Системы помощи при парковке автомобиля

Парковка машины считается одним из наиболее сложных маневров. Чаще всего проблемы с этим возникают у начинающих водителей.

Но в связи с ростом числа машин в городе и уменьшения количества мест для стоянки трудности с парковой постепенно возникают даже у опытных автомобилистов. Многие производители уже давно озадачились этой проблемой.

В связи с этим современные автомобили все чаще оснащаются автоматической (или интеллектуальной) системой помощи при парковке.

Системы помощи при парковке автомобиля

Особенности системы

Автоматическая система парковки (IPA) — это целый комплекс разнообразного оборудования, в состав которого входят многочисленные датчики (известные как парктроники) и приемники. Также некоторые производители сочетают с данными устройствами еще и камеры, установленные либо сзади автомобиля, либо по кругу.

Благодаря взаимодействию указанного оборудования машина или самостоятельно паркуется, или упрощает этот процесс. Впервые такую систему предложила компания Volkswagen, выпустив в 2006 году минивэн Touran, который оснащался комплексом Park Assist. Однако полноценным автопарковщиком его назвать было нельзя.

Концерн Volkswagen потратил около четырех лет на то, чтобы данный комплекс начал работать в автоматическом режиме.

Системы помощи при парковке автомобиля Системы помощи при парковке автомобиля Системы помощи при парковке автомобиля Системы помощи при парковке автомобиля

Комплекс IPA призван, прежде всего, уменьшить число мелких ДТП, возникающих при парковке автомобилей. Он существенно облегчает процесс поиска свободного места для стоянки в ограниченном пространстве. Современные системы IPA способны самостоятельно парковать автомобили даже при условии отсутствия водителя в салоне. В частности, подобным комплексом оснащаются все модели Tesla.

Системы помощи при парковке автомобиля

Конструкция системы автоматической парковки довольно существенно различается в зависимости от типа автомобиля и марки производителя. Но в основном в состав данного комплекса входят ультразвуковые датчики и исполнительные устройства. Они работают в сочетании с бортовой электроникой, которая регулирует передвижение автомобиля.

Совместно с указанными устройствами функционируют бортовой компьютер и блок управления. По характеру работы ультразвуковые датчики напоминают парктроники за тем исключением, что первые сканируют большую площадь. Автоматическая система парковки лучше функционирует на автомобилях, оснащенных АКПП и рулевым электроусилителем. Но возможны и другие комбинации.

Количество датчиков, которые входят в состав IPA, меняется в зависимости от автомобиля.

Системы помощи при парковке автомобиля

Принцип работы IPA

Принцип работы автоматической парковки сводится к выполнению нескольких последовательных действий:

  • водитель запускает систему, нажав на соответствующую кнопку не позднее чем за 3 метра от предполагаемого места остановки;
  • ультразвуковые датчики начинают сканировать пространство сбоку от автомобиля. Машина при этом должна двигаться вдоль припаркованного транспорта;
  • как только система обнаружит свободное место, в салоне прозвучит характерный сигнал.

После этого запускается один из двух режимов работы автоматического парковщика: полуавтоматический либо автоматический. Чтобы данная система начала функционировать, на стоянке должно быть не менее трех метров свободного пространства.

Системы помощи при парковке автомобиля

В полуавтоматическом режиме работы комплекса запускаются следующие процессы:

  • водитель педалью газа регулирует скорость движения автомобиля (перемещаться можно также на «холостом» ходу);
  • электронный блок IPA берет на себя управление рулем и системой курсовой устойчивости;
  • на экране бортового компьютера выводятся подсказки, сигнализирующие водителю о необходимости включения определенной передачи или остановке автомобиля;
  • в салоне раздается сигнал об успешной парковке.

В автоматическом режиме запускаются аналогичные процессы. Однако в данном случае направление поворота рулевого колеса, торможение, переключение передач и другие операции проводятся только бортовой электроникой. Водитель не принимает участия в описанных процессах.

Системы помощи при парковке автомобиля

Когда нельзя использовать IPA

Проблемы с парковочным ассистентом возникают в следующих условиях:

  • автомобили располагаются не параллельно парковочной линии. IPA начинает ошибаться, если угол между ней и стоящей машиной превышает 10 градусов;
  • паркующийся автомобиль передвигается на расстоянии менее 0,5 метра от стоящих машин;
  • у припаркованных автомобилей сзади присутствует прицеп;
  • у припаркованных автомобилей очень большой клиренс. В этом случае ультразвуковые датчики просвечивают пространство под днищем машины и подают сигнал о том, что рядом нет транспорта и можно останавливаться;
  • на парковочных местах стоят велосипеды, мотоциклы или мусорные баки. В некоторых случаях ультразвуковые датчики их не «видят»;
  • сильный дождь, ветер или снегопад.

Системы помощи при парковке автомобиля

Стоит отметить, что указанные проблемы уже учтены многими производителями. Поэтому современные парковочные ассистенты более эффективно работают в подобных условиях.

Кроме того, на эффективность работы комплекс влияет место расположения ультразвуковых датчиков. В частности, устройства, размещенные сбоку и сзади, сканируют пространство на расстоянии до 60 см.

Причем у некоторых автомобилей эти датчики включаются при условии, если машина двигается вперед либо назад.

Примеры применения IPA на автомобилях

Эффективность работы парковочного ассистента напрямую зависит от типа автомобиля. Так, на Kia Sportage и Ford Kuga данный комплекс не отличается информативностью и быстродействием. Автомобиль при включенном ассистенте передвигается крайне медленно. Кроме того, для парковки обоих кроссоверов необходимо, чтобы расстояние до соседних машин составляло порядка четырех метров.

В моделях Audi и Volkswagen фирменный IPA паркует автомобили практически в автоматическом режиме, сводя участие водителя к минимуму. Немецкая система отличается расширенным функционалом.

Она способна парковать как параллельно, так и перпендикулярно, что не характерно для большинства автомобилей среднеценового сегмента.

Помимо этого, на машинах Audi и Volkswagen данный комплекс выводит информацию о расстоянии до соседнего транспорта на дисплей. Федор Аверьев

Какие виды устройств помогают при парковке автомобиля?

Системы помощи при парковке автомобиляПарковочная система, или система помощи при парковке, – это вспомогательная система активной безопасности автомобиля. Самую высокую эффективность она показывает, когда автомобиль дает задний ход; когда темно; когда тонировка стекол сильная, а также при стесненных условиях.

Все парковочные системы условно поделили на две большие группы: активные и пассивные.

Пассивные парковочные системы выдают нужную для парковки информацию. И только. А управляет автомобилем водитель. На активные парковочные системы полностью возложена парковка автомобиля в автоматическом режиме. Или в режиме автоматизированном, когда автоматически выполняются отдельные функции.

При покупке пассивные парковочные системы устанавливают на машину как опцию, но можно их установить и отдельно. На одном автомобиле может быть несколько пассивных парковочных систем, которые будут контролировать расстояние до препятствия и выдавать информацию об этом водителю.

Каков состав парковочной системы

Системы помощи при парковке автомобиляПарктроник (Parktronic System) – это торговое название парковочной системы как таковой. Причем настолько популярное, что стало нарицательным именем многих пассивных парковочных систем.

Парктроник состоит из датчиков парковки, электронного блока управления, а также устройства индикации. Датчики ультразвуковые. Обычно их от четырех до восьми. Из них 4 задних датчика и еще в случае необходимости 2-4 передних датчика. Место датчиков – как правило, передний и задний бампер автомобиля.

Датчик действует так. Он отправляет сигнал ультразвуковой частоты, чтобы потом принять его отражение от препятствия. Чем больше время возвращения сигнала, тем дальше расположено препятствие. И наоборот. Работа датчика эффективна на расстоянии 0,25-1,8 м от препятствия.

Электрические сигналы датчиков принимаются электронным блоком управления. В зависимости оттого, какова величина сигналов, электронным блоком формируется информация для индикаторного устройства.

Какие существуют системы индикации

Системы помощи при парковке автомобиляУстройство индикации предназначено для того, чтобы отображать информацию о том, что препятствие становится ближе и предупреждать автомобилиста об опасности. В этом девайсе используются такие виды индикации, как световая, оптическая, звуковая, цифровая.

Работа звукового устройства индикации характеризуется тем, что оно подает звуковые сигналы с определенной частотой. Сигнал может быть непрерывный и прерывистый. Это зависит от расстояния до препятствия. Звуковая сигнализация, в частности, применяется в системе APS.

В устройствах со световой индикацией нашла применение световая шкала, которая реализована с использованием разноцветных светодиодов. В зависимости от того, каково расстояние до препятствия, цвет меняется от зеленого до красного.

Устройство цифровой индикации показывает расстояние до препятствия. Очень часто цифровую индикацию совмещают с индикацией световой. Оптическая индикация предусматривает, что есть жидкокристаллический дисплей. Именно на нем и появляется цветовая и цифровая информация, а также схематическое изображение автомобиля. Хороший пример оптической парковочной системы – это система OPS.

Для того, чтобы улучшить задний обзор и облегчить движения и парковку задним ходом, на авто можно установить камеру заднего вида. Сейчас это очень востребованная опция. Видеокамера снимает все, что происходит с автомобилем, для последующей передачи на дисплей. На информационный дисплей также может быть выведено то направление движения, которое рекомендуется.

Камера заднего вида – это элемент системы кругового обзора. Камера включается, как только включается передача заднего хода. То есть камера заднего вида – это разновидность пассивной парковочной системы.

Виды активных парковочных систем

Системы помощи при парковке автомобиляСистему автоматической парковки также называют интеллектуальной системой помощи при парковке и даже парковочным автопилотом. Она относится к активным парковочным системам, поскольку обеспечивает парковку автомобиля в автоматическом или автоматизированном режиме. Во втором режиме автоматически выполняются только отдельные функции.

Различные системы автоматической парковки помогают, когда делаешь параллельную или перпендикулярную парковку. Сейчас очень распространены системы с параллельной парковкой. Автоматическая парковка производится, когда согласованно управляешь углом поворота рулевого колеса и скоростью движения автомобиля.

В систему автоматической парковки входят выключатель, ультразвуковые датчики, исполнительные устройства систем автомобиля, электронный блок управления.

В интеллектуальной системе помощи парковка предусматривает применение ультразвуковых датчиков, аналогичных пассивной парковочной системе. Однако у них есть большая дальность действия. Это до 4,5 м.

Читайте также:  Что такое техобслуживание и техосмотр?

Количество датчиков может отличаться. Все зависит от разновидности системы. В частности, в системе Park Assist последнего поколения 12 ультразвуковых датчиков. По четыре впереди, сзади и по бокам машины.

Включение системы принудительное, если нужно сделать парковку. Вот почему на панели приборов предусмотрен выключатель.

 

Описание и принцип работы системы автоматической парковки

Парковка автомобиля является, пожалуй, самым распространенным маневром, вызывающим затруднения для водителей, особенно неопытных. Но не так давно в современные автомобили стала устанавливаться система автоматической парковки, призванная существенно упростить жизнь автомобилистам.

Что такое интеллектуальная система автоматической парковки

Система автоматической парковки представляет собой комплекс датчиков и приемников. Они сканируют пространство и обеспечивают безопасную парковку с участием или без участия водителя. Автоматическая парковка может быть выполнена как перпендикулярно, так и параллельно.

Системы помощи при парковке автомобиляСистема автоматической парковки автомобиля

Первой подобную систему разработала компания Volkswagen. В 2006 году была представлена инновационная технология Park Assist на автомобиле Volkswagen Touran.

Система стала настоящим прорывом в автомобильной индустрии. Автопилот сам выполнял маневры по парковке, но возможности были ограничены. Через 4 года инженеры смогли усовершенствовать систему.

В настоящее время она есть во многих марках современных автомобилей.

Главной целью автоматической парковки является снижение количества мелких ДТП в условиях города, а также помощь водителям в паркинге автомобиля в ограниченном пространстве. Автопарковка включается и выключается водителем самостоятельно, по необходимости.

Основные компоненты

Интеллектуальная система автоматической парковки работает в комплексе с разными устройствами и компонентами автомобиля. Большинство автопроизводителей разрабатывают собственные системы, но все они имеют в своем составе определенные элементы, среди которых:

  • блок управления;
  • ультразвуковые датчики;
  • бортовой компьютер;
  • исполнительные устройства.

Не каждый автомобиль может быть оборудован функцией автопарковки. Для оптимальной работы в комплектацию должны входить электроусилитель руля и автоматическая коробка передач.

Датчики схожи с датчиками парктроника, но имеют повышенный радиус действия. Разные системы отличаются количеством датчиков.

Например, известная система Park Assist имеет 12 датчиков (по четыре спереди и сзади, остальные – по бортам автомобиля).

Как работает система

При активации системы начинается поиск подходящего места. Датчики сканируют пространство на расстоянии 4,5-5 метров. Автомобиль движется параллельно ряду других авто и как только будет обнаружено место, система оповестит об этом водителя. От скорости движения зависит качество сканирования пространства.

При параллельной парковке водитель должен выбрать сторону, с какой нужно искать подходящее пространство. Также режим парковки нужно включить за 3-4 метра до желаемого места и проехать это расстояния для сканирования. Если водитель пропустил предложенное место, то поиск начинается заново.

Системы помощи при парковке автомобиляПараллельная парковка

Далее, начинается сам процесс парковки. В зависимости от конструкции, может быть два режима парковки:

  • автоматический;
  • полуавтоматический.

В полуавтоматическом режиме водитель регулирует скорость автомобиля педалью тормоза. Холостого хода хватит для постановки на стоянку. В процессе парковки рулевое управление и система курсовой устойчивости находится под контролем блока управления.

На экране информационного дисплея появляются подсказки для водителя о необходимости остановиться или переключить передачу для движения вперед или назад. Маневрируя, используя усилитель руля, система без труда правильно и безопасно припаркует автомобиль.

В конце маневра специальный сигнал оповестит об удачной операции.

Автоматический режим позволяет полностью исключить участие водителя. Будет достаточно только нажать кнопку. Система сама найдет место и выполнит все маневры.

Под контролем блока управления будет усилитель руля и АКПП. Водитель даже может выйти из машины и наблюдать за процессом со стороны, запуская и отключая систему с пульта управления.

Также можно в любой момент перейти в полуавтоматический режим.

Неблагоприятные условия для работы системы

Как и любая техника, система парковки может ошибаться и работать некорректно.

  1. На точность определения места парковки может повлиять положение соседних автомобилей. Оптимально они должны стоять параллельно бордюру и не превышать отклонения относительно друг друга, а также парковочной линии в 5°. В итоге для правильной парковки угол между автомобилем и парковочной линией не должен превышать 10°.
  2. В режиме поиска парковочного места боковой интервал между припаркованными автомобилями должен быть не меньше 0,5 метра.
  3. Наличие прицепа у соседних машин также может привести к ошибке определения места.
  4. Большой клиренс у крупногабаритных автомобилей или грузовиков может привести к ошибке сканирования. Датчики могут просто не заметить его и расценить как пустое место.
  5. Стоящий на парковке велосипед, мотоцикл или мусорный бак под определенным углом может не попасть в обзор датчиков. Сюда же относятся автомобили с нестандартным кузовом и формой.
  6. Погодные условия, такие как ветер, снег или дождь, могут исказить ультразвуковые волны.

Системы помощи при парковке автомобиляИнтервал для парковки

Системы автопарковки разных производителей

Вслед за Volkswagen подобные системы активно стали разрабатывать и другие автопроизводители, но принцип и порядок их действия схож.

  • Volkswagen – Park Assist;
  • Audi – Parking System;
  • BMW – Remote Park Assist System;
  • Opel – Advanced Park Assist;
  • Mercedes/Ford – Active Park Assist;
  • Lexus/Toyota – Intelligent Parking Assist System;
  • KIA – SPAS (Smart Parking Assistant System).

Преимущества и недостатки

Как и у многих инноваций у данной функции есть свои плюсы и минусы. К плюсам можно отнести следующее:

  • правильная и безопасная парковка автомобиля даже без достаточных навыков водителя;
  • на поиск парковочного места и парковку уходит меньше времени. Автомобиль сам находит место парковки и может припарковаться в пространство, где до соседних машин остается 20 см;
  • можно управлять парковкой на дистанции при помощи пульта управления;
  • система запускается и выключается нажатием одной кнопки.

Но также есть и свои минусы:

  • автомобили с системой автоматической парковки стоят дороже в сравнении со схожими автомобилями без нее;
  • чтобы система работала, автомобиль должен соответствовать техническим оснащением (усилитель руля, АКПП и т.д.);
  • в случае поломки или утери элементов системы (пульт, датчики), восстановление и ремонт обойдется дорого;
  • система не всегда правильно определяет возможности для парковки и для её корректной работы должны быть соблюдены определенные условия.

Автоматическая парковка во многом стала прорывом в автомобильной индустрии. Она значительно облегчает парковку в загруженном ритме крупных городов, но также имеет свои недостатки и условия эксплуатации. Бесспорно, это полезная и практичная функция современных автомобилей.

(2

ТОП-12 Лучших Парктроников | Рейтинг 2020 +Отзывы

В условиях городской езды многие автолюбители часто сталкиваются с необходимостью маневрировать или припарковаться задним ходом. На помощь приходят классические зеркала заднего вида, а также современные технологические решения: парктроники и камеры. Парктроник – это система, состоящая из ультразвуковых сенсорных датчиков и блока управления.*цены актуальны на ноябрь 2020 годаПринцип работы классического парктроника

В кузов авто встраиваются чувствительный датчики. Классическая модель – это 6 установок, из которых 4 сзади и 2 спереди. Датчики активируются при движении назад и начинают посылать ультразвуковой сигнал, который отражается от объектов и время обратного прихода фиксируется блоком управления. Время и расстояние находятся в прямой зависимости: больше время – дальше объект. На этом принципе электронный блок передает сигнал на устройство, которое дает водителю возможность оценить обстановку. Бывают парктроники со светодиодным экраном, жидкокристаллическим цифровым монитором или просто звуковым сопровождением.

Парковочные системы могут комбинироваться с камерами заднего вида, монтироваться в зеркало обзора в салоне автомобиля. Современные модели автомобилей выпускаются со встроенными парктрониками прямо с завода, поэтому необходимость самостоятельной сборки системы отпадает.

Многим, кто хочет купить парктроник для своей машины, тяжело определиться и найти компромисс между ценой, качеством и типом системы. Характеристики и особенности, на которые стоит опираться при покупке парктроника, рассмотрены ниже. Наши эксперты составляли рейтинг по тем же критериям, поэтому список поможет определиться, какой лучше выбрать парктроник.

Принцип выбора парктроника

Большое разнообразие на рынке может создавать трудности при выборе. Но, ориентируясь на следующие параметры, вопросов возникать не должно:

1. Способ индикации

  • Звуковые парктроники. Самый дешевый тип продукции любого бренда парктроников и видеорегистраторов. Это наиболее выгодная и простая модель оповещения. При приближении объектов к датчику звуковой сигнал усиливается и предупреждает о помехе. А при максимальной предаварийной дистанции динамик будет сигналить непрерывно. Этот вариант имеет и недостатки: при наличии в салоне постороннего шума водитель может неправильно оценить расстояние до преграды и создать аварийную ситуацию.
  • Светодиодные. При движении назад датчики активируются, и сетодиодный экран меняет цвет. По мере движения к помехе он меняется от зеленого к красному, который соответствует критическому расстоянию до объекта. Как правило, подобные парктроники оснащены и звуковой индикацией, которая действует совместно с экраном.
  • Цифровые. Самые технологичные приемники, которые часто комбинируются с камерой заднего вида. Цифровой анализатор показывает размеры и расстояние до приближающегося объекта, а камера еще и выводит изображение пространства за машиной. В большинстве случаев приемник имеет и звуковое оповещение, которое делает маневры безопаснее.

2. Расположение датчиков на кузове

  • Заднее. Монтаж анализаторов в задний бампер автомобиля. Существуют модели, для установки которых нужно просверлить крышку багажника. Датчик срабатывает при начале движения назад.
  • Переднее. Система встроена в передний бампер и начинает передавать сигнал при нажатии на тормоз.
  • Комбинированное.
Читайте также:  Каверзный вопрос в экзаменационных билетах категории cd

3. Вид используемых датчиков

  • Ленточные. Анализаторы на бампере – это электромагнитная лента. Простота крепления датчиков на кузове автомобиля – критерий выбора у большинства, но при выходе из строя хотя бы одного элемента, придется делать дорогостоящую замену всей системы.
  • Стандартные пуговичные датчики. Анализаторная система работает с помощью отдельно встраиваемых в бампер датчиков. При поломке одного парктроник не потеряет своей функциональности и сможет обеспечивать безопасное маневрирование.

4. Способ передачи сигнала на приемник

  • Проводные парктроники. Для преобразования ультразвукового сигнала в ощущаемый водителем используется тракт из проводов. Парктроник надежно служит долгие годы, но при его установке возникают трудности с монтажом и подключением проводки.
  • Беспроводные. Блок управления, приемник и датчики связываются радиоволнами, что позволяет без труда вмонтировать всю систему в машину. Однако, при работе могут наблюдаться помехи и перебои вблизи радиовышек, военных частей и других объектов со смежными радиочастотами.

5. Количество датчиков

На рынке имеются системы с функционирующим числом от 2 до 8 анализаторов. Выбор зависит от предпочтений водителя и его опыта вождения автомобиля. 8 датчиков устанавливаются спереди и сзади в равном числе. Таким образом, автомобилист может чувствовать пространство не только при движении назад, но и в боковых слепых зонах. Стоимость такой конструкции разумеется выше.

6. Дистанция обнаружения помех

Для неопытных водителей рекомендуется выбирать парктроники с максимально широким диапазоном. Максимальная дистанция, на которой сигнал улавливается от 1,5 до 2,5 м, а минимальная – 10 -30 см. При выборе рекомендуется обращать внимание на этот параметр и подбирать систему по собственным ощущениям.

7. Наличие дополнительных настроек и возможностей

Система «фаркоп» будет анализировать расстояние не по бамперу, а по выступающим элементам, что делает парковку более точной. Система самодиагностики и саморегуляции позволяет блоку управления самостоятельно исправлять незначительные технические неполадки. Возможность подключения камеры заднего вида также сильно упрощает процесс парковки.

Опираясь на эти критерии, команда экспертов подобрала 12 хороших парктроников для автомобилей, с учетом отзывов покупателей и опытных водителей.

Рейтинг лучших парктроников с оптическим дисплеем

DIGMA DCK-100

Оптический парктроник Digma DCK-100

Комбинированные парктроники со светодиодным экраном будут отличным подспорьем водителю. Оптические сигналы на мониторе изменяют цвет при приближении к объекту. Параллельно с этим водитель слышит нарастающий по частоте звук. Модель простая и удобная в использовании. Круглые датчики, расположенные и спереди, и сзади, достоверно передают ситуацию в мертвых зонах. Плюсы диаметра сенсора в 22 мм — широкий радиус обзора и надежный прием ультразвукового сигнала.

Технические характеристики:

  • Тип парктроников – комбинированные
  • Количество датчиков -4
  • Светодиодный экран
  • Диаметр датчиков – 22 мм
  • Способ соединения элементов системы – проводной
  • Цена – 1 250 ₽
  • Оценка – 4.7/5

Достоинства модели:

  • Расположение датчиков в переднем и заднем бампере
  • Расстояние до помехи отображается на экране в виде цифр и цветовой сигнализации
  • Широкие сенсорные панели датчиков, которые увеличивают анализируемый диапазон
  • Низкая цена при относительно высоком качестве парковочной системы

Недостатки:

  • Проводное соединение всех элементов, которое делает установку трудозатратной
  • Обязательный монтаж датчиков в бампер

Парктроники и системы автоматической парковки: современные средства помощи в парковке

Парктроники и системы автоматической парковки: современные средства помощи в парковке

Среди всех проблем, с которыми приходится сталкиваться водителю в городе, одной из самых сложных является парковка. Поставить машину в ограниченном пространстве непросто, это всегда вызывает стресс, а иногда приводит и к финансовым затратам. На выручку приходят парктроники и системы автоматической парковки, о которых пойдет речь в данной статье.

Парковочная система — вспомогательная система автомобиля, оказывающая водителю помощь в парковке и маневрировании автомобиля в ограниченном пространстве или в условиях ограниченного обзора. На сегодняшний день парковочные системы чаще предлагаются в виде опций, и только в автомобилях класса выше среднего они являются штатными.

Существует два больших класса парковочных систем:

— Пассивные парковочные системы, или парктроники — системы, дающие информацию об обстановке вокруг автомобиля, но не вмешивающиеся в действия водителя, парковка производится вручную на основе информации получаемой от визуальных и звуковых средств индикации; — Активные парковочные системы (системы автоматический парковки) — системы, осуществляющие действия по парковке автомобиля в автоматическом режиме, без участия водителя (хотя водитель может в любой момент вмешаться в процесс парковки, в этом случае система отключается).

Пассивные парковочные системы (парктроники) — наиболее простые и доступные, они могут быть установлены на любой автомобиль с минимальными затратами. Но парктроник предоставляет только информацию, необходимую для парковки, а маневрирование производится водителем.

Активные парковочные системы — более совершенные и, соответственно, дорогие. Система автоматической парковки может сама найти место для парковки, произвести все маневры, припарковать автомобиль, а потом выехать с парковочного места, и все это — без участия водителя. При необходимости данная система может работать как пассивная.

Эволюция парковочных систем: от парктроников с бипером до систем автоматической парковки

Процесс парковки и маневрирования в ограниченном пространстве сложен и для новичка, и для опытного водителя. Основная проблема паркования — невозможность с водительского места увидеть крайние точки автомобиля, и оценить, насколько далеко находятся препятствия. Наиболее остро эта проблема встала лет двадцать назад, когда машин становилось все больше, а мест для парковки — все меньше.

Первое практическое решение проблемы было представлено в 1995 году — тогда компания Mercedes-Bens представила систему под названием Parktronic.

Это была система из нескольких ультразвуковых датчиков и индикатора-бипера (зуммера).

Работала такая система крайне просто: датчики измеряли расстояние до препятствий, а бипер изменением частоты звукового сигнала предупреждал, когда следует остановиться.

Данная система показала себя с самой лучшей стороны, хотя ей недоставало хорошей и удобной сигнализации о приближении к препятствию.

Поэтому совсем скоро появились парктроники с визуальной светодиодной индикацией.

Сначала эта индикация состояла из трех светодиодов, цвет которых говорил о примерном расстоянии до препятствия: зеленый — можно двигаться, желтый или оранжевый — опасность близко, красный — нужно остановиться.

Как показала практика, парктроники с ультразвуковыми датчиками и визуальной индикацией просты, удобны и надежны, поэтому и сегодня они имеют самое широкое применение. Хотя за последние годы они были усовершенствованны, стали более чувствительными и удобными.

Что касается индикации, то и она стала более информативной — даже в простых парктрониках индикаторы показывают расстояние до препятствий справа и слева от автомобиля, во многих парктрониках на дисплее отображается все, что происходит по периметру автомобиля, и т.д.

Однако парктроник даже с самой совершенной индикацией не всегда способен полностью заменить глаза водителя. Например, при парковке грузовика, автобуса или крупногабаритного автомобиля просто необходимо видеть, что происходит сзади, поэтому в таких случаях парковка и маневрирование часто происходит с помощью ассистента.

Решение этой проблемы также было предложено в 1990-х годах, им стал парктроник с камерой заднего вида.

Попытки создать подобную систему предлагались очень давно (с 1950-х годов), однако только недавно технологии позволили создать малогабаритную камеру, легкий монитор и электронику, которая без проблем поместилась бы в легковом автомобиле.

Интересно, что первые парктроники с камерой заднего вида начали применяться именно на грузовиках и автобусах, и лишь с началом нового тысячелетия они плавно перекочевали на легковые автомобили.

Первые парктроники этого типа оснащались одной камерой, расположенной в задней части автомобиля — такие системы очень популярны и сейчас, так как они просты, надежны и дают достаточно информации водителю.

В 2000 году появилась система с выдвижной поворотной камерой, которая позволяла осматривать пространство вокруг автомобиля.

А с 2007 года выпускаются системы кругового обзора (первая была создана компанией Nissan), в которых используется 4 широкоугольных камеры, охватывающие все пространство по периметру машины.

Но все это — пассивные системы парковки, они лишь помогают видеть и «чувствовать» пространство вокруг, но самую сложную работу — маневрирование — они оставляют водителю. Сейчас эта проблема решается системами автоматической парковки, которые всю работу — от поиска свободного пространства, до постановки и выезда машины с парковочного места — выполняет без помощи водителя.

Первые системы автоматической парковки были созданы в середине 2000-х годов сразу несколькими автомобильными компаниями, и с тех пор они стремительно развиваются, становятся все более интеллектуальными. Если первые системы могли лишь въехать в достаточно просторный карман, то сегодня они могут припарковать машину практически в любом месте, независимо от того, как стоят другие автомобили.

На сегодняшний день системы автоматической парковки еще не получили того распространения, что имеют обычные парктроники, хотя причина понятна — такого рода системы довольно дорогие, поэтому в качестве опций или штатных систем входят только в автомобили ценовой категории выше средней.

Устройство и типы современных парктроников

Несколько слов нужно сказать о современных парктрониках, сочетающих в себе ультразвуковые датчики с индикаторами и камеру заднего вида.

Читайте также:  Въезд на МКАД для грузовиков в 2021 году

Но зачем нужно объединять эти вещи в одной системе, разве не достаточно одной камеры или, напротив, 6-8 датчиков на бамперах? Объединение это произошло не случайно, так как совместное использование датчиков и камеры решает типичные для каждой системы проблемы, и позволяет достичь максимального комфорта и безопасности при парковке.

Парктроник, объединяющий датчики и камеру, имеет следующие преимущества и особенности:

— Возможность увидеть любые препятствия — ультразвуковые датчики неспособны обнаружить висящую цепь или торчащий из земли кусок арматуры, камера же позволяет увидеть любые предметы; — Возможность парковаться в снег, дождь, в темноте, при сильной запыленности и в других условиях, затрудняющих обзор с помощью камеры заднего вида; — Стабильная работа системы даже в сильную грязь или запыленность — если объектив камеры будет забит грязью или покрыт пылью, ультразвуковые датчики будут работать (хотя и несколько хуже);

— Идентификация препятствий и измерение расстояний до них — камера заднего вида не дает возможность верно оценить расстояние до препятствий, датчики парктроника, напротив, не дают возможность определить, какое именно препятствие находится рядом с автомобилем. Объединение данных с камеры и датчиков дает информацию и о препятствиях, и о расстояниях до них.

  • Таким образом, парктроник с камерой заднего вида и традиционными ультразвуковыми датчиками — это функциональная система, которая дает максимум информации, и значительно облегчает процесс парковки.
  • Устройство такой системы довольно простое:
  • — Ультразвуковые датчики на бамперах автомобиля (в количестве от 2 до 8); — Камера заднего вида (или несколько камер по периметру автомобиля в современных системах); — Электронный блок парктроника; — Приемник и электронный блок камеры заднего вида (в современных системах все электронные блоки могут быть объединены в один); — Звуковые и визуальные индикаторы парктроника;
  • — Монитор для вывода изображения с камеры заднего вида.

Работа парктроника тоже не отличается сложностью. В основу положен принцип эхолокации — измерения расстояния до предметов с помощью отраженного ультразвука. Датчики парктроника — это одновременно излучатели и приемники звука частотой порядка 40 кГц, лежащего за пределами восприятия человеческого уха.

Ультразвуковые волны мало рассеиваются и хорошо отражаются от препятствий — именно это свойство и используется в парктронике. Датчики испускают ультразвуковые волны короткими пакетами, и если на их пути оказывается препятствие (стена, другая машина и т.д.), они отражаются, возвращаясь обратно к датчику.

По времени, пройденному звуковыми волнами с момента излучения до момента приема после отражения, и измеряется расстояние до препятствия.

В парктрониках может быть от двух до восьми датчиков, которые располагаются на заднем и переднем бамперах.

Сегодня наиболее распространена система с датчиками, работающими в последовательно-параллельном режиме — в каждый момент времени половина датчиков излучает ультразвуковые пакеты, вторая половина работает в качестве приемников. Такой режим исключает провалы в работе парктроника и позволяет постоянно отслеживать расстояние до препятствий.

Эффективное расстояние, на котором датчики могут обнаружить препятствие, лежит в пределах 0,4-1,8 метра. Все, что дальше, уже не «прощупывается», а слишком близкие предметы могут просто сбить датчики с толку.

Работа камеры заднего вида еще более проста и интуитивно понятна.

Камера устанавливается в задней части автомобиля (обычно над номерным знаком, хотя здесь возможны варианты), а сигнал с нее подается на экран, установленный на приборной панели или в другом удобном для водителя месте.

Сегодня чаще всего используются беспроводные камеры — они легко монтируются и не требуют прокладки дополнительной проводки внутри машины. При необходимости камеру можно снять или установить в более удобное место, если изначально было выбрано не самое удобное размещение.

Чаще всего обе системы — датчики и камера заднего вида — работают отдельно и независимо друг от друга, однако сегодня есть системы, в которых данные с камеры и датчиков обрабатываются одним электронным блоком, и выводятся на один монитор. Такие парктроники удобны, так как в них нет множества индикаторов, и обеспечивают комфортную парковку.

Устройство и типы систем автоматической парковки

  1. Системы автоматической парковки, несмотря на свои широкие возможности, имеют внешне простую структуру и устройство:
  2. — Система ультразвуковых датчиков; — Электронный блок управления; — Исполнительные устройства управления автомобилем; — Выключатель системы;
  3. — Средства индикации.

Ультразвуковые датчики. В этой системе используются те же датчики, что и в парктронике, однако их количество обычно достигает 12: по 4 на переднем и заднем бамперах, и по 2 с каждого борта. Датчики могут «прощупывать» расстояние до 4,5 метра.

Электронный блок управления. Это компьютер, который управляет системой, производит все измерения и взаимодействует с исполнительными устройствами. В блок управления заложены алгоритмы и программы парковки.

Исполнительные устройства. Именно они управляют автомобилем в режиме автоматической парковки.

К исполнительным устройствам относятся блок управления двигателем (главным образом — дроссельной заслонкой), двигатель усилителя руля, клапаны и сервоприводы автоматической коробки передач, клапаны тормозной системы.

Также в качестве исполнительных устройств могут использоваться такие вспомогательные системы, как система курсовой устойчивости и другие.

Выключатель. Система включается только при необходимости парковки, поэтому на приборной панели или в другом месте предусмотрен выключатель и индикатор работы системы автоматической парковки.

Средства индикации. Обычно это дисплей, на который выводится необходимая информация, либо рекомендации по управлению автомобилем, если система работает в режиме ассистента.

  • На сегодняшний день существует большое количество систем автоматической парковки, но все они обладают примерно одинаковым функционалом, и отличаются только производителем. Наибольшее распространение получили следующие системы:
  • — Active Park Assist — разработка Mercedes-Benz, широко используется на автомобилях Ford; — Advanced Park Assist — разработка Opel; — Intelligent Parking Assist System — разработка Toyota (также устанавливается на автомобилях Lexus); — Park Assist и Park Assist Vision — разработка Volkswagen;
  • — Remote Park Assist System — разработка BMW.

Сегодня системы автоматической предлагаются только в качестве опций на новых автомобилях, установить подобную систему на старую машину очень затруднительно. Но вполне вероятно, что в недалеком будущем появятся отдельные системы, которые можно будет использовать на любом автомобиле.

  1. Система автоматической парковки может работать в нескольких режимах:
  2. — Режим поиска свободного места для парковки; — Режим «ассистента» — система дает указания для выполнения парковки, но управление автомобилем осуществляет водитель;
  3. — Автоматический режим — система паркует автомобиль самостоятельно, водитель при этом может быть как в машине, так и снаружи (управление производится с ключа).
  4. Также есть два типа парковки, которые имеют существенные отличия, и далеко не все системы способны выполнять их:
  5. — Параллельная парковка — наиболее простая, поэтому все системы способны проводить ее; — Перпендикулярная парковка — более сложная, некоторые системы не производят ее, оказывая лишь помощь в качестве парктроника и ассистента.
  6. Работает система автоматической парковки следующим образом:
  1. Поиск свободного места. Автомобиль движется вдоль ряда припаркованных автомобилей, система производит поиск достаточного для парковки места, и если таковое обнаруживается, система подает сигнал. Для эффективной работы системы автомобиль должен двигаться со скоростью до 40 км/ч при параллельной парковке, и не более 20 км/ч при перпендикулярной. Место считается подходящим, если его длина превышает длину автомобиля на 0,8-1 м, и по ширине на 0,6 м с каждой стороны (хотя ширина может варьироваться);
  2. Если система работает в режиме ассистента, то водитель выполняет инструкции, которые в визуальном и текстовом виде выводятся на дисплей — эти инструкции касаются скорости и направления движения, поворота руля и т.д.;
  3. Если система работает в автоматическом режиме, то водителю остается просто сидеть и ждать, пока автомобиль припаркуется. При возникновении непредвиденной опасности водитель может выключить систему на любом этапе выполнения маневров.

Внешне все это выглядит просто и очень привлекательно, однако система автоматической парковки имеет несколько особенностей и недостатков, с которыми приходится мириться:

— Низкая скорость выполнения маневров. Система выполняет все действия и маневры медленно, на минимальной скорости, поэтому автоматическая парковка может занять больше времени, чем ручная; — Ошибки системы при определении препятствий. Довольно часто автоматика не распознает бордюры, сугробы, столбики и другие препятствия, что приводит к неприятным последствиям;

— Некорректная работа системы из-за погодных условий и факторов окружающей среды. Причиной ошибок могут служить загрязненные датчики, сильный снегопад или дождь, о чем всегда нужно помнить.

Но, несмотря на недостатки и высокую цену, системы автоматической парковки набирают популярность, так как в городе они в большинстве случаев помогают решать проблему парковки, сберегают нервы и время. Так что этот тип систем имеет не только право на существование, но и весьма успешное будущее.

Другие статьи

#Бачок ГЦС

Бачок ГЦС: надежная работа гидропривода сцепления

14.10.2020 | Статьи о запасных частях

Многие современные автомобили, особенно грузовые, оснащаются гидравлическим приводом выключения сцепления. Достаточный запас жидкости для работы главного цилиндра сцепления хранится в специальном бачке. Все о бачках ГЦС, их типах и конструкции, а также о выборе и замене этих деталей читайте в статье.

Вернуться к списку статей

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *