Iv. Особенности ведения реестра лицензий и размещения информации, относящейся к осуществлению лицензируемой деятельности

Проект Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении порядка формирования и ведения реестра лицензий, типовой формы выписки из реестра лицензий»

Указанным проектом предлагается утвердить порядок формирования и ведения реестра лицензий, а также форму выписки из реестра лицензий.

Необходимо отметить, что Федеральным законом от 27 декабря 2019 г.

№ 478-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части внедрения реестровой модели предоставления государственных услуг по лицензированию отдельных видов деятельности», положения которого вступают в силу с 1 января 2021 г.

, предусматривается, что наличие лицензии на осуществление конкретного вида деятельности подтверждается не документом, а соответствующей записью в реестре лицензий (номером записи в реестре лицензий о предоставлении лицензии). Таким образом, выдача лицензий на бумажном носителе с 1 января 2021 г. отменяется.

Вместе с тем любое заинтересованное лицо на основании соответствующего заявления может получить выписку из реестра лицензий либо в форме бумажного документа, либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лицензирующего органа.

Так, положениями указанного проекта предлагается определить:

  • перечень сведений, подлежащих внесению в реестр лицензий, в частности:
    • регистрационный номер лицензии, дата предоставления лицензии;
    • наименование лицензирующего органа;
    • полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма лицензиата – юридического лица, адрес его места нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица (для юридических лиц);
    • фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество лицензиата – индивидуального предпринимателя, наименование и реквизиты документа, удостоверяющего его личность, адрес его места жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей);
    • идентификационный номер налогоплательщика;
    • лицензируемый вид деятельности с указанием выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности;
    • номер и дата приказа (распоряжения) лицензирующего органа о предоставлении лицензии;
    • срок действия лицензии в случае, если ограничение срока действия лицензии предусмотрено федеральными законами;
    • номер и дата приказа (распоряжения) лицензирующего органа о переоформлении лицензии с указанием причины переоформления лицензии;
    • информация о продлении срока действия лицензии в случае, если ограничение срока действия лицензии предусмотрено федеральными законами;
    • основания, даты вынесения решений лицензирующего органа о приостановлении (включая срок, на который лицензия приостанавливается), о возобновлении действия лицензий и реквизиты таких решений;
    • основание и дата прекращения действия лицензии;
    • основание, дата вынесения решения суда об аннулировании лицензии и реквизиты такого решения;
    • основания и даты проведения проверок лицензиатов;
    • реквизиты актов, составленных по результатам проведенных проверок;
    • сведения о вынесенных в отношении лицензиата предписаниях об устранении нарушений лицензионных требований;
    • даты и реквизиты выданных постановлений о назначении административных наказаний в виде административного приостановления деятельности лицензиатов;
    • даты внесения в реестр сведений о лицензиате;
    • информация о должностном лице лицензирующего органа, внесшем сведения в реестр;
    • иные установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации сведения.
  • случаи, в которых указанные сведения подлежат внесению в реестр лицензий. В частности, в проекте указано, что основанием для внесения записей в реестр является решение должностного лица лицензирующего органа.
  • сроки внесения сведений в реестры лицензий.
  • Также в проекте отмечено, что сведения, содержащиеся в реестрах, являются открытыми, за исключением случаев, если в интересах сохранения государственной или служебной тайны свободный доступ к таким сведениям в соответствии с законодательством Российской Федерации ограничен.
  • Разработчик: Минэкономразвития России
  • Состояние: публичное обсуждение
  • Дата начала публичного обсуждения: 11 августа 2020 г.
  • Дата окончания публичного обсуждения: 31 августа 2020 г.
  • Дата начала независимой антикоррупционной экспертизы: 11 августа 2020 г.
  • Дата окончания независимой антикоррупционной экспертизы: 31 августа 2020 г.

Лицензирование деятельности в области защиты информации. Ответственность за правонарушения в области защиты информации

Лицензирование деятельности в области защиты информации представляет собой определенную форму государственного контроля и должно обеспечить не только допуск организаций, соответствующих определенным требованиям и условиям, к осуществлению определенных видов деятельности, но и повышение качества непосредственно мероприятий и услуг по технической защите информации.

Основополагающим федеральным законом в области лицензирования является Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Рассмотрим основные понятия в области лицензирования.

  • Лицензия — специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
  • Лицензирование — деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, продлению срока действия лицензий в случае, если ограничение срока действия лицензий предусмотрено федеральными законами, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования.
  • Лицензирующие органы — уполномоченные федеральные органы исполнительной власти и (или) их территориальные органы, а в случае передачи осуществления полномочий Российской Федерации в области лицензирования органам государственной власти субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие лицензирование.
  • Соискатель лицензии — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, обратившиеся в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии.
  • Лицензиат — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию;
  • Лицензионные требования — совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
Читайте также:  Изменения автомобильного законодательства в 2019 году

В ст.12 Федерального закона перечислены виды деятельности, на которые требуется лицензия. В контексте информационной безопасности лицензия требуется на следующие виды деятельности:

  • разработка, производство, распространение шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнение работ, оказание услуг в области шифрования информации, техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
  • разработка, производство, реализация и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации;
  • деятельность по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
  • разработка и производство средств защиты конфиденциальной информации;
  • деятельность по технической защите конфиденциальной информации[91].

Лицензия является бессрочной.

Перечислим общий порядок получения лицензии, описанный в ст. 13 ФЗ:

  1. Для получения лицензии соискатель должен направить в лицензирующий орган должным образом заполненное заявление, в котором указываются:
    • для юридического лица: полное и сокращенное наименование и организационно-правовая форма, адреса, где планируется ведение лицензируемого вида деятельности, государственный регистрационный номер записи о создании юр.лица и данные документа, подтверждающего внесение в реестр юридических лиц РФ, номера телефонов и адрес электронной почты юр. лица.
    • для индивидуального предпринимателя: полное ФИО, место жительства, адреса мест, где планируется ведение лицензируемой деятельности, данные документа, удостоверяющего личность (например, паспорта), государственный регистрационный номер записи о регистрации и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.
    • ИНН и данные документа, подтверждающего постановку соискателя на учет в налоговом органе.
    • лицензируемый вид деятельности
    • доказательства уплаты государственной пошлины за получение лицензии
    • реквизиты документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о соответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям, — в отношении документов, на которые распространяется требование пункта 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

К заявлению соискатель должен приложить копии документов в соответствии с положением о лицензировании конкретного вида деятельности и опись прилагаемых документов. Следует отметить, что в последних редакциях закона предусмотрена электронная отправка документов в лицензирующий орган с электронной подписью соискателя.

В течение трех рабочих дней лицензирующий орган принимает решение о соответствии предоставленных документов. В случае принятия документов на рассмотрение в срок не позднее 45 рабочих дней принимается решение об отказе или предоставлении лицензии соискателю.

Решение о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении оформляется приказом (распоряжением) лицензирующего органа.

Уведомление о принятии решения вручается или отправляется соискателю в письменной форме. Если решение отрицательное, должны указываться причины отказа и реквизиты акта проверки возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий, если причиной отказа является невозможность выполнения соискателем лицензии указанных требований и условий.

Причинами отказа в получении лицензии могут быть:

  • наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации;
  • несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям;
  • если у соискателя ранее была лицензия на этот же вид деятельности и она была аннулирована.

Лицензирующими органами в области защиты информации являются ФСБ и ФСТЭК. В области технической защиты конфиденциальной информации, которой посвящен данный курс, — ФСТЭК.

Требования для получения лицензии устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством РФ.

Лицензирование в области технической защиты конфиденциальной информации осуществляется на основании «Положения о лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации» от 03.02.2012 (далее — Положение).

В соответствии с Положением к юридическому лицу — соискателю лицензии -предъявляются следующие требования:

  • В штате по основному месту работы в соответствии со штатным расписанием руководителя и(или) уполномоченного руководить работами лица, имеющих высшее образование по направлению подготовки (специальности) в области информационной безопасности и стаж работы в области проводимых работ по лицензируемому виду деятельности не менее 3 лет, или высшее образование по направлению подготовки (специальности) в области математических и естественных наук, инженерного дела, технологий и технических наук и стаж работы в области проводимых работ по лицензируемому виду деятельности не менее 5 лет, или иное высшее образование и стаж работы в области проводимых работ по лицензируемому виду деятельности не менее 5 лет, прошедших обучение по программам профессиональной переподготовки по одной из специальностей в области информационной безопасности (нормативный срок обучения — не менее 360 аудиторных часов).
  • Не менее двух инженерно-технических работников имеющих высшее образование по направлению подготовки (специальности) в области информационной безопасности и стаж работы в области проводимых работ по лицензируемому виду деятельности не менее 3 лет или иное высшее образование и стаж работы в области проводимых работ по лицензируемому виду деятельности не менее 3 лет, прошедших обучение по программам профессиональной переподготовки по одной из специальностей в области информационной безопасности (нормативный срок обучения — не менее 360 аудиторных часов).
  • Наличие помещений, принадлежащих на праве собственности или ином законном основании, в которых созданы необходимые условия для осуществления лицензируемого вида деятельности;
  • Наличие необходимого оборудования, принадлежащего на праве собственности или ином законном основании, в соответствии с перечнем, определяемым ФСТЭК, в том числе:
    • измерительных приборов, прошедших в установленном законодательством Российской Федерации порядке метрологическую поверку (калибровку);
    • программных (программно-технических) средств, включая средства контроля эффективности защиты информации, сертифицированных по требованиям безопасности информации, а также средств контроля (анализа) исходных текстов программного обеспечения.
  • Использование принадлежащих лицензиату на праве собственности или ином законном основании автоматизированных систем, предназначенных для обработки конфиденциальной информации, а также средств защиты такой информации, прошедших процедуру оценки соответствия, аттестованных и (или) сертифицированных по требованиям безопасности информации, в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • Наличие технической и технологической документации, национальных стандартов и методических документов в соответствии с определенным ФСТЭК перечнем.
Читайте также:  Нужно ли получать новый птс при вступлении в наследство на автомобиль?

Для получения лицензии соискатель отправляет в ФСТЭК:

  1. заявление;
  2. копии документов, подтверждающих необходимую квалификацию у сотрудников;
  3. копии правоустанавливающих документов на помещения, предназначенные для осуществления лицензируемого вида деятельности, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае, если такие права зарегистрированы в указанном реестре, — сведения об этих помещениях);
  4. копии технических паспортов и аттестатов соответствия защищаемых помещений требованиям безопасности информации;
  5. копии технических паспортов автоматизированных систем, предназначенных для хранения и обработки конфиденциальной информации (с приложениями), актов классификации автоматизированных систем по требованиям безопасности информации, планов размещения основных и вспомогательных технических средств и систем, аттестатов соответствия автоматизированных систем требованиям безопасности информации или сертификатов соответствия автоматизированных систем требованиям безопасности информации, а также перечень защищаемых в автоматизированных системах ресурсов, описание технологического процесса обработки информации в автоматизированных системах;
  6. копии документов, подтверждающих право соискателя лицензии на программы для электронно-вычислительных машин и базы данных, планируемые к использованию при осуществлении лицензируемого вида деятельности;
  7. документы, содержащие сведения о наличии контрольно-измерительного, производственного и испытательного оборудования, средств защиты информации и средств контроля защищенности информации, необходимых для осуществления лицензируемого вида деятельности, с приложением копий документов о поверке (калибровке) и маркировании контрольно-измерительного оборудования, а также документов, подтверждающих права соискателя лицензии на использование указанного оборудования, средств защиты информации и средств контроля защищенности информации;
  8. документы, содержащие сведения об имеющихся технической и технологической документации, национальных стандартах и методических документах, необходимых для выполнения работ и (или) оказания услуг, предусмотренных пунктом 4 настоящего Положения, с приложением копий документов, подтверждающих, что документы, содержащие информацию ограниченного доступа, получены в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
  9. если лицензируемый вид деятельности — «услуги по мониторингу информационной безопасности средств и систем информатизации»- копии документов, подтверждающих наличие необходимой системы производственного контроля в соответствии с установленными стандартами.

Лицензионный контроль также осуществляет ФСТЭК в соответствии с Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и статьей 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Следует отметить, что если трактовать ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» буквально, то лицензия нужна всем организациям, которые пытаются защитить свою информацию. По этому поводу в 2012 г. было много дискуссий и вопросов к регулятору. Результатом стало информационное сообщение ФСТЭК от 30 мая 2012 г. N 240/22/2222:

«…получение юридическим лицом лицензии ФСТЭК России на деятельность по технической защите конфиденциальной информации является обязательным в случае, если эта деятельность направлена на получение прибыли от выполнения работ или оказания услуг по технической защите конфиденциальной информации и (или) она необходима для достижения целей деятельности, предусмотренных в учредительных документах юридического лица, а также, если это юридическое лицо (уполномоченное лицо) обеспечивает техническую защиту конфиденциальной информации при ее обработке в соответствии с Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» по поручению обладателя информации конфиденциального характера и (или) заказчика информационной системы».

Таким образом, если ТКЗИ не приносит прибыли и не направлена на достижение целей деятельности, предусмотренных в учредительных документах, лицензия на ТКЗИ не нужна. Если же юридическое лицо оказывает услуги или выполняет работы по ТКЗИ — то получение лицензии является обязательным в соответствии с ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Гражданским кодексом РФ.

В области технической защиты конфиденциальной информации ФСТЭК также осуществляет лицензирование деятельности по разработке и(или) производству средств защиты конфиденциальной информации в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 3 марта 2012 г. N 171 «О лицензировании деятельности по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации».

Читайте также:  Остановка пешехода в регламенте ГИБДД 2021 года

Опубликован закон о реестровой модели предоставления госуслуг по лицензированию

Федеральный закон от 27.12.2019 №478-ФЗ, которым предусматривается внедрение реестровой модели предоставления госуслуг по лицензированию отдельных видов деятельности, опубликован на официальном портале правовой информации в минувшую субботу.

Закон вступает в силу с 1 января 2021 года.

Напомним, реестровая модель подразумевает переход от предоставления результата госуслуги в виде бумажного документа к записи в электронном реестре. Документ был подготовлен Минэкономразвития и принят Госдумой в первом чтении в марте. В ноябре правительство внесло в него правки.

Федеральный закон устанавливает особенности правового регулирования отношений в сфере лицензирования отдельных видов деятельности в связи с переходом на реестровую модель предоставления государственных услуг по лицензированию отдельных видов деятельности.

В частности, предусматривается, что специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности) подтверждается не документом на бумажном носителе, выданным лицензирующим органом, а записью в реестре лицензий.

Порядок формирования и ведения реестра лицензий, типовая форма выписки из реестра лицензий устанавливаются правительством Российской Федерации.

Кроме того, законом уточняется процедура предоставления лицензии в связи с переходом на реестровую модель.

Федеральным законом также устанавливается, что выписка из реестра лицензий на бумажном носителе предоставляется за плату.

Размер такой платы, порядок ее взимания, случаи и порядок возврата устанавливаются органом, определяющим государственную политику в сфере лицензирования.

Выписка из реестра лицензий в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лицензирующего органа, предоставляется без взимания платы.

Также подписан и опубликован федеральный закон от 28.11.2019 №379-ФЗ, который регулирует вопросы уплаты госпошлины в связи с внедрением реестровой модели предоставления госуслуг по лицензированию отдельных видов деятельности.

Устанавливается размер госпошлины за переоформление лицензии. Кроме того, предусматривается, что в случае переоформления лицензии более чем по одному основанию, требующему уплаты государственной пошлины, уплачивается наибольшая по размеру государственная пошлина.

Следите за нашим Телеграм-каналом, чтобы не пропускать самое важное!

Заказчикам следует скорректировать требование о предоставлении участниками закупок лицензии в составе заявки

Единое требование, предусмотренное п. 1 ч.1 ст. 31 Федеральным законом от 5 апреля 2013 г.

N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон №44-ФЗ), устанавливается заказчиками в тех случаях, когда лицо осуществляющее поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки должно иметь в соответствии с законодательством Российской Федерации определенный разрешительный документ. Более того, сам документ либо его копия должна быть представлена участником закупке в составе заявки. Аналогичное требование устанавливается и теми заказчиками, которые закупаются в рамках Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В большинстве случаев указанное требование устанавливается в случаях, когда закупаемый товар, работа или услуга требуют наличия у поставщика (подрядчика, исполнителя) лицензии на право занятия определенным видом деятельности в соответствии с федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон №99-ФЗ).

С 1 января 2021 года вступили в силу изменения в Закон №99-ФЗ, внесенные федеральным законом от 27.12.

2019 N 478-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части внедрения реестровой модели предоставления государственных услуг по лицензированию отдельных видов деятельности» (далее – Закон №478-ФЗ).

Согласно указанным изменениям лицензии на осуществление отдельных видов деятельности будут выдаваться в электронной форме. При этом днем предоставления лицензии является день внесения в реестр лицензий записи о предоставлении лицензии.

По сути произошел переход к «реестровой модели» лицензирования, когда вместо лицензий в бумажной форме, вносятся записи о предоставлении лицензии в реестр лицензий. Доступ к указанному реестру безвозмезден, открыт и общедоступен.

При этом, тем, кому потребуется подтвердить наличие лицензии могут получить выписку из реестра лицензий на бумажном носителе или в форме электронного документа.

Выписка из реестра лицензий на бумажном носителе предоставляется за плату. Выписка из реестра лицензий в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лицензирующего органа, предоставляется без взимания платы.

Поскольку доступ к общедоступной информации, содержащейся в реестрах лицензий, обеспечивается лицензирующим органом, ведущим соответствующий реестр лицензий, посредством ее размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в том числе в форме открытых данных, можно предположить, что участникам закупок будет вполне достаточно предоставить сведения о записи в реестре лицензий в произвольной форме. В последующем комиссия по закупкам сможет проверить предоставленную информацию обратившись в реестр лицензий в сети «Интернет». Вместе с тем, надо учитывать, что в составе заявки на участие в конкуре, аукционе или запросе предложений должен быть представлен именно документ или его копия для подтверждения соответствия участника закупки требованию пункта 1 части 1 статьи 31 Закона №44-ФЗ. В связи с чем до внесения соответствующих изменений в Закон №44-ФЗ без документов либо их копий не обойтись.

На переходный период установлены следующие правила:

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *