Иные требования, в том числе учитывающие особенности предоставления государственной услуги в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг и особенности предоставления государственной услуги в электронной форме

Стандарты обеспечения доступности услуг для пожилых граждан и граждан с ограниченными возможностями. Права граждан в области доступности услуг. Инструменты и методы повышения доступности услуг. Портал госуслуг.

  • Начнем с понятия «Государственная услуга».
  • Под государственной услугой понимается деятельность уполномоченного органа по исполнению запросов граждан или организаций о признании, установлении, изменении или прекращении их прав, установлении юридических фактов, а также предоставлении документированной информации.
  • Базовыми признаками государственной услуги являются:
  • наличие конкретного лица, обратившегося за получением услуг;
  • связь с правами и обязанностями граждан;
  • орган исполнительной власти в качестве адресата обращения за услугой для любого заявителя;
  • взаимодействие сторон в процессе оказания услуги.

Последние несколько лет повышение качества и доступности государственных услуг было одним из основных направлений деятельности Правительства России. В ходе административной реформы разрабатывались стандарты государственных услуг – системы требований к государственным услугам в интересах получателей.

В настоящее время основной спрос на государственные услуги сместился из области предпринимательства и управления имуществом в сторону социально-ориентированных услуг: социальная помощь, пособия, содействие занятости и т.п.

Для повышения физической комфортности получения услуги (от более удобного помещения до возможности быстро оплатить квитанции) потребовались значительные капитальные вложения в инфраструктуру присутственных мест, благодаря чему был создан новый способ предоставления государственных услуг –  многофункциональных центров (МФЦ).

 Многофункциональные центры оказания государственных и муниципальных услуг (МФЦ) — российская организация независимо от организационно-правовой формы, отвечающая установленным требованиям, и уполномоченная на организацию предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме, по принципу «одного окна».

  

Для пользователя важно получение качественных услуг, отвечающих требованиям стандартов. Для этого должны быть:

  • минимизация действий, количества документов требуемых от получателя государственной услуги;
  • возможность виртуального (заочного) обращения получателей гос. услуги в орган, ее оказывающий;
  • учет мнения, предпочтений и интересов получателей государственной услуги, защита и обеспечение их прав на качественную и доступную услугу.

О стандартах будет рассказано в отдельной лекции.

Качество услуг должно рассматриваться с точки зрения восприятия получаемого результата потребителями.

Это понятно: отношение населения к власти формируется в первую очередь исходя из того, насколько успешным и комфортным было общение с чиновниками в той или иной бытовой ситуации.

Общую структуру потребностей получателей госуслуг, которая должна быть учтена в стандарте, можно увидеть на рис. 3.1.

Иные требования, в том числе учитывающие особенности предоставления государственной услуги в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг и особенности предоставления государственной услуги в электронной формеРис. 3.1. Потребности получателей государственных услуг

Особо отметим требования стандартов к обеспечению доступности услуг для пожилых и граждан с ограниченными возможностями.

Качество социальных услуг для всех категорий граждан определяется в соответствии с национальным стандартом РФ ГОСТ Р 52142-2003 (принят постановлением Госстандарта РФ от 24 ноября 2003 г. N 326-ст) (http://www.norm-load.ru/SNiP/Data1/41/41655/index.htm).

В этом стандарте указано, что основными факторами, влияющими на качество социальных услуг, предоставляемых населению учреждениями, являются:

  • наличие и состояние документов, в соответствии с которыми функционирует учреждение;
  • условия размещения учреждения;
  • укомплектованность учреждения специалистами и их квалификация;
  • специальное и табельное техническое оснащение учреждения (оборудование, приборы, аппаратура и т.д.);
  • состояние информации об учреждении, порядке и правилах предоставления услуг клиентам социальной службы (далее — клиенты);
  • наличие собственной и внешней систем (служб) контроля над деятельностью учреждения.

  Действительно, учреждение должно быть размещено в специально предназначенных зданиях или помещениях, доступных для всех категорий обслуживаемых граждан, в том числе инвалидов и пожилых людей.

По размерам и состоянию помещения должны отвечать требованиям санитарно-гигиенических норм и правил безопасности.

Помещения должны быть обеспечены всеми средствами коммунально-бытового обслуживания и оснащены телефонной связью.

  Оборудование, приборы и аппаратура должны содержаться в технически исправном состоянии, иначе под вопросом может оказаться сам процесс оказания услуги.

  Учреждение должно располагать необходимым числом специалистов в соответствии со штатным расписанием.

Каждый специалист должен иметь соответствующие образование, квалификацию, профессиональную подготовку, обладать знаниями и опытом, необходимыми для выполнения возложенных на него обязанностей.

Квалификацию специалистов следует поддерживать на высоком уровне постоянной учебой на курсах переподготовки и повышения квалификации.

Сотрудники учреждения должны обладать высокими моральными и морально-этическими качествами, чувством ответственности и руководствоваться в работе принципами гуманности, справедливости, объективности и доброжелательности. При оказании услуг персонал учреждения должен проявлять к клиентам максимальные чуткость, вежливость, внимание, выдержку, предусмотрительность, терпение и учитывать их физическое и психическое состояние.

  Учреждение обязано любым способом, предусмотренным законодательством Российской Федерации доводить до граждан следующую ключевую информацию: его наименование и местонахождение; перечень выполняемых услуг и их характеристики, в том числе условия ее предоставления и стоимость. При этом информация должна быть достоверной и полной.

  Говоря об электронных услугах, надо отметить, что одним из важнейших компонентов качественной услуги является функционирующая без сбоев и удобная в эксплуатации информационная система.

К примеру, в городе Ульяновске и в районных управлениях соцзащиты в 2011 году был осуществлен запуск в опытную эксплуатацию Интеграционной информационной системы (ИИС) органов социальной защиты населения, разработанной компанией «Систематика».

  Благодаря переносу данных о льготниках в единую, непротиворечивую и актуальную базу данных были автоматизированы процессы предоставления гражданам денежных и натуральных мер социальной поддержки, такие как прием граждан, регистрация документов и заявлений, назначения и выплаты мер социальной поддержки, формирование выплатных документов и других. Кроме того, был реализован интернет-сервис дистанционного получения данных о начисленных гражданам суммах за жилищно-коммунальные услуги и данные о совместно проживающих с льготником граждан из Расчетного информационного центра г. Ульяновска.

  Таким образом, комфортность предоставления услуг зависит от их доступности.

Кроме государственных служб и многофункциональных центров, за получением услуг в электронной форме можно обратиться с помощью персонального компьютера, подключенного к сети Интернет, к действующим информационным порталам государственных услуг Российской Федерации (http://www.gosuslugi.ru/) (рис. 3.2) и государственных услуг в Санкт-Петербурге (http://gu.spb.ru/).

Иные требования, в том числе учитывающие особенности предоставления государственной услуги в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг и особенности предоставления государственной услуги в электронной форме

Рис. 3.2. Информационный портал государственных услуг Российской Федерации

На порталах можно найти подробную информацию по интересующим потребителя вопросам:

  • подробное описание технологии предоставления услуги с указанием сроков её предоставления;
  • перечень документов, которые заявитель должен предоставить в орган;
  • образцы заявлений и форм, которые требуются для заполнения при обращении за услугой;
  • справочник органов и организаций, предоставляющих услуги;
  • «обратная связь» — заявитель может оставить свои отзывы и предложения о работе органов и организаций, о работе порталов и о предоставлении услуг в электронном виде.

Каждый орган власти, орган местного самоуправления, государственные предприятия (учреждения) имеют свои информационные сайты, где размещаются:

  • контактные данные (адреса, телефоны, электронная почта, график работы);
  • основные цели и виды деятельности органов (организаций);
  • нормативные правовые акты, регулирующие деятельность органов (организаций);
  • административные регламенты предоставления государственных и муниципальных услуг, которыми, в том числе, регулируется досудебное (внесудебное) рассмотрение жалоб (претензий) в процессе получения государственных и муниципальных услуг;
  • проекты нормативных правовых актов и проектов административных регламентов для проведения публичного обсуждения, в том числе с участием общественных организаций;
  • механизм «обратной связи» с органом (организацией) в электронном виде.
Читайте также:  Ii. Оборудование зон упражнений

Например, получить доступ к сайтам исполнительных органов и органов местного самоуправления можно через официальный портал Администрации Санкт-Петербурга (http://gov.spb.ru/).

* * *

Использование удаленного доступа к получению услуг является достаточно эффективным способом повышения их качества и доступности.

Очень часто информирование граждан о возможностях и готовности государства оказать ту или иную помощь может дать значительный положительный эффект.

Кроме того, организация единых, универсальных мест обслуживания по той или иной схеме (МФЦ, центры социального обслуживания), комбинирование близких услуг позволяет справиться с возрастающим потоком посетителей и сделать их получение комфортным для потребителей.

Практика

Упражнение 3.1

На информационном портале государственных услуг Российской Федерации (http://www.gosuslugi.ru/) найдите сведения об услуге «Предоставление при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно».

Возникли ли у вас проблемы при поиске сведений об услуге? Какие?Насколько полезной для вас оказалась найденная информация?Как вы оцениваете наличие версии портала для слабовидящих?

Упражнение 3.2

На портале государственных услуг в Санкт-Петербурге (http://gu.spb.ru/) найдите сведения об услуге «Предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Санкт-Петербурге в форме денежных выплат».

Возникли ли у вас проблемы при поиске сведений об услуге? Какие?Насколько полезной для вас оказалась найденная информация?Какой из двух порталов показался вам более удобным для посетителя? Почему?

Нормативно-правовая база предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональном центре

Плахотина, Е. В. Нормативно-правовая база предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональном центре / Е. В. Плахотина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 38 (224). — С. 139-141. — URL: https://moluch.ru/archive/224/52759/ (дата обращения: 08.04.2021).



В данной статье рассмотрена правовая база предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональном центре на федеральном уровне. Проанализированы тексты нормативных источников и сделана оценка состоянию нормативно-правовой базы предоставления услуг.

Ключевые слова: федеральный закон,нормативно-правовой акт, государственная услуга, муниципальная услуга.

В настоящее время каждая сфера деятельности основывается на определенной нормативно-правовой базе. Правовой базой являются официальные письменные (изданные) документы, определяющие законодательное обоснование деятельности любого учреждения и организации.

Нормативно-правовую базу предоставления государственных и муниципальных услуг на федеральном уровне регулирует Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27.07.2010 № 210–ФЗ.

Данный закон регулирует отношения, которые возникают в связи с предоставлением услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления.

В Федеральном законе раскрыты понятия государственной и муниципальной услуги, выявлены основные принципы оказания услуг, отображены права заявителей и обязанности органов, предоставляющих услуги населению и отображена процедура организации предоставления государственных и муниципальных услуг.

Государственная и муниципальная услуга — это деятельность по реализации функций органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, которая производится по запросам граждан.

Услуги основываются на принципах правомерности предоставления услуг органами, открытости деятельности данных органов, доступности обращений за получением той или иной услуги, а также возможность получать услуги в электронной форме [1, ст. 4].

Также в Главе 1 подробно прописываются права заявителей и обязанности органов, предоставляющих услугу.

Правами заявителей являются право на получение услуги своевременно, право на получение полной и достоверной информации о порядке оказания услуги, право на получение услуги в любой форме.

Соответственно обязанностью органов является предоставление услуги в соответствие с административными регламентами в любой форме, в том числе электронной.

В Главе 4 отображены особенности предоставления услуг в многофункциональном центре, права, функции и ответственность многофункционального центра.

Далее следует рассмотреть Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг» от 22.12.2012 № 1376.

В данном документе прописаны правила организации деятельности многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг.

Многофункциональный центр — это учреждение, которое выполняет функцию взаимодействия между органами власти и гражданами по принципу «одного окна» [4, ст. 1].

В центре заявители могут получить бесплатный доступ к Единому порталу госуслуг, оплатить услуги. Кроме того, гражданам могут предоставляться нотариальные, копировально-множительные, банковские услуги, а также услуги бесплатного доступа к правовым системам.

Особенности организации предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ В МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕНТРАХ

Н.В. Климовских, канд. экон. наук, доцент А.А. Ратова, магистрант Е.С. Агаркова, магистрант

Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина (Россия, г. Краснодар)

DOI: 10.24411/2411-0450-2018-10131

Аннотация. В данной статье рассмотрены проблемы. функционирования Многофункциональных центров услуг (МФЦ), а также проанализированы. итоги создания таких центров как фактора формирования конкурентной среды, и повышения качества предоставления государственных услуг. Составлен рейтинг субъектов РФ по уровню внедрения Электронного правительства по Центральному федеральному округу.

Ключевые слова: Многофункциональный центр, Росстат, Единый портал государственных и муниципальных услуг, органы местного самоуправления, Мои документы.

Многофункциональный центр в настоящее время может быть учреждением любой организационной правовой формы, которое соответствует требованиям и функциям МФЦ, помещениям МФЦ, к взаимодействию МФЦ с заявителем и органами, которые предоставляют государственные и муниципальные услуги, и другим условиям, которые устанавливаются законодательством РФ.

В роли организатора МФЦ выступает процесс предоставления государственных и муниципальных услуг. Межведомственное взаимодействие организуется на основе соглашений, которые фиксируют порядок документационного и информационного обмена, в определенные сроки выполнения необходимых административных процедур и ответственность органов и МФЦ при предоставлении государственных услуг.

Идея общего бренда системы МФЦ заключается в том, что документы нужны людям в важные и значимые моменты их жизни.

Первый паспорт, свадьба, рождение ребенка, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения дошкольного образования (детские сады), свое дело или новый дом — в таких ситуациях людям важно получить необходимые им документы без проблем и как можно скорее вернуться к решению своих текущих вопросов. Система МФЦ стремится быть надежным спутником для человека на протяжении всей жизни, быть

  • рядом и делать процесс получения документов простым и необременительным [1].
  • МФЦ определен ключевыми ценностями единого бренда, такие как: внимание к потребностям людей, дружелюбный сервис и комфорт, близкое расположение центров и офисов, а также доступность государственных услуг и инфраструктуры МФЦ каждому россиянину.
  • Росстат опубликовал итоги ежегодного исследования доли граждан, которые используют электронные госуслуги — в 2016 году, согласно результатам, показатель в среднем по России составил 51,3% при плановом значении 50%.
  • Согласно указу президента РФ №601 «Об основах направления совершенствования системы государственного управления» от 7 мая 2012 года, целевой показатель по доле граждан, использующих электронные государственные услуги и МФЦ, в 2018 году должен составлять 70%.
Читайте также:  Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств

На сегодняшний день лидером остается Республика Татарстан, где электронными услугами, согласно Росстату, пользуются 79,7% граждан. Остальные лидеры из топ-5 по сравнению с прошлым годом полностью сменились. Выделим в таблице 1 — 10 первых регионов.

  1. В прошлом году общий показатель по стране составил 39,6%, лидерами были Татарстан, Москва, Калининградская область, Тульская область, Приморский край [2].
  2. Таблица 1. Результаты 2016 года по регионам в порядке убывания показателя, %
  3. Доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме и МФЦ

Показатель 2014 г. 2015 г. 2016 г.

  • Российская Федерация 35,2 39,6 51,3
  • Республика Татарстан (Татарстан) 63,0 65,2 79,7
  • Ханты-Мансийский автономный округ 62,3 27,4 74,1
  • Чувашская Республика — Чувашия 51,6 48,4 69,0
  • Калужская область 34,0 40,7 68,7
  • Тюменская область 54,8 37,5 67,7
  • г. Москва 54,9 64,3 65,3
  • Воронежская область 16,8 39,2 64,2
  • Владимирская область 39,8 45,6 62,5
  • Амурская область 27,1 38,9 62,0
  • Тульская область 23,5 55,6 61,5
  • Плановый показатель в 50% преодолело более 30 регионов. Наибольшие изменения в 2016 году по сравнению с 2015-м произошли в Ханты-Мансийском автономном округе (с 27,4% до 74,1%), в Курской области (с 13,1% до 53,8%), в Республике Алтай (с 23,4% до 56,3%), в Ставрополь-
  • Механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме — действия заявителя, совершенные в электронной форме, при получении услуги с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муни-
  • ском крае (с 28% до 60,1%), в Тюменской области (с 37,5% до 67,7%).
  • Больше всего снизили долю Архангельская (с 43,8% до 29,9%), Ленинградская области (с 51 до 39,1%), Ямало-Ненецкий автономный округ (с 52,7% до 40,4%), Саратовская область (с 35,6% до 26%) [2].
  • ципальных услуг (функций)», порталов государственных и муниципальных услуг субъектов РФ, а также официальных сайтов органов государственной власти и органов местного самоуправления:
  • — запись на прием в орган (организацию), многофункциональный центр пре-
  • Таблица 2. Результаты 2016 года по округам в порядке убывания показателя, %

Показатель 2014 г. 2015 г. 2016 г.

  1. Российская Федерация 35,2 39,6 51,3
  2. Центральный федеральный округ 37,6 48,0 56,3
  3. Приволжский федеральный округ 38,1 42,6 55,3
  4. Уральский федеральный округ 47,1 35,3 53,1
  5. Южный федеральный округ 25,1 34,6 48,4
  6. Дальневосточный федеральный округ 41,8 33,8 48,0
  7. Северо-Кавказский федеральный округ 16,9 19,9 45,5
  8. Северо-Западный федеральный округ 31,9 39,3 43,7
  9. Сибирский федеральный округ 29,0 30,2 40,8
  10. доставления государственных и муниципальных услуг для подачи запроса;
  11. — формирование запроса;
  12. — прием и регистрация органом (организацией) запроса и иных документов, необходимых для предоставления услуги;
  13. — оплата государственной пошлины за предоставление услуг и уплата иных платежей, взимаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  14. — получение результата предоставления услуги;
  15. — досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий (бездействия) органа (организации), должностного лица органа (организации) либо государственного или муниципального служащего.

Главное отличие Центров для деловых кругов — это работа исключительно с предпринимателями и юридическими лицами. Глобальное развитие анонсировано премьер-министром РФ в январе 2016 года, к марту появилось несколько пилотных точек для деловых кругов.

МФЦ для бизнеса — профильные филиалы бренда «Мои документы», работающие исключительно с предпринимателями и юридическими лицами.

Широкий спектр услуг, предоставляемых данными учреждениями, позволяет решать различные вопросы, стоящие перед организацией: от регистрации до получения лицензий [3].

Проанализировав документы, которые определяют деятельность подобных центров, можно выделить их основные особенности. Прежде всего — это универсальность. Все услуги предоставляются в одном «супермаркете»: отпадает необходимость посещать несколько государственных органов.

Далее — экстерриториальность. Сервис необходимый гражданам можно получить независимо от места нахождения организации. Конечно же, и высокий уровень обслуживания. В организациях такого типа должен быть не только вежливый персонал, но и условия для ожидания, консультаций с менеджерами.

Определяющей является благожелательная атмосфера. Ещё один важный фактор продуктивной работы — это взаимное уважение, за счёт которого все стороны

работы получают удовольствие от сотрудничества. Это и является идеальной картиной МФЦ.

Более 2 млн. обращений граждан ежегодно обрабатывается со средним уровнем удовлетворенности качеством предоставления услуг 95% (требование — не менее 90% к 2018 году).

Развитие сети центров предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» способствует сокращению сроков предоставления услуг, ликвидации очередей и, как следствие, повышению уровня удовлетворенности граждан работой органов государственной власти.

Наш регион, по мнению Министерства экономического развития, является ярким примером того, что предоставление государственных и муниципальных услуг в режиме «одного окна» стало одной из самых успешных и перспективных форм взаимодействия государства с населением.

У МФЦ очень простая, но чрезвычайно значимая цель — содействовать развитию субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность по всем направлениям, и создавать в МФЦ условия для привлечения граждан к предпринимательской деятельности в различных сферах. Перечень предоставляемых услуг для представителей малого бизнеса регулярно актуализируется, добавляются наиболее востребованные услуги.

В настоящее время согласно методическим рекомендациям Министерства экономического развития ведется разработка концепции развития проекта «МФЦ для бизнеса» в Липецкой области на период до 2018 года.

Опыт Липецкой области отмечен на федеральном уровне как необходимый к тиражированию по всей стране.

Создание и развитие специализированных центров «Мои Документы» для бизнеса позволит снизить административные барьеры, исключить избыточные требования, максимально улучшить инвестиционный климат в регионе.

  • Центры «Мои Документы» области не только предоставляют разноплановые услуги для представителей бизнеса, но и стали образовательной площадкой для предпринимателей, на которой регулярно
  • проходят семинары, бизнес-слёты, обуче- ность МФЦ должны стать фактором, кото-ние начинающих бизнесменов, студентов рый увеличит количество субъектов мало-и граждан, уже осуществляющих пред- го предпринимательства в регионе, а, сле-принимательскую деятельность. довательно, приведет к росту доли налого-
  • Снижение административных барьеров, вых поступлений от этого сектора эконо-повышение комфортности и качества об- мики в областной бюджет и послужит раз-служивания, просветительская деятель- витию региона.
  • Библиографический список

1. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016), 6 октября 2003 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/.

2. Куркина М.П. Технологии управления социальной сферой региона / М.П. Куркина. -Курск, 2014. — С. 17-18.

3. Погорелова Н. В. Социальная эффективность маркетинга территории на примере Ростовской области // Практический маркетинг. — 2014. — №12 (214). — С. 40-48.

FEATURES OF THE ORGANIZATION OF PROVIDING GOVERNMENT AND MUNICIPAL SERVICES IN MULTIFUNCTIONAL CENTERS

N.V. Klimovskiy, candidate of economic sciences, associate professor

A.A. Ratova, graduate student

E.S. Agarkova, graduate student

Kuban state agrarian university

(Russia, Krasnodar)

Abstract. This article discusses the problems. functioning of the Multifunctional Service Centers (MFC), as well as analyzed.

the results of the creation of such centers as a factor in creating a competitive environment, and improving the quality of public services.

The rating of the subjects of the Russian Federation by the level of implementation of e-government in the Central Federal District.

Keywords: Multifunctional center, Rosstat, Single portal of state and municipal services, local governments, My documents.

Многофункциональные центры: правила взаимодействия

Одна из задач целевой программы «Электронная Россия» – упростить процесс получения госуслуг. Для этого были созданы специальные центры. Учреждения должны взаимодействовать с ними на основании порядка, установленного Правительством РФ (Постановление Правительства РФ от 27 сентября 2011 г. № 797 (вступило в силу 13 октября)).

Читайте также:  Перечень медицинских ограничений к управлению транспортным средством

Рекомендации Правительства РФ

Для начала отметим, что федеральным органам исполнительной власти и органам государственных внебюджетных фондов предписано обеспечить заключение соглашений о взаимодействии с многофункциональными центрами. На их основании организуется процесс предоставления государственных услуг в соответствии с утвержденным перечнем.

При этом не исключается возможность предоставления многофункциональными центрами и иных государственных услуг по соглашению сторон. В пункте 3 постановления № 797 содержится целый ряд рекомендаций, адресованных федеральным, региональным и муниципальным органам.

Так, федеральным органам исполнительной власти и органам государственных внебюджетных фондов рекомендовано организовать предоставление госуслуг, указанных в Примерном перечне, утвержденном этим же постановлением.

Региональным и муниципальным органам в свою очередь рекомендуется утвердить перечни услуг, предоставление которых будет организовано в многофункциональных центрах. А Министерство экономического развития РФ должно утвердить примерную форму соглашения о взаимодействии.

При этом Правительство Российской Федерации определяет целый ряд положений, которые должны быть отражены в данном документе, в частности, порядок участия многофункционального центра в предоставлении государственных (муниципальных) услуг, а также его права и обязанности.

Принцип «одного окна»

Предоставление государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах должно осуществляться по принципу «одного окна». Содержание данного принципа раскрывает статья 15 Закона о госуслугах.

А именно государственная или муниципальная услуга предоставляется после однократного обращения заявителя с соответствующим запросом.

При этом взаимодействие с органами, предоставляющими такие услуги, осуществляется многофункциональным центром без участия заявителя в соответствии с нормативными правовыми актами и соглашением о взаимодействии.

То есть в идеале человек может прийти в центр, подать заявление и получить все необходимые ему услуги в одном окне, и его не должны посылать подписывать документы в другом кабинете, заверять подписи в третьем и т. д. Этой же статьей предусмотрено, что требования к заключению соглашений о взаимодействии между учреждениями устанавливаются Правительством РФ.

Таким образом, постановление № 797, как и ряд других нормативных правовых актов (например, Правила организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных (муниципальных) услуг, утвержденные постановлением Правительства РФ от 3 октября 2009 г. № 796), призвано конкретизировать и обеспечить реализацию норм Закона о госуслугах.

Порядок заключения соглашения

Постановлением № 797 утверждены три документа, которые урегулируют процесс заключения соглашений.

Основным является Положение о требованиях к заключению соглашений о взаимодействии между многофункциональными центрами и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления  (далее – Положение).

Обратим внимание, что требования к самим соглашениям о взаимодействии, в частности, их содержанию, определены непосредственно в Законе о госуслугах  (ст. 18).

Соглашение о взаимодействии заключается между многофункциональным центром в лице его руководителя и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, государственных внебюджетных фондов, государственной власти субъектов РФ или местного самоуправления. 

>|Многофункциональным центром может быть российская организация независимо от организационно-правовой формы (в том числе являющаяся автономным учреждением), отвечающая требованиям, установленным Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ, и уполномоченная на организацию предоставления государственных и муниципальных услуг.

||Материально-техническое и финансовое обеспечение предоставления услуг через многофункциональные центры осуществляется за счет средств бюджета соответствующего публично-правового образования (п. 5 постановления № 797).

||Не исключается возможность предоставления некоторыми многофункциональными центрами государственных и муниципальных услуг только в электронной форме (ч. 3 ст. 15 Закона № 210-ФЗ).|

О требованиях к предоставлению государственных и муниципальных услуг в электронной форме

26 марта 2016 14:00

Постановление от 26 марта 2016 года №236. Органам государственной власти и организациям предоставлено право определять целесообразность перевода отдельных процедур в электронную форму.

Состав действий, которые заявитель вправе совершить в электронной форме при получении услуги с использованием единого портала, порталов услуг, официальных сайтов, определяется в административном регламенте предоставления услуги, который одобряется решением федеральных или региональных органов исполнительной власти. Это позволит обеспечить единый подход к предоставлению государственных и муниципальных услуг в электронной форме.

Справка

  • Постановление от 26 марта 2016 года №236 в действующей редакции

Внесено Минкомсвязью в рамках реализации Федерального
закона от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления
государственных и муниципальных услуг».

При реализации проекта по
переходу на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной
форме был выявлен ряд сложностей, в том числе отсутствие единого подхода к
порядку предоставления услуг в электронной форме, а также фактическая и
юридическая невозможность для ряда услуг реализовать все этапы Плана перехода
на предоставление государственных и муниципальных услуг и использования
государственных функций в электронном виде федеральными органами исполнительной
власти (утверждён распоряжением Правительства от 17 октября 2009 года №1555-р,
далее – План).

Кроме того, в соответствии с
действующим законодательством при предоставлении ряда государственных услуг не
допускается возможность для заявителей представлять документы в электронной
форме, а также получать в электронной форме результаты ряда госуслуг. В то же
время такие меры предусмотрены Планом.

  • Подписанным постановлением утверждены
    требования к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных
    услуг (далее соответственно – Требования, услуги).
  • Требования определяют порядок
    предоставления услуг в электронной форме федеральными органами исполнительной
    власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной
    власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления.
  • При предоставлении услуг в
    электронной форме посредством федеральной государственной информационной
    системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее –
    единый портал), порталов государственных и муниципальных услуг субъектов
    Федерации (далее – порталы услуг), а также официальных сайтов органов
    государственной власти и органов местного самоуправления (далее – официальные
    сайты) заявителю должны обеспечиваться:
  • — получение информации о
    порядке и сроках предоставления услуги;
  • — запись на приём в орган
    (организацию), многофункциональный центр предоставления государственных и
    муниципальных услуг (далее – многофункциональный центр) для подачи заявления о
    предоставлении услуги;
  • — формирование запроса о
    предоставлении услуги;
  • — приём и регистрация органом
    (организацией), предоставляющим услугу, запроса и других документов,
    необходимых для предоставления услуги;
  • — возможность оплаты
    государственной пошлины или другой платы, взимаемой за предоставление услуги;
  • — получение результата
    предоставления услуги;
  • — получение сведений о ходе
    выполнения запроса о предоставлении услуги;
  • — оценка качества
    предоставления услуги;
  • — досудебное (внесудебное)
    обжалование решений и действий (бездействия) органа (организации), должностного
    лица органа (организации) либо государственного или муниципального служащего.

Органам государственной власти
и организациям предоставлено право определять целесообразность перевода
отдельных процедур в электронную форму.

Состав действий, которые заявитель
вправе совершить в электронной форме при получении услуги с использованием
единого портала, порталов услуг, официальных сайтов, определяется в
административном регламенте предоставления услуги, который одобряется решением
федеральных или региональных органов исполнительной власти.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *