Принудительная остановка транспортных средств

Предназначены для экстренной принудительной остановки автотранспорта, имеющего пневматические шины.

Устройство остановки автотранспорта “Еж”, “Еж-М” состоит из капроновой ленты и подставок с прокалывающими элементами — шипами. Шипы расположены под углом 75 к поверхности дорожного покрытия. Длина рабочей части — 7,5 м. В рабочее положение приводится за 1 мин. Принудительная остановка транспортных средств

  • Устройство остановки автотранспорта “Еж-М”: 1- ручка, 2 — подставка, 3 — шип с втулкой, 4 — указатель ориентации
  • Устройство остановки автотранспорта “Лиана”
  • Масса — не более 15 кг.
  • Длина рабочей части — 7,5 м.
  • Ширина — 0,13 м.
  • Расстояние между шипами — 0,1 м.

Заграждение оперативное портативное «Лиана» легко транспортируется и приводится в боевое положение практически на любом дорожном покрытии. Перекрываемая заграждением «Лиана» ширина проезда достигает от 6 до 12 м, в зависимости от модификации.

Высота преграждающих шипов-перфораторов составляет 70±5 мм от поверхности дороги.

Принудительная остановка транспортных средств

Устройство остановки автотранспорта “Лиана”

В нерабочем состоянии заграждение «Лиана» компактно трансформируется в малогабаритный пенал, оснащенный ручкой для переноски.

Для увеличения эффективности воздействия преграждающие шипы-перфораторы изготавливаются съемными. Стержни выполнены из трубчатого профиля, имеют шарнирное основание и крепятся через мягкую полимерную манжету.

  1. Специальные насечки на шипах — перфораторах препятствуют выдергиванию шипов из покрышек колес при наезде автомобиля на «Лиана», тем самым осуществляя эффективное стравливание воздуха из покрышки, даже при наличии подкачки.
  2. Для возможности стационарного крепления к дорожному покрытию заграждения «Лиана» комплектуется двумя металлическими штырями со стропами и металлическими карабинами.
  3. С целью повышения удобства транспортировки пенал изделий «Лиана» снабжен ручкой для переноски, пенал изделия «Лиана -9000» также снабжен роликами.
Исполнение изделия Длина рабочей части изделия в рабочем положении Время оперативного развертывания
«ЛИАНА-6000» 6000 мм 5 с
«ЛИАНА-9000» 9000 мм 10 с
«ЛИАНА-12000» 12000 мм

Устройство остановки автотранспорта — автозаградитель “Гарпун”.

Автозаградитель предназначен для экстренной безаварийной принудительной остановки транспорта с пневмошинами с толщиной резины до 50 мм, даже при наличии в них специального герметика.

Представляет собой закрытый контейнер-станок с выстреливаемой поперёк дорожной полосы скла­дывающейся ленты с шипами. Используется много­кратно, обслуживается 1 человеком и допускает установку вручную или путём отстрела с помощью монтажного патрона 6,8×18 мм для забивания дюбе­лей.

 Отделяющиеся от ленты и остающиеся в колесе полые шипы обеспечивают быстрый сброс воздуха из шины. Устройство можно использовать на шоссейных и твердых грунтовых дорогах.

  • Может постоянно находиться на позиции под от­крытым небом в полной готовности к немедленному пуску. Пуск производится:
  • — моделей А-7 и А-9 — натяжным шнуром длиной до 20 м;
  • — моделей А-7К и А-9К — пусковой кнопкой по ка­белю 50 м от источника питания 220 В, 50 Гц;
  • Принудительная остановка транспортных средств Принудительная остановка транспортных средств
  • Автозаградитель “Гарпун”

-моделей А-7Р-М и А-9Р-М — по радиокоманде с брелка с расстояния до 80 м (на заказ — до 200 м). Для моделей К и Р-М возможен залп нескольких автозаградителей, имеется дублирование пуска на­тяжным шнуром.

Особая техника использования автозаградителя позволяет регулировать ширину перекрытия дорож­ной полосы до 50 % от максимальной.

Существует два типоразмера шипованного заграждения — 1,7 и 9,5 м. Масса изделия в сборе соответственно колеблется в пределах 21-24,5 кг.

Устройство предназначено для многоразового использования, обслуживается одним человеком. Источником энергии является монтажный патрон. При наезде транспортного средства на расправленную ленту полые шипы застревают в шинах, отделяются от ленты и обеспечивают быстрый сброс воздуха из колес.

Принудительная остановка транспортных средств

Пуск автозаградителя может производиться натяжным шнуром либо по радиокоманде с расстояния до 40 м. В базовом исполнении радиоуправляемый “Гарпун” предусматривает питание от внешнего источника постоянного тока напряжением 12 В.

КАКТУС»- заграждение автомобильное портативное.

Препятствует несанкционированному проезду легкового и грузового колесного автотранспорта на режимные объекты.

Заграждение оперативное портативное «Кактус» вручную устанавливается на дорожное покрытие. «Кактус» состоит из осевой направляющей  с закрепленными на ней крестообразными преграждающими упорами.

Принудительная остановка транспортных средств

Для возможности крепления к дорожному покрытию «Кактус» комплектуется двумя пирамидальными крестообразными опорами анкерного типа, которые забиваются в землю и двумя ременными лентами (стропами) с металлическими карабинами на концах.

Принудительная остановка транспортных средств

При помощи строп и металлических карабинов возможно соединять между собой несколько изделий, тем самым увеличивая длину заграждения. Светоотражающие элементы делают «Кактус» хорошо заметным в темное время суток и в условиях плохой видимости.

Штраф за не остановку по требованию инспектора ГИБДД

С каждым годом правила дорожного движения все больше ужесточаются, так как стремительно растет число ДТП на дорогах. Поэтому за действия, которые еще вчера вроде бы были безобидными, сегодня может полагаться штраф.

Например, такое наказание предусмотрено за не остановку по требованию инспектора. Это серьезный проступок, особенно если нарушитель был пойман после погони. Правонарушение регламентируется Административным кодексом РФ.

Основания для остановки транспортных средств

Каждого водителя хотя бы один раз за весь его опыт вождения останавливал инспектор ГИБДД. Происходит это, как правило, для проверки документов или в рамках поисковой операции. Неподчинение сигналам должностного лица влечет за собой наказание, поэтому не каждый решится его игнорировать. Сигнал подается жестом или при помощи громкоговорителя, с указанием места для парковки.

Основными причинами для остановки являются:

  • Принудительная остановка транспортных средствНарушение одного или сразу нескольких положений ПДД.
  • Зрительно заметные технические несоответствия требованиям безопасности на дороге.
  • Наличие ориентировок или информации от дежурного о ДТП, свидетельствующих о причастности водителя к происшествию.
  • Необходимость проведения опроса об определенных обстоятельствах (административное или уголовное преступление).
  • Необходимость привлечения одного или нескольких лиц из машины как понятых при обыске постороннего транспорта.
  • В рамках проведения распорядительно-регулировочных действий.
  • Необходимость использования автомобиля для исполнения служебных обязанностей (поимка преступника полицией).
  • Привлечение водителя для оказания первой помощи пострадавшим в ДТП.
  • Проверка наличия бумаг на авто или груза, накладных на него.

Проведение сверки документов допустимо только в рамках стационарных постов ДПС. Но часто это делают и в других местах, при этом ссылаясь на ориентировки или объявленные мероприятия по поимке преступника, который перемещается на автомобиле, похожем по цвету, марке или модели.

Ответственность за неподчинение

Важно знать! Когда сотрудник ГИБДД подает сигнал об остановке, водитель обязан подчиниться. В противном случае его ждут неприятные последствия.

Одним из вариантов является игнорирование ситуации. Такое часто происходит с мототранспортом, что породило миф, что преследовать их запрещено законодательно.

На самом деле, это опасно в первую очередь для водителя мотоцикла, так как высока вероятность ДТП с тяжелыми травмами. Но такое бывает не всегда.

Самыми распространенными последствиями игнорирования указаний инспектора являются следующие ситуации.

Принудительная остановка транспортных средств

Составление протокола и штраф

Штраф за не остановку по требованию инспектора составляет на сегодняшний день от 500 до 800 руб. Невыполнение предусмотренных действий в случае подачи сигнала должностным лицом фиксируется, и все данные передаются дежурному. Квитанцию водитель может получить в конце месяца или будет задержан вызванным нарядом.

Дополнительные штрафные санкции

Внимание!  Если началась погоня, то высока вероятность, что штраф за не остановку по требованию инспектора ДПС будет больше 800 рублей, предусмотренных в 2019 году.

Неповиновение государственной автомобильной инспекции влечет за собой административную ответственность. Дополнительно сотрудник имеет право составить протоколы на все неправомерные действия со стороны водителя. Чаще всего таковыми являются:

  • Вождение в нетрезвом состоянии.
  • Попытка скрыться с места ДТП.
  • Езда на высокой скорости.
  • Проезд на красный свет светофора.
  • Нарушение правил пересечение ж/д переезда.

Бывают и другие ситуации, за которые предусмотрен штраф, поэтому не остановка по требованию инспектора ДПС может обойтись очень дорого. Незнание законодательной базы не освобождает от ответственности, водителям рекомендуется ознакомиться с действующими нормативами, относительно наказаний.

Часто возникает вопрос, что грозит водителю, не остановившемуся по требованию сотрудника ГИБДД в 2019 году, и скрывшемуся с места происшествия, кроме счетов, которые нужно оплатить? Административная ответственность в виде ареста на 15 суток или принудительные работы по времени равные этому сроку.

Как производится принудительная остановка

Самым распространённым вариантом является фиксация номера и ситуации, и передача сведений дежурному или наряду. Если есть подозрение, что водитель нетрезв или скрывается с места аварии (имеются видимые повреждения на ТС), то составляется ориентировка. Наряд может преследовать нарушителя и принудительно его остановить.

Делается это на служебном автомобиле, с включенными световыми и звуковыми сигналами, с объявлением о необходимости совершить те или иные действия по громкоговорителю. Принудительная остановка осуществляется с использованием следующих средств:

  • С задействованием огнестрельного оружие (сотрудники инспекции чаще всего стреляют только по колесам, не желая причинить вред водителю).
  • С размещением на дороге крупногабаритного грузового транспорта.
  • Перекрытие дороги поперек служебным автомобилем с включенными световыми сигналами.
  • С установкой на трассе лица, регулирующего движения или светофора (за проезд на красный свет в этом случае также предусмотрен штраф).
  • С использованием средств, провоцирующих принудительную остановку (шипы на дороге, ограничители проезда и другое).

Наказание за неостановку по требованию сотрудника ДПС не полагается, если водитель не заметил сигнала, из-за трудного маневра или вероятности создания аварийной обстановки на дороге, при перестраивании. Тут умысла нет, поэтому такие «нарушители» редко получают квитанции. В остальных случаях без последствий из ситуации не выйти.

Читайте также:  Правила проезда регулируемых перекрестков со светофорами в 2021 году

В каких случаях останавливаться не надо?

Останавливаться по требованию сотрудника ДПС необходимо всегда, но бывают случаи, когда делать это опасно для жизни или здоровья. Поэтому каждый водитель должен знать, когда он имеет полное право проигнорировать любые сигналы. Таких ситуаций бывает не много.

  1. Принудительная остановка транспортных средствТребование об остановке выполнено не инспектором, а человеком в жилетке или обычной одежде, но с жезлом. Полная форма и наличие спецавтомобиля является обязательным условием для должностного лица, чтобы останавливать проезжающие машины.
  2. Сигнал подал человек на малоосвещённом участке дороге, поэтому визуально убедиться, что это сотрудник ГИБДД, не представлялось возможным. Если автомобиля с проблесковыми маячками не было, делать это и вовсе не нужно.
  3. Физически невозможно остановиться в указанном месте инспектором. Это представляет угрозу для других участников дорожного движения.
  4. Сигнал был обращен не к конкретному автомобилю или сотрудник не указал место, где остановится, а только поднял жезл и опустил его.
  5. На должностном лице отсутствовала форма, или вместо жезла он использовал не подходящие предметы. В этом случае если пост не стационарный, всегда есть сомнения относительно целесообразности остановки.

Совет! На дорогах часто орудуют мошенники, притворяясь сотрудниками ГИБДД, поэтому в ночное время останавливаться просто опасно, если нет полной уверенности, что это действительно работает служба ДПС. Они обычно не догоняют нарушителей, и штраф за проезд без остановки водителю не приходит.

Можно ли оспорить штраф

Штраф за не остановку по требованию инспектора ДПС небольшой, но не все хотят его платить, если он был выписан незаконно. Если есть уверенность в своей правоте, то его можно обжаловать в вышестоящих инстанциях. Порядок действий:

  1. В первую очередь обратиться к начальнику регионального отделения, выразив свое несогласие в письменной форме. Он обязан проверить законность действия своих сотрудников.
  2. С полученным ответом обратиться в вышестоящее ведомство, приложить доказательства своей правоты, аргументировать позицию.
  3. При отказе в разбирательстве обратиться в судебную инстанцию, предоставив все ответы от государственных органов.

Доказательствами в неправомерности постановления является запись регистратора или сведения свидетелей. Они должны быть в письменной форме, а сами люди готовы прийти в суд для дачи показаний устно. В этом случае высока вероятность получения положительного решения в суде.

За не остановку по требованию инспектора ГИБДД предусмотрены штрафные санкции. Чаще всего игнорирует сигнал водитель в нетрезвом состоянии или скрывающийся с места аварии. Поэтому наряд может преследовать нарушителя, и в этом случае административная ответственность будет на порядок суровее.

Остановка сотрудником ГИБДД — что надо знать водителю

В качестве места остановки может быть использован и автомобиль, используемый для патрулирования —  на нём в обязательном порядке должны быть все опознавательные знаки.

Использовать личный транспорт инспекторам строго запрещено.

При этом применяют служебный транспорт лишь для отправки к месту службы и поездок обратно, либо же передвигаясь, руководствуясь приказами выше стоящих по должности, дежурных.

Будьте предельно внимательны на дороге. Сотрудник ГИБДД должен обеспечить видимость своего транспорта, применяемого для контролирования дорожной обстановки. Служебный транспорт необходим работникам не только для контроля, но и для оперативного пресечения не соблюдения правил дорожного движения, иных нарушений закона.

Служебный автомобиль инспектора может размещаться вне зоны видимости лишь при условии работы на участках с высокой аварийностью или при применении средств фиксации нарушений ПДД. В таком случае инспектор может использовать как рельеф местности, так и повороты, другое имеющееся обустройство дороги. Создавать искусственно препятствия  для опознавания служебной машины он не имеет права.

Принудительная остановка транспортных средств

Размещение сотрудников ГИБДД в ночное время

Отдельно стоит обратить внимание на требования к размещению контролеров в темное время суток: размещаться он имеет право лишь на не затененных участках, обязательно должен одевать снаряжение, которое имеет световозвращающие нашивки. Обязательно наличие светящегося жезла.

Что может послужить причиной для законной остановки

  • Стоит знать, что приказать затормозить без имеющихся законных оснований на это никто не имеет права. Законными причинами для торможения участников движения могут быть:
  • — не соблюдение Вами установленных правилами требований, определить которое можно  на глаз или с использованием дополнительных технических средств;
  • — имеющиеся данные  о возможной сопричастности человека, управляющего машиной, или перемещающегося на нём в качестве пассажира к произошедшему дорожно-транспортному происшествию, любому другому нарушению требований Закона. Обычно подобные данные получаются инспекторами из различных источников, основной из которых – ориентировки коллег;
  • — потребность в опрашивании тех, кто находится внутри автомобиля в связи с тем, что они могли стать свидетелями произошедшего нарушения Закона;
  • — поиск понятых. В их качестве могут выступить те, кто находится в транспортном средстве;
  • — выполнение действий по регулированию движения на дороге;
  • — ситуация, при которой требуется оказать помощь самому инспектору или участникам дорожного движения, а водитель или пассажиры могут её оказать;

— необходимость осуществления проверки документации. Подобные процедуры могут осуществлять лишь в условиях стационарного поста, об осуществлении подобной проверке вне их не может быть и речи.

Другие основания для остановки сотрудником ГИБДД

Помимо пунктов перечисленных выше, могут быть и другие основания остановки и требования предоставить документы.

Подать сигнал к приостановке движения инспектор вправе, если требуется его незамедлительное использование Вашего авто с целью предотвращения преступления или преследования тех, кто уже совершил его.

Принудительная остановка транспортных средств

Также затормозить Вас представитель власти может для экстренной госпитализации пострадавших, если в этом есть необходимость. Вас могут попросить произвести буксировку транспортных средств с места ДТП, если они имеют сильные повреждения. Воспользоваться Вашим транспортным средством инспектор может с целью срочного проезда к месту преступления.

В любом случае сотрудник правоохранительных органов обязан четко обозначить цель использования Вашего транспорта. Помимо этого он должен рассказать Вам о маршруте передвижения. Это уместно в тех случаях, когда не ведется преследование преступников.

Инспектор обязан пояснить Вам, какие могут быть последствия при отказе от выполнения его законных требований. Ответственность регулируется статьей 19.3 КоАП. Этой статьей предусмотрено наказание в виде штрафа или ареста. Отказываясь от выполнения требований инспектора, будьте готовы к штрафу в 1000 рублей или аресту до 15 суток.

Сотрудник может сам сесть за руль Вашего транспортного средства – у него есть такие полномочия. Вы имеете полное право на возмещение ущерба, причиненного Вам в результате его действий. Возместят Вам расходы и любой материальный ущерб.

Для того, чтобы получить компенсацию, потребуйте от сотрудника справку. Можно ограничиться внесением записи в путевой лист. Обязательно должна быть указана продолжительность Вашей поездки и расстояние, которое Вы преодолели по требованию инспектора. Сотрудник ГИБДД должен указать не только свои данные и должность, но и No выданного ему при поступлении на службу удостоверения, подразделение.

Каким образом осуществляется принудительная остановка

Производить торможение транспортного средства в тех местах, где это запрещено, не имеет права ни один инспектор. Однако есть ситуации, при которых тормозить возможно и там, где это не позволяют правила. К таким случаям относят:

— возможность предотвращения совершающегося преступления;

— осуществление на участке регулировочных  работ;

— действительная угроза жизни, здоровью или имуществу других людей. С целью её пресечения, сотрудник органов  имеет право производить приостановку движения некоторых автомобилистов.

Притормозить Вас представитель правоохранительных органов может посредством громкоговорителя. Однако это далеко не единственный способ. Будьте внимательнее – потребовать прекращения движения могут специальным жестом руки. В таком варианте на помощь к контролеру приходит жезл или знакомый всем диск с красным кругом – их обычно направляют на тот автомобиль, который требуется остановить.

Обязательное условие – действия должны быть понятны и однозначно интерпретированы водителем. Он с первого раза должен понять, где ему необходимо остановиться.

Что происходит после остановки

После того, как Вы притормозили, остановивший Вас обязан подойти и представиться, озвучив причину остановки Вашего транспорта. Далее сотрудник ГИБДД должен попросить Вас документы. Если Вас требуется привлечь в качестве понятого – Вам обязательно объяснят права и все вытекающие из Вашего статуса обязанности.

Если Вы совершили правонарушение, Вам обязательно разъяснят, в чем оно заключается. После этого инспектор проводит выяснение обстоятельств. Возможно, что при выяснении обстоятельств производство и не потребуется.

Принудительная остановка транспортных средств

Если инспектор нарушил свои должностные обязанности – Вы можете спокойно обжаловать его действия и решение. Однако действия работников в погонах опротестовать можно лишь в тех случаях, когда несоблюдение должностных инструкций привело к ущемлению Ваших прав и интересов.

Если полицейский приказал прекратить движение, не назвав веского повода остановки – Вы вправе отказать ему в предоставлении документов, при условии, что остановка осуществлена вне стационарного поста. Если сотрудник аргументирует остановку имеющейся у него ориентировкой – смело просите документ, на который он основывается.

Помните, что с этого года скрытое патрулирование запрещено. Представитель правоохранительных органов, не в форме, не имеет право производить торможение водителей.

Как реагировать на призыв к прекращению движения

Если Вы – начинающий водитель, не надо допускать паники. Увидев, что Вам подан сигнал на остановку – просто включите правый поворотник и постарайтесь съехать на обочину, не помешав своими маневрами другим едущим в потоке.

Читайте также:  Приложение 1. перечень сведений, указываемых в выписке электронного паспорта транспортного средства

Имейте в виду, что остановивший Вас полицейский, будет наблюдать за Вашими действиями, поэтому не допускайте паники, чтобы инспектор не заподозрил Вас в других правонарушениях или не наложил дополнительный штраф за неверную парковку.

Для прекращения движения выбирают наиболее безопасное место. При этом проехать Вы можете до 20 метров. Подходить к тому, кто Вас остановил, Вы не обязаны, как и вообще покидать свой автомобиль. При желании Вы можете сдать назад, но только при условии, что этим не нарушите правила.

Включенные стоп-сигналы позволят Вам совершить необходимые маневры без риска дополнительных маневров.

При разговоре с инспектором, Вы всегда в проигрыше. Для того, чтобы обезопасить себя, включите камеру на телефоне, диктофон или видеорегистратор – так отстоять права и доказать свою правоту будет проще.
Ваше спокойствие – залог благоприятного разрешения ситуации. Паника лишь усугубит ситуацию.

Старайтесь поддерживать доброжелательную обстановку, будьте вежливы. Постарайтесь записать данные остановившего Вас сотрудника – ручку и бумагу для этих целей лучше приготовить заранее. На форме инспектора обязательно должен быть жетон, который вы вправе потребовать предъявить. Настаивая на выполнении всех требований, Вы покажете инспектору, что осведомлены о своих правах.

Зная свои права, Вы сможете дать отпор нерадивым сотрудникам ГИБДД – это очень важно, когда приходится сталкиваться с недобропорядочными людьми. Действуйте четко, грамотно и уверенно – и тогда Ваши шансы на успешный исход встречи заметно возрастут.

Таким образом, Вас могут заставить прекратить движение на законных основаниях, а Ваша задача – сохранить спокойствие. Особенно важно это, если Вы ничто не нарушили и понимаете, что остановка произошла не по Вашей вине.

Часто проверка имеющихся документов проводится в рамках реализации плановых или внеплановых программ. В таком случае лучше спокойно предоставить документы. Лишние эмоции могут усугубить ситуацию, Вы потратите впустую много времени.

Если Вы считаете, что остановка всё же произведена незаконно – наказать его в Ваших силах.

Остановка сотрудником гибдд

Принудительная остановка автомобиля сотрудниками ГИБДД

Принудительная остановка транспортного средства является крайней мерой взаимоотношений между его водителем и уполномоченными сотрудниками ГИБДД. Она применяется по отношению к правонарушителям, не желающим признавать свою вину, и предпочитающим скрываться от автоинспекторов.

Метод пресечения преступления или задержания является завершающим этапом операции. Он проводится после игнорирования водителем требования работников патрульной службы остановить машину и преследования ее. Операция является опасной для ее обоих участников.

В каких ситуациях актуально применение принудительной остановки, и какими способами она может быть осуществлена?

Законодательное регулирование

Порядок проведения принудительной остановки транспорта уполномоченным работником патрульной службы был определен в Приказе МВД РФ № 664 от 23.08.

2017 года «Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения».

Принудительная остановка транспортных средств

Его корректировка была произведена 20 октября 2017 года.

В документе сведены единые рекомендации для инспекторов ДПС о том, как себя вести на дороге, как общаться с участниками дорожного движения, а также что делать уполномоченному сотруднику с гражданами, преступающими закон.

Согласно нормам правового акта, принудительная остановка является крайней мерой, которая может быть применена только после попыток решения вопроса в руслах закона.

Преследование нарушителя

Перед принудительной остановкой, сотрудники ГИБДД должны попытаться урегулировать проблему мирным способом, посредством подачи сигнала остановки, а в случае пренебрежения им, применения операции преследования.

Ее порядок проведения рассмотрен в пункте 96 Регламента. Преследование актуально при обстоятельствах, когда в автомобиле находятся лица, подозреваемые в преступлении.

Мероприятие осуществляется также в ситуациях, когда водитель:

  • Не выполнил требования уполномоченных лиц об остановке;
  • Совершил ДТП и скрылся с места происшествия;
  • Подверг жизнь других участников дорожного движения опасности из-за применяемого стиля вождения, неадекватного состояния ввиду воздействия лекарственными, алкогольными или наркотическими веществами, а также по причине не надлежащего технического состояния транспорта, что визуально идентифицируется.

В ходе операции сотрудник ДПС должен держать включенными звуковые и световые сигналы для обеспечения безопасности других участников дорожного движения. Скорость преследования должна быть соизмерима с обстоятельствами.

В городах лучше применять альтернативные методы задержания, такие как развертывание заслонов, установка заграждений, блокирование района, создание искусственного транспортного затора на наиболее вероятном участке движения, а также применение специальных средств принудительной остановки.

Причины и основания

Основания для принудительной остановки транспортного средства сотрудником ГИБДД рассмотрены в 95 пункте регламента, в котором определен порядок их деятельности и параметры полномочий.

В праве работника патрульной службы инициировать принудительную остановку машины в случае игнорирования водителем его первичного требования о прекращении движения.

Принудительная остановка также может быть осуществлена в следующих ситуациях:

  • Получение работником ДПС информации от участника дорожного движения или от другого наряда о правонарушении или преступлении, совершенном водителем;
  • Невозможность своевременной подачи сигнала об остановке ввиду быстрого движения транспорта или запоздалой фиксации преступления;
  • Скрытие виновника аварии с места происшествия и передача по всем постам информации от руководителя подразделения или от дежурного.

Методы принудительной остановки не могут быть применены к лицам, управляющим транспортом, реагирующим на требования сотрудников патрульной службы. Статистика свидетельствует, что 99% водителей объективно оценивают дорожную ситуацию и своевременно реагируют на сигналы работников ГИБДД.

Их не актуально принуждать прекратить движение, поскольку они осуществляют остановку по первому требованию уполномоченных сотрудников. Обычно методы применимы к нарушителям, преступившим нормы закона и скрывающимся от представителей правопорядка, поскольку желают избежать наказания.

Как осуществляется процедура?

Принцип осуществления принудительной остановки ориентирован на создание условий, при которых транспортное средство не может дальше осуществлять движения.

Порядок проведения мероприятия, утвержденный Регламентом работы патрульной службы, основан на проведении ряда операций, целью которых является задержание преступника или подозреваемого, а также обеспечение безопасности другим участникам дорожного движения. Принудительная остановка может быть проведена несколькими способами, подразумевающими:

  • Применение специальных средств;
  • Ограничение движение с помощью сигналов регулировщика;
  • Применение огнестрельного оружия;
  • Перекрытие дороги автомобилем ДПС с мигалками;
  • Перекрытие дороги грузовым автотранспортом.

Выбор способа действий определяется в соответствии с обстоятельствами и по распоряжению начальства. Применение специальных средств остановки ориентировано на размещение на дорожном полотне одного из их видов с целью прокалывания колес.

В ситуациях, в которых метод не применим, следует использовать другие способы остановки транспорта. Распространенным и сравнительно безопасным методом является ограничение движения за счет создания искусственной пробки посредством сигналов регулирования.

Огнестрельное оружие может быть применено в крайних случаях с целью повреждения колес транспорта для создания условий, в которых невозможно его перемещение.

Когда принудительная остановка запрещена?

В регламенте ГИБДД содержатся положения, ограничивающие полномочия сотрудников службы. Регламентирован определенный перечень транспортных средств, останавливать которые запрещено. К их категории относятся машины скорой помощи и автомобили, которые перевозят груз, отнесенный к опасной категории.

Нельзя также принудительно останавливать транспорт, осуществляющий перевозки людей. Остановка автобусов, мотоциклов, мопедов, грузовиков, оборудованных под перевозку людей, при наличии в них пассажиров запрещена.

Сотрудник ГИБДД также не уполномочен задерживать транспортные средства, отнесенные к категории консульских или дипломатических представительств, а также принадлежащие международным организациям и другим государствам.

Задержание водителя или пассажиров, находящихся в транспорте, категория которого не позволяет применить к нему принудительные методы остановки, проводится по другому регламентированному порядку.

Они также запрещены по отношению к любому транспорту, передвигающемуся на участках дорог, для которых характерна ограниченная видимость, на горных дорогах, путепроводах, мостах, эстакадах, тоннелях и на железнодорожных переездах.

Такое решение было принято с целью сохранности жизни и здоровья пассажиров и находящихся рядом людей, а также во избежание международных скандалов.

Заключение

На практике принудительная остановка сотрудниками ГИБДД осуществляется редко. Она не применяется к законопослушным гражданам. С ней сталкиваются только скрывающиеся нарушители закона, которые не желают отвечать за свои проступки в соответствии с положениями административного или уголовного кодекса.

Реализация процедуры несет в себе опасность для водителя и для преследующих его сотрудников ДПС. При применении методов преследования оба участника мероприятия рискуют не справиться с управлением из-за езды на предельно максимальных скоростях.

В ходе принудительной остановки уполномоченными сотрудниками может быть применено оружие, а правонарушитель также может быть его обладателем, поэтому в данном ракурсе обе стороны рискуют своей жизнью и здоровьем.

Была ли законной остановка автомобиля вне стационарного поста

Принудительная остановка транспортных средствБыла ли законной остановка автомобиля вне стационарного поста

Сотрудники ГИБДД часто останавливают автомобили вне стационарного поста по тем или иным причинам (проверка документов, спецоперация и т.д.).

Водитель, которому сотрудник ГИБДД подал сигнал об остановке, не может проигнорировать это требование и должен остановиться (иначе: преследование, принудительная остановка).

При этом автолюбитель не только должен остановиться по требованию инспектора, но и должен общаться с инспектором.

Читайте также:  Выбор модели нового автомобиля. Как купить машину с умом. Советы по выбору машины

Он не может уехать с места остановки до момента, когда ему разрешат продолжить движение (иначе: преследование, принудительная остановка).

Из вышесказанного делаем вывод, что остановка автомобиля сотрудником ГИБДД вне стационарного поста ограничивает права и свободы автолюбителя. Какие конкретно права и свободы водителя ограничиваются при остановке автомобиля по требованию сотрудника ГИБДД – это уже другой вопрос. Например, право на свободное и беспрепятственное движение по дорогам России.

  • Добропорядочный водитель, едущий по своим срочным или не очень срочным делам должен достоверно знать законные ли действия сотрудника ГИБДД по остановке автомобиля.
  • Как проверить, законны ли действия сотрудника ГИБДД?
  • В пункте 4 статьи 5 ФЗ «О полиции» сказано, что сотрудник ГИБДД в случае ограничения прав водителя должен разъяснить ему причину и основания применения таких мер.
  • Давайте спросим у сотрудника ГИБДД, законны ли его действия и что послужило причиной для остановки автомобиля вне стационарного поста.
  • Он говорит, что его действия законны, так как в данный момент проводиться какая-то спецоперация или ссылается на какую-то другую важную причину для остановки водителя (далее – остановка со ссылкой на спецоперацию).
  • Таким образом (в рассматриваемом случае), сотрудник ГИБДД ограничил права водителя на свободное и беспрепятственное передвижение по дорогам России со ссылкой на спецоперацию.
  • Можно ли заведомо доверять устным словам сотрудника ГИБДД о проведении спецоперации или необходимо требовать от него предоставления документального подтверждения?
  • Анализ большого количества видеороликов на ЮТУБЕ об общении водителей и сотрудников ГИБДД позволяет делать вывод, что нередко ссылка на спецоперацию – это лишь предлог для обычной проверки документов водителя вне стационарного поста. 
  • Получается, что сотрудник ГИБДД, который хочет проверить документы водителя вне стационарного поста ДПС, может безосновательно использовать ссылку на спецоперацию (подтверждающую якобы законность его действий по остановке автомобиля).
  • Таким образом, при остановке автомобиля вне стационарного поста водитель не может заведомо доверять словам сотрудника ГИБДД ссылающегося на спецоперацию, как на причину ограничения прав водителя на свободное и беспрепятственное передвижение по дорогам России.

В противном случае (если спецоперация не проводится и нельзя останавливать ТС вне стационарного поста для проверки документов) остановка автомобиля вне стационарного поста заведомо незаконна. А вы где-нибудь видели человека, который сам добровольно подтвердит незаконность своих действий?

Это значить что слова сотрудника ГИБДД о (якобы) проводящейся спецоперации необходимо проверять из независимого источника.

Какие это могут быть источники?

Давайте зададим этот вопрос сотруднику ГИБДД, который нас остановил. Ведь в пункте 4 статьи 5 ФЗ «О полиции» сказано, что сотрудник ГИБДД в случае ограничения прав водителя должен не только разъяснить ему причину и основания применения таких мер, но и возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина.

Водитель: «Как я могу проверить ваши слова о том, что проводиться спецоперация?».

Сотрудник ГИБДД: «Езжайте в дежурную часть. Там хранятся все документы. А пока передайте мне водительское удостоверение и другие документы».

Другой вариант ответа сотрудника: «Звоните в дежурную часть».

Получается, водитель должен верить на слово заинтересованному сотруднику ГИБДД. Это одно и то же что в ответ на просьбу сотрудника ГИБДД передать ему документы на проверку водитель будет говорить: «У меня всё документы в порядке. Если не верите, то можете съездить ко мне домой. Моя жена вам их даст или может подтвердить их наличие по телефону».

Устроит такой ответ сотрудника ГИБДД?

Нет. Документы ему нужно передать лично в руки, чтобы он убедился, что они действительно есть.

Почему же водитель по аналогии не может убедиться в реальности проведения некой спецоперации, которая позволяет сотруднику ГИБДД останавливать все автомобили вне стационарного поста ДПС (фактически) для проверки документов.

Тем более что в законе предусмотрена прямая обязанность сотрудника ГИБДД обеспечить каждому водителю возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы (п.7 ст. 5 ФЗ «О полиции»). 

Во избежание возникновения конфликтных ситуаций на дороге, каждый сотрудник ГИБДД при остановке транспортного средства вне стационарного поста для (фактической) проверки документов должен иметь при себе заверенный ответственным лицом документ, предоставляющий ему такой право (документ на проведение спецоперации). Наличие у сотрудника ГИБДД данного документа позволит водителю убедиться, что сотрудник ГИБДД действует на законных основаниях.

Обязанность сотрудника ГИБДД иметь такой документ при себе фактически предусмотрена п. 7 ст. 5 ФЗ «О полиции».

В каких случаях сотрудник полиции вправе останавливать транспортные средства

Водитель обязан выполнить требование сотрудника ГИБДД об остановке. За невыполнение этого требования предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере от 500 до 800 руб. (п. 2.4 ПДД; ч. 2 ст. 12.25 КоАП РФ).

Права сотрудника ГИБДД, остановившего автомобиль

Полиция имеет право (п. 20 ч. 1 ст. 13 Закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ):

  • 1) останавливать транспортные средства, если это необходимо для выполнения возложенных на полицию обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения;
  • 2) проверять документы на право пользования и управления транспортным средством;
  • 3) проверять документы на транспортные средства и перевозимые грузы;
  • 4) проверять наличие страхового полиса ОСАГО владельца транспортного средства;
  • 5) осматривать с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, транспортные средства и грузы при подозрении, что они используются в противоправных целях, с составлением соответствующего акта;
  • 6) задерживать транспортные средства, находящиеся в розыске;
  • 7) временно ограничивать или запрещать дорожное движение.

Такие права предоставляются только специально уполномоченным сотрудникам полиции — сотрудникам ГИБДД (ГАИ) в пределах зоны их ответственности (ч. 2 ст. 13 Закона N 3-ФЗ; п. п. 3, 4 Регламента, утв. Приказом МВД России от 02.03.2009 N 185).

Только в отдельных случаях остановить транспортное средство вправе другие сотрудники полиции.

 Случаи, при которых транспортное средство может быть остановлено другими сотрудниками полиции.

Сотрудники других подразделений полиции могут останавливать транспортные средства только в целях предотвращения и (или) пресечения преступления, административного правонарушения, задержания лиц, подозреваемых в их совершении, при обращении граждан с заявлениями о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии либо в случае выявления преступления, административного правонарушения, происшествия на территории РФ независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени суток (ч. 2 ст. 27 Закона N 3-ФЗ).

В случаях, не терпящих отлагательства, сотрудники полиции вправе использовать остановленные автомобили для пресечения преступлений, преследования лиц, совершивших преступления или подозреваемых в их совершении, для доставления в медицинские организации граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, для отбуксировки с места ДТП поврежденных транспортных средств, для проезда к месту совершения преступления, административного правонарушения, к месту происшествия, отстраняя при необходимости водителей от управления этими транспортными средствами, с возмещением в установленном федеральным законом порядке по требованию владельцев транспортных средств понесенных ими расходов либо причиненного им материального ущерба. При этом сотрудник полиции обязан в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина (ч. 4 ст. 5, п. 37 ч. 1 ст. 13 Закона N 3-ФЗ).

  1. Основаниями для остановки транспортного средства сотрудником ГИБДД являются (п. 63 Регламента):
  2. 1) установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения;
  3. 2) наличие данных (ориентировок, информации дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированных обстоятельств), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения;
  4. 3) наличие данных (ориентировок, сведений оперативно-справочных и разыскных учетов, информации дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или наличие оснований полагать, что оно находится в розыске;
  5. 4) необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются;
  6. 5) необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого;
  7. 6) выполнение распорядительно-регулировочных действий;
  8. 7) необходимость использования транспортного средства;
  9. 8) необходимость привлечения водителя для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;
  10. 9) проведение на основании распорядительных актов руководителей органов внутренних дел, органов управления Госавтоинспекции специальных мероприятий, связанных с проверкой в соответствии с целями соответствующих специальных мероприятий транспортных средств, перемещающихся в них лиц и перевозимых грузов;
  11. 10) проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров (только на стационарных постах ДПС).
  12. Особые способы остановки автомобиля сотрудниками ГИБДД.

В экстренных случаях сотрудники ГИБДД вправе останавливать автомобили с применением специальных средств принудительной остановки, посредством временного ограничения или запрещения движения на отдельных участках дорог с использованием сигналов регулировщика, технических средств регулирования и организации дорожного движения, посредством размещения на проезжей части патрульного автомобиля (патрульных автомобилей) с включенными специальными световыми сигналами, посредством размещения на проезжей части грузовых автомобилей. В указанных случаях должна быть обеспечена безопасность иных участников дорожного движения и транспортных средств (п. 74 Регламента).

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *