Ответственность сотрудников регистрационных подразделений за решения и действия (бездействие), принимаемые (осуществляемые) ими в ходе предоставления государственной услуги

Заявители имеют право на досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) СПб ГКУ «ЦОСО», должностными лицами, сотрудниками СПб ГКУ «ЦОСО» в ходе предоставления услуги.

Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не исключает возможность обжалования решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) в ходе предоставления услуги, в судебном порядке.

Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не является для заявителя обязательным.

Заявитель может обратиться с жалобой в том числе в следующих случаях:

  • нарушение срока регистрации запроса о предоставлении услуги;
  • нарушение срока предоставления услуги;
  • требование у заявителя документов или информации либо осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга для предоставления услуги;
  • отказ в приеме документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга для предоставления услуги, у заявителя;
  • отказ в предоставлении услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
  • затребование с заявителя при предоставлении услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
  • отказ СПб ГКУ «ЦОСО», сотрудника СПб ГКУ «ЦОСО» в исправлении допущенных ими опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений;
  • нарушение срока или порядка выдачи документов по результатам предоставления услуги;
  • приостановление предоставления услуги, если основания приостановления не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
  • требование у заявителя при предоставлении услуги документов или информации, отсутствие и (или) недостоверность которых не указывались при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления услуги, либо в предоставлении услуги, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 №210‑ФЗ.

В случае если жалоба подается через представителя заявителя, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени заявителя. В качестве документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени заявителя, может быть представлена:

  • оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность (для физических лиц);
  • оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность, заверенная печатью заявителя (при наличии печати) и подписанная руководителем заявителя или уполномоченным этим руководителем лицом (для юридических лиц);
  • копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени заявителя без доверенности.

Жалоба может быть подана заявителем в письменной форме на бумажном носителе, в электронной форме (с использованием информационно‑телекоммуникационной сети «Интернет» посредством официального сайта). Подача жалобы в электронной форме обеспечивается при наличии технической возможности.

Жалобы на решения и действия (бездействие) руководителя СПб ГКУ «ЦОСО» подаются в Комитет.

Жалоба на решения и действия (бездействие) СПб ГКУ «ЦОСО», должностного лица СПб ГКУ «ЦОСО» может быть направлена:

  • по почте;
  • с использованием информационно‑телекоммуникационной сети «Интернет» посредством: официального сайта Правительства Санкт‑Петербурга www.gov.spb.ru, федерального Портала либо Портала. Подача жалобы посредством официального сайта Комитета обеспечивается при наличии технической возможности. Подача жалобы посредством федерального Портала обеспечивается при наличии технической возможности;
  • при личном приеме заявителя в СПб ГКУ «ЦОСО» (в месте предоставления услуги, т.е. в месте, где заявитель подавал запрос на получение услуги, нарушение порядка предоставления которой обжалуется, либо в месте, где заявителем получен результат указанной услуги).

При подаче жалобы:

  1. При личном приеме заявителя в письменной форме на бумажном носителе заявитель представляет документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  2. В электронной форме могут быть представлены документы, указанные в пункте 5.1 настоящего регламента, при этом документ, удостоверяющий личность заявителя, не требуется.
  • Заполнение заявления о рассмотрении жалобы через Портал производится заявителем лично при условии авторизации заявителя на Портале посредством ЕСИА.
  • Рассмотрение жалоб
  • Жалоба на сотрудника СПб ГКУ «ЦОСО» либо на порядок оказания услуги СПб ГКУ «ЦОСО» рассматривается Комитетом.
  • Жалоба на решения и действия (бездействие) Комитета, его должностных лиц и государственных гражданских служащих рассматривается Комитетом.

В случае если жалоба подана заявителем в орган, в компетенцию которого не входит принятие решения по жалобе, в течение трех рабочих дней со дня ее регистрации указанный орган направляет жалобу в уполномоченный на ее рассмотрение орган и в письменной форме информирует заявителя о перенаправлении жалобы. При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в уполномоченном на ее рассмотрение органе.

В случае если в отношении поступившей жалобы федеральным законом установлен иной порядок (процедура) подачи и рассмотрения жалоб, положения настоящего раздела не применяются, и заявитель уведомляется о том, что его жалоба будет рассмотрена в порядке и сроки, предусмотренные федеральным законом.

Жалоба должна содержать:

  • наименование учреждения (организации), предоставляющего услугу, должностного лица учреждения (организации), предоставляющего услугу, либо сотрудника, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
  • фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
  • сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) СПб ГКУ «ЦОСО», сотрудника СПб ГКУ «ЦОСО» либо государственного гражданского служащего Комитета, в том числе в случае подачи жалобы через Портал — вид нарушения, указанный в пункте 5.1 регламента;
  • доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) СПб ГКУ «ЦОСО», сотрудника СПб ГКУ «ЦОСО» либо государственного гражданского служащего Комитета. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.
Читайте также:  Права и обязанности участников дорожного движения

Заявитель имеет право на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы.

Жалоба, поступившая в СПб ГКУ «ЦОСО» либо вышестоящий орган, подлежит регистрации не позднее следующего рабочего дня со дня ее поступления. Жалоба подлежит рассмотрению должностным лицом, работником, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации, если более короткие сроки рассмотрения жалобы не установлены.

  1. В случае обжалования отказа СПб ГКУ «ЦОСО» в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и (или) ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений жалоба рассматривается в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации.
  2. В случае если законодательством Российской Федерации предусмотрена возможность приостановления рассмотрения жалобы, в указанном пункте указывается также перечень оснований для приостановления рассмотрения жалобы.
  3. По результатам рассмотрения жалобы СПб ГКУ «ЦОСО» принимает одно из следующих решений:
  • жалоба удовлетворяется, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления услуги документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
  • в удовлетворении жалобы отказывается.
  • Указанное решение принимается в форме акта СПб ГКУ «ЦОСО».
  • По результатам проверки при отсутствии в жалобе доводов, подтверждающих наличие указанного заявителем вида нарушения порядка предоставления услуги, должностное лицо, ответственное за рассмотрение жалобы, принимает решение об отказе в рассмотрении жалобы по существу в связи с несоответствием сведений, изложенных в жалобе, указанному виду нарушения.
  • При удовлетворении жалобы СПб ГКУ «ЦОСО» принимает исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений, в том числе по выдаче заявителю результата услуги, не позднее пяти рабочих дней со дня принятия решения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
  • Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.
  • В ответе по результатам рассмотрения жалобы указываются:
  • наименование Комитета, должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) его должностного лица, принявшего решение по жалобе;
  • номер, дата, место принятия решения, включая сведения о должностном лице, работнике, решение или действие (бездействие) которого обжалуется;
  • фамилия, имя, отчество (при наличии) или наименование заявителя;
  • основания для принятия решения по жалобе;
  • принятое по жалобе решение;
  • в случае если жалоба признана обоснованной, — сроки устранения выявленных нарушений, в том числе срок предоставления результата услуги, информация о действиях, осуществляемых СПб ГКУ «ЦОСО», в целях незамедлительного устранения выявленных нарушений при оказании услуги, а также приносятся извинения за доставленные неудобства и указывается информация о дальнейших действиях, которые необходимо совершить заявителю в целях получения услуги;
  • в случае если жалоба признана необоснованной, — аргументированные разъяснения о причинах принятого решения, а также информация о порядке обжалования принятого решения.
  1. Ответ по результатам рассмотрения жалобы подписывается уполномоченным на рассмотрение жалобы должностным лицом СПб ГКУ «ЦОСО», наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб.
  2. По желанию заявителя ответ по результатам рассмотрения жалобы может быть представлен не позднее дня, следующего за днем принятия решения, в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного на рассмотрение жалобы должностного лица и (или) уполномоченного на рассмотрение жалобы Комитета, наделенного полномочиями по рассмотрению жалоб, вид которой установлен законодательством Российской Федерации.
  3. В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо СПб ГКУ «ЦОСО», наделенное полномочиями по рассмотрению жалоб, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.
  4. СПб ГКУ «ЦОСО» отказывает в удовлетворении жалобы в следующих случаях:
  • наличие вступившего в законную силу решения суда, арбитражного суда по жалобе о том же предмете и по тем же основаниям;
  • подача жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • наличие решения по жалобе, принятого ранее в соответствии с требованиями настоящего Регламента в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы.

СПб ГКУ «ЦОСО» вправе оставить жалобу без ответа в следующих случаях:

  • не указаны фамилия гражданина, направившего жалобу, или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ;
  • наличие в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
  • текст жалобы не поддается прочтению;
  • текст жалобы не позволяет определить ее суть.
  • В случае оставления жалобы без ответа по основаниям, указанным в абзаце третьем настоящего пункта, СПб ГКУ «ЦОСО» сообщает гражданину, направившему жалобу, о недопустимости злоупотребления правом.
  • В случае оставления жалобы без ответа по основаниям, указанным в абзаце четвертом настоящего пункта, СПб ГКУ «ЦОСО» в течение семи дней со дня регистрации жалобы сообщает об этом гражданину, направившему жалобу, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.
  • В случае оставления жалобы без ответа по основаниям, указанным в абзаце пятом настоящего пункта, СПб ГКУ «ЦОСО» в течение семи дней со дня регистрации жалобы сообщает об этом гражданину, направившему жалобу.
  • Порядок обжалования решения по жалобе
Читайте также:  Какие нарушения фиксируют камеры ГИБДД в 2021 году?

Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в Комитете, курирующем деятельность СПб ГКУ «ЦОСО», (191060, Санкт‑Петербург, ул. Новгородская, д. 20; (812) 576‑2461; (812) 576‑24‑55; ksp@gov.spb.ru), в Правительство Санкт‑Петербурга, а также в суд, в порядке и сроки, предусмотренные действующим законодательством.

Информирование заявителей о порядке подачи и рассмотрения жалобы на решения и действия (бездействие) СПб ГКУ «ЦОСО», сотрудников СПб ГКУ «ЦОСО», государственных гражданских служащих Комитета осуществляется посредством размещения информации на Портале.

Консультирование заявителей о порядке обжалования решений и действий (бездействия) осуществляется также по телефонам, адресам электронной почты, а также при личном приеме.

Положения настоящего раздела, устанавливающие порядок подачи и рассмотрения жалоб заявителей на нарушения их прав при предоставлении государственных услуг, не распространяются на отношения, регулируемые Федеральным законом от 02.05.2006 №59‑ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Государственные услуги без волокиты и по закону

На прошлой неделе Президент РФ подписал закон, призванный обеспечить реальное соблюдение прав и законных интересов граждан и организаций при предоставлении государственных и муниципальных услуг, повысив качество и оперативность их предоставления. Соответствующие поправки в федеральный закон “Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг” и КоАП РФ назревали давно и были обусловлены рядом факторов.

Во-первых, законодательство о государственных услугах до сих пор не содержало сколь-нибудь внятного механизма рассмотрения жалоб и претензий на действия чиновников. Все жалобы рассматривались в общем порядке, определенном законом “О порядке рассмотрения обращений граждан”, что приводило к чрезмерной волоките и, в конечном счете, недопустимому затягиванию процедур предоставления госуслуг.

Во-вторых, отсутствовала и правовая ответственность за нарушение порядка предоставления услуг, что позволяло служащим заниматься самоуправством и многократно усиливало коррупционные риски в данной сфере. Указанные проблемы и призван устранить подписанный президентом закон.

Что может быть обжаловано

До недавнего времени законодатели предпочитали умалчивать о том, как стоит квалифицировать действия служащих при предоставлении некачественных государственных и муниципальных услуг.

Все же злоупотребления в данной области объединяло одно общее понятие – “волокита”.

Поэтому заявителям приходилось самостоятельно определять степень недобросовестности чиновников в той или иной ситуации, а процесс обжалования их действий и бездействия по большей части строился чисто на интуитивных началах.

  • Сейчас законодательство уже довольно обстоятельно и определенно отвечает на вопрос о том, что же следует считать неправомерными действиями должностных лиц при предоставлении госуслуг и в каких случаях к таким действиям могут быть предъявлены претензии. Итак, в соответствие с новым законом обжалованы могут быть следующие действия должностных лиц, госорганов и многофункциональных центров:
  • — нарушение срока регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной, или муниципальной услуги;
  • — нарушение должностными лицами законного срока предоставления услуги;
  • — истребование у заявителя документов и сведений, не предусмотренных нормативными правовыми актами;
  • — отказ в приеме документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами;
  • — отказ в предоставлении услуги, если спорные основания для такого отказа прямо не предусмотрены законодательством;
  • — затребование с заявителя денежной платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами;
  • — отказ государственного органа в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления услуги документах, либо нарушение установленного срока таких исправлений.

Все указанные действия и составляют так называемый “предмет досудебного (внесудебного) обжалования” по новому закону и изначально квалифицируются им как неправомерные. Это справедливо в отношении всех подобных решений, действий, бездействия органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги, должностных лиц этих органов, а также государственных и муниципальных служащих.

Порядок подачи и рассмотрения административных жалоб

Напомним, согласно действующему закону 2006 года «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», порядок и сроки рассмотрения жалоб граждан не дифференцирован в зависимости от степени срочности того или иного вопроса, требующего разрешения. Отсюда следует, что чиновники, рассматривая жалобы граждан, имеют полное право игнорировать наличные потребности заявителей в данный момент времени, не согласуясь с необходимостью получения государственной услуги в кратчайшие сроки.

Также данный закон не исключает и вероятность отказа в удовлетворении жалобы исключительно по формальным основаниям.

  Более того, в законе отсутствует возможность обращения с жалобой в органы государственной власти и органы местного самоуправления юридических лиц.

В связи с этим подписанный закон устанавливает универсальное право заявителей на внесудебное рассмотрение жалоб и претензий в процессе получения государственных и муниципальных услуг, а также порядок подачи и рассмотрения таких жалоб.

В соответствии с новыми требованиями жалоба на действия госслужащих, осуществляющих предоставление государственных услуг, подается в письменной форме на бумажном носителе, или в электронной форме непосредственно в орган, предоставляющий услугу. При этом жалобы и претензии на решения, принятые руководителем органа, предоставляющего услугу, подаются в вышестоящий орган. Жалоба направляется по почте, либо через многофункциональный центр.

Кроме того, закон закрепляет и дополнительные способы подачи жалоб и претензий – с помощью интернета через официальный сайт органа, предоставляющего услугу, единый портал государственных и муниципальных услуг, либо региональный портал государственных и муниципальных услуг. Также жалоба может быть принята при личном приеме заявителя. Порядок подачи и рассмотрения жалоб через интернет отдельно устанавливается Правительством РФ.

Читайте также:  Перенос требований при перевозке опасных грузов с 8 мая 2020 года

Для того, чтобы жалоба была принята и рассмотрена, в ней должно содержаться наименование органа, предоставляющего услугу, или муниципального служащего, решения и действия которого обжалуются, фамилия, имя, отчество, сведения о месте жительства заявителя, номер контактного телефона и почтовый адрес. В том случае, если заявителем выступает юридическое лицо, указываются сведения о месте нахождения заявителя и его контактные данные.

Также жалоба должна содержать полные сведения об обжалуемых решениях и действиях и доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием органа, предоставляющего государственную услугу. Дополнительно заявителем могут быть представлены документы, подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

По общему правилу жалоба, поступившая в орган, предоставляющий государственную или муниципальную услугу, подлежит рассмотрению в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации.

В случае же обжалования отказа в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок, равно как и в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений, жалоба рассматривается в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации.

Предполагается, что в будущем отдельным правовым актом будут предусмотрены случаи, при которых срок рассмотрения жалобы может быть еще меньше.

По результатам рассмотрения жалобы орган, предоставляющий государственную услугу, либо орган, предоставляющий муниципальную услугу, либо удовлетворяет жалобу, либо отказывает в ее удовлетворении.

Удовлетворение жалобы осуществляется в форме отмены ранее принятого решения, исправления допущенных опечаток и ошибок в выданных в документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено законодательством, а также в иных формах.

В свою очередь ответ о результатах рассмотрения  жалобы направляется заявителю не позднее одного дня, следующего за днем принятия решения.

Ответ должен быть мотивирован (то есть, содержать ссылки на конкретные НПА) и направлен заявителю в письменной, или по желанию последнего в электронной форме.

Ответственность за волокиту

В целях полного и неукоснительного соблюдения должностными лицами органов исполнительной власти установленных стандартов предоставления государственных услуг, а также порядка удовлетворения административных жалоб законом вводится ответственность госслужащих.

К ответственности недобросовестные исполнители госуслуг могут быть привлечены в случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы.

Здесь при наличии признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалоб, незамедлительно обязано направлять имеющиеся материалы в органы прокуратуры для решения вопроса о возбуждении дела.

В соответствии с этим Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дополняется новой статьей (статья 5.63) – “Нарушение законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг”. Данная статья выделяет сразу несколько составов правонарушений, предусматривая за их совершение довольно внушительного размера штрафные санкции.

Так, нарушение должностным лицом органа исполнительной власти либо сотрудником многофункционального центра порядка предоставления государственной услуги теперь влечет наложение административного штрафа в размереот трех тысяч до пяти тысяч рублей.

Истребование же указанными лицами дополнительных документов или платы, не предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, влечет наложение административного штрафа в размереот пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Кроме того, законом установлена штрафная ответственность и за нарушение порядка или сроков   рассмотрения жалобы, а также за незаконный отказ или уклонение от принятия ее к рассмотрению. За данные действия должностным лицам придется заплатить от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

IV. Формы контроля за предоставлением государственной услуги

Административный регламент Министерства Внутренних Дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации

  1. 188.

    Текущий контроль за соблюдением порядка предоставления государственной услуги, принятием решений должностными лицами подразделений по вопросам миграции осуществляется постоянно в процессе исполнения предусмотренных Административным регламентом административных процедур с учетом сроков их осуществления, а также путем проведения проверок исполнения положений Административного регламента, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих вопросы, связанные с предоставлением государственной услуги.

  2. 189. О случаях и причинах нарушения административных процедур должностные лица немедленно информируют своих непосредственных руководителей или их заместителей, а также принимают меры по устранению нарушений.

  1. 190. Контроль качества предоставления государственной услуги осуществляется в форме плановых и внеплановых проверок.

  2. 191. Проведение плановых проверок осуществляется с периодичностью не реже одного раза в год. Внеплановая проверка может проводиться по конкретному обращению заявителя.

  3. 192. Плановые и внеплановые проверки проводятся по решению руководства МВД России или территориальных органов МВД России на региональном и районном уровнях.

  4. 193. В случае выявления нарушений прав заявителей по результатам проведенных проверок в отношении виновных лиц принимаются меры в соответствии с законодательством Российской Федерации.

  1. 194. Должностные лица, предоставляющие государственную услугу, несут персональную ответственность за исполнение административных процедур в соответствии с законодательством Российской Федерации и соблюдение сроков, установленных Административным регламентом.

  1. 195.

    Контроль за предоставлением государственной услуги, в том числе со стороны заявителей, их объединений и организаций осуществляется посредством получения полной, актуальной и достоверной информации о деятельности подразделений по вопросам миграции при предоставлении государственной услуги, рассмотрении обращений (жалоб) и при обжаловании решений действий (бездействия) должностных лиц в процессе получения государственной услуги.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *