С 1 марта 2021 года вступает в силу новая редакция Кодекса об административных правонарушениях (КоАП).
По многим правонарушениям ответственность смягчена, однако есть и те преступления, в которых подходы законодателя не только остались прежними, но даже были значительно ужесточены.
«АиФ» вместе с юристом Сергеем ДЕНИСОВЫМ изучил документ и выделил наиболее важные изменения.
ПРОФИЛАКТИКА
Среди основных новелл КоАП – введение профилактических и предупредительных мер. В целях предупреждения новых административных правонарушений лицу, совершившему правонарушение, с 1 марта могут сделать устное замечание, предупреждение, а для несовершеннолетних предусмотрены меры воспитательного воздействия.
В последнем случае ребенка могут обязать принести извинения потерпевшему, загладить свою вину, ему могут лишний раз напомнить, какие наказания предусмотрены по закону за совершение тех или иных преступлений, а также ограничить досуг.
Ограничение досуга заключается в возложении на несовершеннолетнего обязанности соблюдения на срок до 30 суток определенного порядка использования свободного от учебы или работы времени, например, запрета на посещение определенных заведений или на выход из дома в определенные часы.
ВЗЫСКАНИЯ
В новой редакции КоАП усовершенствована система взысканий, а правонарушения разбиты по категориям в зависимости от характера и степени общественной вредности: административные проступки, значительные и грубые административные правонарушения. И если за проступки или значительные правонарушения в основном предусмотрены штрафы, то за грубые можно попасть за решетку.
Интересно, что прежний КоАП предусматривал 10 видов взысканий. Теперь их восемь: исключены предупреждение и лишение специального права.
С 1 марта лицо, совершившее административный проступок или значительное правонарушение, может быть освобождено от административной ответственности.
Но для этого должен быть соблюден ряд условий: признание факта совершения правонарушения; согласие на освобождение от административной ответственности; вынесение письменного предупреждения; отсутствие административного взыскания в течение года до совершения правонарушения; неприменение ранее в течение года до совершения правонарушения освобождения от административной ответственности. Понятно, что если человек в течение года снова совершит проступок, то административной ответственности ему уже не избежать. Как говорится, «на первый раз прощаем».
Появился и новый вид взысканий – на смену исправительным работам пришли общественные. Разница в том, что в первом случае отработка шла по месту работы и устанавливались на срок от 1 до 2 месяцев. Вторые заключаются в выполнении бесплатных работ в свободное от основной работы, службы или учебы время, которые направлены на достижение общественно полезных целей.
Общественные работы устанавливаются на срок от 8 до 60 часов и выполняются не более 4 часов в день. Другими словами, теперь правонарушитель должен бесплатно отработать определенное время на благо общества.
При этом общественные работы могут налагаться судом только при согласии физлица, а пенсионеры, несовершеннолетние, беременные, инвалиды I и II групп и другие категории граждан не могут быть к ним привлечены.
ДО 2,9 ТЫСЯЧ ШТРАФА
В новом КоАП были осовременены подходы ко многим административным правонарушениям, в том числе исключены неактуальные составы. Всего исключено 110 из ныне действующих норм.
Значительная часть составов правонарушений в новом КоАП по сравнению с прежним подверглась корректировке или изложена по-новому. При этом в некоторых из них был значительно снижен размер административных санкций.
В некоторых случаях состав правонарушений не менялся, скорректирована только нумерация статей КоАП.
В отношении некоторых составов административных правонарушений, которые касаются общественного порядка либо совершаются субъектами хозяйствования (например, в сфере налогообложения, оборота и рынка ценных бумаг, таможенных правонарушений), наказание значительно ужесточено.
Например, если сейчас за участие в несанкционированных акциях предусмотрен штраф до 30 базовых величин (870 руб.), то с 1 марта он будет равняться до 100 базовых величин (до 2900 руб.). Срок ареста за повторное участие в таких акциях тоже увеличился – до 30 суток. По старой версии кодекса наказание было до 15 суток.
В новой редакции 15 суток – это минимальный срок ареста для тех, кто будет участвовать в акциях повторно.
Также вырастут штрафы за оскорбление должностного лица во время выполнения им служебных обязанностей, пьяную езду, лихачество, блокировку дорог. Кроме того, в КоАП появилась новая статья, которая предусматривает штраф за незаконное использование флагов.
Примечательно, что после 1 марта должны быть прекращены дела об административных правонарушениях, которые согласно КоАП, другим законодательным актам, предусматривающим административную ответственность, не являются административными правонарушениями, а также дела об административных правонарушениях, по которым истекли сроки наложения административных взысканий.
Не подлежат исполнению постановления о наложении административных взысканий за совершение действий, которые по новому КоАП уже не являются правонарушением.
А также должны быть пересмотрены вынесенные до 1 марта 2021 года неисполненные (полностью или частично) постановления о наложении административных взысканий, если нормы нового КоАП улучшают положение лиц, совершивших административные правонарушения, по сравнению с нормами предыдущего Кодекса.
Минюст опубликовал новую версию КоАП: главные изменения
31 января 2020 в 15:08
Минюст подготовил проект нового Кодекса об административных правонарушениях (КоАП). Проект предполагает сокращение составов правонарушений и изменение подходов к назначению наказаний.
Документ размещен на портале нормативных правовых актов. В пояснительной записке отмечается, что с момента вступления КоАП в силу прошло 17 лет, поэтому «назрела объективная необходимость научного осмысления и анализа практики его применения». За указанное время в КоАП внесли свыше 4,8 тыс. поправок, указали в Минюсте.
В новом проекте предусмотрено множество новелл, среди которых и увеличение срока давности привлечения к административной ответственности до одного года.
Среди иных нововведений, к примеру, уменьшение предельного срока обязательных работ – 60 часов взамен 200 часов в нынешней редакции.
Изменения затрагивают и административный арест. Так, предложено не применять данную меру к лицам, младше 18 лет, гражданам, имеющим заболевание, препятствующее отбыванию административного ареста (их перечень утвердит правительство).
Административный арест также планируют не применять к беременным, женщинам, имеющим детей до 14 лет и детей-инвалидов, одиноким родителям с ребенком до 14 лет, инвалидам первой и второй групп, лицам, ухаживающим за инвалидом первой и второй группы, и др.
В новом КоАП предусматривается штраф за нарушение порядка назначения и выписывания лекарств – от 3000 до 5000 рублей. Максимальный размер штрафа за нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях для юрлиц, согласно проекту, уменьшится с 1 млн до 100 000 рублей.
Сократится и размер штрафа для физлиц и чиновников: для граждан – от 3000 до 5000 рублей или предупреждение; для должностных лиц – от 10000 до 30000 рублей.
Сейчас в КоАП штраф за нарушение права на свободу вероисповедания для граждан равен 10000-30000 рублей, для должностных лиц – 50 000 до 100 000 рублей. Документ должен пройти публичные обсуждения, которые продлятся до 19 февраля.
Согласно пояснительной записке к проекту, в новой версии кодекса выделена категория грубых административных правонарушений, к ним предложено относить правонарушения экстремистской и коррупционной направленности, в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и т.п.
- К данной категории также хотят причислить правонарушения в области оборота оружия, изготовления материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и их оборота; правонарушения на транспорте, в области дорожного движения, совершенные гражданами в состоянии опьянения.
- Читайте далее:
- Обновленная редакция КоАП
- Новый КоАП: основания для ареста сократят
С 1 июля 2015 года вступили в силу изменения, внесенные в уголовный кодекс и кодекс об административных правонарушениях российской федерации
01 Сентября 2015 10:01
24 августа 2015 года в г.Удачный Мирнинского района был остановлен автомобиль «Форд Транзит», водитель которого, как оказалось, управлял транспортным средством, находясь в состоянии алкогольного опьянения и не имея права управления.
При этом, 28 мая 2015 года данный водитель уже привлекался к административной ответственности по части 1 статьи 12.
8 КоАП РФ (управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии алкогольного опьянения), за что был лишен специального права управления транспортным средством.
Так как с 1-го июля текущего года в уголовном кодексе Российской Федерации появилась статья 264.1, теперь данному водителю грозит не административная, а уголовная ответственность.
Напомним, что с 1 июля 2015 года вступили в силу изменения, внесенные в Уголовный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации.
Главное изменение, касающееся любителей покататься за рулем в нетрезвом виде – это то, что часть 4 статьи 12.8 КоАП РФ утрачивает силу и вместо нее к нарушителям будет применяться статья 264.
1 Уголовного Кодекса РФ (нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию).
Это значит, что теперь за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.8 КоАП РФ (управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения) или частью 2 статьи 12.
8 КоАП РФ (передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения), нарушителю «светит» не административный штраф 50 тысяч рублей и лишение специального права на управление транспортными средствами на срок 1,5-2 года, а уголовная ответственность, которая предусматривает «штраф в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательные работы на срок до четырехсот восьмидесяти часов с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо принудительные работы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишение свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет».
Поэтому водителям-«лишённикам» стоит еще раз подумать — так ли уж необходимо садиться за руль в нетрезвом виде, учитывая то, что теперь это уголовно-наказуемое деяние или все-таки проще воспользоваться услугами такси…
УГИБДД МВД по РС(Я)
Вступил в силу новый КоАП
С 1 марта 2021 г. вступил в силу новый Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях.
КоАП содержит ряд новшеств, направленных на оптимизацию административного процесса и порядка привлечения к административной ответственности. Одной из основных особенностей нового Кодекса является закрепление приоритета профилактических мер воздействия перед наказанием.
В частности, в КоАП включены положения о категориях административных правонарушений. Так, в зависимости от характера и степени общественной вредности административные правонарушения подразделяются на грубые административные правонарушения, значительные административные правонарушения и административные проступки.
С учетом категории административного правонарушения варьируются сроки, по истечении которых физическое или юридическое лицо считается не подвергнутым административному взысканию, а также предоставляется возможность освобождения от административной ответственности с применением профилактической меры воздействия – предупреждения.
Таким образом, в административно-деликтное законодательство вводится новый институт – профилактические меры воздействия.
Положения главы 5 КоАП «Профилактические меры воздействия» предусматривают виды и содержание профилактических мер воздействия: устного замечания, предупреждения, мер воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних. Применять указанные меры предлагается в рамках института освобождения от административной ответственности.
Так, предупреждение (письменное предостережение лица, совершившего административное правонарушение, о недопустимости противоправного поведения и правовых последствиях повторного совершения данного административного правонарушения) предлагается применять к физическим и юридическим лицам в случае признания ими факта совершения административного правонарушения и согласия на освобождение от административной ответственности с вынесением предупреждения:
- императивно – за совершенные однократно административные проступки;
- по усмотрению – за совершенные однократно значительные административные правонарушения.
Применять предупреждение предлагается в упрощенном порядке (без составления протокола об административном правонарушении с вынесением постановления об освобождении от административной ответственности).
В обновленном КоАП изменения внесены в ряд институтов административного права:
- объединены положения о формах вины физического лица в рамках одной статьи, одновременно оптимизированы соответствующие понятия;
- исключен институт вины юридического лица с сохранением его элементов в качестве условий привлечения юридического лица к административной ответственности;
- в связи с несоразмерной общественной опасностью административных правонарушений по сравнению с преступлениями исключен свойственный, прежде всего, уголовному праву институт покушения на административное правонарушение с одновременным введением в отдельные статьи Особенной части КоАП квалифицирующего признака – попытки совершения административного правонарушения.
С учетом международного опыта система видов административных взысканий дополнена новым – общественные работы.
КоАП установлено, что общественные работы заключаются в выполнении физическим лицом, совершившим административное правонарушение, в свободное от основной работы, службы или учебы время бесплатных работ, направленных на достижение общественно полезных целей.
Общественные работы устанавливаются на срок от восьми до шестидесяти часов и отбываются не более четырех часов в день. При этом общественные работы могут применяться, если физическое лицо, совершившее административное правонарушение, выразило согласие на их применение.
Ряд нововведений в КоАП обусловлен либерализацией подходов к назначению наказаний и привлечению к административной ответственности. В частности:
- расширен круг деяний, влекущих административную ответственность только по требованию потерпевшего;
- упорядочены сроки наложения административного взыскания;
- закреплена возможность назначать наказание в виде штрафа в размере менее нижнего предела штрафа, предусмотренного за совершенное правонарушение;
- введена новая глава, регламентирующая административную ответственность несовершеннолетних.
Так, нормы главы 9 «Административная ответственность несовершеннолетних» посвящены регламентации привлечения несовершеннолетних к административной ответственности, включая:
- особенности применения к несовершеннолетним административных взысканий;
- освобождение несовершеннолетних от административной ответственности;
- применение к несовершеннолетним альтернативных административному взысканию профилактических мер административного воздействия;
- сроки давности привлечения несовершеннолетних к административной ответственности; срок, в течение которого несовершеннолетний считается подвергнутым административному взысканию.
В рамках новой редакции КоАП также существенно пересмотрены все составы административных правонарушений на предмет:
- востребованности правоприменителем;
- наличия формального характера;
- наличия гражданско-правовой природы охраняемых правоотношений;
- актуальности в связи с изменением положений отраслевого законодательства;
- возможности применения иных мер воздействия.
- Результаты такой работы позволили существенно сократить количество норм об административной ответственности в Особенной части КоАП – количество статей сокращено с 445 до 308, а составов административных правонарушений – с 896 до 621.
- Таким образом, изменения, внесенные в КоАП, положительным образом скажутся на ведении административного процесса в Республике Беларусь.
- По сообщению официального портала Министерства юстиции Республики Беларусь
КоАП РФ с ми и изменениями на 2020-2021 год
Кодекс РФ об административных правонарушениях представляет собой нормативно-правовой документ, направленный на защиту прав и свобод человека, оговоренных в Конституции. Также данный кодекс устанавливает общие начала, перечень всех правонарушений, органы, рассматривающие дела, порядок привлечения к ответственности и порядок исполнения решений по административным делам.
Административные правонарушения в повседневной жизни наблюдаются чаще других видов противоправных действий. К ним относятся различные совершенные проступки, заключающиеся в нарушении общественного порядка.
Если их сравнивать с преступлениями уголовного характера, то к первым применяются не столь строгие санкции и не предусматривают наказания в виде лишения свободы.
За каждое совершенное деяние, указанное в КоАП, предусмотрена определенная ответственность, все зависит от вида преступления.
Настоящий кодекс в действие в середине 2002 года. Регулирует административную ответственность за нарушение законных рамок, устанавливает порядок надлежащего исполнения постановлений о назначении наказаний, рассматривает разновидности и меры принуждения, относящиеся к КоАП РФ.
Главенствующая роль в кодексе отводится разъяснению защиты интересов граждан. Основной задачей данного юридического документа считается контроль порядка привлечения граждан к ответственности административного характера.
КоАП регулирует вопросы ответственности, которую несут иностранные граждане и должностные лица.
Представленный КоАП РФ включает статьи с развернутыми научными ми, которые приведены в виде пояснений из постановлений Пленума верхнего суда России. Статьи кодекса представлены в последней редакции с актуальными изменениями и поправками по состоянию на 2020-2021 год.
Нормы кодекса об административных правонарушениях полностью основаны на принципах Конституции России. Данный принцип заключается в обеспечении законности при исполнении мер административного правонарушения, равенстве всех граждан перед законными рамками. Также кодекс предусматривает рассмотрение презумпции невинности. Состоит из пяти разделов, которые подразделяются на главы и подразделы.
Некоторые главы КоАП повествуют о правонарушениях в информационной и торговой сфере, а также регулируют экологические правонарушения. С целью гарантированной защиты потерпевших граждан детально разработан процессуальный раздел. Также в КоАП РФ рассматривается правильный порядок предоставления юридической помощи лицу, которое привлекается к административной ответственности.
Представлять интересы может адвокат или любое другое лицо, которое законно оказывает юридическую помощь. Защищающие лица допускаются к делу с момента начала разбирательств по конкретному разбирательству.
После ознакомления с делом они имеют право предъявлять доказательства, подавать жалобы на решения и участвовать в рассмотрении дел.
Постановление об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящих судебных инстанциях.
Кодекс об Административных Правонарушениях РФ
Добро пожаловать на сайт «Кодекс об Административных Правонарушениях РФ», который будет полезен, в первую очередь, студентам и аспирантам юридических вузов. Здесь вы найдёте полный текст действующей редакции кодекса со всеми изменениями на 2020 год и комментарии к статьям.
Размещенные в образовательных целях цитаты из комментариев, находящихся в свободном доступе в открытых источниках сети Интернет, могут быть удалены по просьбе автора.
Переход к любой статье кодекса осуществляется через оглавление на главной странице, навигационную цепочку или систему поиска.
Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) посвящён исключительно наказаниям за действия или бездействия, являющиеся правонарушениями, но не имеющие признаков преступлений.
В какой-то степени КоАП можно назвать аналогом Уголовного кодекса. По крайней мере, оба документа основаны на перечне наказаний за нарушения законов.
Разница состоит в тяжести содеянного и, соответственно, силе наказания.
Общие положения КоАП РФ
КоАП, так же как и УК, состоит из общей и специальной части. Первая посвящена задачам этой сферы законодательства, предмету, основным понятиям. Вторая содержит перечень различных правонарушений и наказаний за них.
Административным правонарушением признаётся такое действие или бездействие, за которое предусмотрено наказание в КоАП РФ.
В этой формулировке так же проявляется аналогия с принципами построения Уголовного кодекса.
В КоАП и в УК РФ главным признаком правонарушения или преступления является виновность лица, которое могло не совершать противоправных действий, но всё же их совершило.
Законодательство об административных правонарушениях состоит из всей совокупности нормативных актов, издаваемых в различных законодательных структурах, с приоритетом федерального закона, то есть КоАП. Все эти нормативные акты посвящены, конечно, защите конституционных прав граждан Российской Федерации. Однако, как следует из статьи 1.2, перед КоАП стоят задачи:
- охраны прав;
- защиты личности;
- сохранения здоровья людей;
- охраны среды жизни человека;
- санитарно-гигиенической защиты людей;
- защиты нравственности;
- защиты законных интересов физ- и юрлиц;
- охраны общества и государства от разрушающего воздействия правонарушителей.
На каждого человека, находящегося в сфере юрисдикции законов Российской Федерации, распространяется презумпция невиновности. В КоАП она декларируется в статье 1.5. Этот принцип заключается в том, что человек, чья вина не доказана, считается не виновным, а все сомнения относительно его виновности трактуются в пользу подозреваемого.
Действие закона об административных правонарушениях имеет свою специфику. Как следует из статьи 1.7, люди, совершившие правонарушение, предусмотренные КоАП, могут быть наказаны:
- только по закону, действовавшему на момент совершения правонарушения;
- в результате производства по делу на основании закона, действовавшего на момент начала этого производства;
- по правилам смягчения или отмены наказания, если на момент рассмотрения дела в законодательстве произошли изменения (принцип обратной силы нормативов смягчения наказания);
- только по нормативам административного правонарушения, если на момент его совершения за подобное деяние было предусмотрено именно такое наказание.
К административной ответственности могут быть привлечены люди, достигшие возраста шестнадцати лет (ст. 2.3). В отличие от уголовной, к административной ответственности могут быть привлечены физические, юридические и должностные лица (ст. 2.4 и 2.10).
Освобождение от административной ответственности происходит по причинам невменяемости лица (ст. 2.8), малозначительности действия (ст. 2.9), совершения проступка в ситуации крайней необходимости, то есть для устранения опасности большей, чем само деяние (ст. 2.7).
Специальные административные дела
КоАП рассматривает следующие особые категории правонарушений.
- Права гражданина. Под этой формулировкой понимаются условия, при которых человек может участвовать в управлении страной. В данной главе рассматриваются нарушения, связанные с процедурами выборов кандидатов в органы власти различного уровня.
- Здоровье, санитарная безопасность и общественная нравственность. Шестая глава посвящена преимущественно нарушениям санитарно-гигиенических норм, незаконному обороту наркотических и психотропных веществ, занятиям проституцией, курению в неположенном месте, использованию нецензурной брани.
- Охрана собственности. Здесь рассматриваются нарушения в области землепользования, лесопользования, охраны объектов культурного наследия и т.п.
- Охрана природы. Глава 8 отличается от главы 6 тем, что здесь объектами взаимоотношений являются экологические системы, а так же их компоненты – почва, водоёмы, недра, леса и т.п.
- Промышленность, строительство и энергетика. Особенностью главы 9 являются правонарушения, совершённые при строительстве и эксплуатации различных хозяйственных и жилых объектов.
- Ветеринария, сельское хозяйство, мелиорация. Данная сфера деятельности связана с использованием земли для получения сельскохозяйственной продукции, а так же с санитарным контролем содержания домашних животных.
- Дорожное движение. Глава 12 практически вся посвящена проблемам безопасности дорожного движения, и ответственности за нарушение правил управления транспортом и содержания дорог.
- Предпринимательская деятельность. Нарушениями в данной сфере считаются отсутствие лицензий, регистрации, аккредитации. Кроме того, глава 14 предусматривает наказания за обман потребителей, фиктивное банкротство, нарушение правил оборота отдельных видов продукции и т.д.
- Финансы, налоги, ценные бумаги. Глава 15 посвящена наказаниям в сфере нецелевого использования бюджетных средств, нарушения правил бухучёта, невыполнения госзаказов, нарушения оборота ценных бумаг.
- Информация и связь. В главе 13 содержатся статьи, которые предусматривают наказания за самовольное строительство и эксплуатацию объектов связи, нарушение норм охраны персональных данных, отказ в предоставлении первичных статданных и т.д.
- Таможенное дело. Данные нормативы касаются процедуры прохождения таможенного контроля, нарушений внесения таможенных платежей, искажения предоставленной информации.
Таким образом, специальная часть КоАП охватывает практически все сферы деятельности физических и юридических лиц.
Нарушения в сфере управления и охраны общественного порядка
Нормативы данного тематического блока находятся в Разделе II. Однако они существенно отличаются от информации, содержащейся во всех остальных главах. Здесь предусмотрены наказания в области:
- неповиновения сотрудникам полиции;
- воспрепятствования деятельности должностного лица;
- отказа в предоставлении информации, не имеющей грифа «секретно»;
- нарушения правил присвоения географических названий;
- умышленной порчи паспорта и других документов, удостоверяющих личность;
- нарушения требований режима ЧП;
- незаконной детективной деятельности;
- распространения экстремистских материалов;
- правонарушений проведения воинского учёта.
Этот перечень представляет собой небольшую, но показательную часть всех нормативов КоАП, которые призваны регулировать взаимоотношения физических, юридических и должностных лиц в системе управления обществом. В целом, Кодекс РФ об Административных Правонарушениях призван через систему умеренных наказаний предотвратить нарушения законов Российской Федерации в более крупных масштабах.
Оглавление КоАП РФ
- Раздел I КоАП. Общие положения
-
- Глава 1. Задачи и принципы законодательства об административных правонарушениях
- Глава 2. Административное правонарушение и административная ответственность
- Глава 3. Административное наказание
- Глава 4. Назначение административного наказания
- Раздел II КоАП. Особенная часть
-
- Глава 5. Административные правонарушения, посягающие на права граждан
-
- Статья 5.1. Нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума
- Статья 5.2. Утратила силу.
- Статья 5.3. Неисполнение решения избирательной комиссии, комиссии референдума. Непредставление сведений и материалов по запросу избирательной комиссии, комиссии референдума
- Статья 5.4. Нарушение порядка представления сведений об избирателях, участниках референдума
Поправки в ПДД и КоАП: преступление и наказание
Самые значимые для водителей изменения Правил дорожного движения и Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП), готовящиеся или недавно вступившие в силу, комментирует юрист
Материалы по теме
НАЧИНАЮЩИЕ
- Тем, у кого стаж менее двух лет, запретят: буксировку, перевозку опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов.
- Начинающим мотоциклистам нельзя будет перевозить пассажиров.
- Обозначать мотоцикл специальным знаком «Начинающий водитель» необязательно, поэтому не совсем понятно, как инспектор на дороге будет определять стаж мотоциклиста.
С одной стороны, у начинающих водителей зачастую не хватает практических навыков, что приводит к ДТП, с другой — как быть тем, кто уверенно управляет транспортным средством? А еще непонятно, почему выбран именно двухгодичный интервал.
Ожидается, что эти поправки будут приняты в конце весны.
ЗИМНИЕ И ЛЕТНИЕ ШИНЫ
Вступивший в силу 1 января технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» обязал водителей использовать в декабре, январе и феврале только зимние шины.
Местным органам власти предоставлено право увеличивать срок использования зимних шин. Регламентом установлено, что глубина протектора зимних шин должна быть не менее 4 мм.
В летние месяцы запрещается эксплуатировать автомобиль с шипованными покрышками.
Эти требования нацелены на сокращение количества аварий по вине водителей, которые используют шины не по сезону. Нарушителю сделают предупреждение, а могут и оштрафовать на 500 рублей (ст. 12.5 КоАП РФ).
Материалы по теме
ВОДИТЕЛЬ СНОВА ПЬЯН
С 1 июля 2015 года повторное управление транспортным средством в состоянии опьянения будет грозить уголовным наказанием. Если водитель, будучи лишенным прав за «пьянку», вновь сел за руль в состоянии опьянения, то ему светит два года лишения свободы с лишением права управления на три года.
Напомню, что сейчас за управление автомобилем в пьяном виде грозит штраф 30 тысяч рублей и лишение прав на полтора- два года, а за повторное нарушение — штраф 50 тысяч и лишение на три года.
Ужесточение наказаний вряд ли исправит положение с пьянством за рулем. Ведь и сейчас они достаточно серьезны, а количество нетрезвых водителей не уменьшается. Видимо, тех, кто садится за руль под хмельком, суровость наказания не пугает. Или они уверены, что смогут «решить вопрос» на месте.
ШТРАФНЫЕ СКИДКИ
С 1 января 2016 года у проштрафившихся водителей появится возможность сэкономить. Если оплатить штраф в течение 20 дней с момента вынесения постановления, скидка составит 50%.
Подписавшись на уведомления Единого портала государственных услуг, можно своевременно узнавать о наличии штрафов и существенно экономить. Это, безусловно, хорошая новость.
Но дисконт не будет распространяться на «пьяные» статьи, ДТП с пострадавшими, повторные случаи превышения скорости на 40 км/ч и выше, выезд на встречку, проезд на красный сигнал светофора.
ЧЕРНЫЕ ЯЩИКИ
В декабре 2014 года Административный регламент, в котором прописан порядок несения службы сотрудниками ДПС, был дополнен рядом новых положений.
Теперь при использовании любой видео- и звукозаписывающей аппаратуры инспектор обязан предупредить об этом водителя.
А при оформлении ДТП он обязан сохранить записи видеорегистраторов и других носителей информации, имеющие к нему отношение. Это поможет рассмотреть обстоятельства происшествия максимально объективно.
Минюст обнародовал проект нового Кодекса об Административных Правонарушениях
МОСКВА, 30 января. /ТАСС/. Министерство юстиции России обнародовало проект нового Кодекса об административных правонарушениях.
- «Законопроектом предлагается ввести в действие Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Процессуальный кодекс РФ об административных правонарушениях с 1 января 2021 года, за исключением положений, для которых установлены иные сроки введения их в действие», — говорится в пояснительной записке к документу.
- Новый КоАП сократит число административных правонарушений, в связи с чем после вступления в силу нового варианта Кодекса дела об административных правонарушениях, которые в нем не предусмотрены, должны быть прекращены.
- Также с 1 января 2021 года не подлежат исполнению уже вынесенные решения о привлечении к административной ответственности за те правонарушения, которые не были включены в новый вариант КоАП, говорится в опубликованном на федеральном портале проектов нормативных правовых актов законопроекте о введении в действие нового КоАП.
- Новый Кодекс об административных правонарушениях сократит предельный срок назначения обязательных работ.
«Существенно сокращен предельный срок назначения обязательных работ. В новом КоАП он составит 60 часов вместо 200 часов в действующей редакции», — говорится в пояснительной записке к проекту КоАП.
При этом обязательные работы предлагается не назначать беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, детей-инвалидов, одиноким родителям (или лицам их заменяющим), имеющим ребенка в возрасте до 14 лет, инвалидам I и II групп, лицам, осуществляющим уход за инвалидом I и II групп, в том числе за ребенком-инвалидом.
Также данный вид административного наказания предлагается не назначать военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, прокурорским работникам, сотрудникам Следственного комитета, имеющим специальные звания сотрудникам органов внутренних дел, войск национальной гвардии, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, таможенных органов, органов принудительного исполнения, сотрудникам дипломатических представительств, консульских учреждений РФ, постоянных представительств РФ при международных организациях.
Нововведения
Кроме того, проект нового КоАП предусматривает целый ряд нововведений.
Как говорится в пояснительной записке к проекту нового Кодекса, общий срок давности привлечения к административной ответственности увеличен до одного года.
Кроме того, в новом варианте исключены верхний и нижний пределы административных штрафов — их размеры предлагается сохранить лишь в региональных законах об административных правонарушениях, то есть в разных регионах размеры штрафов могут быть разными (за исключением городов федерального значения — Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).
Будущий кодекс предполагает расширение возможности конфискации — она может быть распространена «не только на орудия и предметы административного правонарушения, но и на не являющиеся орудиями совершения или предметами административного правонарушения маломерные суда, автомототранспортные средства, а также прицепы к ним, подлежащие государственной регистрации, принадлежащие на праве собственности лицам, привлеченным к административной ответственности за совершение отдельных административных правонарушений».
К административной ответственности смогут привлекать и за правонарушения, совершенные за пределами РФ «в случае, если указанное административное правонарушение направлено против интересов Российской Федерации, а также в случаях, предусмотренных международным договором РФ, если указанное лицо не было привлечено за соответствующее деяние к уголовной или административной ответственности».
Штрафы
Проект Процессуального кодекса РФ об административных правонарушениях (в который выведены процессуальные моменты привлечения к административной ответственности, в действующем КоАП они в одном кодексе с разделом о видах административных правонарушений — прим. ТАСС) значительно увеличивает виды штрафов, которые можно будет оплатить с дисконтом в 50%.
Если в действующем КоАП выплата половины штрафа возможна лишь по штрафам, назначенным по ряду статьей об административных правонарушениях в области дорожного движения, то новый кодекс дает такую возможность так же и «при уплате административного штрафа за совершение административного правонарушения, не являющегося грубым, , а также при уплате административного штрафа за совершение административного правонарушения в области таможенного дела, в области транспортной безопасности». При выплате такого штрафа не позднее 20 дней со дня вынесения постановления о назначении административного наказания штраф «может быть уплачен в размере половины суммы наложенного административного штрафа», говорится в пояснительной записке.
Нарушения ПДД
Наиболее известная глава КоАП РФ 12 «Административные правонарушения в области дорожного движения» стала 21 главой нового свода, который также пополнился тремя статьями.
Раньше в эту главу входили 42 статьи, в новой редакции КоАП будет 41 статья. По замыслу авторов проекта, в обновленном кодексе должны появиться три новые статьи. Так, статья 21.
29 «Систематическое нарушение правил эксплуатации, использования транспортного средства и управления транспортным средством» предусматривает административное наказание для водителей, нарушивших правила более трех раз, за исключением тех случаев, когда их «поймали» системы фотовидеофиксации.
По данной статье водитель может быть лишен прав на срок от года до 1,5 лет. Люди без водительских прав могут быть привлечены к штрафу в размере от 10 до 30 тыс. рублей.
Новая статья 21.30 «Опасное вождение» предусматривает наложение административного штрафа в 5 тысяч рублей. Еще одно нововведение в этой главе — статья 21.
41 «Управление по дорогам общего пользования средствами и механизмами, не предназначенными для движения по таким дорогам». По первой части статьи на водителя может быть наложен административный штраф в размере от 5 до 15 тыс. рублей.
Вторая часть предусматривает штраф от 20 до 30 тыс. рублей либо от 20 до 60 часов обязательных работ за такое повторное нарушение.
При этом из кодекса исключаются статьи 12.21.1 «Нарушение правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства», 12.21.
3 «Несоблюдение требований законодательства РФ о внесении платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн», 12.31.
1 «Нарушение требований обеспечения безопасности перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» а также 12.35 «Незаконное ограничение прав на управление транспортным средством и его эксплуатацию».
Санкции за нарушение пожаробезопасности
Новый Кодекс об административных правонарушениях вводит наказание в виде приостановки работы объекта на срок до 30 суток за повторное нарушение требований пожарной безопасности.
Административный запрет деятельности на срок до 30 суток будет предусмотрен за повторное нарушение требований пожарной безопасности на объектах, отнесенных к категории чрезвычайно высокого, высокого или значительного риска.
Речь идет о таких нарушениях, как неисправность источников противопожарного водоснабжения, автоматических установок пожаротушения, систем пожарной сигнализации, оповещения, противодымной защиты, а также несоответствие эвакуационных выходов требованиям пожарной безопасности.
В нынешней редакции КоАП нет нормы, предусматривающей приостановление деятельности объекта за повторно выявленное нарушение пожарной безопасности.
По действующим нормам пожарный инспектор может через суд приостановить работу объекта, но только в случае, если грубые нарушения пожарной безопасности не устранены на момент второй внеплановой проверки.
Также в действующем КоАП не конкретизируются нарушения и не уточняются объекты, к которым может применяться данный вид административного наказания. Вместе с тем максимальный срок закрытия объекта сейчас составляет 90 суток.
В 2019 году законодательно было закреплено шесть категорий риска для объектов: чрезвычайно высокая, высокая, значительная, средняя, умеренная, низкая. Для каждой из них определена периодичность проверок на предмет соблюдения обязательных требований пожарной безопасности.
К категории чрезвычайно высокого риска относятся социально значимые объекты с круглосуточным пребыванием людей. Высокий риск установлен для школ, вузов, училищ, театров, кинотеатров, крупных торгово-развлекательных центров, в которых одновременно могут находиться более 5000 человек.
Торговые центры и другие объекты, на которых одновременно могут находиться более 1000 человек, подпадают под категорию значительного риска.
Ответственность за детский отдых
Новый российский Кодекс об административных правонарушениях вводит штраф для индивидуальных предпринимателей за нарушение санитарных требований к организации детского отдыха.
Из проекта следует, что за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям пребывания, воспитания, обучения, отдыха и оздоровления детей, а также ухода и присмотра за ними на ИП может быть наложен штраф от 200 тыс. до 500 тыс. рублей или административный запрет деятельности на срок до 30 суток. Действующий кодекс накладывает штраф только на должностных и юридических лиц.
Кроме того, в главе отсутствуют санкции за повторное нарушение санитарных требований.
Регионы должны будут привести местный КоАП в соответствие с новым федеральным до 1 января 2022 года. Кроме того, изменения в будущий КоАП и Процессуальный кодекс об административных правонарушениях могут вноситься лишь при наличии отзывов правительства РФ.