Как правильно уступить дорогу машине с мигалкой?

Как правильно уступить дорогу машине с мигалкой?

Если у вас имеется хороший автоинструктор в качестве консультанта, то во время учебного вождения по городу он обязательно объяснит все тонкости такого явления на дорогах, как пропуск автомобиля с мигалкой.

Несколько советов пригодятся тем, кто только познает азы самостоятельного практического управления транспортом в оживленном городском потоке. Если сложилась подобная ситуация, лучше быть осведомленным, как нужно себя вести этом случае. То есть, как правильно пропустить спецтранспорт, едущий с проблесковыми маячками.

Что означает понятие «уступить дорогу», когда оно относится к спецмашинам? Предполагается, что шофер автомобиля в данном случае не имеет права проводить какой-то маневр, а также начинать, возобновлять или продолжать езду, если такое действие будет каким-либо образом мешать транспортному средству со специальным сигналом проехать в том направлении, в котором он движется.

Итак, что делать, а также чего не делать, если в зоне вашего движения появляется машина со включенным маячком.

Что делать запрещается

  • Шофер в той ситуации, когда до момента появления «спецсигнального» транспорта его авто было неподвижно, не должен начинать выполнять маневр или стартовать. Если до появления такого автомобиля ваша машина находилась в процессе езды, то нужно стоять у обочины.
  • Термин «запрещено продолжать движение» относится к транспортным средствам, которые перед тем, как появилась необходимость уступить дорогу, находились в напроезжей части. Такие автомобили должны остановиться. Кроме того, любые маневры (поворот, разворот), которые помешают транспорту с «мигалками» также запрещены.

Если спецмашина движется справа

Если оснащенное спецсигналами транспортное средство приближается справа к перекрестку, к периметру, то, как правило, неоднозначности ситуации не возникает в таком случае. Водителю следует просто не совершать никаких маневров или уступить полосу. Ваш автомобиль тогда никак не помешает транспорту с мигалками.

В случае «непропуска» машины со спецсигналами водитель может быть лишен прав, поэтому стоит вести себя в данной ситуации предельно внимательно.

Если спецмашина выезжает сзади

Здесь уже неоднозначность обстановки может проявиться в полной мере. Например, что делать, если дорога, по которой вы движетесь, имеет четыре полосы (в каждом направлении по две), а в центральной ее части размечена двойная сплошная линия.

Авто с включенными световыми и звуковыми сигналами при этом появляется на 2-й полосе. По правилам дорожного движения, вы должны не выполнять никаких маневров и остановиться.

Речи здесь не идет о том, чтобы на другую полосу перестроиться, но в то же время, если все водители просто остановятся, то проехать спецмашина в некоторых случаях все-таки не сможет.

Многие автоинструкторы вождения по городу считают, что можно было бы устранить подобную неоднозначность введением в ПДД пункта, где действия водителя более подробно были бы описаны (именно при пропуске машин спецслужб при их движении сзади).

Что ожидает водителя, который не уступил дорогу спецтранспорту

Бывают моменты, когда водитель уступить дорогу машине со спецсигналами не имеет никакой возможности. Например, это может произойти при движении авто в очень плотном потоке.

Сотрудники ГИБДД вряд при этом вряд ли станут интересоваться, было место для того, чтобы съехать или нет, они просто выпишут штраф за нарушение.

Но порой вы можете попробовать доказать свою правоту, ссылаясь на правила дорожного движения.

Например, водитель, который в реальности не имеет возможности специальному транспорту быстро уступить свою полосу, не считается правонарушителем, а значит, это не должно наказываться.

То есть, любому автоинструктор вождения по городу не трудно сказать, что если при нахождении авто в пробке или при его движении в плотном потоке к вам сзади подъехал спецтранспорт, в таком случае за то, что вы дорогу ему не уступили, наказывать вас нельзя.

Когда ДПС имеет право включать мигалку? И что будет, если сотрудники попадут в ДТП?

Как правильно уступить дорогу машине с мигалкой?

Правила дорожного движения дают преимущество на дороге тем автомобилям, у которых включены проблесковые маячки и специальный звуковой сигнал. Но это не однозначное преимущество – водители таких авто тоже имеют определенные обязанности. Мы разобрались в вопросе и готовы рассказать своим читателям все, что нужно знать о спецсигналах и ответственности за их использование.

Правила дорожного движения написаны понятно и логично, особенно в той части, которая касается приоритета в движении.

Все знают, что почти в любой ситуации на дороге есть те, кто должен уступать дорогу и те, кому ее нужно уступать.

Кроме того, существует четкая и понятная иерархия способов определения приоритетности: наивысший имеет регулировщик, затем идут светофоры, дорожные знаки и разметка.

В ряде ситуаций приоритет определяется ПДД и не зависит от знаков или светофора. Например, при начале движения нужно уступить дорогу всем, кто уже находится на дороге, а при перестроении приоритет у того водителя, который не меняет направления движения.

Но есть одна категория транспортных средств, которая может не придерживаться требований разметки, знаков приоритета и светофоров – это автомобили с включенными специальными сигналами (требования регулировщика они все же обязаны выполнять). Спецсигналы – это:

  • включенные проблесковые маячки синего цвета (а у автомобилей ДПС, ФСО, ФСБ и ВАИ – еще и красного цвета);
  • включенный специальный звуковой сигнал (сирена);
  • специальные цветографические схемы на авто (для автомобилей специальных и оперативных служб).

При этом приоритет такие транспортные средства имеют только в том случае, если включают одновременно проблесковый маячок синего (а иногда и красного) цвета и звуковой сигнал.

Правила дорожного движения говорят о правах таких водителей следующее:

  • если на автомобиле включены одновременно проблесковый маячок и звуковой сигнал, его водитель может не выполнять требования ПДД по части приоритета (кроме сигналов регулировщика). С одной важнейшей оговоркой – убедившись, что другие транспортные средства уступают дорогу такому автомобилю.
  • другие водители, видя транспортное средство с включенной сиреной и проблесковым маячком, обязаны уступить ему дорогу;
  • транспорт со спецсигналами запрещено обгонять;
  • те же права (а со стороны других водителей – обязанности) прописаны и для тех транспортных средств, которые следуют в сопровождении автомобилей с маячком и звуковым сигналом. То есть, если автомобиль ДПС с «мигалками» и сиреной сопровождает кортеж чиновника, автомобили из этого кортежа точно так же могут нарушать правила по части приоритета (и их также нельзя обгонять);
  • если автомобиль со спецсигналами стоит, при приближении к нему другие водители обязаны снизить скорость настолько, чтобы по требованию немедленно остановиться.

Другими словами, автомобилям с включенной сиреной и «мигалкой» (и тем, кого они сопровождают) при движении нужно уступить дорогу, их нельзя обгонять, а если такое авто стоит на месте, перед ним нужно сбросить скорость. А если включена только «мигалка» – дорогу можно не уступать, а спецсигнал несет лишь информационную функцию.

Здесь нужно напомнить суть требования «уступить дорогу» – не начинать, возобновлять или продолжать движение, если из-за этого ТС, имеющее преимущество в движении, будет вынуждено изменить направление или скорость движения. То есть, если движущийся сзади автомобиль ДПС включает сирену и «мигалку», водителю нужно будет сделать что-то, чтобы спецавтомобиль проехал без помех – например, принять вправо или даже остановиться.

Кстати, требования уступить дорогу автомобилю со спецсигналами распространяется не только на автомобили – пешеходы не имеют права начинать переходить дорогу, если к переходу приближается такой автомобиль, а если уже начали переходить – то должны вернуться обратно.

Кроме синих и красных маячков, правилами прописаны еще 2 цвета, использующиеся в ряде случаев:

  • желтый или оранжевый. Не дают приоритета в движении и нужны для предупреждения об опасности. Используются при строительных или ремонтных работах на дорогах, при сопровождении тяжелых или крупных ТС, при перевозках групп детей. Важно: такой маячок позволяет автомобилю не выполнять требования большинства дорожных знаков (за исключением некоторых – в том числе «Уступи дорогу»). Например, автомобиль может выезжать на встречную полосу, ехать в крайней левой полосе на любой скорости, останавливаться там, где это запрещено. Есть и условия: это можно делать лишь при необходимости, и соблюдая правила безопасности дорожного движения.
  • бело-лунный. Их можно ставить только на почтовые автомобили и транспорт, перевозящий деньги или ценности. Включать такой сигнал вместе с сиреной можно только в случае нападения на такой автомобиль. И сигнал снова не дает приоритета (хотя кому он нужен при нападении?), а призван привлечь внимание сотрудников правоохранительных органов.

Раз в ПДД есть обязанность для водителей, в КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение. А в случае со спецсигналами ответственность может быть не только административная, но и уголовная:

  • административная – к ней привлекают тех, кто не предоставил преимущества ТС с включенными спецсигналами. Штраф составляет 500 рублей (в Москве и Санкт-Петербурге – 3000 рублей). А если водитель не уступил дорогу машине со специальной раскраской (скорая, МЧС, полиция) – его могут оштрафовать на 3000-5000 рублей и лишить прав на 1-3 месяца;
  • уголовная – она грозит в том случае, если из-за непредоставления преимущества спецтранспорту кто-то погибнет (например, пациент в машине скорой помощи). Водителю может грозить обвинение по статье 109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности), по ней предусматриваются принудительные или исправительные работы, а также ограничение свободы на срок до 2 лет.
Читайте также:  ПДД при въезде и выезде со двора в 2021 году

Так что машинам со спецсигналами лучше уступать дорогу. Но вот что делать, если их водители злоупотребляют своими правами?

Не только права, но и обязанности

Есть самое важно, о чем часто не вспоминают, говоря о приоритете автомобилей со спецсигналом. Это – то, что их водители обязаны удостовериться в том, что их маневр (например, проезд под знак «Уступи дорогу» или на красный сигнал светофора) будет безопасным.

Например, автомобиль «Скорой помощи» с тяжелым пациентом спешит в больницу, водитель включил сирену и проблесковый маячок. Он приближается к перекрестку со светофором, на котором для него горит красный сигнал.

Он имеет право проехать на него, но только если убедится – его пропускают автомобили, для которых проезд разрешен.

Обычно такие автомобили притормаживают перед перекрестками, а водители других машин, услышав сирену, более внимательно смотрят по сторонам, чтобы не спровоцировать ДТП.

  • Другой вопрос – когда именно водители спецавтомобилей имеют право включать сирену и маячок. Закон прописывает это достаточно расплывчато – как говорит Максим Демченко из Финуниверситета, право включить сигналы дает выполнение неотложного служебного задания:
  • Правда, учитывая, сколько спецавтомобилей возят высоких и не очень чиновников с включенными сигналами (из-за которых часто перекрываются дороги и создаются пробки), становится понятно – неотложное служебное задание может быть очень разным.
  • Но проблема в том, что рядовой водитель никак не сможет узнать – он вынужден уступить дорогу машине ДПС, которая едет по экстренному вызову (например, на серьезное ДТП) или водителю которой просто надоело ехать как все. Формально узнать причину можно, но только постфактум, говорит юрист Сергей Домрачев:
  • Конечно, в МВД или в МЧС вряд ли смогут подробно расписать в ответе, куда именно и по какой причине двигался автомобиль – но там хотя бы напишут, имел он право включать сигналы, или это «самодеятельность» конкретного сотрудника.
  • И если водитель автомобиля с «мигалкой» действительно не имел право на использование сигнала, ему грозят неприятности, говорит юрист Андрей Харчиков:
  • Правда, надеяться на торжество справедливости в данном случае не стоит – сотрудники ДПС или других силовых органов прекрасно знают закон и понимают, что им грозит за нецелевое использование сигналов, а потому не будут так явно нарушать правила.

Но если «мигалка» установлена на обычный автомобиль, который, к тому же, слишком часто пользуется таким правом – это уже повод для запроса в соответствующий орган власти. И если окажется, что это на авто вообще нельзя было ставить сигнал, справедливости станет чуть больше.

Кто будет виноват в ДТП?

В России несколько лет назад усилили наказание за непредоставление преимущества автомобилям «Скорой помощи» – теперь, если из-за действия водителя пациенту будет причинен тяжелый вред здоровью, он рискует получить штраф в 80 тысяч рублей или до 2 лет тюрьмы. А если пациент умрет из-за этого – виновник может получить до 4 лет лишения свободы. Даже если до уголовной ответственности это не дотягивает – водителя за препятствование действиям медиков «Скорой» накажут штрафом в размере 4000-5000 рублей.

С одной стороны, это справедливо – если спецтранспорт имеет преимущество при езде с включенными сигналами, все обязаны уступать ему дорогу. С другой – ответственность несет и водитель самой «Скорой», который обязан убедиться в безопасности маневров.

С этим не так давно был связан судебный прецедент – водитель «Скорой помощи» сбил на пешеходном переходе девушку, когда возвращался на подстанцию (но с включенным проблесковым маячком).

ГИБДД, и суды всех инстанций в итоге признали виновным именно его – и суть даже не в том, что он в момент ДТП не выполнял неотложного задания, а в том, что даже водители спецтранспорта обязаны убеждаться в безопасности своих маневров на дорогах.

Это значит, что водитель должен действовать так, чтобы своими действиями не создавать опасности для движения и не причинять никому ущерба.

Но что будет, если водитель «Скорой» (или пожарного авто, или авто ДПС, ВАИ или другого ведомства) не убедится в безопасности маневра, и попадет в ДТП – но с включенными сигналами и действительно выполняя неотложное задание?

Судебная практика по таким делам противоречивая – например, водителя «Скорой» из Новочеркасска, который столкнулся с легковым автомобилем, следуя на красный свет светофора с очень тяжелым пациентом, суд признал виновником ДТП (хотя он утверждал, что не видел другое авто из-за киоска возле перекрестка). Но в других случаях суд может принять и противоположное решение, акцентируя внимание на том, что спецсигналы все же дают приоритет в движении.

Если же следовать логике, в подобных ситуациях виновны обе стороны: водители спецтранспорта виновны в том, что не убедились в безопасности, а водители других авто – в том, что не уступили дорогу. Так что решения судов будут разными в каждом конкретном случае, в зависимости от обстоятельств ДТП.

«Двойники» и «такси» с мигалками

На самом деле, проблема автомобилей со спецсигналами тянется достаточно давно – еще в начале 2010-х оказалось, что в России слишком много чиновников (и не только) получают право на сигнал и злоупотребляют им, чтобы добираться на работу (и по другим делам) без пробок.

До 2012 года в стране было около 7 тысяч автомобилей со спецсигналами – это именно «гражданские» автомобили (не полиция или «скорые», а чиновники).

Другие водители были этим явно недовольны, из чего выросло целое движение «Синие ведерки» – когда владельцы приклеивали на свои машины ведерки, очень напоминающие «мигалки» (и формально ничего не нарушали – хоть их и наказывали за нарушение правил перевозок багажа).

В итоге ситуация сдвинулась с мертвой точки, и в 2012 году число гражданских авто с «мигалками» уменьшили до тысячи, а сейчас их вообще не больше 600.

Право пользоваться такими сигналами сохранили немногие чиновники: члены правительства, администрации президента, руководство силовых органов (ФСБ, Росгвардия, Генеральная прокуратура, СК РФ, Минобороны), а также губернаторы. Еще 12 «мигалок» закреплены за Госдумой.

На практике, однако, все немного иначе. До сих пор случаются ситуации, когда спецавтомобили фактически оказывают услуги VIP-такси. Несколько лет назад в Москве это даже стало предметом для уголовного дела – сотрудники МВД на своих служебных автомобилях доставляли обеспеченных клиентов из аэропортов, и брали за это 70 тысяч рублей.

В регионах, отмечает один оппозиционный политик, ситуация еще хуже. Например, если «мигалку» согласовывают на один конкретный автомобиль, появляются его «клоны» с такими же госномерами – и у каждого из них будет свой спецсигнал. А руководство ГИБДД в регионах попросту закрывает на это глаза – лишь бы такие автомобили не выезжали в Москву.

Инструкция по мигалкам: кому нужно уступать, а кому — не обязательно — Сообщество «DRIVE2 и ГАИ» на DRIVE2

Источник

Зачем нужны разные цвета, чьи мигалки сильнее, когда они имеют преимущество, есть ли уголовная ответственность за отказ уступить дорогу и как доказать свою правоту

Какие бывают мигалкиПроблесковые маячки могут быть как съемными, так и стационарными. Согласно ГОСТу, мигалки должны устанавливаться на крышу транспортного средства или над ней так, чтобы обеспечивалась видимость со всех сторон. На практике некоторые спецслужбы ставят маячки в фальшрадиаторные решетки или на специальные сигнальные балки в передней части автомобилей.

Также правила допуска транспортных средств к эксплуатации запрещают установку маячков внутри салона. Сами маячки могут представлять собой как вращающиеся лампы накаливания, так и ксеноновые лампы-вспышки, либо мигающие светодиоды. В России маячки могут быть синего, красного, оранжевого и бело-лунного цветов. Зеленый цвет, который использовался в СССР, сейчас запрещен.

Синие и красные маячкиМигалки синего цвета устанавливаются на автомобили экстренных и специальных государственных служб — помимо пожарных, скорой помощи и полиции маячки могут получить машины МЧС, Следственного комитета, ФСО, ФСБ, ВАИ и других ведомств, а также муниципальных и частных организаций. В любом случае, установка и использование должны согласовываться с ГИБДД.

Красные маячки могут использоваться только в дополнение к синим и устанавливаются на автомобили ГИБДД, ГАИ и ВАИ, то есть ведомств, отвечающих за организацию движения. Также красные совместно с синими могут использовать машины ФСБ.

Оранжевый или желтый маячокОранжевые мигалки устанавливаются на транспорт коммунальных служб, машины частных охранных предприятий, автомобили, перевозящие опасные или негабаритные грузы, а также машины сопровождения таких перевозок. Кроме того, оранжевыми маячками в обязательном порядке оснащается вся автомобильная техника, использующаяся на аэродромах. Основная задача — сделать транспорт более заметным, особенно в условиях недостаточной видимости.

Преимуществ на дороге оранжевый или желтый маячок не дает, однако машины коммунальных и дорожных служб в процессе работы имеют право отступать от некоторых требований дорожных знаков и разметки при условии обеспечения безопасности. Например, разворачиваться в технологических разрывах автомагистралей. Обязанность других водителей — не препятствовать работе техники.

Бело-лунныйБелые маячки устанавливаются на инкассаторские и почтовые автомобили с цветографической раскраской, которые используются для перевозки денег и других ценных грузов.

При этом речь идет только о маячках, а белые стробоскопы категорически запрещены.

Никаких преимуществ на дороге такие маячки не дают и могут использоваться только в случае нападения на транспорт для привлечения внимания правоохранительных служб.

Какие преимущества у мигалокПреимущественное право проезда на дороге дают только синие маячки вместе со специальным звуковым сигналом.

Читайте также:  Многократное лишение водительских прав

В таком случае при приближении спецтранспорта другие водители должны уступить дорогу, то есть, согласно формулировкам ПДД, не начинать, возобновлять или продолжать движение, а также не осуществлять маневры, которые могут вынудить спецтранспорт изменить направление движения или скорость.

А при одновременном включении красного маячка водитель обязан уступить дорогу не только спецтранспорту, но и сопровождаемым им автомобилям. Кроме того, спецтранспорт с синими маячками и звуковым сигналом может игнорировать указания светофора, но не команды регулировщика.

Что будет за непредоставление преимуществаСогласно ч.1 статьи 12.17 КоАП РФ непредоставление преимущества транспорту с включенными специальными световыми и звуковыми сигналами наказывается штрафом в размере 500 руб.

, но в Москве или Санкт-Петербурге сумма составляет 3000 рублей.

Однако если речь идет о машинах оперативных служб со специальной раскраской (пожарные, полиция, скорая помощь, МЧС и другие), то в качестве наказания предусматривается уже лишение права управления на срок от 1 до 3 месяцев, либо только малый штраф в 500 рублей.

Стоит отметить, что использование мигалок без звукового сигнала несет лишь информационную функцию, и уступать дорогу спецтранспорту в этом случае водитель не обязан.

Существует ли более жесткое наказаниеЕсли действия водителя повлекли за собой смерть человека, например, в результате непредоставления преимущества автомобилю скорой медицинской помощи или реанимобилю, на него могут завести уголовное дело ст. 109 УК РФ «Причинение смерти по неосторожности». Максимальное наказание — исправительные или принудительные работы либо ограничение свободы на срок до двух лет. Однако на практике такая мера не применяется.

В Госдуму поступали законопроекты, предлагающие увеличить штраф до 1500 руб., срок лишения прав — до одного года, а в случае тяжкого вреда здоровью или смерти человека ввести прямую уголовную ответственность.

Предполагалось при причинении вреда здоровью ввести ограничение свободы на срок до трех лет, а в случае смерти — до пяти лет с запретом на определенные виды деятельности. Однако эти проекты приняты не были.

Можно ли избежать ответственностиОспорить наказание за непредоставление преимущества спецтранспорту с включенными спецсигналами можно только в случае, когда уступить дорогу было невозможно физически.

Например, в условиях затора на дороге, при поломке транспортного средства, либо других форс-мажорных обстоятельствах. Лучший защитой водителя может стать запись с видеорегистратора, либо показания свидетелей.

Также можно отправить запрос в компетентные органы на предоставление записей с городских камер видеонаблюдения.

Всегда ли надо уступать дорогу спецтранспорту?

Несколько лет назад с подачи общественников получило распространение протестное движение против машин чиновников с мигалкой на крыше. Его неформальный девиз «Пропускаю только 01, 02, 03» красовался на задних стеклах многих автомобилей. Власти это публичное выражение мнения проигнорировали, и со временем общественная инициатива сошла на нет.

Однако сама проблема никуда не делась, о чем регулярно напоминают новостные сюжеты и сводки происшествий: то дорожный хам повздорит с водителем «скорой», то очередной чиновник окажется фигурантом ДТП.

Обычно виной таких аварий становится либо банальное незнание Правил дорожного движения, либо невнимательность, либо неудовлетворенные амбиции участников дорожного движения, которые, к слову, нередко демонстрируют и сами водители спецтранспорта.

Закон разделяет спецтранспорт на две категории: со специальной окраской и без нее.

К первой относят машины не только пожарной охраны, полиции и «скорой помощи» (те самые «01», «02» и «03»), но и аварийно-спасательных служб и формирований, ВАИ, военной полиции, Росгвардии, Следственного комитета, уголовно-исполнительной системы, а также таможенных органов. Их особенность — в наличии специальной окраски, именуемой цветографической схемой и позволяющей идентифицировать принадлежность спецтранспорта.

Ко второй категории, в свою очередь, относятся автомобили, обслуживающие силовые структуры, руководителей федеральных органов исполнительной власти, высокопоставленных чиновников аппаратов Правительства и Президента, Госдумы и Совета Федерации, глав субъектов Российской Федерации. Все они имеют право использовать спецсигналы на обычных гражданских машинах без специальной окраски и других отличительных признаков.

Включение проблескового маячка синего цвета предоставляет водителям право отступать от ряда требований Правил дорожного движения, игнорировать запрещающие знаки и проезжать на красный сигнал светофора.

Но для того, чтобы получить преимущество перед другими участниками движения, нужен специальный звуковой сигнал — сирена или так называемый «air horn» (в простонародье «крякалка»).

Если скорая помощь едет сзади, но звуковой сигнал выключен, необходимости уступать ей дорогу нет

То же самое касается и приоритетного права движения через перекресток, в том числе на запрещающий сигнал светофора: проехать на красный можно с активированной «мигалкой», но, если нужно, чтобы уступили дорогу, должна быть включена сирена.

document.addEventListener('DOMContentLoaded', function () { const smotriSdk = new window.SmotriSdk.Sdk(); smotriSdk.initPlayer(['playerSmotriFirst']); });Во время загрузки произошла ошибка.

Впрочем, обычным водителям нужно иметь в виду, что нередко водители спецтранспорта просто забывают подать сигнал «голосом», но при этом уверены в своем преимуществе. Собственно, из-за этого и происходит львиная доля ДТП с участием спецтранспорта.

Поэтому обычным водителям, видя приближающийся спецавтомобиль с мигалкой, стоит быть всегда начеку и подготовиться к торможению или маневру. Не забудьте также, что ПДД запрещают обгонять и опережать спецтранспорт, если наряду со специальным световым на нем включен и звуковой сигнал.

Этот же запрет распространяется и на сопровождаемые им транспортные средства.

Водители знают, что мигалки бывают двух видов: синие и красные. Синие могут существовать сами по себе, а вот красные их лишь дополняют. Самый распространенный «носитель» красного проблескового маячка — автомобили Госавтоинспекции. Собственно, это самый верный признак, по которому в потоке издалека можно отличить машину дорожной полиции от остальных.

Красный маяк может быть установлен и на машинах ФСБ, ФСО, а также ВАИ. С точки зрения требований ПДД у машины с красным маячком и спецокраской есть единственное, но важное отличие: она может сопровождать другие транспортные средства, причем на них также будет распространяться право отступления от требований ПДД.

Один из популярных вопросов последнего времени: можно ли нарушать ПДД, чтобы уступить дорогу спецтранспорту? Часто ситуация складывается так: сзади «подпирает» скорая, истошно вопя сиреной и мигая синими огнями, но сплошная линия разметки не дает перестроиться на соседнюю полосу, чтобы уступить дорогу.

Как решить дилемму: быть наказанным за непредоставление приоритета спецтранспорту или нарушение требований разметки? На самом деле пример этот скорее из теории, нежели из практики.

Даже если предположить, что водителя в момент пересечения сплошной линии подловит камера, вынесенное постановление о наложении штрафа можно будет обжаловать, приложив в качестве оправдания фотографию момента нарушения.

Да, не всегда это получается быстро и беспроблемно, но и такие ситуации случаются отнюдь не каждый день.

Что будет, если не уступить дорогу спецтранспорту? Напомним, приоритетом он пользуется только при включенной сирене. Для случаев непропуска машины чиновника с мигалкой и транспорта оперативных служб закон предусмотрел разные санкции, что, в принципе, вполне логично.

В первой ситуации закон грозит лишь предупреждением или 500-рублевым штрафом (часть 1 статьи 12.17), а вот во втором — штрафом в диапазоне от 3 до 5 тысяч рублей или лишением права управления на срок от трех месяцев до одного года (часть 2 той же статьи КоАП РФ).

Имейте в виду, что зафиксировать нарушение может не только инспектор ДПС, но и видеорегистратор в спецавтомобиле. Кроме того, недавно появились специальные мобильные комплексы фотовидеофиксации, которые умеют делать это в автоматическом режиме.

Их уже устанавливают в автомобили «скорой помощи».

Как себя вести при встрече с машинами со спецсигналами?

 Валерий Матыцин/ТАССВалерий Матыцин/ТАСС

Глядя на поведение некоторых водителей на дороге складывается впечатление, что у них какое-то особое мнение о том, как следует поступать при приближении машины со спецсигналами. Кто-то шарахается в сторону, забыв о безопасности других участников движения. Кто-то, напротив, транспорт экстренных служб чуть ли не игнорирует. Истина, как всегда, посередине.

Начнем с того, что в Правилах дорожного движения упоминаются проблесковые маячки четырех цветов. Бело-лунные сигналы устанавливаются на почтовые и инкассаторские автомобили.

Включать их можно только при нападении на эти машины для привлечения внимания, и никаких привилегий на дороге они не дают.

Оранжевые «мигалки» дорожных служб, эвакуаторов, машин, перевозящих опасные грузы, и строительной техники позволяют водителям отступать от ряда требований ПДД, но приоритетом не наделяют. При маневрах они должны уступить дорогу всем окружающим.

А вот машины с синими или красно-синими проблесковыми маячками нужно пропускать. Правда, ПДД требуют для получения приоритета использовать не только «мигалку», но также и специальный звуковой сигнал – «крякалку» или сирену. Вот что гласит пункт 3.

1: «Для получения преимущества перед другими участниками движения водители таких транспортных средств должны включить проблесковый маячок синего цвета и специальный звуковой сигнал. Воспользоваться приоритетом они могут только убедившись, что им уступают дорогу».

Последняя фраза означает, что ехать без оглядки на остальных спецмашинам нельзя. Остальные водители должны иметь физическую возможность заметить их и притормозить. То есть не в любой аварии с «мигалкой» вы становитесь виноватым по определению.

Правда, доказать, что оппонент ехал непредсказуемо без свидетелей и видеорегистратора будет крайне трудно. Да и с ними – не факт.

Есть несколько моментов, касающихся спецтранспорта, о которых знают не все (обычно все ограничивается знанием «уступить дорогу»). Во-первых, преимуществом пользуется как сам автомобиль со спецсигналами, так и сопровождаемые им машины без таковых.

Иными словами, пропускать нужно всю колонну, если очевидно, что она едет с сопровождением. Во-вторых, обгон спецтранспорта, если на нем включены маячки и сирена, запрещен.

Наконец, в-третьих, «приближаясь к стоящему транспортному средству с включенным проблесковым маячком синего цвета, водитель должен снизить скорость, чтобы иметь возможность немедленно остановиться в случае необходимости».

Если на машине включен только проблесковый маячок, только специальный звуковой сигнал, или же выключено всё, никаких привилегий на дороге ей ПДД не дают. Это самое частое нарушение водителей таких автомобилей.

Например, нередко «скорые» и полиция проезжают на красный сигнал светофора или по встречной полосе в «тихом» режиме. Не заметить их в таком случае проще простого, а вот доказать свою невиновность еще надо суметь.

Читайте также:  Реверсивное движение на дороге. Светофоры при реверсивном движении

Вы же не думаете, что «особая каста» сразу признает за собой грех?

Нарушения в отношении спецтранспорта регулирует отдельная статья КоАП 12.17. В ней прямо прописано, что наказание наступает только за игнорирование машин с одновременно включенными сигналами обоих типов – световым и звуковым.

Если автомобиль лишен спецраскраски (чаще всего это транспорт чиновников), за непредоставление преимущества можно лишиться 500 рублей или же вовсе отделаться предупреждением.

А вот когда имеются «нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, надписи и обозначения», санкция строже: 500 рублей или лишение прав на срок от одного до трех месяцев.

Отметим, что речь идет исключительно о непредоставлении преимущества в движении. От автомобилистов ПДД требуют уступить дорогу и не создавать помех спецтранспорту. Любые другие действия в их отношении по статье 12.17 КоАП не наказываются. Хотя, конечно, вас могут привлечь к ответственности, если она предусмотрена каким-либо другим пунктом или законом.

В том случае, когда «светомузыка» неактивна, любой спецавтомобиль является точно таким же участником дорожного движения, как и все прочие.

Нарушения в отношении него трактуются соответствующими пунктами КоАП, а не «особой» статьей 12.17. Например, неаккуратно перестроившись перед такой машиной, рискуете получить протокол по статье 12.14.

1 или 12.14.3, а это предупреждение или штраф в размере 500 рублей.

Напоследок добавим, что никакого фиксированного лимита времени, за которое водитель должен уступить дорогу, в законах не прописано. Понятно, что это должно происходить, как можно быстрее. Сделать это несложно даже в пробке: приближение машины с сиреной слышно заранее. Но трактовка, было ли нарушение, если вы действительно не могли освободить ряд заблаговременно, остается на усмотрение инспектора ДПС.

Как себя правильно вести на дороге, если едут машины со спецсигналами

Автомобили «скорой», МЧС, полиции с «мигалкой» и сиреной едут кому-то на помощь, значит, нуждаются в том, чтобы их пропустили. Не все водители других машин это делают. Некоторые просто не знают, как уступить, не спровоцировав аварийную ситуацию. А это может привести к конфликту на дороге, наказанию. О том, как имеют право двигаться машины со спецсигналами, что будет, если не пропустить такое ТС или обогнать, читайте в статье.

Какие спецмашины надо пропускать

Спецтранспорт может принадлежать частной структуре, не имеющей отношение к оказанию экстренной помощи или особым задачам. Со световыми сигналами ездят, например, уборочные машины или инкассаторские. Но их «мигалки» соответственно оранжевого или белого цветов. Никаких преимуществ в движении они не дают, практически все правила водителями этих ТС должны выполняться.

А вот авто со спецсигналами красного или синего цвета имеют приоритет по отношению к остальному транспорту. Он дается пунктом 3.2 ПДД:

При приближении транспортного средства с включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом водители обязаны уступить дорогу для обеспечения беспрепятственного проезда указанного транспортного средства.

При приближении транспортного средства, имеющего нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, с включенными проблесковыми маячками синего и красного цветов и специальным звуковым сигналом водители обязаны уступить дорогу для обеспечения беспрепятственного проезда указанного транспортного средства, а также сопровождаемого им транспортного средства…

Для этого должны быть соблюдены несколько условий:

  • спецмашина используется в данный момент для экстренной служебной необходимости;
  • водитель транспорта уверен, что другие ТС видят его и уступают дорогу;
  • безопасность прочих участников движения из-за него не пострадает.

Ещё на AutoLex.Net:

Как сдать экзамен по вождению в городе

Для машины со спецсигналами ПДД тоже немного отличаются о тех, что обязательны к выполнению. В соответствии с подпунктом 3.1 этот транспорт:

  • может ехать на красный и желтый сигналы светофора;
  • не останавливаться перед стоп-линией;
  • не пропускать пешеходов;
  • игнорировать требования пунктов 8-18 ПДД, а также Приложений 1и 2.

Сигналами регулировщика водители машин с мигалками и сиренами пренебрегать не имеют права.

Синие и красно-синие маячки устанавливаются на автомобилях «скорой помощи», МЧС, полиции, в том числе ГИБДД, ФСО, Следственного Комитета РФ, Росгвардии. В привилегированную категорию попадают также машины высокопоставленных чиновников. Они являются охраняемыми лицами, так что эти «мигалки» можно отнести к ФСО.

Как правильно пропустить машину

Нередко водители обычных автомобилей впадают в крайности и либо совсем игнорируют необходимость уступать, либо освобождают путь так, что создают угрозу самим себе и другим. Если приходится пропустить машину со спецсигналом, водителю следует выполнять следующие правила:

  • по возможности освободить полосу для движения, перестроившись;
  • дать проехать спецтранспорту через перекресток первым;
  • позволить беспрепятственно повернуть или развернуться;
  • не начинать движение, увидев приближающуюся машину «скорой» или полиции;
  • не создавать помех автомобилю с синим или красно-синим сигналом иными способами;
  • подождать с выполнением маневра до того, как имеющее приоритет ТС окажется далеко впереди;
  • приближаясь к стоящей машине со спецсигналом, сбросить скорость, чтобы при необходимости мгновенно остановиться.

Само требование предоставить преимущество в соответствии с пунктом 1.2 ПДД означает, что:

…участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление … или скорость.

В то же время правила пропуска машин со спецсигналами не требуют, чтобы водитель обычного авто уступал дорогу с риском для собственной жизни. Нельзя также ради этого подвергать опасности других людей.

И если, пропуская полицейских, автомобилист, например, собьет пешехода или врежется в соседнюю машину, ему придется отвечать за ДТП.

Оправдаться тем, что все было сделано ради беспрепятственного проезда стражей правопорядка, не удастся.

Тем не менее водителям стоит помнить, что уступить дорогу машине со спецсигналом, значит, позволить быстрее получить кому-то помощь.

Допустим ли обгон в ПДД

Автомобиль экстренной службы, едущий с включенными «мигалкой» и сиреной, мало кто решится обойти с выездом на встречный ряд.

Но если желающие найдутся, им стоит прочитать третий абзац подпункта 3.2 ПДД. В соответствии с ним обгон машины со спецсигналом недопустим.

Запрещено выполнять маневр и в отношении сопровождающих ее ТС. Требование касается автомобилей с синими и красными маячками.

О запрете опережения, то есть обхода спецтранспорта по полосе попутного направления в правилах прямо ничего не сказано. Но этим маневром водитель обычного авто может создать препятствие движению ТС экстренной службы. Поэтому опережение тоже не следует выполнять, помня о необходимости уступать дорогу.

Штраф за непропуск машины со спецсигналами

Отказ уступить проезд транспорту экстренных служб наказывается по части 1 статьи 12.17 КоАП. Если это не повлекло за собой серьезных последствий, нарушитель может отделаться предупреждением.

В иных случаях потребуется заплатить 500 р. Таков штраф за непропуск машины со спецсигналом.

Эту часть статьи применяют, когда о принадлежности ТС к экстренным службам свидетельствуют только сирена и «мигалка».

Подобное возможно, например, если полицейские на обычного вида транспорте мчатся по срочной служебной надобности.

Когда речь об автомобиле с цветографической схемой и использующимся свето-звуковым сопровождением, применяют часть 2 той же статьи. Не уступившему ему водителю грозит штраф 500 р., но по суду могут потребовать и сдать права на 1-3 месяца. Ведь в этом случае, в отличие от предыдущего, совершенно очевидно, что едет авто экстренной службы.

Смотрите в этом видео о том, как пропускать машины со спецсигналами:

Ещё на AutoLex.Net:

Правильно читаем знак «Ограничение скорости»

Где берут разрешения на управление авто

Водители машин экстренных служб должны иметь более высокий уровень подготовки, чем все прочие автомобилисты. Требование содержится в Постановлении правительства РФ №876 от 15.12.2007 г.

Они проходят обучение в автошколах, имеющих соответствующую лицензию.

При этом у кандидата должна быть особая медицинская справка, а стаж работы на транспорте данной категории составлять не менее 1 года.

Каждые 5 лет или чаще водители ТС экстренных служб со спецсигналами проходят переобучение.

В этом же правовом документе перечислены организации, в которых должен быть подобный транспорт. Их руководство осуществляет отбор водителей для работы на нем и направляет на обучение.

Но разрешения на управление авто со спецсигналами выдают в образовательных учреждениях, где они проходят подготовку. Вернее, там они получают соответствующие свидетельства.

Кроме автошкол эта задача решается учреждениями, указанными в пункте 8 Постановления:

  • Образовательные учреждения, образовательные подразделения
  • организаций и федеральные органы исполнительной власти, указанные
  • в пункте 3 настоящего Положения, организуют изготовление и выдачу
  • свидетельств, указанных в пункте 7 настоящего Положения.

То есть помимо автошкол оформлением разрешений занимаются органы, ответственные за транспортное обслуживание:

  • ФСО;
  • МЧС;
  • полиции, в том числе военной;
  • пожарной охраны;
  • скорой медицинской помощи;
  • национальной гвардии;
  • Следственного Комитета.

Машины со спецсигналами порой ведут себя нагло и используют эти атрибуты неоправданно. Но водителям обычных авто не стоит рисковать, делая вид, что не видят ТС экстренной службы. Лучше пропустить его. Тем более что штрафы за отказ уступить законодатели регулярно собираются увеличивать.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *