Штраф за отсутствие предрейсового медицинского осмотра

Изменились правила оформления путевых листов. Появились новые требования к обязательным атрибутам документа. Проведение предрейсовых осмотров возложили на лиц, имеющих лицензию на данный вид услуг.

Суды выносят неоднозначные решения. Автоюристы трактуют нормативы по-разному.

Как во всем этом разобраться? На какие нормы закона опираться, чтобы избежать высоких штрафов? Разберетесь с терминологией — поймете законы

Основная ошибка возникает, когда законы, касающиеся транспортных организаций, занимающихся перевозками грузов и пассажиров, применяют к компаниям, использующим автомобили в служебных целях. Когда считают, что водитель – это лицо, оформленное в этом качестве, а не то, которое управляет ТС, принадлежащим юридическому лицу.

Чтобы избавиться от путаницы и сомнений, разберемся с терминологией. Все понятно с грузоперевозчиками, то есть, транспортными компаниями, оказывающими услуги. Водитель оформлен в этом качестве, и обязан иметь путевой лист. Как быть с лицами, использующими ТС организации в служебных (личных) целях? Обратимся к ФЗ №196.

Штраф за отсутствие предрейсового медицинского осмотра

Понятие водитель – лицо, управляющее транспортом с любыми целями и в любом качестве. Те, кто перевозят грузы, багаж, пассажиров, так и называются – перевозчиками.

Штраф за отсутствие предрейсового медицинского осмотраШтраф за отсутствие предрейсового медицинского осмотраШтраф за отсутствие предрейсового медицинского осмотра

Необходимо разделять эти понятия, и не применять законы, касающиеся перевозчиков, на всех лиц, управляющих ТС, то есть, всех водителей.

Это не только тот, кто оформлен по трудовому договору таковым, но и тот, кто на автомобиле принимает участие в дорожном движении.

Независимо, кто находится за рулем служебного транспорта, он считается водителем и ему полагается иметь путевой лист, даже если это – генеральный директор.

Штраф за отсутствие предрейсового медицинского осмотраШтраф за отсутствие предрейсового медицинского осмотраШтраф за отсутствие предрейсового медицинского осмотра

Дополнение Ф3 от 28.12.2013г №437

Штраф за отсутствие предрейсового медицинского осмотраШтраф за отсутствие предрейсового медицинского осмотра

Зачем оформлять путевой лист?

Путевка – это первичный отчетный документ организации. Контролирующие органы обращают особое внимание на правильность его оформления.

От этого зависит зп рабочего, размер налоговых вычетов, списание ГСМ, обоснованность нахождения ТС на балансе.

Некоторые руководители на этих функциях останавливаются, забывая, что в путевом листе должны отражаться все обязательные атрибуты. Без них документ считается недействительным.

Штраф за отсутствие предрейсового медицинского осмотра

Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов применяют юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие:

К таким реквизитам относят предрейсовый осмотр медработником. Сотрудник ГИБДД, в первую очередь, обратит внимание на наличие штампика врача и запись о прохождении технического контроля состояния автомобиля. Путевой лист дает право управлять транспортом, принадлежащим юридическому лицу.

Если есть необходимость оформлять путевку, значит надо делать это в соответствии с требованиями закона. Для отчета перед налоговыми службами отсутствие в путевом листе отметки о прохождении предрейсового медосмотра, не является критической ошибкой. Хотя, при желании, могут придраться и к этому.

Ространснадзор имеет полное основание наложить штраф за отсутствие обязательного реквизита (ст. 19.5 КоАП).

Что говорят эксперты по проведению предрейсовых осмотров?

Обратимся к специалистам. В компании Гарант (Правовой консалтинг) считают: закон, о необходимости иметь путевой лист, касается не только лиц, управляющих транспортом, принадлежащим юрлицу. Эксперты делают вывод: когда используется личный транспорт в служебных целях, нужно оформлять пл.

Такая необходимость возникает независимо от того: указано в трудовом договоре обязанность управления автомобилем или нет; оказывает ли организация услуги по перевозке грузов, пассажиров, багажа или нет; имеется ли в штате должность водителя или нет.

Осуществляя служебную поездку, водитель или лицо, исполняющее обязанности такового, подпадает под действие закона 2.1.1 ПДД.

Примечание: К понятию «прямо предусмотренных» относят случаи, когда: ТС управляет наемный водитель-перевозчик;

  • перевозят негабаритный или опасный груз (медицинский контроль проходить надо ежедневно);
  • автомобиль принадлежит юридическому лицу или ИП;
  • осуществляется перевозка людей (пассажиров).

Данный закон распространяется на водителей, управляющих ТС, оформленным на юридическое лицо, на перевозчиков опасных, негабаритных грузов, пассажиров или багажа.

Штраф за отсутствие предрейсового осмотра водителей

На основании действующего законодательства, все водители транспортных средств, прежде чем выйти в рейс обязаны пройти медицинский предрейсовый, а также послерейсовый осмотр. Название процедур говорит само за себя: первое необходимо провести перед рейсом, второй после.

В этой статье мы расскажем о том, какие последствия предусмотрены для водителей при отсутствии предрейсового осмотра водителей и что ждет руководство компании, которая игнорирует закон.

Немного о законе

Основным нормативно-правовым законом регулирующим вопросы медицинского осмотра водителей является ст.23 ФЗ «О безопасности дорожного движения».

На основании данного закона все водители транспортных средств обязаны проходить регулярное медицинское обследование перед выходом в рейс.

Исключением могут являться лишь управляющие экстренных оперативных служб. Отсюда следует, что закон касается шофёров:

  • пассажирских автобусов, троллейбусов, трамваев, маршруток и т.д);
  • логистических компаний (водителей грузового и легкого транспорта) и т.д.

Стандартно, продолжительность рейса составляет одну смену. Пройдя осмотр водитель должен получить соответствующую отметку в путевой лист, а медицинский работник проводивший процедуру в журнал. Если же рейс занимает более продолжительный период осмотр осуществляется лишь в первый день выхода.

На сегодняшний день существует несколько способов как провести медицинский осмотр водителей: создать на территории компании собственный медицинский кабинет или доверить эту процедуру профессиональным медицинским учреждениям. Последний вариант имеет массу достоинств и вот каких:

  • организация персонального медицинского кабинета невозможна без получения соответствующей лицензии;
  • компании придется расширять штат рабочих, а следовательно платить им зарплату и за них налоги, социальные выплаты;
  • нет необходимости покупать профессиональное оборудование и инструменты для кабинета;
  • медицинское обследование осуществляется в удобное для заказчика время.

Штраф за отсутствие предрейсового медицинского осмотра Штраф за отсутствие предрейсового медицинского осмотра Штраф за отсутствие предрейсового медицинского осмотра

Наказание за отсутствие осмотра

Игнорировать закон — дело опасное. Нарушители могут понести серьезное административное, а в случае несчастного случая по вине водителя, еще и уголовное наказание. На сегодняшний день размер штрафа для водителя при отсутствии медосмотра составляет 3000 руб.

Однако, понести ответственность могут и работники медицинской организации, которые выпустили в рейс нездорового человека (к примеру, халатное проведение предрейсового осмотра). В такой ситуации медработник облагается штрафом до 5000 руб. Организация в данном случае может получить санкции в размере 30 тыс. руб.

(относится не только к юрлицам, но и индивидуальным предпринимателям).

Где заказать медицинский осмотр водителей?

Компания «АирПрофмед» оказывает услуги предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителей.

В нашей компании вы можете заказать медицинский осмотр водителей в удобное время, согласно вашему режиму работы. Медицинский работник приедет в удобное время и произведет все необходимые манипуляции.

Мы работаем официально, имеем все соответствующие документы и лицензии на ведение подобной деятельности.

Более подробную информацию вы можете получить связавшись со специалистом компании.

Размер штрафа за отсутствие медосмотра у водителя

Безопасность на дорогах – залог здоровья и жизней сотен тысяч людей. Ежедневно в мире происходит огромное количество аварий, многие из которых можно было бы предотвратить. Опасные ситуации на трассах возникают по вине водителей: алкоголь, плохое самочувствие, рассеянное внимание.

Чтобы отстранить потенциально «опасных» водителей, транспортные компании обязали проводить врачебные осмотры шоферов. В России предусмотрен штраф за непрохождение предрейсового медосмотра водителем. В статье поговорим о том, для кого обязателен визит к доктору, какие санкции применяют к нарушителям и какие законы контролируют правильность освидетельствований.

Что такое – предрейсовые медосмотры

Отметим сразу, что ответственность за отсутствие предрейсового медицинского осмотра водителя несет не он сам, а работодатель. Правило касается компаний, специализирующихся на грузоперевозках.

Медосмотр нужен для обеспечения безопасности. Его обязаны пройти все сотрудники, оформленные на должность шофера. Процедура занимает не больше 20 минут. Она позволяет выявить нетрезвых водителей и тех, кому опасно отправляться в рейс по состоянию здоровья.

Алгоритм процедуры

Врачебный осмотр напоминает обычный прием в поликлинике. Происходит сбор анамнеза, выслушиваются жалобы на самочувствие. Врач осматривает кожный покров, зрачки, слизистые оболочки, измеряет пульс и давление. Если у работника есть хронические заболевания, важно предупредить об этом доктора.

После общего осмотра водителей проверяют алкометром. В случае подозрений медик вправе провести тест на наркотики. Если все показатели в норме, водитель получает соответствующую пометку. Результаты осмотра фиксируют в путевом листе и техническом журнале.

Путевой лист – что это и правила заполнения

Штраф за отсутствие предрейсового медицинского осмотраПутевой лист.

Без «автографа» доктора в «путевике» в рейс выходить нельзя.  Что же представляет из себя этот документ? Путевой лист принадлежит к первичным документам бухучета.

Он помогает рассчитать расходы на горючее, содержание грузовика. «Путевик» фиксирует время отбытия транспорта с базы, подтвер-ждает, что автомобиль был исправяен.

Кроме того, документ демонстрирует инспекторам, что перевозка грузов происходит законно, а за рулем находится здоровый и трезвый водитель.

Лист выдается каждому водителю персонально. Срок его действия может быть разным: от одной поездки до целого рейса. Однако даты необходимо прописать четко. Также в документе указывают данные водителя, результаты врачебного осмотра шофера и техосмотра машины. Последние должны быть подтверждены подписями врача и механика.

Читайте также:  Можно ли переходить дорогу вне пешеходного перехода?

Штрафы

Водитель не прошел предрейсовый медосмотр, что делать? Готовиться к финансовым взысканиям. Их суммы меняются в зависимости от тяжести проступка.

За нарушения требований к предрейсовым медосмотрам

Если компания не организовала полноценный осмотр сотрудников, штраф составит 2–50 тысяч рублей. Все зависит от того, какие именно пункты руководитель нарушил.

За отсутствие осмотра

Некоторые компании экономят и попросту не проводят осмотры. Экономия здесь получается весьма спорной. Штраф за отсутствие предрейсового медосмотра водителя в 2018–2019 годах доходил до 130 000 рублей. Если проверяющие обнаружат повторные нарушения, деятельность организации могут заморозить на 3 месяца. Строго, но безопасность превыше всего.

За неправильно оформленный путевой лист

Штраф за отсутствие предрейсового медосмотра в путевом листе, как правило, составляет 500 рублей. Если у инспектора будет хорошее настроение, то водитель, вероятно, отделается лишь предупреждением.

Однако важно помнить: при повторной остановке грузовика проверяющие могут заинтересоваться самой организацией. Если медиков в ней нет, придется платить крупную сумму, обозначенную в пункте выше.

Другие

На этом штрафы не заканчиваются. Ответить по закону предстоит фирмам, выпус-кающим шоферов в рейс без врачебного осмотра. Если водитель плохо себя чувствовал, стал виновником ДТП и причинил вред здоровью, ответить придется не только ему. Проверка коснется специалиста, ответственного за проведение врачебных осмотров.

100 тысяч рублей придется заплатить в том случае, когда водитель выехал на трассу нетрезвым. Взыскание получит фирма-перевозчик.

Отметим, что за фиктивные документы (подделанные должностным лицом) грозит уголовная ответственность. Юридическая ответственность касается и прохождения послерейсовых осмотров.

Что делать, если нет штатного медика

Для небольших компаний нанимать доктора в штат необязательно. Проще и выгоднее заключить договор с государственной или частной клиникой и отправлять водителей на осмотр туда. Главное, чтобы организация здравоохранения имела лицензию.

Кого и когда могут отстранить от рейса

Штраф за отсутствие предрейсового медицинского осмотраОснования для отстранения водителя.

К управлению автомобилем не допустят нетрезвого шофера. Это самый частый показатель отстранения от работы. Запрет коснется водителей, употреблявших психотропные и наркотические препараты.

Неровный пульс, обострение заболеваний, повышенные температура и давление также могут стать причиной незапланированного отгула.

Нормативно-правовая база

Врачебный осмотр и алгоритм его проведения прописаны законодательно. Упоминания и рекомендации можно найти в законе «О безопасности дорожного движения». Там четко прописан порядок процедуры, перечислены категории шоферов, для которых мероприятия обязательны.

Вторым документом, регламентирующим осмотры, выступает Трудовой кодекс.

Требования к медикам и оснащению кабинетом прописаны в приказе Министерства здравоохранения под номером 835.

Требования

Штрафы за нарушение регламента, как мы выяснили ранее, немалые. Их могут выписать даже в том случае, если квадратура медкабинета оказалась меньше установленной нормы.

К помещению

если предприятие большое, целесообразно организовать регулярные осмотры на его базе. для этого понадобится отдельный кабинет. он должен состоять из двух комнат. в первой врач будет проводить непосредственный осмотр (ее площадь – не меньше 12 квадратных метров). вторая же понадобится для сбора анализов.

в ситуациях, когда врач не уверен в трезвости и вменяемости водителя, он вправе провести забор мочи для детального исследования.

в кабинет доктора необходимо провести связь, снабдить его оборудованием.

минимальный набор выглядит так:

  • стол и стулья, шкаф и вешалка для верхней одежды;
  • сертифицированные алкотестеры, тесты на наркопрепараты;
  • кушетка, подставка для мединструментов;
  • термометры, стетофонендоскопы, сумочка с раскладкой для неотложной помощи;
  • аппарат для измерения давления.

к медработнику/медорганизации

процедуру проводит только аккредитованный специалист. если кабинет выделен на территории предприятия, фирма получает соответствующую лицензию. при заключе-нии договора с частными клиниками убедитесь, что их лицензия действительна.

осматривать людей имеют право медики со среднеспециальным и высшим образо-ванием. но решение о недопуске подписывает исключительно дипломированный специалист. младший персонал вправе выписать направление на дообследование. его проходят в поликлинике.

кто контролирует правильность проведения медосмотров

Штраф за отсутствие предрейсового медицинского осмотраПроверка осмотра.

  • За проверку фактов проведения обязательных медицинских осмотров водителей отвечают несколько государственных служб.
  • Это Госавтонадзор, ГИБДД, Росздравнадзор (территориальное подразделение), Госинспекция по труду.
  • Каждый из специалистов вправе потребовать технический журнал, проверить лицензию, осмотреть кабинет.
  • В случае, когда медработник значится лишь номинально, фирме грозит наказание – те самые штрафы.

Выводы

Медосмотры необходимы для обеспечения безопасности на дороге. Алгоритм их прохождения закреплен на законодательном уровне. От проверки доктором освобождаются только шоферы экстренных служб (скорой помощи, к примеру).

Врачебные осмотры – обязательное требование для транспортных компаний. Руководство организует проведение данного мероприятия на территории фирмы либо заключает договор с клиникой. Каждый водитель обязан прийти на осмотр. Без подписи врача на рейс сотрудник выйти не может.

За нарушения установленных регламентов предусмотрены серьезные санкции. За повторные оплошности работу компании могут «заморозить» на три месяца. Штраф за отсутствие медосмотра у водителя (подписи врача в «путевике») – 500 рублей.

Однако практика показывает, что эта символическая плата действительна нечасто. Обычно инспекторы выписывают штраф за непрохождение осмотра, а он в разы крупнее.

Детальная информация видна на видео:

Чем грозят нарушения при проведении предрейсовых медосмотров

Выполнение всех требований законодательства в транспортной сфере – дело довольно затратное. В статье Медосмотры водителей в организации описано, что только контроль за здоровьем и физическим состоянием водителей довольно затратен для работодателя, даже не учитывая остальных требований.

И компании иногда идут на интересные эксперименты с целью экономии бюджета.

Недавно пришлось столкнуться с такой ситуацией: компания заключила договор с медицинским работником на оказание услуг предрейсового медосмотра водителей, но договор, как оказалось, заключили «чтобы был» – водителей на осмотр отправлять не стали, а просто ставили подпись и штамп в путевом листе от имени мед.работника. Нестандартный и творческий подход к решению вопроса, но давайте посмотрим, чем это может грозить.

Штраф за отсутствие предрейсового медицинского осмотраЧем грозит нарушение требований к предрейсовым медосмотрам

По закону проведение медосмотров водителей выполняется в первую очередь с целью безопасности дорожного движения, чтобы на дороги не выезжали пьяные, с похмелья, больные или плохо себя чувствующие водители.

Несмотря на то, что автомобиль – это уже привычная часть повседневной жизни, он все так же является средством повышенной опасности, а скорость реакции больного человека или человека в нездоровом физическом состоянии сильно снижена.

Именно поэтому предрейсовые медосмотры важны, важность их и жесткие требования к проведению зафиксированы в законодательстве, а нарушение требований подкреплено солидными штрафами.

Штрафы за нарушение требований к проведению предрейсовых медосмотров

  • Если компания является лицензированным перевозчиком, то за нарушение правил, предусмотренных лицензий, по 3 ст. 14.1 КоАП РФ грозит штраф в размере от 3000 до 40 000 руб.
  • За несоблюдение требований о проведении предрейсовых медосмотров водителей в соответствии ч. 2 и 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ применяется штраф от 5000 до 30000 руб.
  • Одновременно в КоАП РФ существует еще и ст. 11.32 об ответственности, в том числе за нарушение порядка проведения предрейсовых медицинских осмотров, в виде штрафа от 2000 до 50 000 руб.
  • И напоследок –  ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ предполагает ответственность за допуск работника к выполнению работы без прохождения обязательных медицинских осмотров, в нарушение требований Трудового кодекса в виде штрафа от 15 000 до 130 000 руб.

Кто контролирует правильность проведения предрейсовых медосмотров

Следят за порядком проведения целых четыре контролирующих органа:

  • Управление государственного автодорожного надзора
  • ГИБДД
  • территориальный орган Росздравнадзора
  • Государственная инспекция по труду

Так что таким нарушением можно спровоцировать целый цикл проверок и штрафов, особенно если обиженный медработник пойдет жаловаться. Очень сомнительный способ экономии получается.

Что в такой ситуации делать медработнику

Медработнику же, конечно, для начала, лучше не жаловаться, а просто составить письмо в двух экземплярах (или снять копию) на имя руководителя организации – мало ли, вдруг он даже не знает, что там на самом деле происходит. В письме описать факты и указать даты, когда штамп использовался без проведения осмотров.

Передать  через секретаря (с регистрацией во входящих) или отправить с уведомлением по почте. Это позволит медработнику зафиксировать даты, когда штамп использовался без ведома и снять с себя ответственность, как с должностного лица.

А дальше уже решать, в зависимости от ситуации и вариантов решений, предлагаемых руководством.

Если у вас есть подобные нестандартные ситуации, пишите нам в х или на info@trs72.ru – будем рады помочь вам найти правильное решение.

Читайте также:  Успешная пересдача экзамена на права

Авторы статьи: Ольга Карагаева, Галина Деревянчук.

Медосмотры работников: ответы на частые вопросы кадровиков и директоров

Штраф за отсутствие предрейсового медицинского осмотра

Вправе ли работодатель требовать прохождения медосмотра в день, который является для работника выходным? Правомерно ли требование работодателя о прохождении работником периодического медосмотра за свой счет с последующей компенсацией расходов? К какому выводу пришел ВС РФ относительно прохождения медосмотров работниками торговли? Какое заключение сделал ВС РФ в части прохождения медицинских осмотров работниками торговли, которые занимаются аналитической и административной деятельностью? Какая ответственность грозит работодателю за допуск работника к исполнению трудовых обязанностей без прохождения обязательного медосмотра, обязательного психиатрического освидетельствования либо при наличии у него медицинских противопоказаний?

Работники, занятые на работах с вредными и опасными условиями труда, а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры для определения пригодности этих работников к выполнению поручаемой им работы и предупреждения профессиональных заболеваний (ч. 1 ст. 213 ТК РФ). В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры.

Порядок проведения обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.04.

2011 № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований)» (далее – Порядок, Перечень факторов, Перечень работ).

Согласно ч. 8 ст. 213 ТК РФ предусмотренные этой статьей медицинские осмотры и психиатрические освидетельствования осуществляются за счет средств работодателя.

Напомним, Правилами финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма[1] предусмотрено, что за счет сумм страховых взносов страхователь вправе осуществлять, в частности, расходы на проведение обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (пп. «е» п. 3).

Для обоснования финансового обеспечения проведения обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников страхователь представляет поименный список работников, подлежащих прохождению обязательных периодических медицинских осмотров (обследований), утвержденный страхователем в соответствии с Порядком.

Поименные списки разрабатываются в соответствии с п. 19 Порядка на основании контингентов работников, подлежащих периодическим и (или) предварительным медосмотрам, с указанием вредных (опасных) производственных факторов, а также вида работы согласно Перечню факторов и Перечню работ.

Включению в списки контингента и поименные списки подлежат работники, подвергающиеся воздействию вредных производственных факторов, указанных в Перечне факторов, а также вредных производственных факторов, наличие которых установлено по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в предусмотренном порядке.

ФСС в Письме от 17.05.

2016 № 02‑09‑14/16‑05‑8715 уточнил: решение о финансовом обеспечении проведения обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников принимается исполнительным органом ФСС на основании представленных документов в соответствии с Правилами финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и на основании Порядка.

Работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами (ч. 1 ст. 76 ТК РФ).

Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на все время до устранения обстоятельств, ставших основанием для отстранения от работы (недопущения к работе), если иное не установлено ТК РФ, другими федеральными законами (ч. 2 ст. 76 ТК РФ).

Согласно ч. 3 ст. 76 ТК РФ в период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется.

В случае отстранения от работы работника, который не прошел обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда либо обязательный медицинский осмотр не по своей вине, ему производится оплата труда за все время отстранения от работы как за простой.

Вправе ли работодатель требовать прохождения медосмотра в день, который является для работника выходным?

Следует отметить, что нормами действующего законодательства не урегулирована ситуация, когда работник в свой выходной день направлен на медосмотр.

По мнению Роструда, высказанному на его официальном сайте, прохождение работником медицинского осмотра в день, являющийся для него в соответствии с графиком работы выходным, должно осуществляться по правилам привлечения работников к работе в выходные или нерабочие праздничные дни. Дело в том, что согласно ч. 1 ст. 113 ТК РФ работа в выходные и нерабочие праздничные дни запрещается, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ.

Работники привлекаются к работе в выходные и нерабочие праздничные дни с их письменного согласия в случае необходимости выполнения заранее непредвиденных работ, от срочного выполнения которых зависит в дальнейшем нормальная работа организации в целом или ее отдельных структурных подразделений в частности, индивидуального предпринимателя (ч. 2 ст. 113 ТК РФ).

Напомним, что привлечение работников к работе в выходные и праздники без их согласия допускается в следующих случаях:

  • для предотвращения катастрофы, производственной аварии либо устранения последствий катастрофы, производственной аварии или стихийного бедствия;
  • для предотвращения несчастных случаев, уничтожения или порчи имущества работодателя, государственного или муниципального имущества;
  • для выполнения работ, необходимость которых обусловлена введением чрезвычайного или военного положения, а также неотложных работ в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случае бедствия или угрозы бедствия (при пожаре, наводнении, голоде, землетрясении, эпидемии или эпизоотии) и иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части (ч. 3 ст. 113 ТК РФ).

В других случаях привлечение к работе в выходные и нерабочие праздничные дни допускается с письменного согласия работника и с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (ч. 5 ст. 113 ТК РФ).

По правилам ч. 8 ст. 113 ТК РФ привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни производится по письменному распоряжению работодателя.

Если работник не согласен на прохождение медицинского осмотра в выходной день, требовать от него этого работодатель не вправе. Привлечь работника к прохождению медосмотра в выходной или праздник работодатель может только с письменного согласия работника.

Вправе ли работодатель настаивать на прохождении работником медосмотра за свой счет с последующей компенсацией ему расходов?

На практике довольно распространена ситуация, когда работодатель предлагает работнику пройти периодический медицинский осмотр за свой счет, а затем возмещает ему расходы. В случае отказа работника от прохождения медосмотра на таких условиях работодатель не допускает его к работе. Правомерны ли действия работодателя?

Как уже было отмечено, работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр.

Что касается прохождения медосмотров за счет работника с последующей компенсацией расходов, надо иметь в виду следующее.

Предварительные и периодические осмотры проводятся медицинскими организациями любой формы собственности, имеющими право на проведение таких осмотров, а также на экспертизу профессиональной пригодности в соответствии с действующими нормативными правовыми актами (п. 4 Порядка).

Следует отметить, что отсутствие договора об оказании услуг по проведению предварительных (периодических) медосмотров работников, заключаемого работодателем и медучреждением, не является нарушением действующего законодательства.

При этом работодатель должен исполнить обязанность по организации проведения обязательных медицинских осмотров без заключения каких‑либо договоров с медицинской организацией.

В таких случаях работодатель обычно выдает работнику направление на обязательный медицинский осмотр, а после его прохождения возмещает ему произведенные расходы.

Следует отметить, что Минфин придерживается иного мнения по данному вопросу. В Письме от 08.02.2018 № 03‑15‑06/7527 ведомство рассмотрело вопрос об обложении НДФЛ и взносами доходов работников организации пищевой промышленности в виде сумм оплаты прохождения ими обязательных медосмотров.

Чиновники указали на неправомерность популярной среди работодателей практики, при которой работники проходят данные медосмотры за свой счет, а затем получают от работодателя компенсацию соответствующих расходов.

Как отмечено в письме, предусмотренные ст. 213 ТК РФ медицинские осмотры (обследования) осуществляются за счет средств работодателя, оплата предварительных медицинских осмотров работников за счет их собственных средств с последующим возмещением таких расходов работодателем законодательством не установлена.

Хотя ТК РФ не конкретизирует, каким именно образом работодатель должен оплатить работникам прохождение медицинских осмотров, по смыслу п.

23, 25, 26, 42, 44 Порядка для целей проведения медосмотров работников предполагается непосредственное взаимодействие между работодателем и медицинской организацией.

Читайте также:  Изменения закона об автомобильных дорогах и дорожной деятельности с 15 ноября 2015 года

Фактически исполнение содержащихся в данных нормах требований без установления договорных отношений между указанными сторонами невозможно.

Таким образом, работодатель, направляющий своих работников на медосмотры, обязан оплачивать соответствующие услуги медицинской организации самостоятельно в рамках договора с ней.

Следовательно, ситуация, при которой договор с медицинской организацией на проведение обязательных медицинских осмотров работодатель не заключает, а лишь компенсирует расходы работников, которые самостоятельно оплачивают медицинские услуги в рамках проведения медосмотров, может расцениваться как нарушающая требования законодательства об охране труда и работодатель может быть привлечен к административной ответственности. В частности, к такому выводу пришли арбитры в Постановлении Октябрьского районного суда г. Самары Самарской области от 13.05.2015 № 12‑232/2015.

К какому выводу пришел ВС РФ относительно прохождения медосмотров работниками торговли?

Отсутствие медосмотра в путевом листе – какой штраф грозит

Путевой лист для множества автомобилей входит в число документов, подтверждающих легальность использования машины. Он выписывается не только если транспорт в собственности у организации, а также у предпринимателя (ИП).

Есть ситуации, когда путевка понадобиться на частные машины, например, личный автомобиль работника, на котором он отправился в служебную командировку. Так как за отсутствие путевого листа в 2018 году предусмотрена административная ответственность, то лучше знать случаи, когда нужно обзавестись этим документом.

Какое наказание

Административное законодательство предусматривает штраф за отсутствие путевого листа (часть 2 статьи 12.3 КоАП РФ).

Сумма штрафа 500 руб. независимо кто виновник или простой гражданин, или ИП, или организация. Также не имеет значения на какую машину нет документа. Штраф за отсутствие путевого листа грузового автомобиля такой же, как в случае с автобусом или легковым автомобилем.

https://www.youtube.com/watch?v=CKyQs87t_5w

Других мер воздействия не предусмотрено. То есть сотрудник ГИБДД не вправе ни отстранить от управления, ни арестовать транспорт, ни прочие меры.

Дополнительная ответственность

В тоже время отсутствие путевого листа является поводом для составления документов о наличии еще нескольких нарушений.

  Как выбрать между механикой или автоматом

  • Непрохождение медицинского осмотра перед выездом. Предрейсовый осмотр должен организовывать собственник (арендатор) транспорта. Чаще всего это работодатели водителя. Непроведение медосмотра вообще как такового наказывается штрафом от 30 000 до 50 000 руб. (ст. 11.32 КоАП РФ).
  • Нарушение оформления результатов предрейсового медосмотра. Результаты медосмотра вносятся в путевой лист. При отсутствии медосмотра в путевом листе, как и при отсутствии самого документа (даже если осмотр фактически был) на организацию (ИП) возлагается штраф – 30 000 руб. А если осмотр должно организовать обычное физическое лицо, то сумма наказания – 3 000 руб. (ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ).
  • Отсутствие контроля техсостояния транспорта. Коммерческие автомобили, перевозящие людей и груз, в обязательном порядке перед выпуском на смену подлежат техосмотру. Об успешном прохождении делается отметка в путевом листе. Если её нет, то осмотр не оформлен как следует. За что предусмотрен штраф юридическому лицу в сумме 30 000 руб., это для организаций и предпринимателей. Для граждан – 3000 руб. (ч. 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ).

Таким образом, отсутствие путевого листа может привести к крупному суммарному штрафу.

Например, коммерческий грузовик доставлял продукты питания для гипермаркета. Проверяя документы у водителя, сотрудник ГИБДД выявил, что отсутствует путевой лист.

Транспортная организация обеспечила прохождение медосмотра и техсостояния, но не составила путевой лист и не выдала его водителю, а водитель выехал в рейс без документа. Штраф на организацию будет 60 000 руб. за неоформление осмотров (30 тыс. за медосмотр и 30 тыс.

за техосмотр), а водителю 500 руб. за управление автомобилем без путевого листа.

Штрафы для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей одинаковые. Однако организации в довесок налагаю санкции и на её должностных лиц (директор, начальник транспортного цеха и пр.). Эта сумма увеличивает сумму штрафов за отсутствие медосмотра и технического контроля по 5 тыс. руб.

Нужна ли отметка о медосмотре

Одним из самых важных требований к путевому листу – это наличие на нем обязательно штампа о пройденном водителем медосмотре перед осуществлением поездки. Если штамп отсутствует, то это обозначает, что процедура не была пройдена.

Отсутствие штампа на путевом листе может создавать угрозу как для самого водителя, так и для иных участников движения. Именно поэтому штраф за отсутствие в путевом листе штампа о медосмотре велик для всех, кто был причастен к нарушению.

  • Штраф для водителя составляет 3 тысячи рублей;
  • Штраф для должностного лица – 5 тысяч рублей;
  • Штраф для руководителя предприятия или ИП – 30 тысяч рублей.

Как фиксируется нарушение

Работник ГАИ может выявить нарушение при стандартной проверке документов.

Эта проверка может быть целенаправленная, чаще касается коммерческих грузовых автомобилей.

В связи с подписанием Приказа Минтранса России №141 от 06.04.2017 г. «Об утверждении Порядка организации и проведения предрейсового контроля технического состояния транспортных средств» ГИБДД изредка организует специальные рейды по путевым листам.

  • Проверка может быть и сопутствующая, то есть вопрос о путевом листе может подняться в дополнение к другим нарушениям.
  • Факт непредъявления водителем этого документа достаточен для привлечения к ответственности.
  • Также основанием для оформления нарушения является некорректный путевой лист. Он считается составленным с нарушением если:
  • нет подписи и штампа медицинского работника о прохождении медосмотра. При этом медик должен иметь соответствующее разрешение;
  • нет отметки лица контролирующего техсостояние ТС. Это лицо не просто механик на предприятии, а специалист имеющий соответствующую квалификацию (профессиональное образование по специальности «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» или профподготовку с присвоением квалификации «Контролер технического состояния автомобильного транспорта»);
  • не заполнены основные реквизиты ПЛ;
  • нет подписи и штампа предприятия-собственника (арендатора) ТС и другие.

Как вести себя при проверке

Не стоит вступать в открытый конфликт.

В последнее время водители в качестве главного аргумента своей правоты заявляют об отсутствии законных причинах для остановки ТС. Не стоит уповать на это. Опытный сотрудник ГИБДД приведет и Вам и суду множество оснований, по которых он остановил транспорт.

Поэтому вести себя следует деликатно. Лучше сообщить, что путевой лист был оформлен, как положено и выдан с остальными документами, но случайно потерялся.

Возможно, этот поможет избежать более серьезных наказаний и позволит отделаться только минимальным штрафом за езду без путевого листа.

Путевой лист без отметок о техосмотре

Штраф за неправильно оформленный путевой лист и отсутствие медосмотра в 2019 году: без отметки врача и механика, размеры штрафа

 Auto.TodayAuto.Today

Однако эти правила касаются только частных лиц, для наёмных работников закон устанавливает дополнительные требования. О том, когда, каким образом и для каких целей организация или индивидуальный предприниматель должны составлять такие документы, как путевой лист и заключение о прохождении водителем предрейсового медосмотра, а также о том, чем грозит езда без этих бумаг либо с их неправильным оформлением — далее в обзоре.

Что говорит нам законодательство Штрафы за путевой лист Неправильное оформление Отсутствие медосмотра Размер штрафа за неправильное оформлениеВидео: Как правильно заполнить путевой лист?var index=document.

getElementsByClassName('index-post');if (index.length>0){var contents=index[0].getElementsByClassName('contents');if (contents.length>0){contents=contents[0]; if (localStorage.

getItem('hide-contents') === '1'){contents.className+=' hide-text'}}}

Что говорит нам законодательство

Начнём с того, что составление путевого листа и проведение медицинского освидетельствования водителей — это процедуры, имеющие совершенно разные цели, поэтому для каждой из них существует своя законодательная база.

Путевой лист — это первичный документ бухгалтерского учёта, при помощи которого оформляются хозяйственные операции по договору перевозки и нужен для того, чтобы рассчитать:

суммы причитающейся оплаты труда водителя; расход топлива; общие затраты на содержание транспорта; сумму амортизационных отчислений.

Вторая цель путевого листа — это возможность дорожной службы в любой момент удостовериться в том, что перемещение грузов автомобильным транспортом осуществляется легально, с соблюдением установленных требований, оплатой обязательных сборов, налогов и пр.

Наконец, «путёвка» нужна ещё и для того, чтобы подтвердить, что в момент, когда транспортное средство покинуло базу, оно было исправным (с учётом требований, предусмотренных правилами дорожного движения), а шофёр находился в надлежащем состоянии, позволяющим ему управлять автомобилем (точнее говоря, был здоров и трезв).

Важно! Помимо легковых и грузовых автомобилей, путевые листы являются обязательными для городского наземного электротранспорта — для троллейбусов и трамваев.

Соответственно, оформление вышеуказанного документа регулируется двумя законодательными актами — Федеральными законами:

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *