Положение о государственной инспекции безопасности дорожного движения министерства внутренних дел российской федерации

Общение с инспектором ДПС — неотъемлемая часть жизни водителей в России. Поэтому водителям особенно важно знать, на что именно имеют право инспекторы на дороге.

Права и обязанности сотрудников ГИБДД регулируются несколькими документами. К ним в первую очередь относятся Правила дорожного движения (ПДД), федеральный закон «О полиции» и приказ МВД № 664. Важно то, что в них постоянно вносятся поправки, из-за чего у водителя нередко возникают сомнения в законности действий представителя власти.

Важно отслеживать готовящиеся изменения в законодательство, ведь они прямо влияют на то, что будет можно делать инспекторам ДПС. Drom.ru подготовил небольшой обзор планируемых поправок. Ведь если их примут, то уже скоро гаишники на дорогах смогут…

Забирать СТС у водителей

У сотрудников ГИБДД может появиться право на запрет эксплуатации автомобилей. Согласно новому законопроекту, который был подготовлен МВД и до конца 2020 года должен поступить в правительство, такую санкцию инспекторы Госавтоинспекции смогут применять в случае выявления на дороге машины с неисправностью, при которой эксплуатация запрещена.

К примеру, если у автомобиля не горит фара в темное время суток или не работают стеклоочистители во время дождя, на водителя оформят протокол по ст. 12.5 КоАП, запретят ехать дальше и дадут 72 часа на устранение неисправности. Если поломка будет менее серьезной, автомобилисту разрешат продолжить движение, но срок на ремонт останется таким же.

Положение о государственной инспекции безопасности дорожного движения министерства внутренних дел Российской Федерации

До 2018 года сотрудники ГИБДД имели право снять с автомобиля регистрационные знаки, например, из-за слишком сильной тонировки или отсутствия полиса ОСАГО. Теперь данная норма может вернуться, только в новой форме: вместо «скрученных номеров» водителю дадут трое суток на устранение неисправностей, а если он не справится — заберут СТС

Если же водитель за три дня не справится с вынесенным предписанием, у него уже конфискуют Свидетельство о регистрации транспортного средства (СТС). Причем если автомобилист проигнорирует и это решение, его можно будет привлечь по уже действующей ст. 12.

3 КоАП, грозящей штрафом 500 рублей и помещением автомобиля на штрафстоянку.

«Запрещать эксплуатацию автомобиля и давать 72 часа на устранение неисправности — более эффективная и правильная мера, чем “гонять” всю страну на так называемый техосмотр автомобиля, — считает координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов.

— Реализация этого предложения должна быть увязана с реформой техосмотра. После внедрения этой процедуры техосмотр можно было бы сделать либо добровольным, либо совместить с техническим обслуживанием автомобиля», — пояснил Шкуматов корреспонденту Дрома.

Подчеркнем, что пока норма о запрете эксплуатации ТС инспектором ГИБДД и изъятии СТС — это лишь предложение МВД, которое в случае одобрения правительством внесут на рассмотрение Госдумы только в 2021 году.

Однако весьма вероятно, что законопроект будет принят.

Власти усиливают контроль за выдачей диагностических карт и техническим состоянием автомобилей, поэтому расширенные полномочия инспекторов ГИБДД вполне укладываются в текущую логику.

Проводить экспресс-тесты на алкоголь

Уже скоро помимо обычных проверок на состояние алкогольного и наркотического опьянения инспекторы ГИБДД смогут проводить и так называемые мгновенные тесты.

Для этого на вооружение гаишников поступят специальные приборы, о которых в середине ноября рассказывал глава ГУОБДД РФ Михаил Черников.

По его словам, устройства будут срабатывать за 15 секунд, что позволит инспектору оперативно установить, употреблял ли водитель запрещенные вещества.

«Это не алкотестер — это средство индикации, это возможность установления употребления не только спиртных напитков, но и наркотических веществ. И это поможет ограничивать дорожное движение (потребителей спиртного и наркотиков, — прим. ред.). Такие проверки должны быть внедрены», — заявлял Черников РИА Новости.

Положение о государственной инспекции безопасности дорожного движения министерства внутренних дел Российской Федерации

Экспресс-тесты на алкоголь и наркотики часто применяются в других странах, например, в Европе. Но там они используются в рейдах при сплошных проверках. Важно и то, что такие проверки не имеют юридических последствий — как правило, при положительном результате водителя все равно ждет медосвидетельствование

Чтобы инспекторы ГИБДД смогли воспользоваться новой функцией, властям придется внести изменения в правила освидетельствования на опьянение.

В настоящее время уже готов текст законопроекта, который в апреле 2020 года планировалось обсудить в Общественной палате.

Из-за коронавируса обсуждение было отложено на неопределенный срок, хотя оно необходимо, ведь к эффективности самих экспресс-тестов есть вопросы.

«Данная мера подстегнет коррупцию и производство фальшивых тестов, которые всегда будут показывать положительный результат, — уверен Петр Шкуматов.

— Либо это будет работать следующим образом: поскольку никаких протоколов не составляется, в случае если тест окажется положительным, инспектор ГИБДД будет смотреть на автомобилиста честными глазами, говорящими: “Дальше продолжать будем?!”, — пояснил координатор «Синих ведерок» Дрому, отметив, что в наших условиях подобное тестирование будет неэффективным.

Идея экспресс-тестов в конечном счете глубоко порочна — соглашается адвокат движения автомобилистов «Свобода выбора» Сергей Радько.

«Многие сотрудники ДПС уже сейчас используют (конечно, незаконно) портативные алкотестеры (личные и никем не сертифицированные), которые зачастую показывают наличие опьянения даже у закоренелого трезвенника. Как в этом случае далее «решается вопрос» — всем известно.

Если узаконить использование экспресс-тестов, это однозначно станет еще одной возможностью имитировать выявление у водителя опьянения и наверняка будет использовано как очередной повод для вымогательства взяток на дорогах», — пояснил Радько Дрому.

В свою очередь отметим, что МВД не отказалось от своих первоначальных планов внедрения экспресс-тестов на опьянение водителей и будет добиваться рассмотрения и принятия соответствующего законопроекта в 2021 году.

Конфисковывать автомобили

Другая санкция, которая может ждать автомобилистов, — конфискация транспортного средства. В данном случае речь идет о наказании для водителей, которые повторно сели за руль в нетрезвом виде. Предполагается, что их машины будут конфисковывать, а в дальнейшем — продавать на специальных аукционах в пользу государства.

Мера обсуждается уже полтора года, причем за ее введение высказался глава ГИБДД Михаил Черников. «Мы надеемся, что в новой редакции Кодекса об административных правонарушениях наша позиция будет учтена. Это вынужденная мера, без которой не обойтись.

Слишком высокую цену платит общество за употребление алкоголя за рулем», — отмечал главный инспектор страны.

Положение о государственной инспекции безопасности дорожного движения министерства внутренних дел Российской Федерации

Предложение отбирать автомобили у пьяных водителей — не новое. Аналогичные законопроекты уже вносились в Госдуму в 2012 и 2014 годах, однако были отклонены.

В 2019 году инициативу вновь подняли: соответствующий проект закона был направлен на согласование в правительство, но Госдумой он так и не рассматривался.

Теперь же из-за резонансных «пьяных» аварий — в том числе с участием Михаила Ефремова — предложение получило дополнительный импульс и, вполне вероятно, будет внесено в Госдуму в виде законопроекта.

Дром уже рассказывал, какие серьезные недостатки имеет предложение конфискации автомобилей у пьяных водителей. 

К примеру, под удар попадут собственники ТС, которые далеко не всегда являются водителями, а часть российских граждан — такие как прокуроры и судьи — и вовсе будет выведена из-под действия закона. 

Тем не менее шансы, что изменения в КоАП и УК РФ все же будут приняты в 2021 году, довольно высоки.

Вскрывать автомобили (но не у всех)

А вот еще одно право могут получить не только инспекторы ГИБДД, но и вообще все сотрудники полиции. Речь идет о вскрытии автомобилей для спасения жизни граждан, предотвращения преступления или в целях обеспечения безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях.

Мера обсуждается с апреля 2020 года. В частности, предполагается, что вскрывать автомобили полицейские смогут, если подозреваемый находится в машине в состоянии опьянения или если у них есть подозрение, что в автомобиле имеются предметы, изъятые из гражданского оборота.

В начале декабря 2020 года Госдума уже приняла законопроект в первом чтении. В настоящее время документ проходит доработку Комитетом Госдумы по безопасности и противодействию коррупции, поправки будут представлены к 6 января 2021 года. После этого законопроект рассмотрят во втором чтении, вероятнее всего — весной 2021 года.

Положение о государственной инспекции безопасности дорожного движения министерства внутренних дел Российской Федерации

Адвокат общественного движения автомобилистов «Свобода выбора» Сергей Радько уверен, что норма нуждается в уточнении и корректировке, иначе из-за расплывчатых формулировок будет применяться не только во благо.

«Например, как и каким образом сотрудник полиции через закрытые окна и двери автомобиля будет определять, что водитель находится в состоянии опьянения? Или [как определить] наличие груза, запрещенного или ограниченного в гражданском обороте?», — отметил Радько в разговоре с Дромом, добавив, что обеспечить силами полиции сохранность уже вскрытых автомобилей, особенно в случае массовых беспорядков или ЧС, также вряд ли будет возможно.

Взимать долги по штрафам с иностранцев

Наконец, у ГИБДД должна появиться возможность активнее привлекать к ответственности водителей автомобилей, зарегистрированных за пределами России. О мерах по ужесточению неотвратимости наказания для нарушителей из-за границы говорят не первый год, но в 2020-м власти постепенно приступили к реализации данного плана.

В частности, между МВД и Федеральной таможенной службой (ФТС) уже налажен обмен данными о владельцах временно ввезенных транспортных средств. Таким образом, ГИБДД уже может получить информацию об автомобиле с иностранными номерами, наличии у него неоплаченных штрафов и т. д.

Более того, в некоторых регионах — например в Москве — камеры уже фиксируют нарушения «зарубежных» автомобилей.

«Комплексы фотовидеофиксации распознают иностранные государственные знаки всех стран, — пояснили Дрому в пресс-службе московского ЦОДД. — Обработка проходит в несколько этапов. Сначала система сама автоматически отсеивает часть материалов, на которых нет признака нарушений. Затем материалы попадают в ЦОДД, где проходят первичную обработку. Она также автоматическая.

Проверенный фотоматериал попадает сотруднику, который удостоверяется, что техника не совершила ошибки. Затем материалы передаются в ГИБДД или МАДИ, где и принимается решение о вынесении постановления», — отметили в ЦОДД, добавив, что сведения о принадлежности машины приходят от ФТС, а письма с постановлениями отправляются по международным каналам почтовой связи.

Тем не менее иностранцы, в отличие от россиян, могут спокойно ездить по территории РФ даже при наличии долгов по штрафам. 

Хотя инспекторы ГИБДД эпизодически проверяют водителей ТС с иностранными номерами на наличие задолженности, срок привлечения к ответственности составляет лишь два месяца.

Читайте также:  Обгон и опережение в обновленных правилах дорожного движения (ноябрь 2010)

К тому же если водитель не является собственником машины, он всегда может потребовать привлечь к ответственности за задолженность именно последнего. А вот наказать собственника, проживающего за границей, уже будет проблематично. К тому же у ФТС нет данных об автомобилях, зарегистрированных в странах ЕАЭС, — т. е.

в Белоруссии, Армении, Киргизии и Казахстане.

Положение о государственной инспекции безопасности дорожного движения министерства внутренних дел Российской Федерации

Главная проблема при привлечении иностранцев к ответственности за нарушение ПДД в России — отсутствие правовых механизмов.

Даже если собственник ТС получит российское «письмо счастья», его, по сути, можно просто проигнорировать: ни МИД РФ, ни Погранслужба ФСБ России не занимаются наказанием водителей-должников, а юрисдикция российских судебных приставов на другие страны не распространяется.

Что же касается взаимодействия с исполнительными инстанциями других стран, то оно пока что не налажено даже в рамках ЕАЭС, что уж говорить про дальнее зарубежье

В Госавтоинспекции о сложившейся ситуации знают, поэтому сейчас прорабатывается дорожная карта мероприятий, которые позволят активно привлекать заграничных лихачей к ответственности — то есть в первую очередь «пробивать» иностранные ТС на наличие неоплаченных штрафов. Правда, быстрого введения данных мер ждать все же не стоит: существующая карта мероприятий рассчитана до 2022 года.

Как видите, уже скоро возможности сотрудников ГИБДД существенно расширятся. Вводимые меры вызывают смешанные чувства: некоторые из них выглядят вполне логично, да и в большинстве стран полицейские ими активно пользуются. С другой стороны, часть запланированных нововведений вызывает обоснованное беспокойство — главным образом из-за возможной коррупционной составляющей.

Фото Дрома, фотобанка Лори и из открытых источников

Государственная инспекция безопасности дорожного движения МВД РФ. Досье

ТАСС-ДОСЬЕ. 80 лет назад, 3 июля 1936 г. Совет народных комиссаров СССР своим постановлением утвердил «Положение о Государственной автомобильной инспекции Главного управления рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР». Это дата считается днем основания Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД) Министерства внутренних дел РФ.

ГИБДД (Госавтоинспекция, ГАИ) — подразделение в составе МВД РФ, которое осуществляет федеральный государственный надзор и специальные разрешительные функции в области безопасности дорожного движения.

Деятельность инспекции:

  • организует экзамены и выдает водительские удостоверения;
  • регистрирует автомобильные транспортные средства, осуществляет контролирует их техническое состояние;
  • организует регулирование дорожного движения, в том числе фиксирует правонарушения;
  • занимается пропагандой безопасности на дорогах, профилактикой дорожно-транспортных происшествий;
  • разыскивает угнанные транспортные средства;
  • охраняет общественный порядок, оказывает помощь участникам дорожного движения и т. д.

История ГИБДД

До появления автомобилей на улицах городов в начале XX века функции регулировщиков в Российской империи выполняли дворники. В октябре 1918 г.

Наркомат внутренних дел (НКВД) и Наркомат юстиции выпустили совместную инструкцию «Об организации рабоче-крестьянской милиции», согласно которой за безопасность на дорогах, в том числе регулирование движения, начали отвечать милиционеры. При этом на протяжении 1920-х — начала 1930-х гг.

многие из функций современного ГИБДД, в том числе регистрация транспорта, организация движения и др. находились в ведении подразделений Наркомата путей сообщения, в том числе Центрального управления местного сообщения (ЦУМТ) и образованного из него в 1928 г. Центрального управления дорог и транспорта (ЦУДОТРАНС). 29 сентября 1935 г.

последний был передан в ведение НКВД. 3 июля 1936 г. Совет народных комиссаров СССР своим постановлением утвердил «Положение о Государственной автомобильной инспекции Главного управления рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР».

TЕСТ

Положение о государственной инспекции безопасности дорожного движения министерства внутренних дел Российской Федерации

В 1940 г. завершилась разработка правил выдачи водительских документов, учета и технического осмотра транспортных средств. Приказами НКВД были также утверждены правила учета транспортных предприятий. В этом же году приняты первые типовые правила дорожного движения в городах СССР.

В годы Великой Отечественной войны штат ГАИ был сильно сокращен, большинство ее сотрудников ушли на фронт. Основной же задачей оставшегося персонала стало переоборудование гражданских автомобилей для военных нужд и контроль за военным автотранспортом.

После войны ГАИ решала задачи по возвращению автотранспорта из военного парка в народное хозяйство, а также по надзору за восстановлением старых и строительством новых дорог. В это же время перед автоинспекцией впервые была поставлена задача обеспечения безопасности пешеходов на улицах.

С 1 января 1961 г. были введены единые для всего СССР правила дорожного движения.

В целом, современный облик структура ГАИ получила в 1970-х гг., когда в ней были образованы подразделения по организации дорожного движения, дорожно-патрульная служба, станции для проведения государственного технического осмотра транспортных средств и др.

15 июня 1998 г. президент России Борис Ельцин подписал указ о переименовании ГАИ в Государственную инспекцию по безопасности дорожного движения — ГИБДД. 2 июля 2002 г. президент РФ Владимир Путин подписал указ, который сделал наименования ГАИ и ГИБДД равнозначными.

Структура

Управление Госавтоинспекцией на федеральном уровне осуществляет Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения (ГУОБДД) МВД РФ.

Оно координирует работу органов управления ГАИ на уровне субъектов РФ, которые, в свою очередь, руководят деятельностью территориальных органов.

Наиболее многочисленным по составу в Госавтоинспекции являются дорожно-патрульные службы (ДПС): в зависимости от числа зарегистрированных транспортных средств и аварийности на конкретных участках они могут состоять из полков, батальонов, рот или взводов.

Кроме ДПС также существуют специализированные подразделения для обеспечения безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения, регистрационно- экзаменационные подразделения, службы пропаганды безопасности дорожного движения, центры автоматизированной фиксации нарушений и т.д.

В настоящее время численность личного состава ГИБДД с учетом всех региональных подразделений составляет порядка 100 тыс. человек.

С 14 июня 2011 г. начальником ГУОБДД МВД РФ является генерал-лейтенант полиции Виктор Нилов.

Показатели работы

Согласно «Докладу о состоянии здравоохранения в Европе», опубликованному Европейским региональным бюро Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), Россия показывает хорошую динамику по сокращению смертности в результате дорожно-транспортных происшествий (ДТП).

На эту тему

Положение о государственной инспекции безопасности дорожного движения министерства внутренних дел Российской Федерации

По данным организации, с 2005 г. по 2013 г. в России уровень смертности в результате ДТП среди мужчин и женщин снизился на 26,2% и 29,4% соответственно.

Согласно данным Госавтоинспекции, всего в РФ в 2015 г. произошло 184 тыс. дорожно-транспортных происшествий, в результате которых погибли 23 тыс. 114 человек, ранения и травмы получили 231 тыс. 197 человек. Для сравнения, в 2005 г. число ДТП составило 223 тыс. 342 (сокращение на 17,6%), в них погибли 33 тыс. 957 человек (-31,9%), пострадали 274 тыс. 865 человек (-15,9%).

Официальный сайт — www.gibdd.ru

Государственная инспекция безопасности дорожного движения МВД России (Госавтоинспекция)

Один из экспонатов музея истории донецкой милиции

Федеральным органом управления Госавтоинспекции является Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России (ГУ ОБДД), ранее Департамент обеспечения безопасности дорожного движения МВД России (сокр. Департамент ОБДД, ДОБДД), ГУ ГИБДД (Главное Управление Государственной инспекции безопасности дорожного движения) и ГУ ГАИ (Главное Управление Государственной Автомобильной Инспекции).

Преобразования главного управления в департамент и обратно во многом связаны с реформами самого МВД РФ.

В субъектах Российской Федерации созданы Управления (отделы) Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД), как региональные органы управления Госавтоинспекции, которые осуществляют руководство деятельностью органов ГИБДД в районах, городах и иных муниципальных образованиях.

Деятельность Госавтоинспекции регламентируется Указом Президента РФ № 711 от 15.06.1998 года[1].

История

Положение о государственной инспекции безопасности дорожного движения министерства внутренних дел Российской Федерации

Значок ГАИ СССР

Положение о государственной инспекции безопасности дорожного движения министерства внутренних дел Российской Федерации

Сотрудник ГАИ РФ

Экспонаты музея истории донецкой милиции, Украина

Госавтоинспекция создана 3 июля 1936 г., когда СНК СССР утвердил постановлением номер 1182 «Положение о Государственной автомобильной инспекции Главного управления рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР». Основными задачами ГАИ стала борьба с аварийностью, а также разработка технических норм эксплуатации транспорта, и его учёт.

До создания ГАИ регулированием движения на дорогах занималась милиция, в составе которой был ОРУД — отдел регулирования уличного движения, в задачи которого входило лишь непосредственное регулирование движения. ОРУД сохраняется как отдельное подразделение до 50-х годов. Парадоксально, но до этого времени собственно регулировщики в состав ГАИ не входили.

Лишь к 1940 году ГАИ систематизировала и привела к одному документу Правила дорожного движения. Был разработан единый для всей страны образец водительского удостоверения, правила учёта и технического осмотра транспортных средств. На ГАИ возлагалась функция организации дорожного движения, обоснование установки знаков и нанесения разметки, контроль за техническим состоянием улиц и дорог.

В период Великой Отечественной войны сотрудники ГАИ были заняты, прежде всего, мобилизацией автотранспорта. Многие сотрудники ГАИ были призваны на военную службу.

В послевоенные годы в состав ГАИ включаются ОРУД.

В конце 60-х — начале 70-х годов с появлением новых, массовых моделей легковых автомобилей, в структуре ГАИ происходит реорганизации выделение отдельных подразделений для дорожно-патрульной службы, регистрации транспортных средств, техосмотра, организации движения, экзаменационно-регистрационные подразделения для приёма экзаменов у водителей. Основной функцией ГАИ по-прежнему декларируется «борьба с аварийностью».

В конце 90-х годов была предпринята попытка «переименования» ГАИ в ГИБДД (Государственная инспекция безопасности дорожного движения), что, по мнению инициаторов, точнее отражает суть деятельности инспекции, и позволит, помимо прочего, оставить в прошлом в целом негативное отношение людей к данной службе. Однако это название (как и последующие) «не прижилось», и аббревиатура ГАИ до сих пор нередко употребляется наряду с официальными названиями. В 2002 году в Указ Президента РФ № 711 от 15.06.1998 г. были внесены поправки, согласно которым наименования ГИБДД и ГАИ стали равнозначными.

Современность

Руководители

  • Генерал-лейтенант милиции Фёдоров Владимир Александрович, начальник Главного управления ГАИ МВД России (1992—1998 гг.), начальник Главного управления ГИБДД МВД России (1998—2001 гг.), заместитель начальника Службы общественной безопасности — начальник Главного управления ГИБДД МВД России (2001—2002 гг.).
  • Генерал-полковник милиции Кирьянов Виктор Николаевич, заместитель начальника Службы общественной безопасности — начальник Главного управления ГИБДД МВД России (2003—2004 гг.), начальник Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России (2004—2008 гг.), начальник Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России — главный государственный инспектор безопасности дорожного движения Российской Федерации (2008 — январь 2011).
  • Генерал-лейтенант милиции Швецов Владимир Владимирович, временно исполняющий обязанности начальника Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России (январь — июнь 2011). С 18 июня 2011 генерал-лейтенант полиции и первый заместитель начальника ГУ ОБДД[2].
  • Генерал-майор полиции Нилов Виктор Иванович, начальник Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России (с 14 июня 2011)[3].
Читайте также:  Буксировка механических транспортных средств

Структура организации

В Госавтоинспекции чётко разделены:

Существует особый тип подразделений ГАИ («на спецтрассах»), которые обеспечивают управление и организацию движения на особо важных магистралях, как правило, федерального значения (например, 4-й отдел ДПС УГАИ г. Москвы на «спецтрассе» обеспечивает организацию и регулирование движения на Тверской, 1-ой Тверской-Ямской улицах, Ленинградскому проспекту и шоссе, вплоть до аэропортов Шереметьево-1 и −2).

Проверка документов на дороге инспектором ДПС «Наставления по работе дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации», утв. Приказом МВД РФ от 20 апреля 1999 г. N 297 : 6.5. Сотрудник ДПС при несении службы имеет право: 6.5.2.

Проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или административного правонарушения, а при наличии данных о том, что они имеют при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества, производить в порядке, установленном федеральным законом, личный досмотр лиц, досмотр их вещей, ручной клади и багажа, изымать указанные предметы, средства и вещества при отсутствии данных о наличии законных оснований для их ношения и хранения (пункт 2 статьи 11 Закона Российской Федерации «О милиции»). 6.5.3. Останавливать на стационарных постах, контрольных постах милиции, контрольно-пропускных пунктах транспортные средства для проверки у водителей, в том числе с использованием автоматизированных баз данных, документов, предусмотренных Правилами дорожного движения Российской Федерации, и в установленных законодательством Российской Федерации случаях изымать их (подпункт И пункта 12 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации ). 13.7. Основанием для остановки транспортных средств являются: ж) проверка документов на право пользования и управления транспортными средствами, а также документов на транспортное средство и перевозимый груз — только на стационарных постах ДПС, контрольных постах милиции и контрольно-пропускных пунктах.

Интересные факты

  • Оплачивать штрафы и осуществлять взносы за выдачу водительских удостоверений можно через платежные терминалы, оплатить штрафы можно также используя банковскую карту.
  • Весной 2008 года ГИБДД Новосибирской области оштрафовала на сто рублей местного реставратора военной техники Вячеслава Веревочкина «за перевозку людей вне кабины» на двух немецких танках времён Великой Отечественной войны.
  • Функции регулировщика движения в городе Москве начала XX века, могли выполнять дворники. Их инструктаж на фотографии того времени можно увидеть в Центральном музее МВД России, зале, посвященном ГАИ.

В других странах

На Украине и в Республике Беларусь аналогичная служба сохраняет официальное название «ГАИ» («ДАІ»). Также официальное название сохраняется в Грузии, Армении, Узбекистане, Киргизии и в Таджикистане. В Казахстане, Туркмении и Азербайджане переименована в «Дорожную полицию».

Примечания

  • ГАИ Украины
  • День милиции
  • Милиция

Административная деятельность полиции

В целях совершенствования деятельности государственных контрольных и надзорных органов Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г.

«О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» утверждено Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации1Указ Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г.

№ 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения (в ред. Указа Президента РФ от 1 июня 2013 г. № 527). Официальный сайт ГИБДД МВД России // www.gibdd.ru/docs/kremlin/308/.

  • Как отмечено в этом документе, Государственная инспекция безопасности дорожного движения становится правопреемником Государственной автомобильной инспекции МВД России и осуществляет федеральный государственный надзор и специальные разрешительные функции в области безопасности дорожного движения.
  • Согласно этому Положению, ГИБДД (Госавтоинспекции) осуществляет федеральный государственный надзор и специальные разрешительные функции в области безопасности дорожного движения.
  • Обязанности ГИБДД. Основные обязанности Госавтоинспекции состоят в осуществлении государственного контроля и надзора за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, которыми устанавливаются требования:
  1. к строительству и реконструкции дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, линий городского электрического транспорта;
  2. к эксплуатационному состоянию и ремонту дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, а также к установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения;
  3. к конструкции и техническому состоянию находящихся в эксплуатации автомототранспортных средств, прицепов к ним и предметов их дополнительного оборудования:
  4. к изменению конструкции зарегистрированных в Госавтоинспекции автомототранспортных средств и прицепов к ним;
  5. к перевозкам в пределах компетенции Госавтоинспекции тяжеловесных, опасных и крупногабаритных грузов.

Также к обязанностям ГИБДД МВД относятся:

  1. принятие квалификационных экзаменов на получение права управления автомототранспортными средствами, трамваями и троллейбусами, выдача водительских удостоверений, а также согласование программ подготовки (переподготовки) водителей автомототранспортных средств, трамваев и троллейбусов, выдача заключений соискателям лицензий на осуществление образовательной деятельности (при подготовке водителей автомототранспортных средств), о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям;
  2. регистрация и учет автомототранспортных средств и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования, выдача регистрационных документов и государственных регистрационных знаков на зарегистрированные автомототранспортные средства и прицепы к ним, а также выдача паспортов транспортных средств в порядке, определяемом Правительством РФ;
  3. организация и проведение в порядке и сроки, которые установлены законодательством РФ, государственного технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним;
  4. регулирование дорожного движения, в том числе с использованием технических средств и автоматизированных систем, обеспечение организации движения транспортных средств и пешеходов в местах проведения аварийно-спасательных работ и массовых мероприятий;
  5. участие в мероприятиях по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности;
  6. организация и проведение в порядке, определяемом МВД России, работы по розыску угнанных и похищенных автомототранспортных средств, а также автомототранспортных средств участников дорожного движения, скрывшихся с мест дорожно-транспортных происшествий;
  7. осуществление в соответствии с законодательством РФ производства по делам об административных правонарушениях;
  8. осуществление на месте дорожно-транспортного происшествия неотложных действий по спасению людей, в том числе принятие мер по эвакуации людей, оказание в соответствии с законодательством РФ первой помощи пострадавшим, а также содействие в транспортировке поврежденных транспортных средств и охране имущества, оставшегося без присмотра;
  9. осуществление в порядке, определяемом Правительством РФ, государственного учета показателей состояния безопасности дорожного движения;
  10. ведение учета бланков водительских удостоверений, государственных регистрационных знаков на транспортные средства и другой специальной продукции, необходимой для допуска транспортных средств и их водителей к участию в дорожном движении;
  11. изучение условий дорожного движения, принятие мер по совершенствованию организации движения транспортных средств и пешеходов, согласование в установленном порядке программ подготовки и переподготовки специалистов по безопасности дорожного движения;
  12. осуществление в установленном порядке сопровождения транспортных средств;
  13. участие в работе градостроительных и технических советов, в работе комиссий по открытию маршрутов регулярного движения общественного транспорта, а также в оценке соответствия этих маршрутов установленным требованиям безопасности дорожного движения в процессе их эксплуатации;
  14. разъяснение законодательства РФ о безопасности дорожного движения с использованием средств массовой информации, а также собственных изданий, проведение в этих целях смотров, конкурсов, соревнований, содействие соответствующим органам исполнительной власти в организации обучения граждан правилам безопасного поведения на дорогах, в пропаганде правил дорожного движения;
  15. разработка предложений по повышению безопасности дорожного движения, в том числе совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления муниципальных образований, юридическими лицами и общественными объединениями;
  16. выявление причин и условий, способствующих совершению дорожно-транспортных происшествий, нарушений правил дорожного движения, иных противоправных действий, влекущих угрозу безопасности дорожного движения, принятие мер по их устранению;
  17. выдача разрешений юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на осуществление деятельности по изготовлению бланков водительских удостоверений, государственных регистрационных знаков на транспортные средства и другой специальной продукции, необходимой для допуска транспортных средств и их водителей к участию в дорожном движении, перечень которой утверждается Правительством РФ, а также на производство работ по установке и обслуживанию технических средств организации дорожного движения, ведение реестра выданных, приостановленных и аннулированных разрешений;
  18. выдача в установленном порядке разрешений на установку на транспортных средствах устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов, условных опознавательных знаков (сигналов);
  19. создание, обеспечение функционирования и ведение в порядке, определяемом МВД России, информационных банков (баз) данных, а также предоставление содержащихся в них сведений федеральным органам исполнительной масти, органам исполнительной власти субъектов Федерации, органам местного самоуправления муниципальных образований, организациям и гражданам в порядке, установленном законодательством РФ;
  20. участие во взаимодействии с соответствующими подразделениями федеральных органов государственной охраны в обеспечении безопасного и беспрепятственного проезда транспортных средств, в которых следуют объекты государственной охраны;
  21. осуществление приема граждан, обеспечение своевременного и в полном объеме рассмотрения их устных и письменных обращений с последующим уведомлением граждан о принятых решениях в установленный законодательством РФ срок.

Права ГИБДД. Для выполнения возложенных на ГИБДД обязанностей ей предоставлены права:

  1. запрашивать и получать в установленном порядке от органов исполнительной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления муниципальных образований, организаций и должностных лиц сведения о соблюдении ими законодательства РФ в области обеспечения безопасности дорожного движения;
  2. давать юридическим лицам и должностным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, а в случае непринятия по таким предписаниям необходимых мер привлекать виновных лиц к ответственности, предусмотренной законодательством РФ. Предписания даются главными государственными инспекторами безопасности дорожного движения в соответствии с их компетенцией в письменной форме с указанием сроков предоставления информации о принимаемых мерах;
  3. участвовать в разработке проектов законодательных и иных нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, вносить в установленном порядке предложения по их совершенствованию;
  4. предписывать или разрешать соответствующим организациям установку и снятие технических средств организации дорожного движения;
  5. временно ограничивать или запрещать дорожное движение, изменять его организацию на отдельных участках дорог при проведении массовых мероприятий и в иных случаях в целях создания необходимых условий для безопасного движения транспортных средств и пешеходов либо если пользование транспортными средствами угрожает безопасности дорожного движения, а также на железнодорожных переездах, не отвечающих правилам их содержания в безопасном для дорожного движения состоянии, ограничивать или запрещать проведение на дорогах ремонтно-строительных и других работ, осуществляемых с нарушением требований нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения;
  6. запрещать при несоблюдении требований нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения перевозку крупногабаритных, тяжеловесных или опасных грузов, а также движение общественного транспорта по установленным маршрутам;
  7. запрещать эксплуатацию автомототранспортных средств и прицепов к ним, тракторов и других самоходных машин в случаях, предусмотренных законодательством РФ, в том числе со снятием государственных регистрационных знаков, до устранения причин, послуживших основанием для такого запрещения, а также при наличии неисправностей и условий, перечень которых утверждается Правительством РФ, а эксплуатацию троллейбусов и трамваев — при наличии неисправностей, предусмотренных соответствующими правилами технической эксплуатации; запрещать эксплуатацию транспортных средств, которые имеют скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов либо государственные регистрационные знаки, а равно при несоответствии маркировки транспортных средств данным, указанным в регистрационных документах;
  8. не допускать к участию в дорожном движении путем отказа в регистрации и выдаче соответствующих документов следующие автомототранспортные средства и прицепы к ним: изготовленные в РФ или ввозимые на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев или в конструкцию которых внесены изменения — без документов, удостоверяющих их соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения; имеющие скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или государственные регистрационные знаки; владельцами которых не исполнена установленная федеральным законом обязанность по страхованию гражданской ответственности;
  9. останавливать транспортные средства и проверять документы на право пользования и управления ими, страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства, а также документы на транспортное средство и перевозимый груз, изымать эти документы в случаях, предусмотренных федеральным законом;
  10. отстранять от управления транспортными средствами лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, лиц, не имеющих документов на право управления или пользования транспортными средствами, а также лиц, управляющих транспортными средствами с заведомо неисправными тормозной системой (за исключением стояночного тормоза), рулевым управлением или сцепным устройством (в составе поезда);
  11. освидетельствовать на состояние алкогольного опьянения, направлять на медицинское освидетельствование на состояние опьянения управляющих транспортными средствами лиц, которые подозреваются в совершении административного правонарушения в области дорожного движения и в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, а также направлять или доставлять на медицинское освидетельствование на состояние опьянения лиц, которые подозреваются в совершении преступления против безопасности дорожного движения и эксплуатации транспорта, для объективного рассмотрения дела в порядке, установленном законодательством РФ;
  12. использовать в установленном порядке специальные технические и транспортные средства для выявления и фиксации нарушений правил дорожного движения, контроля за техническим состоянием транспортных средств и дорог, принудительной остановки и задержания транспортных средств, дешифровки показаний тахографов;
  13. осуществлять в установленном законодательством РФ порядке административное задержание и личный досмотр граждан, совершивших административное правонарушение, осмотр транспортных средств и грузов с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, производить досмотр транспортных средств при подозрении, что они используются в противоправных целях;
  14. вызывать в Госавтоинспекцию граждан и должностных лиц по находящимся в производстве делам и материалам, получать от них необходимые объяснения, справки, документы (их копии);
  15. составлять протоколы об административных правонарушениях, назначать в пределах своей компетенции административные наказания юридическим лицам, должностным лицам и гражданам, совершившим административное правонарушение, применять иные меры, предусмотренные КоАП РФ;
  16. использовать для доставления в медицинские организации граждан, нуждающихся в оказании медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, для транспортировки поврежденных при авариях транспортных средств, а также в других предусмотренных законодательством РФ случаях транспортные средства предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и граждан, кроме транспортных средств, принадлежащих дипломатическим, консульским и иным представительствам иностранных государств, международным организациям, и транспортных средств специального назначения;
  17. пользоваться беспрепятственно в служебных целях средствами связи, принадлежащими юридическим лицам и гражданам;
  18. участвовать в установленном порядке в выполнении возложенных на МВД России функций государственного заказчика по разработке и изготовлению технических средств контроля за соблюдением правил дорожного движения, аварийно- спасательного оборудования, применяемого на месте дорожно-транспортного происшествия в целях снижения тяжести его последствий, а также иных технических средств, автоматизированных систем и приборов, способствующих повышению безопасности дорожного движения;
  19. участвовать совместно с заинтересованными организациями и учреждениями в определении приоритетных тем и направлений научных исследований в области обеспечения безопасности дорожного движения, осуществлять в установленном порядке их реализацию, а также участвовать во внедрении в практическую деятельность Госавтоинспекции научных разработок;
  20. участвовать в установленном порядке в работе международных организаций по проблемам безопасности дорожного движения, разрабатывать и осуществлять совместно с заинтересованными организациями и учреждениями мероприятия, обеспечивающие выполнение международных обязательств Российской Федерации в этой области;
  21. осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях задержание транспортных средств с помещением их в специально отведенные места до устранения причин задержания.
Читайте также:  Истории сдачи экзаменов в гибдд. предвзятое отношение экзаменатора

Решения, требования и указания должностных лиц ГИБДД по вопросам, относящимся к их компетенции, обязательны для юридических лиц независимо от формы собственности и иных организаций, должностных лиц и граждан. Деятельность Государственной инспекции строится на принципах законности, гуманизма, уважения прав и свобод человека и гражданина, гласности.

Дополнительная. Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД Российской Федерации: Утв

⇐ ПредыдущаяСтр 13 из 17Следующая ⇒

Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД Российской Федерации: Утв. Указом Президента РФ от 15 июня 1998 г. № 711 (с изм. и доп.).

Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения: Приказ МВД РФ от 2 марта 2009 г. № 185.

Об утверждении Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов и Правил определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством. — Утв. Постановлением Правительства РФ от 26 июня 2008 г. № 475.

О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения: Приказ Минздрава РФ от 14 июля 2003 г. N 308 (25.08.2010)

Инструкция по осуществлению сопровождения транспортных средств патрульными автомобилями Госавтоинспекции: Приложение к приказу МВД России № 767 от 2007 г.

Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по исполнению государственной функции по проведению проверок при осуществлении государственного контроля (надзора) за соблюдением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями законодательства Российской Федерации в сфере автомобильного транспорта Утвержден Приказом Ространснадзора от 01.07.2010 N АК-691фс.

Об упорядочении использования устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов, устанавливаемых на транспортные средства: Указ Президента РФ от 19 мая 2012 года N 635

Литература к теме 3.3.

Основная

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ АВТОМОТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И ДРУГИХ ВИДОВ САМОХОДНОЙ ТЕХНИКИ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 12 августа 1994 г. N 938.

О ВВЕДЕНИИ ПАСПОРТОВ НА САМОХОДНЫЕ МАШИНЫ И ДРУГИЕВИДЫ ТЕХНИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 15 мая 1995 г. N 460(22.06.2009).

Указ президента РФ уточнил полномочия ГИБДД

Указ президента РФ № 711 уточнил полномочия Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ.

В указ Президента РФ № 711 внесены изменения с целью уточнения функций ГИБДД . С15 сентября 2018 года из функций ГИБДД исчезла возможность запрета «эксплуатации автомототранспортных средств и прицепов к ним, тракторов и других самоходных машин в случаях, предусмотренных законодательством РФ, в том числе со снятием государственных регистрационных знаков».

Также указ уточняет полномочия ГИБДД, относительно проверок в отношении автошкол, а точнее, учебно-материальной части и программ подготовки водителей. Остальные изменения носят чисто технический характер.

Цитируем текст указа:

1. Внести в Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. № 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 25, ст. 2897; 2002, № 27, ст.

2679; 2007, № 18, ст. 2180; 2008, № 27, ст. 3250; 2011, № 44, ст. 6240; 2013, № 22, ст. 2786; 2014, № 14, ст. 1616; 2015, № 14, ст. 2107; 2017, № 21, ст. 2992; 2018, № 10, ст.

1480), следующие изменения: а) в пункте 11: подпункт «б» изложить в следующей редакции: «б) проведение экзаменов на право управления транспортными средствами соответствующих категорий и подкатегорий, предусмотренных пунктом 1 статьи 25 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», выдача водительских удостоверений; согласование программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, выдача заключений о соответствии установленным требованиям учебно-материальной базы организаций, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих основные программы профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, и соискателей лицензий на осуществление образовательной деятельности по указанным программам в порядке, определяемом Министерством внутренних дел Российской Федерации;»; подпункт «п» изложить в следующей редакции: «п) участие в работе градостроительных и технических советов, а также в рассмотрении предложений об установлении или изменении межрегиональных маршрутов регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом;»; дополнить подпунктом «ш» следующего содержания: «ш) выдача свидетельств о соответствии транспортных средств с внесенными в их конструкцию изменениями требованиям безопасности, а также свидетельств о допуске транспортных средств к перевозке опасных грузов.»; б) в пункте 12: подпункт «б» после слов «главными государственными инспекторами безопасности дорожного движения» дополнить словами «, старшими государственными инспекторами безопасности дорожного движения, государственными инспекторами безопасности дорожного движения, старшими государственными инспекторами дорожного надзора, государственными инспекторами дорожного надзора»; подпункт «в» после слов «нормативных правовых актов» дополнить словами «, технических регламентов и документов по стандартизации»; из подпункта «ж» слова «в том числе со снятием государственных регистрационных знаков,» исключить. 2. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *