Федеральный закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

Немало опасных ситуаций, связанных с возникновением рисков для жизни и здоровья, сохранения собственности, сопутствует дорожному движению. Страхование ОСАГО призвано обеспечить возможность компенсации ущерба, возникшего в связи с ДТП. В статье рассматривается утвержденный закон об ОСАГО, с учетом принятых дополнений и преследуемых целей.

Основное содержание 40-ФЗ

Федеральный закон Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

Указанный закон об обязательном страховании владельцев транспортных средств содержит отдельные спорные моменты, относительно которых необходимо руководствоваться ми Верховного Суда РФ.

В определении № 1838-О, вынесенном в июле 2019 года, указывается на возможность взыскания пострадавшим со стороны виновника ДТП компенсации ущерба, выходящего за рамки условий автогражданки.

Статья по теме:  Особенности проверки полиса ОСАГО от СК «Альфа Страхование»

Но указанная возможность не освобождает страховую компанию от принятых на себя обязательств и необходимости осуществления компенсационных выплат с максимальным покрытием понесенных убытков.

ВС признает потерпевшего как наименее защищенную сторону, больше других нуждающуюся в законодательной поддержке государства. Также дополнительно указывается на приоритет проведения восстановительного ремонта в рамках условий страхования, согласно ФЗ, перед компенсационными выплатами.

Эти изменения, внесенные в закон об ОСАГО, могут стать причиной увеличения стоимости полиса автогражданки. Перерасчет, согласно ФЗ, производится с применением коэффициентов, влияющих на окончательную сумму договора.

О новых правилах в законе об автостраховании ОСАГО можно узнать здесь.

 

Еще ранее, в апреле 2019 года внесены поправки в ФЗ об ОСАГО относительно коэффициента КБМ, указывающего на безопасность поведения водителя в процессе управления автотранспортом. Теперь этот регулирующий стоимость полиса показатель будет пересчитываться ежегодно, с установлением предельных границ в большую и меньшую сторону от 2,45 до 0,5, с соответственным влиянием на сумму полиса.

Подробнее узнать о повышающем коэффициенте по аварийности ОСАГО, можно здесь.

Цели и задачи федерального закона об ОСАГО

Федеральный закон Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

Указанные положения содержатся в принципах автострахования ОСАГО, отмеченных в ст. 3 закона.

Особенности оформления автогражданки по закону

Федеральный закон Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

В ст. 4 закон обязывает собственников автомобилей страховать гражданскую ответственность, предусматривая исключение только в отношении машин, чья предельная скорость не превышает 20 км/ч, не предназначенных для движения по дорогам общего пользования, ТС, принадлежащих военизированным формированиям.

В ст. 5 закона указывается, что договор ОСАГО между клиентом и страховой компанией, должен заключаться в порядке, соответствующем правилам, утвержденным законопроектом № 251-ФЗ, принятым в июле 2013 года.

На основе перечисленных условий ФЗ, каждым страховщиком должны утверждаться правила, по которым работает компания.

Статья по теме:  Особенности лимитов ответственности по ОСАГО

Условия автогражданки

Федеральный закон Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

Согласно ст. 12 указанного ФЗ, компенсация убытков потерпевшего производится по поданному им заявлению в адрес страховщика виновного в ДТП.

Образец заявления можно скачать здесь.

Заявление от пострадавшего с сопроводительными документами должно быть принято страховщиком не позже трехдневного срока, с принятием решения о возможности выплат или назначении восстановительного ремонта в течение 20 дней, исключая выходные и праздники.

Рассмотренный федеральный закон устанавливает общие правила страхования в области ОСАГО, позволяя государству регулировать эту область страховой деятельности в Российской Федерации.

Установленная нормативом система, с учетом внесенных поправок и изменений, утверждает единые правила, действующие в государстве, и обеспечивает соблюдение общих принципов, гарантирующих возмещение ущерба пострадавшим в ДТП.

Федеральный закон Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

Федеральный закон ОСАГО с последними поправками

Федеральный закон Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

В ФЗ №40 об ОСАГО от 25.04.2002 на протяжении последних лет внесены серьезные корректировки, направленные на защиту прав пострадавших в авариях.

Закон ОСАГО с последними изменениями 2019 года окончательно закрепил приоритет возмещения ущерба транспортному средству пострадавшего в натуральной форме в виде ремонта ТС.

В статье рассмотрим, какие еще важные для автолюбителей изменения внесены в закон об ОСАГО.

Федеральный закон об ОСАГО 2018 года с изменениями содержит основные принципы по процедуре возмещения материального и физического ущерба, причиненного пострадавшим в результате ДТП.

Страхование собственников автотранспортных средств относится к обязательному виду страхования, по которому в соответствии с новым законом об ОСАГО страховщик не вправе отказать в заключении договора владельцу ТС.

Кроме того, законом запрещено вождение автотранспорта без страховки.

Страховой полис ОСАГО — неотъемлемая часть документов, которые находятся у водителя. Страховка автовладельца подтверждает страхование возможных рисков перед третьими лицами. Компенсации возмещаются за причинение имущественного ущерба пострадавшим, жизни и здоровью застрахованного.

Если в аварии признан виновным владелец полиса ОСАГО, то страховая организация возместит причиненный ущерб пострадавшим в установленном законом размере.

Подобный механизм возмещения ущерба дает потерпевшей стороне право без длительного судебного разбирательства получить положенную компенсацию.

Федеральный закон Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

ФЗ №40 об ОСАГО с последними изменениями 2019 года делает акцент на праве автолюбителей самостоятельно выбирать тарифный план и стоимость страховки, а также на пролонгированной ответственности владельца полиса ОСАГО. Смысл изменения в том, что при покупке нового полиса водитель, который совершал раньше ДТП, заплатит за него повышенную стоимость в соответствии с коэффициентом бонус-малус.

Подобная концепция автострахования сложилась в мировой практике, которая считается действенной при добросовестном соблюдении условий договора сторонами, в том числе и страховой организацией.

Что регулирует ФЗ №40

Страховые правоотношения ФЗ «Об ОСАГО» прежде всего имеют гражданско-правовой характер, который предусматривает особенности гражданской ответственности владельца ТС, как источника повышенной опасности (ст. 2 ФЗ №40):

  • за каждым водителем закрепляется обязанность ежегодного страхования автогражданской ответственности;
  • законом установлены суммы страховых выплат, повышающие и понижающие стоимость страховки коэффициенты, объект страховых отношений, классификация и виды рисков;
  • процедуру фиксации и разбора аварии;
  • порядок и размер компенсаций по возмещению ущерба;
  • перечень организаций, которые контролируют соблюдение автовладельцами норм закона об ОСАГО с разграничением пределов должностных полномочий;
  • регулирование претензионных споров сторон.

О возмещении ущерба в натуральной форме

Закон об ОСАГО 2019 с изменениями, подготовленными Минфином РФ, прежде всего установил преимущественное возмещение по причиненному ущербу в натуральной форме. Натуральная форма возмещения ущерба ТС подразумевает не денежную компенсацию владельцу, а проведение ремонтных работ по восстановлению автомобиля на СТО.

Федеральный закон Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

К процессу восстановления ТС в натуральной форме установлены следующие требования:

  • период ремонтных работ не может превышать 30 суток с момента транспортировки автотранспорта на СТО;
  • список СТО, с которыми у страховщика заключены договоры, должен быть опубликован на официальном сайте организации;
  • калькуляция возмещения и замена комплектующих частей производится с учетом износа ТС, но не больше 50%. СТО запрещается использовать подержанные комплектующие детали;
  • место проведения восстановительных работ должно располагаться в территориальной близости для страхователя;
  • СТО должны отвечать принятым производственно-техническим требованиям;
  • гарантия на восстановительные работы ТС составляет полгода, на работы по проведению кузовного ремонта, покраски автомобиля — год;
  • при нарушении установленного законом 30-дневного срока, отведенного на восстановление ТС, страховая организация выплачивает штраф (пеню) за каждый день просрочки — 0,5% с суммы компенсации по страховке.

Если попал в ДТП

Порядок фиксации автопроишествия без привлечения инспекторов ГИБДД стал более детализирован и конкретен. Законом установлено, что ДТП, в котором столкнулось не больше двух ТС с повреждением, разрешается оформить без вызова инспекторов ГИБДД.

У участников ДТП должен быть полис ОСАГО, а вред причинен только ТС. Но разногласия у сторон по поводу причиненного ущерба, обстоятельств и характера аварии недопустимы.

Формуляр европротокола с заявлением о компенсации направляется водителями страховым организациям в пятидневный срок с момента ДТП.

Что изменил закон об ОСАГО в 2019 году

Рассмотрим, какие новые положения и изменения разработаны и внесены в новый закон об ОСАГО:

  1. Увеличили максимальный порог выплат компенсаций по европротоколу до 100 000 рублей, по возмещению понесенного ущерба размер выплаты повысили до 400 000 рублей. Подняли планку размера компенсации ущерба, причиненному жизни и здоровью застрахованного, до 500 000 рублей. Размер выплат рассчитывается пропорционально таблице коэффициентов по тяжести полученных травм. При гибели застрахованного выгодоприобретатели (родственники) получают 475 000 рублей, а также 25 000 рублей — расходы, связанные с ритуальными услугами по погребению погибшего.
  2. Создали объединенную информационную базу по страховым и страхователям для более детального контроля за надлежащим соблюдением условий договора автострахования каждой из сторон.
  3. Срок действия полиса ОСАГО распространяется на один год и не может быть меньше. Соответственно, КБМ будет устанавливаться один раз в год — 01.04. Предусмотрено оформление договора на 20-дневный срок без карты диагностики при покупке транспортного средства и перегона к месту регистрации и техосмотра.
  4. Запрещено проводить и ссылаться на независимую экспертизу. Резолюции и документы, которые предоставляются сторонами на основе выводов независимой экспертизы, юридической силы не имеют.
  5. ЦБ РФ взял на себя обязанность заниматься установлением предельного верхнего и нижнего порога тарифных ставок по страховке ОСАГО. Базовые тарифные показатели и коэффициенты, применяемые страховыми организациями не должны противоречить требованиям, которые установлены Центробанком. С января 2019 года верхние и нижние пределы тарифных ставок расширены Центробанком на 20% в каждую сторону. Страховые вправе вводить собственный тариф только в пределах принятого тарифного коридора.
  6. За возмещением в страховую стало возможным обращаться вне зависимости от количества участников ДТП, раньше ограничивалось двумя. Предусмотрен прямой порядок возмещения ущерба, когда застрахованный обращается за выплатой в свою страховую компанию, а не к страховщику виновного в аварии.
  7. Без диагностической карты о состоянии автомобиля страховка оформляться не будет.
  8. Отрегулирован процесс покупки страховых полисов онлайн. Оформить полис можно через официальный сайт компании страховщика. Здесь есть исключение: купить онлайн-страховку не смогут водители-новички, сведений о которых нет в базе РСА. Электронный полис наделен такой же юридической силой, как и бумажная страховка. Если сервис по предоставлению страховок онлайн отсутствует на сайте страховой компании, ЦБ РФ вправе приостановить или лишить лицензии СК.
  9. Законом урегулирован вопрос рассмотрения споров между страхователем и страховой организацией. При наступивших разногласиях между сторонами страхователь направляет претензию, дополненную необходимыми документами, которые подтверждают и обосновывают позицию потерпевшего. Организация-страховщик рассматривает претензию в течение пяти дней и направляет потерпевшему либо согласие на удовлетворение требований, либо отказ с указанием мотивированных причин. Если дело дошло до искового разбирательства в суде, в ходе которого суд удовлетворил иск истца (потерпевшего), на ответчика (страховую) будет наложен штраф из расчета 50% разницы между суммой страховой выплаты, установленной судом, и выплатой, произведенной страховщиком в добровольном порядке.
  10. ФЗ ужесточил ответственность страховых при нарушении сроков выплат по страховым рискам или возмещению вреда в натуральной форме в виде работ по восстановлению ТС. Страховая компания-нарушитель обязана будет уплатить пени в сумме 1% за каждый день просрочки от размера страховой выплаты.
  11. На должностных лиц возлагается административная ответственность в виде штрафа в 50 000 рублей при необоснованном отказе в заключении договора страхования либо навязывании дополнительных услуг, которые законом не относятся к обязательным.
Читайте также:  Законность применения зажима Железный аргумент в 2021 году

Новый закон об ОСАГО еще будет дорабатываться и корректироваться с учетом нынешней практики и мнения экспертов.

Федеральный закон Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

Какие еще нововведения ожидают автомобилистов

В 2019 году планируется введение «безлимитного европротокола» по всей территории России. Европротокол будет оформляться с помощью фото- и видеосъемки, включая спутниковую систему раскадровки местности.

Тарифный коридор также обещают расширить до 30% в 2019 году и до 40% в 2020. Центробанк намерен в ближайшие два-три года отменить коэффициенты: по мощности двигателя и территориальный.

Полис привяжут к водителю, а не к автотранспортному средству. У каждого водителя появится собственная страховая история. В связи с этим страховка ОСАГО для добросовестных водителей будет стоить дешевле.

Закон Об ОСАГО

ФЗ об Обязательном страховании автогражданской ответственности регулирует всю деятельность страховых компаний. Именно он защищает интересы водителей и страховщиков.

Федеральный закон Об ОСАГО регулирует всю деятельность страховых компаний. Именно он защищает интересы водителей и страховщиков. В нем строго определены:

  • общие положения – основные понятия и принципы страхования, приоритетность законов;
  • порядок и условия страхования;
  • порядок получения и размер выплат;
  • особенности профессионального объединения страховщиков.

Федеральный закон Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

Большинство важных моментов для водителей отражены во второй части основного законодательного акта об обязательном страховании. В их число входит информация о правилах страхования, суммах выплат, проведении независимых технических экспертиз и другом.

Третья глава раскрывает, когда и при каких условиях можно получить компенсацию от страховщика за понесенный ущерб.

В четвертой и пятой главах уже отражено регламентирование деятельности страховых компаний и особенностей их профессионального объединения.

Особенности текущей редакции ФЗ № 40

Изменения в законодательные акты по обязательному страхованию вносятся регулярно. Государственная дума улучшает закон, делая его более удобным для водителей и обеспечивая максимальную защиту их интересов.

В новой редакции были введены следующие моменты:

  • до 4 июля 2016 года страховые компании могли существенно затягивать процесс осмотра повреждений автомобиля. Ранее у них было 5 дней, начиная с момента предоставления машины владельцем. Теперь оценка ущерба должна быть выполнена в течение 5 дней, начиная с момента подачи заявления в страховую компанию;
  • запрет на независимую экспертизу. Теперь результаты самостоятельно организованной оценки, вне зависимости от того, какая сторона ее инициировала, не имеют юридической силы;
  • продления срока претензий. Новая редакция расширяет срок подачи претензии с 5 до 10 дней;
  • определение срока действия полиса. Начиная с 1 сентября 2016 года срок страхования не может быть менее одного календарного года;
  • появление электронных полисов. Появились изменения закона, которые позволяют оформлять страховку через интернет. Воспользоваться этой функцией водители могли уже с 1 января, если ранее получали хотя бы один полис.

Важно, что изменения в законодательстве, касающиеся страхового полиса, устанавливают ответственность водителей за предоставление ложных данных. Делая это с целью завышения страховых выплат, владелец транспортного средства должен будет не только оплатить ремонт своей машины, при попадании в ДТП, но и возместить страховой компании незаконную разницу в размере платежей.

Для получения полиса теперь потребуется диагностическая карта. Такой документ не имеет каких-либо степеней защиты, так как информация о нем заносится сразу в базу данных «Российского объединения автостраховщиков».

Контроль за обязательностью страхования

Положения законодательного акта определяют, что сотрудники дорожной полиции обязаны проверять наличие полисов у водителей. Если они отсутствуют, то владельцу транспортного средства придется заплатить штраф. На данный момент действуют следующие суммы:

  • за отсутствие полиса – 500 рублей;
  • за отсутствие водителя в полисе – 500 рублей;
  • за просроченный полис – 1 000 рублей.

Следует отметить, что законодательные органы планируют в ближайшее время существенно увеличить размер финансовой ответственности для водителей, внеся соответствующие изменения в Законе об ОСАГО.

Федеральный закон Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

Оценка изменений в Законе об ОСАГО

В законодательной среде наблюдаются продолжительные дебаты о содержании. Вносимые изменения, с точки зрения водителей и государственных представителей:

  • устанавливают недостаточный уровень ответственности страховщиков за выполнения взятых обязательств. Поправки должны в большей степени учитывать этот момент, обеспечивая защиту прав водителей;
  • отличаются двойственностью толкования. Некоторые положения закона не дают точного определения ситуаций и понятий;
  • необходимость доплачивать за ремонт автомобиля во многих случаях. Действующая редакция не обеспечивает полную и эффективную работу системы страхования.

Как отмечается, многие страховые компании стремятся занизить или вовсе аннулировать свою ответственность, избежав выплат. Версия законодательного акта об обязательном страховании автомобиля в последней редакции позволяет несколько повысить защищенность прав водителей.

Ст. 14 ФЗ № 40 «Об ОСАГО». Возмещение вреда виновником ДТП

Данная статья подробно описывает случаи, когда страховщик может требовать возмещения от виновника ДТП.

Читайте также:  Движение крупногабаритных и тяжеловесных ТС в ПДД с 8 апреля 2020 года

Если вред причинен лицом, находящимся в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), к страховщику, осуществившему страховую выплату, переходит требование потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере осуществленной потерпевшему выплаты (подпункт «б» пункта 1 статьи 14 ФЗ № 40). Презюмируется, что вред причинен лицом, находящимся в состоянии опьянения, если такое лицо отказалось от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения.

9 января 2019 года вышли изменения к Закону об ОСАГО подробнее.

Закон об ОСАГО 2020 новая редакция

  • Бесплатная юридическая консультация
  • +7 (499) 653 61 48 Москва и область
  • +7 (812) 313 29 82 Санкт-Петербург и область

Федеральный закон от 25 апреля 2002 г.

N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее — Закон об ОСАГО) стал основным инструментом регулирования важнейших процессов в нашем обществе.

Речь идёт о ситуациях, при которых наступает ответственность за нанесения вреда третьим лицам с участием транспортных средств различного типа.

В данный законодательный акт постоянно вносятся корректировки, отражающие мнение общества и правоведов в знаковых вопросах действующего правового регламента. Новый закон об ОСАГО 2020 года со всеми изменениями и уточнениями вступил в действие с 1 июля 2017 года.

Суть закона об обязательном страховании гражданской ответственности

  1. Этот законодательный акт описывает все ключевые понятия и основные процедуры, позволяющие защитить права пострадавших при аварии на дороге.

  2. Согласно положениям закона, виновные обязаны нести материальную ответственность в целях компенсации вреда, причинённого здоровью и собственности пострадавшей стороны.

  3. Данная ответственность определена и ограничена специальным видом обязательного страхования, основным документом которого является полис ОСАГО.

Закон об обязательном страховании гражданской ответственности предписывает всем владельцам транспортных средств страховать существующие риски причинения вреда третьим лицам вне зависимости от материальных возможностей и желания. Эксплуатация транспорта на территории России без полисов ОСАГО запрещена.

  • Глава II Условия и порядок осуществления обязательного страхования
  • Глава III Компенсационные выплаты
  • Глава V Профессиональное объединение страховщиков
  • Глава VI Заключительные положения

Контроль над исполнением закона

Контролировать наличие полисов ОСАГО у водителей обязаны сотрудники дорожной полиции. Кроме того, при создании всеобщей базы данных страхователей этим вопросом станет заниматься отдельная государственная структура.

В 2019 году отсутствие полиса ОСАГО влечёт за собой наложение штрафа в размере 500 рублей. Просроченная страховка станет причиной применения штрафных санкций в размере 1000 рублей. Штраф за отсутствие водителя в страховом полисе составляет 500 рублей. Для приобретения полиса ОСАГО необходимо иметь на руках диагностическую карту технического состояния автомобиля.

В ближайшее время законодательные органы планируют значительное увеличение финансовой ответственности за нарушение в этой области, которые будут отражены в новой редакции Закона об ОСАГО.

Изменения 40-ФЗ об ОСАГО и перспективы дальнейшей эволюции

  1. Недавним важным изменением Закона об ОСАГО стала корректировка сроков осмотра представителями страховых компаний повреждённого автомобиля. Раньше страховщик мог проводить экспертизу повреждений в течение 5 дней с момента предоставления транспортного средства к осмотру.

    Новое положение обязывает страховую организацию проводить оценку ущерба в течение 5 дней с момента подачи заявления о ДТП страховщику.

  2. Одновременно был введён запрет на независимую экспертизу, которая зачастую проводилась в пользу одной из сторон.

    Документы с оценкой ущерба, созданные на основе самостоятельно организованной экспертизы, в настоящий момент не имеют юридической силы.

  3. Срок рассмотрения любых претензий владельцев транспортных средств, предъявляемых к страховым компаниям, увеличен с пяти дней до десяти.

  4. С 1 сентября срок действия полиса ОСАГО не может быть меньше одного календарного года.
  5. С мая 2017 года в России будет действовать натуральное возмещение по ОСАГО, которое коренным образом изменит ситуацию на рынке автострахования.

    Прямые денежные компенсации будут заменены перечислением денег на счета СТО, занимающиеся ремонтом повреждённых автомобилей. Список ремонтных мастерских, с которым страховая компания заключает договор, должен был опубликован на официальном сайте страховщика.

    Если предложенные сервисы по каким-то причинам не устраивают страхователя, то он может обратить в страховую компанию с аргументированным заявлением. Этот механизм вступил в силу 28 марта 2017 года, когда внесённые изменения были утверждены Президентом РФ В.В. Путиным.

  6. В этом году увеличены страховые выплаты по ОСАГО по Европротоколу, лимит которых теперь составит 100 000 рублей. Денежная компенсация при страховых случаях будет предоставляться, если счёт СТО превышает лимит в 400 000 рублей, а страхователь не желает доплачивать разницу из своего кармана. Финансовое возмещение также будет осуществляться: — при высоких рисках нарушения сроков ремонта (30 дней), — в случае невозможности восстановления аварийного транспортного средства,

    — при наличии дополнительных письменных соглашений на этот счёт между страхователем и страховщиком.

Дебаты вокруг статей нового Закона об ОСАГО продолжаются и в настоящее время. Причина разнообразных трений заключается в следующих позициях:

  • недостаточная ответственность страховых компаний за выполнение своих обязательств;
  • возможность двоякого толкования некоторых положений, которые не совсем точно определяют ситуации и понятия;
  • высокая вероятность неадекватных выводов судебных инстанций, которые зачастую оказываются в трудно разрешимых правовых казусах;
  • распространение поддельных полисов ОСАГО;
  • необходимость доплаты за ремонт пострадавшего автомобиля «из кармана» пострадавшей стороны

Кроме перечисленных пунктов существует ещё ряд позиций, требующих дальнейшей доработки с учётом объективных реалий. Поэтому даже новая редакция Закона об ОСАГО однозначно будет подвергаться различным корректировкам в ближайшем будущем.

Так с 1 января 2017 года приобрести полис ОСАГО можно будет через интернет. Одновременно вступит в силу право регрессного требования страховой компании к лицу, причинившему вред в определённых Законом случаях.

Особыми пунктами выделяется ответственность за умышленное предоставление недостоверных сведений при покупке электронного полиса ОСАГО, которое приводит к занижению стоимости страховки.

В этом случае виновная сторона не только оплатит ремонт транспортного средства, но и возместит страховой компании разницу в страховом полисе.

Такая законодательная практика, по мнению экспертов, является нормальным явлением цивилизованного общества, желающего защитить права своих граждан в справедливом правовом поле.

Специфика этого закона России заключается в неоднозначном отношении к исполнению положений законодательства, усложняемом многочисленными попытками страховых сообществ занизить или аннулировать свои обязательства.

Принимаемые поправки к закону 40-ФЗ об обязательном страховании гражданской ответственности позволяют повышать эффективность данного законодательного акта.

Фз об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев: особенности договора

Обязательное страхование гражданской ответственности для владельцев транспортных средств было принято в виде федерального закона № 40-ФЗ 25. 04. 2002 года. В настоящее время действует его последняя редакция от 25. 09. 2017 года.

Автовладелец, не располагающий данным документом, не может зарегистрировать транспортное средство в ГИБДД. Без полиса автогражданской ответственности запрещён выезд на проезжую часть, поэтому нельзя даже доехать от места продажи автомобиля до места регистрации.

У владельца автомобиля полис ОСАГО должен всегда быть при себе, вместе с правами и документом на транспортное средство.

Общие положения

Закон № 40-ФЗ имеет общие положения, которые без ограничений действуют на всей территории России. На основании страхового соглашения, страховщик берёт на себя обязательство компенсировать убытки третьему лицу, которые были причинены ему или его имуществу.

В этом случае страховщик является одной стороной договора, а в качестве другой стороны выступает владелец транспортного средства, который оплачивает страховой документ.

Обязательному страхованию подлежат все транспортные средства за следующими исключениями:

  • развивающие скорость до 20 км/час;
  • не участвующие в дорожном движении;
  • специальный транспорт Вооружённых Сил;
  • средства транспорта, зарегистрированные в других государствах.

К тихоходным механизмам могут относиться некоторые машины сельскохозяйственного и специального назначения.

Определённые виды транспортных средств по своим конструктивным особенностям не могут передвигаться по транспортным магистралям, поэтому они не подлежат обязательному страхованию.

К специальному транспорту Вооружённых Сил не относятся автобусы, легковые и грузовые автомобили, предназначенные для перевозки личного состава и хозяйственных грузов. Про страхование ответственности перевозчика читайте тут.

Страховые документы на автомобили, зарегистрированные в других странах, должны соответствовать стандартам международных страховых систем, членом которых является Россия.

В обязательном страховании гражданской ответственности приняты следующие основные понятия:

  • страховая сумма;
  • страховая выплата;
  • компенсационная выплата;
  • акт о страховом событии;
  • независимая экспертиза.

Страховая сумма предусматривает лимит, в размере которого страховщик обязуется компенсировать причинённый вред. Количество страховых случаев, в течение срока действия договора, не ограничивается.

Страховая выплата представляет собой конкретную сумму, которую страховщик выплачивает потерпевшим, как возмещение причинения вреда в результате страхового события. Допускается, с согласия пострадавшего, замена денежной суммы на натуральную компенсацию в виде оплаченного ремонта.

Если по каким-либо причинам страховщик не может выполнить свои обязанности, по страховому документу, потерпевшее лицо может рассчитывать на компенсационную выплату, которая предоставляется профессиональным объединением страховщиков. Такие случаи могут иметь место при банкротстве страховой компании или при отзыве лицензии.

После того как пострадавшее лицо написало заявление о возмещении ущерба, представитель страховой компании составляет акт о страховом событии. В нём фиксируются все обстоятельства происшествия и приведшие к нему причины. Указываются последствия страхового случая и размер ущерба, а так же сумма денежного возмещения.

В том случае, когда детали происшествия недостаточно ясны, может быть назначена независимая экспертиза, которая проводит детальное расследование события, включая опрос свидетелей и получение информации с видеорегистраторов и камер наблюдения.

Правила страхования

В текущем году систему ОСАГО ожидают некоторые изменения, связанные с повышением тарифов. Действующий тариф, который находится в пределах 3,4-4,1 тыс. рублей будет значительно повышен. Так для автовладельцев имеющих возраст до 24 лет со стажем вождения до 6 лет стоимость полиса возрастёт на 55%.

Для водителей с возрастом 25-29 лет с аналогичным стажем вождения полис подорожает на 31%, а если стаж вождения превышает 7 лет, то стоимость страховки увеличится на 22%. Для опытных водителей имеющих возраст от 49 лет и стаж вождения от 14 лет предусматривается снижение оплаты на 34%.

Рекомендуем вам ознакомиться с федеральным законом об ОСАГО в данном материале.

В новых правилах страхования на стоимость полиса ОСАГО будет влиять регион, а так же впервые вводится понятие «опасное вождение». Для водителей, склонных к таким нарушениям стоимость полиса будет заметно дороже. Несмотря на то, что в отдельных муниципалитетах оплата за полис несколько возрастёт, новые правила страхования имеют некоторые положительные моменты:

  • процедура прямого возмещения убытков будет значительно упрощена;
  • компенсация ущерба будет выплачиваться всем участникам события;
  • финансовая компенсация по европротоколу будет повышена до 100 000 рублей.

Если в страховом случае участвовало не два, а большее количество автомобилей, то все автовладельцы имеют право обратиться в страховую компанию за финансовой компенсацией.

Если в дорожном происшествии нет пострадавших, то участники события могут оформить взаимные претензии по европротоколу, то есть без участия сотрудников ГИБДД.

В этом случае происшедшее событие должно быть зафиксировано предусмотренными в документе техническими средствами.

Для снижения числа случаев, связанных с мошенническими схемами получения денежных средств, полис, оформленный через интернет, будет действителен не со дня приобретения, а только по прошествии 72 часов.

Объекты и субъекты

Как и любой вид страхования, система ОСАГО подразумевает конкретные объекты и субъекты. Объектом страхования гражданской ответственности является имущественный интерес.

Он связан с риском причинения вреда здоровью третьего лица или с повреждением принадлежащих ему материальных ценностей. Вред может быть причинён владельцем транспортного средства, зарегистрированного в системе автострахования ОСАГО.

Риском в этом случае является транспортное происшествие имеющее место на всей территории РФ.

Субъектами системы страхования являются страховщики и застрахованные автовладельцы. Все страховые компании имеют лицензию на этот вид страховой деятельности и входят в профессиональную ассоциацию страховщиков.

Застрахованными автовладельцами являются юридические и физические лица, в чьём владении или управлении находятся транспортные средства.

Участниками страхового соглашения, по юридическим нормам, считаются выгодоприобретатели или третьи лица, которые понесли ущерб в результате страхового события.

В системе гражданской ответственности работают так же посредники при страховании и Российский Союз Автостраховщиков (РСА), который накапливает резервные средства для непредвиденных выплат.

Основные принципы

Принципы системы страхования автогражданской ответственности базируются на следующих понятиях:

  • гарантия компенсации вреда причинённому третьему лицу;
  • обязательное страхование всех, предусмотренных правилами, транспортных средств;
  • недопустимость эксплуатации незастрахованного транспортного средства;
  • заинтересованность автовладельцев в повышении уровня безопасности движения.

Для повышения доверия граждан РФ к системе страхования, государственные органы контроля отзывают лицензии на организацию страховой деятельности у компаний, на которые поступает много нареканий. При рассмотрении спорных случаев в судебных инстанциях виновной чаще признаётся страховая компания, чем страхователь или третье лицо.

Полис КАСКО во многом дополняет обязательное страхование автомобилистов. В случае аварии можно получить максимальное страховое покрытие.

Мера наказания за нарушение

Каждый участник дорожного движения должен иметь с собой страховой документ системы ОСАГО. Где застраховать машину по ОСАГО узнайте по ссылке. В настоящее время наказание за его отсутствие достаточно гуманное. Это может быть предупреждение или штраф 500 рублей.

Если при проверке по базе данных выяснится, что полис гражданской ответственности вообще отсутствует, то предупреждение исключается, а сумма штрафа возрастает до 800 рублей.

Такой же штраф будет за эксплуатацию транспортного средства в срок, не предусмотренный страховкой.

При заключении документа может быть указан достаточно короткий период эксплуатации автомобиля. Этим часто пользуются владельцы загородных садово-огородных участков, оформляя полис на срок от 3 до 6 месяцев. Если гражданин будет задержан при управлении транспортным средством в период не входящий в документ, то ему придётся заплатить штраф.

Получение полиса и заключение договора

Все процедуры, связанные с получением документа гражданской ответственности, теперь полностью унифицированы. Поэтому независимо от страховой компании, комплект документов и вид договора будет одинаковым. Небольшие отличия могут быть в сумме оплаты. Особенно внимательно нужно быть владельцам старых автомобилей, так как возможны проблемы во время прохождения ТО.

Для получения полиса страхования ответственности потребуются следующие документы:

  • удостоверение личности владельца автомобиля;
  • документ о регистрации или паспорт транспортного средства;
  • справка о техническом состоянии автомобиля;
  • права;
  • заявление автовладельца.

Оформить страховой документ можно нескольким способами. Лично посетить офис страховой компании, воспользоваться порталом Госуслуг или оформить полис через сайт страховой компании.

Видео

В данном видео рассказывают о новых изменениях в ФЗ об ОСАГО.

Заключение

При выборе страховой компании основным критерием является её надёжность. Лучше всего оформлять документ у крупных страховщиков, имеющих высокий уровень надёжности.

Рейтинг страховой компании можно узнать на сайте рейтингового агентства «Эксперт РА». Так компании с индексом «А++» имеют самый высокий показатель.

Про добровольное страхование гражданской ответственности читайте здесь.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *