Особенности движения по грунтовой дороге

Главное отличие грунтовой дороги от асфальтовой в том, что она непредсказуема — на пути в любой момент может появиться яма, колея или другое препятствие. Поэтому главное здесь — внимательность и быстрота реакции. Руль следует держать двумя руками, резких маневров лучше избежать. Тем более, что Lada Vesta Cross моментально реагирует даже на легкие движения рулевого колеса.

Урок 2. Следите за скоростным режимом на грунтовке

Известное выражение «Больше скорость — меньше ям» справедливо лишь отчасти и справедливость его зависит от настроек подвески каждого конкретного автомобиля.

На некоторых машинах с жесткими пружинами и амортизаторами с увеличением скорости дорожные неровности действительно чувствуются меньше, но при этом всегда есть риск, что водитель не успеет среагировать на изменение дорожной ситуации.

Поэтому скорость на грунтовке следует выбирать так, чтобы в случае появления препятствия хватило времени затормозить или объехать его. Энергоемкая подвеска Lada Vesta Cross позволяет ехать по грунтовке достаточно быстро, тем более что двигатель 1.8 обеспечивает седан отличной разгонной динамикой.

Особенности движения по грунтовой дороге

Урок 3. Если на пути появилась яма

Ямы внушительных размеров на грунтовой дороге — явление нередкое. Преодолевая такое препятствие, можно повредить не только пластиковые бамперы, но и более важные детали ходовой части даже на автомобиле с впечатляющим дорожным просветом в 203 мм, как у Lada Vesta Cross.

Поэтому если есть возможность объехать яму — лучше ей воспользоваться. Обойти преграду лучше по обочине, растущей там травы при этом бояться не стоит.

Совсем хорошо, если получится объехать яму справа — так водителю лучше видны ее границы, к которым можно подобраться максимально близко.

Особенности движения по грунтовой дороге

Урок 4. Когда другой дороги нет

Если объехать яму невозможно — придется ее преодолевать. Делать это лучше на минимальной скорости, а если препятствие возникло на дороге внезапно — необходимо резко и коротко нажать педаль тормоза. Это частично снизит скорость и разгрузит переднюю ось. Главное — не тормозить непосредственно в яме. Совсем хорошо, если в овраг удастся погрузить только одну сторону автомобиля.

Особенности движения по грунтовой дороге

Урок 5. Под колесами — щебень

Дороги с покрытием из щебня или других мелких камней требуют от водителя предельной внимательности. Здесь следует избегать резких маневров, так как сцепление покрышек с дорогой существенно хуже, чем на асфальте.

Соответственно, любое слишком сильное движение рулем может привести к заносу и близкому знакомству с обочиной.

Аккуратным надо быть и с педалью тормоза — из-за все того же сцепления во время торможения машина проскальзывает по щебню, сообразно увеличивается и тормозной путь.

Особенности движения по грунтовой дороге

Урок 6. Только по своей колее

Главное правило езды по колее — не разгоняться. Чем больше скорость, тем сложнее отслеживать, как меняется колея. Ехать в ранее накатанной колее, даже безобидной с виду, крайне не рекомендуется.

В любой момент ее центральная часть может увеличиться, и машина попросту «сядет на брюхо». Лучше держаться правее или левее от основной колеи, двигаясь по ее высоким участкам.

При этом нужно постоянно корректировать траекторию движения рулем.

Особенности движения по грунтовой дороге

Урок 7. Деревенский перекресток

При пересечении колеи «посадить» машину очень просто — достаточно допустить попадания передних и задних колес в поперечные траншеи. Это препятствие лучше пересекать не по прямой, а по диагонали. Если же такой возможности нет — форсируем преграду, чуть повернув колеса.

Тормозить, когда колеса находятся в нижней части колеи ни в коем случае нельзя, машина может забуксовать. Преодолеть колею с ходу проще, а по поводу контакта с землей в нашем случае беспокоиться не стоит — юбки бамперов Lada Vesta Cross сделаны из прочного черного пластика.

Особенности движения по грунтовой дороге

Урок 8. Ходим по диагонали

Преодолеть колею по диагонали несколько проще, чем по прямой. Правила все те же — ехать медленно и не допускать остановок в нижних точках. Аккуратно, на первой передаче, переваливаемся через колею, попадая в глубокую ее часть каждым колесом по очереди.

Подвеска у Lada Vesta Cross длинноходная, поэтому преодолеть препятствие таким образом не составляет труда.

Не переусердствуйте с педалью акселератора! Если что-то пошло не так и колесо не желает покидать колею — выезжаем «в раскачку», слегка откатываясь назад перед тем, как отпустить педаль сцепления.

Особенности движения по грунтовой дороге

Урок 9. Включаем противотуманки

В отличие от городских дорог, на грунтовке противотуманные фары — вещь необходимая. Передние противотуманки стоит включать хотя бы для того, чтобы улучшить видимость — пыль от грунтовой дороги ухудшает обзор не хуже тумана.

Противотуманный фонарь сзади на грунтовке и вовсе незаменим, особенно при езде в колонне. Из-за столба пыли, который поднимается за автомобилем, ни габариты, ни стоп-сигналы зачастую разглядеть не удается, а яркую противотуманку отлично видно.

В случае с Lada Vesta Cross противотуманные фары входят в список стандартного оснащения.

Урок 10. ESP на грунте — зло или благо? 

Систему электронного контроля устойчивости (ESP) на Lada Vesta Cross можно отключить. Функция в целом очень полезна, так как она подтормаживает одно из колес, чтобы не допустить заноса, и ограничивает обороты двигателя.

Делает она это в экстренных ситуациях, например, когда водитель не рассчитал скорость на повороте.

На грунтовых трассах ESP также нужна, но при медленном преодолении препятствий ее можно и отключить — это позволит немного повысить проходимость автомобиля.

Lada Vesta Cross — уникальная для российского рынка машина. По сути, это успевший полюбиться соотечественникам седан, но с повадками кроссовера. Нам в числе первых удалось протестировать этот автомобиль.

Результат испытаний однозначен — приставку Cross машина получила неспроста! Она выше стандартной Vesta, у нее иные настройки подвески, да и выглядит Cross очень эффектно — 17-дюймовые диски и пластиковые накладки на арки делают машину брутальной и харизматичной.

Технические данные

Длина, мм 4424
Ширина, мм 1785
Высота, мм  1526
Колесная база, мм 2635
Снаряженная масса, кг 1230–1380
Объем багажника, л  480
Дорожный просвет, мм 203
Двигатель, число цилиндров R4
Объем двигателя, см3 1774
Макс. мощность, л.с. 122 (5900)
Макс. момент, Нм (об/мин.) 170 (3700)
Тип привода Передний
Коробка передач МКП-5
0-100 км/ч, с 10,5
Макс. скорость, км/ч 180
Топливо Бензин АИ-92
Объем топливного бака, л 55
Расход (смеш.), л/100 км 7,7
Расход (город), л/100 км 9,9
Расход (трасса), л/100 км 6,4
Цена протестированного автомобиля, руб. 834 900

Как правильно двигаться по грунтовой дороге

  • Коэффициент сцепления автомобильной резины с намокшим асфальтом и сухой грунтовой дорогой практически одинаковый, поэтому езда по загородным дорогам должна быть такой же аккуратной, как и по городским после дождя.
  • Особенности движения по грунтовой дороге
  • Грунтовые дороги. Такой тип дорожного покрытия полностью основывается на грунте и разделяется на три типа, в зависимости от качества полотна:
  • Улучшенный тип дорог с наличием проезжей части;

Чаще всего имеют свой профиль, то есть середина расположена в верхней точке, а края — ниже. Преимущество такой дороги состоит в том, что выпадение осадков не несет для нее большой опасности, так как они практически полностью оказываются на обочине. Во время строительства подобных дорог применяются такие добавки, как шлак и гравий;

Особенности движения по грунтовой дороге

  • Проселочные дороги без улучшения.

Подобные дороги служат для связи населенных пунктов между собой и существуют на протяжении длительного времени;

Особенности движения по грунтовой дороге

  • Лесной или полевой тип дорог.

Могут быть образованы после того, как по местности проехала одна или несколько машин.

Особенности движения по грунтовой дороге

По ровной дороге такого типа можно проехать и на спортивном автомобиле без дорожного просвета, не испытывая особых сложностей.

Но в России подобные дороги встречаются достаточно редко, тем более после прохождения дождя на них образуются ямы и выбоины. Это приводит к тому, что во время движения приходится непроизвольно снижать скорость.

Опытные водители советуют использовать несколько приемов, позволяющих обеспечить поддержание средней скорости движения на приемлемом уровне.

Особенности движения по грунтовой дороге

Совет 1. Наличие средств выживания.

Если маршрут вынужденно построен так, что он проходит по безлюдному участку местности, следует иметь при себе так называемый «набор Робинзона», а именно: полностью заправленный топливный бак и дополнительное топливо в канистре, трос для буксировки и цепи на колеса, запас продуктов и питьевой воды, теплая одежда или спальный мешок, устройство для подзарядки батареи телефона. Это позволит при поломке или попадании в любую неприятную ситуацию вызвать помощь и дождаться ее в сравнительно комфортных условиях.

Особенности движения по грунтовой дороге

Совет 2. Правильно настроенная вентиляционная система. При движении по грунтовым и гравийным дорогам поднимается большое количество пыли. Именно поэтому, перед тем, как съезжать на них, следует обязательно закрыть все окна и люк.

Для обеспечения попадания в салон как можно меньшего количества пыли, следует переключить систему вентиляции в рециркуляционный режим. При наличии впереди по ходу движения пылящей машины, лучше всего соблюдать дистанцию как можно больше, для обеспечения нормального обзора.

Читайте также:  Знаки жилая зона, начало и конец населенного пункта

Если же машина едет за вами, следует включить противотуманные фары.

Совет 3. Не набирать большую скорость. Даже в том случае, если грунтовая дорога идеально ровная, это не означает, что по ней нужно гнать на высокой скорости. Наличие лужи может быть еще некоторое время после дождя, в результате чего машина попадет в ловушку из грязи, преодолеть которую на быстром ходу получается далеко не всегда.

Совет 4. Искать альтернативный путь. Если наиболее популярная дорога в плохом состоянии, имеет смысл отыскать другой путь, возможно проделанный местными жителями вдоль лесополосы, где можно будет передвигаться с увеличенной скоростью.

Совет 5. Не попадать в колею. Такая ошибка часто встречается у молодых водителей, недавно севших за руль. По их мнению, наличие колеи свидетельствует о том, что здесь проехало немало машин и можно смело ехать. На самом деле, все наоборот. После каждой машины колея становится глубже, что чревато повреждением подвески и выхлопной системы.

Итог. Залогом безопасного движения на грунтовой дороге является выбор безопасной скорости и отсутствие резких движений рулем, а также плавное нажатие на педали газа и тормоза.

Вождение по грунтовым дорогам

Особенности движения по грунтовой дорогеГрунтовой называют дорогу, полотно которой ничем не укреплено и состоит из естественного грунта самой дороги.

Если полотно такой дороги укрепляют каким-либо более прочным материалом — песком, гравием и т. п., дорогу называют грунтовой улучшенной.

При езде по грунтовым дорогам, особенно плохим (неровным, выбитым), скорость должна быть снижена. На шоссейных дорогах мосты, как правило, рассчитаны на большую нагрузку. На грунтовых дорогах мосты главным образом деревянные, балочные. Поэтому на таких мостах обычно имеются дорожные знаки.

«Ограничение веса», запрещающие движение автомобилей, общий вес которых превышает величину, указанную на знаке (в тоннах).

В тех случаях, когда грузоподъемность на знаке не указана, водитель должен уметь определить пригодность моста к передвижению по нему, учитывая величину пролета между сваями, толщину свай, насадок, прогонов и настила, их состояние и прочность, сопоставляя эти данные с общим весом автомобиля.

При движении по грунтовым дорогам иногда приходится проезжать по деревянным мостикам; особую осторожность надо соблюдать при въезде и съезде с него, так как в местах стыков дороги с мостиком могут быть выбоины.

Такие препятствия, как перекрытие ручья плитняком или лоток, проходящий поперек дороги, также преодолевают на сниженной скорости.

Если водителю нужно съехать на проселок, он переезжает через придорожные канавы по мостику на низшей передаче и малой скорости, внимательно наблюдая за прохождением заднего колеса.

При движении по грунтовым, проселочным и полевым дорогам могут встретиться самые разнообразные препятствия. В зависимости от характера препятствия водитель выбирает способ его преодоления.

Как правило, все неровности ниже уровня дороги (за исключением колей) преодолевают под косым углом, а препятствия, выступающие над поверхностью дорожного полотна (рельсы и т.п.), — под прямым углом.

Отдельно разбросанные камни пропускаются между колесами. Выбитые копытами лошадей на грунтовой дороге «пороги» («копытник», «лестницы») преодолеваются под прямым или косыми углами на низшей передаче. Ухабы, рытвины, выбоины могут преодолеваться двумя способами.

  1. если они неглубокие и с пологими краями, то лучше всего объезжать их по внешнему контуру с таким расчетом, чтобы колеса вписывались в неровности дороги и движение происходило по плавной зигзагообразной линии;
  2. если неровности на дороге попадаются в большом количестве и недалеко друг от друга, то двигаться придется по прямой, преодолевая неровности по их глубине; в этом случае поступать нужно так: приблизившись к препятствию, снизить скорость, притормозив, включить низшую передачу, затем, выждав, когда передние колеса опустятся в углубление, увеличить подачу горючей смеси. После этого, снова применяя притормаживание, переехать препятствие задними колесами; по этому же принципу преодолеваются неглубокие канавы с пологими краями.

Выступающие над уровнем дороги небольшие возвышения (бугры) преодолеваются под прямым углом.

Для этого водитель, приблизившись к бугру, должен притормозить, перейти на низшую передачу, а въезжая на препятствие, несколько увеличить подачу горючей смеси.

Въехав на препятствие, выключить сцепление и притормозить; как только колеса опустятся на дорогу, включить сцепление и, плавно увеличивая подачу горючей смеси, медленно переехать препятствие задними колесами.

При движении по свеженасыпанной, не укатанной щебенке рекомендуется, чтобы не повредить шины, избегать трогания с места, переключения передач, торможения, резкого повышения скорости. Такие участки дороги следует преодолевать на постоянной (пониженной) скорости.

На проселочных и полевых дорогах глубокие колеи пропускают между колесами.

Однако надо иметь в виду, что на мокрой глинистой дороге укатанная колея может явиться единственной возможностью для передвижения, но при условии, что будет обеспечено непрерывное тяговое усилие, т. е.

не будут допускаться замедление скорости и остановки. Как показал опыт, потеря скорости движения является одной из основных причин застревания автомобиля на трудном участке пути.

Переправа вброд позволяет сократить излишний пробег автомобиля, поэтому в полевых условиях водители часто прибегают к этому способу преодоления водной преграды.

Находясь на незнакомой местности, отыскать брод можно, пользуясь общеизвестными приметами:

  • сходящиеся у реки дороги, имеющие продолжение на другом берегу;
  • переход спокойной воды в мелковолнистую, желтый цвет воды;
  • уширение реки, особенно на прямых участках, низменные берега на изгибах реки.

Болотистые реки бродов обычно не имеют. Места, заросшие тиной, осокой и камышом, указывают на топкое дно, непригодное для переправы вброд.

Найденный брод перед переправой надо тщательно разведать. Переправа вброд возможна для легковых автомобилей при глубине реки — 0,5 м. Дно реки должно быть каменистым или песчаным. Для успешной и безопасной переправы вброд необходимо:

  1. предохранить приборы электрооборудования от попадания воды и плотно закрыть отверстие в картере для маслоуказателя;
  2. включить первую передачу; медленно въехать в воду под небольшим углом к течению реки;
  3. увеличить обороты и ни в коем случае не уменьшать их до выезда на другой берег;
  4. двигаться равномерно, чтобы вода не образовала сильной волны и не заливала двигатель;
  5. переправляться по одному автомобилю поочередно.

Останавливаться и выключать двигатель в воде нельзя.

При переправе вброд вода попадает между тормозными барабанами и колодками и этим ослабляет тормозной эффект, а зимой может вызвать примораживание тормозов. Во избежание этого после переправы вброд периодическим легким притормаживанием прогревают и просушивают колодки.

Конспект занятия "Движение по грунтовым дорогам"

  • Муниципальное автономное образовательное учреждение
  • дополнительного образования детей
  • «Детско-юношеский центр»
  1. Методическая разработка занятия
  2. Движение по грунтовым дорогам
  3. Мастер производственного обучения,
  4. Салехард, 2014
  5. Движение по грунтовым дорогам

Характерной особенностью грунтовых дорог является наличие на них большого количества препятствий для движения транспортных средств: различного рода выбоин, ухабов, ям, луж, канав с водой и т. п. Все это приводит к тому, что сила сопротивления становится намного больше, нежели на твердом дорожном покрытии, особенно во время или после дождя.

Особенности движения по грунтовой дороге

Дорога с грунтовым покрытием

Первое правило при движении по грунтовым дорогам выглядит так: ехать нужно на невысокой постоянной скорости, стараясь как можно реже менять передачи. Такой способ движения улучшает сцепление колес с поверхностью проезжей части. Категорически не рекомендуется резко набирать скорость или тормозить — велика вероятность пробуксовки колес.

Если на грунтовой дороге, по которой вы движетесь, имеются две глубокие колеи — нужно ехать таким образом, чтобы пропускать одну колею между колесами машины.

Если же колеи скрываются в дорожной грязи или в воде, то с точки зрения безопасности целесообразней продолжить движение по ним, поскольку дно колеи сильнее утрамбовано. В подобных ситуациях нужно выйти из машины и оценить глубину и состояние грунта.

Участки дороги, содержащие жидкую грязь и воду, рекомендуется проезжать, предварительно разогнавшись и не останавливаясь (это позволит избежать забуксовывания).

Если вы завязли в грязи, не давайте большие обороты двигателю — это бесполезно. Попробуйте выехать в обратном направлении по своему следу, используя задний ход. Если ничего не получается, придется хоть немного откопать колеса, после чего подложить под них все, что найдете под рукой: доски, коврики из салона, ветки деревьев, кустов и т. п.

Читайте также:  Замена прав через мфц в 2021 году

Пассажиры могут помочь выбраться из грязи, причем не только выталкиванием автомобиля (как раз этот способ известен всем): пусть они сядут на капот (для переднеприводного автомобиля) или на багажник (для заднеприводного автомобиля), что усилит давление на ведущие колеса и улучшит их сцепление с дорогой.

При этом пассажиры должны соблюдать осторожность, чтобы не помять или не поцарапать капот или багажник.

Уменьшите скорость и перейдите на пониженную передачу, чтобы проехать через яму. Въезжайте в нее плавно, и как только в яме окажутся передние колеса — немного увеличьте подачу топлива нажатием педали «газа». Когда в яму въедут задние колеса, скорость нужно сильно увеличить.

Не рекомендуется проезжать выступы и глубокие ямы под прямым углом, иначе колеса вашей машины будут стремиться двигаться вдоль уступа (ямы), в результате чего автомобиль может потерять управление или, как минимум, маневренность. Поэтому проезжайте подобные препятствия под углом примерно в 50–60°.

Если вы движетесь по грунтовой дороге, поверхность которой покрыта гравием с большим количеством камней, то уменьшите скорость движения, поднимите стекла и увеличьте дистанцию до движущегося впереди автомобиля, а также боковой интервал при разъезде с транспортными средствами, которые едут навстречу. Старайтесь не идти на обгон, а также держитесь подальше от крупногабаритных транспортных средств.

Движение по грунтовым дорогам

Движение по грунтовым дорогам

Дорога, не имеющая дорожной одежды, называется грунтовой. Как правило, грунтовые дороги могут обеспечить нормальное движение только в сухой период года. После дождей поверхность грунта становится скользкой, и колеса автомобиля начинают буксовать.

В период дождей на поверхности грунта образуются колеи, которые увеличивают сопротивление движению. Образующийся в них слой грязи еще более затрудняет движение.

При погружении колеса в грунт сопротивление качению слагается из затрат энергии на деформацию грунта, деформацию шины, трения шины о грунт, а также на прилипание грунта к поверхности шины.

Автомобилям, движущимся по грунтовым дорогам, приходится преодолевать труднопроходимые участки, глубокие колеи, ямы, лотки и канавы, вязкий и скользкий грунт, песчаные и заснеженные участки и другие препятствия. Выбор способа преодоления препятствий и неровностей, встречающихся на пути, зависит от их характера.

По возможности, их объезжают. Если же на пути встречаются глубокие колеи, то их пропускают между колесами. Нужно иметь в виду, что грунт на дне такой колеи может быть неуплотненным, разжиженным. На раскисшей грунтовой дороге с накатанной колеей Лучше всего двигаться по колее.

Во всех случаях есть смысл использовать свежие колеи, когда их глубина не вызывает опасения посадить автомобиль на картер ведущего моста. Уплотненный на дне колеи грунт обеспечивает хорошее сцепление колес с дорогой и в то же время, сопротивление качению уменьшается.

Двигаться ДО колее необходимо на передаче, которая исключала бы остановку автомобиля.

Двигаясь через канаву, необходимо следить за тем, чтобы не зацепить за грунт низко расположенными агрегатами или рамой автомобиля. Небольшие канавы проходят накатом при выключенном сцеплении или на одной из низших передач.

Глубокие канавы «форсируют» под прямым углом. Направлять автомобиль под острым углом нельзя, так как большие перекосы могут вызвать повреждение ходовой части.

Чтобы не зацепить задней частью кузова или передним буфером за края канавы, выбирают более пологие въезды и выезды.

На дороге с мягким грунтом очень важно двигаться с равномерной скоростью. Если вдруг выяснилось, что дальше ехать нельзя, то назад следует двигаться только по старой колее. На мокрой, скользкой или глинистой дороге следует избегать накатанной колеи, так как накапливающаяся в ней грязь затрудняет движение автомобиля.

Однако если здесь недавно прошел автомобиль, то следует держаться проложенной им колеи, потому что слой грязи в ней менее глубок. Двигаясь вне колеи, следует предпочесть участки с жидкой грязью: она оказывает меньшее сопротивление, чем густая застывшая грязь.

Труднопроходимые участки с глубокой грязью преодолевают на пониженной передаче и при постоянном числе оборотов двигателя.

Заболоченный участок дороги нужно тщательно разведать, определить, пригоден ли он для движения автомобиля и выбрать соответствующее направление для проезда через него.

По такому участку автомобиль нужно вести возможно быстрее, не останавливаясь, не делая крутых поворотов и не направляя колеса по старой колее. Нельзя допускать буксования колес, так как они будут глубоко зарываться в грунт.

В таком случае необходимо сразу же остановиться и подложить под ведущие колеса хворост, сучья, жерди и т. п.

Песчаные участки сильно затрудняют движение автомобиля. Это обусловлено большой удельной нагрузкой колес на слабо связанный грунт, а следовательно, большим сопротивлением движению, что приводит к уменьшению силы тяги. По песку следует двигаться на низшей передаче, с постоянной скоростью, не допуская остановок, крутых поворотов и переключения передач.

Если имеется след прошедшего автомобиля, то целесообразно использовать его: песок в этом месте несколько уплотнен. Обгон и объезд других автомобилей во время движения по песчаному участку не допускается.

Если же колеса забуксовали, следует расчистить дорожки перед передними и задними колесами автомобиля и плавно тронуться с места на пониженной передаче.

В случае продолжения пробуксовки необходимо использовать средства повышения проходимости, подложив под ведущие колеса бревна, доски, веревочные лестницы, фашины и т. п. Применять цепи противоскольжения при движении по песку недопустимо.

Работая в условиях бездорожья, нужно иметь на автомобиле лопаты, второй домкрат, цепи противоскольжения, трос, топор. На грузовых автомобилях дополнительно следует иметь несколько прочных досок, деревянную вагу, песок, пилу и т. п.

Для повышения проходимости применяют специальные средства: звеньевые траковые цепи, цепные браслеты, противобуксовочные колодки, перекидные мостики, дорожки, маты.

Мелко-звенчатые цепи используются на автомобиле при движении по мягким грунтам, снежной целине, скользкой и обледенелой дороге, а также в горных районах. Гусеничные цепи полезны при движении по очень мягким грунтам, заболоченной местности, снежной целине.

Цепи противоскольжения надевают на колеса автомобилей при подходе к труднопроходимому участку пути, а не тогда, когда автомобиль уже застрял. Двигаться с такими цепями по дорогам с твердым покрытием не допускается, так как это приводит к преждевременному износу шин и покрытия.

При движении по косогору автомобиль надо вести очень медленно, избегая резких толчков и крутых поворотов, иначе он может опрокинуться. Если же автомобиль начал сползать, то руль следует плавно поворачивать в сторону уклона.

Особенности вождения на грунтовой дороге

О том, что в России не дороги, а одни только направления, сказал в своё время ещё Наполеон. Тем не менее, то и дело возникает необходимость свернуть с шоссе на грунтовую дорогу, и вот тут-то и наступает момент истины, ведь вождение по грунтовке требует особых навыков и знаний.

Грунтовой называют ту дорогу, на которой полотно состоит только лишь из естественной почвы и не имеет никаких дополнительных укреплений.

Если дорожное полотно укрепляют песком или гравием, то его принято называть улучшенным.

Однако большинство российских просёлочных дорог состоят исключительно из глины и чернозёма, которые очень легко превращаются в банальную грязь, поэтому и ориентироваться мы будем именно на неё.

«Поведение» грунтовой дороги неоднозначно и определяется многими факторами, среди которых – состав почвы, климатические особенности, время года и т.д.

Если жарким и сухим летом движение по грунтовке не вызывает особых проблем, кроме, разве что, заметного снижения видимости от пыли, то совсем другое дело осенне-весенняя распутица, когда езда становится похожей на популярную в восточных странах борьбу в жидкой и вязкой грязи.

В этой статье мы остановимся на наиболее сложных моментах, с которыми может столкнуться водитель  на грунтовой дороге.

Песок и распутица

На грунтовках нередко встречаются участки с глубоким песком, которые представляют собой серьёзную опасность. От вращения колёс сухой песок рассыпается и не даёт автомобилю двигаться вперёд. Влажный песок более плотный и держит машину гораздо лучше. Однако продолжаться это будет не очень долго: колёса стоящего на месте автомобиля может просто-напросто засосать.

На мокрой грунтовой дороге в первую очередь начинаются проблемы с колёсами: земля или глина налипают на покрышки, забивают протекторы, сводя к минимуму сцепление автомобиля с дорожным полотном. Если поддать газу, ведущие колёса начинают буксовать и скользить, и нередки случаи, когда автомобиль потихоньку сползает в кювет.

Что же в этих случаях можно предпринять?

Читайте также:  Прекращение регистрации (снятие с учета)

Если на дороге есть колея, лучше будет ехать прямо по ней, поскольку покрытие в этих местах более плотное. Но если колея слишком глубокая, то постарайтесь реально оценить дорожный просвет Вашего автомобиля, дабы не сесть на пузо.

Если Вы видите перед собой особенно сложный участок, лучше будет не пытаться его штурмовать, а поискать поблизости палки, ветки, доски, камни, которые Вы сможете подложить под колёса.

Длительное буксование вряд ли поможет Вашему автомобилю выбраться на сушу, и всё, чего Вы сможете добиться таким образом – это перерасход топлива. Правильным будет высадить пассажиров, что облегчит автомобиль, или пересадить их так, чтобы нагрузка на колёса распределилась равномерно.

Но лучше всего будет доводить дело до крайностей, а попытаться предупредить ситуацию и захватить с собой в дорогу цепи противоскольжения.

Мокрая грунтовка не прощает скачков в тяге: она должна быть равномерной и непрерывной.

При движении нужно стараться направлять автомобиль по участкам, которые размокли не так сильно, а если это невозможно, то пытаться пройти самые мокрые и мягкие участки с разгона.

Помните, что потеря скорости является одной из главных причин застревания автомобиля на труднопроходимом участке. Непрерывность крутящего момента, необходимую для прохождения сложных участков, можно обеспечить своевременным переходом на более низкую передачу.

Если Вы с этим опоздаете, потеря скорости и связанные с этим проблемы Вам обеспечены.

Коварные лужи

Незнакомая лужа, наверно, наиболее коварное и аварийно-опасное препятствие на грунтовке. Под мирной лужицей небольшой площади может скрываться глубокая яма,  камень и любые другие неприятные сюрпризы. Поэтому лужу, особенно незнакомую, лучше всего объехать, а если такой возможности нет, то при помощи любой палки исследовать её на предмет глубины и прочих уже упомянутых неожиданностей.

Подъёмы и спуски

Подъём на влажном грунтовом дорожном покрытии возможно преодолеть, если двигаться не только не останавливаясь, но даже не переключая передачи. Если всё же это сделать необходимо, производите манипуляции максимально быстро во избежание потери скорости.

Движение с горы вниз производится на пониженной передаче и предусматривает торможение двигателем.

С рулём при этом нужно обращаться очень осторожно, поскольку уменьшенная нагрузка на задние колёса делает автомобиль весьма неустойчивым.

Категорически запрещено глушить на спуске двигатель или отключать сцепление, поскольку это лишит Вас возможности провести в случае необходимости экстренный манёвр.

Если Вы застряли…

Если, несмотря на все предосторожности, Вам не повезло и Ваш автомобиль застрял, попробуйте его вызволить путём раскачки, совершая плавные рывки. В этом случае не стоит щадить пассажиров: самое время задействовать их потенциал. Если же и это не помогло – постарайтесь устроить для автомобиля пологий выезд, подложив что-нибудь под колёса, что сможет улучшить сцепление с дорогой.

Удачи Вам, ровных дорог и удовольствия от вождения!

8 приемов безопасного вождения на грунтовке

Как известно, водитель в России должен уметь обруливать ямы и уворачиваться от обруливающих ямы. А некоторые плохие дороги и вовсе стоит объезжать по отличному бездорожью. Эту пару правил нужно помнить в первую очередь, готовясь к поездке по грунтовке. Но есть и другие полезные советы.

Мы уже рассказывали, как правильно ездить по песку. Песчаных грунтовок у нас хватает. Но не меньше и глинистых. Сегодня говорим о них.

Резина — всему голова

Материалы по теме

Вы давно осматривали шины своего автомобиля? А сможете оценить их состояние? Если шины сильно (более чем наполовину) изношены, на грунтовые дороги лучше не съезжать (впрочем, и по асфальтовым стоит передвигаться с осторожностью). Осенью придется часто ездить на дачу? Смените шины на новые — иначе будете проклинать свою скупость, буксуя на ровном месте сразу после съезда с асфальта.

Заодно смените дворники — это уж совсем небольшая трата. Старые щетки будут только размазывать грязь, летящую на стекло с дороги. А для безопасного движения вы должны хорошо видеть, куда едете.

И наконец, обязательно положите в багажник пару высоких резиновых сапог. Рано или поздно они вам пригодятся.

Изношенные шины — плохие помощницы на грунтовых дорогах. Если вам часто приходится ездить по грунтовкам, смените их.

Изношенные шины — плохие помощницы на грунтовых дорогах. Если вам часто приходится ездить по грунтовкам, смените их.

Не спешите!

Даже на знакомой, наезженной грунтовке может появиться глубокая поперечная канава, промытая дождями, поваленное дерево, большой камень, кочка и прочее.

Некоторые грунтовки проходят через лесные массивы, откуда в любой момент может выскочить дикое животное (лось, косуля, кабан) — столкновение влечет малоприятные последствия.

На скользкой грунтовке при экстренном торможении автомобиль может поехать как на салазках. Так что лучше не спешить. Тем более — в темное время суток.

Готовьтесь к поворотам

Помните, что на скользкой дороге автомобиль в любой момент может занести, так что поворачивать нужно плавно, с запасом на возможное скольжение. Если вы все-таки проехали мимо поворота и не можете остановить машину, постарайтесь направить колеса на какую-нибудь кочку, бортик колеи трактора или грузовика. Возможно, для полной остановки хватит и небольшого препятствия.

Вместо того чтобы пробивать свою колею, водитель этой Калины сунулся в чужую, от грузовика. И, конечно, сел.

Вместо того чтобы пробивать свою колею, водитель этой Калины сунулся в чужую, от грузовика. И, конечно, сел.

Колея

Чужая колея плоха тем, что в нее легко попасть, но трудно выбраться, особенно на моноприводной машине с дорожными шинами, протектор которых быстро «замыливается» (забивается глиной).

И, как уже было сказано, в скользкой колее автомобилем сложно управлять, он плохо тормозит, так что если встретится какое-нибудь препятствие, есть риск не остановиться вовремя и повредить машину. Поэтому еще раз — не спешите.

Не получается выехать из колеи с первого раза? Попробуйте выехать враскачку, разработав колесами край колеи.

А иной раз лучше вспомнить Высоцкого и пробить свою колею. Для наименьшего риска новую колею лучше прокладывать по соседству со старой.

Глубокие лужи

Лужи — одна из самых частых проблем на грунтовках. Глубокие следует объезжать даже на знакомой дороге: вы ведь не знаете, что скрывает темная вода, под ней может быть и яма, и камень, и обломок рессоры либо тракторная сцепка.

Если лужу не объехать, стоит промерить глубину длинной палкой, чтобы понять, сможете ли вы проехать, не залив салон. Еще лучше — надеть резиновые сапоги и пройти лужу собственными ногами. Если номера на машине быстросъемные, снимите их и положите в салон — их может «смыть» волной.

Заметите потерю — придется искать в луже или платить за дубликат. Стоит ли создавать себе проблемы?

Большие лужи таят в себе немало опасностей. Прежде чем форсировать, проверьте, что там под водой.

Большие лужи таят в себе немало опасностей. Прежде чем форсировать, проверьте, что там под водой.

Подъемы и спуски

Особенно коварны длинные подъемы и спуски, покрытые глиной. Их следует проезжать всегда ходом, на одной передаче, стараясь поддерживать равную скорость и определенную траекторию движения.

Если автомобиль оборудован ESP, систему стабилизации необходимо выключить заранее — пусть уж лучше колеса буксуют, чем машина потеряет скорость. Если автомобиль с механической коробкой, постарайтесь менять передачи как можно быстрее, не теряя тягу.

Преодолели подъем? На спуске не спешите, тормозите и поворачивайте руль плавно, иначе автомобиль может стащить в кювет, а там и до переворота недалеко.

Засели

Материалы по теме

Видите, что на этой «дороге» можно застрять? Разгрузите автомобиль, высадив пассажиров и дав им в руки часть багажа. Если могут, пусть пройдут несколько метров по опушке, краю поля до надежного участка дороги. Это лучше, чем всем вместе долго вытаскивать машину, барахтаясь в грязи. Пройдите тяжелый участок собственными ногами (в сапогах), а потом штурмуйте его, следуя выбранной траектории и не теряя скорости. Не получается — откатитесь назад, ничего стыдного в этом нет. Также совсем не стыдно держать в багажнике и использовать при необходимости пару колесных цепей, «пауков» или хотя бы браслетов.

Еще перед поездкой по грунтовой дороге в багажник следует положить хотя бы небольшую (саперную) лопату и буксировочный трос (лучше всего — рывковую стропу). Домкрат у вас наверняка всегда с собой.

Еще есть смысл вооружиться парой широких досок — подкладывать под колеса.

А если есть еще свободное место, в багажник имеет смысл кинуть топорик или небольшую бензопилу — срубить или срезать ветку, которую также можно подложить под колесо, распилить то же поваленное дерево.

Чтобы вызволить машину из грязевого плена, нужны смекалка, ловкость, сила и терпение. А чтобы не попасть туда — ум и осторожность. Выбирайте.

Чтобы вызволить машину из грязевого плена, нужны смекалка, ловкость, сила и терпение. А чтобы не попасть туда — ум и осторожность. Выбирайте.

Не жалейте ноги

Всем понятно желание не просто подъехать к дачному участку, но и заехать на него. Однако иногда стоит оставить автомобиль метрах в 50–100 и походить туда-сюда пешком, даже с грузом. Да, придется немного попотеть, но это точно намного лучше, чем тратить часы и нервные клетки на вытаскивание застрявшей машины. Так пота прольется еще больше.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *