Дать отсрочку по постановке на учёт на год казахстанцам, владеющим авто с иностранными номерами, поручил 24 января президент РК Касым-Жомарт Токаев.
27 января МВД сообщило, что при временной регистрации подобных машин им будут присваивать жёлтые номера 18-го региона, а также в общих чертах рассказало, как планируется организовать учёт автомобилей из стран ЕАЭС.
За подробностями корреспонденты kolesa.kz обратились в комитет административной полиции.
В Управлении дорожно-технической инспекции и процессинговых центров КАП МВД РК нам рассказали, что временно регистрировать авто в спецЦОНах в Казахстане начнут 1 февраля 2020 года. Поставить машину на временный учёт можно будет в течение месяца, то есть до 1 марта. Кроме того, полицейские ответили на ряд самых распространённых вопросов автовладельцев.
— Какие документы нужно будет предоставить для временной регистрации?
— Удостоверение личности, квитанции за СРТС, ГРНЗ и первичную регистрацию (за выдачу техпаспорта — 3 314 тенге, госномеров — 7 423 тенге; за первичную государственную регистрацию — до двух лет — 663 тенге, от двух до трёх — 132 550 тенге, от трёх лет и выше — 1 325 500 тенге). Документы, подтверждающие право собственности на транспортное средство (договор купли-продажи, договор мены, дарения и др.), а также госномера, техпаспорт, которые нужно будет сдать на хранение в спецЦОН. При временной регистрации транспорта автовладельцы получат жёлтые номера 18-го региона, а в выданный им техпаспорт будет внесена запись «СРТС действительно до 01.03.2021». При этом в информационной системе МВД выставят ограничения на осуществление регистрационных действий до полной уплаты всех сборов.
По окончании срока временной регистрации, если гражданин РК не захочет ставить машину на постоянный учёт, иностранные документы и госномера ему вернут. После этого он должен будет вывезти транспортное средство из страны.
Сразу же поясним: праворульные транспортные средства регистрировать в Казахстане однозначно не будут. Исключение — машины, переоборудованные ранее, у которых в техпаспорте есть соответствующие отметки или наличествуют документы о законности изменений, внесённых в конструкцию.
— Уплата сбора за первичную регистрацию при временной постановке на учёт обязательна?
— Как президент озвучил, этот сбор будет взиматься сразу, так же как госпошлина за номера и техпаспорт. За утилизационный сбор и разницу в растаможке (тем, кому её необходимо уплатить) можно будет рассчитаться до 1 марта 2021 года. После этого поставим машину на постоянный учёт.
Никаких ограничений по эксплуатации данных транспортных средств не будет. Но только до окончания срока действия временного свидетельства о регистрации, то есть до 1 марта 2021 года.
Через год, когда автомобили начнут ставить на постоянный учёт, ранее уплаченный сбор за «первичку» повторно взиматься не будет.
— Если человек вдруг передумает или не сможет собрать необходимые суммы, документы он получит назад? А сбор за регистрацию ему вернут?
— Документы другого государства и госномера ему вернут, а сумму сбора нет, так как он её оплачивал за произведённую регистрацию.
— Президент дал поручение зарегистрировать машины, ввезённые в РК до 1 февраля 2020 года. Как будет проверяться дата? Как автовладельцу доказать, что он не приехал в Казахстан, к примеру, в марте?
— Сведения о пересечении границы и ввозе в страну авто мы получаем у Пограничной службы КНБ РК.
— Никаких документов гражданам предоставлять не нужно?
— В обязательности предоставления дополнительных документов нет необходимости, так как мы будем регистрировать все транспортные средства, соответствующие ранее перечисленным требованиям (техрегламента и т. д.).
Уже после регистрации мы будем направлять запросы в страны ЕАЭС, проверять законность регистрации, подлинность предоставленных документов, пересечение границы и т. д. Если уже после регистрации выявится незаконность представленных документов в отношении наших граждан, их предоставивших, будем принимать меры.
Аналогичный порядок уже был в нашей стране, когда регистрировались авто из Республики Беларусь, а также из Российской Федерации после обрушения курса российского рубля.
— Что грозит тем, кто уже сегодня не хочет вставать на временный учёт? Как с ними будет решаться вопрос? Или же тем, кто через год вдруг передумает регистрироваться постоянно (к примеру, денег на утильсбор или растаможку не смогут собрать), но при этом не станет вывозить машину из страны, а продолжит кататься по Казахстану на иностранных номерах?
— Закон «О дорожном движении» гласит, что ездить на незарегистрированных автомобилях по территории РК они не вправе, за это их привлекут к административной ответственности как лиц, эксплуатирующих транспортные средства, не зарегистрированные в установленном порядке (часть 2 статьи 590 КоАП РК, штраф — 10 МРП, авто — на спецстоянку). В случае повторного нарушения — снова штраф и выдворение из страны через суд.
С теми, кто прошёл временную регистрацию и не оформил постоянную, — аналогичная ситуация. Срок действия их разрешающих документов прекратится. Таким гражданам мы также будем давать время для вывоза автомобиля за границу, чтобы как-то ими законно распорядиться. Либо же они смогут разобрать машины на территории РК и продать по запчастям.
— А как будет решаться вопрос с машинами, ввезёнными в Казахстан по доверенности и стоявшими изначально, к примеру, на российском учёте? Тем, которые до сих пор зарегистрированы в РФ, как уже говорилось ранее, разрешено передвигаться не более года, с выездом из страны на 30 дней и последующим въездом.
— В данное время решается вопрос о создании единой информационной системы по зарегистрированным авто, такой платформой может выступить Система электронных паспортов транспортных средств, которая уже частично работает в странах ЕАЭС. Если гражданин Казахстана управляет машиной на российских номерах, но в РФ она снята с учёта, его автомобиль будет водворяться на штрафстоянку, а владелец — штрафоваться.
— Но человек может просто не знать, что авто снято с российского учёта. Да и полицейские как это выяснят? Базы данных-то пока не объединили.
— Владельцу надо разбираться с тем, кто выписал ему доверенность в РФ, а после — снял машину с учёта, казахстанцу придётся в гражданском порядке доказывать свою правоту через суд. Управлять автомобилем, по сути, не зарегистрированным ни в одном государстве (в России снят, а у нас не поставлен), в Казахстане нельзя!
— А как ваши коллеги будут проверять, на учёте машина в РФ или нет?
— Прошлой осенью, как вы знаете, были объединены базы данных страховых компаний и МВД. В них отражается в том числе, какие транспортные средства были ввезены в РК из России.
Кроме того, на официальном сайте ГИБДД МВД России, на специальном сервисе, можно предварительно проверить авто на наличие регистрации, а после сформировать выборочные списки и отправить в РФ для официального подтверждения регистрации или её отсутствия. Процесс этот длительный, сложный, но пока без него никак не обойтись.
— То есть теперь, остановив машину на российских номерах, полицейские будут отправлять запросы в РФ, а люди — ждать ответов?
— Если автомобиля нет в формируемом нами списке транспортных средств, снятых с учёта в России, никаких мер предприниматься в отношении владельца не будет. Есть в списке — его машине прямая дорога на штрафстоянку! А сам он пусть разбирается с доверителем в РФ.
Отмена временной регистрации автомобилей ЕАЭС (таможенного союза)
- Добрый день, уважаемый читатель.
- В данной статье речь пойдет об изменениях, которые будут внесены в Постановление правительства Российской Федерации О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации с 18 октября 2017 года.
- Нововведений всего несколько, однако они регламентируют важные вопросы:
Временная регистрация автомобилей из ЕАЭС
Первое важное нововведение — это упрощение пребывания автомобилей ЕАЭС на территории России:
2.1.
Регистрация транспортных средств, за исключением транспортных средств, зарегистрированных в других странах и временно находящихся на территории Российской Федерации сроком до 6 месяцев, осуществляется с выдачей соответствующих документов и государственных регистрационных знаков в порядке очередности возрастания их цифровых значений без резервирования за юридическими или физическими лицами отдельных серий или сочетаний символов.
21.
Регистрация транспортных средств, за исключением транспортных средств, зарегистрированных на территории государств — членов Евразийского экономического союза или временно ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза на срок не более 6 месяцев, осуществляется с выдачей соответствующих документов и государственных регистрационных знаков без резервирования за юридическими или физическими лицами их отдельных серий или сочетаний символов. Порядки выдачи таких знаков устанавливаются Министерством внутренних дел Российской Федерации, Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, а также федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, в соответствии с их компетенцией.
До 18 октября 2017 года любой иностранный автомобиль без регистрации (с иностранными номерами) мог находиться на территории России не дольше 6 месяцев. Когда этот срок заканчивался, машину нужно было либо вывезти за границу, либо временно зарегистрировать на территории РФ.
Начиная с 18 октября 2017 года работает упрощенный порядок для автомобилей, зарегистрированных на территории Евразийского экономического союза. Напомню, что в таможенный союз кроме России входят Армения, Белоруссия, Казахстан и Киргизия. Автомобили, зарегистрированные в этих странах, могут находиться на территории РФ без регистрации без ограничения срока.
Регистрация на основании электронного ПТС
4.
Регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим или физическим лицам, изменение регистрационных данных, связанное с заменой номерных агрегатов транспортных средств, производятся на основании паспортов соответствующих транспортных средств, а также заключенных в установленном порядке договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации.
4.
Регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим или физическим лицам, изменение регистрационных данных, связанное с заменой номерных агрегатов транспортных средств, производятся на основании паспортов транспортных средств, паспортов самоходных машин и других видов техники или электронных паспортов транспортных средств со статусом «действующий», оформленных в системе электронных паспортов транспортных средств (электронных паспортов шасси транспортных средств), а также заключенных в установленном порядке договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации.
Еще одно важное изменение документа — это возможность регистрации транспнортных средств на основании электронных паспортов транспортных средств (эПТС). Напомню, что в настоящее время в России готовится отмена бумажных ПТС. Через некоторое время им на смену придут электронные документы, которые будут храниться в единой базе данных.
Первоначально бумажные ПТС предполагалось полностью отменить в 2016 году, однако впоследствии это решение было перенесено на 1 июля 2018 года. Тем не менее рано или поздно переход на эПТС состоится. В связи с этим и внесены изменения в постановление правительства.
Ну а в завершение предлагаю Вам ознакомиться с полным текстом обновленного документа:
Постановление правительства О государственной регистрации ТС
Документ небольшой, поэтому прочитать его не составит труда.
В казахстане владельцы авто из армении и кыргызстана требуют амнистии. что не так с временной регистрацией?
5300 владельцев автомобилей с иностранными номерами подписали петицию премьер-министру Казахстана Аскару Мамину с требованием амнистировать уже ввезённые авто. Об этом сообщает informburo.kz.
Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев поручил легализовать в Казахстане автомобили, ввезённые из стран Евразийского экономического союза. В течение февраля владельцы таких машин могут получить временную регистрацию. Для этого спецЦОНы с 1 февраля работают без выходных.
Однако автовладельцы не согласны с решением президента. В нескольких областях прошли стихийные акции протеста. Недовольные даже составили петицию премьер-министру Казахстана с требованием амнистировать уже ввезённые в Казахстан авто.
Рассказываем, почему автомобилисты отказываются от временной регистрации и есть ли альтернативные варианты.
Почему автовладельцы против временной регистрации
Житель Костаная Диас Нурмагамбетов купил Toyota Camry 2008 года выпуска в Армении в 2019 году. Покупка обошлась в 3,1 млн тенге. По словам мужчины, временная регистрация не решает проблему, а только отсрочивает её.
«Сбор за первичную регистрацию обойдётся мне в один миллион 325 тысяч тенге. Около 300 тысяч тенге стоит свидетельство техрегламента и кнопка SOS. Ещё надо учитывать пошлины за номер и техпаспорт. Выходит больше полутора миллиона тенге. Эти сборы сожрут половину стоимости моей машины», – рассказывает Диас Нурмагамбетов.
Диас Нурмагамбетов/ Фото из личного архива Диаса
На покупку Диас Нурмагамбетов копил деньги в течение четырёх лет. Сейчас машина оформлена на него и стоит на учёте в Армении. В Казахстане он не регистрировал автомобиль.
«В этом виновны правительства Армении, Кыргызстана, а также наши ведомства – Минфин и МВД, которые шесть лет допускали ввоз этих автомобилей. Они всячески закрывали на это глаза, а теперь выставляют крайними нас.
Армения и Кыргызстан нарушили Договор о ЕАЭС, а именно статью 42, пункт 6. Эти страны должны были не допустить вывоз своих автомобилей.
Казахстан должен обратиться в Минский суд ЕАЭС с иском к этим государствам за нарушение Договора о ЕАЭС», – считает Диас Нурмагамбетов.
С его слов, только в Костанайской области около 1 300 владельцев авто с иностранными номерами. Недавно они записали видеообращение к спикеру Сената Дариге Назарбаевой. Они просят помочь решить их вопрос.
Также автовладельцы отправили петицию в Парламент. Ожидается, что 7 февраля член совета сенаторов Сергей Жалыбин встретится с Даригой Назарбаевой и расскажет о петиции.
Чего требуют владельцы авто из стран ЕАЭС
Владельцы автомобилей, ввезённых из стран ЕАЭС, отстаивают своё право беспрепятственно перемещаться по Казахстану на транспорте с иностранными номерами.
Иллюстрация к петиции автовладельцев / Фото с сайта Pana-defenders.info
Под петицией, размещённой на сайте Pana-defenders.info, подписались более 5 319 автовладельцев (на момент публикации материала).
«Мы, граждане Республики Казахстан, попавшие в эту ситуацию по вине государственных контролирующих служб и по собственному недопониманию законности ввоза этих автомобилей, требуем компетентные органы амнистировать уже ввезённые автомобили и поставить их на постоянный учёт независимо от требований техрегламента без уплаты таможенных пошлин и сборов за первичную регистрацию», – говорится в тексте онлайн-петиции.
Авторы предлагают:
- позволить им использовать эти авто до полного износа без регистрации на территории страны, признав их товаром Союза;
- обязать автовладельцев выплатить разовый штраф в размере 100 000 тенге;
- поставить автомобили на постоянный учёт;
- позволить автомобилям из стран ЕАЭС находиться на территории Казахстана без каких-либо запретов или ограничений.
Как казахстанцы проходят временную регистрацию
Пока одни автовладельцы проводят митинги и пишут петиции в адрес государственных органов, другие начали регистрировать свои автомобили. Алматинец Владимир Баев первым в Казахстане получил номера нового образца.
«Пришёл в автоЦОН для того, чтобы временно зарегистрировать свою машину, пригнанную из России. Поставил на временный учёт в Казахстане. В течение года теперь буду оплачивать утильсбор и окончательно регистрировать авто в нашей стране. Всё было довольно быстро, чётко. Всё сделали в течение 20-30 минут», – рассказал Владимир Баев.
В Уральске легализовал своё авто местный житель Ануар Шаймерденов. Временная регистрация ему обошлась в 8 706 тенге.
Ануар Шаймерденов устанавливает свой новый номер / Фото предоставлено ДП ЗКО
«В течение года теперь буду оплачивать утильсбор и окончательно регистрировать авто в нашей стране», – рассказал Ануар Шаймарденов.
Другой житель Алматы Дулат Бекмухамбетов получил временную регистрацию на свой автомобиль Lada Largus Cross из России, оплатив 132 тысячи тенге. Теперь ему предстоит заплатить около 1 млн тенге в течение года за утильсбор.
«Очень неприятная процедура, такие большие деньги приходится платить за все эти сборы. Мне кажется, можно было всё это сделать более мягче для своих граждан, сделать эти сборы ниже. Не могу сказать, что рад, что прошёл временную регистрацию. Просто регистрация теперь для нас всех обязательна, ничего с этим поделать невозможно», – рассказал Дулат Бекмухамбетов.
В МВД РК ожидают, что количество желающих провести временную регистрацию своих автомобилей только возрастёт. Для этого спецЦОНы работать будут весь февраль без выходных.
Армения признала нарушение Договора о ЕАЭС
Вице-премьер Армении Мгер Григорян в интервью Newsarmenia признал, что автомобили с армянскими номерами должны были продаваться только гражданам Армении.
«Проблема заключается в том, что если льгота распространяется на одну страну, то она должна касаться только граждан этой страны.
В противном случае это становится таможенным регламентом ЕАЭС. Мы продолжим обсуждение этой проблемы с Казахстаном.
Эта проблема также является следствием отсутствия единой цифровой системы ЕАЭС, над чем мы работаем сейчас», – сказал Мгер Григорян.
Авторы Telegram-канала Finance.kz посчитали, что казахстанская казна могла недополучить около 300 млрд тенге.
Член правления Союза независимого автобизнеса Максат Мирманов согласен, что цифровая система ЕАЭС могла бы помочь контролировать ситуацию с машинами, находящимися на иностранном учёте.
«Если бы был механизм, позволяющий фиксировать все нарушения ПДД и штрафы по всему ЕАЭС, то и проблемы такой сейчас бы не было. Но ведь такую систему ещё надо создать и интегрировать, что намного сложнее на практике. Такой проект невозможно реализовать очень быстро», – считает Максат Мирманов.
Казахстанцы приобретали в Армении машины двумя способами:
- получали прописку и вид на жительство в Армении, что позволяло им при покупке машины оформлять её на себя;
- ездили на авто по доверенности (таких случаев меньше).
Почему амнистия – не вариант
Председатель Союза автомобилистов Казахстана Эдуард Эдоков считает, что любая альтернатива временной регистрации может вызвать недовольство со стороны основной части населения.
«Все эти годы многие казахстанцы приобретали автомобили из-за рубежа, соблюдая законный порядок оформления автомобиля.
Законопослушные граждане проходили все процедуры, платили таможенные пошлины, НДС, первичную регистрацию, утильсбор.
И если сделать амнистию владельцам авто из Армении и Кыргызстана, то тогда будут ущемлены права остальных казахстанцев, честно оплачивавших все сборы», – говорит Эдуард Эдоков.
По мнению президента ассоциации безопасности дорожного движения «Общая дорога» Арсена Шакуова, временная регистрация – лучший компромисс.
«Любой казахстанец обязан в течение 10 дней пройти оформление купленного за границей автомобиля. Все обязаны оплачивать сборы и пошлины. Но власти и так пошли на огромные уступки владельцам авто из стран ЕАЭС. Теперь у них целый год, чтобы всё оплатить и зарегистрировать. Больше ни у кого нет таких поблажек», – говорит Арсен Шакуов.
Альтернативное решение проблемы предлагает юрист Айдар Масатбаев.
«Надо предоставить два варианта: либо пусть платят как положено все сборы и пошлины в течение года, либо увеличить для них ставку налога на авто.
Тем самым через три-четыре года они выплатят эти пошлины и будут постоянно в казну приносить ещё деньги после этого. Высокий налог будет бессрочным до того момента, пока машина находится на учёте в Казахстане.
Государство даже получит прибыль от них», – предлагает Айдар Масатбаев.
По словам начальника управления административной полиции Алматы Жандоса Мураталиева, отсутствие регистрации автомобилей с иностранными номерами позволяло автомобилистам нарушать ПДД, не платить штрафы и не проходить техосмотр.
По статистике МВД РК в 2019 году:
- на территории страны находились 170 000 автомобилей, зарегистрированных в странах ЕАЭС;
- 1 800 из них стали причиной ДТП;
- в этих авариях погибли 132 человека;
- камеры фиксации выявили более 90 тысяч нарушений на сумму свыше 1,1 млрд тенге.
Основные виды нарушений – это превышение скоростного режима и несоблюдение требований знаков и разметки.
Точное количество авто, ввезённое в Казахстан из стран ЕАЭС, неизвестно. МВД, называя цифру 170 тысяч, считает те машины, которые пересекли границу Казахстана. За рулём мог быть как гражданин нашей страны, так и иностранный турист или транзитный водитель.
Известно лишь, что некоторые ввозили по несколько десятков машин, зарегистрированных на себя. Например, житель Алматинской области ввёз 78 авто, два жителя Атырауской области – по 40.
Большинство автомобилей, владельцы которых ввезли пять и более машин, пригнали в следующие регионы:
- в Атыраускую область – 2300 автомобилей;
- в Мангистаускую область – 468;
- в Актюбинскую область – 391;
- в Алматинскую область – 170;
- в Туркестанскую область – 146.
То есть только на 475 человек приходится 4 152 машины. Автовладельцев, которые подписались под петицией премьер-министру, насчитывается свыше 5 тысяч человек.
Временная регистрация граждан ЕАЭС
Жители стран, входящих в Евразийский экономический союз, имеют льготы при въезде, проживании и трудоустройстве в РФ. Им не нужно получать трудовой патент, у них есть 30 дней, чтобы встать на миграционный учёт. Льготы касаются и временной регистрации.
Описание | Сроки | Стоимость |
Стоимость услуги | Единоразово | 3 000 руб. |
В Евразийский экономический союз входят четыре страны помимо России: Киргизия, Беларусь, Казахстан и Армения.
Отношения с гражданами этих стран фиксируются в «Договоре о Евразийском экономическом союзе».
- Жители Киргизии, Армении, Беларуси и Казахстана могут устраиваться на работы вне государственной квоты.
- Для заключения ТД им не нужно делать разрешение на работу или патент, проходить медицинские комиссии и подтверждать знания русского языка.
- Из документов нужны только паспорт, миграционная карта и уведомление из УВМ.
- Если ТД будет расторгнут досрочно, мигрант может заново трудоустроиться и зарегистрироваться за 15 дней.
Согласно законодательству жители стран — участниц ЕАЭС могут встать на учёт после заключения трудового договора с работодателем.
«Лидер Групп» помогает работодателям с регистрацией граждан ЕАЭС для их легального трудоустройства в Санкт-Петербурге.
Необходимые документы
Ответственность за проживание в России трудового мигранта несёт работодатель. От него Управление по вопросам миграции требует больший пакет документов:
Работодатель
- Устав организации.
- Выписка из ЕГРЮЛ.
- Свидетельство о регистрации юридического лица.
- Копия паспорта руководителя компании.
- Трудовой договор с иностранным работником.
- ИНН.
- ОГРН.
Иностранный гражданин
- Паспорт.
- Миграционная карта с целью въезда «работа».
- Бланк уведомления о прибытии.
- Уведомление о заключении трудового договора.
От работодателя требуется лишь сделать копии этих документов и заверить их печатью организации. Мигрант должен принести оригиналы паспорта и миграционной карты.
Стоимость учёта иностранца складывается из временных затрат на получение документов. Финансовых затрат, как правило, нет, потому что иностранец из ЕАЭС и работодатель не платят пошлин. Но оформление документации может занять одну или две недели.
Порядок получения
Встать на миграционный учёт жителям стран ЕАЭС проще, чем другим иностранцам.
- Приехать в Россию.
- Заключить трудовой договор.
- Предоставить его и другие необходимые документы в Управление по вопросам миграции.
- Зарегистрироваться по месту жительства.
Работодатель должен также направить в УВМ пакет документов и предоставить жильё иностранному сотруднику.
УВМ выдаёт временную регистрацию на срок действия трудового договора, но не более, чем на один год. Чтобы продлить учёт, нужно заново заключить трудовой договор. Продлевать его можно несколько раз но на общий срок не более двух лет. После гражданину нужно будет выехать из России или оформить вид на жительство.
Важно, что теперь работодатель не может зарегистрировать мигранта по адресу, где он работает. Нужно оформить учёт в месте, где иностранец будет фактически проживать. За несоблюдение миграционного законодательства организации могут оштрафовать. Юридические лица — на 400 000–800 000₽, а должностные лица — на 25 000–50 000₽.
Для жителей государств — членов ЕАЭС, действует упрощённый порядок. Поможем воспользоваться им, чтобы зарегистрировать трудового мигранта за несколько дней и сэкономить время.
Консультируем Отвечаем на все вопросы по поводу оформления регистрации и проживания трудовых мигрантов в России.
Сопровождаем Менеджер информирует клиента о сроках подачи документов в УВМ, координирует работу юристов.
Помогаем Работаем с крупными компаниями 10 лет. За это время 5 000 граждан из других стран трудоустроились в России.
Растаможка и регистрация авто с иностранными номерами в Казахстане. Всё, что нужно знать
Касым-Жомарт Токаев на расширенном заседании Правительства поручил временно зарегистрировать автомобили, ввезённые в Казахстан из стран Евразийского экономического союза.
«Правительству в месячный срок, в разовом порядке, следует обеспечить временную регистрацию автомобилей, ввезённых по состоянию на 1 февраля 2020 года гражданами Казахстана из стран ЕАЭС для личного пользования. Регистрация на эти автомобили будет действовать до 1 марта 2021 года», – сказал президент.
Разбираем, что даёт переходный период, как рассчитать и оплатить таможенную пошлину, а также что делать владельцам авто с иностранными номерами после 1 марта 2021 года.
Что изменилось в Казахстане с 1 января 2020 года для владельцев авто с иностранными номерами
Для казахстанцев, которые завезли авто с иностранными номерами, ничего с этого года не изменилось. Но с 1 января 2020 года для Армении и Кыргызстана закончился переходный период по вступлению в Евразийский экономический союз. Он длился шесть лет – с 2014 года.
Жители этих стран могли ввозить автомобили из-за рубежа по упрощённой процедуре, таможенная пошлина составляла 10% от стоимости машины. В это время в остальных странах ЕАЭС (Россия, Казахстан, Беларусь) растаможка ввозимого из третьих стран авто обходилась в 17% от стоимости.
Поэтому казахстанцы, которые не могли пригнать из стран вне ЕАЭС свежее авто из-за высоких таможенных пошлин, скупали дешёвые подержанные машины в Кыргызстане и Армении. По закону они должны были зарегистрировать эти авто в Казахстане через 10 дней после покупки. Однако не делали этого.
В начале этого года Министерство внутренних дел напомнило автовладельцам о необходимости пройти таможенную очистку и поставить машины на учёт. В противном случае грозят штрафом в размере 10 МРП (26 510 тенге) и конфискацией автомобиля до устранения проблем с регистрацией.
- Именно поэтому в разных городах Казахстана прошли протесты автовладельцев.
- Владельцы авто с иностранными номерами: «Мы не можем платить за растаможку по 4 млн тенге»
- Водители заявили, что не могут поставить на учёт машины из-за дороговизны таможенной пошлины.
Как временно решили проблему владельцев авто с иностранными номерами
24 января президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, выступая на расширенном заседании Правительства, поручил временно зарегистрировать автомобили, ввезённые из стран ЕАЭС. Он подчеркнул, что акция разовая.
«Регистрация на эти автомобили будет действовать до 1 марта 2021 года. Такие авто должны соответствовать требованиям техрегламента, за них должны уплатить регистрационный сбор и госпошлину. Временная регистрация должна осуществляться без права отчуждения и передачи прав пользования и распоряжения другим лицам», – сказал он.
Расширенное заседание Правительства с участием Токаева. Полный текст
До 1 марта 2021 года автовладельцы должны:
- оплатить таможенные пошлины и утильсбор;
- поставить авто на постоянный учёт.
Второй вариант – вывезти авто из страны.
Что даёт временная регистрация
Для временной регистрации в спецЦОН необходимо предоставить следующие документы:
- удостоверение личности;
- прежние государственные или транзитные номерные знаки;
- свидетельство о первичной регистрации;
- документы, подтверждающие право собственности;
- квитанции об оплате:
- за первичную регистрацию;
- пошлины за изготовление госномера;
- пошлины за изготовление техпаспорта.
Временная регистрация даёт возможность автовладельцам время на то, чтобы оставшуюся сумму (за утильсбор и таможенную пошлину) оплатить до 1 марта 2021 года. Пока не будет сделана постоянная регистрация, нельзя отчуждать, передавать и продавать автомобиль с временной регистрацией.
Свидетельство о временной регистрации будет выдаваться всем, кто завёз машины до 1 февраля 2020 года. Свидетельство позволит автовладельцам беспрепятственно передвигаться на зарегистрированном транспорте по Казахстану до 1 марта 2021 года. Именно на этот срок документ будет считаться действительным.
Для упрощения учёта и контроля за ввезёнными автомобилями власти выдадут автовладельцам новые жёлтые номера с кодом ЕАЭС – 18.
Если до 1 марта 2021 года владелец авто с жёлтыми номерами не оплатит утильсбор, таможенную пошлину и не получит постоянную регистрацию, то выход один – вывезти машину из страны.
В какую сумму обойдётся временная регистрация машины
Сумма первичной регистрации зависит не только от размера МРП, но и от возраста автомобиля. Оплата услуги производится в кассе Специализированного центра обслуживания населения. Первичная регистрация новых авто обходится дёшево, а вот машины постарше – дороже:
- до двух лет (2018-2019 годов выпуска) – 0,25 МРП (662 тенге);
- от двух до трёх лет (2017-2018 годов выпуска) – 50 МРП (132 550 тенге);
- старше трёх лет (2016 года выпуска и раньше) – 500 МРП (1 325 500 тенге).
Пошлина за изготовление техпаспорта обойдётся в 1,25 МРП (3 313 тенге). Два дубликата обычного госномера стоят 2,8 МРП (7 422 тенге).
Чтобы поставить на учёт ввезённое из-за границы авто в Казахстане, нужно обратиться в Специализированный центр обслуживания населения по месту жительства. Для регистрации вам придётся:
- оплатить утилизационный сбор;
- оплатить таможенную пошлину;
- оплатить налог на добавленную стоимость;
- получить свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС) и систему безопасности ЭВАК.
Сколько придётся заплатить за утильсбор
Утилизационный сбор – это плата за вредное воздействие автомобиля на окружающую среду и здоровье человека с учётом его технических характеристик. Его можно оплатить онлайн на сайте ТОО «Оператор расширенных обязательств производителей (РОП)».
Размер суммы зависит от объёма двигателя. Формула такая: 50 МРП умножить на коэффициент объёма двигателя:
- Автомобили с объёмом двигателя до 1 000 см3 – 50 МРП (132 550) х 3 (коэффициент) = 397 650 тенге.
- Автомобили с объёмом двигателя до 2 000 см3 – 50 МРП (132 550) х 7 (коэффициент) = 927 850 тенге.
- Автомобили с объёмом двигателя до 3 000 см3 – 50 МРП (132 550) х 10 (коэффициент) = 1 325 500 тенге.
- Автомобили с объёмом двигателя свыше 3 001 см3 – 50 МРП (132 550) х 23 (коэффициент) = 3 048 650 тенге.
Как получить свидетельство о безопасности конструкции авто
Автомобиль должен соответствовать техрегламенту Казахстана и быть технически безопасным. Для этого необходимо получить свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства. Документ – подтверждение того, что авто соответствует техническим требованиям ЕАЭС.
Его выдают в сертификационных центрах, которые есть в каждом областном центре и городах республиканского значения. Здесь нужно подать заявку с пакетом документов:
- паспорт владельца;
- договор купли-продажи;
- зарубежный технический паспорт;
- фотографии общего вида (с четырёх сторон и подкапотного пространства);
- таблички с VIN-кодом, таблички двигателя;
- таможенная декларация.
В центре проверяют идентификационный номер автомобиля, предоставленные документы, соответствие требованиям техрегламента ЕАЭС и составляют акт осмотра автомобиля. Авто должно соответствовать экологическим стандартам «Евро-4», «Евро-5» или «Евро-6» (нормы указывают на содержание вредных веществ в выхлопных газах машины), а также иметь:
- антиблокировочную тормозную систему;
- фронтальные подушки безопасности;
- систему крепления Isofix;
- дневные ходовые огни;
- кнопку экстренного вызова при авариях и катастрофах (ЭВАК).
Кнопка безопасности должна быть зарегистрирована в Институте космической техники и технологий (Алматы, ул. Кисловодская, дом 34. Телефоны: +7 (727) 229-44-81, +7 (727) 390-34-88). Если кнопки SOS нет, нужно её установить через специализированные фирмы, такие как «ЭРА-ГЛОНАСС». Стоимость примерно 189 тысяч тенге.
Оформление свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства в среднем обойдётся в 50 тысяч тенге.
Какой размер таможенной пошлины
Размер таможенной пошлины равен 17% от стоимости авто. Стоимость указывают в декларации сами автовладельцы. В подтверждение нужно приложить чек и договор купли-продажи. Если нет чека, а указанная в декларации цена ниже рыночной, таможенники производят оценку самостоятельно.
Но владельцам купленных в Армении и Кыргызстане машин не придётся платить 17% от стоимости машины. Так как при ввозе авто в страну ЕАЭС (Армения, Кыргызстан) уже была оплачена таможенная пошлина в размере 10% от стоимости машины, владельцам придётся заплатить разницу между оплаченной пошлиной и казахстанской.
Пример. При ввозе авто в Армению его таможенная стоимость была 5 млн тенге. До 1 января 2020 года в Армении действовала пошлина в 10% – 500 000 тенге. Допустим, эта машина сейчас попала в Казахстан.
Чтобы её растаможить, нужно заплатить разницу (17% от 5 млн тенге = 850 000 тенге, а разница между таможенными платежами: 850 000 – 500 000 = 350 000 тенге).
Если таможенная стоимость машины за это время не изменилась, нужно будет заплатить 350 тысяч тенге.
Какие есть ещё варианты
Если все перечисленные варианты обходятся в копеечку, то есть ещё два выхода, но оба невыгодные:
- Продать машину по запчастям.
- Продать машину в стране покупки.
Продажа машины по запчастям не окупит расходы на покупку авто. Второй вариант тоже. Дело в том, что с этого года в той же Армении действуют идентичные технические требования к машинам. То есть транспорт ниже стандарта «Евро-4», а также не оснащённый необходимыми техническими средствами, потерял в цене.
Сдать же авто в утиль не получится, потому что принимают только те автомобили, которые имеют постоянную регистрацию в Казахстане.