Нужны ли права на гироскутер, моноколесо, сегвей?

По состоянию на 2021 год моноколёса, сегвеи и гироскутеры подпадают под определение транспортных средств в ПДД, но тонкость заключается в том, что нет чётких обязанностей и прав передвигающихся на таких устройствах «водителей».

Это ни пешеходы, ни велосипедисты, ни водители мопедов. В то же время, сами устройства удовлетворяют определению механическими транспортных средств и просто транспорта.

Что же говорят ПДД на сегодняшний день по данным видам новшеств, нужно ли получать на них права, регистрировать их где-либо и где можно передвигаться?

Чем считается сегвей, моноколесо и гироскутер по ПДД?

Итак, согласно Правилам, гироскутер, моноколесо и сегвей – это транспортные средства, причём, механические. Об этом говорят непосредственно одноимённые определения терминов в пункте 1.2:

Транспортное средство – устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нём.

Механическое транспортное средство – приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины.

Обратите внимание, дороги по ПДД включают в себя также тротуары и разного рода пешеходные и иные дорожки. А гироскутеры, сегвеи и моноколёса приводятся в движение именно двигателем.

Но тонкость здесь заключается в том, что для того, чтобы считаться транспортом, у этих устройств нет паспорта транспортного средства – это спортинвентарь, такой же как питбайки и подобные.

Но чёткого определения сегвеев, гироскутеров и моноколёс по ПДД на 2021 год нет. Их можно отнести сразу к нескольким видам ТС и в то же время нельзя отнести ни к одному.

Давайте отдельно рассмотрим каждый их этих устройств!

Сегвей

Итак, в контексте ПДД для нас могут быть интересны следующие характеристики сегвеев:

  • у него 2 колеса, что по ПДД приравнивает сегвей к велосипеду или мопеду,
  • у него есть руль,
  • он имеет двигатель (электродвигатель почти всегда).

Вот так он выглядит:

Нужны ли права на гироскутер, моноколесо, сегвей?

Мы уже выяснили, что сегвей подпадает под определение транспортного средства. Теперь обратимся к конкретным их типам в ПДД!

Велосипед – транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере 2 колеса и приводится в движение, как правило, мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности, при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.

Мопед – 2- или 3-колёсное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объёмом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт. К мопедам приравниваются квадрициклы, имеющие аналогичные технические характеристики.

Электромобиль – транспортное средство, приводимое в движение исключительно электрическим двигателем и заряжаемое с помощью внешнего источника электроэнергии.

Что же, под понятие велосипеда сегвей точно не подходит, потому что последний приводится в движение только электродвигателем, а в определении велосипеда же указано, что он, как правило, должен приводиться в движение мышцами человека, а уже как дополнительное оборудование может иметь двигатель.

А вот мопедом сегвей вполне может быть, потому что большинство этих гаджетов подходят по мощности, все они имеют 2 колеса, а скорость редко превышает 50 км/ч. Если мощность выше 4 кВт или скорость выше 50 км/ч, то это уже даже мотоцикл.

Также сегвей подходит под понятие электромобиля.

Гироскутер

Мы не зря первым рассмотрели сегвей. Главное отличие гироскутера от него – это отсутствие руля. Но, как видим, по определениям ПДД нет разделения транспортных средств на те, что с рулевым колесом и те, что без него. Поэтому для гироскутера подходят все те же определения, что и для сегвея.

Нужны ли права на гироскутер, моноколесо, сегвей?

Моноколесо

А вот с моноколесом всё немного сложнее. Он также не может быть велосипедом, так как, помимо прочего, у него всего одно колесо. Мопедом моноколесо не является по той же причине. А вот под определение электромобиля подходит.

Нужны ли права на гироскутер, моноколесо, сегвей?

Как видим, ПДД 2021 года требуют серьёзной доработки, потому что по букве этого подзаконного акта такие устройства могут быть полноценными механическими транспортными средствами, а для них нужны права соответствующей категории, и есть свои обязанности.

Как на практике?

А вот практика безжалостна к логике ПДД. Несмотря на то, что последний нормативный акт более или менее определяет гироскутеры, моноколёса и сегвеи под определённые типы ТС, у ГИБДД на этот счёт своё мнение, идущее в абсурдный разрез с Правилами.

Итак, по ПДД все эти устройства ГИБДД приравнивают к пешеходам. Взглянем на официальную трактовку этого понятия:

Пешеход – лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу.

К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.

Как можно заметить, здесь есть главное «но» – если всё это является транспортными средствами, то пешеходом их водитель никак являться не может, потому что для этого он должен находиться вне ТС, а у сегвеев, гироскутеров и моноколёс водитель находится на них.

Нужны ли права на гироскутер, моноколесо, сегвей?

Кроме того, в данном контексте сотрудники ГИБДД приравнивают устройства к роликовым конькам, самокатам, но важное отличие заключается в наличии у последних двигателя. Впрочем, и логика понятна – но логика обывателя, а не буквы закона.

Ниже приводим цитату ответа исполняющего обязанности главного инспектора Бугаева в отношении данного вопроса при подаче инициатора предложения по введению изменений в ПДД в связи с появлением новых видов транспорта:

ГУОБДД МВД России в пределах компетенции рассмотрено Ваше обращение по вопросу внесения изменений в Правила дорожного движения Российской Федерации с целью регламентации движения лиц, передвигающихся с помощью сегвеев, гироскутеров, моноколёс, электрических самокатов.

С точки зрения Правил лица, использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства (по совокупности эксплуатационных и технических характеристик к ним могут быть отнесены, в частности, сегвеи, гироскутеры, моноколеса, электрические самокаты) являются пешеходами, в связи с чем они обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним соответствующие требования.

Таким образом, если Вас инспектор ДПС остановит на гироскутере, сегвее или моноколесе, то для него Вы будете пешеходом. Следовательно, и все Правила относящиеся к пешеходам Вы обязаны знать и соблюдать. Среди таких обязанностей такие:

  1. Вам запрещено передвигаться по дороге, только по обочине или краю проезжей части при отсутствии пешеходных дорожек, тротуаров и прочих,
  2. при переходе переезде дороги на гироскутере, моноколесе или сегвее Вам не обязательно спешиваться, так как Вы уже пешеход.

Нужны ли права?

Нет. Так как на практике инспекторы приравнивают водителей этих устройств к пешеходам, то ни право управления, ни водительское удостоверение, ни страховка ОСАГО такой категории участников дорожного движения не нужна.

Какие штрафы для лиц на сегвее, гироскутере и моноколесе?

Согласно сложившейся практике считать таких лиц пешеходами, штрафы на них налагаются всего по двум статьям КоаП:

  • часть 1 статьи 12.29 предусматривает штраф для «водителя» гироскутера, сегвея или моноколеса 500 рублей за любое нарушение им ПДД,
  • если таким нарушением лицо создало помеху другим участникам движения, то оно может быть привлечено по ч.1 ст. 12.30 КоАП со штрафом 1 000 рублей,
  • если таким нарушением лицо причинило вред здоровью третьих лиц, то штраф вырастает до 1 000-1 500 рублей по части 2 той же статьи.

Более никаких других мер обеспечения и наказания по административному праву «водителям» таких устройств применено быть не может – ни эвакуации на штрафстоянку, ни лишения водительских прав (при их наличии).

Нужны ли права на гироскутер, моноколесо, сегвей?

Включат ли сегвеи, гироскутеры и моноколёса в ПДД в будущем?

Такие инициативы уже поступали в правительство России, и не раз. Вид транспорта новый, и подпадает под целый ряд определений в ПДД, поэтому требует срочных изменений, потому что, как мы выяснили выше, и под определение пешеходов формально водитель ни гироскутера, ни моноколекса, ни сегвея не подпадает, просто сотрудникам ГИБДД на практике так удобнее.

Но попытки продвинуть изменения в ПДД в отношении этих гаджетов были:

  • ещё в начале 2017 года один из депутатов предложил ввести права для гироскутеров, сегвеев и моноколёс, а также обязать их приобретать полис ОСАГО и даже регистрировать гаджеты в ГИБДД и получать номера; в ответ ГАИ ответили отказом и продолжили считать таких лиц пешеходами,
  • другой инициатор потребовал проработать ПДД для этой категории транспорта в целях снижения аварийности; результат налицо – Правила не изменились в этом отношении до сих пор.

Права на гироскутер и электросамокат, Пдд для электротранспорта

Последнее обновление: 05.02.2021

В 2021 году можно все чаще встретить гироскутер или электросамокат на дороге. Водители данных гаджетов практически не несут ответственности и не облагаются штрафами за вождение без прав. Из-за этого участились случаи ДТП по вине владельцев электротранспорта. Поэтому Министерство транспорта России более подробно рассматривает необходимость введения ПДД для двухколесной электрической техники.

Электросамокат – транспортное ли это средство

На 2021 год в ПДД РФ нет точного определения понятия «электрический самокат». Поэтому его одновременно рассматривают как велосипед, который приводится в движение ногами, мопед, имеющий мотор, или как пешехода, передвигающегося при помощи девайса.

Читайте также:  Новые билеты гибдд со 2 января 2020 года

Обратите внимание! С целью применения санкций в Кодексе РФ об административных правонарушениях дано определение. Электросамокат – это транспортное средство, которое имеет двигатель мощностью не менее 4 кВт и максимально разгоняется до 50 км/ч.

Электросамокат редко оснащен мощным двигателем, чтобы попадать под статью 12.1 КоАП. Поэтому данный гаджет приравнивается к обычному самокату, а владелец техники остается пешеходом. В случае столкновений водитель такого транспорта несет ответственность за иных лиц, которые принимали участие в дорожном движении.

Нужны ли права на электросамокат

Двухколесная и трехколесная техника с электрической тягой делится на транспорт с двигателем до 250 Вт и до 4000 Вт. Если гаджет оснащен слабым мотором, на него не требуются права. Человек на электросамокате по ПДД приравнивается к пешеходу, движущемуся на своих двух ногах, инвалидной коляске или велосипеде.

Нужны ли права на гироскутер, моноколесо, сегвей?

Однако если техника оснащена мощным двигателем, который развивает скорость до 50 км/ч и выше, транспорт рассматривают как мопед. Чтобы ездить на электросамокате, человеку требуется получить права категории М. Если сотрудники ГИБДД остановят водителя, они вправе потребовать документы. При их отсутствии нарушителю ПДД назначают наказание в виде денежного штрафа и лишения транспорта.

Почему движение на электросамокатах не регулируется

Депутаты Мосгордумы обеспокоены положением водителей на транспорте с электротягой. Участились случаи ДТП, которые влекут за собой инвалидность или смерть человека, столкнувшегося с электросамокатом, сегвеем, гироскутером.

Однако в МВД РФ объясняют, что сложности регулирования движения данной техники в том, что она нигде не регистрируется и не имеет серийных номеров. Также на рынке гаджетов постоянно появляются новые, более мощные и маневренные модели.

Это интересно! В некоторых городах других стран движение на электросамокате и иных видах электротранспорта четко регулируется законодательством. В Барселоне запрещено ездить на гаджетах по тротуарам и разгоняться свыше 20 км/ч.

Подобное ограничение распространилось на Мадрид. В Сан-Франциско нельзя сдавать технику напрокат. В Германии требуется разрешение на все средства передвижения, которые развивают скорость более 6 км/ч.

Данные изменения начали вводить в ПДД после аварий, повлекших за собой смерть.

На какие модели электротранспорта нужно водительское удостоверение

Перед началом эксплуатации альтернативного транспорта, который не требует использование горючего, необходимо ознакомиться с прописанными правилами ПДД. Большинство разновидностей электротранспорта не способны разгоняться более 25 км/ч, поэтому не опасны для участников движения. По закону водительское удостоверение обязаны иметь только владельцы следующей техники:

  • электроскутер;
  • электровелосипед и электросамокат мощностью выше 250 Вт.

Нужны ли права на гироскутер, моноколесо, сегвей?

В Министерстве транспорта России ведутся споры, нужны ли права на электросамокат в 2021 году. Поэтому владельцам данной техники рекомендуется внимательно следить за новостями и изменениями в КоАП.

Внимание! Для лиц, достигших 18 лет и имеющих права на вождение автомобиля, открывать категорию М не нужно.

Можно ли управлять электротранспортом без прав, не выезжая на проезжую часть

Управление мощным электротранспортом требует наличие прав. Но пока водитель не выехал на проезжую часть общественного пользования, его нельзя считать участником дорожного движения. Поэтому некоторые обладатели мощных электросамокатов не спешат открывать категорию М. Однако такое нарушение может быть замечено сотрудником ГИБДД. Владельцу техники предъявят штраф и заберут гаджет.

Санкции за управление электросамокатом без прав

Сотрудники ГИБДД в редких случаях останавливают водителей электросамоката. Это связано с тем, что в 2021 году мало автошкол, которые имеют необходимое количество специалистов и площадок для обучения езды на подобном транспорте. Для передвижения по дорогам и тротуарам достаточно предъявить водительские права категории В.

Важно! Чтобы не попасть в аварию и не получить санкции за вождение электросамокатом, рекомендуется придерживаться правил, прописанных велосипедистам. По дороге можно двигаться в крайнем правом ряду.

Если же водителя без прав остановили на дороге общественного пользования, сотрудник ГИБДД имеет право ввести санкции.

В наказании предусматривается денежный штраф на 5000-15000 рублей и отправление транспортного средства на штрафстоянку.

Получить обратно конфискованный гаджет человек сможет только после предъявления прав категории М. В случае остановки несовершеннолетнего нормативные взыскания налагаются на его родителей.

Опасность гироскутеров

Большинство гироскутеров оснащены двигателями низкой мощности, которые развивают до 25 км/ч. Но владельцы гаджетов снимают программные ограничения скорости, что позволяет ездить на них наравне с мопедами.

Транспортное средство становится опасным для жизни и здоровья пешеходов. Спортивный девайс не имеет никакой защиты для водителя.

Поэтому при столкновении с другим участником движения увеличиваются шансы травматизации обеих сторон.

Нужны ли права на гироскутер, моноколесо, сегвей?

Часто в ДТП попадают дети, которые невнимательны на дорогах или тротуарах, и нетрезвые водители. Человеку на электрическом транспортном средстве в состоянии алкогольного опьянения предъявят штраф до 30000 руб. У нарушителя правил гироскутер конфискуют и лишат всех открытых категорий.

Нужны ли права на гироскутер

Если во время езды на гироскутере человек способен развивать скорость свыше 50 км/ч, то владельцу средства необходимо получить права категории М.

Также водителю нельзя передвигаться по тротуарам и дорожкам, пешеходным переходам. Менее мощные модели разрешены в использовании даже детьми 10-12 лет.

Главная задача родителей –обезопасить ребенка должной защитой (наколенники, шлем) от травмирования во время падений.

Сотрудники ГИБДД редко обращают внимание на участников движения на электротранспорте. Водителям гаджетов главное – соблюдать меры безопасности, не разгоняться до высокой скорости, не управлять гироскутером в пьяном виде.

Детей младше 10 лет нельзя оставлять без присмотра и отпускать кататься на дальние расстояния, где присутствует большое количество проезжих дорог.

Катание ребенка в дошкольном возрасте должно проходить только при поддержке взрослого.

Где и с какого возраста можно получить права

Поскольку права на гироскутер или электросамокат необходимы владельцам электротранспорта, который разгоняется до 50 км/ч и приравниваются к мопеду, следует открыть категорию М.

Обучение практике и теории проходит в автошколе со специалистами и местом для езды на технике с объемом двигателя до 50 куб. см.

В школу принимаются дети с 16 лет, в младшем возрасте ученика не допустят к сдаче экзамена в ГАИ.

Важно! Для получения прав придется пройти трехмесячное обучение. В автошколу не принимаются лица, состоящие на учете у нарколога или психиатра, люди с плохим зрением.

Пдд для электротранспорта

В конце лета 2019 года Министерство транспорта России разработало новые правила движения для владельцев электросамоката или скутера. Также под категорию электротранспорта попадают сегвеи, моноколеса, электробайки. В будущем ПДД, относящиеся к мопедам, распространятся и на современные гаджеты.

Водителям нельзя будет передвигаться по тротуарам, пешеходному переходу. Запрещается брать с собой груз, который выступает на 50 см дальше от границ транспорта. Перевозка багажа, детей и других людей мешает управлению гаджета, что приведет к травмированию участников движения.

Согласно действующему законодательству водители электротранспорта все еще приравниваются к пешеходам. Поэтому правила для электросамоката или гироскутера одинаковы. На технике стоит передвигаться только по тротуару, не мешая другим участникам движения. О необходимости специальной экипировки и защитных средств в КоАП не сказано.

Электросамокат или гироскутер не являются транспортным средством. Поэтому водителям гаджетов следует придерживаться правил дорожного движения, прописанных пешеходу. Сотрудники ГИБДД имеют право остановить и предоставить штрафные санкции лицам в алкогольном опьянении или тем, кто катается на технике с мощным двигателем (более 250 Вт).

Заказать бесплатную консультацию юриста

Сегвеи, гироскутеры, электросамокаты и моноколёса какой статус в ПДД

Сигвеи, гироскутеры и моноколеса стали распространятся по России совсем недавно, а сейчас на улицах больших городов уже нередко встречаются люди, которые используют эти устройства, как полноценное средство передвижения.

На своих «миниэлектромобилях» они ездят как по тротуарам, так и по проезжей части, иногда даже создавая аварийную обстановку или опасность для водителей или пешеходов.

Однако до сих пор не ясно, какой же статус по ПДД имеют сигвеи и прочие современные электрические устройства передвижения.

Нужны ли права на гироскутер, моноколесо, сегвей?

Чтобы понять, чем данные устройства считаются с точки зрения ПДД, нужно обратиться к пункту 1.2 Правил. Именно в нем даны определения всем понятиям и терминам автодорожного права.

Согласно данному пункту сигвеи, гироскутеры и моноколеса являются транспортными средствами, так как они предназначены для перевозки людей. Более того, они приводятся в движение не за счет мускульной силы, а за счет энергии двигателя, значит являются механическими ТС.

Однако ни сигвеи, ни гироскутеры, ни другие подобные электрические устройства не имеют ПТС. А в ПДД нет четкой категории для этих транспортных средств. Их можно отнести как к спортивному инвентарю, так и к некоторым транспортным средствам.

Чтобы установить категорию ТС, нужно выделить значимые для классификации характеристики сигвеев и гироскутеров: они имеют 2 колеса и приводятся в движение электродвигателем небольшой мощности. Согласно приведенным параметрам, данные устройства близки к категориям велосипедов, мопедов и электромобилей.

По определению велосипеда, он должен иметь от 2 колес и может иметь электродвигатель мощностью до 250 Вт в режиме постоянной нагрузки. Несмотря на то, что конструктивно сигвеи и гироскутеры сильно отличаются от велосипедов, по обеим характеристикам они подходят под эту категорию.

Читайте также:  Приложение 2. перечень сведений, указываемых в выписке электронного паспорта самоходной машины и других видов техники

Мопедом сигвеи и гироскутеры признаваться не могут, так как пиковая мощность их двигателя обычно находится на уровне 350-450 Вт. В таком случае, в режиме постоянной нагрузки такие двигатели однозначно не будут дотягивать до параметра 250-4000 Вт, определяющего принадлежность к мопедам. Однако очень мощные модели сигвеев могут технически подойти под эту категорию.

Ну и последний возможный вариант – электромобиль. Определение этого термина самое расплывчатое, так как электромобилем признается любое ТС, приводимое в движение исключительно электродвигателем.

То есть теоретически водители сигвеев или гироскутеров могут быть признаны водителями электромобилей.

На практике же никто не будет рассматривать эти устройства как электромобили из-за их незначительных скоростных показателей и веса.

Моноколеса довольно близки к гироскутерам, однако имеют существеннее отличие: количество колес. Из-за несоответствия данного критерия моноколесо не может приравняться к велосипеду, который должен иметь, как минимум, 2 колеса. В таком случае моноколесо можно отнести только к одной категории – электромобилям, как бы абсурдно это не звучало.

А вот на практике сигвеи и прочие подобные электрические устройства передвижения приравниваются к конькам и самокатам, несмотря на наличие двигателя.

Ключевым фактором в определении категории транспорта ГИБДД считает не технические, а эксплуатационные характеристики. Стоит заметить, что в ПДД нет определения понятиям коньки и самокаты, но они встречаются при объяснении термина «пешеход».

Согласно этому определению, все лица использующие роликовые коньки или самокаты признаются пешеходами.

Следовательно, если сотрудник ГИБДД остановит человека на гироскутере или сигвее, то будет относится к нему, как к пешеходу.

Из этого вытекает необходимость соблюдать следующие правило: передвигаться на таком устройстве по проезжей части нельзя. Ехать нужно по тротуару, а в случае его отсутствия по обочине или краю дороги.

Зато владельцы сигвеев, гироскутеров и моноколес, в отличие от велосипедистов, могут не сходить со своих устройств на пешеходном переходе.

Так как лица, передвигающиеся на моноколесах, сигвеях и т.д. являются пешеходами, то и никаких прав для управления ими получать не нужно. Более того, владельцам этих устройств вообще не требуется иметь с собой никаких документов на них, в том числе каких-либо подтверждений технических характеристик.

Как уже было установлено выше, владельцы подобных электронных устройств являются пешеходами. Соответственно, и санкции на них накладываются, как на пешеходов, например, следующие штрафы:

  • 500р (или письменное предупреждение) за любое нарушение ПДД (ст. 12.29);
  • 1000р за нарушение, создавшее проблемы в движении ТС (ст. 12.30);
  • 1000-1500р за нарушение, причинившее легкий или средний ущерб здоровью другого лица (также ст. 12.30).

Нужны ли права на гироскутер, моноколесо, сегвей?

Создать законы, регулирующие движение электросамокатов, сигвеев и подобных средств передвижения, уже пытались Московская городская Дума и Общественная палата РФ. Помимо этого, на данную проблему публично обращал внимания и Игорь Шувалов еще в 2017 году.

Однако конкретные шаги были сделаны лишь в 2019: Министерство транспорта предложило ввести новое понятие «Средства индивидуальной мобильности», включающее в себя как стандартный личный транспорт (по типу самокатов или скейтбордов), так и их электрические версии (сюда и нужно отнести сигвеи, гироскутеры и моноколеса).

Проект федерального закона, вносящего правки в ПДД, уже выложен на Федеральном портале.

Существенных изменений он не внесет. Управляющие сигвеями, моноколесами и т. д. также будут считаться пешеходами, однако у них появятся новые обязанности:

  1. Люди, использующие СИМ, должны будут передвигаться по велосипедной дорожке при ее наличии.
  2. Скорость движения в любом случае не должна превышать 20 км/ч.
  3. Также отдельно оговаривается запрет на езду на СИМ, оборудованных системой стабилизации (гироскутеры, моноколеса и сигвеи), по проезжей части, предназначенной для движения автомобилей.
  4. И последнее существенное нововведение: лица, использующие СИМ, должны будут пропускать обычных пешеходов.

На данный момент конкретного статуса или категории по ПДД сигвеи, гироскутеры и моноколеса не имеют.

По техническим характеристикам они ближе всего к велосипедам, однако на практике сотрудники ГИБДД считают их владельцев пешеходами.

Ситуация может измениться при вступлении в силу законопроекта о средствах индивидуальной мобильности, который исправит недочеты ПДД, определит правовой статус этих устройств и урегулирует их движение в общественных местах.

Электро самокаты, сигвеи, гироскутеры и моноколеса: значение в ПДД в 2021 году

Нужны ли права на гироскутер, моноколесо, сегвей?

Сегвеи, гироскутеры и моноколеса по состоянию законодательства на 2021 год являются транспортными средствами. Однако обязанности водителей таких агрегатов вызывают немало вопросов. В правилах нет четкого регламента поведения собственников таких средств передвижения. Также не понято: являются эти участники движения пешеходами или все же водителями. Необходимо изучить Правила и ознакомиться с особенностями эксплуатации указанных агрегатов, чтобы не допустить нарушений в использовании.

Нужны ли права на гироскутер, моноколесо, сегвей?

Действующие правила дорожного движения предполагают, что сегвеи, гироскутеры и моноколеса являются механическими транспортными средствами. Данное утверждение подтверждается положением 1.2, в котором зафиксированы определения:

  • ТС согласно ПДД представляет собой особое устройство для транспортировки водителя и пассажиров, различных предметов и оборудования.
  • Механическое ТС — это агрегат, приводимый в действие с помощью мотора. К данному определению относятся также трактора и все остальные самоходные ТС.

Учитывая, что Правила определяют тротуары и пешеходные дорожки полноправными элементами дороги, сегвеи, моноколеса и гироскутеры можно было бы считать транспортными средствами за счет присутствия в устройстве двигателя. Однако существует один нюанс.

На текущий момент на обсуждаемые виды средств передвижения не нужно получать ПТС. Следовательно, такая техника официально не попадает в категорию полноправных транспортных средств. Сегвеи, гироскутеры и моноколеса можно считать только спортивным инвентарем наравне с питбайками.

Действительные на 2021 год правила не содержат в себе информации о том, чем именно являются моноколеса, гироскутеры и сегвеи. Остается самостоятельно «додумывать» что это такое, подгоняя особенности техники под зафиксированные в ПДД определения.

Среди особенностей этого агрегата можно выделить наличие двух колес, рулевого механизма и двигателя (чаще всего – электродвигателя).

Схожие характеристики можно отметить у следующих видов средств передвижения:

  1. Велосипед. Считается транспортным средством с двумя колесами, которое приводится в движение благодаря усилиям человеческих мышц. Человек использует для управления педали и рулевой механизм. Велосипеды могут иметь электрический двигатель с мощностью до 0,25 кВт, который самостоятельно выключается при скорости более 25 км/ч. Стоит заметить, что инвалидные кресла имеют аналогичные характеристики, но не попадают в данную категорию.
  2. Мопед. Представляет собой механическое ТС с двумя или тремя колесами. Максимальная скорость данного средства передвижения не может превышать 50 км/ч. При этом показатель мощности не должен превышать 50 кубических сантиметров. Допустимо наличие электродвигателя с мощностью менее 4 кВт, но более 0,25 кВт. В данную категорию попадают и квадрициклы со схожими показателями.
  3. Электромобиль. Считается транспортным средством с электрическим двигателем. Заряд такой техники производится за счет внешнего источника питания.

Исходя из данных определений, можно судить о принадлежности сегвея к какому-либо понятию. Сегвей не может относиться к велосипедам, так как определение подчеркивает, что данные средства передвижения преимущественно приводятся в движение человеческими усилиями. Двигатель в этой категории является скорее исключением из правил.

Сегвей больше относится к мопедам из-за аналогичных характеристик мощности, количества колес и показателя максимальной скорости. Хотя определение электромобиля также полностью описывает особенности данного агрегата.

Гироскутер отличается от сегвея только отсутствием в конструкции руля. Однако данным устройством, конечно, можно управлять. Так как Правила дорожного движения не содержат деления транспортных средств на ТС с рулем и без него, определение гироскутера не будет отличаться от определения сегвея.

Главная особенность этого средства передвижения заключается в наличии только одного колеса. Следовательно, это уже не велосипед и не мопед. Моноколесо подходит только под определение электромобиля.

Из всего перечисленного можно сделать справедливый вывод о том, что ПДД необходимо доработать в связи с появлением новой техники. Характеристики новых средств передвижения порой позволяют отнести их к полноценным транспортным средствам. В последнее время это нередко приводит к путанице.

Практика заметно отличается от теоретической части вопроса. Хотя данную технику вполне можно отнести к ТС, сотрудники Госавтоинспекции приравнивают владельцев гироскутеров и прочих схожих агрегатов к пешеходам. Такую логику можно считать довольно странной, учитывая определения понятия «пешеход».

ПДД определяет пешехода как гражданина, который передвигается по отведенной зоне дороги вне транспортного средства.

Пешеходами являются:

  • взрослые с колясками для детей;
  • лица на необорудованных двигателем инвалидных колясках;
  • граждане, ведущие двухколесный транспорт;
  • лица, передвигающиеся на роликах, самокатах и иных аналогичных средствах;
  • граждане, везущие сани или тянущие тележку.

При всем желании отнести граждан на гироскутерах, сегвеях и моноколесах к пешеходам нельзя. Правила четко регламентируют, что пешеходы передвигаются вне ТС. Владельцы обсуждаемой техники передвигаются именно НА ней.

Порой инспекторы приравнивают гироскутеры, сегвеи и моноколеса к самокатам или роликовым конькам. Это противоречит закону, так как эти средства передвижения отличаются наличием двигателя. Однако такая логика защищена мнением сотрудника Бугаева, который ответил на предложение о внесении новых средств передвижения в Правила дорожного движения.

Читайте также:  Раздел автомобиля при разводе

Уполномоченный гражданин – представитель ГУОБДД МВД РФ – официально заявил, что лица, которые передвигаются с помощью сегвеев, гироскутеров, моноколес и электрических самокатов, являются пешеходами. Это предполагает выполнение данными участниками требований,  предъявляемых пешеходам.

Следовательно, пользователи такой техники должны помнить о следующих правилах:

  • На обсуждаемых средствах передвижения запрещено находится на проезжей части. Допускается только движение по обочине или у края ПЧ (если вблизи отсутствуют зоны для пеших граждан).
  • Сходить со средства передвижения при пересечении перекрестков не обязательно. Вне зависимости от положения лица относительно агрегата, гражданин будет расценен как пешеход.

В некотором смысле последнее правило даже облегчает передвижение лиц на сегвеях, моноколесах и гироскутерах, так как им не придется совершать лишних движений на пешеходных переходах.

Водители таких средств приравниваются к пешеходам — им не нужны права. Также нет необходимости в оформлении страховки.

Как пешеходы собственники маломощных средств передвижения могут быть привлечены к административной ответственности по двум статьям:

  • Согласно части первой статьи 12.29 участник движения получит штраф 500 рублей за совершение любого проступка на дороге.
  • Часть первая статьи 12.30 регламентирует, что лицо будет привлечено к материальному взысканию в размере тысячи рублей за создание помех участникам движения.
  • Часть вторая статьи 12.30 обязывает гражданина внести штраф в размере от 1 до 1,5 тысяч рублей за причинение вреда здоровью посторонним лицам.

Кроме указанных мер воздействия к собственникам новой техники не могут быть применены другие наказания.

Требования о внесении поправок неоднократно поступали в правительство с целью предотвращения несчастных случаев на дороге. Многие понимают необходимость срочной идентификации новых видов транспортных средств, чтобы четко и точно определить статус собственников гироскутеров, сегвеев и моноколес.

Пока что были приняты две попытки внесения нововведений:

  1. В 2017 году депутат озвучил идею об обязательной регистрации обсуждаемого транспорта, а также оформлении владельцами полисов страхования. Было также отмечено предложение ввести права на данный транспорт. Однако Госавтоинспекция предложение отклонила.
  2. Второй инициатор настоял на проработке действующих Правил с учетом новых видов средств передвижения.

Не трудно догадаться, что никаких изменений не последовало. Водители гироскутеров, моноколес и сегвеев все так же считаются пешеходами и имеют соответствующие данному статусу обязанности.

Нужны ли права на гироскутер в России

Ставший популярным электротранспорт называют по-разному: сигвей, гироскутер и т.д. Они могут отличаться по конструкции, но схожи в одном – передвигаться на них может лишь один человек. Поэтому многие воспринимают их как несерьезные средства, допустимые даже для детей. Из-за этого возникает вопрос: какие права нужны на гироскутер, и что представляет собой этот транспорт с позиции ПДД. 

Что такое гироскутер

Это транспортное средство, не оснащенное рулем, имеющее два колеса. Для поездки на нем требуется обеспечивать движение за счет переноса массы тела.  Средство обладает электродвигателем и датчиками, поддерживающими равновесие автоматически. Поэтому управление им происходит настолько легко, что этим занимаются даже дети.

Стоимость гироскутера примерно аналогична расценкам на качественные велосипеды. Предназначен данный электротранспорт для ускоренного передвижения в городских условиях. Запас хода, как правило, составляет до 30 километров. Двигаются эти устройства со скоростью около 10 километров в час.

Определение с точки зрения ПДД

Как следует из ПДД, транспортное средство, оснащенное двумя колесами и приводимое в движение управляющим лицом при помощи мускульной силы, в том числе имеющее электродвигатель не мощнее 0,25 кВт и предельную скорость до 25 км/ч, является велосипедом. В качестве исключения, не подпадающего под данное определение, указаны инвалидные коляски.

Если мощность электродвигателя находится в пределах 2,25-4 кВт, а предельная скорость передвижения составляет 25-50 км/ч, то транспортная единица представляет собой мопед.

Таким образом, большинство гироскутеров – это велосипеды, с точки зрения дорожных правил. Однако при их продаже, особенно через интернет, мощность двигателя не указывается. Поэтому нередки ситуации, когда после покупки выясняется, что гироскутер технически является мопедом.  

Нужны ли права на это средство

Нужны ли права на гироскутер с учетом изложенного? Если он является мопедом, исходя из характеристики двигателя, для его управления необходимо наличие водительского удостоверения, как минимум категории М.

Многие обладатели гироскутеров не знают об этом. За управление этим средством при отсутствии прав может быть наложен штраф в сумме от 5 до 15 тысяч рублей.

В случае, если гироскутером управляет ребенок, родители могут быть оштрафованы на 30 тысяч рублей.     

На сегодняшний день сотрудники ГИБДД массово не проверяют, имеются ли у участников движения права на гироскутер. Но это вопрос времени, поскольку электротранспорт встречается на улицах все чаще.

Также читайте: Нужны ли права на электросамокат в России

На что еще нужно обратить внимание

  • Если гироскутер относится к категории мопедов, при управлении им следует соблюдать ПДД, предназначенные для данного вида транспортных средств.

Это означает, что передвигаться можно только по проезжей части, в оговоренных ситуациях – по обочинам дорог. Движение по велосипедным дорожкам и тротуарам запрещается.

  • Это касается всех модификаций гироскутеров, двигатель которых имеет мощность свыше 0,25 кВт.

При покупке транспортной единицы с меньшим значением, потребуется соблюдать требования ПДД, разработанные для велосипедистов. В данном случае права на гироскутер в России не требуются.

  • Самая значительная проблема, связанная с электротранспортом, состоит в том, что при покупке большинство людей не подозревают о том, что фактически приобретают электрический мопед (и, соответственно, не знают о необходимом наличии водительского удостоверения для его использования).

Но даже в том случае, если покупатель предупрежден, он должен помнить, что передвигаться ему разрешено только по проезжей части. Такое движение может быть довольно опасным, особенно при отсутствии значительного опыта управления гироскутером.  К сожалению, большинство продавцов умалчивают о данном факте.

Чтобы избежать неприятной ситуации, следует изучить все характеристики гироскутера перед приобретением.

Желательно выбрать средство с менее мощным двигателем, чтобы при передвижении быть приравненным к велосипедистам. Этого будет достаточно, поскольку при поездке по тротуарам и пешеходным зонам вряд ли получится разгоняться сильнее 15 км/ч.

  • 2019-09-29 11:36:20
  • 0
  • 1008

Госавтоиспекция Красногвардейского района разъясняет, нужны ли права на гироскутер, моноколесо и сигвей

Инпсекторы ГИБДД Красногвардейского района информируют, чем же является сигвей, гироскутер и моноколесо с точки зрения ПДД РФ, и нужны ли водительские удостоверения их владельцам.

Сигвей – двухколесное транспортное средство, для управления которым используется руль, похожий на велосипедный. Гироскутер – двухколесное транспортное средство, не имеющее руля. Управление происходит путем переноса массы тела. Моноколесо – транспортное средство с единственным колесом. Управляется переносом массы тела.

Все перечисленные транспортные средства имеют электрический двигатель, а также оснащены специальными датчиками, которые автоматически поддерживают равновесие. Управлять перечисленным транспортом довольно просто, с этой задачей легко справляются дети. Минимальная стоимость указанных транспортных средств сравнима со стоимостью велосипеда.

Электрические транспортные средства, в первую очередь, предназначены для быстрого передвижения по городу, они имеют скорость передвижения в несколько десятков километров в час.

С точки зрения ПДД перечисленные транспортные средства могут быть отнесены к велосипедам, мопедам и мотоциклам.

Для управления моноколесом водительское удостоверение не нужно. Но обладатели таких средств передвижения должны соблюдать общие правила дорожного движения, предназначенные для всех транспортных средств, и ездить исключительно по проезжей части.

  • Сигвей и гироскутер имеют два колеса, поэтому в зависимости от своих характеристик могут считаться и велосипедами, и мопедами, и мотоциклами.
  • Гироскутер является велосипедом, если мощность его двигателя не превышает 0,25 кВт, а максимальная скорость не превышает 25 км/ч.
  • Сигвей является мопедом, если мощность его двигателя составляет от 0,25 до 4 кВт, а максимальная скорость не превышает 50 км/ч.
  • Сигвей является мотоциклом, если его максимальная скорость превышает 50 км/ч.

В данном случае решающее значение имеет мощность электрического двигателя сигвея или гироскутера.

Случается так, что в интернет-магазинах продавец не указывает мощность товара, и покупатель, только получив заказ, обнаруживает, что мощность электродвигателя составляет в районе 500 Вт и его новое транспортное средство по ПДД относится к мопедам. Для управления им владельцу потребуется водительское удостоверение категории «М» или любой другой категории.

Управление гироскутером или мопедом лицом, не имеющим прав, повлечет штраф в размере 5000 — 15000 рублей. Если же родители передают управление гироскутером ребенку, не имеющему прав, они получат штраф в размере 30000 рублей.

Госавтоинспекторы подчеркивают, что водители сигвеев и гироскутеров должны соблюдать требования ПДД для мопедов. Они могут двигаться исключительно по проезжей части и в некоторых случаях по обочине. По тротуарам и пешеходным дорожкам ездить нельзя.

  1. Обстоятельства, причины и последствия дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков, по опыту предыдущих лет, различны, но предпосылка всех этих трагедии одна: роль водителя транспортного средства исполнял ребенок – тот, кто не соблюдал правила и на дорогу выезжать не должен был.
  2. Подобные дорожно-транспортные происшествия являются жестоким по своей наглядности, а потому очень убедительным подтверждением того, что на дороге правила движения должны соблюдать все без исключений.
  3. Госавтоинспекция МВД по Республике Крым

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *