Новый ГОСТ на учебные автомобили с 1 сентября 2014 года

Путевой лист — это документ для учёта и контроля работы водителя и транспортного средства (п. 14 ст. 2 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ).

В нём прописывается маршрут и техническое состояние машины, информация о проведённом медосмотре водителя и пр.

Путевые листы нужны, чтобы обосновать необходимость аренды или лизинга, а также подтвердить расходы, связанные с использованием транспортных средств:

  • зарплату водителя;
  • надбавки водителям за разъездной характер работы;
  • затраты на ГСМ;
  • затраты на запчасти;
  • затраты на парковку;
  • компенсации за использование личных автомобилей сотрудников.

Путевые листы составляют индивидуальные предприниматели и организации всех форм собственности, которые используют транспорт в своей деятельности или для собственных нужд.

В новых правилах заполнения путевых листов убрали оговорку о том, что путевой лист оформляется только при перевозке пассажиров, багажа и грузов (Приказ Минтранса от 11.09.2020 № 368).

Поэтому может показаться, что теперь даже на пустые транспортные средства надо будет оформлять документ. Но оговорка осталась в ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ.

Так как юридическая сила ФЗ № 259-ФЗ выше, чем у Приказа Минтранса, полагаем, что оформлять путевые листы по-прежнему надо только для перевозки грузов, багажа и пассажиров.

Когда составлять путевой лист и сколько он действует

Срок действия и время оформления путевого листа зависит от продолжительности и количества рейсов. Мы собрали информацию в таблицу.

  Время оформления Срок действия
Один или несколько рейсов в течение смены в пределах одного дня До начала первого рейса На один день
Рейс превышает продолжительность смены До начала рейса На срок, соответствующий длительности рейса илиНа срок, соответствующий количеству календарных дней, к которым относится смена (рабочий день), приходящаяся более чем на один календарный день

Если во время действия путевого листа транспортным средством посменно пользуется несколько водителей, то можно оформить несколько путевых листов для каждого водителя на один автомобиль.

Новые правила оформления путевых листов с 1 января 2021 года

Новые правила утверждены Приказом Минтранса РФ от 11.09.2020 № 368 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов», который действует с 1 января 2021 по 1 января 2027 года. 

Новый порядок составления путевых листов обязаны применять юрлица и ИП, эксплуатирующие легковые и грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи.

Рассмотрим важные изменения подробнее.

Изменение 1 — новый обязательный реквизит «Сведения о перевозке»

В путевой лист добавился обязательный реквизит «Сведения о перевозке». В нём надо указывать вид сообщения и вид перевозки из ст. 4 и 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ.

Видов перевозок пассажиров и багажа в ФЗ предусмотрели всего три: регулярные, по заказам и на легковых такси. Этого точно недостаточно, поэтому в письме от 03.03.2021 № Д3-468-ПГ Минтранс уточнил порядок заполнения этого реквизита. В графе «Вид перевозки» надо указывать один из следующих видов:

  • регулярная перевозка пассажиров и багажа;
  • перевозка пассажиров и багажа по заказу;
  • организованная перевозка группы детей;
  • перевозка пассажиров и багажа легковым такси;
  • перевозка грузов;
  • перевозка для собственных нужд.

При организованной перевозке группы детей указывается только не нужно указывать «перевозка пассажиров и багажа по заказу», если такая перевозка осуществляется по договору фрахтования. Указывайте только «организованная перевозка группы детей» или «перевозка для собственных нужд», когда перевозку осуществляет школа, спортивный клуб и пр. для собственных нужд.

Изменение 2 — «Сведения о транспортном средстве»

Теперь в сведениях о транспортном средстве надо указывать марку транспортного средства и прицепа (при наличии). Раньше указывали только тип и модель. 

Тут же будем указывать показания одометра при выезде с парковки и заезде на неё после окончания смены. Показания, как и раньше, включают полные километры пробега. Но в старой редакции заносить данные одометра при заезде на парковку не требовалось.

Изменение 3 — порядок проставления отметки о медосмотре и техконтроле

В новых правилах указали, что за контроль технического состояния отвечает должностное лицо, ответственное за техническое состояние и эксплуатацию транспорта. Сейчас указано, что это делает контроллёр технического состояния. Если всё в порядке, нужно проставить отметку «Выпуск на линию разрешён».

Также в правилах прописали, какую отметку ставить в путевом листе после медосмотра водителя:

  • по результатам предрейсового осмотра — «прошёл предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен»;
  • по результатам послерейсового осмотра — «прошёл послерейсовый медицинский осмотр».

Изменение 4 — электронная форма журнала регистрации путевых листов

Теперь журнал можно вести на бумаге или в электронной форме на выбор. Если будете вести электронно, заверяйте внесённые в него сведения усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП). А также обязательно предусмотрите возможность печати журнала на бумаге.

Если ведёте бумажный журнал, учитывайте, что все его страницы должны быть пронумерованы и прошнурованы.

Обязательные реквизиты путевого листа в 2021 году

Обязательные реквизиты путевого листа перечислены в Приказе Минтранса от 11.09.2020 № 368 и ч. 2 ст. 9 закона № 402-ФЗ. Первая группа даёт право на допуск транспорта к эксплуатации, а вторая — даёт право принять путевой лист к учёту.

Для допуска к эксплуатации

Чтобы на основании путевого листа списать ГСМ, в нём необходимо указать следующие реквизиты (разд. I Приказа № 368):

Наименование и номер. Укажите в бланке название документа и тип транспорта, для которого он составлен. Например, «Путевой лист легкового автомобиля». Нумеруйте путевые листы в хронологическом порядке.

Сведения о сроке действия. Сюда включите срок (число, месяц, год), в течение которого можно совершать поездки по выданному путевому листу. Документ может быть выдан и на несколько дней — в таком случае нужно указать даты начала и окончания срока, когда путевой лист может быть использован.

Сведения о перевозке. Это новый обязательный реквизит с 2021 года. В нём нужно указывать сведения о виде перевозки и сообщения. Эти данные приведены в ст. 4 и 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ. Мы рассказали о них подробнее в разделе с изменениями 2021 года.

Сведения о собственнике (владельце) транспортного средства. Тут нужно указать:

  • для юрлица — наименование, организационно-правовую форму, местонахождение, номер телефона, ОГРН;
  • для ИП — фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, номер телефона, ОГРНИП.

Сведения о транспортном средстве. В путевой лист нужно включить информацию о транспортном средстве:

  • тип транспортного средства (легковой или грузовой автомобиль, автобус или троллейбус и т.д.);
  • марку и модель транспортного средства и прицепа к нему (если используется) (ВАЗ-2101, Audi A3 и т.п.);
  • государственный регистрационный номер транспортного средства и прицепа (если используется);
  • показания одометра (полные километры пробега) при выезде транспортного средства с парковки и заезде на неё после окончания смены;
  • день и время последней предрейсовой проверки технического состояния транспортного средства, если обязательный досмотр установлен законом);
  • дата (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выезда транспортного средства с места стоянки и его заезда обратно.

Сведения о водителе. Эта часть должна содержать:

  • фамилию, имя, отчество водителя;
  • дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя, если послерейсовый осмотр предусмотрен законом.

Если одно транспортное средство используют посменно несколько водителей, для каждого водителя можно оформить свой путевой лист на одну машину. В нём нужно указывать данные водителей, которые первыми выезжают с парковки и последними заезжают. Если путевой лист выписан на нескольких водителей, отметки о предрейсовом медосмотре должны быть в отношении каждого из них.

Для принятия к учёту

Помимо указанных реквизитов, путевой лист, как первичный документ, должен содержать обязательные реквизиты, установленные для всех первичных документов п. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Обязательные реквизиты, согласно Закону № 402-ФЗ:

  • наименование документа;
  • дата составления документа;
  • наименование экономического субъекта, составившего документ;
  • содержание факта хозяйственной жизни;
  • величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
  • наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за ее оформление, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за оформление свершившегося события;
  • подписи ответственных лиц с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

Часто для служебных поездок работники компании используют личные автомобили. Например, директор использует автомобиль для поездок в командировку, а менеджер может ездить на личном автомобиле на встречи с партнерами.

Чтобы подтвердить расходы на ГСМ, каждую поездку нужно отразить в путевом листе.

Дополнительные реквизиты путевого листа

Организации и ИП могут указать в путевом листе дополнительные реквизиты, учитывающие особенности их деятельности, связанной с перевозкой грузов, пассажиров и багажа различными видами транспорта (п. 7 разд. I Приказа № 368).

Такими дополнительными реквизитами, по мнению автора, могут быть:

  • нормативный расход топлива;
  • маршрут движения;
  • экономия топлива в сравнении с нормативным расходом;
  • перерасход топлива в сравнении с нормативным расходом.

Перечисленные реквизиты содержатся в унифицированной форме путевого листа.

Данные реквизиты позволяют организации осуществлять внутренний контроль над обоснованностью списания горючего.

Нормативная база, справочники ОКВЭД, ОКОФ, проводок, актуальные показатели. Чтобы получить доступ к материалам, просто зарегистрируйтесь

Узнать больше

Форма и порядок заполнения путевого листа

Обязательного для всех бланка путевого листа по-прежнему нет. Вы можете разработать его самостоятельно или доработать и использовать унифицированные формы, которые утверждены Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 № 78. Доработка включает добавление всех обязательных реквизитов и исключение ненужных граф.

Бланк, который будете применять, закрепите в учётной политике. Перед этим проверьте, чтобы путевой лист соответствовал всем требованиям к первичным документам (ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ), а не только к обязательным реквизитам листа. Если у вас уже есть утверждённая форма путевого листа, не забудьте доработать её под новые требования 2021 года.

Мы подготовили несколько образцов путевых листов, оформленных по новым правилам.

Образец путевого листа легкового автомобиля на основе типовой формы № 3

Новый ГОСТ на учебные автомобили с 1 сентября 2014 года Новый ГОСТ на учебные автомобили с 1 сентября 2014 года

Скачать образец путевого листа легкового автомобиля

Образец путевого листа грузового автомобиля на основе типовой формы № 4-П

Новый ГОСТ на учебные автомобили с 1 сентября 2014 года Новый ГОСТ на учебные автомобили с 1 сентября 2014 года

Скачать образец путевого листа грузовика

Скачать бланк путевого листа пассажирского автобуса

Нормы расхода топлива

Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте введены Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р «О введении в действие методических рекомендаций “Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте”».

В соответствии с п. 1 данных Методических рекомендаций они предназначены для автотранспортных предприятий, организаций, занятых в системе управления и контроля, предпринимателей и др., независимо от форм собственности, эксплуатирующих автомобильную технику и специальный подвижной состав на шасси автомобилей на территории Российской Федерации.

На основании Методических рекомендаций в организациях утверждаются нормы расхода топлива и смазочных материалов для каждой модели (марки, модификации) эксплуатируемых автотранспортных средств.

НК РФ не содержит условия о нормировании расходов на горюче-смазочные материалы. Но если компания применяет эти нормы, она может подтвердить экономическую оправданность расходов в случае разногласий с налоговой (ст. 252 НК РФ).

Новый ГОСТ на учебные автомобили

Новый ГОСТ на учебные автомобили с 1 сентября 2014 года

С 1 сентября 2014 года в силу вступил ГОСТ на учебные автомобили. Прежде все машины в автошколах должны были соответствовать общему для всех техрегламенту, а также правилам дорожного движения.

В первую очередь, нужно отметить, что в нормативном документе были введены такие понятия, которые раньше не встречались:

3.

4 курсант: Лицо, проходящее обучение управлением АТС соответствующей категории. 3.5 кандидат в водители: Лицо, прошедшее обучение управлению АТС, сдающее квалификационный экзамен на получение права управления АТС соответствующей категории.

Стоит заметить, что курсант и кандидат в водители это далеко не одно и то же. Это разные этапы в процессе получения водительских прав.

Читайте также:  3. порядок сдачи экзаменов

На первых этапах обучения будущий водитель является курсантом. После завершения обучения в автошколе он — кандидат в водители. Ну, а после успешной сдачи экзамена в ГИБДД он становится полноправным водителем.

Есть ещё один термин в документе, на который стоит обратить внимание:

3.

7 дублирующие органы управления: Органы управления учебного автомобиля, расположенные на рабочем месте инструктора, отличные от штатных органов управления учебного автомобиля, предназначенные для вмешательства инструктора (экзаменатора) в процесс управления учебным автомобилем при возникновении нештатной ситуации, угрожающей безопасности лиц, находящихся в учебном автомобиле, или пешеходов, или других участников дорожного движения.

Иными словами, дополнительные педали располагаются на рабочем месте инструктора и предназначаются для вмешательства в процесс управления в те моменты, «когда что-то пошло не так».

Далее в стандарте приводятся требования к дублирующим органам управления.

Пожалуй, самым интересным нововведением является наличие обязательной звуковой или световой сигнализации на вторых педалях для машин, оборудованных аудио- и видеозаписывающими комплексами.

Кстати, сигнализация может быть или световой, или звуковой, или световой и звуковой одновременно. Срабатывать она должна только в том случае, если на педаль нажимает инструктор/экзаменатор.

При нажатии на педали курсанта она включаться не должна.

Такая сигнализация необходима на экзаменационных автомобилях для того, чтобы во время экзамена ни инструктор, ни экзаменатор не стали бы помогать или, наоборот, «заваливать» курсанта. Такая практика широко применяется на Западе. Пожалуй, это нововведение можно даже назвать хорошим и необходимым на сегодняшний день. Ещё одно новшество — взаимодействие основных и дублирующих педалей.

5.8 При перемещении штатных органов управления управляющее воздействие не должно передаваться на дублирующие органы управления и наоборот, при перемещении дублирующих органов управления управляющее воздействие должно передаваться на штатные органы управления.

Согласно ему, при нажатии на педали курсантом, педали инструктора/экзаменатора должны оставаться в неподвижном состоянии. Однако при воздействии на дублирующие органы управления, педали курсанта также должны приходить в движение.

Безусловно, на практике это помогает курсанту быстрее научиться «использовать сцепление, газ и тормоз».

В данной статье рассмотрены лишь некоторые пункты ГОСТ. С полным текстом документа можно ознакомиться здесь.

При любом использовании материалов сайта активная ссылка на www.drivenn.ru обязательна.

Вышел новый ГОСТ на учебные машины

Среди национальных стандартов появился еще один — ГОСТ на учебные автомобили.

Впервые под технику, на которой обучают будущих водителей, появился стандарт. До сих пор при оборудовании машин для этой деятельности все руководствовались только правилами дорожного движения. А с недавних пор и техническим регламентом по безопасности колесных транспортных средств.

Обгон на пешеходном переходе запретят

Исходя из текста правил дорожного движения, понятно, что он должен быть оборудован зеркалами заднего вида, позволяющими любоваться на этот вид из пассажирского кресла, то есть места, где сидит инструктор.

Также автомобиль должен быть оснащен дублирующими педалями, как правило, тормоза и сцепления.

А какие это должны быть зеркала и педали и как они должны работать, таких жестко регламентированных требований пока еще не было.

Стандарт, который вступит в силу с 1 сентября этого года, предусматривает обязательную звуковую или световую сигнализацию на вторые педали для машин, оборудованных аудио- и видеозаписывающими комплексами.

Такая сигнализация необходима на экзаменационных машинах, чтобы во время экзамена ни инструктор, ни экзаменатор не стали бы помогать или, наоборот, «заваливать» курсанта. Такой опыт широко применяется на Западе.

В той же Германии экзаменатор в обязательном порядке требует от мастера обучения нажать или отжать педали, для проверки работы сигнализации.

Второй момент этого ГОСТа о том, что при воздействии на основные педали оно не должно передаваться на дублирующие. То есть педали должны быть независимы друг от друга. А это уже вызывает массу вопросов.

— Сейчас в стране эксплуатируется 50 тысяч учебных автомобилей, большинство из которых не подходит под эти требования, — говорит председатель Федерации автошкол Татьяна Шутылева. — Распространятся ли требования ГОСТ на машины, зарегистрированные в ГИБДД до сентября 2014?

В Москве вернут штрафы за закрытые номера машин

— Независимые педали подходят для приема экзаменов, — поясняет «РГ» руководитель отраслевого научно-методического центра Росавтодора Вячеслав Максимычев. — Обучать лучше на педалях, которые зависят друг от друга.

Ведь иногда ученик жмет на тормоза из-за страха, и чтоб спасти жизнь и ему и себе, надо отжать педаль. А если ученик не отпускает сцепление? Это все безопасность. Кстати, на таких педалях тоже можно установить сигнализацию.

В Германии нет разницы, какой привод у дублирующих педалей.

Непонятен и статус этого документа. Дело в том, что при действующем техническом регламенте стандарт носит рекомендательный характер. К тому же оснащение учебных автомобилей проверяют при постановке их на учет в ГИБДД.

Возможно, тех машин, которые уже стоят на учете, эти требования не коснутся. Но чтобы получить лицензию, потребуется акт ГИБДД о проверке материально-технической базы автошколы. Будут ли проверять привод педалей на соответствие стандарту — пока неясно.

Документа, в котором будет прописано, что проверять, пока нет.

Требования к автошколе

Насколько выгоден и перспективен этот бизнес на сегодня? Вопрос спорный. Ужесточение требований, которое продолжается с 2014 года, должно в далекой перспективе сделать работу таких школ продуктивнее, а дороги — безопаснее. Но на сегодня все изменения приводят лишь к удорожанию услуг обучения и усложнению процесса получения прав для рядовых граждан.

Сегодня мы расскажем об актуальных требованиях к автошколам. Но поскольку процесс законотворчества в этой сфере незавершен, рекомендуем перед тем, как готовить документы к открытию «провентилировать» этот вопрос в местных контролирующих органах.

Основные разрешительные органы

Автошкола (АШ), как и любая другая школа относится к образовательной сфере. Это значит, что прежде чем начать процесс обучения, программу нужно будет согласовать с Минобрнауки.

Кроме того, разрешительные документы придется получать от:

  • ГИБДД.
  • Роспотребнадзора (СЭС).
  • Госпожинспекции.

Основные нововведения 2017 года

Основные нововведения 2017 года касаются требований, полномочий и обязанностей ГИБДД. Имейте в виду, что деятельность автошкол лицензируется.

Лицензия выдается лишь после того, как представители полиции проверят по месту:

  • автомашины для обучения;
  • автодромы;
  • учебные классы.

Только после подтверждения от ГИБДД о соответствии этих элементов законодательной базе вы можете претендовать на открытие школы.

Введенные новшества, касающиеся экзаменационных мероприятий, регламентированы правилами прохождения сдачи экзаменов на право управлять ТС (введены в действие с 04.04.17).

Среди нововведений также значится:

  1. Наличие медкабинета и медработника при школе (врач/фельдшер/медицинская сестра).
  2. Наличие в штате педагога с психологическим образованием.
  3. Наличие специального в/о у преподавательского состава (автолюбители даже с огромных стажем уже не смогут выступать в роли педагогов без соответствующего документа).
  4. Владелец данного заведения должен располагать на законных основаниях площадью под практические занятия не менее 0,24 гектара. На полезной площади должен размещаться светофор (по ГОСТу Р 52282-2004), ЖД переезд, грамотная разметка (ГОСТу Р 51256-99 ), и все главные ДЗ (знаки по ГОСТу Р 52290-2004).
  5. Территория для практики вождения должна быть расположена под уклоном в диапазоне от 8 до 16% и ее покрытие обязательно выполняется из одного материала (асфальт/бетон) со сцеплением колесо-дорога от 0,4%.
  6. АШ на законных основаниях должна владеть/иметь в распоряжении автопарк, в котором есть отечественные и импортные ТС, последних должно быть около половины.

Нововведения коснулись школьной программы. В нее включена психология, как отдельная дисциплина и расширено время на дисциплину, знакомящую будущих водителей с правилами оказания первой помощи при аварии. Появился новый предмет «Основы управления ТС».

С этого года рядовые инспектора ГИБДД не будут принимать участие в приеме экзаменов на права. Практическая часть будет приниматься либо на базе автополигона МВД, либо на базе выбранного дорожной поилицей автополигона одной из обучающих организаций. Учащиеся автошкол имеют право выбирать отделение дорожной полиции, где будут экзаменоваться.

Помните, что «правильные» школы находятся в списке на сайте ГАИ. И ваша задача в этот реестр попасть.

Основные законодательные акты

Требования Минобрнауки и ГИБДД

Прежде чем организовывать бизнес, нужно понять, к какому виду учреждений его отнести. Для этого стоит воспользоватьсяразъяснительным письмом от Минобразования №АК-2726/06 от 18.09.15.

Итак, согласно этому письму автошкола — это профессиональная образовательная организация. Этим определением и обоснованы главные требования данной структуры.

При открытии АШ у вас должны быть:

  • «правильный» преподавательский состав;
  • обучающие программы;
  • наглядные пособия;
  • техника для демонстрации визуального материала (проекторы и др.);
  • техническое оснащение (АПК и тренажеры/манекены);
  • карта-схема населенного пункта;
  • доска (в идеале магнитно-маркерная).
  • автомобили;
  • автодром.

Техтребования к аппаратному оснащению автошколы, ее компьютерным программам, обустройству автодромов утверждает управление ГАИ на федеральном уровне, контролируют местные органы ГИБДД.

Требования к учебным программам

На сегодня есть требования к теоретическому курсу, практической части и расчету объемов выпускников, которые может осилить школа за год.

Нововведения предполагают разбиение теоретического курса на три большие части:

  • базовую;
  • курс по спецпредметам;
  • обучение профессиональным навыкам.

Это касается будущих водителей всех категорий. Обучение в АШ включает курсы по КоАП, ГК и УК РФ.

Вы так же обязаны обучить ваших учащихся правилам:

  • поведения в ситуации острого конфликта  на дороге;
  • при аварии;
  • оказания неотложной доврачебной помощи травмированным при аварии лицам.

Ряд курсов по определенным категориям может включать основные моменты дисциплины «Охрана труда», «Правила перевозки грузов и езды с прицепом».

Практическая часть курса направлена на привитие навыков у будущих водителей по тому, как правильно:

  • усаживаться в автомобиль;
  • начинать процесс движения, как и когда переключать передачи;
  • разгонять ТС и грамотно затормозить в разных ситуациях;
  • осуществить разворот и повернуть;
  • маневрировать в процессе парковки и при катастрофической нехватке места;
  • проехать через ЖД-полотно.
Читайте также:  Упрощение экзаменов ГИБДД для категории d (автобусов) с 24 августа 2018 года

На последнем этапе инструктор с учеником выезжают в город для проведения самого сложного и ответственного момента обучения — тренировке в реальных условиях.

Количество часов, которое должно быть заложено в программах по обучению водителей, установлено законодательно:

  • «B»-категория 190 ч;
  • «D» — 257 ч.
  • Причем реализовывать обучающие программы могут только педагоги с соответствующим средне-специальным или высшим образованием, отвечающие требованиям профстандарта.
  • Программы расписываются с учетом количества обучающихся водителей в автошколе в течение года. Для этого можно использовать формулу
  • Z=(t* 24,5* 12* (Ra))/T,
  • Z – количество будущих водителей, обучающихся в школе автомобилистов в течение года ,
  • t — временной промежуток, в течение которого будет работать один автомобиль из учебного автопарка (при одном использующем его мастере — это 7,2 ч, при двух — в 2 раза больше);
  • Константа 24,5 — усреднение для числа рабочих дней в месяце;
  • Постоянное число 12 соответствует количеству месяцев в году;
  • R— количество учебных автомашин,
  • Константа a— количество учебных техсредств в резерве;
  • T – время, затрачиваемое на вождения учеником (определяется в часах) по плану обучения.

При этом требуется рассчитать и число групп, выпускаемых школой за один учебный год:

N= (F*P* 0,75)/R, где

  • N– число выпусков/год;
  • постоянное число — процент загрузки кабинетов теоретической подготовки;
  • F — время, в течение которого занят один кабинет/часы;
  • P— количество таких кабинетов;
  • R — время полного теоретического, рассчитанного на одну группу/часы (современный стандарт 138 ч).

Показатель F тоже можно рассчитать

F=24,5Х12ХH, где

  • константы используется те же, что и для расчета пропускной способности АШ;
  • H— время использования кабинета/часы.

Примерные программы для водителей разных категорий можно почерпнуть из приказа Министерства образования № 1408 от 26.12.13.

Требования к обеспечению автошкол по наличию аппаратов и обучающе-проверяющих программ

Данное оборудование призвано:

  • проверять физиологические качества будущих водителей;
  • тестировать психику претендентов;
  • оценивать указанные показатели;
  • повышать уровень физических навыков и психологических реакций, обеспечивающих безопасность на дороге.

У каждой АШ должен быть в наличии программно-тестовый набор компьютеризированных психодиагностических методик, способных оценить две группы качеств у претендентов:

  1. Психофизиологию.
  2. Личностные характеристики.

В первой группе анализируются:

  • когнитивные навыки (внимание, его переключение и распределение, память);
  • восприятие объемно-пространственных взаимоотношений объектов;
  • глазомер;
  • скорость психомоторных реакций;
  • эмоциональную стабильность/лабильность.

Вторая группа факторов, позволяет оценить степень приспособленности учащегося к напряженной ситуации на дороге:

  • устойчивость к стрессу, длительному напряжению и монотонии;
  • склонность к риску и конфликтность;
  • локус контроля (склонность брать на себя или переносить на окружение ответственность за события).

Кроме этого, аппаратно-программный набор в автошколе должен помогать в обучении, регулируя адаптационные процессы будущего водителя, и делая автоматическими реакции на наиболее распространенные «напрягающие» факторы в пути:

  • однообразию движения при управлении ТС;
  • стрессорам;
  • накопленной усталости.

Техтребования к данным комплексам утверждаются на федеральном уровне в Госавтоинспекции.

Требования к тренажерам

АШ обязаны иметь тренажеры, помогающие будущему водителю:

  • выработать правильную посадку в автомобиле;
  • оказывать помощь пострадавшим в аварии (манекены).

Кроме этого, они знакомят учащегося с основными приборами панели управления ТС и помогают отработать основные приемы по управлению авто.

Требования к автосредствам для обучения

Любые автомашины, предназначенные для привития навыков вождения, регистрируются в местном ГАИ по установленному регламенту.

Также они специальным образом комплектуются:

  • зеркалом заднего вида для мастера;
  • соответствующим знаком («У»);
  • дополнительными педалями для обучающего (кроме «автоматов»);
  • набором техники, обеспечивающим фиксацию и хранение действия кандидата и инструктора в процессе движения и запись происходящего на дороге.

Школа по обучению автомобилистов должна иметь и специальные средства для обучения лиц со сниженными физическими возможностями.

Обратите внимания, что практическая часть занятий  для водителей категории «А» возможна только на закрытой площадке. Требования к закрытой площадке и автодрому описаны в пункте «Основные нововведения».

Основные требования к преподавательско-инструкторскому составу

Преподаватели АШ должны иметь:

  • профилирующее образование;
  • дополнительное образование «Образование и педагогика» (стаж работы не требуется).

Например, педагог, обучающий будущих водителей методам оказания первой помощи, должен иметь медицинское образование (среднее/высшее). А педагог, объясняющий устройство двигателя ТС,  должен иметь техническое образование.

Педагоги, ведущие дисциплины, разъясняющие учащимся правила:

  • безопасного управления ТС;
  • организации перевозок;
  • основы законодательства.

Должны иметь не только специальное образование, но и действующие водительские права соответствующей преподаваемым дисциплинам категории. Работать такие педагоги могут не более 36 часов в неделю.

К мастеру производственного обучения

Согласно разъяснительному письму от Минобрнауки инструктор по вождению педагогом не является. Но обучение водителей — это профессиональное обучение (ст.26, п.1 ФЗ РФ№196). Поэтому образование по профилю все-таки должно быть.

Однако, в том же разъяснительном письме указано, что по решению квалификационной комиссии вашего предприятия, вы можете нанять работника на должность без соответствующего образования, но с большим практическим опытом работы в данной сфере (п.9. Классификатора, Приказ Министерства здравоохранения и соцразвития №761 от 26.08.10).

Мастер или инструктор должен содержать ТС в исправном состоянии и обеспечивать своевременность его ТО.

Дополнительные требования

Руководство АШ должно обеспечить специальные условия для обучения будущих водителей с ограниченными по здоровью возможностями (ст. 79. ч.10 ФЗ РФ №273).

Требования СЭС

Путевые – 2021: обзор новых требований

Новые правила для путевых листов Минтранс РФ утвердил Приказом от 11.09.2020 № 368 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов». Документ действует с 1 января 2021 г. до 1 января 2027 г.

Новые нормы обязаны соблюдать юрлица и ИП, эксплуатирующие транспортные средства: легковые или грузовые автомобили, автобусы, трамваи и др. Посмотрим, на что обратить внимание, что нового добавить в свой шаблон «путевки».

Новый реквизит — «Сведения о перевозке»

«Сведения о перевозке» — новый обязательный реквизит в путевых листах. В соответствующем поле «путевки» указывайте вид сообщения и вид перевозки транспортного средства.

Возможные виды перевозок (ст. 4 и 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ):

  • регулярные,
  • по заказам,
  • на легковом такси.

Виды сообщения (ст. 4 и 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ):

  • перевозки пассажиров и багажа, грузов в городском, пригородном, междугородном, международном сообщении;
  • перевозки в городском сообщении в границах населенных пунктов;
  • перевозки в пригородном сообщении между населенными пунктами на расстояние до 50 км включительно;
  • перевозки в междугородном сообщении между населенными пунктами на расстояние более 50 км;
  • перевозки в международном сообщении за пределы РФ или на территорию РФ с пересечением Госграницы РФ, в том числе транзитом через Россию.

Обновленный реквизит «Сведения о транспортном средстве»

Раньше указывали только тип и модель авто, теперь же включили дополнительную информацию. Это:

  • марка транспорта и прицепа, если такой имеется,
  • показания одометра при выезде ТС с парковки и заезде на нее после того, как закончилась смена.

Внимание к отметке о медосмотре и техконтроле

Новые правила гласят: состояние транспортного средства контролирует должностное лицо, ответственное за техобслуживание и эксплуатацию. Если никаких неполадок при проверке машины техник не нашел, ставит отметку «Выпуск на линию разрешен».

Отметки после медосмотра водителя будут такие:

  • для осмотра перед рейсом — «прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен»;
  • после рейса — «прошел послерейсовый медицинский осмотр».

Что с другими реквизитами

Обязательные реквизиты путевого листа в 2021 г. можно условно поделить на две категории. Подробности — в таблице.

Две категории обязательных реквизитов путевого листа

Сведения для допуска ТС к эксплуатации Сведения для принятия документа к учету
  • наименование и номер ТС
  • срок действия путевого листа
  • вид перевозки и сообщения
  • собственник ТС
  • сведения о самом ТС
  • информация о водителе
  • наименование документа
  • дата составления путевого листа
  • наименование организации
  • информация о хозоперации
  • натуральные и денежные измерители операции
  • ФИО ответственных лиц
  • подписи ответственных

Допреквизиты зависят от специфики деятельности организации. Такими реквизитами могут выступать:

  • нормы расхода топлива;
  • маршрут движения транспортного средства;
  • экономия (перерасход) топлива.

Скачать бланк Путевого листа легкового автомобиля Excel

Скачать бланк Путевого листа грузового автомобиля Excel

Типового путевого листа по-прежнему — нет

Организация может разработать бланк «путевки» сама, учитывая требования к первичной документации. Или доработать под себя унифицированные формы из Постановления Госкомстата России от 28.11.1997 № 78.

Бланк, который фирма будет применять, закрепляют в учетной политике организации.

Власти указали, как регистрировать путевые листы электронно

С 2021 г. журнал регистрации путевых листов можно вести в электронном формате, но нужна ЭЦП. То есть все внесенные в журнал сведения надо заверять усиленной квалифицированной электронной подписью.

На какие нормы расхода топлива ориентироваться в 2021 году

Нормы расхода топлива — в Распоряжении Минтранса РФ от 14.03.2008 № АМ-23-р «О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте».

Все минтрансовские лимиты — рекомендованные, это следует из самого названия НПА, но придерживаться их стоит, чтобы в будущем можно было доказать, что траты экономически оправданы.

На основании норм Минтранса утвердите свои нормы расхода топлива и смазочных материалов для каждой модели (марки, модификации) эксплуатируемых автотранспортных средств.

Какие программы упрощают работу с путевыми листами?

Существуют специальные программы для создания и ведения путевых листов. Они позволят вам использовать готовые формы путевых листов, которые будут сами обновляться в зависимости от требований законодательства.

Помимо этого, решения интегрируются с учетной программой, то есть переносить данные вручную, как из Excel, не придется.

Автоматизируйте процесс! Ниже — инструменты, которые в этом помогут.

  • «Победасофт:Путевые листы для «1С»
  • Интегрируется с «1С:Бухгалтерия 8», также допускает автономное использование.
  • Цена: 14 000 руб.
  • «1С:Управление автотранспортом» Стандарт
  • Весь учет собственного автотранспорта — в одной программе, которая настраивается под любую компанию.
  • Коробочное решение: 28 500 руб.

Аренда программы в облаке: от 1290 руб./мес.

  1. «1С:Управление автотранспортом 8» ПРОФ
  2. Предусматривает расширение до полноценной системы мониторинга — вы сможете отслеживать передвижение своих автомобилей и контролировать их состояние.
  3. Коробочное решение: 59 700 руб.,

Аренда программы в облаке: от 1620 руб./мес.

Для тех, кто работает в сфере сельского хозяйства: в «1С:Бухгалтерии сельскохозяйственного предприятия 8» уже встроена функция работы с путевыми листами.

Коробочное решение: 36 000 руб.,

Аренда программы в облаке — 1440 руб./мес.

Новый ГОСТ на учебные автомобили с 1 сентября 2014 года

При попадании школьного автобуса в дорожную аварию, водитель и сопровождающий обязаны действовать по должностной инструкции, которая составляется и утверждается руководством школы.

Читайте также:  Нужны ли права на гироскутер, моноколесо, сегвей?

Водителя

Кроме должностной инструкции водитель обязан четко соблюдать правила дорожного движения, касающиеся ДТП, а именно:

  • остановиться, если после столкновения автобус по каким-либо причинам продолжает движение. Выключить двигатель, чтобы максимально снизить возможность возгорания транспортного средства;
  • включить световую сигнализацию, предупреждающую других водителей об опасности и дополнительно выставить знак аварийной остановки;

Если ДТП произошло в пределах населенного пункта, то знак выставляется на расстоянии 15 м от автобуса. Если столкновение произошло вне населенного пункта, то в соответствии с правилами знак надо установить на расстоянии 30 м от автобуса.

  • предпринять все меры к оказанию первой помощи пострадавшим. Вызвать на место происшествия экипаж скорой помощи и сотрудников правоохранительных органов. Оформление ДТП европротоколом в данной ситуации не допустимо.

Водитель школьного автобуса так же обязан:

  • не поддаваться панике, так как любое промедление при эвакуации детей может привести к тяжким последствиям;
  • сразу после остановки автобуса открыть все двери для эвакуации детей;
  • самостоятельно руководить процессом эвакуации;

Если школьный автобус имеет две двери, то для правильной и быстрой эвакуации маленьких пассажиров необходимо разделить на две группы, начиная с середины салона транспортного средства. Одна половина направляется для выхода через переднюю дверь, а другая половина – через заднюю дверь.

  • если в результате дорожного столкновения автобус опрокинулся, то водитель обязан самостоятельно открыть аварийный выход и помочь детям выбраться из салона автобуса;
  • по возможности исключить давку при выходе детей из салона транспортного средства;
  • после выхода всех пассажиров, детей необходимо отвести на безопасное расстояние;
  • после эвакуации необходимо немедленно сообщить руководству школы о случившемся происшествии, чтобы дети, которые не получили повреждений были доставлены на занятия (домой).

Детей и преподавателей

По правилам в каждом школьном автобусе должен быть преподаватель, который является сопровождающим.

К функциям сопровождающего относятся:

  • слежение за посадкой и высадкой детей. Посадка детей в школьный автобус возможна исключительно при наличии определенного ребенка в списке;
  • слежение за соблюдением норм безопасности детьми при движении автобуса. Детям запрещено передвигаться по салону транспортного средства, высовываться из окон, кричать и шалить, отвлекать водителя;
  • проведение инструктажа по правилам безопасности при посадке и движении автотранспорта.

При ДТП со школьным автобусом сопровождающий преподаватель обязан:

  • помогать водителю в эвакуации детей;
  • оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим пассажирам;
  • следить за детьми после эвакуации до прибытия другого транспортного средства и доставки пассажиров до места назначения.

Кроме этого дети, являющиеся пассажирами, так же должны четко знать правила поведения в дорожном происшествии. Для этого в учебном заведении постоянно проводится инструктаж.

Согласно инструктажу дети обязаны:

  • по возможности не паниковать, не кричать, не толкаться;
  • внимательно слушать и немедленно выполнять все инструкции, которые дает водитель автобуса или сопровождающий педагог;
  • при наличии возможности и при согласовании с взрослыми ученики старших классов могут помогать в эвакуации пострадавших или младших школьников.

Учреждения, которому принадлежит транспорт

После получения сообщения о дорожной аварии с автобусом, перевозящим детей, руководство организации, которой принадлежит транспортное средство, обязано незамедлительно отправить на место происшествия дополнительное транспортное средство с сотрудниками, которые должны:

  • оказывать помощь в эвакуации детей;
  • оказывать медицинскую помощь пострадавшим;
  • при необходимости доставить детей до лечебного учреждения;
  • осуществить доставку детей, не получивших повреждений домой или в школу;
  • участвовать в расследовании причин происшествия и выявления виновника ДТП.

Если в ходе расследования доказано, что в дорожной аварии виновен водитель школьного автобуса, то руководство компании обязано выплатить компенсацию пострадавшим при ДТП.

Образец досудебной претензии виновнику ДТП без ОСАГО найдёте в статье: досудебная претензия виновнику ДТП без ОСАГО. О том, куда звонить при ДТП в Москве, читайте здесь.

Наказание, если виновен водитель

Водитель, виновный в дорожной аварии может быть привлечен к гражданской, уголовной или административной ответственности. Кроме этого к административной ответственности привлекаются должностные лица и организация, владеющая школьным автобусом.

Гражданская ответственность заключается в выплате компенсации пострадавшей стороне, например, в случае столкновения с пешеходом.

Водитель самостоятельно или ответственная организации обязаны выплатить стоимость лечения и восстановительного курса, а так же нанесенный моральный вред (статья 1079 ГК РФ).

Уголовная ответственность наступает, если в результате ДТП нанесен тяжелый вред здоровью пострадавшего или погибли люди (статья 264 УК РФ). В этой ситуации водитель может быть наказан лишением свободы или лишением права на занятия определенным видом деятельности.

Административная ответственность регулируется статьей 12 КоАП.

За нарушение требований к перевозке детей (например, отсутствие соответствующих знаков на автобусе, не использование детских удерживающих устройств) налагаются следующие штрафные санкции:

Для водителя 3 000 рублей
Для должностного лица 25 000 рублей
Для организации 100 000 рублей

За перевозку детей в ночное время (с 23.00 до 6.00) налагаются следующие штрафы:

  Жалоба на постановление мирового судьи о лишении прав

5 000 рублей + лишение водительских прав на период 4 – 6 месяцев на водителя
50 000 рублей на ответственное лицо
200 000 рублей на организацию
  • При определении совокупного размера наказания для водителя школьного автобуса, ставшего виновником дорожной аварии, учитываются все факторы и статьи того или иного Кодекса.
  • Таким образом, перевозки детей школьными автобусами контролируются на более высоком уровне.
  • Ответственность за допуск правонарушений возлагается не только на водителя, но и на должностное лицо, отвечающее за выпуск транспортного средства на линию, а так же организацию – владельца автотранспорта.

Про порядок взыскания ущерба с виновника ДТП рассказывается в статье: взыскание ущерба с виновника ДТП. Как найти адвоката по ДТП в Москве, смотрите на странице.

Про оформление ДТП без ГИБДД узнайте из этой информации.

Особенности экскурсионных автобусов

Замечание 2

Туристские автобусы помимо перевозки пассажиров по маршрутам подразумевают также проведение экскурсионные поездки, поэтому важное значение приобретает соответствующее оборудование.

Нужен совет преподавателя по схожей теме? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Экскурсионные транспортные средства обязательно должны иметь:

  • широкие тонированные панорамные окна;
  • системы принудительной вентиляции или кондиционирования воздуха с возможностью индивидуальной регулировки;
  • стереомагнитолу с выводом на систему салонного оповещения;
  • откидные кресла с подставками для ног;
  • индивидуальное освещение для чтения;
  • систему салонного оповещения;
  • холодильник;
  • туалетам;
  • вместительное багажное отделение.

Особенно важным является соответствие микроклимата в автобусе я ГОСТу, санитарно-гигиеническим нормам и международным стандартам. Систему кондиционирования воздуха необходимо отрегулировать так, чтобы температура в салоне соответствовала интервалу 22-24 С при воздухообмене 9,15 м/с (первый уровень комфорта).

Требования к уровню шума по всему салону подразумевают не превышение показателя в 72дБ (в районе силового агрегата – 74дБ).

Показатель уровня инфразвука не должен превышать 96дБ. ГОСТ 121012-78 также регламентирует количество вредных паров и примесей в воздушном пространстве салона.

Стандарт ИСО 025313- регламентирует уровень вибрации — 68. Шаг сидений в автобусе должен составлять 80-85 см; для экскурсовода, как правило, предусматривается поворотное кресло.

Рабочее место водителя отделяется специальной перегородкой.

Инструкция по предупреждению ДТП школьным автобусом

Чтобы максимально снизить возможность возникновения дорожной аварии со школьным автобусом организация, владеющая транспортным средством, обязана:

  • постоянно следить за техническим состоянием автобуса (регламентирующим документом является ГОСТ Р 51160-98). Не допускать выхода на линию неисправного транспортного средства;
  • следить за состоянием здоровья водителя. Для этого медицинским работником осуществляется предрейсовый контроль: определяется общее состояние здоровья, выявляются признаки алкогольного (наркотического) опьянения, измеряется давление и так далее;

У каждого медицинского работника так же есть своя должностная инструкция по допуску водителя к управлению автотранспортом.

  • следить за квалификацией водителя, который допускается к перевозке детей. По правилам движения водитель школьного автобуса обязан иметь: водительские права категории С, непрерывный стаж вождения автотранспорта данной категории не менее 3 лет. Причем у водителя не должно быть зафиксировано за последние 12 месяцев грубых нарушений ПДД;
  • регулярно проводить инструктаж водителей по ПДД, правилам эвакуации, правилам перевозки детей и так далее;
  • проводить стажировку водителя школьного автобуса при таких факторах, как замена транспортного средства или замена маршрута движения автобуса;
  • следить за соблюдением режима труда и отдыха водителей. Управление школьным автобусом без перерывов не возможно в период времени, составляющий более 8 часов;
  • своевременно информировать водителя, находящегося на линии об изменении погодных условий, загруженности того или иного участка трассы на маршруте движения, наличии опасных участков на проезжей части и так далее.

Для предупреждения аварийной ситуации водитель автобуса, перевозящего детей обязан:

  • следить за своим самочувствием. При малейшем недомогании немедленно сообщить руководству организации;
  • четко соблюдать правила движения. Запрещается перевозка детей в темное время суток (исключением является доставка до учебного заведения), на скорости более 60 км/ч;

Если автобус передвигается в темное время суток, то скоростной режим подбирается водителем самостоятельно в зависимости от условий видимости на дороге.

  • самостоятельно следить за исправностью автобуса;
  • не отклоняться от разработанного маршрута движения, который в обязательном порядке должен быть согласован с местным подразделением автоинспекции;
  • не перевозить в автобусе посторонних людей;
  • вести журнал учета остановок, посадки и высадки учеников в определенных пунктах;
  • в процессе выполнения перевозки не оставлять транспортное средство без присмотра.

Сопровождающий педагог назначается лично директором школы и обязан:

  • контролировать поведение детей во время движения и действия водителя, в том числе и соблюдение скоростного режима;
  • при выявлении каких-либо проблем немедленно сообщать водителю об опасности и добиваться прекращения движения;
  • следить за наполняемостью автотранспорта. Школьный автобус не может перевозить пассажиров больше, чем в салоне имеется оборудованных мест для сидения;
  • уметь пользоваться огнетушителем и оказывать первую помощь

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *