В статье 1 уточняются понятия «сбор отходов», «накопление отходов» и «отходы от использования товаров».
Теперь термин «сбор отходов» относится только к лицам, осуществляющим обработку, утилизацию, обезвреживание и размещение отходов.
Пересматриваются полномочия федеральных, региональных и местных властей в области обращения с отходами. В соответствии с внесенными изменениями в статью 5 к полномочиям Российской Федерации в области обращения с отходами относятся установление порядка разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем обращения с отходами и утверждение правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правил ведения их реестра. Органы местного самоуправления в соответствии со статьей 8 данного закона наделяются полномочиями по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, схем их размещения и ведения их реестра, организации экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Требования к местам накопления отходов выведены из определения в отдельную статью 13.4 «Требования к местам (площадкам) накопления отходов».
В соответствии с положениями данной статьи накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов и допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства. Накопление ТКО осуществляется в соответствии с правилами обращения с ТКО, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. «Органы местного самоуправления должны определять схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и вести реестр мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации». С 01.01.2019 вступают в силу положения данного закона, согласно которым органы местного самоуправления должны определять схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и вести реестр мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления ТКО, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления ТКО, а также требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления ТКО. В реестры мест (площадок) накопления ТКО будут включены данные о месте нахождения площадок, их собственниках и технических характеристиках, а также об источниках образования ТКО, которые складируются в местах накопления ТКО. (Части 4, 5статьи 13.4 вступает в силу с 01.01.2019)
Поправки также касаются деятельности регионального оператора по обращению с ТКО.
Так статья 24.6 Закона № 89-ФЗ дополнена пунктами 7, 8, 9, 10. В соответствии с которыми зоны деятельности региональных операторов должны определяться в территориальной схеме обращения с отходами на основании соглашения, заключенного с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и не должны пересекаться. Предусматривается обязанность региональных операторов соблюдать схему потоков ТКО. Статья 24.7 Закона № 89-ФЗ дополнена частью 6, которая закрепила право юридических лиц в результате деятельности которых образуются твердые коммунальные отходы отказаться от заключения договора с региональным оператором в случае наличия в их собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие ТКО. Изменениями, внесенными в статьи 24.8, 24.9 уточняются правила установления тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами и установления льгот при их уплате. Данным законом также конкретизируется обязанность производителей и импортеров товаров обеспечивать выполнение нормативов утилизации. В случае неисполнения нормативов утилизации выпущенных товаров и упаковки, производители должны уплатить экологический сбор, который должен расходоваться на создание мощностей по утилизации.
Федеральным законом № 503-ФЗ внесено изменение в часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которому плата за обращение с твердыми коммунальными отходами включается в состав платы за коммунальные услуги, оказываемые жителям многоквартирных домов.
Федеральным законом № 503-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 29.12.
2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» согласно которым статья 23 дополнена частью 8.1 предусматривающей, что:
- — при первоначальном включении в состав платы за коммунальные услуги, оказываемые потребителям коммунальных услуг в многоквартирном доме, платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами стоимость услуг по сбору, вывозу, утилизации (захоронению) твердых коммунальных отходов исключается из платы за содержание жилого помещения начиная с месяца, в котором услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами начинает оказывать региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами.
- Для такого изменения размера платы за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
- Управляющая организация, ТСЖ, ЖК, иной специализированный потребительский кооператив в срок не позднее десяти дней до дня начала оказания коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязаны известить собственников помещений в многоквартирном доме об изменении размера платы за содержание жилого помещения и по их требованию представить подтверждающие данный факт документы, в том числе документы, обосновывающие расчет этого размера платы.
Таким образом, исключение платы по обращению с твердыми коммунальными отходами из платы за содержание жилого помещения и включение ее в состав платы за коммунальные услуги не требует принятия решения общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме. Информация Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга
Об официальном отзыве Правительства на законопроект о переходе субъектов Федерации на новую систему обращения с твёрдыми коммунальными отходами
10 декабря 2018 15:00
Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», направленные на обеспечение перехода субъектов Федерации с 1 января 2019 года на новую систему обращения с твёрдыми коммунальными отходами.
Законопроектом предусматривается возможность для субъектов Федерации – городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя до 1 января 2022 года не применять положения настоящего Федерального закона о сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации, обезвреживании, хранении, захоронении ТКО.
Правительство России поддерживает законопроект при условии его доработки с учётом замечаний.
Проект
федерального закона №581681-7 «О внесении изменения в статью 29.1 Федерального
закона “Об отходах производства и потребления”» внесён депутатами
Государственной Думы В.И.Ресиным, Д.А.Беликом, И.В.Белых и другими. Принят
Государственной Думой в первом чтении 20 ноября 2018 года,
подготовлен к рассмотрению во втором чтении.
Законопроектом
предлагается внести изменения в Федеральный закон «Об отходах производства и
потребления», направленные на обеспечение перехода субъектов Федерации с
1 января 2019 года на новую систему обращения с твёрдыми
коммунальными отходами (далее – ТКО).
Правительство
Российской Федерации поддерживает эти предложения.
Законопроектом
предусматривается возможность для субъектов Федерации – городов федерального
значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя до 1 января 2022 года
не применять положения настоящего Федерального закона о сборе, накоплении,
транспортировании, обработке, утилизации, обезвреживании, хранении, захоронении
ТКО. При этом этапы и сроки перехода этих регионов на новую систему обращения с
ТКО устанавливаются планом мероприятий, утверждаемым исполнительным органом
государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны
окружающей среды. Плата за услугу по обращению с твёрдыми коммунальными
отходами в течение такого переходного периода будет взиматься в составе платы
за содержание жилого помещения.
В
Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона в
редакции, подготовленной ко второму чтению.
Вместе с
тем Правительство Российской Федерации отмечает, что, поскольку с 1 января 2019 года
деятельность по обращению с ТКО вправе осуществлять только региональные
операторы, необходимо предусмотреть переходные положения для субъектов Российской
Федерации, по различным причинам не успевших перейти на новую систему обращения с ТКО, в целях недопущения
приостановки на их территории деятельности по обращению с отходами. Так, для
субъектов Российской Федерации, не выбравших регионального оператора до
1 января 2019 года, или в случае, если деятельность выбранного
регионального оператора по какой-либо причине окажется прекращена, необходимо
предусмотреть возможность определения регионального оператора путём заключения
соответствующего соглашения без проведения конкурсного отбора. При этом
соглашение может быть заключено с региональным оператором, осуществляющим
деятельность на территории этого региона или соседних регионов, а в случае их
отказа – с государственным унитарным предприятием или муниципальным унитарным
предприятием, имеющим лицензию на деятельность по обращению с отходами, на
период до присвоения статуса регионального оператора в порядке, установленном
настоящим Федеральным законом, но не более чем на один год. В случае если субъект Российской
Федерации не реализует указанное право, то до 1 января 2020 года он
может не применять положения настоящего Федерального закона на территории зоны
деятельности, на которой отсутствует региональный оператор. В таком случае
этапы и сроки перехода к осуществлению деятельности по обращению с твёрдыми
коммунальными отходами региональными операторами должны устанавливаться планом
мероприятий, утверждаемым исполнительным органом государственной власти этого
субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, а плата за
услугу по обращению с твёрдыми коммунальными отходами должна взиматься в
составе платы за содержание жилого помещения.
Кроме
того, в целях снижения транспортной составляющей в структуре стоимости услуги
регионального оператора по обращению с отходами Правительство
Российской Федерации считает целесообразным по решению уполномоченного органа
исполнительной власти субъекта Российской Федерации установить возможность
временного использования объектов размещения ТКО, введённых в эксплуатацию до
1 января 2019 года и не имеющих документации, предусмотренной
законодательством Российской Федерации. Ввод данных объектов в эксплуатацию
возможен без выдачи лицензии и должен осуществляться при наличии заключения
федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке
и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в
сфере охраны окружающей среды, о возможности их использования для размещения
ТКО. Порядок ведения перечня таких объектов и порядок выдачи заключения должны
устанавливаться федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере охраны окружающей среды. Данные о месте нахождения
подобных объектов размещения ТКО должны подлежать включению в территориальную
схему обращения с отходами.
Рассматриваемые
объекты размещения ТКО подлежат исключению из перечня и территориальной схемы
обращения с отходами не позднее 1 января 2023 года, а также должны
быть обустроены и впоследствии рекультивированы в соответствии с требованиями
законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области
обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Законопроект
поддерживается с учётом данных предложений.
Изменения в правовом регулировании обращения с отходами
10.02.2020
Примерное время чтения: 6 мин.
Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает, что 24 декабря 2019 г. в Государственную Думу ФС РФ внесен проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» (далее – Законопроект № 869136-7), в части требований об утилизации товаров и упаковки[1], и уплате экологического сбора.
Законопроект № 869136-7 предусматривает следующие нововведения.
- Предлагаемая новая редакция п. 1 ст. 24.2 Закона № 89-ФЗ[2] меняет состав субъектов, обязанных осуществлять утилизацию товаров и упаковки:
Действующая редакция п. 1 ст. 24.2 | Предлагаемая редакция п. 1 ст. 24.2 |
|
|
- Предлагаемая редакция п. 1.1. ст. 24.2 отменяет обязанность российских производителей товаров по утилизации упаковки производимых ими товаров, реализуемых на территории РФ.
- Новая редакция п. 1.2. ст. 24.2 возлагает на импортеров товаров обязанность по утилизации импортированной/ввезенной упаковки товаров, вместо утилизации упаковки импортированных/ввезенных товаров.
Принятие новой формулировки приведет к возникновению различных трактовок при определении обязанностей импортеров: утилизировать упаковку, импортированную/ввезенную как готовый товар, или все-таки упаковку импортированных/ввезенных товаров. По нашему мнению, действующая редакция в полной мере регулирует данные отношения, так как упаковка, представляющая собой готовый товар, подлежит утилизации как товар. Предлагаемая редакция п. 1.2. ст. 24.2 допускает двоякое понимание нормы, в результате которого (если проект будет принят) неминуемо возникнут споры. |
- Пункт 2 ст. 24.2 дополняется условием о том, что перечень товаров и упаковки, подлежащих утилизации, устанавливается с учетом наличия технологий и введенных в эксплуатацию производственных мощностей по утилизации отходов от использования товаров, упаковки товаров.
- Изменения, предлагаемые в п. 9.2 ст. 24.2, обязывают при сдаче отчетности представлять договоры на утилизацию и акты утилизации, а не только сведения о них.
- Новая редакция п. 10 ст. 24.2, предусматривающего исполнение обязанности по утилизации упаковки товаров производителями и импортерами товаров в этой упаковке, в редакции Законопроекта № 869136-7, возлагает соответствующую обязанность на российских производителей упаковки и импортеров товаров в упаковке, упаковки товара.
Новые редакции п. 1.2. и п. 10 ст. 24.2 не соответствуют друг другу, следовательно, требуют доработки для устранения противоречий. Кроме того, новая редакция п. 10 ст. 24.2 предлагает регулирование, дающее преимущества производителям товаров на территории РФ, получившим освобождение от обязанности утилизировать упаковку своих товаров, перед импортерами товаров, т.е. неконкурентые условия осуществления деятельности. |
- Новая редакция п. 12 ст. 24.2 предусматривает норматив утилизации упаковки товаров, в количестве, равном количеству реализованной упаковки на территории РФ.
Предлагается установить норматив утилизации упаковки, равный 100%[3]. Возможность на сегодняшний день организовать сбор реализованной с товарами упаковки в полном объеме вызывает обоснованные сомнения (согласно открытым сведениям, уровень переработки, например, пластиковой упаковки, составляет 8%). Между тем, невыполнение норматива утилизации влечет обязанность по уплате экосбора. Как указано в Пояснительной записке к Законопроекту № 869136-7, предлагаемое повышение норматива утилизации до 100% и, соответственно, суммы экологического сбора, станет стимулом к выстраиванию инфраструктуры раздельного накопления отходов упаковки, налаживанию системы обработки и утилизации и позволит достичь показателей, закрепленных в Национальном проекте «Экология» без привлечения бюджетных средств. Таким образом, предлагается переложить решение задач государства на бизнес, который, в свою очередь, будет вынужден разделить бремя расходов на утилизацию отходов потребления с потребителями. |
- Новая редакция п. 19 ст. 24.2 уточняет состав сведений, направляемых уполномоченным органом в области таможенного дела, Росприроднадзору: помимо сведений, о количестве ввезенных товаров и упаковки, необходимо направлять также информацию о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях – импортерах.
- В п. 2 ст. 24.5 предлагается изменение состава лиц, обязанных уплатить экологический сбор при невыполнении нормативов утилизации, аналогичное изменениям в п. 1 ст. 24.2: в отношении упаковки экосбор обязаны заплатить производители такой упаковки, а также импортеры товаров в упаковке, и упаковки.
- В п. 6 ст. 24.5 вносится уточнение, касающееся расчета суммы экосбора в отношении упаковки, с учетом 100%-го норматива утилизации: он равен произведению ставки экосбора на массу упаковки товара.
Действующим регулированием обязанность по утилизации упаковки, произведенной на территории РФ, возлагается на производителей товаров, использующих упаковку, т.е. на производителей товаров возложена двойная ответственность: за утилизацию произведенного товара и за утилизацию его упаковки, производителем которой является другое лицо. Такое регулирование дает преимущество производителю упаковки, который за утилизацию своего товара ответственности не несет. Согласно Пояснительной записке к Законопроекту № 869136-7, предложенное изменение позволит повысить собираемость отходов упаковки и их последующую утилизацию, а также качество контроля за исполнением обязанностей по утилизации, т.к. количество производителей товара в упаковке (включая организации, осуществляющие фасовку товаров) исчисляется десятками тысяч, а производителей упаковки всего 4 147. Однако по мнению бизнес-ассоциаций, перенос ответственности на производителей упаковки приведет к удорожанию продукции в упаковке в связи с тем, что экосбор будет взиматься за всю произведенную упаковку, (включая упаковку в виде отходов производства, нереализованную, возвращенную и т.п.), тогда как сейчас ответственность распространяется только на упаковку, реализованную с товаром. |
О чем подумать
Попытки усовершенствовать институт РОП, в том числе при помощи повышения нормативов утилизации и ставок экосбора, регулярно предпринимаются органами власти с момента введения РОП в 2015 г. Так, в конце 2018 г.
проектом Постановления Правительства РФ предлагалось увеличить ставки экосбора по всем группам товаров «в целях усиления их стимулирующей роли».
Однако Минэкономразвития России дало отрицательное заключение[4] на этот проект в связи с экономической необоснованностью и отсутствием правовых оснований для пересмотра установленных ставок экологического сбора.
Осенью 2019 г. по поручению Правительства РФ Минприроды России была разработана Концепция совершенствования института РОП, предлагавшая, в частности, перенос обязательств по утилизации упаковки на производителей упаковки.
Новой версией Концепции совершенствования института РОП предлагается введение норматива утилизации 100% для всех видов упаковки, масел и элементов питания (батарей), а также поэтапное увеличение норматива утилизации по другим товарам РОП.
Таким образом, очевидно, что принятие поправок, увеличивающих ответственность производителей за утилизацию их товаров, неизбежно.
Что сделать
Предлагаем изучить положения Законопроекта № 869136-7, чтобы быть готовым к возможным нововведениям.
- Проанализировать как организован возврат упаковки реализуемых товаров, с этой точки зрения оценить условия договоров, рассмотреть перспективу включения условий о возврате упаковки приобретаемых товаров, совместно с контрагентами продумать акции по привлечению к решению проблемы возврата упаковки конечных потребителей.
- Рассмотреть возможность вступления в действующие ассоциации производителей товаров или создания новых ассоциаций, т.к. такое сотрудничество поможет повысить выполнение нормативов утилизации отходов упаковки, за счет утилизации других отходов от использования товаров (п. 4.1 ст. 24.2 Закона № 89-ФЗ)[5]. С учетом этого, можно также пересмотреть виды используемой упаковки.
- Подготовить предложения по доработке Законопроекта № 869136-7.
В 2020 году Законопроекту № 869136-7 предстоит пройти три слушания в ГД РФ. Таким образом в течение 2020 года у предприятий имеется возможность пересмотреть и преобразовать систему сбора и утилизации отходов с учетом ожидаемых изменений.
Помощь консультантов
Юристы «Пепеляев Групп» готовы провести анализ рисков, возникающих в связи с Законопроектом № 869136-7 как в целом, так и применительно к конкретным компаниям, сформулировать предложения по доработке инициативы и направить их в соответствующие деловые ассоциации и государственные органы.
[1] Федеральный закон от 26.07.2019 № 225-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и Федеральный закон «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» (далее – Закон № 225-ФЗ).
[2] Статья 14.2 Закона № 89-ФЗ в ред. Закона № 225-ФЗ.
458 ФЗ об отходах производства и потребления
Бесплатная консультация юриста по телефону:
Отходы производства и потребления — это компоненты или физические предметы, которые были получены во время изготовления продукции, оказания услуг или выполнения работ. Отходы производства и потребления подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Общие положения
Федеральный закон №89 «Об отходах потребления и производства» был принят Правительством 22 мая 1998 года, а одобрен спустя месяц. Закон выявляет правовые основы относительно промышленных ненужных остатков, которые несут вред человеку и окружающей среде.
Дополнительно закон устанавливает, что отходы производства и потребления могут быть вовлечены в добычу дополнительного сырья путем переработки с использованием инновационных технологий.
На основании этого закона 29 декабря 2014 года был принят закон, который внес изменения в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления».
Он был принят Государственной Думой 23 декабря 2014 года, а одобрен спустя двое суток.
Закон состоит из 24 статей. Последние изменения в ФЗ 458 вносились 31 декабря 2017 года. также в это время вносились корректировки в ФЗ 59. Подробности тут:
Какие были внесены изменения?
Как уже говорилось выше, в Федеральный закон № 458 были внесены изменения и дополнения. В частности, претерпели изменения следующие статьи:
Ст 23
В статье 23 была изменена часть 8.1. В ней говорится о том, что плата за вывоз отходов потребления может быть изменена в зависимости от установки тарифов компании по вывозу мусора. Для изменения стоимости тарифов назначать собрание жильцов дома не требуется.
Компания, которая занимается вывозом отходов, обязана известить об изменении размера оплаты по квитанциям владельцев многоквартирного дома. Дополнительно предоставить каждому из них копию документа, в котором содержится информация об обоснованном повышении тарифа.
Основные положения Федерального закона №83 читайте здесь:
Ст 24
Статья 25 также претерпела изменения. С 1 января 2017 года начинает действовать пункт 10 статьи 24. В нем говорится о том, что отходы, в которых могут быть обнаружены полезные вещества, запрещается захоронить. Виды отходов утверждаются в виде списка Правительством Российской Федерации.
При внесении изменений Совет Федерации внес часть 7, которая вступила в силу с 1 января 2018 года.