейчас используется определение просто «дорога») — объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя все конструктивные элементы, такие как дорожное полотно и дорожные сооружения, элементы обустройства. К автомобильным дорогам приравниваются и принятые в эксплуатацию ледовые переправы и ледовые дороги на автозимниках.

«Раненый» — лицо, получившее в ДТП телесные повреждения, обусловившие его лечение в стационарных условиях на срок не менее одних суток либо в амбулаторных условиях или в условиях дневного стационара. А «погибший» — это лицо, являвшееся участником ДТП, умершее на месте ДТП либо от его последствий в течение 30 последующих суток.

Понятие ДТП в ПДД в 2021 году

 Konstantin Kokoshkin / Global Look Press

Определение и классификация ДТП в правилах дорожного движения

Что такое ДТП? Определение в ПДД и действительность существенно различаются. Несмотря на многочисленные вносимые изменения в правила дорожного движения, достигнуть полного совпадения закона и практики не получилось.

По этой причине нередко водители сталкиваются со спорными моментами.

Незнание таких положение не позволит самостоятельно разбирать и анализировать ситуации, произошедшие на дороге из-за чего защищать свои права может быть очень сложно.

Понятие ДТП в ПДД в 2021 году

Нормативное регулирование

Понятие ДТП закреплено сразу в нескольких нормативно правовых актах. Из-за этого могут возникнуть некоторые сложности с его толкованием. Однако во всех случаях ДТП может быть расшифровано как дорожно-транспортное происшествие. В большинстве нормативных правовых актах содержится именно раскрытое понятие, которое подвергается дальнейшему толкованию.

Основным и самым главным НПА является ПДД. В пункте 1.2 содержится большой перечень терминов, среди которых есть ДТП. В данном случае представлено следующее определение – событие, которое возникло при движении ТС по дороге и с его участием,если в результате был причинен вред здоровью людей, либо имуществу. Также может наступить любой иной материальный ущерб.

ВАЖНО !!! Исходя из данного определения видно, что ключевая особенность любого ДТП заключается в наступлении неких неблагоприятных последствий. Их наличие обязательно и без этого ДТП быть не может. Непосредственно в ПДД не устанавливаются размеры причиненного вреда, однако это имеет огромное значение.

Данный термин получил закрепление и в других НПА. Например, в Федеральном законе «О безопасности дорожного движения». Определение в данном законе аналогично данному в правилах дорожного движения.

Федеральное дорожное агентство многократно давало рекомендации, в которых термин ДТП раскрывался. Действующая на сегодняшний день рекомендация содержит определение аналогичное данному в ПДД.

Кроме этого, в многочисленных подзаконных актах давались уточнения и дополнительные раскрытия данного термина. Благодаря этому получилось раскрыть термин ДТП со всех сторон, рассмотреть все связанные с ним нюансы.

Однако даже при таком подходе избежать пробелов и сложностей в толковании, а также применении на практике не удалось. Нередко возникают споры между водителями, сотрудниками ГИБДД и даже судами.

Из вышеперечисленного наибольшей юридической силой будет обладать судебное решение, поэтому ориентироваться необходимо именно на него.

Иное толкование ДТП

Помимо официальных определений, закрепленных в различных НПА, существуют и иные, которые имеют непосредственного юридического значения, но сложились на практике и могут довольно часто применяться, в том числе судами.

В реальной ситуации, произошедшей в условиях дорожного движения может быть проблематично разобрать произошло ли дорожно-транспортное происшествие.

ВНИМАНИЕ !!! Среди водителей принято понимать под ДТП определенное событие, произошедшее во время движения любого транспортного средства, в результате которого был причинен ущерб.

Стоит отметить, что данное определение является верным, однако назвать полным его нельзя. Кроме этого в законе есть указание на некоторые нюансы, которые могут иметь ключевое значение.

В результате любого ДТП причиняется ущерб, который может различаться по объектам, а также по размеру. В зависимости от этих параметров ответственность для водителя наступит по КоАП РФ, либо УК РФ.

Отдельно следует выделить гражданскую ответственность, которая возникает независимо от уголовной или административной и существует непосредственно между участниками ДТП – гражданами без прямого вмешательства государства.

Обязательные условия ДТП

Любое ДТП характеризуется определенными признаками-условиями. При их отсутствии невозможно говорить о произошедшем ДТП со всеми производными последствиями.

Исходя из определения, данного в правилах дорожного движения, можно говорить о следующих обязательных условиях:

  • непосредственное участие транспортного средства в произошедшем. ПДД регулируют только отношения, возникшие в рамках дорожного движения, поэтому ДТП может возникнуть только с ТС. Перечень транспортных средств закреплен в ПДД и в него входят: автомобили, мотоциклы, мопеды, велосипеды и другие. Непосредственное участие означает, что именно ТС повлияло, либо оказало существенное воздействие. Так, ситуация, когда мусор, выброшенный из окна автомобиля и повредивший чужое имущество, либо причинивший вред здоровью, не может считаться ДТП, поскольку автомобиль не был задействован напрямую;
  • ДТП возможно только при движении ТС по дороге. Движение транспортного средства может быть разным и возникать по разным основаниям, однако факт перемещения в пространстве обязателен. Под дорогой следует понимать любое место, где возможно движение ТС, даже если это запрещено. Исходя из этого, наезд на пешехода – ДТП, а падение человека на припаркованный автомобиль – иное происшествие;
  • в результате ДТП причиняется вред имуществу, здоровью людей, либо любой иной материальный ущерб. Размер и вид вреда может быть любым, в зависимости от этого наступает тот или иной вид юридической ответственности. Однако событие, внешне похожее на ДТП, но не повлекшее причинение вреда не является таковым. Например, когда столкновение автомобилей не повлекло даже минимального имущественного ущерба (повреждений автомобиля.). В таком случае ДТП не происходит, вызывать сотрудников ГИБДД для оформления не нужно и иные последствия не наступают.

Как видно из вышеперечисленного, признаки ДТП содержаться в самом определении, однако закон не дает их толкования в связи с чем и возникают основные сложности на практике. Отсутствие любого из перечисленных признаков указывает на отсутствие факта, произошедшего ДТП.

Классификация ДТП

В законе нигде нет указания на виды ДТП, однако некоторые из видов встречаются в НПА по отдельности.

Среди водителей, а также в литературе наиболее распространена следующая классификация:

  • ДТП с пострадавшими – когда в результате произошедшего события был причинен любой вред здоровью людей (наезд на пешехода, серьезное столкновение автомобиль и другие);
  • ДТП без пострадавших – в данном случае причиняется вред исключительно имуществу (автомобилям, либо иным объектам).

ВНИМАНИЕ !!! Все ДТП можно разделить на зарегистрированные и на незарегистрированные. В первом случае происходит надлежащее оформление факта произошедшего, во втором эти обстоятельства скрываются по каким-либо причинам.

Вне зависимости от вида и формы произошедшего ДТП, оно обязательно должно соответствовать вышерассмотренным признакам. Без этого нельзя говорить о произошедшем происшествии.

Участники ДТП

Непосредственного указания на участников ДТП в законе нет. Исходя из токования норм, а также судебной практики можно составить следующий перечень участников ДТП: водитель транспортного средства и все остальные участники.

В любом ДТП повышенную ответственность несет именно водитель. В зависимости от конкретного транспортного средства водителем могут признаваться разные люди. Чаще всего это тот, кто находится за рулем. Однако, в учебном автомобиле вся ответственность ложится на рядом сидящего инструктора.

Иные участники ДТП — это другие водители, пассажиры транспортных средств, а также пешеходы. Пассажирами будут считаться все люди, находящиеся в любых транспортных средствах, независимо от того, кто был признан виновником. Пассажир может быть, как в общественном транспорте, так и в обычном автомобиле или такси.

Пешеходы в ДТП – это лица, не находившиеся за рулем, либо не выступающие в роли пассажиров. Чаще всего они идут по улице, однако факт движения для них не обязателен.

Количество участников ДТП никак не ограничивается, поэтому возможно ДТП даже без водителя за рулем. В результате ДТП вред здоровью людей причиняется не всегда и является факультативным признаком.

Виновник ДТП

Практически любое происшествие на дороге происходит из-за нарушения правил дорожного движения. Аварий, когда отсутствовало какое-либо нарушение практически не бывает. Подобные ситуации чаще всего происходят из-за аварий иного характера.

Исходя из этого можно говорить, что практически в любом ДТП имеется виновник, нарушение правил которым повлекло происшествие. При это не любое нарушение правил дорожного движения является основанием для признания водителя виновным. Например, отсутствие водительского удостоверения считается правонарушением, однако не может само собой служить основанием для возникновения аварии.

Таким образом, ДТП происходит именно из-за нарушения правил дорожного движения конкретным водителем. При этом размер и степень вины должны устанавливаться в каждом случае индивидуально, поскольку даже при нарушении привлечь водителя к ответственности получится не всегда.

Ответственность за ДТП

За нарушение правил дорожного движения и возникновение ДТП не существует отдельной нормы, которая бы предусматривала наказание. Поэтому каждая ситуация рассматривается отдельно, определяется конкретное правонарушение, наступившие последствия и на основании чего водитель может быть привлечен к определенной ответственности.

К видам государственной ответственности следует относить: уголовную и административную ответственность. Ключевым параметром, по которому происходит разграничение являются наступившие последствия. За ДТП, в котором здоровью людей был причинен легкий, либо средний вред здоровью наступает административная ответственность. При этом вред здоровью может причиняться вообще.

ВАЖНО !!! Уголовная ответственность наступает в случае, когда был причинен тяжкий вред здоровью, либо ДТП закончилось летальным исходом. При этом в действиях водителя необходимо установить вину.

Кроме этого привлечь к УО можно за езду в состоянии алкогольного опьянения.

В текущем году планируется ужесточение ответственности за пьяную езду, в том числе путем увеличения максимального размера наказания.

Независимо от уголовной и административной ответственности наступает гражданская, которая направлена на компенсацию причиненного вреда.

Читайте также:  Особенности использования водительских удостоверений иностранными гражданами

Она не несет в себе цели наказания, либо кары со стороны государства. Гражданская ответственность может возникнуть как вместе, так и отдельно от уголовной/административной ответственности.

Например, когда пострадавший требует компенсировать расходы на ремонт автомобиля.

Что такое ДТП: расшифровка, понятие, виды, участники, оформление в 2021 году

Время чтения: 6 минут

Не секрет, что уровень аварийности с увеличением количества машин на российских дорогах растет, несмотря на развитие инфраструктуры и улучшение качества автопарка. ДТП – что это такое, не всегда понятно автомобилистам, привыкшим ассоциировать с ним любое происшествие с авто. И только столкнувшись с ситуацией лично, начинаешь разбираться в нюансах.

О чем идет речь

Для правильной оценки происходящего, понимания, как действовать, нужно не только знать определение ДТП, но и причины возникновения, его виды и алгоритм поведения участников. При этом важна расшифровка аббревиатуры ДТП.

Наверняка все знают, что это дорожно-транспортное происшествие. То есть случай на дороге, который произошел с ТС. Но такое определение было бы слишком обобщенным и не позволило бы классифицировать каждый отдельный случай, ведь причины и следствия могут быть разными. Для уточнения деталей есть смысл обратиться к законодательной базе.

Вот какое дано определение ДТП в Правилах дорожного движения. Приводим почти дословно из п.1.2 Общих положений.

ДТП – это событие с участием ТС, возникшее в ходе их передвижения по дороге, когда погибли либо пострадали люди, повреждены автомобили, грузы, сооружения или причинён другой материальный урон.

Примерно такое же понятие ДТП в КоАП. Здесь это расценивается как административное правонарушение, результатом которого стал вред имуществу и/или здоровью. В ст. 2 ФЗ N 196-ФЗ зафиксировано точно такое же определение. К слову, и в законе об ОСАГО тоже.

Но как интерпретировать слова «люди» и «дорога»? Без точных определений разбираться нет смысла. Именно поэтому не все из нас понимают, что считается ДТП сотрудниками ГИБДД. Как результат, не получается сразу определить, относится ли ситуация к теме нашего разговора.

Что не может относиться к ДТП

Если вдумчиво прочитать определение дороги в тех же ПДД, станет ясно, что ситуация классифицируется как ДТП, если она сложилась на территории, обозначенной как проезжая часть, тротуар, обочина, разделительная полоса или трамвайные пути. Событие может быть связано с одним участником или несколькими. Причем из определения ДТП следует, что машина в нем участвует во время движения, а результатом этого процесса должен стать материальный ущерб.

Теперь можно сформулировать, что не является ДТП. К нему не относится происшествие, если:

  • ТС в нем не участвовало;
  • авто было неподвижным;
  • имущественный ущерб и травматизм людей не последовали.

При отсутствии одного из перечисленных условий нет смысла говорить о ДТП. Другими словами, если машина столкнулась с деревом в чистом поле, у такой ситуации есть другое определение. Если на авто упала сосулька – это тоже не может расцениваться как ДТП, хотя ущерб налицо.

Причины возникновения ДТП

Анализ причин возникновения ДТП позволяет сделать вывод, что они связаны с человеческим фактором, то есть с действиями участников движения, либо с воздействием внешних факторов, связанных с неблагоприятными природными и погодными явлениями. Плюс добавляются чисто «российские» условия возникновения – лихачество и разгильдяйство водителей, безответственность коммунальных и дорожных служб. Детально картина раскрывается в Правилах учета и анализа ДТП на автодорогах РФ.

Итак, основные причины и условия возникновения ДТП в России можно сформулировать так:

  • Состояние покрытия автодорог, разметки и обочин.
  • Неисправность светофоров, недостаточное освещение и отсутствие заграждений.
  • Пренебрежение правилами – превышение скорости, нарушение правил проезда перекрестков, недисциплинированность пешеходов и тому подобное.
  • Погодные условия и время суток. В зимний период и при недостатке естественного освещения число ДТП увеличивается.
  • Физическая усталость водителя. Мы не всегда адекватно оцениваем собственное состояние, и это часто заканчивается плачевно.
  • Употребление наркотиков и спиртного.

Еще что можно отнести к причинам? Например, использование мобильных телефонов во время движения без комплекта громкой связи. Да всё, что отвлекает водителя от непосредственного управления ТС. Шестой пункт нашего списка в последнее время вообще стал лидером статистики.

Виды и характеристика ДТП

В п.3 третьего приложения к вышеуказанным Правилам учета указаны основные виды ДТП и их характеристика:

  1. Столкновение – происшествие во время движения, когда ТС сталкиваются между собой или с подвижным ж/д составом.
  2. Опрокидывание – происшествие, при котором переворачивается двигающееся ТС.
  3. Наезды – на препятствие, стоящее ТС, пешехода, велосипедиста или гужевую повозку. Подходят оба варианта – когда ТС наталкивается на препятствие и наоборот.
  4. Падение пассажира – происшествие, при котором пассажир падает с движущегося ТС или в его салоне (кузове) в результате резкого маневра или изменения скорости.
  5. Иной вид ДТП. Сюда причисляются любые происшествия, которые нельзя отнести к указанным выше. Например, падение транспортируемого груза, попадание отброшенного колесом предмета или наезд на внезапно появившееся препятствие.

Как классифицируют ДТП

В нашей стране для сферы автомобильного транспорта МВД применяется следующая классификация ДТП:

  • Бесконтактное. Это ситуация, когда нарушивший ПДД водитель считается виновником происшествия без столкновения с другими участниками движения. Например, если в результате его маневров столкнулись другие ТС.
  • Учетное. Чтобы разобраться с тем, что такое учетное ДТП, следует вернуться к Правилам учета. Там определено, какие ДТП фигурируют в отчетности – ставшие причиной травм или гибели людей. Если пострадавших нет, авария не подлежит учету.
  • Скрытое. Ситуации, когда обстоятельства совершения и участники остаются невыявленными, встречаются часто. Когда виновник покидает место ДТП без уважительных причин или с целью сокрытия своей причастности – вот, что такое скрытое дорожно-траснспортное происшествие.

Кто может считаться участником происшествия

Термин “участник ДТП” определен ПДД. Это любое имеющее непосредственное отношение к происшествию лицо. Такими можно считать:

  • водителей;
  • пешеходов;
  • пассажиров.

Очевидцы и лица, находящиеся в непосредственной близости от места ДТП, к таковым не относятся. Далее приведем принятые определения тех, кто считается участником по закону:

  1. Водитель – лицо, управляющее ТС или инструктор, велосипедист и даже погонщик скота.
  2. Пассажир – любое лицо, находящееся в салоне (кузове) и не управляющее ТС или осуществляющее посадку/высадку.
  3. Пешеход – лицо, которое находится или движется по дороге или близлежащей пешеходной зоне пешком, на инвалидной коляске, коньках, лыжах, самокате.

Участники ДТП делятся на виновников и потерпевших. С первыми все понятно – виновник нарушил правила, совершил ДТП, а дальше отвечает по закону. С потерпевшими все несколько сложнее. Они могут быть даже в ТС виновника и делятся на две категории:

К первой относят потерпевшего, если он скончался от полученных травм в течение 30 суток после ДТП.

Что делать сразу после ДТП

В ПДД содержится подробный алгоритм действий сразу после ДТП. Для себя важно уяснить, что, остановившись, нужно оценить состояние пострадавших, необходимость и возможность оказания им помощи. Если таковых нет, нужно включить аварийку, поставить «треугольник», вызвать ГИБДД и передать в страховую сведения о ДТП.

Также следует зафиксировать расположение ТС и по возможности освободить проезжую часть. А потом желательно найти очевидцев. Определение виновника сотрудниками Госавтоинспекции во многом зависит от грамотного поведения сторон.

Узнайте подробнее, как действовать при ДТП по ОСАГО.

Как происходит оформление

С 2015 года, когда ввели европротокол, процедура упростилась. Сторонам достаточно заполнить бланк извещения, который выдается вместе с ОСАГО, обменяться контактными данными, информацией о страховщиках. Правда, не для каждого ДТП этот вариант подходит, поэтому вызов сотрудников ГИБДД на место в большинстве случаев обязателен.

Прибывшие на место инспекторы оценят ситуацию, осмотрят место происшествия, опросят свидетелей, составят условную схему, а затем протокол.

Можно ли оставить место ДТП

Покидать место происшествия нельзя, за исключением случаев крайней необходимости. Согласно КоАП за это можно лишиться ВУ на год-полтора или попасть за решетку на 15 суток.

Стоит поинтересоваться, почему нельзя покидать место ДТП.

Ответственность по КоАП

Как правило, ДТП совершается в результате нарушения ПДД, за что предусмотрена серьезная ответственность, вплоть до уголовной. Все зависит от последствий. В главе 12 КоАП перечислены все наказания.

К числу возможных относятся денежные штрафы и лишение ВУ. Суммы и сроки варьируются в зависимости от совершенного нарушения.

Наиболее жесткие наказания предусмотрены за повторное нарушение, также если пострадали люди.

Как возмещается ущерб

Возмещение ущерба является важнейшей обязанностью участников ДТП после его оформления. Потерпевшая сторона вправе рассчитывать на страховые выплаты и компенсацию от виновной.

По ОСАГО теперь деньги получить нельзя, но машину должен отремонтировать страховщик.

Необходимо уведомить СК о случившемся и вызвать аварийного комиссара, а затем подать заявление, приложив соответствующий пакет документов.

Если страховки у виновника нет или она не покрывает все расходы, он должен компенсировать разницу или полностью восстановить поврежденное авто за свой счет.

Вопрос решается по договоренности либо в суде на основании положений Гражданского кодекса.

О подставных дтп

Так называемые подставы на автомобильном транспорте – не редкость. Это обычные провокации, умышленно приводящие к созданию аварийной ситуации. Противостоять этому сложно, особенно неопытным водителям. Единственное, чем можно обезопасить себя – не нарушать ПДД.

После совершения мнимого или реального ДТП нужно сразу вызвать ГИБДД и заняться поиском свидетелей. В данной ситуации может выручить видеорегистратор. Если на вас пытаются оказать давление «пострадавшие», запритесь в салоне и сохраняйте спокойствие. Как правило, сотрудники Госатоинспекции знают, как распознать подставу, и помогут вам. Если нет, права придется отстаивать в суде.

Узнайте подробнее, какие есть мошенничества с подставными ДТП.

Заключение

Мы разобрали, какое событие считается ДТП, кто может считаться участником и как действовать в случае совершения. Сделать можно следующий вывод: что бы ни случилось, необходимо знать свои права, обязанности и неукоснительно соблюдать закон.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *