Источник: https://pixabay.com/photos/moscow-city-trolley-bus-moscow-1732889/
Выделенная полоса, обозначенная большой буквой «А» на самой полосе и на дорожных знаках, предназначена исключительно для узкого круга транспорта. Её обозначают знаком 5.4, который условно изображает автобус и направление его движения на ярко-синем поле:
Источник: Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 «О Правилах дорожного движения»
По специальной полосе дороги могут передвигаться только:
- регулярный общественный транспорт (троллейбусы, автобусы, в том числе маршрутные, школьные, рейсовые и тяжёлые, более 5 тонн, автобусы, внесённые в особый перечень Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя);
- легковое такси;
- велосипедисты.
Для машин легкового такси, вело-водителей и автобусов из перечня отдельных городов заезд на выделенную полосу может быть ограничен запрещающими знаками («кирпич», знак 3.1.). В этом случае проезд по специально выделенной полосе будет доступен только для маршрутного общественного транспорта.
Автомобили, автобусы каршеринга, мотоциклетный автотранспорт (мопеды, скутеры, мотоциклы), а также автобусы для перевозки несовершеннолетних детей, которые не являются школьными, не имеют права осуществлять движение по выделенным «А»-полосам. Исключениями являются разрешённые манёвры такие, как высадка/посадка пассажиров, поворот направо и выезд на полосу с второстепенной дороги или прилегающей территории.
Особенности движения транспорта по выделенной полосе
Специальные автобусные полосы выделяются, как правило, на тех дорогах, которые имеют свойство быть переполненными автотранспортом. Для беспрепятственного движения автобусов и троллейбусов выделенные полосы ограждаются от других участников дорожного движения. Однако полностью изолировать автобусные полосы невозможно.
Существует объективная необходимость заезда другого автотранспорта, кроме общественного, на выделенные полосы. Это связано с совершением манёвров, таких как: поворот направо, выезд с прилегающей территории или с второстепенной дороги и посадка/высадка пассажиров.
Кроме того, существует ряд законных возможностей выезжать на автобусную полосу, которые обусловлены дополнительными дорожными табличками. Читайте подробнее.
Когда можно воспользоваться выделенной полосой?
Для того чтобы не получить штраф за езду по автобусной полосе, нужно чётко знать все действующие положения ПДД. Существенными факторами для использования «А»-полосы всегда были, есть и будут фундаментальные правила безопасности:
- наличие прерывистой линии дорожной разметки;
- отсутствие помех для работы общественного автомобильного транспорта;
- обозначение манёвра с помощью поворотников.
При этом осуществлять постоянную езду по автомобильной полосе категорически нельзя. Речь идёт о совершении необходимых манёвров и в некоторых других случаях, а именно:
- маневр «поворот направо». Перед началом манёвра нужно убедиться в безопасности такого движения, обозначить свои действия включением поворотника и перестроиться в правый ряд. При этом осуществить перестроение можно только через участки, которые обозначены пунктирной линией разметки. Выезд на «А»-полосу через сплошную линию является нарушением ПДД;
- заезд на выделенную полосу с дополнительной (неглавной) дороги или прилегающего к дороге участка. Также манёвр должен осуществляться через прерывистые участки дорожной разметки и с использованием поворотника;
- высадка/посадка пассажиров. Данный манёвр возможно применить у края проезжей части, без создания помех для регулярного маршрутного транспорта;
- в случае крайней необходимости, уходя от столкновения или наезда;
- при отсутствии дорожной разметки и дорожных знаков, оповещающих о наличии выделенной полосы. Также выезд возможен в случае, если одновременно отсутствует знак, а разметка занесена снегом, песком, землёй;
- при наличии специальных информационных табличек, которые обозначают особые условия использования автобусной полосы.
Выделенная полоса в выходные и праздничные дни
Многие водители получают штраф за езду по выделенной полосе, потому что не знают и не умеют правильно трактовать правила дорожного движения. Особенно много вопросов вызывают у водителей дополнительные информационные таблички, которые размещаются совместно со знаком о выделенной полосе.
В большинстве случаев знак 5.4., который обозначает полосу для общественного транспорта, размещают совместно со следующими табличками:
- так называемые «праздничные дни», табличка 8.5.1. Её применение означает, что полоса предназначена для маршрутного транспорта в выходные и праздничные дни:
Источник: Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090«О Правилах дорожного движения»
- так называемые «рабочие дни», табличка 8.5.2. Она обозначает, что полоса для автобусов и другого общественного автотранспорта работает в будние или рабочие дни. Также она информирует водителей о том, что в выходные и праздничные дни выделенная полоса доступна для всех автомобилей. Зачастую водители путают значение этой таблички, придавая ей обратный смысл:
Источник: Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090«О Правилах дорожного движения»
- так называемые «дни недели», табличка 8.5.3. Она говорит о том, что автобусная полоса предназначена для общественного транспорта именно в указанные дни недели, например, с понедельника по среду включительно:
Источник: Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090«О Правилах дорожного движения»
- так называемые «часы работы», табличка 8.5.4. Она оповещает водителей о том, что выделенная полоса закрыта для общего пользования в часы, указанные на ней, а не наоборот. Таблички могут изображать разное время:
Источник:Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090«О Правилах дорожного движения»
- совместное использование табличек. Водители должны знать, что на информационных табличках всегда указывается условия запрета для общего использования полосы. Значит, в это время на полосе могут находиться только машины общественного транспорта:
Источник: Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090«О Правилах дорожного движения»
Источник: Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 «О Правилах дорожного движения»
Источник: Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 «О Правилах дорожного движения»Нередко водители попадают в неприятную ситуацию из-за дополнительных условий выезда на «А»-полосу. К таким нюансам относится совместное размещение инфотабличек и знака 3.1 (или «кирпича»), когда его размещение над полосой означает, что заезд запрещён всегда (в рабочие, в выходные, праздничные дни и определённые часы). Также нередко полоса общественного транспорта обозначается информационными табличками, но она отделена сплошной линией. Это означает, что движение по спецполосе не запрещено, но заезд на неё является прямым нарушением закона. Самым спорным вопросом является следующий календарный момент – перенос выходных дней. Является ли день выходным? Если из-за переносов суббота является рабочей, то действие информационных табличке будет ограничено. Многие водители в эти дни получают штраф за выделенную полосу.
Совершение манёвра
Нередко штраф за автобусную полосу прилетает не один, а совместно с административным штрафом за пересечение сплошной линии разметки.
Все разрешённые манёвры при заезде или выезде с выделенной полосы должны быть проведены только в участках с нанесением прерывистой (пунктирной) линии.
Также в обязательном порядке нужно не забывать об обозначении своих действий с помощью поворотников и о соблюдении правил безопасности. Нужно помнить, что автобусы и другие маршрутные средства имеют право преимущества: их нужно пропускать.
Ответственность за движение по выделенной полосе
Нарушение действующих норм безопасного движения приводит к вынужденным мерам административной ответственности.
Согласно КоАП (кодексу об административных правонарушениях), любителей езды наказывают денежными штрафами, а в некоторых случаях и лишением водительского удостоверения сроком до 1 года.
Хорошей новостью для правонарушителей по статье «Непредоставление права преимущественного движения на выделенных полосах» является то, что штраф можно обжаловать и (или) заплатить всего половину на законных основаниях.
Размер штрафа
Такое правонарушение, как езда по выделенной полосе, на юридическом языке трактуется как непредоставление преимущества в движении. При этом в статье 12.17 говорится не только о движении маршрутного автотранспорта, но и о движении автотранспорта с включёнными световыми и звуковыми сигналами.
В том случае, если водитель заехал на «А»-полосу или не предоставил преимущественное право проезда, его ожидает штраф 500 рублей.
Если водитель осуществляет езду по спецполосе и (или) осуществил остановку в зоне действия знака 5.4, то ему выпишут штраф во всех городах России, кроме Москвы и Санкт-Петербурга, в размере 1 500 рублей. В столице нашей страны и северной столице размер денежного взыскания увеличен в 2 раза и составляет 3 000 рублей.
Если водитель не уступил дорогу на выделенной полосе автотранспорту с нанесёнными цветографическими схемами и включенными световыми и звуковыми спецприборами (карете скорой помощи, пожарной машине, автотранспорту МВД и других силовых структур), то его ожидает самое суровое наказание в рамках данной статьи:
- штраф от 3 000 до 5 000 рублей или лишение водительского удостоверения на срок от 3-х до 12 месяцев.
Оплата со скидкой
Всеми любимая скидка водителей – это законная скидка на автомобильные штрафы. Она действует не на все виды штрафов. В отношении статьи 12.
17 КоАП есть возможность оплатить свои «автогрехи» в размере 50 %. При этом существенное значение имеет временной промежуток в течение которого это правило работает.
С момента вынесения постановления о правонарушении и до истечения 20-ти дней водители могут воспользоваться скидкой.
Выделенная полоса и такси
Спорным вопрос о езде по выделенной полосе является у таксистов. При этом большинство такси в нашей стране работают нелегально. Благодаря простому подключению к популярным агрегаторам, практически каждый водитель может стать таксистом. Кто-то работает в такси на постоянной основе, кто-то подрабатывает, но далеко не все машины такого таксопарка подходят для езды по выделенной полосе.
Легальная машина такси имеет три опознавательных элементов:
- наличие таксометра;
- специальный фонарь оранжевого цвета, расположенный на крыше автомобиля;
- так называемый шашечный пояс или рисунок из черно-белых шашечек такси, расположенный по бортам автомобиля.
Кроме того, таксист должен работать на основании лицензии и проходить регулярный медицинский осмотр. Согласитесь, что в преобладающем большинстве таксисты работают на других условиях. Даже брендированные машины «Яндекс» и «Убер» не соответствуют требованию закона.
Немного более ясная картина наблюдается в столице. Там по инициативе мэра города настоящим таксистам выдаются специальные ярко-желтые номера. Их наличие разрешает подобным автомобилям выезжать и передвигаться по выделенным полосам в пределах города Москвы.
На дороги Подмосковья и Московской области данное положение не распространяется.
Заключение
Полосы, предназначенные для регулярного общественного транспорта, несут в себе большое социальное значение. Они создаются с целью борьбы с автомобильными пробками.
Особенно актуально эта проблема стоит в крупных городах федерального значения и городах-миллионниках. Поэтому именно дороги крупных российских городов оборудуются «А»-полосами.
Выезд и проезд по полосам строго регулируется законом, а нарушение действующих норм дорожной безопасности ведёт к административным штрафам.
Пожалуйста, оцените статью! (1
Выделенные штрафы для городов федерального значения
Добрый день, уважаемый читатель.
В этой статье речь пойдет про выделенные штрафы для городов федерального значения, к которым относятся города Москва и Санкт-Петербург.
Напомню, что в настоящее время размер штрафа за нарушение правил дорожного движения не зависит от того, где именно совершено правонарушение. Т.е., например, если один водитель превысит скорость на красной площади на 11 км/ч, а другой водитель допустит то же самое нарушение на грунтовой лесной дороге в 5000 км от столицы, наказание для обоих будет одним и тем же.
Однако подобное положение дел будет продолжаться лишь до 1 июля 2012 года, когда вступят в силу новые штрафы ГИБДД. Начиная именно с этой даты будет введена зависимость размера штрафа от места совершения правонарушения.
В этой статье будут рассмотрены все штрафы, которые имеют особый размер для городов федерального значения, а также будет приведена таблица различий.
Особые штрафы для Москвы и Санкт-Петербурга
Штраф за нарушение требований дорожных знаков или дорожной разметки, запрещающих остановку или стоянку будет составлять:
- 3 000 рублей для Москвы и Санкт-Петербурга;
- 1 500 рублей для остальных субъектов федерации.
Обратите внимание, что в данном случае рассматриваются не нарушения любых дорожных знаков или разметки (за них штраф в настоящее время составляет 500 рублей), а только нарушения требований знаков запрещающих остановку или стоянку.
Размер штрафа за движение по выделенной полосе для общественного транспорта или за остановку на этой полосе:
- 3 000 рублей для Москвы и Санкт-Петербурга;
- 1 500 рублей для остальных субъектов федерации.
Штраф за нарушение правил остановки или стоянки:
- 2 500 рублей для Москвы и Санкт-Петербурга;
- 500 рублей или предупреждение для остальных субъектов федерации.
Заметьте, в данном случае разница между штрафами для городов федерального значения и других городов оказалась самой большой (более чем в 8 раз).
В описанной ситуации рассматриваются исключительно правила остановки и стоянки, которые не предусматриваются другими статьями КоАП. Например, речь идет об остановке или стоянке на мосту или путепроводе.
Штраф за остановку или стоянку на пешеходном переходе (или ближе чем в 5 метрах от него), на тротуаре, на остановках общественного транспорта или ближе чем в 15 метрах от них, составит:
- 3 000 рублей для Москвы и Санкт-Петербурга;
- 1 000 рублей для остальных субъектов федерации.
Размер штрафа за остановку на трамвайных путях или далее первого ряда проезжей части составит:
- 3 000 рублей для Москвы и Санкт-Петербурга;
- 1 500 рублей для остальных субъектов федерации.
Штрафы за нарушение правил, установленных для движения в жилых зонах:
- 3 000 рублей для Москвы и Санкт-Петербурга;
- 1 500 рублей для остальных субъектов федерации.
Обратите внимание, что в данном случае речь идет не о нарушении любого пункта ПДД, а именно о нарушении правил для жилых зон.
Например, учебная езда с автоинструктором по территории жилой зоны или дворовой территории влечет один из вышеперечисленных штрафов. Однако, например, штраф за тонированные стекла автомобиля составит, как и везде, 500 рублей.
Таблица различий штрафов для городов федерального значения и для остальной территории РФ
В заключении этой статьи хочу привести специальную таблицу, в которой собраны все отличающиеся штрафы ГИБДД.
Таблица пригодится Вам в следующих ситуациях:
- Если Вы только изучаете выделенные штрафы для городов федерального значения, то с помощью таблицы Вам будет гораздо проще это сделать.
- Если Вы собираетесь ехать в Москву из другого субъекта федерации или, наоборот, выезжаете из Москвы, то обязательно распечатайте эту таблицу штрафов и положите её в автомобиль. В случае возникновения проблем при общении с сотрудниками ГИБДД, таблица поможет Вам понять, не обманывает ли Вас инспектор.
Таблица-картинка
Таблица в виде pdf-файла
Версию таблицы в виде файла pdf-формата можете скачать здесь:
Таблица штрафов в Москве и Санкт-Петербурге
Кстати, если у Вас до сих пор есть неоплаченные штрафы ГИБДД, то рекомендую Вам оплатить их, например, через интернет. Напоминаю, что в случае неуплаты на Вас может быть наложен штраф в двойном размере.
Административные штрафы за нарушение ПДД
В данной статье сайта давайте рассмотрим размеры административных штрафов и других административных наказаний в зависимости от вида нарушения правил дорожного движения РФ (далее — ПДД РФ) и его тяжести.
- Предлагаемая вашему вниманию публикация своевременно и систематически обновляется в соответствии с изменениями в российском законодательстве и поэтому является полностью актуальной.
- Для быстрого поиска необходимой информации рекомендуем пользоваться ссылками, размещенными выше.
- Если у гостей нашего сайта после или в ходе ознакомления со статьей появятся дополнительные или уточняющие вопросы, рекомендуем задать их в нашу службу поддержки по размещенным выше номерам телефонов или через форму обратной связи, а также в х к данной статье.
- Бесплатная консультация автоюриста по ДТП и автострахованию
- Административная ответственность за нарушения ПДД РФ
Административные штрафы за превышение скорости
Вид и размер административного наказания за превышение установленной скорости движения закреплены статьей 12.9. Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Зависят они от величины превышения скорости, которая выражается в километрах в час, а также, в двух случаях, от наличия факта повторного совершения правонарушения.
Превышение установленной скорости движения автомобиля на величину:
- более 20, но не более 40 километров в час – влечет административный штраф в размере пятисот рублей;
- более 40, но не более 60 километров в час – влечет административный штраф в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей;
- более 60, но не более 80 километров в час – влечет административный штраф в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев;
- более 80 километров в час – влечет административный штраф в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок шесть месяцев.
Повторное совершение административного правонарушения, выражающегося в превышение установленной скорости движения автомобиля на величину:
- более 40, но не более 60 километров в час – влечет административный штраф в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей;
- более 60, но не более 80 километров в час, а также, более 80 километров в час – влечет лишение права управления транспортными средствами на срок один год.
- В случае же фиксации данного административного правонарушения специальными техническими средствами – влечет административный штраф в размере пяти тысяч рублей.
- За какие нарушения лишают водительских прав
- Лишение водительских прав за ДТП
Административные штрафы за управление автомобилем в состоянии опьянения
Виды и размеры административных наказаний за управление транспортным средством в состоянии опьянения, а также за передачу управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения, закреплены статьей 12.8. КоАП РФ.
- Так, управление автомобилем водителем, находящимся в состоянии опьянения, влечет административный штраф в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.
- Такое же административное наказание предусмотрено и за передачу управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения.
- Лишение водительских прав за алкогольное опьянение
- Возврат водительских прав после их лишения
- А управление автомобилем водителем, находящимся в состоянии опьянения и не имеющим права управления транспортными средствами либо лишенным права управления транспортными средствами влечет административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток или административный штраф на лиц, в отношении которых не может применяться административный арест, в размере тридцати тысяч рублей.
Следует также отметить, что за управление автомобилем в состоянии опьянения, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за управление транспортным средством в состоянии опьянения или за невыполнение законного требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения либо имеющим судимость за совершение в состоянии опьянения определенных преступлений представляет собой состав уголовного преступления, закрепленного статьей 264.1. Уголовного кодекса РФ.
Административные штрафы за нарушение правил остановки и стоянки
Ответственность за нарушение правил остановки и стоянки транспортного средства установлена статьей 12.19. КоАП РФ. Совершение данного административного правонарушения влечет предупреждение или административный штраф в размере пятисот рублей.
Однако законодательством определены места, в которых его совершение значительно увеличивает административное наказание.
Итак, нарушение правил остановки и стоянки транспортного средства, допущенные:
- в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге – влечет административный штраф в размере двух тысяч пятисот рублей;
- в местах, отведенных для остановки или стоянки транспортных средств инвалидов — влечет административный штраф в размере пяти тысяч рублей;
- на пешеходном переходе и ближе пяти метров перед ним либо на тротуаре — влечет административный штраф в размере одной тысячи рублей;
- на пешеходном переходе и ближе пяти метров перед ним либо на тротуаре в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге — влечет административный штраф в размере трех тысяч рублей;
- в местах остановки маршрутных транспортных средств или стоянки легковых такси либо ближе 15 метров от мест остановки маршрутных транспортных средств или стоянки легковых такси (за исключением остановки для посадки или высадки пассажиров) — влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей;
- в местах остановки маршрутных транспортных средств или стоянки легковых такси либо ближе 15 метров от мест остановки маршрутных транспортных средств или стоянки легковых такси (за исключением остановки для посадки или высадки пассажиров) в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге — влечет наложение административного штрафа в размере трех тысяч рублей;
- на трамвайных путях либо далее первого ряда от края проезжей части — влечет административный штраф в размере одной тысячи пятисот рублей;
- на трамвайных путях либо далее первого ряда от края проезжей части в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге — влечет административный штраф в размере трех тысяч рублей;
- на проезжей части, повлекшее создание препятствий для движения других транспортных средств, а равно в тоннеле — влечет административный штраф в размере двух тысяч рублей;
- на проезжей части, повлекшее создание препятствий для движения других транспортных средств, а равно в тоннеле в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге — влечет административный штраф в размере трех тысяч рублей.
Административные штрафы за проезд на запрещающий сигнал светофора
Вид и размер административного наказания за проезд на запрещающий сигнал светофора закреплены статьей 12.12. КоАП РФ.
- Зависят они от наличия факта повторного совершения правонарушения.
- Так, проезд на запрещающий сигнал светофора влечет административный штраф в размере одной тысячи рублей.
- Повторное же совершение данного административного правонарушения влечет уже административный штраф в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.
- Ответственность за проезд на запрещающий сигнал светофора
Административные штрафы за нарушение правил проезда перекрестков
Размер административного штрафа за нарушение правил проезда перекрестков установлен статьей 12.13. КоАП РФ.
В ней закреплены два состава административных правонарушений, а именно:
- выезд на перекресток или пересечение проезжей части дороги в случае образовавшегося затора, который вынудил водителя остановиться, создав препятствие для движения транспортных средств в поперечном направлении;
- невыполнение требования ПДД РФ уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом проезда перекрестков.
- Совершение любого из вышеуказанных правонарушений влечет административный штраф в размере одной тысячи рублей.
- ДТП в результате не предоставления преимущества в движении
- ДТП на перекрестке при повороте налево
Административные штрафы за нарушение правил применения ремней безопасности и мотошлемов
Размер административного штрафа за нарушение правил применения ремней безопасности и мотошлемов установлен статьей 12.6. КоАП РФ.
В ней закреплены следующие составы административных правонарушений:
- управление автомобилем водителем, не пристегнутым ремнем безопасности, если конструкцией транспортного средства предусмотрены ремни безопасности;
- перевозка водителем автомобиля пассажиров, не пристегнутых ремнями безопасности, если конструкцией транспортного средства предусмотрены ремни безопасности;
- управление мотоциклом или мопедом водителем без мотошлема или в незастегнутом мотошлеме;
- перевозка водителем на мотоцикле пассажиров без мотошлемов или в незастегнутых мотошлемах.
Совершение любого из вышеперечисленных правонарушений влечет административный штраф в размере одной тысячи рублей.
Административные штрафы за несоблюдение требований об обязательном страховании гражданской ответственности
Размер административного штрафа за несоблюдение требований об обязательном страховании гражданской ответственности установлен статьей 12.37. КоАП РФ.
В ней закреплены следующие составы административных правонарушений:
- управление автомобилем в период его использования, не предусмотренный страховым полисом обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства,
а также,
- управление автомобилем с нарушением предусмотренного страховым полисом условия управления этим автомобилем только указанными в нем водителями, — влечет административный штраф в размере пятисот рублей.
Кроме этого:
- неисполнение владельцем автомобиля установленной федеральным законодательством обязанности по страхованию своей гражданской ответственности,
а также,
- управление автомобилем, если такое обязательное страхование заведомо отсутствует, — влечет административный штраф в размере восьмисот рублей.
Выше мы рассмотрели административные штрафы и другие административные наказания за наиболее часто встречающиеся на практике нарушения ПДД РФ.
Если вы не нашли ответа на интересующий вопрос или «ваша» ситуация является достаточно не ординарной, то рекомендуем задать его в нашу службу поддержки по размещенным выше статьи номерам телефонов или через форму обратной связи либо в х к данной статье.
Штрафы для мегаполисов: почему москвичи и петербуржцы платят больше?
В последнее время появилась новая тенденция у нашего парламента – вводить для городов федерального значения (Москвы и Санкт-Петербурга) повышенные меры ответственности. Я имею в виду штрафы. Так, за административные правонарушения, совершенные в Москве и в Санкт-Петербурге, штраф будет непременно выше, чем в других городах.
Так у нас дело обстоит со штрафами за парковку, за проживание в жилом помещении без регистрации и т.д. За указанные правонарушения, если они были совершены в Москве или Санкт-Петербурге, придется заплатить больше.
Но вот вопрос – справедливо ли это? В частности, может ли ответственность и наказание (как мера ответственности) зависеть от места совершения правонарушения? Попробуем разобраться.
Начнем, пожалуй, со статьи 1.4. Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее «КоАП РФ»). Данная статья закрепляет следующий принцип: лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом, в том числе независимо от места жительства.
Однако квалифицирующим признаком, определяющим, что правонарушения будет караться более высоким штрафом, является не место жительства, а место совершения правонарушения. Но вот в чем противоречие. Статья 19.15.1.
КоАП РФ устанавливает повышенную ответственность именно за проживание гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении без регистрации в Москве или Санкт-Петербурге в виде более высоких штрафов.
И здесь мы видим прямой конфликт (противоречие или говоря языком права – коллизию) с вышеуказанным принципом равенства всех перед законом, независимо от места жительства.
Есть и косвенное противоречие. Потенциальными нарушителями правил парковки в Москве и Санкт-Петербурге могут стать, скорее, жители Москвы и Санкт-Петербурга, а не гости этих мегаполисов.
Так как москвичи и петербуржцы большую часть жизни проводят в городе, а значит, существует большая вероятность того, что они нарушат правила парковки, чем приезжие.
И законодатель в лице Государственной думы ввел специально более высокую ответственность за нарушение правил парковки в Москве и Санкт-Петербурге для борьбы с пробками и нарушениями жителями столиц правил парковки.
Расчет такой – чем больше штраф, тем меньше жители указанных мегаполисов будут нарушать. Но не это ли является признаком деления на федеральном уровне ответственности для жителей центральных городов и жителей остальных субъектов РФ?
Между прочим, равенство всех перед законом, независимо в том числе от места жительства, гарантирует статья 19 Конституции РФ.
Какой вывод из всего вышесказанного? Необходимо внести соответствующие поправки в законодательство и исключить зависимость ответственности от места жительства. Это противоречит принципам права и Конституции.
Теперь немного пофантазируем. Не надо забывать, что наша страна является федерацией. А значит, у каждого субъекта Российской Федерации (Москвы, Московской области, Рязанской области и т. д.) может быть свое законодательство, не противоречащее федеральному.
Поэтому если говорить о Москве, то теоретически можно законодательство об ответственности за нарушение правил парковки передать в ведение Москвы.
И при условии предварительного исключения ответственности из федерального законодательства Москва может включить указанную ответственность в собственный Кодекс города об административных правонарушениях (кстати, рекомендую ознакомиться, за какие правонарушения в Москве существует административная ответственность). Однако тогда и другие субъекты РФ должны будут принять соответствующие законы, касающиеся парковки.
Госдума вводит двукратный коэффициент штрафов за нарушение ПДД в Москве и Санкт-Петербурге
- Госдума вводит двукратный коэффициент штрафных санкций за нарушение правил парковки в городах федерального значения — Москве и Санкт-Петербурге.
- Размер «столичного» штрафа за неправильную парковку теперь составит 3 тысячи рублей.
- Соответствующая поправка была одобрена сегодня при рассмотрении во втором чтении проекта закона о совершенствовании организации дорожного движения.
Изменения внесены в 12-ю статью КоАП РФ, где устанавливается, что «несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, запрещающими остановку или стоянку транспортных средств, влечет наложение административного штрафа в размере 1 тысячи 500 рублей. Нарушение, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, влечет наложение административного штрафа в размере 3 тысяч рублей».
Новые правила должны будут вступить в силу с 1 июля 2012 года. Но уже сейчас ряд экспертов называют их дискриминационными и антиконституционными. Однако в Госдуме уверяют в обратном.
«Данные нормы не затрагивают единства конституционного поля РФ, а также вопросов равенства граждан перед законом, они полностью отражают опыт других мегаполисов мира. Правонарушения имеют разную степень общественной вредности», — подчеркнул глава профильного комитета по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин.
Он пояснил, что в Москве и Санкт-Петербурге нарушения ПДД «в связи с насыщенностью транспортными средствами более общественновредны по сравнению с другими городами». По его заверению, поправки были поддержаны также регионами РФ, правительствами Москвы и Санкт-Петербурга.
Напомним, что еще в феврале в первом чтении Госдума приняла поправки в Кодекс об административных правонарушениях. В нем резко увеличиваются штрафы за неправильную парковку и выезд на перекресток в случае образования затора.
Вводятся новые санкции за парковку во втором ряду или на трамвайных путях, а также за выезд на полосу, предназначенную для движения общественного транспорта.
Помимо этого в обязанности водителя вменяется оплата транспортировки и хранения такого неправильно припаркованного автомобиля.
В целом поправки направлены на то, чтобы попытаться избавить города от пробок. По мнению разработчиков поправок, пробки возникают не там, где не предусмотрены парковки, а там, где автомобили все-таки паркуются, несмотря на запрещающие знаки.
«Ковидное» право Москвы
Эпидемиологическая обстановка прежде никогда не представляла серьезной угрозы современной России, как и любой другой стране. Но времена изменились, и государству пришлось подстраиваться под новые условия – трансформировать законодательство и правила жизни граждан.
Многие решения отечественных властей не вызывают у общества понимания, поскольку они не соответствуют Конституции РФ и федеральным законам. В обозримом будущем эта ситуация потребует активного вмешательства юристов в связи с негативными последствиями для людей и бизнеса.
Следует признать, что в новых законах, указах и постановлениях много очевидных ошибок, ведь они принимались быстро и оперативно менялись. Практика применения этих норм административными органами и судами только формируется.
В такой ситуации обывателям остается лишь удивляться новым правилам, но стараться их соблюдать.
Сегодня мы уже имеем существенный пласт новых (трансформированных) правовых норм, которые наглядно подтверждают тот факт, что наша жизнь больше не будет прежней. Среди юристов появилась циничная шутка о развитии нового вида права – некое «ковидное» право, которое грубо нарушает привычные правовые принципы и стандарты.
Некоторые считают, что принятые нормы вообще нельзя назвать правом. Однако оставим этот непростой вопрос для теоретических дискуссий юристов.
В настоящей статье речь пойдет о практических аспектах привлечения к административной ответственности по новым «ковидным» нормам на примере наиболее пострадавшего региона – города Москва.
Режим повышенной готовности
Много лет назад в России был принят Федеральный закон от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее – Закон №68-ФЗ).
В нем определено понятие «чрезвычайная ситуация (ЧС)», возникновение которой влечет за собой серьезные правовые последствия.
Вспомним, например, о форс-мажоре – нарушении прав и неисполнении обязанностей вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Однако термин «режим повышенной готовности», который применяется сейчас во всех «ковидных» нормах, Законом №68-ФЗ прямо не определен, но используется. Так или иначе, из норм Закона №68-ФЗ следует, что «режим повышенной готовности» вводится только для органов государственной власти.
С точки зрения гражданского права, «режим повышенной готовности» не влечет за собой правовых последствий для хозяйствующих субъектов или граждан (то есть для них ничего не может измениться).
Иначе говоря, будет ли признано, что сложившаяся эпидемиологическая ситуация в стране является «чрезвычайной» для оправдания каждого конкретного нарушения норм гражданского права, остается на усмотрение судов.
Про штрафы за выезд на МКАД
“Пришел штраф 5000 рублей за выезд на МКАД!!!” — сообщения примерно такого содержания регулярно приходят на электронную почту и через форму заказа консультации. Несмотря на то, что ограничение для грузовиков въезжать на МКАД действует с 1 мая 2013 года, среди перевозчиков и экспедиторов все еще довольно часто встречается недопонимание механизма ограничения.
История введения штрафов за выезд на МКАД
Мэрия Москвы для разрешения ситуации с пробками на МКАД и в городе Москве решила ограничить въезд грузовиков в дневное время с 6:00 до 22:00 (в дачный сезон, длящийся с 1 мая по 1 октября, запрет действует с 6:00 до 0:00). Помог ли запрет? Чиновники мэрии Москвы считают, что помог: скорость потока увеличилась, загруженность снизилась на треть.
С другой стороны, независимые аналитические центры не увидели значительной пользы от введения запретов на движение по МКАД в дневное время. Например, Яндекс.Пробки сообщают о мизерном изменении в плотности и скорости транспортного потока.
- Газета «КоммерсантЪ» также приводит сведения о том, что введение запрета на движение по МКАД в дневное время не принесло сколь угодно ощутимых результатов.
Реализация запрета движения грузовиков по МКАД
Постановлением Правительства Москвы от 22 августа 2011 года № 379-ПП “Об ограничении движения грузового автотранспорта в городе Москве и признании утратившими силу отдельных правовых актов Правительства Москвы” был введен запрет на движение грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 12 тонн по территории города Москвы, ограниченной МКАД (включая МКАД). Изначально штраф за нарушение постановления был совсем небольшим и составлял 300 рублей, однако, мэр Москвы Сергей Собянин признал, что эта мера не позволяет добиться поставленной цели и постановил увеличить штраф до 5000 рублей. Увеличение штрафа происходило поэтапно: по 500 рублей в месяц.
Федеральным законом от 05.04.2013 года № 43-ФЗ “Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации — городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” в статью 12.
16 Кодекса РФ об административных правонарушениях были внесены изменения. Части 6 и 7 указанной статьи предусматривают штраф в размере 5000 рублей за несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками, запрещающими движение грузовых транспортных средств, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге.
В настоящее время все штрафы выписываются со ссылкой на эту статью КРФоАП.
Ограничение по количеству штрафов в день
Его нет. Проехавшись по МКАД или по Москве в дневное время без действующего пропуска вы получите столько штрафов по 5000 рублей, сколько раз грузовик попадет в объектив дорожной камеры.
При попытке обжаловать постановления суд исходит из того, что совершив нарушение водитель имел возможность для его прекращения (съехать с МКАД в сторону области), однако, не сделал этого.
В этом случае уместно провести аналогию с автоматической фиксацией превышения скорости — разогнавшись до 140 км/ч и не снижая скорости вы получите столько штрафов, сколько превышение допустимой скорости будет зафиксировано.
Соответственно, все постановления остаются в силе, а жалобы — без удовлетворения.
Справедливости ради следует отметить, что камеры, фиксирующие правонарушения, предусмотренные ч. ч. 6, 7 ст. 12.16 КРФоАП, расположены на МКАД таким образом, чтобы дать возможность водителю покинуть территорию города Москвы только с одним штрафом, избежав тем самым многочисленного штрафования за одно и то же нарушение.
Пропуска для проезда по МКАД
Получить пропуск для проезда по МКАД можно совершенно бесплатно через портал государственных услуг (ПГУ).
Каких-либо сверхъестественных требований к заявителю не предъявляется, однако, комиссия Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы могут отклонять заявки по различным основаниям.
Чаще всего чиновники используют формулировку о необоснованной необходимости регулярного движения по территории Москвы по причине непредоставления договора, подтверждающего необходимость осуществления грузовой перевозки.
Многие перевозчики не имеют заключенных договоров на выполнение регулярных перевозок с грузовладельцами, осуществляющими деятельность на территории Москвы и поэтому не могут предоставить этот документ на рассмотрение чиновников из Дептранса г. Москвы, что, в свою очередь, служит причиной для отклонения поступившей заявки на выдачу пропуска.
Спрос рождает предложение. Появилось огромное количество организаций, которые стали предлагать перевозчикам получить пропуск за плату.
По сути деятельность этих фирм-помогаек заключается в формировании пакета документов (в роли грузовладельцев выступают фирмы-однодневки) и направлению их через ПГУ в Департамент транспорта.
Ничего особенного эти фирмы не делают и, что самое главное, результат не гарантируют.