Правила платного проезда по федеральным трассам для грузовиков тяжелее 12 тонн с 15 ноября 2015 года

С 15 ноября этого года в России начинает действовать система взимания платы (СВП «Платон») за проезд по федеральным трассам с грузовиков тяжелее 12 тонн.

Согласно проекту Федерального бюджета на 2016 год, исходя из определенного ранее тарифа в 3,73 руб. за 1 километр пробега (10 ноября опубликовано постановление Правительства РФ, снизившее размер платы до 1,53 руб.

за 1 км с последующим повышением – Прим.ред.), в следующем году СВП должна пополнить казну страны на 38,9 млрд руб.

Роман Старовойт, руководитель Федерального дорожного агентства

Правила платного проезда по федеральным трассам для грузовиков тяжелее 12 тонн с 15 ноября 2015 года

Участок трассы «Дон» протяженностью 89 км стал платным

Особенность проекта в том, что Росавтодор не вложил ни единого рубля из федерального бюджета на создание системы взимания платы и ее элементов.

Автоматизированная система реализуется полностью за счет средств инвестора, при этом Федеральный дорожный фонд получает новый источник финансирования проектов дорожного хозяйства.

В условиях оптимизации бюджетов прогнозируемая сумма почти в 40 млрд рублей поступлений в год — средства, которые очень пригодятся дорожной отрасли.

Исходя из ситуации с региональными дорожными фондами, на заседании президиума Госсовета в октябре прошлого года президент России поручил проработать вопрос о направлении этих дополнительных средств на региональные дорожные проекты и уникальные дорожные сооружения. Это нужно для точечной поддержки проектов государственно-частного партнерства.

Как правило, эти проекты представляют собой строительство мостовых сооружений, дорог в обход городов. Конкретные проекты будут отбираться Росавтодором с учетом решения в том числе федеральных задач. Например, обход крупного населенного пункта может соединять федеральную сеть и упрощать маршрут для пользователей.

Ведь автомобилистам не столь важно, где заканчивается федеральная и начинается региональная дорога.

— Проводилось ли технико-экономическое обоснование (ТЭО) этого решения?

— Финансовую и правовую модель проекта мы создавали, основываясь на результатах научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы (НИОКР) по теме «Научное обоснование технических и технологических решений системы взимания платы за проезд по федеральным автомобильным дорогам общего пользования с владельцев (пользователей) транспортных средств, максимальная (полная) масса которых более 12 тонн, и ее опытное внедрение», которая проводилась по заказу Минтранса России в 2010-2011 годах. В состав данной НИОКР, разумеется, входило и ТЭО.

Правила платного проезда по федеральным трассам для грузовиков тяжелее 12 тонн с 15 ноября 2015 года

В центре Москвы стало меньше постороннего транспорта

— Почему с грузовиков разной массы (например, 12 и 40 тонн) будет взиматься одинаковая плата — 3,73 руб. за 1 км пробега, ведь ущерб, который они могут нанести дорожному покрытию, во втором случае будет гораздо выше?

— Для обоснования тарифа применялась формула расчета, которая включает в том числе размер акцизов с автомобилей, долю в структуре эксплуатационных затрат, затраты на капитальный ремонт, общегодовой пробег автомобилей. Учитывается, сколько 12-тонники проезжают в сутки, какой ущерб они наносят дорожному полотну.

В НИОКР было исследовано, что транспортное средство массой свыше 12 тонн наносит такой же вред дорожному полотну, как 50 тысяч легковых автомобилей. Поэтому было принято решение установить плату в счет возмещения вреда федеральным автодорогам именно для этой категории транспортных средств.

Отправной точкой является запись в регистрационных документах в строке «Разрешенная максимальная масса». Если записано, что эта масса выше, чем 12 тонн, такое транспортное средство является объектом взимания платы без дальнейшей дифференциации на весовые или осевые параметры.

Таковы требования законодательства на сегодня.

— Коснется ли правило «12-тонник платит» грузовиков с иностранной регистрацией? Как будут взимать плату с них?

— Исключения для владельцев иностранных грузовиков не будет. И в этом смысле нет никакого преимущества или особых условий для иностранных перевозчиков.

При пересечении государственной границы РФ он может получить бортовое устройство, только в отличие от российского владельца, который получает его бесплатно, зарубежный собственник ТС должен будет внести залог за бортовое устройство, которое должен вернуть при выезде из РФ, до пересечения госграницы. Совершенно те же принципы используются, что и в Европе, где освобождения для иностранных перевозчиков нет.

На всех въездах на федеральные трассы с приграничных территорий будут оборудованы центры информационной поддержки, где перевозчики смогут получить необходимую консультацию, а также бортовое устройство. Там же будет осуществляться открытие платежного счета в случае его отсутствия у иностранной компании.

— Все ли федеральные трассы для тяжелых грузовиков попадут в разряд платных? По дорогам в грунтовом «исполнении» и зимникам перевозчику тоже придется раскошелиться?

— Здесь важно подчеркнуть, что средства в размере 3,73 руб. за 1 км пути не являются просто платой за проезд по федеральным дорогам, это компенсация ущерба, который наносят дорожному полотну транспортные средства массой выше 12 тонн.

Что касается дорог в грунтовом исполнении и зимников, то в нормативных правовых актах, регулирующих отношения в сфере дорожной деятельности, в том числе устанавливающих порядок проезда транспортных средств по автодорогам, указан признак для взимания платы — автомобильные дороги общего пользования федерального значения. Автодорогам такой статус присваивается специальными постановлениями правительства РФ. Зимники не входят в общий километраж федеральных автодорог, они являются сезонными (временными) сооружениями. Как и ледовые переправы, к примеру.

Правила платного проезда по федеральным трассам для грузовиков тяжелее 12 тонн с 15 ноября 2015 года

Минтранс определил приоритетные дорожные проекты

Грунтовых участков у нас немного, всего 181,2 километра из почти 50 тыс. км на федеральной сети, но они в составе федеральных трасс есть, и исключить их из общего километража Росавтодор не вправе.

— Не беспокоит ли Росавтодор, что из-за этого нововведения могут подорожать материалы, используемые в дорожном строительстве (песок, щебень, асфальт, бетон)?

— Действительно, структура перевозок грузов автомобильным транспортом характеризуется сырьевой направленностью развития экономики страны.

С другой стороны, нельзя сказать, что все перевозчики увеличат свои тарифы ровно на сумму сбора за километр. Перевозки — это достаточно конкурентный рынок.

Возможно, какое-то перераспределение произойдет или в пользу более мелких грузовиков, или какая-то часть грузов будет перевозиться железнодорожным или иным видом транспорта.

В целом реализация этого проекта является эффективной с социально-экономической, финансовой и бюджетной точек зрения, так как превалирует положительное влияние на экономику страны — прирост ВВП, повышение инвестиционной привлекательности, предотвращение дополнительных расходов из федерального бюджета. Так, только экономический эффект от предотвращенных ДТП по неудовлетворительному состоянию дорожного полотна оценивается в 32,8 млрд руб. за период 2015-2031 гг.

Дорого и грузно: "12-тонники" ищут, как объехать закон

С воскресенья заработает система взимания платы с большегрузного транспорта «Платон», с момента запуска которой начнется исполнение постановления Правительства о возмещении вреда, причиняемого грузовиками федеральным дорогам, принятого еще в 2013 г. Накануне тариф для транспорта с грузоподъемностью больше 12 т был пересмотрен. Угрозы водителей заблокировать трассы привели к тому, что стоимость километра снизилась с 3,73 руб. до 1, 53 руб. до марта 2016 г. Затем сумма вырастет до 3,06 руб. Но такая уступка не заставила дальнобойщиков отказаться от «автомитингов». Система «Платон» не работает, приборов учета нет, а повышение нагрузки на грузоперевозчиков приведет к молниеносному повышению цен и постепенному закрытию компаний, говорили водители большегрузов на местах стоянки

Акцию протеста против платных трасс инициировал межрегиональный профсоюз водителей-профессионалов. Ее поддержали грузоперевозчики в десятках регионов.

 Центральным местом съезда дальнобойщиков стал участок трассы М4 «Дон» в Подмосковье, движение на которой сегодня утром было затрудненно.

Водители занимали крайний правый ряд и включали «аварийку», на трассу выехало 60 грузовиков.

Во время акции скорость движения по трассе замедлилась до 15 км/час.

Пробки скопились на трассе «Байкал» близ Сотниковов в Бурятии.

Два десятка фур стояли на обочинах, но водители периодически перекрывали движение, выходя на проезжую часть с плакатами.

Многие не были против платного проезда, если он будет вводиться постепенно, однако, они рассказывали о том, что бесплатными трекерами (GPS-устройствами учета) их до сих пор не обеспечили.

В Пермском крае дальнобойщики выехали на федеральную трассу М5 «Урал», перекрывать движение они не стали, «фуры» выстроились на обочине.

В акции планировали принять участие полсотни водителей, но на участок дороги за поселок Лобаново приехали чуть больше 20 грузовиков.

Организаторы  призывали не перевозить грузы с 15 ноября, если постановление Правительства не будет отменено.

Многолюдно было на участке трассы Новосибирск – Омск, куда съехалось 200 фур. На месте были и владельцы транспортных компаний, заявившие, что на оплату проезда по федеральным трассам уйдет до 80% чистой прибыли.

«На самом деле я удивлен такими постановлениями. Сначала ничего, а потом – раз! Заплати-ка неподъемные суммы! Кто вообще принимает эти решения? Мне однозначно не потянуть такую плату: она составит 80% чистого заработка.

Ни про какое развитие речи не будет однозначно, я физически просто не смогу работать, придется или закрываться или поднимать цены на перевозки», – рассказал журналистам владелец фирмы междугородних перевозок из Новосибирска Николай Приведенюк.

Владельцы грузовиков не понимают и принципа работы системы при отсутствии в автомобилях трекеров. Сибиряки предложили в течение полугода опробовать систему, затем ввести оплату, но на основе тарифов, проверенных общественниками.

Кроме того, они попросили снизить штрафы. Сейчас за первый проезд без оплаты водители должны заплатить 450 тыс. руб., за второй – 1 млн руб. Правительство уже предложило снизить суммы до 120 и 240 тыс. руб.

, но владельцы грузовиков считают, что максимальный штраф не может быть выше 50 тыс. руб.

Главный аргумент Росавтодора в пользу введения платы за проезд грузовиков — ущерб, который многотонный транспорт причиняет дорогам. По словам главы Росатодора Романа Старовойта, грузовики, которых на дорогах около 5% от общей массы автомобилей, наносят более 56% вреда. И с этим трудно спорить. 

«Никакой бюджет не потянет самостоятельно приведение в нормативное состояние всех федеральных трасс», — говорил Старовойт.

Дополнительные доходы от введения платного проезда по трассам оцениваются в 40 млрд руб. в 2016 г.

«Росдормониторинг подсчитывает размер ущерба, которые наносят большегрузы дорожному полотну, но речь идет только о тех фурах, которые едут с перегрузом. По официальным данным — это 2,6 трлн руб. ежегодно. Нагружают не только свыше 100 т, но и свыше 200 т.

Читайте также:  Должны ли штрафы ГИБДД приходить по почте?

Высокие грузовые тарифы, низкая скорость ж/д сообщения, неразвитая система дешевой доставки грузов по воде заставляют перевозить в фурах совсем не автомобильные грузы: строительные материалы, уголь. Грузят больше, стараясь понизить себестоимость перевозки и едут по тем дорогам, которые не приспособлены для таких нагрузок.

За перегруз нужно штрафовать и сейчас Росавтодор работает над расширением системы весогабаритного контроля. Платный въезд на трассы для «12-тонников» — популярный во всем мире инструмент.

Но на сегодняшний день российская  система не прошла обкатку, нужна публичная техническая экспертиза и точные экономические расчеты — как плата за ущерб отразится на работе грузовых компаний и грузоотправителях», — рассказал Накануне.RU аналитик агентства Road research Кирилл Антонов.

Правила платного проезда по федеральным трассам для грузовиков тяжелее 12 тонн с 15 ноября 2015 года

Отметим, что в 2013 г., когда постановление принималось Правительством, чистый дисконтированный доход бюджета оценивался в 384,3 млрд руб. в год.

С тех пор изменилось и назначение собранных денег: Росавтодор планирует первое время направлять их на поддержку региональных дорожных проектов, а не в федеральный дорожный фонд.

Часть суммы отдадут оператору, разработчику системы «Платон» – «РТ-Инвест Транспортные Системы», подконтрольной братьям Ротенбергам.

По состоянию на сегодняшний день 365 тыс. грузовых машин в системе «Платон» зарегистрировали 40 тыс. владельцев, говорится на официальном сайте Росавтодора. По данным «РТ-ИТС» большегрузов в стране в разы больше – около 2 млн штук.

Чиновники говорили, что одна из целей введения платы – уменьшение количества тяжелого транспорта на дорогах и переориентация грузов на ж/д и авиасообщение.

В российской профессиональной ассоциации «Дальнобойщик» говорят, что такая задача может обернуться появлением безработных и падением, а не ростом, бюджетных доходов.

«В рамках проекта о возмещении речь идет об 1,8 млн транспортных средств. То есть «ненужными» объявлено 450 тыс. грузовых автомобилей. Соответственно, «лишними» окажутся 450 тыс. водителей.

Помимо этой категории трудоустроенного пока электората, на них будет завязано уменьшение доходов автозаправок, придорожных кафе, автостоянок, техцентров, автосервисов и прочих объектов в смежных отраслях. И такой вот эффект дает абсолютно непредсказуемые и не просчитываемые результаты.

Но можно посчитать убыток только от потери этих 450 тыс. машин. 1 работающая фура обеспечивает поступление в бюджеты разных уровней приблизительно 1 млн руб. в год. Нехитрыми расчетами получаем сумму в 450 млрд руб.

убытка при прогнозируемых доходах от этих сборов в 50 млрд руб.», — рассказали Накануне.RU в ассоциации.

Правила платного проезда по федеральным трассам для грузовиков тяжелее 12 тонн с 15 ноября 2015 года

Дальнобойщиков волнует не только социальная сторона вопроса, но и техническая — даже зарегистрировавшиеся в системе предприятия не получили трекеры. Выдача устройств началась только в конце октября, на сегодняшний день они не дошли до большинства регионов.

В пресс-службе «РТ-ИСТ» Накануне.RU, увы, не смогли ответить, сколько устройств уже получили владельцы транспорта. Логисты рассказывают, что задержки с поставкой трекеров объясняют большим количеством заявок, оператору пришлось заказывать вторую партию.

Поскольку заплатить за проезд по трассе придется уже через три дня, предприятия начали регистрировать маршрутные карты, что тоже оказалось непросто из-за сбоев в работе системы.  Но Росавтодор поторопился развеять «миф» о неготовности «Платона» к запуску. Как рассказали Накануне.

RU в пресс-службе, все объекты, как виртуальные, так и наземные, готовы:

«Оператор системы «Платон» за месяц до официального запуска заявил о полной готовности инфраструктуры. В октябре в региональных центрах и крупных городах для комплексного обслуживания перевозчиков заработали 138 Центров информационной поддержки пользователей.

Внести оплату можно через мобильный телефон и интернет, банковской картой или через терминал. Пользователи имеют право выбирать оптимальные для себя варианты ведения расчетов. Сегодня в системе зарегистрировано более 300 тыс. транспортных средств и 31 тыс. владельцев большегрузов.

Началась выдача перевозчикам бесплатных бортовых устройств, с помощью которых осуществляется расчет фактического пробега каждого 12-тонника».

Мифами транспортное ведомство считает предположения об удорожании продуктов и закрытии небольших транспортных компаний, для которых оплата проезда по федеральным трассам станет неподъемной.

Доля потребительских товаров в автомобильных перевозках – 8,5%, если молоко и подорожает, то на 2 коп.

Что же до рынка, ему станет даже лучше: платный въезд на федеральные трассы уберет с него демпингующих перевозчиков, считают в ведомстве. 

В транспортных компаниях настроения не такие оптимистичные. В «Российской логистической группе» Накануне.RU рассказали, что плюсов для своего бизнеса в инициативе Правительства не видят. «Стоимость перевозок для грузоотправителей будет повышена. Рост транспортных расходов отразится на стоимости товаров в будущем», — говорят в компании.

Менее крупные региональные участники признаются, что в системе не зарегистрировались. «Слишком чувствительные расходы для нас. Наша фура в месяц может проехать до 20 тыс. км, за шесть машин компания будет платить почти 2,5 млн в год.

В большинстве случаев есть возможность отказаться от движения по федеральным трассам, или зарегистрировать в системе не весь парк, а одну машину. Мы знаем, что наши конкуренты тоже ищут выход», — рассказали Накануне.

RU в одной из екатеринбургских транспортных компаний.

Не выезжать на трассы федеральные – значит, ехать по региональным и муниципальным дорогам. Советник президента Уральской торгово-промышленной палаты Павел Воротков отмечает, что такой выбор сделают компании, у которых в парке нет сверхдорогих тягячей, прихотливых к качеству дороги. 

«Нововведение касается только федеральных трасс, никто не просчитал ущерб от того, что большегрузы поедут по другим дорогам. Если они найдут места объездов, то все будет бесплатно. Крупные перевозчики, у которых тягачи «Евро-5» и «Евро-6» с годичной давностью приобретения, не поедут по таким дорогам, им будет жалко машин. А средние и мелкие перевозчики поедут.

А еще будут ребята, которые могут на своем старом КамАЗе махнуть через лес – закон предопределил «посерение» сектора. Регионы, конечно, уже предпринимают меры, в Башкирии, например, на дорогах ставят ограничение на движение машин с нагрузкой выше 6 т на ось. Власти будут ловить и штрафовать, но грузоперевозчикам выгоднее заплатить штраф за выезд на региональную дорогу, а не 400 тыс.

за выезд на федеральную. Процесс ухода тяжелого транспорта на региональные и муниципальные дороги ускорится. А учитывая, что система, судя по всему, начнет работать в непонятном ручном режиме – нет трекеров и маршрутных карт — будут такие, кто попытается проскочить участок трассы ночью. Какие доходы сможет получить бюджет – увидим», – рассказал Накануне.RU Воротков.

Правила платного проезда по федеральным трассам для грузовиков тяжелее 12 тонн с 15 ноября 2015 года

На логистическую составляющую в издержках промышленных, торговых и строительных предприятий приходится более 30%.

В цене минерально-строительных материалов удельный вес перевозки – 80-85%, для сырьевой продукции – это 40-60%, для машин и оборудования – до 12%.

Координатор ассоциации «Дальнобойщик» Валерий Войтко посчитал, что при себестоимости километра пробега в 22-27 руб. тариф за проезд по федеральным трассам увеличит на 4% цены на все, что производится и потребляется в РФ.

«Резонно задать вопрос: Правительство в условиях крайне непростой экономической ситуации, готово приплюсовать к потерям от рецессии, девальвации, санкций, недобора «нефтяных» и «газовых» доходов, еще, как минимум, пять инфляционных процентов?» — рассказал Накануне.RU Войтко.

Во время подъема экономики такая мера могла несущественно отразиться как на ценах, так и на работе грузовых компаний. О том, что с платой за федеральные дороги нужно подождать, Торговая палата совместно с Ассоциацией международных автомобильных перевозчиков уже предупреждала Правительство.

«При современной экономической модели рост экономики сопровождается ускорением инфляции. В эту инфляционную составляющую засунуть 3 руб. – не проблема, это ни на чем не скажется и будет «зашито» в общем инфляционном фоне.

Сейчас у нас стагфляционная ситуация – экономика падает, а цены растут.

Поскольку рынок перевозок очень конкурентный, перевозчикам придется выжимать из себя все и за счет собственной прибыли пытаться удержать цены», — отмечает Воротков.

Заявления о неготовности системы взимания платы сегодня косвенно подтвердил Минтранс. За три дня до ее запуска стало известно, что штрафовать за выезд на федеральные трассы без предварительной оплаты будут только водителей большегрузов в Московской области, где прошли испытания системы. Штрафовать другие регионы ГИБДД начнет только с 1 мая 2016 г.

Правила платного проезда по федеральным трассам для грузовиков тяжелее 12 тонн с 15 ноября 2015 года

Правила платного проезда по федеральным трассам для грузовиков тяжелее 12 тонн с 15 ноября 2015 года

Добрый день, уважаемый читатель.

С 15 ноября 2015 года начали действовать новые правила для владельцев тяжелых грузовиков (с разрешенной максимальной массой более 12 тонн). Владельцы таких автомобилей должны осуществлять платежи в счет возмещения вреда, который тяжелые грузовики наносят дорогам федерального значения.

В этой статье речь идет о новом документе — Постановлении Правительства Российской Федерации «О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн».

Сегодня Вы узнаете:

Сколько стоит проезд тяжелых грузовиков по федеральным трассам?

Первый важный вопрос — стоимость проезда грузовиков массой более 12 тонн по федеральным трассам. Она регламентируется пунктом 1 постановления:

1. Установить размер платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, равным 3,73 рубля на один километр пути, пройденного по указанным автомобильным дорогам.

Стоимость проезда за 1 километр пути — 3,73 рубля.

Например, стоимость проезда тяжелого грузовика от Москвы до Санкт-Петербурга составит:

713 * 3,73 = 2659,49 рублей

Каким образом осуществляется контроль передвижения грузовиков?

Существуют 3 возможных варианта:

  • Бортовое устройство (многоразовое).
  • Стороннее бортовое устройство (многоразовое).
  • Маршрутная карта (одноразовая).

Бортовое устройство. Для контроля передвижения грузовиков с разрешенной максимальной массой более 12 тонн используется специальное «бортовое устройство», установленное в автомобиле:

Читайте также:  Бланк и образец заявления на замену прав в 2021 году

«бортовое устройство» — объект системы взимания платы, представляющий собой техническое устройство, позволяющее при помощи технологий спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS определять маршрут движения транспортного средства по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения;

Бортовое устройство, в отличие от тахографа, водитель может получить в свое пользование бесплатно:

6. Оператор в отношении каждого зарегистрированного транспортного средства в реестре:

б) предоставляет владельцу транспортного средства на безвозмездной основе бортовое устройство и информацию о порядке и об условиях его использования и на основании заявления, предусмотренного пунктом 5 настоящих Правил, закрепляет за транспортным средством указанное бортовое устройство или стороннее бортовое устройство (при его наличии у владельца транспортного средства) либо в случаях, установленных настоящими Правилами, осуществляет оформление маршрутной карты;

Таким образом, если Вы планируете постоянно использовать грузовик на федеральных автодорогах, то бортовое устройство будет оптимальным вариантом. Вам нужно 1 раз обратиться к оператору с заявлением, после чего Вы просто будете зачислять на счет деньги, соответствующие стоимости планируемого маршрута движения.

Стороннее бортовое устройство является аналогом обычного бортового устройства с той лишь разницей, что оно не предоставляется оператором, а покупается водителем самостоятельно.

«стороннее бортовое устройство» — техническое устройство, не являющееся объектом системы взимания платы, позволяющее при помощи технологий спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS определять маршрут движения транспортного средства по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, требования к которому устанавливаются Министерством транспорта Российской Федерации.

Маршрутная карта. Если водитель не хочет использовать бортовое устройства, то он может воспользоваться одноразовой маршрутной картой.

10.

В целях получения владельцем транспортного средства маршрутной карты в случаях, установленных настоящими Правилами, оператор на основании представленной владельцем транспортного средства информации о планируемом маршруте движения транспортного средства по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения и размера платы, установленного Правительством Российской Федерации, доводит до сведения владельца транспортного средства расчет размера денежных средств (с указанием протяженности планируемого маршрута движения транспортного средства), которые ему необходимо внести в качестве платы.

Маршрутная карта оформляется на бумажном носителе или в электронной форме в момент внесения владельцем транспортного средства платы оператору.

Движение по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортного средства, в отношении которого оформлена маршрутная карта, осуществляется по маршруту, в дату и время, указанные в этой маршрутной карте.

В данном случае водителю придется заранее сообщить оператору о планируемом маршруте движения, времени и дате, а также оплатить его стоимость. После этого автомобиль не сможет отклоняться от указанного маршрута.

В общем, это хороший одноразовый вариант. Однако если грузовик будет ездить по федеральным трассам многократно, постоянное составление маршрутных карт может отнимать слишком много времени.

Как оплатить взнос в счет возмещения вреда?

Взнос в счет возмещения вреда оплачивается до начала движения транспортного средства.

Если водитель использует маршрутную карту, то оператор сообщает ему стоимость указанного маршрута движения. Именно ее и нужно оплачивать.

Если же используется бортовое устройство, то водитель должен самостоятельно пополнить счет на сумму, соответствующую запланированному маршруту:

7.

До начала движения транспортного средства, за которым закреплено бортовое устройство или стороннее бортовое устройство, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения владелец такого транспортного средства обеспечивает установку и включение этих устройств на транспортном средстве, а также внесение платы оператору в размере, определенном исходя из протяженности планируемого маршрута движения транспортного средства и размера платы, установленного Правительством Российской Федерации.

На практике я рекомендую зачислять на счет чуть большую сумму. Согласитесь, будет неприятно, если Вам не хватит 10-20 рублей на последние несколько километров маршрута и за это будет наложен штраф (до 10 000 рублей на собственника автомобиля).

Так что лучше положить на счет на 100-200 рублей больше. Тем более их можно использовать при последующих поездках или вернуть в случае необходимости.

При движении транспортного средства, за которым закреплено бортовое устройство или стороннее бортовое устройство, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения плата рассчитывается посредством системы взимания платы на основании данных, полученных от бортового устройства или стороннего бортового устройства в автоматическом режиме.

При использовании бортового устройства стоимость маршрута рассчитывается автоматически и по мере движения списывается со счета владельца автомобиля.

6. Оператор в отношении каждого зарегистрированного транспортного средства в реестре:

г) информирует владельца транспортного средства, за которым закреплено бортовое устройство или стороннее бортовое устройство, о том, что у оператора остатка денежных средств, внесенных владельцем транспортного средства в качестве платы, достаточно менее чем на 100 км движения транспортного средства по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения;

Отмечу, что Правила предусматривают информирование владельца автомобиля о том, что денег на счету осталось менее чем на 100 км. Этот пункт на практике позволяет избежать неожиданного обнуления счета.

В каких случаях может быть наложен штраф за неоплаченный проезд?

Правила предусматривают несколько ситуаций, в которых может быть наложен штраф за неоплаченный проезд грузового транспорта по федеральным дорогам:

  • 12. Движением без внесения платы считается:
  • а) движение транспортного средства, за которым закреплено бортовое устройство или стороннее бортовое устройство, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения при выключенном или неисправном бортовом устройстве или стороннем бортовом устройстве либо при отсутствии таких устройств и без оформления при этом маршрутной карты в порядке, предусмотренном пунктом 10 настоящих Правил;
  • б) движение транспортного средства, за которым не закреплено бортовое устройство или стороннее бортовое устройство, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без оформления при этом маршрутной карты в порядке, предусмотренном пунктом 10 настоящих Правил;
  • в) движение транспортного средства, в отношении которого оформлена маршрутная карта, в дату, время или по маршруту, которые не соответствуют указанным в этой маршрутной карте;
  • г) продолжение движения транспортного средства при израсходовании денежных средств, внесенных владельцем транспортного средства оператору в качестве платы в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил.

Примечание. С 14 августа 2019 года в данный пункт добавлено также использование бортового устройства, срок действия которого истек. Вопрос подробно рассмотрен в отдельной статье.

Обратите внимание, что кроме самого очевидного варианта получения штрафа, когда водитель пытается проехать по федеральной трассе изначально ничего не оплатив, есть и более сложные:

  • Движение с неисправным бортовым устройством.
  • Движение с выключенным бортовым устройством.
  • Отсутствие бортового устройства и маршрутной карты.
  • Отклонение от маршрута или времени движения, указанных в маршрутной карте.
  • Движение с включенным устройством, если баланс счета владельца полностью израсходован.

Штрафы за данное нарушение варьируются в пределах от 5 000 до 10 000 рублей. Подробнее о них Вы можете узнать в статье «Уменьшение штрафов для водителей тяжелых грузовиков с 15 декабря 2015 года».

Контролировать движение автомобилей будут в том числе и камеры, работающие в автоматическом режиме. Так что избежать наказания водителю при движении по федеральным трассам вряд ли удастся.

Можно ли избежать оплаты при управлении грузовиком?

Существуют несколько причин, по которым водитель грузовика может избежать уплаты взноса в счет возмещения вреда дорогам:

1. Движение вне федеральных трасс. Федеральными трассами в России являются лишь некоторые дороги. В основном они соединяют между собой областные центры. Вы можете уточнить список федеральных трасс Вашего региона самостоятельно.

При желании водитель тяжелого грузовика может выбрать маршрут, который будет проходить вне федеральных трасс. Это достаточно легко сделать, если грузовик едет на небольшое расстояние. Если расстояние большое, то избежать федеральных дорог вряд ли удастся.

2. Использование грузовиков с разрешенной максимальной массой менее 12 тонн. В некоторых случаях может быть целесообразно заменить грузовики с разрешенной максимальной массой превышающей 12 тонн на несколько автомобилей меньшей грузоподъемности.

Например, замена автомобиля с разрешенной максимальной массой 12,1 тонн, на автомобиль 11,9 тонн не вызовет больших потерь грузоподъемности.

С другой стороны замена 40-тонного автомобиля на несколько легких скорее всего финансовой выгоды не принесет.

3. Движение по платным участкам дорог. При движении по платным участкам автомобильных дорог плата в счет возмещения вреда не взимается. Т.е. 2 раза платить за движение по одной и той же дороге не приходится.

4. Существует перечень автомобилей-исключений:

  1. 1) транспортные средства, предназначенные для перевозки людей, за исключением грузо-пассажирских автомобилей-фургонов;
  2. 2) специальные транспортные средства, оборудованные устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов и используемые для осуществления деятельности пожарной охраны, полиции, медицинской скорой помощи, аварийно-спасательных служб, военной автомобильной инспекции;
  3. 3) самоходные транспортные средства с вооружением, военная техника, транспортные средства Вооруженных Сил Российской Федерации и иные специальные транспортные средства, осуществляющие перевозки вооружения, военной техники и военного имущества.

Подробнее о них Вы можете узнать в статье «Изменения закона об автомобильных дорогах и дорожной деятельности с 15 ноября 2015 года».

В завершение хочу отметить, что система, которая будет контролировать движение тяжелых грузовиков по федеральным трассам, уже разработана. Подробнее о ней Вы можете узнать в статье «Система взимания платы для большегрузов Платон».

Удачи на дорогах!

Опасный маршрут

Бизнесмен Александр Бондаренко из Костромы (автопарк в 60 машин) уже сориентировался в новой ситуации: он готовится к повышению тарифов на свои услуги как минимум на 30%, тогда как Широких и Трубников пока это даже не обсчитывали. «Сейчас у меня минимальная ставка 27–29 руб.

за 1 км, но за последний год подорожало все, кроме собственно перевозки, поэтому я собираюсь поднять тарифы», — рассказывает он РБК. Он не надеется, что решение о вводе платы за проезд будет отменено. «Как народ заголодает, тогда власти, наверное, поймут, что делают что-то не так», — предполагает он. Последнюю машину в автопарк — новый тягач Volvo за €109 тыс.

 — он купил в кредит (3,4 млн руб., это 80% от стоимости, под 18% годовых на два года), который скоро заканчивается.

«Сейчас это делать бессмысленно: машина подорожала вдвое, а прибыль от перевозок упала на столько же», — рассказывает Широких из «Автолайна».

По расчетам советника по правовым вопросам компании «ИТЭКО-Евразия» Марины Галявиной, при текущей стоимости нового транспорта (5,7 млн руб. — российского производства) и текущих тарифах (27–30 руб. за 1 км) грузоперевозчики получают 27–28 тыс. руб.

убытка с каждой машины. «Ситуацию спасает работа на подержанных автомобилях, стоимость и амортизация которых меньше», — говорит она.

Теперь в этой экономике надо еще учесть новый сбор.

Правила платного проезда по федеральным трассам для грузовиков тяжелее 12 тонн с 15 ноября 2015 года

70% автомобилей не успели подключить

Взимать плату с владельцев грузовиков будет компания «РТ-Инвест Транспортные системы» (РТИТС), с которой Росавтодор заключил концессионное соглашение на 13 лет. По данным СПАРК, РТИТС на 50% принадлежит сыну Аркадия Ротенберга Игорю, еще на 50% — бизнесмену Андрею Шипелову и структурам «Ростеха».

Сбор РТИТС будет осуществлять через информационную систему «Платон». Транспортные компании должны зарегистрироваться на сайте системы и пополнить счет в личном кабинете перед рейсом.

После перевозчик либо оформляет маршрутную карту, либо устанавливает бортовое устройство, предназначенное для спутниковой фиксации проезда по федеральным трассам. Километр пути будет стоить 1,53 руб., а с 1 марта 2016 года — 3,06 руб. Штраф за неоплаченный проезд составит 450 тыс. руб. за первое нарушение и 1 млн руб.

за повторное (правда, после выступлений дальнобойщиков власти решили штрафы по всей России пока не вводить — они действуют только в Московской области).

Никто из опрошенных РБК малых предпринимателей к системе «Платон» еще не подключился и следящих устройств не получил. «Нам сказали, что их нет в наличии», — говорит Бондаренко из Костромы. Представитель «ИТЭКО-Евразия» тоже говорит, что их компания устройства получить не смогла, но машины в системе зарегистрировала.

Перевозчики жаловались бизнес-омбудсмену Борису Титову. Представитель Титова сообщил РБК, что, по данным омбудсмена, выдача устройств началась только 9 ноября в центральных офисах «Платона» и пока их получили только крупные участники рынка, владеющие свыше 300 автомобилей.

А на стороне такие устройства заказать нельзя «в связи с отсутствием утвержденных требований к ним».

Все пользователи, прошедшие регистрацию заранее, уже получили бортовые устройства, возражает коммерческий директор «РТ-Инвест Транспортные системы» Антон Замков: «Задержки возникают у тех, кто пришел на регистрацию в системе за два-три дня до ее запуска или приходит в офис сейчас.

Читайте также:  Обгон тихоходного транспортного средства через сплошную в 2021 году

Для тех, кто не воспользовался заблаговременно открытыми каналами регистрации, мы перевели часть офисов по всей стране в круглосуточный режим работы, в частности, в Москве два центра обслуживания пользователей работают 24 часа: п. Сосенское на ул. Адмирала Корнилова, вл. 60, стр. 1, и в г. Химки на ул. Ленинградская, д. 25.

А с понедельника все московские и часть офисов в Московской области будут работать круглосуточно», — обещает он.

Представитель Росавтодора успокаивает: в системе «Платон» предусмотрено два варианта оплаты, потому все, кто пока не получил бортовые устройства, могут оформить маршрутную квитанцию в личном кабинете. По словам представителя ведомства, устройствами обеспечены большие транспортные компании, обслуживающие крупнейших ретейлеров, следовательно, сбоев в поставках продовольствия не будет. 

Крупные ретейлеры подключились к системе заранее. По словам финансового директора компании «Магнит» Хачатура Помбухчана, автопарк сети получил необходимое оборудование полностью.

Собственный парк X5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») полностью обеспечен бортовыми устройствами системы «Платон», сообщил РБК ее представитель.

Однако треть поставок из распредцентров до магазинов X5 осуществляют партнеры-логисты: их автопарки укомплектованы необходимыми устройствами только на 10–15%.

Установка бортового устройства — только один из двух способов подключиться к «Платону». Альтернатива — маршрутная карта, которую владелец транспортного средства может оформить в личном кабинете на сайте, через терминал самообслуживания и в офисах оператора системы, рассказывает Замков из РТИТС.

Если надо свернуть с намеченного пути, а потом на него вернуться, можно докупить дополнительную маршрутную карту на необходимый отрезок пути. Перевозчик может купить карту через интернет и тут же отправляться в путь, никаких задержек система взимания платы не оказывает.

Маршрутная карта действует месяц, в течение которого пользователь системы может отменить ее без каких-либо штрафных санкций, объясняет Замков.

Но и тут, оказывается, не все гладко.

«Оформить маршрутную карту нельзя — все поля в специальном разделе на портале неактивны и перевозчики не могут воспользоваться системой даже в режиме тестирования», — утверждает представитель омбудсмена Титова.

«Нам уже неделю обещают, что возможность оформить маршрутную квитанцию появится со дня на день, но эта функция все еще недоступна», — возмущалась в пятницу, 13 ноября, Галявина из «ИТЭКО-Евразия».

Итог этого заочного спора «Платона» с перевозчиками подвела сама РТИТС в релизе 15 ноября: «На сегодняшний день успешно прошли обязательную регистрацию около 60 тыс. владельцев более 450 тыс. транспортных средств».

Учитывая, что всего в России зарегистрировано 1,5 млн машин с максимальной разрешенной массой свыше 12 т, получается, что 70% автопарка в России с 15 ноября станут нарушителями. Плюс еще около 400 тыс.

автомобилей массой свыше 12 т, зарегистрированных в других странах и осуществляющих транзитные перевозки.

Удвоение налогообложения

По оценке Росавтодора, дорожные фонды от введения оплаты за проезд грузовиков в 2016 году должны пополниться на 40–60 млрд руб. Эта сумма сопоставима с общими отчислениями транспортных компаний и предпринимателей в бюджетную систему России (94,9 млрд руб. в 2014 году).

«Введение нового дорожного сбора отразится на росте стоимости затрат на перевозки, которые фактически сравняются с текущим заработком на рынке, обрушив и без того шаткую рентабельность этого бизнеса», — отмечает представитель Титова.

Его расчеты основываются на том, что средний грузовик в месяц проезжает около 12 тыс. км и 70% пробега приходится на федеральные дороги, а значит, его владелец должен будет платить по 13 тыс. в месяц до 1 марта, а потом — вдвое больше. «При текущей прибыльности в 35–45 тыс. руб. (для юрлиц) и 60–70 тыс.

 руб. (для частников) новый платеж сделает транспортный бизнес бессмысленным», — заключает представитель Титова.

Широких из ленинградского «Автолайна» говорит, что, если ситуация с взиманием платы не изменится, много компаний обанкротится: «Трафик уже падает, а работать себе в убыток никто не будет.

С рынка уйдут небольшие компании, а выжившие со временем поднимут цены». «Если плату введут, то я поставлю машину на прикол, — планирует Трубников из Тамбовской области.

 — Буду есть картошку с луком с огорода и смотреть по телевизору, как развивается экономика страны».

Малому бизнесу повезло меньше

Крупные транспортные компании, работающие на основной системе налогообложения, смогут отнести платежи за проезд по федеральным трассам на себестоимость, тем самым уменьшив отчисления по налогу на прибыль, говорится в письме Минфина (№ 03-11-11/57133 от 6 октября 2015 года).

Такой возможности лишены те предприниматели, которые работают на спецрежимах, в том числе на УСН «доходы минус расходы», поскольку плата за проезд по дорогам не входит в закрытый перечень расходов, которые они могут отнести на себестоимость, установленный в статье 346.

16 Налогового кодекса РФ.

Платные дороги для грузовиков. Что это будет?

Чиновники уверяют, что каждый грузовик наносит ущерб, как…

10-25 тысяч легковых автомобилей! Бред? Никаких доказательств этого факта авторы тезиса не приводят, но клятвенно заверяют: чтобы сберечь 51 тысячу километров федеральных трасс, все магистрали нужно срочно сделать платными для тяжёлой техники. И кризис, поразивший российскую экономику, правительство не считает веской причиной для отсрочки, так как «система взимания платы не скажется на росте цен»…

В том, чтобы грузовики платили за проезд по автомагистралям, нет ничего нового — в Европе такая система существует давно.

В частности, в Германии за каждый километр пробега большегрузы массой свыше 7,5 тонны отстёгивают от 8,1 до 19,8 евроцента (5,8-14,2 рубля), притом размер платы зависит и от экологического класса тягача, и от количества осей, а по воскресеньям движение и вовсе невозможно ни за какие деньги. Внести плату можно вручную — через платёжные терминалы на заправках — или автоматически, когда специальный прибор высчитывает и списывает нужную сумму со счёта.

3,06 руб./км — это много или мало? Если прикинуть, что расход «фуры» составляет около 30 литров дизтоплива на 100 км, то выходит, что километр пробега (при цене литра солярки 35 рублей) стоит 10,5 рубля. А значит, с введением платы за проезд стоимость грузоперевозок вырастет примерно на треть

Впрочем, далеко ходить не надо: даже соседняя Беларусь за движение грузовиков и автобусов по магистралям берёт деньги. Притом платить нужно за любое транспортное средство полной массой свыше 3,5 тонны.

Цена вопроса — от 9 до 15 евроцентов (5,8-14,2 рубля) за километр. Процесс оплаты — полностью автоматический, что подразумевает получение прибора-транспондера, залоговая стоимость которого составляет 50 евро.

В свою очередь, штраф за отсутствие прибора — 260 евро.

Теперь и в России решили сделать федеральные трассы платными для транспортных средств, полная масса которых превышает 12 тонн.

Зачем? Затем, что при тарифе 3,73 рубля за километр без малого 2 миллиона зарегистрированных тяжёлых грузовиков должны ежегодно приносить по 50 млрд рублей прибыли! Притом на создание механизма взимания платы власти не потратили ни копейки — всё профинансировали частные инвесторы. Полученные средства государство рассчитывает пустить на строительство новых и ремонт существующих дорог.

Никаких пунктов взимания платы на трассах не будет! В системе «Платон», название которой создатели расшифровывают как «платить за тонну», нужно заранее зарегистрироваться перед рейсом, чтобы получить персональный лицевой счёт, куда следует перечислить деньги. Пройти регистрацию можно двумя способами: на сайте www.platon.ru или посетив один из многочисленных офисов (их адреса указаны на упомянутом сайте). Иностранных же перевозчиков будут регистрировать непосредственно на границе.

В Европе стоимость проезда зависит от количества осей автопоезда и экологического класса тягача. В России же решили не заморачиваться, поэтому древний чадящий «КамАЗ» будет платить столько же, сколько новенький «европеец», соответствующий эконормам «Евро-5» или «Евро-6»

После регистрации — снова 2 варианта развития событий.

Либо для каждой конкретной поездки оформлять «маршрутную карту», оплачивая лишь нужное количество километров, либо получить личный транспондер, официально именуемый «бортовым устройством БУ-1201» (для его получения придётся внести залог — 6 тысяч 822 рубля 98 копеек).

Приборчик на ветровом стекле будет определять местоположение грузовика и списывать деньги со счёта за каждый километр пробега по федеральной трассе. Как только машина покинет «федералку», счётчик остановится.

Пока можно! В правительстве буквально накануне решили пойти навстречу перевозчикам: Министерство транспорта постановило, что за границами Московской области водителей и собственников грузовых автомобилей не будут штрафовать за неоплаченный проезд до 1 мая 2016 года. То есть фактически первые полгода платными для грузовиков будут только дороги Подмосковья, поскольку штрафы из других регионов дальнобойщикам попросту не придут.

В системе «Платон» на сегодняшний момент оформились лишь менее 10% всех зарегистрированных на территории страны большегрузов. А учитывая фактическую отсрочку на ближайшие полгода, прирост числа новых участников будет крайне медленным. Важное уточнение: система «Платон» не коснётся платных участков федеральных дорог

Штрафы установлены следующие. Для водителей (которые, по идее, вообще не отвечают за оплату проезда) — 5 тысяч рублей, для должностных лиц, ответственных за движение, и индивидуальных предпринимателей — 40 тысяч, для юридических лиц — 450 тысяч.

За повторное нарушение должностным лицам и ИП придётся заплатить уже 50 тысяч рублей, а юрлицам — аж 1 миллион рублей. Впрочем, чиновники обещают отменить зверские штрафы для «юриков», а пока фирмы массово перерегистрируют технику на частников или…

меняют 12-тонники на более лёгкие машины.

Следить, чтобы «фуры» оплачивали проезд, будут специальные «рамки» над дорогами.

Их принцип работы таков: если база данных не содержит номера проезжающего грузовика, значит, он пытается проехать бесплатно, и этой машине нужно выписать штраф.

Всего таких рамок будет установлено 481 (пока действуют лишь 18, притом исключительно на дорогах Подмосковья), а вдобавок по магистралям страны будут курсировать 100 автомобилей мобильного контроля.

Повторим: платить придётся всем транспортным средствам полной массой свыше 12 тонн. Исключение — автобусы (кроме грузовиков-вахтовок), а также военная техника и автомобили специальных служб.

Изначально озвученный тариф — немыслимые 3,73 рубля за один километр — правительство вводить не стало.

До 29 февраля 2016 года включительно размер платы за движение «по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения» составит 1,53 рубля, а с 1 марта 2016 года до 31 декабря 2018 года включительно — 3,06 рубля на километр.

По мнению аналитиков, плата за проезд уничтожит мелких перевозчиков как класс… Ещё одним трендом станет переход на более лёгкую технику вроде «грузовиков-одиночек» и седельных тягачей на базе «среднетоннажников». Ярким примером последних служит представленный недавно «Газон-Next»

Выводы, к сожалению, неутешительны: с 15 ноября владельцы автопоездов и сверхтяжёлых «одиночек» подвержены фактически тройному налогообложению, так как вынуждены платить транспортный налог, топливные акцизы и отныне — тарифы за проезд по «федералкам».

И хотя сама идея системы «Платон» соответствует общемировым тенденциям, время для внедрения выбрано неподходящее… В свою очередь, дальнобойщики обещают массовые акции протеста, но от своих планов правительство, похоже, отказываться не собирается.

P.S. В настоящий момент сложилась не очень красивая ситуация. Как оказалось, Минтранс не ввёл мораторий на штрафы! Постановление правительства не было издано, а соответствующая новость, анонсировавшая отсрочку, с сайта министерства исчезла.

Это означает, что большегрузам отныне нужно платить за проезд по всем федеральным дорогам страны, независимо от региона. Впрочем, пока нельзя исключать, что власти сдержат обещание и на ближайшие полгода оставят дороги всех регионов, за исключением Подмосковья, бесплатными для грузовиков. «Авто Mail.

Ru» продолжит следить за развитием событий.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *