Законопроект о введении электронных справок для водителей

Законопроект о введении электронных справок для водителей

Появление базы медицинских справок о состоянии здоровья водителей поможет урегулировать спорные ситуации с лишением прав, считает партнер аналитического агентства «Автостат», автоэксперт Игорь Моржаретто.

В МВД хотят ввести электронные медицинские справки для дистанционного контроля за водителями, а также ужесточить прохождение медкомиссии, сообщает издание «Коммерсант».

Документ предусматривает не только перенос медицинских справок в электронный формат, но и аннулирование медицинских заключений, если в ходе медкомиссии у водителя были обнаружены заболевания, которые запрещают ему управлять транспортным средством.

«Все медицинские организации, как государственные, так и частные, будут обязаны передавать данные о выданных заключениях и аннулировании справок в информационную систему министерства здравоохранения. Аннулирование справок будет поводом для прекращения действия прав», — сообщается в документе.

Как отмечает Игорь Моржаретто, если будет сформирована такая база Минздрава, это действительно станет большим шагом вперед.

«Про эту базу разговоры идут уже лет десять. К базе должен быть допущен сотрудник полиции, который может видеть, есть ли человек в базе или нет. Больше никому не будет нужна медицинская карта.

Таким образом, если эта база будет создана, то это уже хорошо.

А дальше механизм изъятия или появления человека в базе нужно разрабатывать отдельно», — заявил Моржаретто в беседе с Федеральным агентством новостей.

Законопроект о введении электронных справок для водителей

По словам автоэксперта, самой главной проблемой в этом плане является то, что приходится задним числом через суд лишать нарушителей водительских прав, так как электронная база отсутствовала.

«Кроме того, может быть, получится обмануть эту базу, но это уже второй вопрос. Самое главное для начала — создать ее», — добавил собеседник ФАН.

Ранее в России предлагали ввести специальный медицинский тест для граждан, желающих получить водительские права. В таком случае для получения медсправки будущим водителям придется сдать анализ мочи на наркотики, а кровь — на карбогидрат-дефицитный трансферрин (CDT) — маркер, который указывает на хронический алкоголизм. В случае их выявления гражданина отправят в наркологический диспансер.

Руководитель отдела расследований журнала «За рулем», автоэксперт Сергей Смирнов в интервью ФАНоценил предложенную инициативу. Он отметил, что медицинский тест, определяющий хронический алкоголизм у кандидатов в водители, должен быть быстрым, надежным и удобным для граждан.

Предложен проект закона по внедрению электронной медицинская водительской справки

Идеей обязательного обследования-анализа стоимостью порядка 4000 рублей вмешательство Минздрава в жизнь водителей в ноябре 2019 года не ограничивается. Внедрение постановления перенесли на 1 июля 2020 года за полдня до вступления в действие 21 ноября 2019 года.

Новая глобальная идея не заставила себя ждать – электронная медицинская справка и процедуры постоянного контроля состояния здоровья водителей.

Проект закона был опубликован для общественного обсуждения 20 ноября 2019 года, и он кардинально меняет подход к медицинскому освидетельствованию водителей.

Сейчас фактически водители озабочены своим состоянием здоровья при получение, смене водительского удостоверения (раз в 10 лет) и при получении прав после лишения. В этим моменты водители должны получать водительскую медицинскую справку.

Водительская медицинская справка при получении и обмене ВУ, после лишения прав

По закону водители должны сообщать об изменение своего состояния самостоятельно. По факту это почти никто не делает и ограничивающие диагнозы всплывают в экстремальных условиях, например, после ДТП. Таких случаев десятки тысяч.

По итогам 9 месяцев 2019 года у 33 126 водителей были установлены медицинские противопоказания или ограничения к управлению транспортными средствами. 11 718 водительских удостоверений было аннулировано.

В остальных случаях было прекращено право управления отдельными категориями транспортных (права были заменены).

Электронная медицинская справка для водителей что должна исправить

Законопроект о введении электронных справок для водителей

Электронная медицинская справка на бумаге будет не нужна

Чтобы избежать озвученных проблем предлагаться внедрить и использовать информационную систему, в которую будут вносится все заболевания, при которых нельзя управлять транспортным средством или имеются какие-то ограничения.

И водитель будет направляться на прохождение в течение месяца внеочередного обязательного медосвидетельствования.

Если заболевание подтверждается или человек не проходит переосвидетельствование его водительское удостоверение аннулируется (через суд или иным способом).

Дата внедрения поправок – 1 июля 2022 года, к этому времени планируется оснастить все медицинские организации доступом к медицинским информационным системам. При эксплуатации такой системы электронная медицинская водительская справка будет существовать только в системе, распечатывать ее не нужно.

В этой новаторской идее много подвохов и недоговоренностей. Причем речь не идет о “банальной” утечке личных данных и информации о болезнях водителей (они будут). Риски, например, в том, что огромное количество лекарств в качестве побочных эффектов имеют ограничения по управлению автомобилями. Как быть с ними?

Проект постановления опубликован для обсуждения, но на что они могут повлиять.

Электронная медицинская справка для водителей – текст проекта постановления

  • С проектом обсуждаемого закона можно познакомиться по ссылке
  • Проект ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
    «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам медицинского обеспечения безопасности дорожного движения»
  • Статья 1.

Внести в Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 50, ст. 4873; 2009, № 48, ст. 5717; 2013, № 30, ст. 4029; № 52, ст. 7002; 2015, № 48, ст. 6706; 2017, № 31, ст.

4753) следующие изменения:

1) в статье 23:

а) абзац четвертый пункта 1 изложить в следующей редакции:
«внеочередное обязательное медицинское освидетельствование водителей транспортных средств, у которых при проведении обязательного периодического медицинского осмотра, медицинских освидетельствований либо оказании медицинской помощи установлены заболевания (состояния), являющиеся медицинскими противопоказаниями либо ранее не выявлявшимися медицинскими показаниями или медицинскими ограничениями к управлению транспортными средствами;»;

б) абзацы первый и второй пункта 7 изложить в следующей редакции:
«7.

Порядок проведения обязательного медицинского освидетельствования, в том числе внеочередного, форма медицинского заключения о наличии (об отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами, порядок выдачи указанного медицинского заключения, в том числе в форме электронного документа, порядок и сроки направления на внеочередное обязательное медицинское освидетельствование, порядок аннулирования медицинского заключения о наличии (об отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами, порядок организации и проведения санитарно-просветительной работы по вопросам профилактики управления транспортным средством в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Обязательное медицинское освидетельствование и внеочередное обязательное медицинское освидетельствование проводятся в медицинских организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, имеющих лицензию на медицинскую деятельность по оказанию соответствующих услуг (выполнению работ), которые предоставляют федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, медицинские заключения о наличии (об отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами, сформированные в форме электронного документа, а также информацию об их аннулировании посредством единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения в порядке, установленном в соответствии с абзацем третьим пункта 9 настоящей статьи.»;

в) пункты 8 и 9 изложить в следующей редакции:

«8.

В случае выявления у водителя транспортного средства при проведении обязательного периодического медицинского осмотра, медицинских освидетельствований либо при оказании медицинской помощи заболеваний (состояний), являющихся медицинскими противопоказаниями либо ранее не выявлявшимися медицинскими показаниями или медицинскими ограничениями к управлению транспортным средством, информация об этом фиксируется в медицинской информационной системе медицинской организации и (или) государственной информационной системе субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения и предоставляется в единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения, а водитель транспортного средства направляется на необходимые обследования и лечение и для проведения в течение одного месяца внеочередного обязательного медицинского освидетельствования, которое проводится врачом-специалистом по профилю выявленного заболевания (состояния), являющегося медицинским противопоказанием или ранее не выявлявшимся медицинским показанием или медицинским ограничением к управлению транспортным средством.

В случае подтверждения наличия у водителя транспортного средства заболеваний (состояний), являющихся медицинскими противопоказаниями либо ранее не выявлявшимися медицинскими показаниями или медицинскими ограничениями к управлению транспортным средством, либо неявки на внеочередное обязательное медицинское освидетельствование, медицинское заключение о наличии (об отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами аннулируется, информация о чем предоставляется из медицинской информационной системы медицинской организации и (или) государственной информационной системе субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения посредством единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел в порядке, установленном в соответствии с абзацем третьим пункта 9 настоящей статьи.

Читайте также:  Новые дорожные знаки с 8 апреля 2014 года

9.

По результатам обязательного медицинского освидетельствования, в том числе внеочередного, медицинское заключение о наличии (об отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами формируется в медицинских информационных системах медицинских организаций или государственных информационных системах в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации в форме электронного документа, подписанного с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинским работником и медицинской организацией. По просьбе освидетельствованного лица или в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, указанное заключение может быть дополнительно изготовлено и представлено в форме документа на бумажном носителе.

  1. В целях предоставления государственных услуг, оказываемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, получение сформированных в форме электронного документа медицинских заключений о наличии (об отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами, включая сведения об их аннулировании, а также получение информации о выданных водительских удостоверениях осуществляется посредством единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения в порядке, установленном в соответствии с абзацем третьим настоящего пункта.
  2. Информационное взаимодействие федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, осуществляется с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.»;
  3. 2) в пункте 1 статьи 28 абзац третий изложить в следующей редакции:
    «аннулирование медицинского заключения о наличии (об отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами;».
  4. Статья 2.

Пункт 7 части 2 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 31, ст. 3451; 2011, № 31, ст. 4701) дополнить словами «, о безопасности дорожного движения».

Статья 3.

Часть 1 статьи 79 Федерального закона от 21 ноября
‎2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011,

‎№ 48, ст. 6724; 2013, № 48, ст. 6165; 2014, № 30, ст. 4257; № 49, ст. 6927; 2015, № 10, ст. 1425; № 29, ст. 4397; 2016, № 1, ст. 9; № 15, ст. 2055; № 18, ст. 2488; № 27, ст. 4219; 2017, № 31, ст. 4791; № 50, ст. 7544, 7563; 2018, ‎№ 32, ст. 5092; № 53, ст. 8415) дополнить новым пунктом 16 следующего содержания:

«16) обеспечивать предоставление информации в единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения ‎в соответствии с законодательством Российской Федерации.».

Статья 4.

Пункт 10 части 6 статьи 7 Федерального закон от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 31, ст. 4179; 2011, № 27, ст. 3880; № 49, ст.

7061) дополнить словами «(за исключением медицинских заключений о наличии (об отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами)».

  • Статья 5.
  • Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2022 года.
  • Президент Российской Федерации В. Путин
  • Водительская медицинская справка при получении и обмене ВУ, после лишения прав
  • Медицинское освидетельствование водителей по новым правилам – проект приказа Минздрава опубликован 5 июня

Водительская медсправка с 22 ноября 2019 года выдается по новым правилам и резко дорожает (перенесли на 1.7.2020)

Почитать про российское здравоохранение на Рулимс

  1. Тема лечения в России описывается в 4 текстах
  2. Первая часть теоретические – как должно быть (что декларируется) с предварительными ми
  3. 1.

    Медицинская помощь в России – конституционные гарантии бесплатной медицинской помощи, программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и реальность

  4. Медицинская помощь в России – конституционные гарантии бесплатной медицинской помощи, программа государственных гарантий бесплатной медицинской помощи и реальность

Дополнительно рассматриваются вопросы соотношения медицины и здравоохранения, отношения врачей и пациентов. Также расписано как было реформировано здравоохранения СССР и что мы получили в Российской Федерации. Плюс обозначен вектор развития медицинской помощи и лечения в XXI веке.

Вторая и третья части во многом пересекаются, но я осознанно их разделил. Тут уже возникает практика.

2. Как лечиться в России – основные варианты получение медицинских услуг

Как лечиться в России, основные варианты получение медицинской помощи

Переход от теории к практике, как через систему обязательного медицинского страхования (ОМС) и высокотехнологичную медицинскую помощь (ВМП) пытаются реализовать гарантии получения бесплатной медицинской помощи. И какие еще возможности для лечения есть в России – ведомственные и корпоративные медучреждения, медицина для чиновников и т.п.

  • 3. Где лечиться – типы лечебных учреждений
  • Где лечиться – типы лечебных учреждений
  • Расписаны все доступные виды медицинских учреждений в России, с их основными особенностями.

И последняя часть – основная. Можно начать знакомство с вопросом с нее.

4. Как лечить сложные заболевания в России – как найти своего врача и клинику

Как лечить сложные заболевания в России – как найти своего врача и клинику

Постарался описать все возможные варианты поиска “своего” врача. Вопросы взаимоотношения пациент-врач. Где и в каком виде может возникнуть оплата.

Изменения в правилах выдачи медицинских справок для водителей с 1 января 2021

Законопроект о введении электронных справок для водителей Изменения в законодательстве, регулирующем выдачу медсправок для водителей, планировали ввести в действие еще в конце 2019 г, но в итоге решили перенести сроки на 1 января 2021 г. В среднем каждый автолюбитель обновляет свою медицинскую справку раз в десять лет, законом предусмотрены следующие основания для этой процедуры:

  • получение нового водительского удостоверения либо открытие новой водительской категории;
  • замена водительских прав, связанная с прекращением срока их действия;
  • возврат удостоверения водителю, лишенному прав за езду в состоянии опьянения.

Таким образом, принятые нововведения рано или поздно коснуться каждого водителя, а значит, есть повод подробно остановиться на каждом из них.

Введение обязательной сдачи анализа крови

Первое, из вносимых в закон изменений, касается введения сдачи обязательного анализа крови при получении (обновлении) медсправки водителями. Раньше данный анализ было необходимо сдавать лишь при обнаружении у автолюбителя наркологом признаков хронического алкоголизма или наркомании.

А вот с нового года анализ крови станет обязательным условием при получении медсправок водителями всех без исключения категорий.

Введение обязательной сдачи анализа мочи

Раньше анализы мочи водители сдавали только по направлению нарколога и лишь при выявлении у них признаков алкогольной либо наркотической зависимости, которые внесены в список противопоказаний к управлению любым транспортом. Но с 01.01.2021 г. указанный анализ, призванный выявить наличие в моче автолюбителя следов психоактивных веществ, станет обязательным условием получения справки.

Новый порядок проведения анализа мочи

Еще в конце 2019 г. в действующие правила медосвидетельствования водителей автотранспорта ввели несколько дополнительных пунктов, изменивших действующий сейчас порядок сдачи автомобилистом анализа мочи.

Данная процедура призвана определить наличие в организме водителя психоактивных (т.е. наркотических) веществ. С нового года этот анализ станет не только обязательным, но и двухэтапным.

Первый, обязательный для всех, этап будет включать в себя проведение специального исследования полученного анализа, целью его проведения станет выявление в полученном образце следов наркотиков (в том числе — опиатов, амфетамина и метамфетамина, кокаина, метадона, каннабиноидов, барбитуратов), а также психотропных веществ и их производных. Второй этап будет состоять из подтверждающего химического исследования, целью которого станет идентификация обнаруженных в анализах наркотиков и психотропов.

Таким образом, новые правила устанавливают сдачу не просто обязательного, но и двухэтапного анализа мочи, причем первый и второй его этапы будут проводиться по различным методикам.

Первый этап станет обязательной для каждого получающего медсправку водителя процедурой, а вот проведение дальнейшего исследования будет грозить лишь тем автолюбителям, в организме которых обнаружат следы психоактивных веществ (т.

е. тем, чей анализ мочи будет положительным).

Что произойдет с автолюбителем, сдавшим анализы с положительным результатом?

Предыдущий пункт ставит перед автолюбителями закономерный вопрос — что же произойдет при сдаче водителем положительного анализа, подтверждающего наличие в его организме следов запрещенных веществ?

При сдаче положительного анализа крови либо мочи водитель будет направлен на дополнительное медобследование в лечебное учреждение, где врачи выявят, имеются ли у обследуемого расстройства, возникающие при употреблении наркотиков и психотропов. При возникновении спорной ситуации, вопрос будет решаться комиссией, в состав которой войдут нарколог, невролог и терапевт.

Подводя итоги, отметим и тот факт, что сдавать анализы водители смогут лишь в государственных или муниципальных медучреждениях по месту своего проживания либо пребывания.

Естественно, появление новых медицинских процедур несколько усложнит процесс получения водителем медсправки — исследование анализов потребует дополнительного времени, к тому же, как минимум вдвое возрастет и сама стоимость указанного документа. А потому водителям, которым в течение следующего года предстоит обновлять медсправку в связи с заменой водительских прав можно порекомендовать получить ее по старым правилам, т.е. до 1 января 2021 года.

Розина Луиза, дата публикации: 08.12.2020 г. Перепечатка без согласия редакции запрещена.

Водительские медсправки станут электронными

На смену бумажным медсправкам придут электронные. Все данные о здоровье водителей Госавтоинспекция получит через базу данных Минздрава. Это следует из законопроекта МВД.

Медицинские организации обяжут сообщать, если у водителя ухудшилось здоровье и ему больше нельзя за руль — в таком случае ранее выданные справки и водительские права будут аннулироваться. Новая система заработает в 2022 году.

Стоимость самого освидетельствования существенно вырастет в конце этой недели: вводится новый обязательный анализ на алкоголизм.

МВД опубликовало на regulation.gov.

ru проект изменений в законы «О безопасности дорожного движения», «Об охране здоровья граждан», «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», ужесточающий правила прохождения водительских медкомиссий и получения медсправок. Документ, по данным “Ъ”, согласован с Минздравом. Обследования, напомним, обязаны проходить кандидаты в водители, а также граждане, меняющие права по истечении срока действия документа раз в 10 лет.

Согласно законопроекту, справка станет электронным документом, который будут визировать усиленной электронной подписью, но по желанию гражданин сможет получить бумажный вариант документа (например, для предъявления работодателю).

Все медицинские организации (как государственные, так и частные) будут обязаны передавать данные о выданных заключениях и аннулировании справок в информационную систему Минздрава. Аннулирование справок будет основанием для прекращения действия прав.

Сейчас, напомним, только прокуратуры могут прекращать действие удостоверений через суды на основании того, что у водителя есть противопоказания к вождению. У ГИБДД таких прав сегодня нет.

Если на очередном медосмотре или на осмотре в поликлинике у гражданина выявляется заболевание, не совместимое с вождением, то его направят на «внеочередное освидетельствование». Пройти его нужно будет в течение месяца.

Если гражданин этого не сделает, то электронная справка будет аннулирована, если заболевание подтверждается — тоже. Все детали процедур и информационного обмена будут описаны в постановлении правительства России.

Закон должен вступить в силу 1 июля 2022 года.

Наладить информационный обмен с Минздравом Госавтоинспекция пыталась с 2010 года, но медицинское ведомство долго сопротивлялось, утверждая, что законодательство запрещает раскрывать врачебную тайну.

МВД вносило несколько законопроектов для решения проблемы, но безуспешно. ГИБДД персональных данных не требовала — нужно было только подтверждение того, что конкретный гражданин может сесть за руль.

В течение последних трех лет ГИБДД на основании судебных решений аннулировала более 36 тыс. водительских удостоверений (11,4 тыс. — в 2017 году, 12,8 тыс.— в 2018 году и 11, 7 тыс.

— по итогам 9 месяцев 2019 года).

Текущая ситуация, отмечают в Госавтоинспекции, «создает угрозу безопасности, жизни и здоровью других участников дорожного движения».

«Существующая система не позволяет в 100 % случаях обеспечить исключение допуска к управлению транспортными средствами водителей, приобретших заболевания, являющиеся медицинскими противопоказаниями,— объясняют в ведомстве.

— Имеют место быть многочисленные факты наличия у водителей, страдающих алкогольной и наркотической зависимостью, документов на управление транспортными средствами».

Ситуация сдвинулась с мертвой точки после совещания у премьера Дмитрия Медведева 15 октября 2019 года. Тогда глава МВД Владимир Колокольцев заявил, что с Минздравом, наконец, удалось договориться.

Глава медицинского ведомства Вероника Скворцова говорила, что обмен данными будет происходить через единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ), данные в которую будут обязаны передавать государственные и частные клиники. Обязанность эта закреплена в приказе, который начнет действовать с 1 января 2020 года.

Освидетельствование сегодня имеют право проводить 6 тыс. организаций, включая 3,38 тыс. государственных и 2,62 тыс. частных. 60% государственных и муниципальных медорганизаций уже направляют документы в ЕГИСЗ, заявляла госпожа Скворцова.

«В целом, идея правильная, но черт, как обычно, кроется в деталях,— говорит завкафедрой медицинской психологии Казанского государственного медицинского университета нарколог Владимир Менделевич.

— Если в этих электронных медсправках будут данные лишь о том, что водитель годен или не годен, то этот вариант приемлемый. Но если ГИБДД будет получать сведения о диагнозах без согласия человека, то это неправильно.

Возникает риск, что эта информация может быть использовала некорректно и против человека».

«Идея совершенно правильная и необходимая,— комментирует инициативу президент Национального союза ассоциаций автошкол Елена Зайцева.

— Еще в 2013 году, когда мы были по приглашению МВД Грузии в крупном экзаменационном центре в Телави, нам продемонстрировали наличие всех необходимых баз в системе, в том числе и медицинских противопоказаний, что позволяло без дополнительного прохождения врачей, медкомиссии, прямо на месте в течение нескольких минут проверить и допустить человека до экзаменов». Но создание информационной системы на 100% проблему с недопуском за руль больных граждан не решит, отмечает госпожа Зайцева.

Отменить ранее выданную медсправку Минздраву будет непросто, считает президент «Лиги защиты пациентов», член экспертного совета при Правительстве России Александр Саверский.

«Ведь документ выдавался медорганизацией на законных основаниях, а значит в теории гражданин может предъявить претензии, почему справка признана впоследствии недействителенной,— считает господин Саверский.

— Необходимо создавать некий третейский суд при Минздраве, которые будет разрешать подобные конфликтные ситуации, когда одна организации считает, что водителя допускать за руль можно, а другая нет».

«Нужно параллельно обсуждать и решать проблему регулярной и обязательной диспансеризации,— говорит эксперт.— Процедура медосвидетельствования в так называемых водительских комиссиях, конечно, не выявит 100% противопоказаний».

Сама процедура освидетельствования и выдачи медсправок изменится в самое ближайшее время. 22 ноября вступают в силу изменения в приказ Минздрава 344н. “Ъ” ранее рассказывал об этом документе.

Граждане обязаны будут проходить новый вид теста — на определение в крови карбогидрат-дефицитного трансферрина (CDT) — маркера, который указывает на хронический алкоголизм. При его обнаружении гражданина отправят в наркологический диспансер. Стоимость получения медсправок, скорее всего, существенно вырастет.

Региональные СМИ сообщают о 13-кратном росте цены справки в Рыбинске (до 4,8 тыс. руб.) и в Челябинске (до 5 тыс. руб.).

Иван Буранов

В думе прокомментировали инициативу создания базы медсправок для водителей

Согласно документу, размещенному на портале regulation.gov, МВД предлагает перевод медицинских справок для получения водительских прав, в электронный формат.

«Это вещь необходимая, поскольку несколько лет назад Генпрокуратура выявила свыше 20 тыс. водителей, которые по медицинским показаниям не имеют права просто управлять автомобилем, но, тем не менее, они права на руках имели, и после обращения прокуратуры в суд судебным решением эти права были признаны недействительными», — сказал парламентарий, заметив, что проблема присутствия на дорогах водителей с противопоказаниями к вождению сохраняется.

«У нас люди разными путями, законными или полузаконными, имеют возможность приобрести водительское удостоверение, — продолжил парламентарий. — В итоге люди, которые страдают заболеваниями, не позволяющими давать допуск к управлению транспортным средством, оказываются водителями. Это и употребление наркотиков, и заболевания нервной системы».

При этом, заметил Лысаков, Минздрав долгое время «тянул с решение этого вопроса, ссылаясь на врачебную тайну, которую они не имеют права раскрывать». «К врачебной тайне это не имеет отношения, поскольку тайна ею и остается.

Мы говорим о том, что должностные лица, которые несут ответственность за незаконное использование персональной информации, должны иметь доступ к ней, поскольку этот вопрос касается защиты жизни и здоровья всех участников дорожного движения», — указал депутат.

Парламентарий констатировал при этом, что остается вопрос, связанный с частными клиниками, где человек может проходить лечение, предоставляя при получении прав справку о состоянии здоровья. «Тема раскрытия информации частными клиниками остается под вопросом.

Будут ли их обязывать давать информацию о пациентах, учитывая вероятность потери клиентов?» — заметил депутат, поддержав также введение анализов на наличие ферментов алкоголя в крови, свидетельствующих о его длительном употреблении.

Согласно пояснительной записке к законопроекту МВД, проектом предусматривается формирование медицинского заключения о наличии у водителей транспортных средств или кандидатов в водители медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами в форме электронного документа. Также предполагается размещать информацию об аннулировании медицинского заключения при выявлении у водителя транспортного средства заболеваний, являющихся медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством.

Как пояснили ТАСС в пресс-службе ГИБДД, в итоге при получении или замене водительского удостоверения «необходимость представления медицинского заключения в бумажном виде не потребуется, всю необходимую информацию о прохождении обязательного медицинского освидетельствования Госавтоинспекция сможет запросить через систему межведомственного электронного взаимодействия».

Кроме того, законопроектом предусматривается, что МВД России может получить информацию о водителях, у которых возникли медицинские противопоказания к управлению автомобилем до истечения срока действия водительского удостоверения. В случае подтверждения наличия таких заболеваний или неявки на внеочередное обязательное медицинское освидетельствование соответствующая информация предоставляется МВД России для аннулирования водительского удостоверения.

Новый порядок выдачи медицинских справок для водителей будет действовать с 1 июля 2020 года

С 22 ноября должны были вступить в силу поправки в приказ Минздрава РФ от 15.06.15 № 344Н, которые существенно меняли порядок медицинского освидетельствования водителей и кандидатов в водители.

В результате нововведений стоимость медицинской справки, необходимой для получения или продления водительских прав, могла возрасти до 10 раз.

Но после критики со стороны президента РФ и прокуратуры Минздрав отложил введение новшеств до 1 июля 2020 года.

В настоящее время органы ГИБДД требуют медицинскую справку в случае:

  • первого получения водительских прав;
  • плановой замены водительского удостоверения;
  • восстановления прав при их утере или изъятии;
  • получения новой категории водительских прав;
  • прохождения регулярного медосмотра профессиональными водителями;
  • снятия ограничений на вождение, наложенных вследствие болезни.

Справка оформляется по форме № 003-в/у и является врачебным заключением, подтверждающим отсутствие медицинских противопоказаний или ограничений для управления транспортными средствами.

Для получения справки в целях управления мотоциклами и легковыми автомобилями (категории А и В) физлица посещают терапевта, офтальмолога и невролога (если это предпишет терапевт).

Для получения справки в целях управления грузовиками и автобусами (категории С, D, Е) дополнительно потребуется сделать электроэнцефалограмму мозга.

Заполняйте путевые листы с указанием маршрута и обязательными реквизитами в специальном сервисе

Помимо этого физлицам нужно взять справки в наркологическом и психоневрологическом диспансерах. Обычно это довольно рутинная процедура, за исключением одного «но».

Если врач-нарколог выявит у пациента симптомы заболеваний или состояний, которые являются противопоказаниями к управлению транспортными средствами (проще говоря, симптомы наркотической или алкогольной зависимости), то он направит его на химико-токсикологические исследования мочи и крови (ХТИ).

В результате таких исследований выявляется наличие в организме пациента следов психоактивных веществ (наркотиков) и веществ, свидетельствующих о регулярном употреблении алкоголя. При обнаружении запретных веществ справку физлицу не дадут.

Что меняют поправки

Поправки в порядок медосвидетельствования водителей и кандидатов в водители были утверждены приказом Минздрава РФ от 10.09.19 № 731Н. Суть их очень проста: все водители и кандидаты в водители обязаны проходить ХТИ на употребление наркотиков и злоупотребление алкоголем. Никаких особых заключений врача-нарколога для этого не требуется.

ХТИ — процедура недешевая. В результате стоимость справки повышается многократно. В настоящее время она стоит примерно от 200 до 900 рублей (в зависимости от региона).

В результате нововведений стоимость справки с прохождением обязательных ХТИ могла возрасти до 5-8 тыс. рублей.

Соответственно, стоимость итоговой медицинской справки по форме № 003-в/у могла бы составить от 10 тыс. рублей и выше.

Это серьезная сумма для многих физлиц. Да и у автотранспортных организаций, которые компенсируют своим работникам-водителям стоимость прохождения медосмотра, расходы бы увеличились во много раз.

Говоря о новшествах, стоит отметить и другой факт. Обычную справку наркодиспансеры выдают в день обращения. В то время как на получение результатов ХТИ требуется время — примерно 7-14 дней.

Перспективы нововведений

Президент РФ негативно оценил идею Минздрава о введении обязательных ХТИ при получении медицинских справок водителями и кандидатами в водители. Вслед за этим Прокуратура РФ назвала новые правила медосмотра ошибкой, которую Минздрав должен исправить.

В результате этого на свет появился приказ Минздрава от 20.11.19 № 942Н. Но он не отменил новый порядок проведения медосмотров, а всего лишь отсрочил его введение до 1 июля 2020 года. До этой даты ведомство планирует усовершенствовать процедуру проведения ХТИ и установить на нее приемлемые расценки.

Данные о здоровье водителей ГИБДД получит из базы данных Минздрава

Госавтоинспекция и Минздрав договорились об обмене данными после многолетних споров.

На смену бумажным медсправкам придут электронные, а медорганизации также обяжут сообщать об ухудшении здоровья водителей — в таком случае ранее выданные справки и водительские права будут аннулироваться.

Сейчас лишить прав водителя может только суд. Госавтоинспекция и Минздрав не могли договориться об обмене данными почти десять лет, противостояние прекратилось лишь несколько месяцев назад.

Во вторник МВД опубликовало на regulation.gov.

ru проект изменений в законы «О безопасности дорожного движения», «Об охране здоровья граждан», «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», ужесточающий правила прохождения водительских медкомиссий и получения медсправок.

Документ, по данным “Ъ”, согласован с Минздравом. Сегодня обследования, напомним, обязаны проходить кандидаты в водители, а также граждане, меняющие права по истечении срока действия документа раз в десять лет.

Справка станет электронным документом с усиленной электронной подписью, но гражданин сможет получить и бумажный вариант документа (например, для предъявления работодателю). Все медицинские организации (как государственные, так и частные) обяжут передавать данные о выданных заключениях и аннулировании справок в информационную систему Минздрава.

Аннулирование справок будет основанием для прекращения действия прав.

Сейчас, напомним, это может делать только прокуратура, подав иск в суд на том основании, что у водителя есть противопоказания к вождению. Если на очередном медосмотре или при посещении поликлиники у гражданина выявят заболевание, несовместимое с вождением (например, проблемы со зрением или с конечностями), его направят на «внеочередное освидетельствование».

Если гражданин не сделает этого в течение месяца, электронная справка будет аннулирована. Если заболевание подтвердится — тоже. Все детали процедур и информационного обмена будут описаны в постановлении правительства России. Закон должен вступить в силу 1 июля 2022 года.

Наладить информационный обмен с Минздравом Госавтоинспекция пыталась с 2010 года, но медицинское ведомство сопротивлялось, не желая раскрывать врачебную тайну. МВД вносило несколько законопроектов для решения проблемы, но безуспешно.

ГИБДД, по словам ее представителей, персональных данных не требовала — нужно было только подтверждение, что гражданин может сесть за руль. В течение последних трех лет ГИБДД на основании решений судов аннулировала более 36 тыс. водительских удостоверений (11,4 тыс.

в 2017 году, 12,8 тыс. в 2018-м и 11,7 тыс. в 2019-м).

Ситуация, отмечают в Госавтоинспекции, «создает угрозу безопасности, жизни и здоровью других участников дорожного движения»: «Имеют место многочисленные факты наличия у водителей, страдающих алкогольной и наркотической зависимостью, документов на управление транспортными средствами».

Ситуация изменилась после совещания у премьера Дмитрия Медведева 15 октября 2019 года. Тогда глава МВД Владимир Колокольцев заявил, что с Минздравом удалось договориться. Глава медицинского ведомства Вероника Скворцова отметила, что обмен данными будет происходить через создаваемую единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ).

Обязанность эта закреплена в приказе, который начнет действовать с 1 января 2020 года. Освидетельствование сегодня имеют право проводить 6 тыс. организаций, включая 3,38 тыс. государственных и 2,62 тыс. частных. 60% государственных и муниципальных медорганизаций уже направляют документы в ЕГИСЗ, заявляла госпожа Скворцова.

В Минздраве вчера законопроект не комментировали.

«Идея правильная, но черт кроется в деталях,— говорит завкафедрой медицинской психологии Казанского государственного медицинского университета нарколог Владимир Менделевич.— Приемлем вариант, если в этих электронных медсправках будут данные лишь о том, что гражданин годен или не годен к вождению.

Но если ГИБДД будет получать сведения о диагнозах без согласия человека, это неправильно. Такая информация может быть использована против человека».

Отменить ранее выданную медсправку Минздраву будет непросто, считает президент «Лиги защиты пациентов» Александр Саверский.

«Ведь документ выдавался на законных основаниях, а значит, гражданин может предъявить претензии, почему справка признана недействительной,— считает господин Саверский.

— Нужно создавать третейский суд при Минздраве, который будет разрешать конфликтные ситуации, когда одна организация считает, что водителя допускать за руль можно, а другая — нет».

Президент Национального союза ассоциаций автошкол Елена Зайцева новую систему поддержала, заметив, что ее создание проблему с недопуском за руль больных граждан на 100% не решит, ведь процедура освидетельствования в водительских комиссиях не способна выявить 100% противопоказаний: «Нужно обсуждать и решать проблему регулярной и обязательной диспансеризации».

«Создание подобной информационной системы, безусловно, крайне важно в масштабах страны,— говорит нарколог Александр Ковтун.— Но случаи, когда гражданин «договаривается» с недобросовестным медработником о выдаче необходимого медицинского заключения или невнесении данных о заболевании в систему, новая система побороть не сможет — это явление, скорее всего, останется».

Сама процедура освидетельствования изменится 22 ноября: вступают в силу изменения в приказ Минздрава №344н. Граждан обяжут проходить новый вид теста на определение в крови маркера, который указывает на хронический алкоголизм. При его обнаружении гражданина отправят в наркологический диспансер. Стоимость получения медсправок, скорее всего, существенно вырастет.

Ъ

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *