Дтп при обгоне на перекрестке. обгон на нерегулируемом перекрестке при движении по главной

ДТП при обгоне на перекрестке. Обгон на нерегулируемом перекрестке при движении по главной

Обгон на перекрёстке – одно из самых популярных нарушений в РФ. Пытаясь сократить время на дорогу, водители часто становятся виновниками ДТП. Нарушения определяются работниками ГИБДД и автоматическими камерами. В случае выявления несоблюдения ПДД водителю нужно выплатить штраф или лишиться прав.

Важно знать, какое отличие есть между обгоном и опережением, какие различают виды перекрестков, когда обгон можно осуществлять, а когда он как манёвр запрещён. Соблюдение ПДД поможет сократить количество аварий на дороге и сэкономит денежные средства водителя.

ДТП при обгоне на перекрестке. Обгон на нерегулируемом перекрестке при движении по главной

Что такое обгон и чем он отличается от опережения

С технической точки зрения обгон на перекрёстке ничем не отличается от опережения. В обоих случаях один водитель обгоняет другого. Но с юридической стороны это разные термины.

Обгон на перекрёстке – это движение, в процессе которого один водитель обгоняет соседнее ТС, выезжает на встречную полосу, после чего обратно возвращается на свою проезжую часть. Опережение – это ситуация, когда человек просто превышает скорость, не выезжая на соседнюю полосу движения.

Согласно ПДД, обгон считается опасным манёвром на дороге. Он может привести к аварийным ситуациям, ДТП. Его запрещено делать, если есть дорожные знаки и соответствующая разметка.

Опережение является разрешённым маневром. Разрешено делать как справа, так и слева, запретов нет. Особенность опережения в том, что оно не всегда подразумевает выезд за пределы первоначальной полосы. Если водитель едет по одной части дороги и благодаря увеличению скорости объезжает соседнее авто, то это снова опережение, не обгон.

Запомните: любой обгон – это опережение. Но не каждое опережение – это обгон.

ДТП при обгоне на перекрестке. Обгон на нерегулируемом перекрестке при движении по главной

Перекрёсток – это место пересечения дороги на одном уровне. Часто вызывает панику у водителей-новичков, т. к. даже изучив правила дорожного движения, они теряются и забывают, как правильно себя повести.

Перекрёстки могут иметь разную форму или разные правила регулирования. В связи с этим перекрёстки делят на 2 категории:

Фактор Вид Описание вида
По конструкции (конфигурации) Четырёхсторонние Самый опасный вид перекрёстков. На нем может возникнуть до 32 различных конфликтных ситуаций. На нем случается в 2 раза больше аварий, чем на любых других видах перекрёстков.Обязательно смотрите за светофором. Не начинайте движение на жёлтый свет.
У-образные Пересечение в форме буквы «У». Дороги сливаются под углом немного меньше или больше 90 градусов (80-100 градусов). Движение происходит в 3 направлениях. Есть главная дорогая (от которой происходит развилка) и 2 второстепенные (входят под разными углами).
Х-образные Похож на 4-сторонний, но главное отличие в угле пересечения. Обычно этот параметр не равен 90 градусам, а представляет собой тупые и острые углы.
Т-образные Это пересечение 3 дорог в одном месте (в форме буквы «Т»).  Угол слияния в большинстве случаев равен 90 градусам.
Круговые Самый безопасный вид перекрёстка. Существует для упрощения развязки транспорта. На нем согласно ПДД нужно руководствоваться правилом «помехи справа».
По очередности движения Регулируемые Перекрёстки, где движение регулируют светофоры или регулировщики.
Нерегулируемые Перекрёстки, где нет светофоров, пешеходов, регулировщиков. Порядок проезда машин регулируют сами водители.

ДТП при обгоне на перекрестке. Обгон на нерегулируемом перекрестке при движении по главной

К нерегулируемым перекрёсткам относятся также те, где есть светофор, но с мигающим жёлтым светом, или регулировщик, который не подаёт сигналов, помогающих решить ситуацию на дороге.

Нерегулируемые перекрёстки одни из самых опасных. Ситуация на дороге зависит не только от знания ПДД, но и от интуитивного понимания между водителями. Ведь от решения одного владельца авто зависит поведение другого.

Если на дороге движение регулируется 2 способами – через светофор и регулировщика, приоритет принадлежит второму.

Чтобы понять, разрешён ли обгон на перекрёстке, нужно заглянуть в ПДД. Согласно пункту 11.4 Правил дорожного движения обгон запрещён на регулируемых участках и на второстепенных дорогах на нерегулируемых. То есть обгон разрешён в таких случаях:

  • на участке нет регулировщика или светофора;
  • водитель движется по главной дороге.

В 2019 году в ПДД в раздел 11 было внесено изменения. Согласно им нельзя осуществлять обгон, если перед перекрёстком есть пешеходные переходы. И неважно, переходит по ним кто-то дорогу в момент движения или нет. Придётся сбавить скорость и ехать друг за другом.

ДТП при обгоне на перекрестке. Обгон на нерегулируемом перекрестке при движении по главной

Согласно статье 12.15, части 4 ПДД РФ обгон на нерегулируемом перекрестке  запрещён только, если происходит на второстепенной дороге. Также нельзя обгонять, если перед водителем уже кто-то совершает обгон. Другой вариант – попытка обогнать соседнее ТС является угрозой для других участников транспортного движения.

Разрешено обгонять автомобили на нерегулируемом перекрёстке, если водитель выезжает с главной дороги, а по встречной полосе никто не движется.

Если водитель решает обогнать соседнюю машину, необходимо обязательно включать указатели поворота. Так он сообщит ему о своих намерениях и уменьшит вероятность ДТП.

Понять, разрешён ли обгон на перекрёстке по главной дороге, можно с ПДД. Согласно законодательству РФ, такой обгон разрешён. Но его лучше проводить за пределами города, где можно увеличить скорость движения, а поток машин меньше.

Есть один нюанс – пересекать разметку, которая нанесена перед перекрёстком, запрещено. Согласно пункту  1.1. ПДД подобное поведение на дороге считается нарушением.

Важно помнить, что главная дорога может менять направление – сначала быть справа, а потом слева. В таком случае водителям необходимо руководствоваться правилами проезда перекрёстков равнозначных дорог.

Об этом указано в пункте 13.10 ПДД. То есть, преимуществом обладает тот, кто двигается справа, но обгон запрещён.

Но бывает, что главная дорога меняет направление влево, то есть переходит в равнозначную, и осуществить обгон уже не выйдет.

Разрешено обгонять другие ТС по главной дороге в таких случаях:

  • транспорт движется по главной дороге;
  • на перекрёстке основная дорога не меняет направления;
  • знаки, запрещающие обгоны, не распространяются на участок, где находится перекрёсток;
  • полосы движения разделены прерывистой разметкой (не сплошной).

Обгон на равнозначном перекрёстке

Узнать, разрешается ли обгон на перекрёстках такого типа, поможет ПДД. Согласно законодательству РФ, подобный манёвр запрещён. Считается опасным для всех участников транспортного передвижения.

Можно ли обгонять на регулируемом перекрёстке

Разрешён ли обгон на регулируемых перекрёстках? По правилам дорожного движения (пункт 11.4) — нет. Если обогнать другого водителя, ещё и по встречной полосе, следует ожидать наказания и штрафов.

Подобный манёвр запрещён, т. к. некоторые регулируемые перекрёстки могут не иметь распределения на главную и второстепенные дороги. Подобная ситуация приведёт к авариям.

Наказание за нарушение правил обгона на перекрёстке

За несоблюдения ПДД и обгон в неположенных местах водитель несёт административную ответственность. Она определена в Административном Кодексе РФ. Согласно статье 12.5 этого кодекса к нарушителю могут применяться такие наказания:

  • штраф в размере 5 тысяч рублей;
  • лишение водительских прав на 4 — 6 месяцев.

Штраф как способ наказания может использоваться, если нарушение было заснято на автоматические камеры. Это могут быть выезд на встречную полосу, несоблюдение требуемой дистанции и бокового интервала между ТС.

При повторном совершении правонарушения водителя лишают прав (особенно часто это происходит при обгоне на регулируемых перекрёстках).

ДТП при обгоне на перекрестке. Обгон на нерегулируемом перекрестке при движении по главной

Штрафы разрешено выписывать только работникам ГИБДД!

Обгон на перекрёстке – манёвр, который часто совершают водители в РФ. Но в большинстве случаев это запрещённый приём, и в результате нарушения ПДД необходимо заплатить штраф. Другой вид наказания – лишение прав сроком от 4 до 6 месяцев.

Пожалуйста, оцените этот материал!

(7

Обгон на перекрёстке: на каких разрешен или запрещен правилами

Одним из самых распространённых нарушений в России является обгон на перекрёстке.

Попытка сэкономить время в пути дорого обходиться водителям, если они принимают решение объехать несколько авто на пересечении дорог. В эпоху современных технологий нарушителю сложно скрыться от камер.

В действительности существует несколько схожих ситуаций, а правила дорожного движения полные нюансов и исключений.

Обгон и опережение

ДТП при обгоне на перекрестке. Обгон на нерегулируемом перекрестке при движении по главной

С обыденной точки зрения между обгоном и опережением разницы нет – автомобиль, который ехал сзади начинает двигать впереди. Во многом и технически это выглядит схоже, так как транспортному средству требуется увеличить скорость.

На практике они отличаются следующим:

  • обгон представляет собой объезд автомобиля с увеличением скорости и покиданием своей полосы движения;
  • опережение также связано с ускорением, но автолюбитель при этом следует по тому же пути, по которому и ехал.

Обгон является разновидностью опережения, при котором водитель временно перестраивается на встречную полосу. Базовым условием для того, чтобы действие было признано обгоном, является факт выезда на полосу встречного движения.

Несмотря на очевидную близость понятий в правилах дорожного движения обгон считает манёвром, сопряжённым с опасностью и высоким риском аварийности.

Читайте также:  Изменение расчета стоимости ОСАГО с 24 августа 2020 года

Его разрешено делать исключительно на безопасных участках дороги, при наличии соответствующей разметки.

Обгоном не будет признан манёвр, в рамках которого водитель опередил другое транспортное средство справа или по обочине.

Разновидности перекрёстков

По текущему законодательству выделяется несколько видов перекрёстков. Таким участком дороги считается фрагмент, где пересекается несколько дорог.

ДТП при обгоне на перекрестке. Обгон на нерегулируемом перекрестке при движении по главной

  1. Четырёхсторонние: движение автомобилей регулируется либо светофором, либо знаками. Чаще всего ДТП происходят именно на них, так как одновременно движутся машины со всех сторон. Разновидностью четырёхстороннего варианта является Х-образный, когда дороги расположены не под прямы углом.
  2. Трёхсторонние или У-образные: в данном случае идёт слияние двух трасс в одну. Второстепенные дороги расположены под углом менее девяноста градусов относительно друг друга.
  3. Т-образные: Особенностью движения по такому перекрёстку является то, что автомобиль, следующий как бы по основанию буквы Т обязан свернуть в любую сторону, а у других участников движения есть возможность ехать либо прямо, либо повернуть в одном из направлений.
  4. Круг: считает самым безопасным видом, но зачастую пугает новичков. Суть сводиться к тому, кто водители обязаны пропускать «помеху слева». Как показала практика, на пересечениях, оформленных в круговое движение меньше всего аварийных случаев.

Другая классификация перекрёстков основывается на выборе очерёдности движения. Пересечения дорог бывают регулируемыми и нет.

В первом случае очерёдность определяет светофор или регулировщик, как правило, он становится там, где активное движение, а световой сигнал не исправен.

Второй вариант более опасен, так как требует от водителей не только знания ПДД, но и понимания, что не все ими руководствуются.

Перекрёсток представляет собой пересечение дорог, расположенных в одной плоскости, то есть при наличии моста или подземного проезда, все описанные правила не применяются.

Разрешён ли обгон на перекрёстке

В правилах нет однозначного запрета на объезд другого транспортного средства в момент пересечения иных дорог.

Однако подробно сформулированы моменты, когда этого категорически нельзя делать:

  • на регулируемом перекрёстке;
  • на второстепенной дороге при нерегулируемом движении;
  • при наличии пешеходных переходов.

ДТП при обгоне на перекрестке. Обгон на нерегулируемом перекрестке при движении по главной

Что касается того, разрешается ли обгон на перекрёстках с регулированием, то зелёный сигнал светофора не значит то же, что и знак главной дороги.

Само по себе место установки световых сигналов обусловлено высокой интенсивностью движения по ней. Зачастую на таком пересечении присутствую пешеходные переходы.

Манёвр обгона в данном случае не просто потенциально опасен, но, как правило, и физически неосуществим.

В городе редко встречаются нерегулируемые пересечения путей. В связи с этим в населённых пунктах практически нигде нельзя осуществить объезд ТС, кроме как на прямой дороге, без примыканий.

Говоря о том, разрешается ли на двухполосной дороге выполнять обгон на нерегулируемых перекрёстках, стоит уточнить, что в первую очередь играет роль тип пересечения трасс и статус пути, по которому едет машина. Если простое пересечение начинает регулировать сотрудник ГИБДД, то необходимо в точности выполнять его инструкции и не рекомендуется делать столь опасный манёвр.

Производить обгон рекомендуется только в том случае, когда скорость передвижения ТС впереди существенно ниже той, с которой едет автомобиль за ним.

Нерегулируемые пересечения

ДТП при обгоне на перекрестке. Обгон на нерегулируемом перекрестке при движении по главной

Перед подъездом к остальным, установлены дорожные знаки, указывающие, какая из трасс имеет первостепенное значение:

  • жёлтый ромб с белой окантовкой – главная дорога,
  • перевёрнутый белый равносторонний треугольник с красной окантовкой – уступи дорогу – второстепенный путь.

Из всех вышеперечисленных вариантов обгон допустим только при движении по основной дороге на неравнозначном нерегулируемом перекрёстке.

К дополнительным ограничениям при обгоне, помимо того, что водитель должен двигаться по главной дороге, относятся:

  1. Если перед автовладельцем уже кто-то совершает обгон.
  2. Если объезд вызывает аварийную ситуацию.

Водитель обязан включить сигнал о повороте при намерении опередить другое транспортное средство. Это позволит другим участникам движения не допустить ДТП, так как они будут проинформированы о предстоящем манёвре.

При обгоне рекомендуется выбрать участок за пределами населённого пункта, чтобы не нарушить допустимый скоростной режим. Если на трассе сплошная линия то пересекать путь запрещено, только прерывистая разметка даёт такое право.

ДТП при обгоне на перекрестке. Обгон на нерегулируемом перекрестке при движении по главной

При движении по главной дороге и приближении к перекрёстку необходимо определить, какое будет направление дорог за ним. Бывают случаи, когда главный путь поворачивает.

В таких ситуация объезжать других участников движения практически невозможно. Резюмируя можно ли обгонять на перекрёстке, отмечается, что объезжать автомобили на пересечении дорог, передвигаясь по главной трассе можно, если:

  • основной путь не меняет траекторию,
  • нет дорожных знаков, запрещающих манёвр,
  • нет сплошной линии между полосами.

Обгон на нерегулируемом перекрёстке по главной дороге вне населённого пункта разрешён, если это не противоречит иным правилам и не несёт в себе опасности для остальных участников движения, в том числе и пешеходов. Опережать другие машины рекомендуется только с полной уверенностью в ситуации.

Обгонять транспортные средства на равнозначном перекрёстке, то есть где все участники равны между собой – не разрешено ПДД. Это действие потенциально опасно и чаще всего приводит к авариям. Разрешён ли обгон машины на регулируемых перекрёстках? Однозначно нет.

Наибольшее количество дорожно-транспортных происшествий происходит именно на перекрёстках, поэтому прежде чем приступать к манёвру обгона, рекомендуется внимательно оценить обстановку.

Санкции

Как и любое другое нарушение ПДД объезд на пересечении дорог в 2018 году карается законом.

ДТП при обгоне на перекрестке. Обгон на нерегулируемом перекрестке при движении по главной

Данное правонарушение регулируется КоАП РФ и предусматривает два вида наказаний:

  1. Финансовое обременение в пять тысяч рублей.
  2. Изъятие водительского удостоверения на срок от нескольких месяцев до полугода.

Если в результате действий водителя произошло ДТП, повлёкшее ущерб собственности или здоровью людей, то на него накладывает гражданская или уголовная ответственность.

Как правило, при первом случае, когда гражданин нарушил ПДД, и это было зафиксировано на камеры, ему выписывает штраф. Рецидив наказывается изъятием водительских прав.

Однако, для того, чтобы суд вынес подобное решение записей с видеокамеры недостаточно. Правонарушение фиксируется исключительно сотрудниками ГИБДД и при наличии свидетелей, чьи показания записываются в протокол.

Отобрать права на месте инспектора не вправе, они лишь заполняют документацию, которая передаётся в судебный орган.

Если водитель совершил разрешённый манёвр, но не подал соответствующего светового сигнала, то на него будет наложен административный штраф в размере пятисот рублей. Тысячу заплатит автовладелец, который не уступил дорогу транспортному средству, имевшему приоритет, стремясь его опередить.

На законодательном уровне обгон регулируется утверждёнными ПДД и административным кодексом РФ.

Законодательством РФ определено, что в целом по ПДД обгон на перекрёстке допустим, но только при соблюдении ряда условий. В большинстве случаев это невозможно и несоблюдение правил карается серьёзными санкциями.

На каких перекрестках разрешен обгон в 2021 году

ДТП при обгоне на перекрестке. Обгон на нерегулируемом перекрестке при движении по главной

Перекресток — сложный дорожный элемент. Обгон на перекрестке — сложный маневр, имеющий много особенностей.  Нарушение условий обгона влечет за собой серьезные санкции в виде лишения прав или крупного материального взыскания. Стоит заранее ознакомиться со всеми тонкостями, чтобы избежать неприятностей.

ДТП при обгоне на перекрестке. Обгон на нерегулируемом перекрестке при движении по главной

Перекрестки делятся на две категории: регулируемые и нерегулируемые. Существует разделение и по форме: Т- Y- Х-образные и прочие. Также перекрестки бывают простые и сложные с пересечением нескольких дорог, например, кольцевые.

На на обсуждаемом дорожном элементе в разы возрастает вероятность ДТП: нужно учитывать это при желании совершить обгон. Выезд на встречку на перекрестке — потенциально опасный маневр. На всех перекрестках, кроме кольцевых, деление движения на полосы условное. Поэтому важно точно знать правила безопасного обгона на перекрестках.

Чтобы понять суть всех правил обгон ТС на перекрестке, необходимо для начала понять отличие обгона от похожего маневра — опережения.

ПДД регламентирует определение опережения как движение транспортного средства с такой скоростью, которая позволит обогнать другие автомобили в попутном направлении.

При этом нет разницы, требовалось ли для совершения маневра перестраиваться в другую полосу или опережение было совершено с использованием только соседнего ряда, по которому автомобиль двигался изначально.

Обгон же связан именно с выездом на встречную полосу.

Обгон требует знания множества правил и нюансов, особенно на перекрестке. Прежде всего необходимо разобраться, на каких пересечениях маневр разрешен, а на каких совершать опережение с выездом на встречку категорически запрещено.

ДТП при обгоне на перекрестке. Обгон на нерегулируемом перекрестке при движении по главной

В ПДД содержится информация о том, что обгон на перекрестке возможен только при определенном варианте развития событий. Однако в Правилах не указывается, что реализовать опережение с выездом на встречку на пересечении можно на нескольких типах перекрестков.

Автолюбитель вправе совершить маневр опережения с перестроением на встречку только при наличии всех условий, указанных в пункте 11.4 ПДД:

  1. Отсутствие светофора и регулировщика.
  2. Наличие главной дороги и примыкающей.
  3. Желающий совершить маневр водитель движется по главной дороге.
Читайте также:  Дтп при повороте налево при заторе

Однако даже при выполнении указанных требований нельзя забывать и о других, которые прописаны в Правилах. Так, обгон категорически запрещен, если:

  • присутствует разметка 1.1 — сплошная;
  • главная дорога содержит более четырех полос движения — регламент пункта 9.2 ПДД;
  • перед или после пересечения ПЧ присутствует непрерывная разметка или пешеходный переход — регламент пункта 11.4 ПДД.

То есть, даже при соблюдении ключевых условий, наличие, например, сплошной препятствует законному совершению маневра.

Предположим, что все указанные требования соблюдены, но помеченная знаком приоритета дорога сворачивает. Как поступить в этом случае? Казалось бы, совершить маневр можно, но он будет характеризован как потенциально опасный.

Однако существует официальный запрет на обгон в таком случае. Пункт 8.6 Правил содержит четкие разъяснения:

  • при выезде с пересечения проезжих частей запрещено находиться в полосе встречного ряда;
  • при повороте направо необходимо расположить ТС максимально близко к краю ПЧ.

Исходя из этих требований, обгон запрещен, если направление главной дороги меняется.

Теперь нужно разобраться, на каких пересечениях обгон будет явным нарушением.

Пункт 11.4 Правил содержит информацию о том, что обгон на перекрестке со светофором или регулировщиком строго запрещен. Распространено нарушение, когда автомобилист подъезжает к хорошо знакомому нерегулируемому перекрестку и хочет обогнать другое ТС, не замечая появившегося регулировщика. Перед началом маневра необходимо убедится в отсутствии регулирования перекрестка.

Зеркальное правило: если на главной обгонять можно, то на второстепенной аналогичный маневр запрещен — пункт 11.4 ПДД.

Обратимся к пункту 9.2 Правил дорожного движения: обгон запрещен на дороге, располагающей четырьмя и более полосами (вне зависимости от их направления). Наличие перекрестка в этом правиле выступает в качестве возможной дорожной обстановки.

Однако обгон разрешен, если дорога имеет 6 рядов по 3 полосы в каждом направлении. Следовательно, для безопасного маневра необходимо выполнение следующих требований:

  • разметка разделяет направления по три ряда;
  • на дороге нет непрерывной разметки;
  • на перекрестке нет регулирования и желающий совершить обгон водитель едет по главной дороге.

Только при совокупном выполнении всех условий обгон будет квалифицирован как разрешенный маневр.

Многие водители называют этим термином пересечение ПЧ, «окруженное» пешеходными переходами.

Это не совсем верно: переходы не могут образовать перекресток, так как он предполагает именно примыкание друг к другу проезжих частей.

Однако все зависимости от того, как ситуацию называют, обгон будет запрещен согласно пункту 11.4 ПДД — обгон запрещен в местах, предназначенных для перехода пешеходов.

ДТП при обгоне на перекрестке. Обгон на нерегулируемом перекрестке при движении по главной

Разницы в правилах обгона на стандартном перекрестке с пересечением четырех дорог и в форме буквы «Т». Стоит напомнить только, что разница в действующих на таких пересечениях присутствует в особенностях парковки.

В случае с обгоном все условия аналогичны:

  • водитель должен двигаться по главной дороге;
  • перекресток в виде буквы «Т» не регулируется и является неравнозначным;
  • отсутствие сплошных линий и пешеходных зон;
  • главная дорога не поворачивает и автомобилист после маневра не окажется на встречке.

Обгон разрешен как до, так и после пересечения проезжих частей при соблюдении следующих требований:

  • водитель не наезжает на пешеходный переход;
  • водитель не пересекает сплошную;
  • дорога не поворачивает.

При несоблюдении хотя бы одного условия водитель нарушит правила.

При соблюдении ключевых условий — да. То есть автомобилист должен убедиться в отсутствии запретов и ограничений. Правила регламентируют, что в случае с обгоном как в городе, так и за его пределами действуют аналогичные требования.

Обгон на пересечении проезжих частей отличается особым риском. Наказание за такой проступок будет внушительным. Хотя административный кодекс страны не содержит прямых санкций за обгон в неположенных местах. Есть только наказание за выезд на встречку.

Согласно Кодексу об Административных нарушениях, есть два варианта мер пресечения подобных проступков. Зависит наказание от периодичности подобных нарушений:

  1. Автомобилист совершил подобного рода проступок впервые.
  2. Автомобилист второй раз в течение года с окончания действия наказания за предыдущий аналогичный инцидент нарушил правила обгона.

Применяемая мера воздействия зафиксирована в части 4 статьи 12.15 административного кодекса. Если водитель попался в первый раз, инспектор вправе привлечь нарушителя к материальному взысканию в размере 5 тысяч или изъятию ВУ на период от 4 месяцев до 6.

При фиксации нарушения камерами, водителю может быть выписан только штраф. Если же нарушение выявит сотрудник Госавтоинспекции, привлечение будет осуществляться по следующей схеме:

  1. Инспектор на месте составляет протокол, а затем передает его начальству. Рядовой сотрудник не имеет полномочий самостоятельно рассматривать дела.
  2. Начальство в ГИБДД после разбора или назначает штраф, или направляет дело в судебные органы для лишения водителя прав. Нужно учитывать, что в последнем случае дело рассматривается в присутствии автомобилиста.
  3. После оценки сопутствующих обстоятельств суд назначает меру наказания.

Повторное нарушение будет предполагать более жесткое наказание.

Если собственник ТС ранее привлекался по четвертой части статьи 12.15 административного кодекса и снова был остановлен за неправомерный обгон, наказание будет выписано в соответствии с пятой частью этой же статьи.

За вторичное нарушение, то есть совершенное в течение календарного года с дату полного погашения предыдущей квитанции или завершения периода лишения ВУ, возможны наказания:

  • материальная мера воздействия: 5000 в национальной валюте;
  • лишение прав на один год.

Важно соблюдать правила дорожного движения для обеспечения как личной, так и общественной безопасности.

Разрешается ли обгон на перекрестках в 2021 году?

Не только новички, но и опытные автомобилисты порой не могут ответить на вопрос, можно ли совершать обгон на перекрестках.

Однако знать это необходимо, ведь перекресток является сложным элементом дороги, а обгон – маневром с повышенной опасностью.

В статье будет рассказано, какие действия в черте перекрестка допустимы и при каких условиях, а также какое наказание предусмотрено за несоблюдение ПДД.

ДТП при обгоне на перекрестке. Обгон на нерегулируемом перекрестке при движении по главной

Перекресток является местом пересечения дорог, то есть транспортные средства пересекается в одной точке и пропускают друг друга в определенном направлении, согласно действующим правилам.

Существует достаточно обширная классификация перекрестков по различным основаниям:

  • регулируемый – работает светофор или регулировщик;
  • нерегулируемый – светофора нет или он не работает, мигает желтым, регулировщик отсутствует.
  • 4-х сторонний (пересечение 4 дорог);
  • Х-образный;
  • кольцевой (присутствует разметка движения по полосам).
  • Т-образный (пересекаются 3 дороги);
  • У-образный (главная и 2 второстепенные дороги).
  1. По числу пересекающихся дорог:
  • простой (2 дороги);
  • сложный (кольцевая, примыкающая, многосторонняя и др.)

Наиболее аварийным считается четырехсторонний перекресток, поскольку он имеет более 30 конфликтных точек между движущимися потоками автомобилей. Но и, в целом, любой перекресток является неоднозначным элементом дороги, аварийность которого на порядок выше, чем у других участков.

Ситуацию осложняет тот факт, что, чаще всего, на перекрестке отсутствует разметка. Для ряда водителей это становится основанием для обгона. Законно ли данное действие, согласно нормативным документам – рассмотрим далее.

Вопрос регламентируется разделом 11 Постановления Правительства от 23.10.93 г. №1090 “О ПДД”.

Обгоном, согласно Правилам, считается опережение движущегося в попутном направлении транспортного средства, осуществляемое через встречную полосу. Опережением же является аналогичное действие, но производимое через полосу попутного направления.

В разделе 11 приводится ряд правил, которыми обязан руководствоваться водитель при совершении обгона. Несколько пунктов отводятся под обгон на перекрестках – где он запрещен, где разрешен и как именно должен происходить.

ДТП при обгоне на перекрестке. Обгон на нерегулируемом перекрестке при движении по главной

В Правилах нет предписания действовать определенным образом в соответствии с типом перекрестка.

Скорее существует общий запрет на обгон – он прописан в п. 11 раздела 4:

  • когда работает светофор или инспектор-регулировщик, т. е. перекресток регулируемый;
  • когда движение ТС осуществляется по второстепенной дороге, а светофор не работает (или отсутствует регулировщик), т. е. перекресток является нерегулируемым.

Из этого можно сделать вывод о том, в каких ситуациях обгон разрешается.

Должны выполняться три условия:

  1. Перекресток является нерегулируемым – нет функционирующего светофора, регулировщика.
  2. Пересекаются главная и второстепенная дороги.
  3. Автомобиль, планирующий совершить обгон, движется по главной.

Стоит отметить и более очевидные вещи – маневр запрещено производить, если движущееся впереди или сзади ТС уже совершает обгон (т. е. включило поворотники или находится в процессе маневра).

В ПДД содержится информация, согласно которой обгон на перекрестках запрещается и в ряде других случаев:

  • если дорога двусторонняя и имеет от 4 полос – выезжать на встречку нельзя, а без этого обгон невозможен (п. 2 раздела 9);
  • если имеет место разметка в виде сплошной линии, обозначающая границы полос проезжей части, куда запрещается въезд (п. 1 раздела 1);
  • если перед перекрестком находится пешеходный переход (п. 4 раздела 11).
Читайте также:  Можно ли ездить на разных шинах на передней и задней оси?

Главная дорога не обязательно должна идти прямо. Она может поворачивать, и у водителя, в таком случае, нет оснований для того, чтобы не осуществить обгон. Однако эта ситуация достаточно опасна, а маневр рискует окончиться дорожно-транспортным происшествием.

Несмотря на отсутствие прямого запрета, в ПДД можно найти косвенный. В п. 6 раздела 8 говорится о том, что выезд с перекрестка должен происходить в полосу попутного движения.

Можно сказать, что водитель будет находиться на встречке только в процессе маневра, а завершит его уже в своей полосе.

Но все же стоит ориентироваться на данный запрет, поскольку он может служить основанием для выписки постановления инспектором.

ДТП при обгоне на перекрестке. Обгон на нерегулируемом перекрестке при движении по главной

В этом случае применяются все вышеописанные ПДД. Обгон разрешен при выполнении четырех основных требований:

  • ТС движется по главной;
  • дорога идет прямо и не поворачивает;
  • перекресток не регулируется светофором или сотрудником Госавтоинспекции;
  • перед перекрестком нет пешеходного пешехода, а на нем – сплошной разметки.

Обгон может продолжаться при движении по встречке перед перекрестком и за ним, если соблюдены следующие условия:

  • на этом промежутке отсутствуют пешеходные переходы;
  • нет сплошной линии разметки;
  • движение осуществляется прямо, без поворотов.

Такой маневр может быть совершен в случае, когда выполняются перечисленные ранее требования – движение осуществляется по главной дороге, перекресток является нерегулируемым, отсутствуют иные обстоятельства, запрещающие обгон.

В этом смысле перекрестки в населенных пунктах и вне их ничем не отличаются.

В КоАП не прописано наказание за незаконный обгон на перекрестке. Данный маневр трактуется в соответствии с ч. 4 ст. 12.15 (выезд с нарушением ПДД на полосу встречного движения).

Статья предусматривает две возможные меры наказания – более мягкую и более суровую:

  • штраф 5 тыс. руб.;
  • изъятие в/у на 4-6 мес.

Инспектором при задержании ТС составляется протокол, далее он направляется начальнику инспекции по месту совершения правонарушения, который принимает решение, основываясь на конкретных фактах – впервые ли совершено подобное нарушение, есть ли смягчающие или отягчающие обстоятельства (список приводится в ст. 4.2, 4.3 КоАП) и др. Если выбранная мера наказания – лишение прав, дело передается в суд. Судья, подобно начальнику инспекции, знакомится с обстоятельствами дела и выносит решение.

Когда нарушение совершается повторно, водителя ждет наказание по ч. 5 статьи 12.15 – изъятие прав на 1 год или штраф 5 тыс. руб., если несанкционированный обгон зарегистрирован камерами фотовидеофиксации.

Подведем итоги. Обгон на перекрестках разрешается выполнять, если водитель движется по главной дороге, которая не поворачивает, число полос в обоих направлениях – до трех, а перекресток является нерегулируемым, причем на нем отсутствует сплошная линия разметки.

Наличие в черте перекрестка пешеходных переходов, равнозначных дорог или изгибов главной, сплошной разметки, светофоров или инспектора-регулировщика делает обгон незаконным.

За это предусмотрено довольно серьезное наказание, от денежного взыскания до конфискации водительского удостоверения на срок до 1 года, если нарушение совершено повторно.

Обгон на перекрестках: когда можно, а когда нет?

Как-то так сложилось в нашей стране, что у россиян нет полного понимания того, что можно делать, а что нет, согласно законодательству. Тут, наверное, виноват законодатель, который придумал такие запутанные законодательные нормы.

В том числе с пониманиеми недопониманием (разрешено/запрещено) каждый день сталкиваются автомобилисты, путая или забывая запутанные правила дорожного движения. Особенно это касается правил обгона. Самое плохое, что с этим испытывают сложности водители с большим стажем.

Итак, давайте подробнее узнаем, в каких случаях на перекрестке обгон разрешен, а в каких преследуется по закону. 

Как известно, каждый перекресток или пешеходный переход отличается. Все зависит от того, есть ли на перекрестке или пешеходном переходе светофор. Давайте узнаем, в каких же случаях осуществлять обгон запрещено, а в каких случаях есть исключения. 

Для начала давайте вспомним, что же такое обгон транспортного средства. Вот что об этом говорят действующие на 2020 года Правила дорожного движения, где в Разделе 1 Общих положений ПДД дано следующее определение:

«Обгон» — опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части)

(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.05.2010 N 316)

  • Как видите, обгон – это всегда выезд на полосу встречного движения!
  • Теперь вспомним раздел 11 «Обгон, опережение, встречный разъезд», где четко указано, в каких случаях обгон запрещен. 
  • Водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если:
  • транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия
  • транспортное средство, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево
  • следующее за ним транспортное средство начало обгон
  • по завершении обгона он не сможет, не создавая опасности для движения и помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу
  • на регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной
  • на пешеходных переходах
  • на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 метров перед ними
  • на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях
  • в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью

Итак, большинство водителей знает, что обгон на перекрестке запрещен (тем более с выездом на встречную полосу). Согласно части 4 статьи 12.15 КоАП РФ за нарушения правил движения выезда на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления водителя ждет штраф в размере 5000 рублей или лишение прав сроком от 4 до 6 месяцев. 

Многие водители, помня об этой грозной ответственности, считают, что любой обгон на перекрестках запрещен. Но на самом деле есть исключения.

Например, знаете ли (помните ли) вы, что при движении по главной дороге на нерегулируемом пешеходном переходе вы имеете право осуществлять обгон? Напомним, что нерегулируемым считается перекресток без светофоров.

Также обращаем ваше внимание, что в этом случае главная дорога ни при каких условиях не должна менять своего направления, а на дороге не должна быть запрещающая обгон разметка или дорожные знаки. 

Внимание: не забывайте, что обгон запрещен на нерегулируемом перекрестке, если он осуществляется не на главной дороге. В этом случае водителю грозит административная ответственность в соответствии с частью 4 статьи 12.15 КоАП РФ.

Смотрите также

 
Как обогнать? Правила, положения, практика

Можно ли обгонять на регулируемом перекрестке?

Однозначно нет. Если водитель осуществил обгон с выездом на полосу встречного движения на регулируемом перекрестке, это грозит ответственностью в соответствии с частью 4 статьи 12.15 КоАП РФ. 

Можно ли обгонять в разрешенных местах при ограниченной видимости на дороге? 

Многие, даже опытные водители забывают, что не во всех случаях закон разрешает обгонять на главной дороге при движении через нерегулируемый перекресток. Дело в том, что согласно пункту 11.4 ПДД, описывающему, в каких случаях запрещен обгон, есть прямой запрет на обгон в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью.

Соответственно, при нарушении данного пункта правил водителя может ждать ответственность за обгон в неположенном месте, что предусмотрено частью 4 статьи 12.15. 

  1. Вот пример из журнала «За рулем», на сайте которого была выложена задача в виде дорожной ситуации, где читателям было предложено определить, разрешен ли в данном примере обгон.
  2.  Пример дорожной ситуации при обгоне на нерегулируемом перекрестке: изображение с сайта Zr.ru

На первый взгляд эта схема говорит о том, что обгон в этой ситуации разрешен. Но при детальном рассмотрении дорожной ситуации выясняется, что обгон в примере противозаконен, так как, во-первых, главная дорога меняет свое направление, а во-вторых, автомобиль, который приближается к нерегулируемому перекрестку справа, имеет преимущества (при обгоне другого автомобиля есть риск ДТП). 

Можно ли обгонять на дороге тихоход, если есть разметка и знак 3.20 «Обгон запрещен» запрещает это?

Напомним, что тихоходные транспортные средства – это механический транспорт, который по своей конструктивной особенности не может разгоняться больше 30 км/час.

Согласно ПДД такие транспортные средства обязаны обозначаться специальным треугольным знаком (равносторонний красный треугольник с желтой окантовкой), который предупреждает других участников движения о принадлежности транспортного средства к тихоходным машинам. 

Согласно ПДД водителям разрешается обгонять тихоходы даже в зоне действия знака «Обгон запрещен». Также если со знаком «Обгон запрещен» есть сплошная линия разметки, то обгон также разрешен. 

Однако водители должны обратить внимание на то, что если на дороге есть только сплошная линия разметки 1.1 или 1.11, то есть без знака «Обгон запрещен», то обгонять тихоходные машины нельзя. 

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *