Отмена пени для страховых компаний при возврате ОСАГО с 24 августа 2020 года

30 июля 2020 года

Сегодня в ТАСС прошла пресс-конференция, посвященная реформе ОСАГО. Закон, который позволит страховым компаниям учитывать личностные характеристики водителей при формировании цены полиса ОСАГО, вступит в силу 24 августа 2020 года.

Одним из основных положений закона является возможность страховщиков учитывать при определении тарифа в ОСАГО (в пределах его минимальных и максимальных значений, установленных ЦБ РФ) качество вождения и соблюдение правил ПДД водителями.

Напомним, что реформа направлена на то, чтобы сделать стоимость полиса ОСАГО более справедливой, чтобы аккуратные водители не платили за лихачей. Ведь, как говорят эксперты по ОСАГО, сейчас тариф формируется за счёт 10% клиентов с большой убыточностью, а страдают остальные 90%.

Отмена пени для страховых компаний при возврате ОСАГО с 24 августа 2020 года

Первый этап реформы стартовал 9 января 2019 года. Тогда тарифный коридор по «автогражданке» был расширен на 20% в обе стороны, а КВС, коэффициент «возраст-стаж», стал включать 58 вместо 4 параметров.

Затем, с 1 апреля, вступили в силу изменения, касающиеся КБМ (коэффициент бонус-малус). Для тех автовладельцев, у кого было несколько значения коэффициента, закрепили один, самый низкий.

Были опасения, что после первого этапа реформы ОСАГО тарифы для водителей вырастут, но по итогам 2019 года по России для легковых автомобилей ставка снизилась на 3,5% и составила 5 358 рублей. В Свердловской области снижение составило 4%, в натуральном выражении — 5382 рубля.

С 24 августа 2020 года идет речь о дальнейшей индивидуализации тарифов.

Сам принцип формирования тарифа не изменится — базовая ставка будет умножаться на коэффициенты (их всего 13). Вместе с тем страховые организации получат право на ввод своих риск-профилей.

Риск-профиль будет составляться по доступной информации, которая содержится в разных источниках, при этом Банк России планирует расширить тарифный протокол для легковых автомобилей, это составит 10% «вниз и вверх».

Отмена пени для страховых компаний при возврате ОСАГО с 24 августа 2020 года

Группы факторов, которые повлияют на стоимость полиса ОСАГО, прямо упомянуты в законе. Первая касается нарушений Правил Дорожного Движения. Состояние опьянения водителя, отказ от освидетельствования на опьянение, оставление места ДТП — повлекут повышение стоимости полиса.

Вторая группа нарушений, которая приведёт к увеличению стоимости полиса ОСАГО — это проезд «на красный», выезд на полосу встречного движения, существенное превышение скоростного режима (на 60 км/ч и более).

Есть одно но! Стоимость полиса ОСАГО вырастет только в случае неоднократных нарушений в течение года.

Также на стоимость ОСАГО могут повлиять следующие факторы — цвет автомобиля, семейное положение, наличие детей, образование.

В новом закон об «автогражданке» предусмотрены и факторы, которые не могут влиять на формирование тарифа страховыми компаниями — это национальная, расовая и языковая принадлежность, вероисповедание и должностное положение.

Страховщики считают, что дальнейшая индивидуализация тарифов усилит конкуренцию и позволит честно рассчитывать стоимость полисов. Ведь все понимают, что многодетная мама в возрасте 45+ за рулём семейного минивэна попадает в ДТП реже, чем молодой человек в возрасте 18-20 лет за рулём спорткара.

Отмена пени для страховых компаний при возврате ОСАГО с 24 августа 2020 года

Что нового для автовладельцем после 24 августа

— Для екатеринбуржцев региональный коэффициент (ТК) снизится. Сейчас он составляет — 1,8, а будет равен 1,72. Коэффициент уменьшен, так как в нашем городе водители оказались дисциплинированными по итогам прошедших лет.

— КВС (коэффициент водитель-стаж) будет поднят для самых молодых водителей, от 16 до 21 года. Сейчас он равен 1,87, а будет равен — 1,93, а вот для водителей в возрасте и с большим стажем он понизится с 0,93 до 0,9.

И да, никакого коэффициента, который зависит от пола водителя, введено не будет.

Отмена пени для страховых компаний при возврате ОСАГО с 24 августа 2020 года

P. S. Немного ликбеза для тех, кто всегда хотел проверить стоимость полиса ОСАГО для своего легкового автомобиля. Все действующие тарифы и коэффициенты опубликованы на сайте ЦБР.

  • T = ТБ*КТ*КБМ2*КВС*КО*КМ*КС*КН
  • ТБ — базовая ставка, минимальное значение 2 746 руб, максимальное значение — 4942 руб.
  • ТК — территория использования транспортного средства, для Екатеринбурга равна сейчас 1,8.

КБМ — коэффициент бонус-малус или коэффициент в зависимости от наличия или отсутствия страхового возмещения, осуществленного страховщиками. КБМ зависит от стажа вождения, он может быть повышен или понижен. Все классы можно посмотреть здесь.

Если вы — начинающий водитель, что вам присваивают обычно 3 класс. За каждый последующий год безаварийной езды стоимость ОСАГО оказывается уменьшенной ещё на 5%. Наименьшей цена страховки окажется для водителей с 13 классом страхования.

Такой водитель может рассчитывать на максимально возможное уменьшение полиса — в 50%.

КО — коэффициент, зависящий от количества лиц, допущенных к управлению ТС. Он равен 1, если круг лиц ограничен и вписан в страховку, или равен 1,87 — если ТС может управлять неограниченное количество лиц.

КВС — коэффициент возраст-стаж, зависит от возраста водителя и его стажа управления ТС.

КМ — коэффициент, зависящий от мощности автомобиля. Равен 1, если у вас 50-70 л.с., до 50 л.с. — 0,6, если свыше 150 л.с. — 1,6.

КС — коэффициент сезонности. Если вы используете ТС 10 месяцев в году и более, он равен 1, самое низкое значение коэффициента — 0,5 (если вы пользуетесь ТС 3 месяца в году).

КН — коэффициент нарушений. Обычно не применяется, но равен 1,5, если страховщику сообщили заведомо ложные сведения для занижения стоимости «автогражданки» или имело место «подставного» ДТП.

Фото — Дмитрий Елизаров.

2020-07-30T14:00:01+0500 Uralweb 620014 +7 (343) 214-87-87 Uralweb.ru в социальных сетях

Сетевое издание Uralweb.ru (18+), Учредитель: ООО «НКС-Медиа»

Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-70755 от 21.08.2017,

Главный редактор: Новокшонова Марина Аркадьевна, тел. редакции (343) 214-87-87, Электронный адрес редакции: news@uralweb.ru

Все права защищены. Любое использование содержания сайта Uralweb.ru возможно только с предварительного письменного согласия ООО «НКС-Медиа».

По вопросам размещения рекламы обращайтесь по тел. +7(343) 214-87-87, adv@uralweb.ru

  1. По вопросам размещения информации в разделе «Афиша» afisha@uralweb.ru
  2. Политика конфиденциальности
  3. © 2006- Uralweb.ru Екатеринбург

Откажут ли в выплате по ОСАГО, если обратиться в страховую позже, чем через 5 дней после ДТП

Отмена пени для страховых компаний при возврате ОСАГО с 24 августа 2020 года

  • Общество
  • Страхование и налоги

autoverzekering.vlaanderen

Как правило, водители обращаются за возмещением по ОСАГО при первом же удобном случае — мало ли потом документы «потеряются», страховая компания разорится или же в компенсации попросту откажут, ссылаясь на истечение пятидневного срока подачи заявления. Однако вовсе не обязательно нестись к страховщику, сломя голову, ведь этот самый пятидневный срок касается далеко не всех дорожных происшествий.

Уведомить компанию о наступлении страхового случая водитель обязан «незамедлительно» — это закреплено Федеральным законом от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», Правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств и ст. 961 ГК РФ.

Сделать это не сложно: достаточно позвонить в контактный центр страховой компании, указанный в полисе, или же «отметиться» на официальном сайте — у некоторых фирм предусмотрен и такой способ уведомлений.

А что же делать дальше? В течение какого времени нужно нанести страховщику визит или подать заявление о возмещении ущерба посредством сети интеренет? Все зависит от того, как оформлялась авария — самостоятельно с помощью Европротокола или сотрудниками ГИБДД.

Как порталу «АвтоВзгляд» объяснил Виталий Титов, эксперт Юридической службы «Единый центр защиты», водитель обязан подать заявление на возмещение ущерба в течение пяти рабочих дней, отчет которых начинается со следующих суток после аварии, если происшествие оформлялось по Европротоколу. Что же до ДТП, зарегистрированных сотрудниками ГАИ, то их этот срок не касается — он вообще в таких случаях не ограничен. Правда, здесь есть нюансы.

Если обратиться в страховую компанию позже, чем через неделю, в выплате, вероятнее всего, откажут. Но это не повод сложить руки: решение страховщика следует обжаловать в суде. Ущерб в итоге вам компенсируют, а фирму, если возмещение будет несвоевременным, накажут штрафом в размере 50% от суммы выплаты. Все это регламентировано Федеральным законом «О защите прав потребителей».

Здесь важно помнить, что срок давности по исковым требованиям о возмещении ущерба, согласно текущему законодательству, составляет 3 года. Если пропустить и его, добиться выплаты уже никак не получится.

— Важно иметь в виду, что если потерпевший обратился в страховую компанию с заявлением о страховой выплате по истечении установленного законом пятидневного срока, то, согласно п. 4.

22 «Положения о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств», срок может быть продлен, — комментирует порталу «АвтоВзгляд» Венера Шайдуллина, кандидат юридических наук, заместитель декана юридического факультета Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.

Речь идет о тех случаях, когда для определения размера выплаты необходимо получить результаты производства по уголовному или гражданскому делу или постановление об административном правонарушении, определяющее виновника ДТП, еще не вынесено. Иными словами, при подобных раскладах, обращаться в суд по истечению 5 дней, скорее всего, даже не придется.

В целях экономии времени, средств и нервных клеток, лучше обращаться за возмещением в первые же после аварии дни.

А если такой возможности нет — к примеру, из-за проблем со здоровьем, срочной командировки или иных обстоятельств — сроки подачи заявления стоит обсудить по телефону в момент оповещения о ДТП.

Обычно разговоры операторов с клиентами записываются — в спорном случае можно будет сослаться на некорректную инструкцию специалиста.

Если же дело дойдет до суда, то, вероятно, придется заручиться поддержкой опытного адвоката. В страховых компаниях, как правило, «дежурят» очень опытные юристы, которые всеми правдами и неправдами «отмазывают» фирму от положенных клиенту выплат.

Но, на всякий случай повторимся, все выше сказанное относится к авариям, зарегистрированным сотрудниками ГИБДД. В ситуациях с Европротоколом действует пятидневный срок, по истечении которого добиться выплаты будет невозможно.

Оцениваем японские прелести совковыми поверхностями Отмена пени для страховых компаний при возврате ОСАГО с 24 августа 2020 года Оцениваем японские прелести совковыми поверхностями

С августа 2020 года изменится принцип расчета цены осаго

Отмена пени для страховых компаний при возврате ОСАГО с 24 августа 2020 года

Уже с августа 2020 года при расчете стоимости полиса ОСАГО будет учитываться новый принцип тарифообразования. Страховые компании будут учитывать степень риска в отношении каждого водителя.

Читайте также:  Как получить международные водительские права в 2021 году?

В рамках проекта«ОСАГО-общественная экспертиза» были опрошены одни из самых крупных страховщиков.

Соответственно изменениям в законе об автогражданском страховании, тарифы по ОСАГО предусматривают повышающий коэффициент для тех граждан, которые за прошедший страховой период предпринимали грубые нарушения ПДД.

Определенные факторы, которые отражают аварийность, могут устанавливать и сами страховщики. В то же время представители страхового бизнеса подчеркивают, что по причине высокой конкуренции на рынке страхования тарифы сильно не повысятся.

Гендиректор «АльфаСтрахование» В.Скворцов отметил, что некоторые изменения могут касаться отдельных водителей, по причине риска в отношении них. Для остальных по сравнению с прошлым годом ситуация должна оставаться стабильной.

Также он уточнил, что в среднем стоимость в отношении описываемых договоров, начиная с 2019 года имеет положительную динамику снижения. Ведущим фактором в этом является именно конкуренция среди страховых компаний.

Так как введение индивидуальных тарифов – это стимул для конкуренции, что в августе она увеличится.

Закономерным будет и то, что в отношении цен на ОСАГО это явление будет иметь положительное направление по отношению к интересам водителей.

Руководитель дирекции по розничному бизнесу В.Княгичев (страховая компания «Ингосстрах») отметил, что полисы ОСАГО для некоторых страхователей также будут дешевле.

Около 50% водителей заплатят за свою страховку меньше денег, по сравнению с предыдущим страховым периодом. В отношении 15 – 20% клиентов страховых компаний, желающих приобрести ОСАГО, цена будет выше.

Остальные влияния индивидуальной тарификации не заметят.

Директор Департамента анализа и моделирования «Росгосстраха» А.Володяев отметил положительную динамику цен для большинства покупателей полисов автогражданского страхования. Причина – реформы.

Он не уточняет, насколько стоимость будет меньше, но по сравнению с предыдущим этапом реформирования это будет выгоднее.

Соответственно сведениям РСА предыдущее реформирование позволило обеспечить снижение цен в среднем на 5%.

В пресс-службе Страхового Дома ВСК прокомментировали ситуацию по индивидуализации тарифов ОСАГО неизменной для большинства водителей. Так, если для 20% клиентов данного страховщика цена может повыситься примерно на 17%, то для 21% она может уменьшиться примерно на эту же величину. Оставшаяся часть клиентов ее просто не заметит.

В Российском союзе автостраховщиков соглашаются с тем, что только малая часть клиентов будет платить больше прежнего по ОСАГО, так как тех водителей, которые находятся в зоне риска, не сильно много. Цифры говорят о том, что на 40 млн. договоров примерно 10 тыс. или 0,02% приходится на их долю. Данная информация сообщается исполнительным директором организации Е. Уфимцевым.

Значения по индивидуальным тарифам будут своими у каждой страховой компании. В целом, подход ценообразования будет одинаковым, похожим на тот, который применяется в отношении автокаско, в котором оценивается потенциальный риск.

В «Ингосстрах» прокомментировали, что будут использовать критерии, проверенные в КАСКО, но могут появиться и новые, такие, как почтовый индекс.

Он используется в Европе, но в России его актуальность будет зависеть от развития сферы статистических данных.

Страховая компания «ВСК» для определения стоимости полиса буде использовать около 20 факторов.

В «Росгосстрахе» отмечают, что более точная информация появится ближе к августу, когда свои указания предоставят в Центробанке.

Взыскание неустойки по осаго судебная практика

Отмена пени для страховых компаний при возврате ОСАГО с 24 августа 2020 года

Неустойки по ОСАГО взыскивается со страховой компании в 2 случаях: — просрочка страховой выплаты; — нарушение срока направления на восстановительный ремонт. Взыскать ее можно 2 способами:

  1. Одновременно со взысканием основного долга, указав ее в исковом заявлении.
  2. Отдельным исковым заявлением после взыскания основного долга.

Первый способ предпочтительнее. Сэкономит Вам время и деньги.

Размер неустойки по ОСАГО

S*1%*D=N, где:

S — Сумма подлежащая выплате страховщиком (определяется отчетом оценщика или решением суда). 1% — размер неустойки за каждый день просрочки. D — Количество дней просрочки.

N — Сумма неустойки.

Давайте посмотри как считать неустойку по ОСАГО на примере 2-х расчетов: 1 расчет — за просрочку страховой выплаты и 2 расчет — за невыдачу направления на восстановительный ремонт Расчет № 1. Просрочка страховой выплаты по ОСАГО.

Предположим, что сумма ущерба от ДТП по независимой экспертизе составила 178 000 рублей. Добровольно страховая компания в установленные сроки выплатила 75 000 рублей. Разница в страховой выплате взысканная через суд — 103 000 рублей.

На досудебное урегулирование, суд со страховой, вплоть до взыскания страховой выплаты по решению суда, у нас ушло 74 дня. Теперь совместим наши цифры с формулой

— 103 000 рублей — сумма взысканная судом или подлежащая выплате по результатам независимой оценке. — 1% — размер неустойки за каждый день просрочки — 74 дн. — количество дней с момента когда страховая компания должна была произвести страховую выплату (в течение 20 календарных дней с момента подачи полного пакета документов страховщик должен произвести страховую выплату).

— 76 220 рублей — размер неустойки подлежащей взысканию.

Расчет № 2. Нарушение срока выдачи направления на восстановительный ремонт. Предположим, что по результатам независимой экспертизы ущерб от ДТП составил 87 000 рублей.

Договором ОСАГО было предусмотрено что страховая выплата осуществляется посредством направления на ремонт в станцию дилера. Страховщик просрочил направление на ремонт на 21 день.

Используем ту же формулу и произведем расчет аналогичный Расчету № 1

87 000 x 1% x 21 = 18 270 рублей, где:

— 87 000 рублей — сумма ущерба по результатам независимой оценки. — 1% — размер неустойки за каждый день просрочки. — 21 дн. — количество дней с момента, когда страховая компания должна была направить Вас на ремонт (в течение 20 календарных дней, с момента подачи полного пакета документов, страховщик должен принять решение о направления на ремонт).

— 18 270 рублей — размер неустойки подлежащей взысканию.

И даже если Вы знаете как рассчитать неустойку по ОСАГО, однако это не означает, что в Вашу пользу будет взыскана вся сумма неустойки. Суд на основании ст. 333 ГК РФ вправе снизить размер неустойки. Цитата из постановления Верховного суда РФ.

«Применение статьи 333 ГК РФ об уменьшении судом неустойки возможно лишь в исключительных случаях, когда подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушенного обязательства. Уменьшение неустойки, допускается только по заявлению ответчика.

В решении должны указываться мотивы, по которым суд полагает, что уменьшение ее размера является допустимым». Что нужно сделать, чтобы суд не снизил размер неустойки К нам часто обращаются с жалобой — суд снизил неустойку по иску к страховой.

Так вот, чтобы суд «безобразно» не резал размер неустойки по ОСАГО, нужно в возражение на заявление ответчика (страховой компании) о снижении размера неустойки, в обосновании размера неустойки указать следующее, обязательно выделив строки как в тексте

Консультация юриста

УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

«В силу абц. 2 п.21 ст. 12 Закона об ОСАГО, п.55 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 января 2015 г.

N 2 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» при несоблюдении срока осуществления страховой выплаты или возмещения причиненного вреда в натуре страховщик за каждый день просрочки уплачивает потерпевшему неустойку (пеню) в размере одного процента от размера страховой выплаты по виду причиненного вреда каждому потерпевшему, подлежащего выплате потерпевшему по конкретному страховому случаю, за вычетом сумм, выплаченных страховой компанией в добровольном порядке. В силу статьи 333 Гражданского кодекса РФ, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.

Часть первая статьи 333 Гражданского кодекса РФ предусматривающая возможность установления судом баланса между применяемой к нарушителю мерой ответственности и размером действительного ущерба, причиненного в результате совершенного им правонарушения, не предполагает, что суд в части снижения неустойки обладает абсолютной инициативой – исходя из принципа осуществления гражданских прав в своей воле и в своем интересе (пункт 2 статьи 1 Гражданского кодекса РФ) неустойка может быть уменьшена судом при наличии соответствующего волеизъявления со стороны ответчика. В противном случае суд при осуществлении судопроизводства фактически выступал бы с позиции одной из сторон спора (ответчика), принимая за нее решение о реализации права и освобождая от обязанности доказывания несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства.

Исходя из смысла данной правовой нормы, а также принципа осуществления гражданских прав своей волей и в своем интересе (статья 1 Гражданского кодекса РФ) размер неустойки может быть снижен судом на основании статьи 333 Гражданского кодекса РФ только при наличии соответствующего заявления со стороны ответчика в исключительных случаях с обязательным указанием мотивов, по которым суд полагает, что уменьшение размера неустойки является допустимым.

Ответчик должен представить доказательства явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства, в частности, что возможный размер убытков кредитора, которые могли возникнуть вследствие нарушения обязательства, значительно ниже начисленной неустойки. Истец для опровержения такого заявления вправе представить доводы, подтверждающие соразмерность неустойки последствиям нарушения обязательства.

Читайте так же:  Достали звонки коллекторов

Снижение размера неустойки не должно вести к необоснованному освобождению должника от ответственности за просрочку исполнения обязательства.

Данная позиция закреплена в Определении Верховного суда РФ от 23 июня 2015г. по делу 78-ГК15-11, Определении Конституционного суда РФ от 15 января 2015 года.

Считаем, что Ответчик не предоставил доказательств, подтверждающих наличие у него каких-либо исключительных обстоятельств, позволяющих снизить размер начисленной неустойки, не предоставил доказательств несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства.»

Читайте также:  Перечень видов и категорий колесных транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора

Неустойка по ОСАГО судебная практика

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Суд НЕ ВПРАВЕ самостоятельно уменьшать размер неустойки! Только по заявлению ответчика.

Даже если суд и уменьшит размер неустойки, то это будет незначительная сумма и в случае обжалования в вышестоящей инстанции Вы отстоите свои деньги. Ниже размещено решение суда, в котором истец не обратил внимание суда на практику Верховного суда РФ по ст. 333 ГК РФ.

в результате суд уменьшил неустойку по ОСАГО на 40%. Из заявленных 40 000 рублей, было взыскано только 25 000 рублей.

Исковое заявление о взыскании неустойки по ОСАГО (образец)

Источник: http://proins.ru/osago/neustojka

Автострахование

Жилищные споры

Земельные споры

Административное право

Участие в долевом строительстве

Семейные споры

Гражданское право, ГК РФ

Защита прав потребителей

Трудовые споры, пенсии

  • Главная
  • Взыскание неустойки по ОСАГО от страховой суммы и от страховой выплаты. Судебная практика
  • Обращаем внимание: нижеприведенная статья была написана в 2012 году, в период действия статьи 13 закона об ОСАГО, согласно которой, в случае неисполнения обязанности по выплате страхового возмещения, страховщик за каждый день просрочки должен был уплачивать потерпевшему неустойку (пени) в размере одной семьдесят пятой ставки рефинансирования ЦБ РФ, от установленной статьей 7 закона об ОСАГО страховой суммы.
  • Однако с 1 сентября 2014 года статья 13 закона об ОСАГО утратила силу, в связи с чем, представленная ниже статья на сегодняшний день утратила актуальность.
  • В нынешней редакции закона об ОСАГО, за несоблюдение своих обязательств по договору ОСАГО страховщик уплачивает неустойку, финансовую санкцию и штраф, только предусмотренные законом об ОСАГО:
  1. Неустойка за нарушение срока страховой выплаты или ремонта транспортного средства — за каждый день просрочки в размере одного процента от размера страховой выплаты по виду причиненного вреда каждому потерпевшему (п. 21 статьи 12 закона об ОСАГО)
  2. Финансовая санкция за нарушение срока направления потерпевшему мотивированного отказа в страховой выплате — в размере 0,05 процента от установленной законом об ОСАГО страховой суммы по виду причиненного вреда каждому потерпевшему (п. 21 статьи 12 закона об ОСАГО)
  3. Штраф в размере 50% от разницы между совокупным размером страховой выплаты, определенной судом, и размером страховой выплаты, осуществленной страховщиком в добровольном порядке — при удовлетворении судом требований потерпевшего — физического лица об осуществлении страховой выплаты (статья 16.1 закона об ОСАГО).

Обращаем внимание , что размеры страховой суммы (лимит страхования по ОСАГО) увеличены законодателем, о чем см. статью 7 закона об ОСАГО с ми.

Страховая выплата производится страховщиком в течении 20 дней (а не 30-ти, как было раньше) со дня принятия к рассмотрению заявления потерпевшего о страховой выплате.

Актуальные разъяснения и комментарии по состоянию законодательства на 2018 год о порядке возмещения причиненного в ДТП вреда, образцы исковых заявлений, претензии содержатся в публикации «Страховое возмещение по ОСАГО. Порядок, формы, иски, претензии, сроки».

Некоторые разъяснения о применении положений закона об ОСАГО содержатся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 г. N 58 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Взыскание неустойки по ОСАГО от страховой суммы и от страховой выплаты.

Судебная практика

(по состоянию законодательства на 2012 год)

Принят закон о либерализации тарифов ОСАГО

Сегодня президент РФ Владимир Путин подписал долгожданные поправки к Закону об ОСАГО, кардинально реформирующие тарифную систему автогражданки. Либерализацию тарифов обсуждали и дорабатывали четыре года, за это время законопроект был переписан бессчетное количество раз, а в итоге тариф ОСАГО должен стать индивидуальным для каждого клиента.

Теперь базовая ставка тарифа (в пределах установленного Центробанком коридора) будет зависеть не от прописки собственника машины, а от наличия штрафов за грубые нарушения (проезд на красный, выезд на встречку, превышение более чем на 60 км/ч, ДТП с пострадавшими) у страхователя или допущенных водителей, использования прицепа (только для юрлиц) и, как сказано в Законе, «иных факторов, существенно влияющих на вероятность причинения вреда при использовании транспортного средства и на потенциальный размер причиненного вреда».

Какими будут эти иные факторы, должен установить Банк России. Страховщики смогут (или не смогут) применять их самостоятельно для определения базового тарифа.

Это может быть место жительства, возраст, стаж, пол или семейное положение водителей, цвет автомобиля, наличие у него системы автоторможения (если машины с такой электроникой будут получать более дешевый тариф ОСАГО, это будет справедливо) и много чего еще.

Использовать для оценки тарифа национальность, вероисповедание или цвет кожи, скорее всего, запретят. Но пока все это лишь предположения.

Факторы, влияющие на базовую ставку, будут устанавливать в страховых компаниях на основе публичных методик, согласованных с ЦБ, и в каждой фирме они могут быть свои. В итоге страховщики смогут устанавливать для водителей индивидуальные параметры, как делают это при страховании Каско, что должно обострить конкуренцию на рынке.

Кроме того, произошли изменения в применяемых коэффициентах ОСАГО. Коэффициент мощности превратится в коэффициент технических характеристик, ведь кроссовер со 150-сильным мотором потенциально безопаснее легкого хэтчбека такой же мощности.

Хотя пока неизвестно, какие именно технические характеристики будут рассматриваться. Одновременно ликвидированы коэффициенты возраста и стажа водителей, коэффициент за использование прицепа и фактически не применяемый коэффициент наказания.

Также пересмотрено ограничение максимальной стоимости полиса.

Поправки к Закону об ОСАГО вступят в силу 24 августа 2020 года, к этому времени Банк России должен подготовить указание, устанавливающее окончательные тарифные факторы и коэффициенты.

Основной вопрос — как изменятся цены на ОСАГО? Как уверяют страховщики, для многих водителей полис не подорожает и даже станет чуть дешевле, а вдобавок не будет проблем с покупкой полиса и получением выплат (они пока не меняются).

Поскольку страховщики смогут устанавливать собственные тарифные факторы, клиентам будет интересно выбирать страховщика под себя, просматривая предложения разных компаний.

Как следствие, должны получить развитие продажи полисов через брокерские сайты, которые подбирают для водителей предложения по лучшим полисам. Для этого не так давно разрешили продажи электронного полиса ОСАГО (Е-ОСАГО) через агентов и брокеров.

Но и это еще не все! Из-за пандемии коронавируса Закон официально разрешил до 30 сентября 2020 года заключать договор ОСАГО без предоставления диагностической карты техосмотра.

Хотя все же надо будет пройти его и предоставить карту в страховую компанию в течение месяца после снятия ограничений, но не позднее 31 октября.

Если после этой даты произойдет ДТП и водитель не предоставит диагностическую карту страховщику, тот получит право взыскать выплату с виновника.

Новые правила ОСАГО с 24 августа вызвали трудности — МК

Тарифы на ОСАГО, которые касаются всех автомобилистов, c 24 августа 2020 года становятся индивидуальными. Страховщиков отныне обязывают учитывать множество личных факторов биографии водителя. Мы выяснили детали и убедились: кое-что в отношениях владельцев машин со страховыми менеджерами уже изменилось.

Еще недавно новых клиентов (или тех, кто продлевает договоры) в офисах страховых компаний встречали улыбками. В первый же день новых правил — раздражением.

В конторе одного из крупнейших страховщиков России эта рутинная операция — оформление страховки на год на уже застрахованную там же автомашину с уже известными параметрами — вместо 20 минут заняла примерно вдвое дольше, а негативных эмоций оказалось больше примерно на порядок.

— Система пока не отлаженная, уже несколько человек приходили сегодня и требовала скидок за безаварийное вождение, которые им обещали в новостях, — рассказывает менеджер Галина.

— А при вводе данных оказывается, что у них коэффициент, наоборот, возрастает по сравнению с прошлым годом.

И получается, что с учетом «биографии» водителя ему нужно платить больше, чем он заплатил бы вчера! Представляете, что я выслушиваю?

Действительно, усложнение правил ОСАГО не означает автоматической выгоды для страхователя. Речь о том, что тариф формируется для каждого автовладельца индивидуально, исходя из его так называемого риск-профиля.

На него влияют, в частности, зарегистрированные нарушения ПДД и правил эксплуатации автомобиля, особенно тяжелые — такие, как пьяное вождение (даже несколько лет назад), выезды на «встречку», превышение скорости на 40 и больше километров в час. Все факторы должны быть указаны на сайте страховой компании и добавлены в калькуляторы тарифов.

И никакой дискриминации — вводить дифференциацию тарифов по полу, национальности и тому подобным факторам строго запрещено Центробанком.

Вот только на официальных сайтах страховых компаний калькуляторы пока не обновились. И даже в офисах новые правила страхования ОСАГО применяют не все страховщики: из трех крупнейших операторов рынка в офисе одного из них признались, что пока работают по-старому.

Интересно, что новые правила расширяют тарифный коридор, в пределах которого должна оставаться базовая ставка: он расширяется на 10% вверх и вниз, то есть отныне минимальная базовая ставка для автомобилей физлиц составляет 2471 рубль, а максимальная 5436 рублей. Зависит эта ставка по-прежнему в первую очередь от региона.

Читайте также:  Стоимость госпошлины за замену водительского удостоверения в 2021 году

— Я не думаю, что для каких-то реальных автовладельцев полисы подешевеют, — сомневается менеджер страховой компании. — Скорее, тарифы подрастут процентов на 10 в среднем, но поскольку коэффициенты у всех разные, говорить об общем повышении цен будет некорректно. И все довольны.

А вот правила, по которым полисы ОСАГО выдаются на автомобили, нуждающиеся в техосмотре, пока остались прежними, но ненадолго. Напомним, после начала эпидемии коронавируса требование диагностической карты о техосмотре при покупке полиса было временно приостановлено.

А после 30 сентября это требование вернется — причем в более жестком виде: будут требовать видеорегистрацию нахождения автомобиля на пункте технического осмотра, в том числе с данными геопозиционирования.

А ловить машины с отсутствующим техобслуживанием станут, как уже давно обещали, при помощи камер слежения.

— Тотальная проверка при помощи видеокамер заявлена уже давно, но пока ее трудно отладить из-за большого количества трудностей при сопряжении баз данных ГИБДД, Российского союза автостраховщиков и отдельных страховых компаний, — рассказал «МК» сотрудник IT-департамента одного из крупных страховщиков.

— Кроме того, сущесвует — особенно в регионах — довольно большой объем полисов, оформляемых через агентов. Там синхронизация идет не в режиме реального времени, а иногда с лагом в сутки. Добиться взаимодействия в режиме реального времени пока не получается, количество ошибок (система уже испытывалась в тестовом режиме) зашкаливает.

Но когда-нибудь, через год-два, ее, скорее всего, «допилят» до приемлемого состояния.

Заметим, что автомобильные энтузиасты, критикующие систему ОСАГО в ее нынешнем виде, в последние годы высказывают предложения полностью отменить техосмотр как таковой и заменить его на обследование автомобилей при помощи дилерской сети — с тем, чтобы его результаты учитывались в случае возникновения ДТП или иных нештатных ситуаций. Происходит, однако, нечто обратное — гайки техосмотра неуклонно закручиваются при помощи современных информационных технологий. И помешать этому, кажется, может только вторая волна коронавируса. Если она случится, в общем — мы будем знать, кому это выгодно.

Опубликован в газете «Московский комсомолец» №28346 от 25 августа 2020

Заголовок в газете: Автовладельцев укусило ОСАГО

Инструкция: как сэкономить на ОСАГО благодаря новым правилам

Тарифы на ОСАГО станут более индивидуальными. Единого регионального базового тарифа в привычном понимании больше не будет, а стоимость полиса будет в большей степени зависеть от самого водителя. 

Это можно назвать динамическим базовым тарифом — раньше он устанавливался один для целого региона и был в пределах 2746–4924 ₽, а теперь будет для каждого водителя индивидуальным, но в границах 2471–5436 ₽. Вот два значимых новых правила:

  • Тарифный коридор расширен ещё на 10%.
  • Базовый тариф теперь для каждого будет свой, а не единый для всех жителей региона. 

Как было раньше

Стоимость ОСАГО зависит от многих факторов:

  • базовой ставки в регионе (определялась по прописке собственника автомобиля);
  • категории и мощности автомобиля; 
  • коэффициента территории (КТ) или, другими словами, региона регистрации автомобиля; 
  • стажа вождения и возраста водителя (КВС) и всех лиц, вписанных в страховку;
  • коэффициента бонус-малус (КБМ) или скидки за безаварийную езду. Базовый КБМ равен 1 (придётся заплатить 100% стоимости). Самый лучший коэффициент — 0,5 (10 лет без аварий, даст скидку 50%). А если КБМ равен 2,45, значит, за последний год у вас было четыре аварии, и при расчёте коэффициент составит 1,45. 

При расчёте стоимости ОСАГО размер базовой ставки перемножался со всеми этими коэффициентами. Там, где страховые компании хотели увеличить долю рынка, они снижали тариф в регионе, но снижали его для всех — и для водителей без аварий, и для аварийных. Теперь всё будет индивидуально. 

Как будет теперь 

На смену единому базовому тарифу на регион приходит динамический базовый тариф. Он будет присваиваться в зависимости от факторов, которые установят страховые компании — аккуратности вождения, немного усовершенствованного учёта параметров возраста водителей, стажа и их связи с оценкой наступления риска по ОСАГО.

То есть раньше страховщик должен был устанавливать единый тариф для всех водителей на определённой территории, и от внимательности конкретного водителя мало что зависело, разве что его персональная история вождения — КБМ. А теперь в силах каждого «заработать» себе минимальный тариф.

До 24 августа 2020 года страховщик тоже устанавливал базовую ставку внутри коридора, но принимать во внимание он мог только категорию и назначение ТС в привязке к территории. Поэтому в одном городе все граждане — владельцы легковых ТС имели один и тот же базовый тариф.

Например, если Краснодар — это убыточный регион для страховщиков, то компании там абсолютно для всех автовладельцев устанавливали верхнюю границу коридора.

И получалось, что даже если человек — идеальный водитель, но живёт в Краснодаре, то он должен был платить больше, чем водитель, допустим, в Омске, где в среднем убыточность для страховщиков ниже и где они выставляют нижнюю границу коридора. 

Средняя убыточность по региону раньше была ключевым фактором, от которого считалась базовая ставка. И это не давало возможности индивидуализировать тариф. Сейчас у страховых компаний есть возможность использовать накопленный опыт тарификации в каско, который, скорее всего, будет перенесён теперь и в ОСАГО. 

Как будут измерять аккуратность вождения

Методологию измерения аккуратности вождения каждая страховая компания будет вырабатывать самостоятельно, согласовывать её с Центробанком и публиковать на своём сайте.

Пока нам остаётся только гадать, что будет в этой методологии — новый учёт соотношения возраста автомобиля к аварийности или «интеллектуальные системы расчёта базовой ставки», которые вряд ли удастся конкретизировать. 

В качестве факторов, которые точно будут использовать страховщики для определения индивидуального базового тарифа:

  • наличие нарушений правил дорожного движения (ПДД) и штрафов (при этом штрафы с камер не в счёт — только по протоколам ГИБДД на водителя, которые содержатся в базе ГИБДД);
  • возраст и пробег автомобиля.

Можно предположить, что дополнительно страховые могут начать спрашивать, но не факт, что Центральный банк это одобрит:

  • семейное положение водителя и наличие детей (семейные люди водят аккуратнее); 
  • наличие других машин в семье (если у водителя единственная на всю семью машина, скорее всего, он тоже будет водить её аккуратнее);
  • время суток, когда водитель чаще пользуется автомобилем. 

Страховая компания может также предложить владельцу авто бесплатно установить телематическое оборудование, которое будет фиксировать стиль его вождения.

Если замеры покажут, что водитель аккуратен на дорогах, для него стоимость полиса ОСАГО также может снизиться до минимума.

Однако от установки телематики можно и отказаться, и сам по себе этот отказ не приведёт к увеличению стоимости полиса.

Если в полис ОСАГО вписаны несколько водителей, и при этом только один из них часто нарушает ПДД и водит неаккуратно, то цена полиса будет формироваться именно исходя из его показателей. То есть тариф будет максимальным для всех. 

Что не будут учитывать при формировании цены

Центробанк выпустил список неприемлемых факторов для измерения аккуратности вождения:

  • работа и должность водителя;
  • расовая, национальная и языковая принадлежность водителя;
  • принадлежность водителя к определённым политическим партиям;
  • вероисповедание водителя.

Возможно, что со временем этот список будет расширен.

Что ещё изменится

Сам тарифный коридор был расширен на 10% вверх и вниз. Теперь для физических лиц минимальный базовый тариф для легковых машин составит 2471 ₽ (ранее — 2746 ₽). А максимальный — 5436 ₽ (ранее — 4942 ₽).

Были изменены и некоторые коэффициенты. Например, коэффициент возраст-стаж (КВС):

  • для водителей в возрасте от 22 до 24 лет со стажем управления от 3 до 4 лет повысился до 1,08 (ранее — 1,04);
  • для водителей в возрасте от 59 лет со стажем управления более 14 лет, наоборот, снизился до 0,93 (ранее — 0,96). 

Советы, как не переплачивать за полис ОСАГО:

1. Отслеживайте свою историю автовладения (КБМ). Если у вас не было ДТП, но при продлении полиса эта цифра ухудшилась, то обратитесь в свою страховую компанию, чтобы восстановить накопленные скидки. 

2. При смене водительского удостоверения обратитесь в страховую компанию, в которой оформлен прошлый полис ОСАГО, чтобы связать новые права со старыми. 

3. Если была замена прав — обязательно указывайте старые права при оформлении нового полиса, чтобы привязать к ним историю. 

4. Учитывайте КБМ всех лиц, допущенных к управлению. Если вы оформляете полис на нескольких лиц, то КБМ будет рассчитываться по водителю с самой минимальной скидкой. 

5. Не нарушайте скоростной режим на дороге, не проезжайте на красный сигнал светофора и старайтесь в целом как можно меньше нарушать ПДД. 

6. Сравнивайте предложения разных страховых компаний, чтобы купить полис по наименьшей цене.

Мария Дергачева

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *