Даже у самых «продвинутых» водителей в качестве «запаски», как правило, используется колесо с летней шиной. А как поведет оно себя на зимней дороге, если придется «ковылять» до шиномонтажа? Проверим это экспериментальным путем!
Что и как проверяем
Берем два автомобиля и отправляемся на заснеженную площадку, где отработаем несколько элементов: разгон с места, торможение, прохождение поворота и движение по кругу.
«Пристреливаться» будем на зимних колесах, затем одно летнее поставим на переднюю ось, а потом на заднюю.
Так мы узнаем, как изменится поведение автомобиля при использовании «запаски», есть ли разница в том, где она стоит — спереди или сзади. Что должно быть в теории, мы знаем, но что выйдет на практике?
Ну а чтобы предусмотреть различные сценарии, используем два автомобиля с разными конструктивными особенностями.
Так, Renault Logan имеет привод на передние колеса, ABS с функцией распределения тормозных усилий EBD и «ассистентом» BAS, автоматически увеличивающим давление в гидросистеме при резком нажатии педали тормоза.
Ну а задний привод будет представлен нашей «Sierra за 200» с мощными, но лишенными всякой электроники тормозами. Еще одна особенность — «мягкая» межколесная блокировка.
Logan «обут» в трехлетние шины Nokian Hakkapeliitta R2, а на «запаске» стоит штатный Amtel Planet DC, тоже трехлетний, но с «нулевым» износом. Да-да, это его первые метры!
На Sierra установлены новехонькие Nokian Nordman RS2, «запаска» — годовалая «Белшина» Artmotion.
Испытания проводим следующим образом. Сначала все упражнения откатываем на одном автомобиле (четыре зимних колеса/»запаска» спереди/»запаска» сзади), затем на другом.
Все замеры делаем с точностью до 0,1 секунды или 1 м, в таблицу заносим лучший из достоверных результатов. Впрочем, цифры нас интересуют только в случае с торможением.
В остальном гораздо важнее само поведение автомобиля на дороге.
Разгон
Для начала определим, насколько одно «неправильное» колесо влияет на динамические качества автомобиля на скользком покрытии. Для этого засекаем время прохождения 50-метрового отрезка по рыхлому снегу при старте с места.
Любопытно, что разница во времени между вариантами без «лета»/с «летом» на ведущей оси относительно невелика: 1,5 секунды для переднего привода и всего 0,7 секунды для заднего. В последнем случае небольшую дельту можно объяснить тем, что на автомобиле установлена блокировка.
Но замеры мы проводили на снежном покрытии. А вот в тех случаях, когда «лето» оказывалось на льду, любой старт начинался с хорошей пробуксовки, даже на Sierra. А это уже вопрос проходимости на скользкой дороге.
Ну а в случае с задним приводом динамичный разгон, особенно на неровном покрытии, оборачивается рысканьем автомобиля, а при движении даже по плавной дуге то и дело возникает гораздо больший занос, чем в случае с «зимой» на всех колесах.
Как минимум приходится совершать корректирующие действия рулем, а то и регулировать тягу газом.
Разгон с места на дистанции 50 м | |||
Автомобиль | Все колеса одинаковые | «Запаска» спереди | «Запаска» сзади |
Renault (FWD) | 6,3 с | 7,8 с | — |
Ford (RWD) | 7,3 с | — | 8,0 |
Торможение
А теперь попытаемся остановить автомобиль со скорости 50 км/ч. Logan оснащен ABS, наверное, поэтому на рыхлом снегу его тормозной путь составляет 23 м, тогда как Ford, «упираясь» заблокированными колесами, замирает на месте за 20!
Торможение со скорости 50 км/ч | |||
Автомобиль | Все колеса одинаковые | «Запаска» спереди | «Запаска» сзади |
Renault (FWD) | 23 м | 28 м | 27 м |
Ford (RWD) | 20 м | 26 м | 28 м |
Но стоит поставить колесо с летней шиной, и ситуация кардинально меняется! Во-первых, в этом случае Logan останавливается быстрее Sierra. Во-вторых, при установленном сзади летнем колесе остановочный путь меньше, чем при «запаске» сзади, в то время как у Ford картина обратная.
Возможно, это противоречие можно объяснить особенностями тормозных систем: у Renault всем заведует антиблокировочная система, у нашего Ford ее нет, равно как и распределителя тормозных усилий.
Добавим к этому разную развесовку (у Sierra задняя ось нагружена больше).
В общем, именно в случае с нашим Ford задние колеса в торможении играют большую роль, а установка летней шины оборачивается самым заметным увеличением тормозного пути.
Но это все частности. А общее заключается в том, что даже с одним летним колесом тормозной путь увеличивается на 20%! Так, даже с «запаской» сзади Logan пролетает дальше на 4 м, а Ford с «летом» на передней оси в лучшем случае прибавит 6 м!
При этом у машины без ABS результаты «плавают»: в момент торможения (особенно когда «запаска» сзади) она начинает «елозить», ее то и дело норовит поставить боком, а корректировка рулем с заблокированными колесами особо не помогает. Представляете, каково будет при активном торможении на высокой скорости?
Поворот
Ну а как изменит летняя шина поведение автомобилей в повороте? После нескольких «пристрелочных» заездов под колесами уже снег и лед, так что дуга с 13-метровым внешним радиусом удачно проходится лишь на скорости 40-45 км/ч. При этом передний привод управляется надежнее, задний плавно стремится в занос, но он легко корректируется. Главное — и Logan, и Sierra в своем поведении предсказуемы и контролируемы.
С «летом» на передней оси оба автомобиля начинает заметно сносить наружу поворота. Чтобы удержать их на дуге, приходится сбрасывать скорость до 30-35 км/ч. При этом Sierra, похоже, скользит даже больше, «заправить» ее в поворот оказывается очень сложно! Обратите внимание: мы специально поворачиваем направо, чтобы «летнее» колесо было «опорным», оставаясь снаружи поворота.
Ставим «запаску» назад — оба автомобиля начинают демонстрировать избыточную поворачиваемость даже с ровным «газом»! Для малоопытного водителя это большой риск: занос и разворот могут подстерегать его в любой момент! Но и опытному драйверу приходится непросто, особенно если пытаться проехать с минимальным запасом по скорости или расстоянию к внешней границе поворота.
Казалось бы, на переднем приводе все просто: иди по дуге да тяни машину «газом». Ан нет: задняя ось то и дело норовит соскользнуть наружу, одной только тягой дело не поправишь, иначе начнется боковое скольжение — и все равно отправишься в «стенку». Приходится аккуратно работать «газом» и делать коррекцию рулем, но все равно есть риск вынести заднюю часть машины за пределы дороги.
На заднем приводе проблема та же: ведущая ось активно норовит уйти в глубокий занос, поэтому приходится сильно выворачивать управляемые колеса.
Иногда это помогает, иногда — нет, и ты все равно сносишь ограничители задней частью машины.
В нашем случае это пластиковые фишки, а в реальной жизни может быть что-то пожестче… Если задаться целью пройти поворот надежно, это удается лишь на скорости порядка 30 км/ч.
Скорость прохождения поворота с внешним радиусом 13 м | |||
Автомобиль | Все колеса одинаковые | «Запаска» спереди | «Запаска» сзади |
Renault (FWD) | до 45 км/ч | до 35 км/ч | до 30 км/ч |
Ford (RWD) | до 40 км/ч | до 30 км/ч | до 30 км/ч |
Движение по кругу
Последнее упражнение — круг диаметром 26 метров. Попробуем пройти его «на пределе» разными способами, но как можно быстрее. На переднем приводе едем «траекторно» и при этом помогаем машине поворачивать подруливаниями, изменением тяги. Лучший результат — на уровне 11,5 секунды.
Sierra может идти строго по траектории, но водитель не хочет: в итоге на заднем приводе поворот проходится в постоянном заносе и всего на 0,2 секунды медленнее, чем на переднем приводе. Кстати, «вкатом» Ford проезжает круг не намного медленнее…
Время прохождения круга диаметром 26 м | |||
Автомобиль | Все колеса одинаковые | «Запаска» спереди | «Запаска» сзади |
Renault (FWD) | 11,5 с | 12,3 с | 11,7 с |
Ford (RWD) | 11,7 с | 16,0 с | 15,0 с |
С летним колесом на передней оси оба автомобиля начинают стремиться наружу, особенно в этом «настойчив» Ford, что по траектории, что в заносе: даже «газом» не всегда удается заставить его повернуть, ведь передняя ось также стремиться уйти в скольжение!
Ставим «запаску» назад, и время прохождения круга чуть улучшается, но все равно не дотягивает до начального варианта. А главное — водителю постоянно приходится держать ухо востро и гасить избыточную поворачиваемость автомобиля.
Наш вердикт
Самое главное — даже одно «летнее» колесо на скользком покрытии серьезно влияет на поведение автомобиля, в частности на его курсовую устойчивость, стабильность торможения и соответственно остановочный путь. Поэтому, если пришлось использовать на зимней дороге «запаску» с летней шиной, учитывайте, что на ней автомобиль будет хуже тормозить и хуже управляться.
Ну а на какую ось ставить «лето»? Наш совет — на переднюю независимо от типа привода. Да, тормозной путь будет еще хуже, в поворот машину заправить будет сложнее, но чтобы избежать проблем, нужно просто учитывать эти особенности и соответствующим образом выбирать скорость движения (особенно при прохождении поворота), дистанцию и тормозить заранее, с хорошим запасом.
Зато и в повороте, и даже на прямой машина будет вести себя стабильнее, чем с летним колесом на задней оси. Цифры цифрами, но «запаска» сзади делает автомобиль «нервным», готовым сорваться в занос практически в любой момент. И подстраховаться здесь очень сложно.
Ну а если хотите свести риск к минимуму, сбортируйте на «запаску» зимнюю шину, пусть даже старую, но с остаточным рисунком протектора не менее 4 мм.
- Иван КРИШКЕВИЧ Фото и видео Ольги-Анны КАНАШИЦ
- ABW.BY
Более 8.500 зимних новых и б/у шин всевозможных размерностей на сайте BAMPER.BY. Поиск любой шины — в три клика.
Сколько можно ездить на запасном колесе разного типа
Непредвиденные ситуации на дороге – не редкость. Пробой шины относится к одним из них, и это очень неприятно. Движение в таком случае становится небезопасным. На этот случай в автомобиле всегда должна быть «запаска», которую можно быстро поставить взамен проколотого колеса. Но это лишь временный вариант, о чем забывают некоторые автолюбители, продолжающие затем ездить так долгое время.
Что делать при пробое колеса
Признаки пробоя легко заметить на ходу:
- управляемость заметно ухудшается, заметно рысканье по дороге;
- автомобиль плохо держит направление, уходит в сторону при торможении и разгоне;
- ощущается раскачивание машины.
В таком случае нужно немедленно остановиться на обочине и проверить колёса. Если одно из них пустое, пора достать из багажника аварийный знак и установить его. Затем нужно ослабить гайки на пробитом колесе, поднять машину домкратом, и поставить запаску. Запаску перед движением нужно подкачать до нужного давления.
После этого можно продолжить движение, но уже до ближайшего СТО или автомагазина, чтобы починить пробитую шину или купить новую. Причем движение на запаске разрешено на скорости не более 90 км/ч, а лучше и того меньше, так как управляемость будет хуже, да и не всегда запаска представляет собой полноценное колесо.
Какое расстояние можно преодолеть на запасном колесе
Сейчас в автомобилях бывает несколько типов запасных колёс, и от этого зависит, сколько на них можно ездить:
- Полноценное колесо, с таким же диском и шиной, как остальные. На нём можно проездить довольно долго, однако резина на нём может отличаться по составу, и изнашиваться быстрее. Слоёв в нём может быть меньше, если оно шло в комплекте с автомобилем, и это сильно уменьшает его ресурс. Кроме того, протектор может отличаться, что ухудшит управляемость.
- Аварийное колесо, так называемая докатка. Может отличаться от остальных размером диска и имеет уменьшенные габариты, благодаря чему экономится место в багажнике. Ширина также уменьшена, а перед движением нужно обеспечить накачивание до нужного давления. На таком колесе можно проехать до 80 км, то есть до ближайшего сервиса.
В любом случае, никогда не надо на запаске ездить долго и далеко. Её предназначение – добраться до ближайшего СТО для ремонта проколотой шины.
Запасное колесо, даже если оно полноразмерное, отличается от всех остальных своими характеристиками и недолговечно.
Тем более, если вы его поставили, то второго просто нет, если случится еще одна такая неприятность. Поэтому его нужно поскорее снова вернуть в багажник.
Сколько можно ездить на запаске летом и зимой
Всё сказанное выше относится к летнему периоду – ездить на запасном колесе можно ровно столько, сколько понадобится, чтобы добраться до ближайшего автосервиса. И не более 80-100 км по расстоянию.
Зимой это правило также действует, но действовать нужно по возможности быстрее и не затягивать с ремонтом. Дело в том, что запаска обычно имеет летнюю резину, и даже при этом на ней очень низкий протектор. Поэтому даже просто добраться до места с ней будет сложно, так как управляемость автомобилем сильно ухудшается.
Чтобы это немного компенсировать, запасное колесо надо ставить на задний мост, даже если пробито переднее – тогда заднее просто переставляется вперед. Иначе каждый раз при разгоне и торможении машину будет разворачивать в сторону.
Как долго можно ездить на полноразмерной запаске
Некоторые автопроизводители комплектуют свои модели полноразмерными запасными колесами, такими же, как остальные. Теоретически, ездить на нём можно до полного износа. Но практически этого делать не надо, по следующим причинам:
- рисунок протектора может отличаться;
- состав резины другой, с худшими характеристиками;
- количество слоёв в шине меньше.
Такое колесо не только изначально плохо влияет на управляемость, но и со временем будет изнашиваться быстрее остальных, нарушая балансировку всё сильнее. Поэтому в итоге придётся скоро покупать новую резину. Да и до аварии так недалеко.
Важно! Любое запасное колесо предназначено только для того, чтобы добраться до ближайшей автомастерской. Длительная его эксплуатация не предусмотрена!
Конечно, если вы заранее позаботились и поставили качественную шину по сезону, то никаких проблем не будет. Но так мало кто делает.
Движение на докатке
Докатка – аварийное колесо уменьшенного размера. У него меньше ширина протектора, да и высота тоже обычно уменьшена.
Накачивать его надо гораздо сильнее, и в итоге наружный диаметр становится нормальным для этого автомобиля.
Докатками обычно комплектуются европейские модели, так как дороги в Европе хорошие, и на такой запаске можно легко добраться до ремонта. К тому же, экономится место в багажнике.
При единственном преимуществе – малых габаритах, докатка имеет много недостатков:
- Устанавливать надо на задний мост, иначе страдает управляемость. Зимой вообще вперёд её ставьте — это будет равноценно езде на трёхколёсном автомобиле.
- Из-за низкой высоты шины и высокого давления в ней докатку легко можно пробить, порой даже об трамвайные рельсы. Поэтому движение на ней должно быть очень аккуратным. Даже по отличной ровной трассе нельзя разгоняться более 80 км/ч. К тому же, управлять будет легче.
- При установке на задний мост могут недостаточно эффективно функционировать различные системы автомобиля – ABS, ESP и прочие. Поэтому безопасность движения не обеспечивается в полной мере.
- Протектор на докатке зачастую можно сравнить разве что с велосипедным. Поэтому она временно поддерживает автомобиль, и не более.
Поэтому, воспользовавшись такой запаской, сразу же двигайтесь в сторону ближайшего СТО, где можно будет отремонтировать или купить нормальное колесо. Докатку не зря называют аварийным вариантом – на ней можно лишь добраться до ремонта. Иногда всё равно приходится вызывать эвакуатор, особенно если дороги и близко не похожи на европейские.
Стоит ли менять докатку на запаску и можно ли ездить на летней запаске зимой
Добавьте ПроКроссоверы в избранное
Пробитие колеса – ситуация, в которой может оказаться любой водитель. Именно на этот случай в автомобиле должна быть запаска. И если с летней резиной практически все понятно (об основных моментах мы тоже расскажем), то с зимними покрышками все несколько сложнее.
В запасками на современных автомобилях все неоднозначно. Самый практичный вариант – полноценное колесо – сегодня встречается куда реже, чем пару десятилетий назад. В погоне за экономией места и пары килограмм веса производители все чаще дают в комплекте с авто докатку, которая как минимум меньше базового колеса.
Другой минус докатки в том, что она не рассчитана на длительную и скоростную эксплуатацию. На ней нужно доехать до ближайшего шиномонтажа, где уже производится ремонт пробитого колеса. В редких случаях на докатке можно разгоняться до 110 километров, чаще всего не рекомендуется превышать отметки в 80 км/ч.
Сами водители предпочитают поменять докатку на нормальную запаску (если для нее, конечно, есть место в машине). Запаска, напомним, должна быть из того же комплекта, что и основные шины, то есть покупать лучше комплект из 5, а не из 4 колес. Рекомендуется также время от времени менять запаску местами с другими колесами, чтобы износ был примерно одинаковым.
Если с покупкой пятого колеса из летнего комплекта некоторые водители еще готовы смириться, то на приобретение расширенного зимнего комплекта согласны не все, так и катаясь круглый год с летней запаской или с докаткой, что зимой особенно опасно.
Во времена, когда не все могут себе позволить менять покрышки по мере износа, покупка лишнего колеса, которое может и не понадобиться в течение нескольких лет, часто кажется нецелесообразной. Тем более, когда речь касается зимней резины, как правило, более дорогой.
А как быть, если все же заменить колесо зимой нужно, а нормального колеса с собой нет? Вариантов несколько.
- Если позволяет погода, можно попробовать отремонтировать колесо. Способов сегодня предлагается много, начиная от традиционных заплат и жгутов до герметизирующих составов.
- Другой вариант – поставить то запасное колесо, какое есть. Учтите, что крайне не рекомендуется ставить летнюю покрышку на переднюю ось: зимой летняя резина становится “деревянной” и хуже держит дорогу. Да и вообще использование любых шин, отличающихся от основного комплекта, так или иначе сказывается на динамике и на безопасности, особенно зимой.
Так что если вы пробили переднее колесо зимой, а с собой у вас только летняя запаска – придется сначала переставить заднее колесо вперед, а на его место поставить запаску.
Важное замечание: сработает это только с переднеприводными авто, для заднеприводных приобретение сезонной запаски становится еще более актуальным.
После замены колеса на запаску (особенно на докатку) осторожно начинайте движение в сторону ближайшего шиномонтажа (осуществляя “транспортировку к месту ремонта”, согласно ПДД), не забывая о том, что динамика авто может существенно измениться.
Из этого видео вы подробнее узнаете о том, как ездить на докатке зимой:
Если у вас есть такая возможность, то лучше отказаться от докатки и приобрести полноценную запаску, причем как для летнего, так и для зимнего комплектов шин. Если такой возможности нет, то готовьтесь к ремонту на месте или же к тому, что придется долго и осторожно ехать до ближайшего шиномонтажа.
Дорогие читатели! Мы постоянно пишем актуальные и интересные материалы на наш интернет-журнал ПроКроссовер, подписывайтесь на нас в Яндекс-Новостях! Дорогие читатели! Мы постоянно пишем актуальные и интересные материалы на наш интернет-журнал ПроКроссовер, подписывайтесь на наш канал в Яндекс-Новостях!
"НА ЗАПАСКЕ — С ОПАСКОЙ" или нюансы докатки зимой — Skoda Yeti, 1.2 л., 2014 года на DRIVE2
Дороги нынешней зимой снова заставляют многих автовладельцев пользоваться запасным колесом. А может ли запаска изменить характеристики автомобиля? Давайте разбираться.
Данная тема является актуальной по очень простой причине – у 99-ти процентов автовладельцев функцию запасного колеса круглогодично выполняет летняя шина! Неужели только одно летнее колесо может существенно изменить поведение автомобиля зимой? Оказывается, может! В этом мы убедились в ходе эксперимента, который проводили на тестовой Skoda Octavia с ABS. Для начала понаблюдали, как ведет себя машина на зимних покрышках. Тест состоял из испытаний на двух покрытиях – на сухом и обледенелом асфальте. При этом проверялись управляемость и длина тормозного пути.
Сухой асфальтПосле установки летней запаски на левое переднее колесо на змейке увеличился снос колес передней оси в моменты нагрузки на запаску, т. е. когда руль поворачиваешь вправо. Объясняется это тем, что задубевшая резина нагруженного летнего колеса начинает скользить по асфальту.
Второй тест – торможение с 80 км/ч до 5 км/ч (при -3°С). Здесь разница в тормозном пути оказалась более чем впечатляющей. На зимних шинах он составил 27,2 м, а с одной летней запаской – 29,3 м! Больше двух метров при морозе всего в два градуса – очень серьезная цифра.
При более низкой температуре, когда летняя резина еще больше дубеет, разница может увеличиться еще на несколько метров.
Так что, установив летнюю запаску, даже на асфальте следует изменить свой стиль вождения, помня, что тормозной путь будет длиннее, а при необходимости резких маневров вероятность возникновения сносов и заносов значительно возрастает.
Но самое интересное произошло во время теста на сухом асфальте после замены шины. При первом же торможении с летней запаской, несмотря на наличие АБС, которая должна сохранять курсовую устойчивость, машину начало бросать из стороны в сторону.
Так как это было на испытательном треке и за рулем сидел человек, который может спрогнозировать развитие ситуации и избежать экстрима с печальным исходом, автомобиль остановился нормально, не вышел за условную полосу движения.
Но если бы это случилось с неопытным водителем на загруженной трассе, вероятность дорожно-транспортного происшествия была бы очень высокой. А виной тому – низкое давление в запаске, которая пролежала в багажнике редакционной машины три года.
Из этого следует вывод – давление в запасном колесе следует периодически проверять, особенно перед его установкой.
Обледенение Аналогичный тест провели и на обледенелом асфальте (при 6°С).
Но попытки вычислить разницу при торможении с 90 км/ч не на гладком льду, а на льду со множеством неровностей показали опасность таких действий, так как автомобиль на запаске оказался труднопрогнозируемым – даже с ABS его бросало в разные стороны, что опасно даже на треке.
Поэтому мы изменили скорость начала торможения, с которой прибор фиксировал замедление – 80 км/ч понизили до 40 км/ч. Разница в тормозном пути даже при такой малой скорости составила более шести метров. А ведь это больше, чем длина любого автомобиля.
И если бы в дорожном потоке с обычным интервалом пришлось тормозить даже с такой небольшой скорости, аварии не избежать. По управляемости разница также оказалась в разы ощутимее, чем на асфальте. Когда запаска стоит спереди, машина при маневрах отказывается слушаться руля, а когда сзади – ее значительно чаще приходится вытягивать из глубокого заноса.
Ударопрочность шинПопутно проверили, насколько давление в шинах влияет на вероятность их повреждения на наших нынче разбитых дорогах.
Выбрав экстремальный участок с десятком ям с острыми краями глубиною до 30 см, мы обнаружили одну интересную закономерность – на скоростях в пределах требований Правил дорожного движения «порвать» шину с нормальным рабочим давлением нам так и не удалось.
Может быть, ямы маловаты, но 30-сантиметровая глубина – это тоже немало. А что будет, если сымитировать температурное падение давления в шинах? Стоило нам приспустить колесо до 1,3 атм., как уже после первого заезда по «полосе препятствия» цель эксперимента была достигнута.
«Порезанная» боковина приспущенного колеса – доказательство того, что давление в шинах, особенно при наших зимних перепадах температур, следует проверять чаще. И винить только одних дорожников в повреждении колес не всегда справедливо. Бывает и обоюдная вина!
ВыводРезультаты проведенного теста действительно малоутешительны. В случае установки запаски, функцию которой выполняет летняя шина (обычно еще конвейерная), управлять автомобилем следует намного осторожнее. Особенно это касается скользких покрытий. И нужно как можно быстрее добраться до шиномонтажа, чтобы вернуть на «место» зимнюю шину!
Можно ли при повреждении колеса зимой заменить его на запаску с летней резиной?
А можно ли при повреждении колеса зимой заменить его на запаску с летней резиной? «Ничего страшного, — подумаете Вы, — что там, до шиномонтажа доехать недалеко, там и заменю на правильное». Но ведь путь от места поломки до станции технического обслуживания придется проводить на трех зимних и одном летнем колесе.
В правилах дорожного движения сказано, что такого делать нельзя, в подобных случаях необходимо вызывать эвакуатор и, если у вас нет зимней запаски, перевозить свой транспорт на нем. Также, если Вы решите ехать на трех зимних колесах, и Вас остановит инспектор ДПС, он имеет полное право выписать Вам штраф.
Действительно ли опасно ездить на трех зимних колесах? Проводились эксперименты над поведением различных автомобилей, с передним приводом и задним. Результаты проверки на полном комплекте зимней резины показали, что у заднеприводного автомобиля слегка заносит заднюю часть, при торможении траектория движения остается неизменной.
А у переднеприводного, наоборот, движение по прямой проходит ровно и гладко, а вот при торможении слегка заносит.
А теперь представим, случился зимой прокол переднего колеса. Меняем у автомобиля с задним приводом переднее колесо на летнее, при разгоне по рыхлому снегу колесо начинает пробуксовывать.
А при торможении машину может развернуть на девяносто градусов. Не очень приятное поведение автомобиля, аварии в таком случае избежать будет крайне сложно. Переднеприводный автомобиль ведет себя примерно так же.
Чуть больше пробуксовки при разгоне и аналогичный разворот при торможении.
Как же будет вести себя автомобиль при замене заднего колеса на летнее? Автомобиль совсем не сможет набрать скорость, машину с передним приводом заносит в сторону.
При торможении автомобиль просто сходит с ума, и предсказать, в какую сторону его понесет, становится просто невозможно. Автомобиль с задним приводом более устойчив, фактически на нем и незаметно, что колесо поменялось.
Но стоит на скорости нажать на тормоз, как машину начинает тянуть в сторону, заносы не такие серьезные, как у переднеприводного, но сам факт заноса уже также представляет опасность.
Помните! Вы являетесь полноценным участником дорожного движения, и Ваша безопасность зависит, в первую очередь, от Вас самих! Поэтому, не рискуйте. Если вдруг у Вас случилась подобная ситуация в зимний снежный день, а запасное колесо только с летней резиной, то лучше вызвать эвакуатор и добраться до станции ТО без неприятных последствий.
Можно ли зимой использовать летнюю запаску?
Уже давно выпускаемые в обращение автомобили комплектуются запасным колесом заводом-изготовителем, по молчанию устанавливая на нем летнюю шину. Поскольку запасное колесо используется достаточно редко, не все и не всегда задумываются над тем, что пробив колесо зимой в автомобиле окажется летняя «запаска».
Как следует из Приложения № 8 к техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств не допускается установка на одну ось транспортного средства шин разной размерности, конструкции (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), разных моделей, с разными категориями скорости, индексами несущей способности, рисунками протектора, зимних и летних, новых и восстановленных, новых и с углубленным рисунком протектора. Требования не применяются в случае временной установки на транспортное средство запасной шины. Таким образом, примечание к соответствующему пункту технического регламента, допускает отступление от требований, к разности и виду основные шин. Получается, что запаска зимой может быть другого размера, конструкции, категории в том числе и летней. Летом действуют те же правила. В том числе запаска может быть зимней, если на транспортном средстве установлены летние покрышки.
В свою очередь в перечне неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств (приложение к ПДД) никаких требований к запасным колесам не имеется, однако в соответствии с общими положениями Правил дорожного движения водитель транспортного средства обязан перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (в дальнейшем — Основные положения). Запрещается движение при неисправности рабочей тормозной системы, рулевого управления, сцепного устройства (в составе автопоезда), негорящих (отсутствующих) фарах и задних габаритных огнях в темное время суток или в условиях недостаточной видимости, недействующем со стороны водителя стеклоочистителе во время дождя или снегопада. При возникновении в пути прочих неисправностей, с которыми приложением к Основным положениям запрещена эксплуатация транспортных средств, водитель должен устранить их, а если это невозможно, то он может следовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением необходимых мер предосторожности.
Таким образом водитель может использовать в качестве «запаски» летнюю шину зимой и зимнюю летом, но при условии соблюдения соответствующих мер предосторожности и следования к месту ремонта. Эксплуатировать транспортное средство на несоответствующей типу, виду, размеру и т.п.
запаске не допускается и такое поведение водителя является наказуемым. Эксплуатировать запасное колесо, которое отличается от других установленных на транспортном средстве допускается только для движения к месту ремонта.
Если водитель поедет на летней запаске по другим делам, то он может получить штраф.
На дороге часто возникают ситуации в которых сотрудники ДПС штрафуют водителей за летнюю резину (шины) зимой и наоборот. Это справедливо. Однако если Вы действительно установили запаску, предъявите инспектору поврежденное колесо, которое соответствует иным установленным на транспортном средстве и вопрос с Вашим привлечением к ответственности скорее всего будет немедленно исчерпан.
Если у вас остались вопросы, на которые Вы не нашли ответа в данной статье или на нашем сайте, обращайтесь в форму обратной связи сайта и следите за обновлениями. На интересные или острые вопросы будут публиковаться соответствующие статьи и материалы.
Материалы, размещаемые на данном ресурсе защищены авторским правом. Полное или частичное использование (копирование) опубликованных материалов без согласия правообладателя не допускается.
(«Автовладельцы РУ» – информационно-правовой портал для автолюбителей)
Летняя запаска зимой
Каждый автовладелец давно усвоил для себя, что есть резина летняя, а есть зимняя, и в зависимости от сезона ее необходимо каждый раз менять. Однако, меняя свои четыре колеса, многие даже не задумываются поменять вместе с остальными пятое — запаску.
Некоторые просто забывают, а многие попросту экономят на этом: дескать, зачем тратить лишние деньги на то, что, вероятнее всего, не пригодится.
Однако неприятная неожиданность зимой может произойти в самый неподходящий момент от этого никто не застрахован.
И в результате может возникнуть такая ситуация: одна шина в результате замены в критический момент будет заменено на летнее, а остальные три останутся зимними — надо ведь как-то добраться до ближайшего шиномонтажа!
Однако в правилах дорожного движения черным по белому написано, что этого допускать категорически нельзя. Что же произойдет, если поставить одну летнюю шину в «компанию» к трем зимним. Рассмотрим несколько вариантов поведения автомобиля в этой ситуации.
Для теста брались два автомобиля — переднее- и заднеприводный, причем переднеприводной была иномарка. В задачи специалистов, проводивших испытания, входило исследования изменения расстояния тормозного пути и управляемости автомобиля в различных ситуациях. Покрышки на тестирование предоставлял интернет-магазин шин Мосавтошина.
Итак, ситуация 1. Рыхлый снег, без проколов. У заднеприводного автомобиля слегка заносит заднюю часть, при торможении траектория движения остается неизменной. Что касается переднеприводного автомобиля, то он во время движения ведет себя сабслютно адекватно, однако при торможении его слегка заносит.
Далее рассмотрим ситуации, которые, собственно, были описаны выше: произошел прокол правого переднего колеса. На место этой покрышки ставим летнюю резину и смотрим за реакцией каждого автомобиля.
Заднеприводный стал немного пробуксовывать, а при повороте налево машина стала как бы немного «задумываться». При торможении же автомобиль пытается развернуться на девяносто градусов.
Реакция полноприводного автомобиля с летней шиной на месте правой передней зимней очень сходна с заднеприводным: то же «обдумывание» на поворотах и тот же занос на девяносто градусов при торможении.
Теперь смоделируем такую ситуацию: произошел прокол заднего правого колеса, и на его место, опять же, поставили летнюю покрышку. Заднеприводный автомобиль начинает движение сложно, с пробуксовкой, а его торможение и вовсе стало нередсказуемым.
Переднеприводный же автомобиль при движении не ощущает смены колеса и двигается, как ни в чем ни бывало. Однако стоит только затормозить, как возникают проблемы.
Конечно, не такие серьезные, как у заднеприводного автомобиля, но все же непредсказуемость ощущается.
Как говорится, что и требовалось доказать. Так что во имя своей же безопасности большой совет: приобретая своему автомобилю зимнюю резину, не забудьте на зимнюю резину сменить и запаску, чтобы никогда не пришлось вот так рисковать жизнью на зимней трасе.
Комментарии к "Можно ли использовать летнюю запаску зимой?"
Keeper_Riff » 19 дек 2018, 15:26
В статье забыли указать, каким пунктом ПДД водителю вменяется обязанность обеспечивать соответствие состояния ТС требованиям Техрегламента, Основным положениям по допуску и Перечню неисправностей, и при каких обстоятельствах. А это важно, потому что ПДД 2.3.
1, который, собственно, и обязывает следовать всем перечням, есть существенная оговорка про неисправности, появившиеся в пути.
При возникновении в пути прочих неисправностей, с которыми приложением к Основным положениям запрещена эксплуатация транспортных средств, водитель должен устранить их, а если это невозможно, то он может следовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением необходимых мер предосторожности
Здесь «прочих» относится к предыдущему абзацу этого же пункта, т.е. к перечню неисправностей, при которых машине дорога только на эвакуатор, и несоответствие шин к этому небольшому перечню не относится.
Так что ехать в ближайший сервис можно и на докатке, и на летней запаске, и на зимней «липучке» в сочетании с зимней шиповкой, и штрафа за это не будет. В крайнем случае, штраф можно будет обжаловать, приложив счёт из ближайшего к месту совершения шиномонтажа.
Кроме того, этот самый пункт ПДД добавляет к возможным вариантам ещё один: отремонтировать покрышку на месте. Проколы в бескамерной шине устраняются с помощью ремкомплекта (в случае замерзания резину можно отогреть под выхлопной трубой). При более серьёзных повреждениях в шину можно вставить камеру.
Причём шину с диска снимать не нужно, достаточно спустить и отжать одну боковину (домкратом: подкладываем колесо под машину, ставим домкрат на боковину и пытаемся «поднять машину» из такого положения; отлипнет, куда денется) и просунуть в щель. Вентиль проскогубцами вытолкать в сторону колеса, на его место просунуть тот, что в камере.
А чтобы в ДТП не попасть, достаточно просто не геройствовать, а ехать действительно в ближайший шиномонтаж, по возможности по ровной и расчищенной дороге. Тогда вероятность вляпаться будет не больше, чем на том же такси, у которого неизвестно какие шины, пусть даже и все одинаковые.
Keeper_Riff Сообщений: 221Зарегистрирован: 03 ноя 2016, 22:23Благодарил (а): 13 раз.Поблагодарили: 33 раз.
Александр-133 » 10 янв 2019, 13:18
Всех с Новым Годом! Просто в тему по поводу » 5.7.4. Установка на одну ось транспортного средства шин разной размерности, конструкции (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), разных моделей, с разными категориями скорости, индексами несущей способности, рисунками протектора, зимних и не зимних, новых и восстановленных, новых и с углубленным рисунком протектора.Примечание:Требования пункта 5.7.4 не применяются в случае временной установки на транспортное средство запасной шины.»
Не знаю как сейчас, но ВАГ в России выпускал ФВ поло и комплектовал эти авто запасным колесом 14 радиуса, хотя все штатные колеса стояли 15 радиуса. И все равно им это регламент. Как то так.
Александр-133 Сообщений: 4Зарегистрирован: 03 мар 2016, 18:52Благодарил (а): 0 раз.Поблагодарили: 0 раз.
Вернуться в Разные вопросы
Кто сейчас на форуме
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0