Новые водительские удостоверения с 1 апреля 2014 года

Итак, сегодня, 01 апреля 2014 года, в соответствии с поправками в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» и «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», вступает в силу приказ МВД России от 09 января 2014 года №6 «О внесении изменений в нормативные правовые акты МВД России». Это означает, что с этого дня в водительских удостоверениях вводятся дополнительные категории и подкатегории, меняются требования к проведению экзаменов на вождение и ВУ несколько меняет свой внешний вид.

Новый перечень категорий и подкатегорий в водительском удостоверении

Основные нововведения, как вы уже поняли, это появление новых категорий и подкатегорий. Теперь общее их количество увеличилось до 16. Вот перечень (согласно статье 25 в ред. Федерального закона от 07.05.2013г N92-ФЗ):

Категория Описание категории
«А» мотоциклы
«В» автомобили (за исключением транспортных средств категории «А»), разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми; автомобили категории «В», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750кг; автомобили категории «В», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750кг, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 3500кг
«С» автомобили, за исключением автомобилей категории «D», разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов; автомобили категории «С», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750кг
«D» автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя; автомобили категории «D», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750кг
«ВЕ» автомобили категории «В», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750кг и превышает массу автомобиля без нагрузки; автомобили категории «В», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750кг, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств превышает 3500кг
«СЕ» автомобили категории «С», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750кг
«DЕ» автомобили категории «D», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750кг; сочлененные автобусы
«Tm» трамваи
«Tb» троллейбусы
«М» мопеды и легкие квадрициклы (Это новая категория. Право управления — при достижении шестнадцатилетнего возраста)

Как видим, появилась новая категория «М». То есть теперь водители мопедов и скутеров должны иметь при себе водительское удостоверение (т.е. прежде чем оказаться в транспортном потоке — изучить правила дорожного движения, а это уже хорошо))).

До того, как автошколы начнут официально обучать вождению мопедов/скутеров/ легких квадроциклов по соответствующим профессиональным методикам, а ГИБДД (или, по букве закона — «…

уполномоченные должностные лица органов внутренних дел Российской Федерации») принимать экзамены и выдавать ВУ, до этого времени инспекторы ГИБДД должны быть лояльны к водителям этих ТС и не требовать того, чего еще нет.

Впрочем, если у вас уже открыта какая-либо категория, то получать категорию для вождения мопеда/скутера не требуется.

Перечень новых подкатегорий

Подкатегория Описание подкатегории
«А1» мотоциклы с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 кубических сантиметров, и максимальной мощностью, не превышающей 11 киловатт (право управления — при достижении шестнадцатилетнего возраста)
«В1» трициклы и квадрициклы
«С1» автомобили, за исключением автомобилей категории «D», разрешенная максимальная масса которых превышает 3500кг, но не превышает 7500кг; автомобили подкатегории «С1», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750кг
«D1» автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми, но не более шестнадцати сидячих мест, помимо сиденья водителя; автомобили подкатегории «D1», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750кг
«С1Е» автомобили подкатегории «С1», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750кг, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12000кг
«D1Е» автомобили подкатегории «D1», сцепленные с прицепом, который не предназначен для перевозки пассажиров, разрешенная максимальная масса которого превышает 750кг, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12000кг

В общем, налицо так называемая гармонизация с международными стандартами. Не так давно я писал о получении ВУ в Финляндии, так на обратной стороне их прав мы увидим весьма похожий перечень. Хотя, признаться, до той же финской методики и подходу к обучению нам еще далеко (по моему субъективному мнению).

Срок действия новых прав и перечень новых категорий и подкатегорий в правах

ВУ нового образца также выдается на десять лет. Внешний вид обратной стороны нового водительского удостоверения

Новые водительские удостоверения с 1 апреля 2014 года

Кстати, я уж не помню, как выглядели водительские права до 2000 года (в тот год я первый раз поменял ВУ в связи с окончанием срока действия), но вот с внешним видом обратной стороны водительских прав за последние 13 лет (за это время сменилось три дизайна) вы можете ознакомиться чуть ниже

Новые водительские удостоверения с 1 апреля 2014 года

Как видите, на варианте ВУ который был введен с 01 марта 2011 года, уже появились те основные категории ТС, которые в настоящее время расширены и дополнены подкатегориями.

Кроме того, типы транспортных средств продублированы понятными иконками, которые наглядно демонстрируют, каким именно ТС вам разрешено управлять.

Тогда же появился штрих-код с персонализированной информацией (данные о водителе, дата и место получения ВУ), которую дорожный полицейский может считать с помощью специального сканера. Права выполнены с дополнительными степенями защиты от подделки.

Нововведение при сдаче экзаменов на вождение транспортным средством

Теперь разрешено сдавать экзамены на автомобилях с автоматической коробкой передач (автоматической трансмиссией — АТ). При этом в случае, если вы проходили обучение на автомобиле с АТ, то на обратной стороне нового водительского удостоверения будет стоять отметка «АТ» (раздел 14 «Ограничения», отметка Automatic Transmission Only).

Но надо обязательно помнить, что в этом случае вождение автомобиля с механической коробкой передач (автоматической трансмиссией) запрещено! Это будет приравнено к вождению без прав. Для того, чтобы иметь право водить машину с «механикой», потребуется сдать практический экзамен.

А вот тот, кто сдавал экзамены на «механике», может без проблем управлять автомобилем с «автоматом».

Требуется ли обязательно менять водительское удостоверение старого образца?

Владельцам водительских удостоверений, выданных ранее (и при условии, что их срок действия еще не истек), волноваться не надо. Данные ВУ действуют до указанной в них даты. Например, для приведенных выше вариантов ВУ, срок действия на лицевой стороне прав указан следующим образом:

Новые водительские удостоверения с 1 апреля 2014 года

Никакого требования об обязательном обмене старых типов ВУ и получении ВУ нового образца — нет.

Разве что тем водителям, срок действия водительских прав которых подходит к концу, надо быть более внимательными и вовремя произвести обмен водительского удостоверения.

Если при проверке документов предъявить инспектору ГИБДД просроченные права, то вас ждет штраф, так как управлять автомобилем в данном случае уже нельзя.

А что же гласит по поводу суммы штрафа «Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ)»? А гласит он следующее:

Статья 12.7. Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством. 1. Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (за исключением учебной езды), — влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

Стоимость получения/замены водительского удостоверения

  • Государственная пошлина за получение или замену национального водительского удостоверения по-прежнему составляет 800 рублей.
  • Государственная пошлина за получение или замену международного водительского удостоверения (МВУ) — 1000 рублей.
  • Плюс стоимость прохождения водительской медицинской комиссии для получения справки (форма N 083/У-89) и фотографии.

Новые водительские удостоверения с 1 апреля 2014 года — DRIVE2

Новые водительские удостоверения с 1 апреля 2014 года

С 1 апреля 2014 года ГИБДД начинает выдачу водительских удостоверений нового образца. Теперь в них будут указаны новые категории, а также появятся подкатегории. Также в них будут отмечать возможность управления машинами с автоматической или механической трансмиссией.

В перечень категорий добавлена новая категория M, а также новые подкатегории B1, C1, D1, C1E, D1E и соответствующие им изображения. Кроме того, привычные категории «трамвай» и «троллейбус» заменены на Tm и Tb.

  • В Российской Федерации устанавливаются следующие категории и входящие в них подкатегории транспортных средств, на управление транспортными средствами (новые категории с 1 апреля 2014 года выделены желтым цветом):
  • A — мотоциклы.
  • A1 — мотоциклы с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 кубических сантиметров, и максимальной мощностью, не превышающей 11 киловатт.
  • B — автомобили (за исключением транспортных средств категории «A»), разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 килограммов и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми; автомобили категории «B», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов; автомобили категории «B», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 3500 килограммов.

B1 — трициклы и квадрициклы (Речь идет о тех из них, которые имеют право выезжать на дороги общего пользования (объем двигателя более 50 «кубиков», и скорость более 50 км/час). На управление теми, которые не могут выезжать на дороги — объемом более 50 куб. сантиметров, но конструктивной скоростью менее 50 км/час — потребуется получать тракторные права.)

  1. C — автомобили, за исключением автомобилей категории «D», разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов; автомобили категории «С», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов.
  2. C1- автомобили, за исключением автомобилей категории «D», разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, но не превышает 7500 килограммов; автомобили подкатегории «C1», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов.
  3. D — автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя; автомобили категории «D», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов.
  4. D1 — автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми, но не более шестнадцати сидячих мест, помимо сиденья водителя; автомобили подкатегории «D1», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов.
  5. BE — автомобили категории «B», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов и превышает массу автомобиля без нагрузки; автомобили категории «B», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств превышает 3500 килограммов.
  6. CE — автомобили категории «C», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов.
  7. C1E — автомобили подкатегории «C1», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12 000 килограммов.
  8. DE — автомобили категории «D», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов; сочлененные автобусы.
  9. D1E — автомобили подкатегории «D1», сцепленные с прицепом, который не предназначен для перевозки пассажиров, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12 000 килограммов.
  10. M — мопеды и легкие квадрициклы.
  11. Tm — трамваи.
  12. Tb — троллейбусы.
  13. Лицам, сдавшим экзамены на транспортных средствах с механической трансмиссией, предоставляется право на управление транспортными средствами соответствующей категории или подкатегории с любым видом трансмиссии.
  14. Лицам, сдавшим экзамены на транспортных средствах с автоматической трансмиссией, предоставляется право на управление транспортными средствами соответствующей категории или подкатегории только с автоматической трансмиссией.
Читайте также:  Секреты сдачи экзамена в гибдд - сдать автодром с полпинка

В графу 12 (см. фото) будут вноситься ограничения по управлению в зависимости от вида трансмиссии. Теперь можно обучаться и сдавать экзамены на автомобиле с автоматической коробкой передач. Правда, в этом случае в правах появится соответствующая отметка (АТ). Она будет ставиться напротив той категории, по которой сдавался экзамен.

Массового обмена прав не будет.

Все водительские удостоверения будут действовать до того срока, который в них прописан. Впрочем, никто не помешает желающим обменять права досрочно. И тут надо учитывать несколько моментов.

Так как некоторые категории покрывают некоторые подкатегории, то отмечаться в качестве открытых будут не только категории, которые уже есть, но и те подкатегории, которые они захватывают. Например, у вас истек срок действия вашего водительского удостоверения, в котором была открыта только категория «В».

Вы приходите в подразделение Госавтоинспекции и получаете на руки по обмену права, в которых открыты категория «М», подкатегория «В1» и категория «В».

Дело в том, что согласно поправкам в закон о безопасности дорожного движения любая открытая категория дает право на управление мопедом. Поэтому категория «М» будет открыта автоматически. А вот с подкатегорией «В1» все гораздо сложнее.

Дело в том, что согласно тем же поправкам в закон о безопасности дорожного движения право на управления этой категории транспортных средств, помимо тех, кто получал права именно на нее, имеют еще и те, у кого есть открытая категория «А» или «В». Но с одним условием.

Те, у кого открыта категория «А», могут управлять квадрициклами с мотоциклетной посадкой. То есть у этих мини-вездеходов мотоциклетный руль и органы управления машиной такие же, как на мотоцикле.

Те, у кого открыта категория «В», могут управлять квадрициклами, которые оборудованы автомобильными органами управления — круглый руль, педали газа, тормоза, сцепления, если эта техника оборудована механической трансмиссией.

Сотрудники дорожно-патрульной службы уже поставлены в известность, как распознавать тех, кто имеет право на управление теми или иными вездеходами. Все очень просто: если помимо «В1» открыта категория «В», значит управлять можно квадрициклами только с автомобильными органами управления. Если помимо «В1» открыта категория «А» — только с мотоциклетными. И никакими другими.

До тех пор, пока не будут приняты программы подготовки водителей, все так и останется. Когда они будут приняты и водителей начнут отдельно учить на подкатегорию «В1» в особых отметках прав, то есть в 12-й графе, напротив этой категории будет прописана возможность управления и тем, и другим видом транспортных средств, входящих в эту подкатегорию.

Надо учесть еще один момент. Вступили в силу требования к медицинской справке о допуске к управлению. Теперь водитель может пройти весь медосмотр в соответствующем медицинском учреждении с соответствующей лицензией. Но проверку врача-нарколога и врача-психиатра придется пройти только в диспансерах по месту жительства или временного пребывания.

Сделано это было с благой целью: ведь у медиков нет единых баз данных на всех пациентов. Поэтому информация о том, состоит ли тот или иной водитель на учете у нарколога, может быть только в диспансере. Но возможность получить такую справку по месту временного пребывания дает преимущества тем, кто приехал из других регионов и республик.

Ведь в местных диспансерах информации о вновь прибывших пациентах не будет.

Приложение: Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 9 января 2014 г. N 6 г. Москва «О внесении изменений в нормативные правовые акты МВД России»Официальный источник: Российская газета

Водители начали получать права нового образца

ГИБДД начала выдачу водительских удостоверений нового образца. Теперь в них будут указаны новые категории, а также появятся подкатегории. Также в них будут отмечать возможность управления машинами с автоматической или механической трансмиссией.

Только в Москве, по скромным подсчетам, сегодня получат права нового образца около полутора тысяч человек. Такое количество народа в среднем в столице получает права либо впервые, либо по обмену тех, чей срок истек. В ГИБДД никаких проблем в выдаче новых удостоверений не видят, ведь сам бланк водительского удостоверения не меняется.

Меняется только его оборотная сторона. А она к выпуску спецпродукции, то есть ко всяким организациям типа Гознака, занимающимся выпуском и поставкой таких бланков, отношения не имеет. В ГИБДД эта оборотная сторона прав впечатывается в бланк посредством принтера благодаря специальной программе.

Программное обеспечение на всех компьютерах экзаменационных подразделений поменялось в ночь на сегодня.

Требования к экзаменам в ГАИ и экзаменаторам ужесточат

Напомним, что с сегодняшнего дня в водительских удостоверениях появились такие новые графы, как категория «М», обозначающая право управлять мопедами и скутерами, а также подкатегории. «А1» — дает право на управление легкими мотоциклами с объемом двигателя до 125 кубических сантиметров.

«В1» — право управлять квадроциклами и трициклами.

«С1» — позволит водителю сесть за руль грузовиков, максимальная масса которых не превышает 7,5 тонны.

«D1» — даст возможность управлять автобусами, в которых не более 16 посадочных мест. Также в правах появились и такие подкатегории, как «С1Е» (управление грузовиком категории «С1» с прицепом, максимальная масса которого более 750 кг), и «D1Е» (микроавтобус с таким же тяжелым прицепом).

При этом никакого массового обмена прав не будет.

Все водительские удостоверения будут действовать до того срока, который в них прописан. Впрочем, никто не помешает желающим обменять права досрочно. И тут надо учитывать несколько моментов.

Так как некоторые категории покрывают некоторые подкатегории, то отмечаться в качестве открытых будут не только категории, которые уже есть, но и те подкатегории, которые они захватывают. Например, у вас истек срок действия вашего водительского удостоверения, в котором была открыта только категория «В».

Вы приходите в подразделение Госавтоинспекции и получаете на руки по обмену права , в которых открыты категория «М», подкатегория «В1» и категория «В».

Дело в том, что согласно поправкам в закон о безопасности дорожного движения любая открытая категория дает право на управление мопедом. Поэтому категория «М» будет открыта автоматически. А вот с подкатегорией «В1» все гораздо сложнее.

Дело в том, что согласно тем же поправкам в закон о безопасности дорожного движения право на управления этой категории транспортных средств, помимо тех, кто получал права именно на нее, имеют еще и те, у кого есть открытая категория «А» или «В». Но с одним условием.

Те, у кого открыта категория «А», могут управлять квадрициклами с мотоциклетной посадкой. То есть у этих мини-вездеходов мотоциклетный руль и органы управления машиной такие же, как на мотоцикле.

Те, у кого открыта категория «В», могут управлять квадрициклами, которые оборудованы автомобильными органами управления — круглый руль, педали газа, тормоза, сцепления, если эта техника оборудована механической трансмиссией.

Как сообщили корреспонденту «РГ» в Главном управлении обеспечения безопасности дорожного движения МВД России, сотрудники дорожно-патрульной службы уже поставлены в известность, как распознавать тех, кто имеет право на управление теми или иными вездеходами. Все очень просто: если помимо «В1» открыта категория «В», значит управлять можно квадрициклами только с автомобильными органами управления. Если помимо «В1» открыта категория «А» — только с мотоциклетными. И никакими другими.

До тех пор, пока не будут приняты программы подготовки водителей, все так и останется. Когда они будут приняты и водителей начнут отдельно учить на подкатегорию «В1» в особых отметках прав, то есть в 12-й графе, напротив этой категории будет прописана возможность управления и тем, и другим видом транспортных средств, входящих в эту подкатегорию.

Автовладельцев могут обязать устанавливать видеорегистраторы

Кстати, именно в эту графу будут вноситься и ограничения по управлению в зависимости от вида трансмиссии.

Согласно тем же поправкам в закон о безопасности дорожного движения, теперь можно обучаться и сдавать экзамены на автомобиле с автоматической коробкой передач.

Правда, в этом случае в правах появится соответствующая отметка. Она также будет ставиться напротив той категории, по которой сдавался экзамен.

Надо учесть еще один момент. Вступили в силу требования к медицинской справке о допуске к управлению. Теперь водитель может пройти весь медосмотр в соответствующем медицинском учреждении с соответствующей лицензией. Но проверку врача-нарколога и врача-психиатра придется пройти только в диспансерах по месту жительства или временного пребывания.

Читайте также:  Особенности организации дорожного движения в Испании. Часть 1

Сделано это было с благой целью: ведь у медиков нет единых баз данных на всех пациентов. Поэтому информация о том, состоит ли тот или иной водитель на учете у нарколога, может быть только в диспансере. Но возможность получить такую справку по месту временного пребывания дает преимущества тем, кто приехал из других регионов и республик.

Ведь в местных диспансерах информации о вновь прибывших пациентах не будет.

Расшифровка водительского удостоверения нового образца: отметки, категории

С начала 2014 года в России введены в действие водительские права нового образца. Сделаны они теперь из пластика, и как во всех уважающих себя странах, оснащены повышенной степенью защиты и имеют полное соответствие международным стандартам.

В связи с этим, у людей возникает множество вопросов: какая информация должна отражаться на документе, что означают категории и подкатегории транспортных средств, какие элементы защиты от подделок содержит новое удостоверение и так далее. Ответы на все вопросы можно найти, прочитав статью.

Отличия старого удостоверения от нового

Главные изменения прав для вождения коснулись не только внешнего вида документа и усложнённой схемы защиты. В связи с введением новых «пограничных» категорий, обновилось и содержание удостоверения водителя.

По внешнему виду

Одно из главных различий — материал. Если раньше права оформлялись на плотной бумаге, которая затем ламинировалась, то самые современные водительские удостоверения представляют собой кусочек пластика.

Система защиты

  • Поскольку главный бич любых мало-мальски важных документов — возможность их подделать, а спрос всегда рождает предложение, новые права оснащены высококачественной системой защиты.
  • Поэтому на данный момент подделка их невозможна, а сами удостоверения соответствуют самым высоким требованиям международных стандартов.
  • Так, тыльная сторона удостоверения снабжена сложным узором (подобно узору на денежных купюрах), а также голографическими знаками.

Расшифровка категорий

Информационная сетка на оборотной стороне прав для вождения предусматривает наименование категорий и подкатегорий, а также «иконки» — схематические обозначения различных видов транспорта, на который можно получить право управления после обучения и сдачи экзаменов. Рассмотрим их по порядку.

Легковой автомототранспорт

Прежде легковые личные транспортные средства делились на автомобили и мототранспорт, и существовало всего две категории – А и В. Теперь же подгрупп стало несколько. В зависимости от таких показателей, как объем движка, габариты или масса автомобиля, легковой автомототранспорт делится на следующие категории:

«А» даёт право управления тяжелыми мотоциклами с двигателем объемом свыше 125 куб.см.

«А1»: сюда относятся облегчённые мотоциклы с объемом двигателя до 125 куб.см.

«В»: самая распространённая категория. Ее обладатели могут водить легковые автомобили массой не более 3,5 тонн. Число пассажиромест не должно превышать восьми.

«В1»: трициклы и квадрициклы, не имевшие раньше собственной категории, теперь выделены в отдельный тип транспорта. Причём следует заметить, что получить возможность управления подобным транспортом могут и обладатели базовых категорий «А» или «В» — в зависимости от типа рулевого механизма.

Автомобили категории «ВЕ» — «легковушки», имеющие прицеп с общей массой свыше 750 кг.

«М»: мопеды, скутеры и квадроциклы с двигателем объемом до 50 куб.см. У всех обладателей иных категорий, окончивших автошколу, автоматически открыта категория «М». До недавнего времени на дорогах серьезную конкуренцию легковым автомобилям создавали подростки и молодежь на мопедах.

Поскольку езда на этом виде транспорта раньше не требовала специальной подготовки или наличия правоподтверждающих документов, водители мопедов часто становились участниками ДТП, порой сами эти аварии и инициируя.

С введением обязательного обучения в автошколе и сдачи экзамена на право управления, количество мопедов на дорогах резко сократилось, равно как и количество дорожно-транспортных происшествий с участием этого вида транспорта.

Грузовые автомобили

В дополнение к имевшимся категориям для грузовиков также были добавлены промежуточные.

«С»: в эту категорию выделены грузовики общей массой свыше 3,5 тонн и прицепом не тяжелее 750 килограмм

«С1»: сюда относятся грузовые автомобили массой от 3,5 до 7,5 тонн. Кроме того, категория дает возможность оснастить грузовик прицепом массой не более 750 килограмм.

«СЕ» позволяет управлять грузовым автотранспортом с прицепом, масса которого превышает 750 килограмм (но не более 3,5 тонн).

«С1Е»: к отдельной категории относятся тяжелые грузовики с прицепом и совокупной массой сцепленного состава до двенадцати тонн.

Пассажирский транспорт

«D»: права этой категории дают возможность управления автобусами с числом мест для пассажиров от шестнадцати и больше.

«D1»: в категорию выделены небольшие автобусы (микроавтобусы) с числом сидячих мест от восьми до шестнадцати (не считая сиденья водителя).

«DE»: категория для автобусов массой 750 – 3500 килограмм с прицепом. Сюда относятся сочлененные автобусы (с «гармошкой»).

  1. «D1E»: категория даёт право управления небольшими автобусами с числом пассажиромест от 8 до 16 с прицепом (прицеп не разрешен для перевозки пассажиров).
  2. «Tb» даёт право водить троллейбусы.
  3. «Tm»: для управления трамваем.

Таким образом, к 2018 году категории водительских удостоверений, дающих право управления различными видами наземного транспорта претерпели эволюцию от пяти типов (A и B для любителей; C, D, E для профессиональных водителей) до сложной схемы с различными подвидами.

Что находится на обратной стороне ВУ

Штрихкод на водительском удостоверении расположен слева на обратной стороне.

Код содержит в зашифрованном виде максимум информации о владельце. Поле размером 10х42 мм предназначено для автоматизированной идентификации.

Многие водители интересуются, что значит двойная запись выдачи водительского удостоверения? Такой ответ часто выскакивает при проверке ВУ, полученного неофициальным способом.

Скорее всего, мошенники подсунули чей-то дубликат, то есть сделали права-двойники. Так вот, проверка по штрихкоду в ГИБДД позволяет развеять сомнения в подлинности прав.

Справа внизу ВУ находится серия (четыре цифры) и номер (шесть цифр), напечатанные красной краской. Почти вся обратная сторона водительского удостоверения занята таблицей с четырьмя столбцами.

В первом указаны все возможные категории и пиктограммы соответствующих им ТС. Во втором (графа 10) указана дата открытия, а в третьем (графа 11) – дата прекращения действия. В последний столбец (графа 12) вносятся ограничения. В графу 14 под таблицей заносится информация общего характера, касающаяся всех без исключения категорий.

Категорически не рекомендуется игнорировать особые отметки, особенно ограничивающие право управления. Данные водительского удостоверения легко проверяются, а в ПДД предусмотрены серьезные штрафы за несоблюдение требований. Чаще всего это рассматривается как езда без прав

Зачем в правах нужны особые отметки

Если в старых правах была одна строка для особых отметок, то в новых – сразу две. Зачем это сделано и что означают особые отметки в водительском удостоверении (ВУ)? Очевидно, что для предоставления большего объема информации сотрудникам Госавтоинспекции и водителям об их возможностях.

Особые отметки устанавливают ограничения на открытые ранее категории или на водительское удостоверение в целом в зависимости от разных причин.

Начнем с того, что означают цифры на водительском удостоверении? Это серия и номер ВУ. Также цифрами обозначены графы или пункты для заполнения. Их всего четырнадцать.

Некоторые наши водители интересуются, на каком языке дублируются надписи на новых российских водительских правах. Часть записей повторяется на английском: это имя и фамилия обладателя документа, место проживания и название органа, выдавшего ВУ.

Полная расшифровка пунктов водительского удостоверения нового образца будет дана далее.

Какие отметки могут быть

Условно все отметки в удостоверении можно разделить на обязательные и особые. В прямом смысле «обязательных» нет, просто существует единая узаконенная форма заполнения. Их можно встретить в любом ВУ. На лицевой стороне (даны по пунктам в удостоверении):

  • Фамилия владельца.
  • Имя.
  • Место и дата рождения.
  • Даты выдачи и окончания действия, подразделение ГИБДД, выдавшее документ (буквенное и цифровое, включающее четыре знака).
  • Номер и серия ВУ.
  • Место для фото.
  • Подпись собственника.
  • Регион проживания.

Эти сведения всем понятны и не вызывают лишних вопросов. А вот второй вид отметок часто ставит в недоумение автолюбителей. Они так и называются особыми, потому что используются в особых случаях.

Причем относиться они могут к отдельным или ко всем категориям сразу. Поэтому ставятся в разные графы: 12 или 14. Благо в новых правах две строки для особых обозначений.

Итак, рассмотрим, какие особые отметки ставят в водительском удостоверении.

Что значит GCL

Эта отметка относится к числу самых загадочных. Что означает отметка GCL в водительском удостоверении, интересует многих автовладельцев. А она указывает, что водителю разрешено управление лишь при использовании приборов коррекции органов зрения (очков/линз).

Требование основывается на диагнозе окулиста, заключение которого дается в медицинской справке. GCL заносится в 14-й пункт в водительском удостоверении. На фотографии в правах такой водитель должен быть в очках или с линзами, даже если последнего видно не будет.

Отметка ML

Если имеются ограничения по медицинским показаниям или в справке отсутствует указание на разрешение управлять такой техникой, в разделе 12 напротив категории ставят особую отметку ML. Что означает отметка ML в водительском удостоверении? Она подтверждает наличие медицинских ограничений и фактически запрещает управление транспортными средствами данной категории.

Отметка AS

AS ставится в графе напротив категории В1 (при закрытой категории А) и допускает к управлению транспортными средствами исключительно с автомобильным управлением и посадкой.

Подробно тема раскрыта в статье «Что означает AS в правах».

Отметка AT

Отметка АТ в водительском удостоверении обозначает, что его владелец допущен к управлению ТС исключительно с автоматической трансмиссией. Механическая коробка для него табу. Ограничение связано с тем, что водитель обучался и сдавал экзамен на машине с АКПП.

Медицинские ограничения

Больше всего особых отметок относится именно к этому типу. И неспроста. Сегодня ездить имеют право почти все, пусть даже и с ограничениями по здоровью. Особые отметки в водительском удостоверении вносятся, когда медицинская справка обязательна. Ставят их в графе 14:

  • «Медицинская справка». С такой отметкой ВУ действительно при наличии действующей медсправки. Ограничение устанавливается при выявлении проблем со здоровьем, требующих постоянного контроля. Это могут быть болезни сердца или некоторые другие, не имеющие ярко выраженных проявлений. Другими словами, ездить можно, но со справкой.
  • Отметка MC говорит о разрешении управлять ТС с ручным управлением, и только таким. Как правило, это касается людей с ограниченной двигательной функцией (инвалидов). Ставится после переоборудования на основании вывода медкомиссии.
  • APS означает, что обладатель ВУ допущен к управлению автомобилем исключительно с автоматической системой парковки.
  • HA/CF – водителю разрешено управление ТС только при условии ношения слухового аппарата.
Читайте также:  Аварийно-опасный участок дороги в законе "о бдд"

Об особой отметке в водительском удостоверении, требующей ношения очков и линз, мы уже сказали ранее. Она тоже обязывает водителя возить с собой медсправку.

Помимо этого, предусмотрена возможность поставить в 14-ю графу отметку о группе крови, чем многие пользуются. Она не убережет от ДТП, но в некоторых случаях может спасти жизнь водителя.

Другие метки

Также в ВУ могут встречаться следующие отметки:

  • MS. Если такая стоит в 12 графе водителю разрешается управлять ТС с посадкой и рулем мотоциклетного типа.
  • Дубликат. Отметка ставится при замене ВУ по причине утраты или хищения.
  • Стаж водителя. Отметка ставится при замене ВУ для индикации года получения первого удостоверения.

Класс водительского удостоверения определяется, как и ранее: перечнем открытых категорий и стажем работы. Но в самом удостоверении он нигде не указывается.

Как видим, расшифровка пунктов водительского удостоверения нового образца 2019 года не представляется чересчур сложной.

Действительны ли права старого образца

Десять лет — немалый срок, особенно, когда речь идёт о законодательстве. Оно постоянно претерпевает метаморфозы, в том числе, и относительно документации. И зачастую ламинированные права, полученные автомобилистом в 2009, например, году, остаются у него на руках, в то время как большинство водителей уже получили удостоверения нового образца.

Начиная с 2014 года водительское удостоверение старого образца окончательно упразднено и больше не выдается.

Заключение

За последние полтора десятка лет водительские права претерпели массу изменений. Трансформировался не только материал, из которого они изготавливаются. Выход новых законов и правил, связанных с безопасностью дорожного движения, внес свои коррективы и в главный документ водителя.

Введены новые промежуточные категории, описывающие те виды транспорта, которые раньше было сложно выделить в один тип. Цель всех этих изменений – наиболее полно отражать информацию об участниках дорожного движения во избежание опасных ситуаций.

Развитие современных технологий дало свой отпечаток на электронной защите удостоверения от подделывания, а значит, вполне вероятно, что и действующий образец прав на вождение далеко не последний.

Все о категориях водительских прав в РФ: Видео

В госавтоинспекции разъяснили возникающие у граждан вопросы об иностранных водительских удостоверениях

В Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России поступают многочисленные обращения граждан с вопросами о действительности для управления на территории Российской Федерации водительских удостоверений, полученных ими в других государствах, и о возможности обмена этих водительских удостоверений на российские национальные водительские удостоверения. В связи с этим разъясняем следующее.

  • По вопросу о действительности иностранных национальных водительских удостоверений для управления транспортными средствами
  • В настоящее время все лица (как граждане Российской Федерации, так и иностранные граждане и лица без гражданства), постоянно или временно проживающие либо временно пребывающие на территории Российской Федерации, допускаются к управлению транспортными средствами на основании российских национальных водительских удостоверений, а при отсутствии таковых – на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений.
  • Исключением из этого правила являются вводимые с 1 июня 2015 года ограничения – с этой даты управление транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами, допускаться не будет.
  • При этом необходимо учитывать, что к иностранным национальным водительским удостоверениям, соответствующим требованиям международных договоров Российской Федерации, на основании которых граждане допускаются к управлению транспортными средствами, с учетом положений статей 41 и 43 Венской конвенции о дорожном движении 1968 года, относятся:
  • — иностранные национальные водительские удостоверения, выданные в соответствии с новой редакцией приложения 6 к Венской конвенции;
  • — иностранные национальные водительские удостоверения, выданные до 28 марта 2011 года (включительно) в соответствии с прежней редакцией приложения 6 к Венской конвенции, в том числе водительские удостоверения с отличительным знаком «SU» (СССР), выданные в республиках бывшего Союза ССР с 1 января 1992 года;
  • — иностранные национальные водительские удостоверения, выданные до 28 марта 2011 года (включительно) в соответствии с подпунктом «а» пункта 2 статьи 41 Венской конвенции в прежней редакции (составленные на русском языке либо сопровождаемые заверенным в установленном порядке переводом на русский язык).
  • Важно отметить, что в соответствии с новой редакцией статьи 41 Венской конвенции и прежней редакцией приложения 6 к ней вышеуказанные иностранные национальные водительские удостоверения, срок действия которых не указан, также считаются соответствующими требованиям международных договоров Российской Федерации.

Если же государство не является договаривающейся стороной Венской конвенции, выданное им национальное водительское удостоверение также признается действительным для управления транспортными средствами на территории Российской Федерации.

Такое водительское удостоверение должно предъявляться вместе с заверенным в установленном порядке переводом на русский язык (перевод не требуется, если в водительском удостоверении все записи произведены или дублируются буквами, совпадающими по написанию с буквами русского или латинского алфавита).

  1. Исключением являются национальные водительские удостоверения, выданные государствами, в которых не признаются российские водительские удостоверения.
  2. По вопросу обмена иностранных национальных водительских удостоверений на российские водительские удостоверения
  3. Национальные и международные водительские удостоверения, не соответствующие требованиям международных договоров Российской Федерации, обмену на российские национальные и международные водительские удостоверения не подлежат.
  4. Таким образом, обмену на российские национальные водительские удостоверения подлежат только иностранные национальные водительские удостоверения, соответствующие требованиям Венской конвенции, а именно:
  5. — иностранные национальные водительские удостоверения, выданные в соответствии с новой редакцией приложения 6 к Венской конвенции;
  6. — иностранные национальные водительские удостоверения, выданные до 28 марта 2011 года (включительно) в соответствии с прежней редакцией приложения 6 к Венской конвенции, в том числе водительские удостоверения с отличительным знаком «SU» (СССР), выданные в республиках бывшего Союза ССР с 1 января 1992 года;
  7. — иностранные национальные водительские удостоверения, выданные до 28 марта 2011 года (включительно) в соответствии с подпунктом «а» пункта 2 статьи 41 Венской конвенции в прежней редакции (составленные на русском языке либо сопровождаемые заверенным в установленном порядке переводом на русский язык).
  8. В соответствии с новой редакцией статьи 41 Венской конвенции и прежней редакцией приложения 6 к ней вышеуказанные иностранные национальные водительские удостоверения, срок действия которых не указан, также считаются соответствующими требованиям международных договоров Российской Федерации и подлежат обмену.

Обмен вышеуказанных иностранных национальных водительских удостоверений на российские национальные водительские удостоверения осуществляется в порядке, установленном положениями Правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2014 № 1097 «О допуске к управлению транспортными средствами».

Дополнительно необходимо отметить, что обмен иностранного национального водительского удостоверения на российское национальное водительское удостоверение может производиться по результатам сдачи экзаменов на право управления любой из имеющихся в иностранном водительском удостоверении категории или подкатегории (при наличии в представленном для обмена иностранном водительском удостоверении разрешающих отметок, подтверждающих наличие права управления транспортными средствами нескольких категорий и (или) подкатегорий). В этом случае после успешной сдачи предусмотренных экзаменов на право управления транспортными средствами в российское национальное водительское удостоверение переносятся отметки, подтверждающие наличие права управления транспортными средствами данной категории или подкатегории и низших из имеющихся в иностранном водительском удостоверении категорий и подкатегорий транспортных средств.

Что касается обмена не соответствующего новой редакции приложения 6 к Венской конвенции иностранного национального водительского удостоверения с разрешающей отметкой в графе «Е», то он производится по результатам проведения экзаменов на право управления составом транспортных средств, у которого тягач относится к высшей из имеющихся в иностранном водительском удостоверении категории транспортного средства.

Так, например, при наличии в иностранном национальном водительском удостоверении разрешающих отметок, подтверждающих право управления транспортными средствами категорий «В», «С», «D» и «Е», после успешной сдачи экзаменов на право управления транспортными средствами категории «DЕ» в российское водительское удостоверение переносятся отметки, подтверждающие наличие права управления транспортными средствами категории «DЕ», подкатегории «D1Е», категории «СЕ», подкатегории «С1Е» и категории «ВЕ».

При этом в соответствии с заявлением лица, имеющего иностранное национальное водительское удостоверение, не соответствующее новой редакции приложения 6 к Венской конвенции, с разрешающей отметкой в графе «Е» обмен указанного иностранного водительского удостоверения может производиться по результатам проведения экзаменов на право управления составом транспортных средств, у которого тягач относится к любой из имеющихся в иностранном водительском удостоверении категории транспортного средства (при наличии в представленном для обмена иностранном водительском удостоверении разрешающих отметок, подтверждающих наличие права управления транспортными средствами нескольких категорий). В этом случае обмен иностранного национального водительского удостоверения  производится в порядке, аналогичном описанному выше.

Так, например, при наличии в иностранном национальном водительском удостоверении разрешающих отметок, подтверждающих право управления транспортными средствами категорий «В», «С», «D» и «Е», после успешной сдачи экзаменов на право управления транспортными средствами категории «CЕ» в российское водительское удостоверение переносятся отметки, подтверждающие наличие права управления транспортными средствами категории «СЕ», подкатегории «С1Е» и категории «ВЕ».

ГУОБДД МВД России

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *