Поправки ПДД 2010. Основные понятия: обгон, опережение, опасный груз, ограниченная видимость, препятствие

Обгон парадоксален.

С одной стороны, это опаснейший маневр ,                                                                                                                                                                                      во время которого случается примерно каждая пятая авария,но в тоже время каждый третий погибший из 3000 погибающих на дорогах в Казахстане-это погибший в результате столкновения на встречной полосе из-за ошибок водителей в совершении самого опасного маневра- обгона.                                                                                                                                                             с другой стороны на риск  мы идем добровольно.                                                                                                                                                                                                                                                                            Ведь никто нас не заставляет обгонять вереницу грузовиков, мчащихся под дождем с большой  скоростью,                                                                                                                                                                Ради сомнительной перспективы приехать с работы домой на пять минут раньше…                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   Начнем с повторения Правил дорожного движения РК,  что же такое “ОБГОН”  Обгоном называется «Опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом из занимаемой полосы».   С 21 октября 2017 года в ПДД РК внесены изменения и они снова коснулись ОБГОНА. Теперь ОБГОНОМ называется опережение одного   иди нескольких транспортных средств с выездом из занимаемой    полосы   с последующим возвращением в ранее занимаемую полосу.    Про движение с минимальной разрешенной дистанцией убрали 2 года назад, теперь непонятно, как можно трактовать термин обгона при движении в плотном транспортном потоке одного направления  если водитель например за 20-30 метров от движущегося впереди транспортного средства перестроился на соседнюю полосу, затем  по соседней полосе с большей скоростью опередил автомобиль затем. метров в 10 перестроился вправо- это скорее всего перестроения и опережение но сложно это отнести к обгону. Все идет к тому, что термин обгона примет такое значение, к которому он постепенно приближается.   То есть опережение с выездом на полосу встречного движения.                                                                                                                                                                                                                                                          Это в Правилах РК. В российских правилах дорожного движения обгоном считается опережение одного или нескольких транспортных средств с выездом на сторону полосу предназначенную для встречного движения и с последующим возвращением на ранее занимаемую полосу.  (сторону проезжей части)

И в этом есть смысл, так как мы говорим про самый опасный маневр, а основная опасность подстерегает водителя как раз на встречной полосе.

Я не нашел в Правилах РФ разрешенного обгона СПРАВА.

В начале мы говорим, что обгон производится с левой стороны, а затем начинаем излагать, что есть еще обгон справа? Это когда впереди идущее транспортное средство подало сигнал о повороте налево и приступило к его выполнению, представили! И  на что это больше похоже? Правильно  “Объезд” транспортного средства совершающего левый поворот или перестроение, если объезд связан с выездом из ранее занимаемой полосы.

Поправки ПДД 2010. Основные понятия: обгон, опережение, опасный груз, ограниченная видимость, препятствие

 ОБГОНЫ   БЫВАЮТ  С ВЫЕЗДОМ  И БЕЗ ВЫЕЗДА НА ПОЛОСУ  ВСТРЕЧНОГО ДВИЖЕНИЯ  –  ЭТО В ПДД  РК. ОБГОН   ТРАНСПОРТНОГО  СРЕДСТВА,  ВОДИТЕЛЬ КОТОРОГО  ПОДАЛ СИГНАЛ   ПОВОРОТА НАЛЕВО  И ПРИСТУПИЛ К ЕГО ВЫПОЛНЕНИЮ  МАНЕВРА,  ПРОИЗВОДИТСЯ    С ПРАВОЙ СТОРОНЫ,  

Но если  автомобиль стоит, пропускает встречный транспорт, а водитель зеленого автомобиля объехал его справа  и не возвратился на левую полосу – это что будет?  ОБЪЕЗД,  или ОПЕРЕЖЕНИЕ, но никак не ОБГОН.

  • Поправки ПДД 2010. Основные понятия: обгон, опережение, опасный груз, ограниченная видимость, препятствие
  • Опережение транспорта по соседней полосе с большей скоростью обгоном не считается.
  • Поправки ПДД 2010. Основные понятия: обгон, опережение, опасный груз, ограниченная видимость, препятствие
  • Поправки ПДД 2010. Основные понятия: обгон, опережение, опасный груз, ограниченная видимость, препятствие
  • Такой маневр также считается – ОПЕРЕЖЕНИЕМ.

Эти азбучные истины, которые изучают в автошколах, можно и самому прочитать в учебнике ПДД. Казалось бы, что непонятно – следуй Правилам, и ты избавишься от бед и неприятностей. Но, оказывается, не все так просто.

Если исключить откровенных авто лихачей и хулиганов, которые ни во что не ставят положения Правил и не считаются с другими участниками дорожного движения, остальные водители попадают в конфликтные ситуации, которые произошли из-за того, что что-то не учли, не подумали, а чего-то просто, и не знали.

Потому  что это приходит с опытом и постигается ценой ошибок, далеко не всегда безобидных, о тонкостях, позволяющих сделать обгон достаточно БЕЗОПАСНЫМ, мы и хотим поговорить.

Общепризнанно, что обгон является наиболее опасным и сложным манёвром. Хотя в терминах глава-1. В определении МАНЕВРИРОВАНИЕ, обгона нет.  На дороге без  обгона обойтись невозможно.

 Как свидетельствует статистика, ДТП и наиболее страшные происшествия на дороге, которые приводят к тяжелым последствиям, гибели и увечью людей, происходят зачастую только из-за нарушений правил обгона с выездом на встречную полосу движения!  Все наши загородные трассы, кроме Рудненской,  это узкие дороги, на которых обгон совершается с выездом на полосу встречного движения.                                                                                                            Представьте себе хоть на секунду, что все дороги вдруг стали минимум четырех полосными а встречное движение отделено стальным ограждением, не так как на Рудненской трассе, где разделительная полоса никак не защитит от вылетевшего на встречку автомобиля, а хотя бы такими столбиками со стальными направляющим, они не спасут, от грузовика захотевшего выехать на встречку. Но если легковая машина ударится в них  под острым углом  то такое ограждение вполне может предотвратить выезд на встречную полосу.  В Москве уже испытали ограждение дорог целиком выполненное  Российскими инженерами. Это ограждение выдержало автобус, который врезался в него под углом 20 градусов. Если выдержало автобус, то легковой автомобиль выдержит  свободно. Сложность и опасность обгона заключается в том, что водителю за короткое время приходится просчитать множество факторов,и вариантов  влияющих на безопасность совершения маневра. Это и контроль за траекторией движения своего автомобиля, скорость и длина обгоняемого транспортного средства, расстояние и скорость движущихся навстречу транспортных средств, что особенно важно! Именно из-за ошибок в определении последнего фактора и совершаются тяжкие аварии.

Читайте также:  Горизонтальная дорожная разметка для дополнительного информирования водителей

При выезде на встречную полосу правильно оценивайте скорость встречного транспорта, чем меньше его габариты, тем меньшей кажется скорость. Кроме того, обычно недооценивается скорость автомобилей темных цветов.

В темное время суток и в условиях недостаточной видимости (например, в туман) скорость встречного автомобиля недооценивается, а расстояние до него представляется большим, чем есть на самом деле. Также изгибы дороги, подъемы и спуски значительно снижают точность оценки.

                                                                                                                 Особенно при обгоне грузовиков с прицепом, это во первых их длина и соответственно увеличение времени обгона, да еще нужно учитывать нашу национальную особенность – это виляние прицепа, причем значительно,  но об этом попозже.

                                                                                                                                                                                                                                                                    Необходимо учитывать, что скорость вашего и встречного автомобиля складывается: если вы движетесь со скоростью 80 км/час, и встречный автомобиль с такой же скоростью, то вы и встречный транспорт приближаетесь навстречу друг к другу со скоростью 160 км/час. Это говорит о том, что сближение происходит со скоростью 44,4 м/с, то есть расстояние в 200 метров будет пройдено менее чем за 5 секунд.

Обгон — это движение по встречке: 2 отличия от опережения и правила манёвра

Поправки ПДД 2010. Основные понятия: обгон, опережение, опасный груз, ограниченная видимость, препятствиеПоправки ПДД 2010. Основные понятия: обгон, опережение, опасный груз, ограниченная видимость, препятствие

Обгон

Если полагаться на ПДД, обгон — это опережение как одного, так и нескольких ТС, совершаемое с помощью выезда на полосу, предназначенную для движения встречных автомобилей, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу.

Опережение

Опережение — это не что иное, как движение ТС с такой скоростью, которая больше скорости движения ТС, движущегося в одном с нами направлении.

В чём разница между двумя манёврами?

Не смотря на всю похожесть названных терминов и даже на то, что обгон отчасти включает в себя опережение, эти понятия имеют одно существенное отличие – выезд (либо его отсутствие) на «встречку». При совершении обгона ТС всегда выезжает на полосу встречного движения, при опережении — автомобиль не покидает полосы попутного направления.

Правила совершения манёвров

Обгон

Движение по полосе встречного направления связано с весьма большими рисками, поэтому перед совершением столь опасного манёвра водителю необходимо удостовериться в том, что полоса встреченного движения свободна на расстоянии, позволяющем совершить обгон.

При этом не должно быть создано опасности для движения и каких-либо помех иным автомобилистам и пешеходам. Важным условием совершения манёвра является своевременная подача сигналов указателями поворота: левого — перед началом манёвра, и правого — перед возвращением в ранее занимаемую полосу.

Также водителю необходимо помнить, когда обгон выполнять запрещено:

  • если производит объезд или обгон автомобиль, движущийся впереди;
  • если ТС, движущимся впереди, подан сигнал поворота налево, при условии, что указанный автомобиль находится на одной с нами полосе;
  • если уже выполняет обгон ТС, движущееся за нами;
  • если при завершении манёвра у водителя не будет возможности, не создавая помех, совершить перестроение в полосу, которую он ранее занимал.

Однако, даже если вы никогда никого не обгоняли и обгонять в принципе не собираетесь, ПДД, регламентирующие совершение обгона, касаются и вас в том числе.

Сюда можно отнести, например, ситуацию, описанную в п. 11.

3 ПДД, где говорится о том, что водителю, ТС которого обгоняет другой автомобиль, запрещено увеличением скорости движения либо каким-то иным способом препятствовать совершению названного манёвра.

Также, в случае если вне населённого пункта вы будете управлять тихоходным ТС, ТС, перевозящим крупногабаритный груз, либо ТС, скорость движения которого не превышает 30 км/ч, и обгон или опережение вашего автомобиля будет затруднено, вы обязаны принять как можно ближе к правому краю, а если возникнет такая необходимость — полностью остановиться, чтобы не создавать помех ТС, следующим за вашим автомобилем.

Опережение

Поправки ПДД 2010. Основные понятия: обгон, опережение, опасный груз, ограниченная видимость, препятствие

Если сравнивать рассматриваемые термины, опережение двигающегося перед нами транспортного средства совершать гораздо легче и безопаснее, а связано это с ключевым отличием в выполнении манёвров — опережение не сопряжено с выездом на «встречку». Как правило, названный манёвр выполняется при помощи перестроения —  выезда автомобиля из занимаемой полосы или ряда без изменения направления движения.

Перед началом выполнения перестроения водителю необходимо убедиться, что его действия не создадут помех для других ТС, а именно — автомобилям, следующим по полосе, на которую вы собираетесь перестроиться, не придётся сбрасывать скорость для предотвращения столкновения. Поэтому ключевым моментом при совершении опережения является уверенность водителя в том, что полоса, на которую он собирается перестроиться, свободна на достаточном для этого расстоянии.

После же совершения перестроения и опережения за счёт увеличения скорости двигающегося теперь уже в соседней полосе автомобиля, вы можете продолжить движение как в полосе, на которую перестроились, так и вернувшись в полосу, из которой начинали манёвр. Как и при обгоне — нельзя забывать о своевременной подаче сигналов указателями поворота.

Необходимо знать, что, согласно ПДД, при движении по проезжей части, которая находится вне населённого пункта, а также в населённом пункте по дороге, обозначенной знаком 5.1 и 5.

3, либо если на данном отрезке дороги установлен скоростной режим 80 км/ч и более, ТС необходимо вести наиболее близко к правому краю дороги, т.е. левые полосы движения можно занимать только при условии того, что все правые заняты.

Следовательно, при выполнении опережения на вышеописанных участках дорог, необходимо по возможности вернуться в полосу, из которой был начат манёвр.

И ещё одно исключение, регламентируемое ПДД, —  при интенсивном трафике на дороге в населённом пункте полосу менять можно лишь для того, чтобы впоследствии повернуть налево или направо, выполнить разворот, остановиться или объехать препятствие, поскольку перестроение с целью опережения лишь усугубит и так непростую ситуацию на дороге.

Изучая данную тему, важно остановиться ещё на таком моменте, как встречный разъезд.

Необходимость прибегнуть к названному манёвру возникает, когда встречные автомобили не могут одновременно проехать по одному участку дороги, не создав друг для друга помех.

Указанная ситуация может возникнуть ввиду проведения дорожных работ, обвала породы в горной местности и наличия иных преград на одной из половин проезжей части.

Правила проезда при подобных обстоятельствах предельно просты: когда затруднён встречный разъезд, дорогу уступает тот водитель, на стороне которого находится препятствие, если же разъезд происходит на уклонах, обозначенных знаками 1.13 и 1.14., уступает дорогу водитель, движущийся на спуск.

Дорожные знаки, запрещающие обгон

С тем, что понимается под обгоном и опережением, мы разобрались, чем отличаются указанные понятия — уяснили и даже выяснили, как же правильно, а самое главное — безопасно, выполнять манёвры, однако, на этом ещё не всё. Существуют ситуации, когда обгон запрещён. Данные случаи и разберём ниже.

Согласно ПДД, нельзя выполнять обгон всех ТС, кроме тех, которые являются тихоходными транспортными средствами, а также гужевых повозок, велосипедов, мопедов и двухколесных мотоциклов без бокового прицепа, если предполагаемый манёвр будет совершаться в зоне действия знака 3.20 «Обгон запрещён». Под зоной действия знака понимается зона, начинающаяся от места установки знака, до ближайшего по ходу движения за ним перекрёстка, а в случае, если мы находимся в населённом пункте и перекрёстки отсутствуют — до конца этого населённого пункта.

Необходимо учитывать, что выезды с территорий, прилегающих к дороге, и места пересечения с второстепенными дорогами не прерывают действие знака, при условии, что перед указанными пересечениями проезжих частей не установлены соответствующие знаки.

Также к названному манёвру приступать нельзя:

  • на перекрёстках, относящихся к регулируемым и на нерегулируемых перекрёстках, если двигаться не по главной дороге;
  • на пешеходном переходе;
  • ближе чем за 100 метров и непосредственно на железнодорожных переездах;
  • на путепроводах, мостах, эстакадах и под ними, как и в тоннелях;
  • на участках дорог с ограниченной видимостью.

С какой стороны обгонять транспортное средство?

Поправки ПДД 2010. Основные понятия: обгон, опережение, опасный груз, ограниченная видимость, препятствие

Прежде чем задаваться таким вопросом, давайте ещё раз обратимся к  ПДД, а именно к термину «Обгон».  Согласно указанному пункту, обгон — это опережение одного либо нескольких ТС, сопровождающееся выездом на «встречку», следовательно, исходя из ПДД, обгон может быть совершён только с выездом на встречную полосу, а поскольку в нашей стране организовано правостороннее движение — транспортное средство обгонять можно только лишь слева.

Читайте об ответственности за неправомерный выезд на встречную полосу.

Можно ли совершить обгон справа?

Как мы уже выяснили, обгон — это  манёвр, в обязательном порядке связанный с выездом на полосу встречного движения, следовательно, так называемый «обгон справа» вовсе не подпадает под понятие обгона.

Что же тогда подразумевает под собой указанное словосочетание? Обгон справа — это ничто иное, как опережение с правой стороны ТС, движущегося в попутном с нами направлении, совершаемое по обочине, тротуару и т.д. Указанные действия прямо запрещены ПДД (п. 9.9.

Правил), следовательно, обгон справа совершать нельзя.

Штрафы за нарушения ПДД при обгоне и опережении

Правила, регулирующие дорожное движение, призваны обеспечить безопасность всех его участников. Однако далеко не всегда и не всеми участниками эти правила соблюдаются. За нарушения ПДД при обгоне и опережении КоАП РФ в 2020 году предусмотрены следующие виды наказаний:

  • невыполнение требований ПДД в части заблаговременной подачи сигналов указателями поворота до начала обгона либо перестроения при опережении, а также при возвращении в ранее занимаемую полосу — влечёт штраф пятьсот рублей, однако может быть выписано лишь предупреждение;
  • движение по обочинам и иное нарушение правил расположения ТС на проезжей части — влечёт штраф в размере одной тысячи пятисот рублей;
  • невыполнение водителем ТС, являющегося тихоходным транспортным средством, двигающегося со скоростью не более 30 км/ч, либо перевозящего крупногабаритный груз, требований ПДД, обязывающих его пропустить для обгона или опережения ТС, следующие за ним — карается штрафом от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей;
  • движение по дорожкам, предназначенным для пешеходов или велосипедистов — влечёт для нарушителя штраф в две тысячи рублей;
  • выезд в нарушение ПДД с целью объезда препятствия на «встречку» либо на трамвайные пути, встречного направления — карается штрафом от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей;
  • выезд в нарушение ПДД на трамвайные пути либо полосу встречного направления, за исключением случаев, указанных в пункте выше — влечёт штраф пять тысяч рублей или лишение права управлять ТС на срок от четырёх до шести месяцев. Если названное нарушение зафиксировано повторно, права управления ТС можно лишиться на один год.
Читайте также:  Iii. Общие условия выполнения упражнений

Заключение

Подводя итог всему вышесказанному, хочется ещё раз напомнить, что автомобиль — это источник повышенной опасности и подходить к его управлению необходимо очень серьёзно.

Садясь за руль, мы должны понимать, что несём ответственность не только за свою жизнь и здоровье, но и за жизнь и здоровье иных участников дорожного движения, поэтому приступать к совершению обгона, опережения или любого другого манёвра можно только тогда, когда нет совершенно никаких сомнений в безопасности наших действий.

Пожалуйста, оцените статью! (4

Обгон и опережение: чем отличаются понятия, можно ли опережать справа и в конце подъема

Понятия обгон и опережение знакомы всем водителям — каждый из них, садясь за руль, не по одному разу на дню совершает данные маневры.

Тем не менее, существуют связанные с этими действиями нюансы, о которых часть автомобилистов забывает, в результате чего на дорогах периодически происходят мелкие и крупные ДТП.

Данная статья объясняет, что такое обгон и опережение, чем они отличаются друг от друга, как и где можно безопасно совершать каждый из маневров, а также какие санкции применяются к тем, кто обгоняет или опережает попутные ТС с нарушением ПДД.

Отличия опережения от обгона

Главное, чем различаются рассматриваемые в данной статье маневры, — это факт наличия (или отсутствия) выезда авто на сторону дороги, предназначенную для движения встречного транспорта.

То есть, если опережение — это просто движение машины со скоростью, превышающей скорость попутного ТС, осуществляемое по соседней с ним полосе на одной стороне проезжей части дороги, то обгон — это то же опережение, но с выездом на встречку и дальнейшим возвращением на ранее занимаемую полосу.

Поправки ПДД 2010. Основные понятия: обгон, опережение, опасный груз, ограниченная видимость, препятствие

Однако помимо езды «против потока», обгон отличается от опережения еще двумя факторами:

  1. Местом, где разрешен маневр. Согласно ПДД, обгон запрещается совершать практически везде, где допускается выполнение опережения.
  2. Суровостью санкций за нарушение правил опережения транспортных средств, связанное с выездом (не выездом) на встречку. За запрещенный обгон КоАП всегда карает гораздо жестче, чем за неправильно выполненное опережение. Так, если за неверно совершенное опережение водитель в любом случае отделается относительно мягким денежным наказанием, то за запрещенный обгон на нарушителя может быть наложен гораздо больший штраф, либо на некоторое время он может вообще остаться без прав.

Основные правила маневра обгон

Как уже говорилось, при обгоне автомобилист всегда некоторое время едет «против потока». При этом маневр может быть как разрешенным, так и запрещенным. Для того чтобы понять, допускает ли ПДД обгон в данном конкретном месте или нет, водители обязаны смотреть на дорожную разметку, знаки и наличие светофора (на перекрестке).

Что же касается выполнения самого обгона, то алгоритм его совершения достаточно прост. Чтобы начать обгонять ТС в ситуации, когда ПДД не запрещают выезд на встречку, водителю, прежде всего, следует убедиться в том, что:

  • расстояние до приближающихся по встречной полосе автомобилей, их скорость и скорость его собственного авто позволят ему безопасно обогнать попутное ТС и перестроиться на свою сторону дороги, не мешая обгоняемому транспорту;
  • едущее впереди попутное авто не обгоняет другое ТС, не объезжает препятствие или, по крайней мере, не включило левый сигнал поворота;
  • находящееся сзади него ТС не приступило к обгону;
  • завершая маневр, автомобилист успеет перестроиться на свою полосу через прерывистую линию разметки до того, как она превратится (а такой вариант иногда возможен) в сплошную. Предупреждением о том, что прерывистая линия вскоре станет непрерывной, является увеличение длины отрезков разметки, начинающееся за 100 метров до сплошной.

В случае, если у водителя возникает хотя бы малейшее сомнение в том, имеет ли он право обгонять транспортные средства на данном конкретном участке дороги, или заезд на встречку здесь запрещен, то он должен вспомнить старое водительское правило. В любой сомнительной ситуации обгон лучше отложить. Вместо этого следует дождаться момента, когда разметка и знаки однозначно разрешат езду «против потока», и только после этого выполнять маневр.

Если же все вышеперечисленные условия соблюдены, то водителю разрешается идти на обгон. При этом необходимо помнить еще о дорожных условиях и техническом состоянии собственного автомобиля.

Поправки ПДД 2010. Основные понятия: обгон, опережение, опасный груз, ограниченная видимость, препятствие

Если владелец ТС подозревает, что по каким-то техническим причинам его авто, оказавшись на встречке, может его подвести (например, самостоятельно сбросит скорость или заглохнет на ходу), то от обгона лучше воздержаться.

Также не рекомендуется обгонять во время сильного дождя, в гололед, в туман и на трассе с плохим дорожным покрытием, — ведь на большой скорости даже малейшая ямка, колдобина, лужа или лед на асфальте способны сбросить автомобиль в кювет.

Поэтому обгонять в незнакомом месте на высокой скорости не следует.

Основные правила маневра опережение

Так как опережение всегда производится по попутной полосе, а после его совершения водителю не обязательно возвращаться на ранее занимаемую, то алгоритм выполнения маневра гораздо проще алгоритма совершения обгона. Чтобы безопасно опередить кого-то, управляющему машиной человеку достаточно удостовериться в том, что:

  • движущееся впереди ТС не подало сигнала о перестроении на ту полосу, по которой он планирует опережать данный автомобиль;
  • если маневр выполняется с перестроением на соседнюю полосу, следует также убедиться в том, что она свободна для него, и сзади по ней к водителю не приближается другое ТС;
  • оказавшись на определенной полосе и совершив по ней опережение, автолюбитель сможет далее при надобности перестроиться на ту полосу, с которой ему будет разрешен поворот направо (налево).

Если собирающийся выполнить опережение водитель видит, что из-за плотного трафика впереди он не сумеет перестроиться на нужную ему полосу после выполнения маневра, значит, ТС ему лучше не опережать!

В отличие от обгона, опережение автомобилей разрешается совершать и слева, и справа — при наличии там свободных попутных полос. Делать это можно практически везде, где это допускает ширина дороги: на перекрестках, в туннелях, в конце подъемов и т. д. Исключениями являются:

  1. Опережение с правой стороны по полосе для общественного транспорта, велосипедным дорожкам, обочине и тротуару.
  2. Также водителям следует быть крайне внимательными при проезде нерегулируемых пешеходных переходов. Даже если управляющий ТС человек никого не видит на переходе, но замечает, что соседние автомобили начали сбрасывать скорость при приближении к последнему, то ему следует воздержаться от их опережения. Более того, согласно п. 14.2 ПДД, ему нужно притормозить или полностью остановиться перед переходом, чтобы пропустить на нем пешехода.

Ответственность водителей

Как и в подавляющем большинстве других ситуаций, описанных в ПДД, вину за нарушение правил обгона и опережения всегда возлагают на автомобилиста, нарушившего эти правила.

Единственным исключением является случай, когда водитель обгоняемого ТС при совершении обгона мешает его осуществлению, увеличивая скорость движения своей машины или опасно маневрируя перед обгоняющим его авто. Согласно Административному кодексу, если в результате таких действий водителя обгоняемого ТС произойдет ДТП, то виновным в аварии признают именно его!

Как уже упоминалось, за нарушение правил опережения КоАП предусматривает исключительно денежные наказания. Совершив запрещенный обгон, владелец ТС может лишиться уже не только денег, но и водительских прав.

При этом важно учитывать еще и то, кто именно фиксирует нарушение. Если это делает дорожная камера, то водитель в любом случае отделается только штрафом — даже за повторное правонарушение.

Если же нарушителя останавливает сотрудник ГИБДД, то водитель по решению суда может на некоторое время превратиться в пешехода.

Перечень всех нарушений правил опережения и обгона и санкций за них приведен в таблице:

№ п/пНарушение (статья-часть КоАП)Наказание
Штраф (руб.) Лишение прав (мес.)
1 Опережение на пешеходном переходе с непредоставлением права прохода по нему пешеходам/велосипедистам (12.18). 1500–2500
2 Опережение с правой стороны по обочине (12.15-1). 1500
3 Опережение справа по тротуару либо велосипедной (пешеходной) дорожке (12.15-2). 2000
4 Опережение справа с выездом на полосу для маршрутных ТС (12.17-1). 3000 (в Москве и Санкт-Петербурге)
1500 (в остальных городах РФ)
5 Обгон под знак «Обгон запрещен» через прерывистую линию разметки (12.16-1). 500
6 Обгон организованной колонны (12.15-1). 1500
7 Обгон с выездом на встречку через сплошные линии 1.1, 1.3 или «комбинированную» 1.11 (со стороны ее непрерывной составляющей) — вне зависимости от наличия на дороге запрещающего знака (12.15-4). 5000 4-6
8 Повторное нарушение из п. 7 в течение 1 года (12.15-5). 5000 (снято камерой) 12 (зафиксировано инспектором)

Вопросы читателей

Большинство водителей четко различают понятия обгон и опережение, однако некоторые их путают.

В результате на дорогах нередко складываются ситуации, когда автомобилисты мешают перестроению и движению друг друга по соседним полосам, что приводит к необязательным авариям.

Чтобы избежать подобной путаницы, водителям можно порекомендовать перечитать ПДД либо ознакомиться с вопросами и ответами пользователей автомобильных форумов, на которых последние обсуждают различные нюансы данных маневров. Примеры таких обсуждений приведены ниже:

Вожу машину год. Когда ездили с подругой на ее авто, замечала, как несколько раз она обгоняла машины на одном и том же перекрестке, причем однажды возле него стояли гаишники, так они ее даже не остановили.

Я ей говорю, что вообще-то обгон на перекрестке запрещен, разрешено только опережение по попутной полосе. А она отвечает: светофора нет, у нас главная, едем прямо, обгонять можно. Так вот, на днях я тоже обогнала на перекрестке со знаком «Главная дорога».

Только главная там плавно загибалась налево, ну, я и обогнала, поворачивая налево, а меня остановила ДПС и оштрафовала. Почему?

Ответ: Ваша подруга права в том, что на перекрестке без светофора можно обгонять по главной двухполосной дороге, но только если она не поворачивает и на ней нет сплошной разметки.

Если же на перекрестке она меняет направление, а Вы обгоняете, оставаясь на ней, то Вы совершаете обгон в условиях ограниченной видимости, что, согласно п. 11.4 ПДД, является нарушением.

Так что оштрафовали Вас правомерно.

Учусь в автошколе, а мой двоюродный брат постоянно пугает меня разными страшилками. Одна из них связана с машинами полиции. Мол, есть негласное правило: нельзя их обгонять и даже опережать на дороге, за это могут оштрафовать. Я перерыл все ПДД, но нигде такого правила не нашел. Что мне отвечать брату?

Ответ: Разумеется, опережать автомобиль ГИБДД можно — если вы производите маневр по всем правилам, то наказать вас за него не могут. Исключением является обгон организованной колонны, в начале и конце которой следуют машины ГИБДД с включенными проблесковыми маячками.

Читайте также:  Срок перерегистрации автомобилей в Крыму и Севастополе

Также водителю могут выписать штраф, если он попытается опередить любое ТС (включая и машину полиции) по соседней попутной полосе, а перед этим перестроится на нее через сплошную одинарную линию разметки. Однако в последнем случае его оштрафуют на 500 руб. по ч. 1 ст. 12.

16 КоАП — но не за само опережение, а за запрещенное перестроение перед ним.

Да, еще в автошколах будущим водителям объясняют отличие обгона от опережения. Однако если по первому маневру у большинства автолюбителей в реальной жизни вопросов не возникает, то со вторым многие путаются.

Кое-кто даже называет опережение с правой стороны «обгоном справа», не осознавая, что подобного определения в ПДД нет. Отсюда возникают запрещенная езда по обочинам, неверное движение по реверсивным полосам и т. д., приводящие к нелепым авариям.

Поэтому всем водителям (даже со стажем) полезно время от времени перечитывать ПДД, чтобы не получать штрафы по собственной глупости и не подвергать опасности свою и чужие жизни.

Поправки ПДД 2010. Основные понятия: обгон, опережение, опасный груз, ограниченная видимость, препятствие

Другие пользователи уже прочитали эти статьи

Чем опережение отличается от обгона, когда оно запрещено и за что можно получить штраф

Поправки ПДД 2010. Основные понятия: обгон, опережение, опасный груз, ограниченная видимость, препятствие

Недавно мы разобрались с тем, что такое обгон и в каких случаях он разрешен, а в каких запрещен. Сегодня мы прольем свет на другую ситуацию – опережение: для него ограничений в ПДД установлено меньше, но есть и важные нюансы. Более того, даже при опережении можно нарушить правила и получить штраф. Разбираемся во всем по порядку.

Определение опережения очень простое: это движение транспортного средства со скоростью, большей скорости попутного транспортного средства. Важнейшее отличие опережения от обгона состоит в том, что обгон – это опережение, связанное с выездом на встречную полосу, а простое опережение осуществляется без выезда на встречку.

Когда опережение запрещено?

Прямого запрета на опережение в конкретной ситуации в ПДД нет – то есть на опережение не распространяются запреты, действующие для обгона: опережать можно и на перекрестках, в тоннелях, на поворотах и так далее, поскольку водитель движется по своей полосе движения и нет риска появления на ней встречного автомобиля. Несомненно, помимо правил стоит учитывать и конкретные дорожные условия: к примеру, опасный поворот в условиях ограниченной видимости (туман, дождь, снег) или в гололед – не лучшее место для опережения, пусть оно и не противоречит правилам.

Однако в ПДД есть отдельный пункт 11.5, касающийся именно правил опережения: он гласит, что опережение транспортных средств при проезде пешеходных переходов осуществляется с учетом требований пункта 14.2 ПДД. Пункт 14.

2, в свою очередь, устанавливает, что если перед нерегулируемым пешеходным переходом остановилось или снизило скорость транспортное средство, то водители других транспортных средств, движущихся в том же направлении, также обязаны остановиться или снизить скорость, а продолжать движение разрешено, только пропустив пешеходов.

Поэтому, даже двигаясь по своей полосе, нужно следить за дорожной обстановкой и помнить одно из ключевых правил: если автомобили впереди начали торможение, вы тоже должны замедлиться, чтобы понять, что происходит.

Разрешено ли опережение с правой стороны?

Когда-то в ПДД не было понятия «опережение», и это породило такое словосочетание, как «обгон справа», которое вдобавок обросло мифами.

Имея в виду действующие правила, стоит понимать, что понятия «обгон справа» не существует, поскольку встречная полоса там располагаться не может, а соответствующий маневр называется «опережение справа».

При этом прямого запрета на опережение справа в ПДД нет: если дорога имеет больше одной полосы движения в одном направлении, вы движетесь в левой полосе, и автомобиль перед вами начал замедляться (например, для поворота налево), то вы имеете полное право перестроиться в правую полосу и опередить его, соблюдая правила маневрирования. То же самое касается ситуаций, когда водитель в нарушение ПДД движется по левой полосе при свободной правой, а вы, совершая опережение, догнали его: в этой ситуации можно вернуться в положенный правый ряд, опередить попутную машину (без превышения скорости) и продолжить движение в правом ряду.

Однако есть и ситуации, в которых опережение справа будет незаконным: они связаны с выездом на обочину, велосипедные и пешеходные дорожки либо тротуары. Такой маневр хоть и является опережением, но фактически остается прежде всего нарушением ПДД.

Какой штраф предусмотрен за некорректное опережение?

Из рассказанного выше становится понятно, что нарушение правил опережения может спровоцировать несколько ситуаций, в который водитель получит штраф. Рассмотрим их по порядку.

Нарушение пункта 11.5 ПДД при проезде пешеходных переходов, когда водитель не замедляется вместе с попутными автомобилями, может закончиться для него не административным, а уголовным делом, если пешеход будет сбит. Но даже если этого не произойдет, водитель будет наказан по статье 12.

8 КоАП за «невыполнение требования Правил дорожного движения уступить дорогу пешеходам, велосипедистам или иным участникам дорожного движения (за исключением водителей транспортных средств), пользующимся преимуществом в движении»: это влечет наложение административного штрафа в размере от 1 500 до 2 500 рублей.

Опережение справа, связанное с выездом на обочину, карается в соответствии с частью 1 статьи 12.15 КоАП: согласно ей «движение по обочинам влечет наложение административного штрафа в размере 1 500 рублей»

Если же водитель выполнит опережение справа с выездом на велосипедную или пешеходную дорожку либо тротуар, он будет наказан по части 2 той же статьи 12.15: «движение по велосипедным или пешеходным дорожкам либо тротуарам в нарушение ПДД влечет наложение административного штрафа в размере 2 000 рублей».

Обгон и опережение в ПДД: в чем разница?

Понятия обгон и опережение часто вызывают вопросы как среди начинающих, так и опытных водителей.

Непонимание или незнание данных определений может стать причиной аварийной ситуации на дороге или штрафных санкций со стороны инспекторов ДПС.

Автомобиль представляет собой транспортное средство повышенного риска, именно поэтому водитель должен правильно понимать, совершает ли он маневр опережения или обгона.

Основные определения терминов опережения и обгона

Чтобы разобраться в главных особенностях опережения или обгона необходимо сначала установить значение каждого из этих терминов. Опережение на дороге – это перемещение по трассе автомобиля, скорость которого превышает скорость движущихся рядом транспортных средств.

Маневр обгона – это форма опережения одного или нескольких транспортных средств, при котором машина обязательно выходит на встречную полосу с последующим обязательным возвратом к своей полосе движения.

Процесс доступен только в том случае, если данный маневр позволяет совершить дорожная разметка, а также отсутствуют специальные запрещающие знаки. В таком случае обгон не будет считаться нарушением ПДД.

В чем разница между выполнением опережения и обгона?

С позиции выявления разницы между процессами обгона и опережения можно обратиться к регламенту ПДД. На практике обгон представляет собой более рискованный и потенциально опасный маневр.

В подобных случаях он тесно связан не только с процедурой стандартного опережения движущихся рядом транспортных средств, а также таких мероприятий, как маневрирование машины влево, выход на встречную или рядом идущую полосу, дальнейшее возвращение на свою магистраль. К проведению классического маневра обгона необходимо предельно внимательно относиться к ситуации на дороге, а также установленным правилам ПДД. Предусмотрено большое количество запретов и ограничений на реализацию данного процесса.

Основные правила опережения и обгона

При проведении маневра с выполнением обгона водителю необходимо осуществить комплекс простых, однако обязательных требований, к числу которых относятся следующие определения.

  • Следует предварительно убедиться в том, что встречная полоса полностью свободна для выезда транспортного средства, а движущиеся параллельно автомобили находятся на значительном расстоянии. Идеальные условия, при которых в зоне видимости полностью отсутствуют встречные машины.
  • Важно убедиться заранее, что осуществление маневра не спровоцирует создание препятствий для других участников дорожного движения.
  • Перед выполнением маневра обгона следует при помощи зеркал заднего вида визуально убедиться в том, что следующий позади автомобиль также не перешел к маневру обгона.
  • Полностью запрещен «обгон паровозом», который представляет собой движение, при котором одновременно несколько машин совершают друг за другом его обгон.
  • Следует включать сигнальные обозначения поворота перед проведением процесса маневрирования.

Вопрос с опережением значительно проще: маневр предполагает использование стандартного указателя поворота, а также логики движения, соблюдения заявленного скоростного режима.

Стандартный маневр обгона тесно связан не только с классическим опережением перемещающихся транспортных средств, а также сопутствующих процессов, к числу которых относятся маневр влево, перемещение на встречную или идущую рядом полосу, возвращение к исходной магистрали. В рамках ПДД предусмотрено большое количество запретов и ограничений, при которых нельзя выполнять подобный маневр, а также случаев, когда обгон разрешен.

Опережение представляет собой движение, которое реализуется в рамках границ принадлежащей водителю по установленным правилам проезжей части.

Одновременно с этим скорость движения значительно превышает скоростные показатели движущихся рядом транспортных средств.

В подобном случае не предусмотрены возможности для выезда на имеющуюся рядом встречную полосу, а также нет возможности возвращения транспортного средства на ранее занимаемую им полосу и сторону.

Основной порядок действия при выполнении маневра обгона и опережения является не единственным отличием подобных операций. Одним из главных отличий проведения обгона от опережения стало то, что второе можно реализовать как с левой, так и с правой стороны.

Дополнительно обгон в качестве маневра ограничен условиями ПДД, а также полностью запрещен в большей части ситуаций. При проведении маневра опережения подобные ограничения не предусмотрены. Водители могут выполнять его при любых ситуациях.

Главным исключением является только максимально плотный автомобильный поток, когда каждая из полос на трассе занята транспортными средствами.

Какую ответственность несут водители за нарушения?

Любой маневр, который предполагает выезд автомобиля на встречную полосу, может стать причиной аварии, спровоцировать травмы людей, аварийные ситуации. За нарушение подобных правил предусмотрено суровое наказание, степень которого определяется только при оценке совокупности всех имеющихся обстоятельств и последствий, которые привели неправомерные действия со стороны водителя.

В стандартной ситуации при определении меры наказания и расчета штрафа за обгон в неположенном месте предусмотрена административная ответственность по КоАП ч.4 ст. 12.15. Нарушение правил ПДД, которое было связано с запретом на выезд на встречную полосу может привести к взысканию в 5 тыс.

рублей или лишению водительских прав на срок до полугода. В случае выполнения маневра с выездом на встречную полосу могут пострадать и другие участники дорожного движения, к числу которых относятся смертельные исходы, предусмотрены не только штраф за обгон, но и уголовная ответственность.

Видео на тему: «ПДД: Обгон, опережение, встречный разъезд»

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *