Самый удобный и недорогой вид транспорта для некоторых жителей нашей страны — это велосипед, особенно в теплое время года.
Не приходится стоять в пробках и изнывать от жары в салоне авто, если не работает кондиционер.
Но помимо удобства этот вид транспорта является достаточно опасным, поскольку не всегда велосипедисты готовы соблюдать ПДД и ездить аккуратно. Но что делать автовладельцу, если он попал в ДТП с участием велосипедиста?
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону
+7 (804) 333-20-57
Это быстро и бесплатно!
Распространенные ситуации
Наибольшее число — с детьми-велосипедистами.
К сожалению, в нашей стране не распространено обучению водителей велосипедов езде по оживленным дорогам, они постигают все навыки самостоятельно, в то же время пренебрегая безопасностью и дотошным изучением ПДД.
Автобусы на остановках и просто припаркованные автомобили для них являются преградой, которую они объезжают не глядя по сторонам, т.е. просто выскакивают на проезжую часть под колеса едущего ТС.
Аварии с велосипедистами случаются не только летом, но и в зимнее время, поскольку современные магазины могут предоставить само двухколесное транспортное средство на любое время года.
Не столь критичен и важен был бы этот вопрос, если бы в ДТП страдали только транспортные средства.
К сожалению, велосипедист никак не защищен в моменты движения от окружающих автомобилей и иных участников движения. Максимум, что может быть — это специальная защита, которая поможет в случае ДТП предотвратить летальный исход.
Ежегодно статистика по смертельным случаям и получению тяжелых телесных повреждений только ухудшается, что говорит лишь о том, что работа по улучшению дорожной ситуации просто не проводится.
Причины же аварий с велосипедистами различны и разнообразны. Рассмотрим самые распространенные.
Выезд с дворовой территории
Зачастую велосипедисты очень уверенно чувствуют себя на дворовых дорожках, где движения автомобилей нет, а пешеходы стараются самостоятельно избежать столкновения с двухколесным участником движения.
- При этом выезжая со двора их мировосприятие не меняется: они уверены в том, что избегать аварии с ними должны окружающие, а не они сами.
- Выезжая из проулка между домами, водитель велосипеда начинает движение между припаркованными авто, становясь незаметным для основного потока.
- Резкий выезд на проезжую часть может спровоцировать аварию.
- Так же этот момент можно рассмотреть и с той точки зрения, когда из двора выезжает автомобиль.
- Водитель смотрит на движущиеся ТС, не замечая велосипедиста, маневрирующего между припаркованными ТС.
По факту это происходит из-за низкой посадки в автомобиле. Дальнейшее развитие событий происходит уже исходя из реакции водителей и их скорости движения.
В подобных ситуациях в любом случае виновником ДТП признают того, что управляет автомобилем. Его невнимательность не может служить оправданием случившемуся ДТП.
Движение по встречке
В нашей стране законодательно установлено правостороннее движение, конечно, если речь не идет о полосах реверсивного движения или просто односторонних дорогах.
- Для движения на дороге всегда присутствует разметка, которая помогает автовладельцам ориентироваться на дороге и правильно выбирать полосу для движения.
- Нужно помнить, что велосипед так же является транспортным средством, поэтому оснований для пренебрежения правилами движения у него нет.
- Весь транспорт, который осуществляет движение на дороге, обязан соблюдать ПДД, а водители — нести ответственность за свои действия.
- Естественно, не все велосипедисты знакомы хорошо с правилами движения, что приводит к печальным последствиям.
- Аварии на велосипедах случаются благодаря тому, что участник движения неверно выбрал полосу и направление движения — то есть ехал по встречке.
- В подобных случаях их движение является потенциально опасным и аварийным и может повлечь за собой ДТП даже со смертельным исходом, если учитывать скорости движения встречных потоков.
Движение по тротуару
- Когда владелец двухколесного ТС движется по тротуару, а водитель авто выезжает из двора нередки столкновения.
- Происходит это за счет того, что у водителя автомобиля затруднен обзор из-за насаждений кустарников или деревьев, а также небольших строений или ремонтных работ, которые нередко ведутся рядом с домами.
- Велосипедист же в подобной ситуации уверен, что при движении по тротуару он имеет преимущество и не готов уступить дорогу более крупному ТС, чтобы избежать ДТП.
В подобных ситуациях зачастую признаётся обоюдная вина водителей. С одной стороны, автомобиль должен был пропустить всех, кто двигается по тротуару, а с другой — велосипедист при движении должен не мешать движению других лиц.
Все потенциально опасные участки, такие как пешеходные переходы или выезды из дворов, водитель велосипеда должен проходить пешком, ведя двухколесное средство рядом с собой.
Шанс быть признанным невиновным у владельца авто все же есть: даже при минимальной скорости он не может в один момент остановить свое транспортное средство, когда велосипедист на скорости вылетает под колеса с пешеходной зоны.
То есть, при наезде на пешехода виновным будет признан водитель ТС, а наезде на велосипедиста ответственность все же будет лежать на последнем.
Пешеходный переход
Большинство ДТП на пешеходном переходе происходит из-за невнимательности и спешки водителей.
- Участие же велосипедистов в подобных авариях случается по причине того, что они пытаются быстрее проехать опасный участок, забывая об элементарных правилах движения.
- На самом деле, водитель двухколесного ТС обязан еще на тротуаре слезть с него, став пешеходом, и пересечь проезжую часть пешком, ведя велосипед рядом с собой.
В случае, если наезд на велосипедиста произошел из-за нарушения им правил дорожного движения, то закон, зачастую, принимает сторону водителя автомобиля. Хотя, как и в любом правиле, всегда случаются исключения.
Остановка общественного транспорта
Подобные ситуации не редкость, хотя определить заранее, кто прав, а кто виноват невозможно, потому что каждый случай индивидуален.
Если рассматривать частные случаи, то более частыми являются следующие:
- автобус подъезжает к остановке для высадки пассажиров, а велосипедист объезжает его с выездом на соседнюю полосу;
- автобус отъезжает от остановки, но велосипедист считает, что он сможет его быстро объехать.
Любой из этих случаев будет считаться нарушением правил именно со стороны водителя велосипеда. Поскольку он является участником дорожного движения, то должен нести административную ответственность: ему выпишут штраф в размере от 800 рублей.
Действия при ДТП
В том случае, если все же столкновение автомобиля с велосипедом произошло, то необходимо вспомнить порядок действий и неукоснительно его соблюдать:
- Проверить состояние всех участников ДТП, определить, есть ли повреждения и травмы.
- При необходимости — срочно вызвать скорую помощь и оказать первую помощь пострадавшим.
- При попытке скрыться с места ДТП водителя автомобиля — записать его номер ТС.
- При необходимости обратиться к аварийным комиссарам за помощью.
- Вызвать сотрудников ГИБДД, оставив ТС на тех местах, где они оказались вследствие столкновения.
- Найти очевидцев, которые могут подтвердить детали ДТП.
- При возможности зафиксировать на фото место аварии и полученные повреждения.
- Заполнить протокол с представителями ГИБДД.
После выполнения всех этих действий можно рассчитывать на получение компенсации за полученный ущерб.
Для этого нужно направить виновнику досудебную претензию, а в последующем и обращение в суд в случае необходимости.
Кто виноват
- В любом ДТП виновным может оказаться любая из сторон, хоть зачастую и принято считать, что виновным может быть только водитель автомобиля.
- Это неверное суждение, поскольку велосипедисты гораздо чаще пренебрегают правилами дорожного движения и рассчитывают на то, что “проскочат”.
- При этом меры наказания для водителей авто регулируются статьей 12.27 КоАП или же УК РФ в случае причинения вреда жизни и здоровью людей:
- арест на срок до 15 суток;
- лишение ВУ до полутора лет;
- штраф за ДТП;
- арест до 3х месяцев;
- лишение свободы.
К велосипедисту же применяются следующие меры:
- штраф;
- компенсация нанесенного ущерба;
- лишение свободы.
В том случае, если водитель хочет ускорить оформление ДТП и воспользоваться Европротоколом, следует вспомнить, что в случае ДТП с велосипедистами это строго запрещено.
Европротокол может быть оформлен только в том случае, если обе стороны аварии имеют действующий полис ОСАГО.
Велосипед же не подлежит страхованию, поэтому данный тип оформления применен быть не может.
Меры по предотвращению ДТП
В первую очередь водитель всегда должен быть внимателен. Самой главной профилактикой ДТП с двухколесными ТС будет являться постоянное напоминание самому себе о том, что в теплое время года их становится достаточно много.
Основными же способами предотвращения подобных аварий может стать:
- оборудование велосипедных дорожек;
- использование светоотражающих элементов на велосипедах и одежде их владельцев;
- присвоение госзнаков велосипедам, а также обязательное их страхование.
К сожалению, подобными мерами должны заниматься государственные и региональные власти, а не автомобилисты своими силами.
Заключение
К сожалению, с каждым годом статистика по ДТП с велосипедистами только увеличивается. Для того, чтобы не допустить подобной аварии необходимо быть очень внимательными на дороге и следить не только за светофорами и пешеходами, но и за другими участниками дорожного движения.
Царапают машины и уезжают: чем грозит ДТП с велосипедом
В дептрансе назвали велосипед «крайне популярным» транспортом у москвичей, несмотря на пандемию и дождливое лето. Растет и число ДТП с велосипедистами, которые зачастую сами создают аварийные ситуации. Что делать, если двухколесный виновник аварии скрылся с места аварии, разбирались «Известия».
Создают опасные ситуации
Аварии с велосипедистами происходят повсеместно. Недавно на Сахалине местный житель решил привлечь к ремонту машины велобайкера, который повредил его машину. По словам пострадавшего, молодой человек на трюковом велосипеде BMX буквально прыгнул на проезжую часть с тротуара прямо под колеса.
После столкновения велосипедист заявил о том, что машину просто не заметил, а затем, не дожидаясь приезда инспектора ГИБДД, укатил.
«Велосипедисты часто покидают место ДТП. Даже если им причинен вред здоровью. Очень много велосипедистов сейчас катается в качестве развозчиков еды. Большинство из них находятся в России нелегально. Они довольно часто царапают машины и уезжают.
Кроме того, нередко велосипедисты выезжают на дорогу и создают опасные ситуации, в результате которых автомобилисты вынуждены останавливаться друг в друга, чтобы спасти нерадивого велосипедиста.
А сам виновник аварии уезжает», — рассказал юрист Алексей Гудас.
«Дело просто закроют»
Правила дорожного движения разводят понятия «водитель» и «велосипедист». В судебной практике, по словам юристов, эти понятия также не тождественны. Велосипедист не является водителем, а его двухколесный транспорт не подлежит регистрации.
Поэтому велосипедиста невозможно привлечь за оставление места ДТП, рассказал ведущий юрист Европейской юридической службы Орест Мацала.
Разве что личность велосипедиста будет установлена компетентными органами и его движению на велосипеде будет дана правовая оценка.
Орест Мацала отметил, что есть другая статья — 12.29, в которой прописана ответственность пешехода, пассажира и иного участника дорожного движения, в том числе — велосипедиста. Например, он не уступил кому-то дорогу или же не спешился перед пешеходным переходом. За это штрафуют на 800 рублей.
Если же велобайкер создал помехи для движения других транспортных средств, то его оштрафуют на 1000 рублей по статье 12.30.
По словам Ореста Мацалы, без установленной личности виновника такое дело развалится через два месяца.
«В течение месяца будет проведено расследование, затем его продлят до двух, и из-за невозможности установить личность дело просто закроют. Есть сроки давности для привлечения к административной ответственности. В этом случае гражданин будет вынужден восстанавливать автомобиль за своей счет. Если, конечно, у него нет полиса каско», — отметил ведущий юрист Европейской юридической службы.
Ищите камеры
Юрист Алексей Гудас рекомендует заручиться показаниями свидетелей и снять окружающую местность на камеру, чтобы потом посмотреть, есть ли на местности какие-то камеры наблюдения, записи с которых можно было использовать в суде, — если велосипедист обратится в правоохранительные органы из-за причиненного вреда здоровью. Так можно будет доказать, что велосипедист сам уехал с места аварии.
«Если же автомобиль пострадал — царапины, сколы, трещины, необходимо вызвать сотрудника ГИБДД, чтобы зафиксировать повреждения. К слову, можно попросить у едущих рядом машин записи с их видеорегистраторов», — советует Гудас.
Если виноват водитель
Если же в аварии с велосипедистом будет виновен водитель, то самое меньшее, что ему грозит, — штраф в 500 рублей за нарушение правил маневрирования.
Если при наезде был причинен легкий или средний вред здоровью велосипедиста, то водителю может грозить штраф от 2500 до 5000 рублей либо лишение прав от одного до полутора лет. В случае вреда средней тяжести штраф может составить от 10 000 до 25 000 рублей, а лишение прав на срок от полутора до двух лет.
Если же был причинен тяжкий вред здоровью, виновнику грозит и вовсе уголовная ответственность: ограничение свободы на срок до трех лет или же принудительные работы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
«По ОСАГО велосипедист имеет право получить компенсацию за причиненный вред здоровью и велосипеду. А к самому виновнику велосипедист имеет право предъявить компенсацию за моральный вред. Если пострадает только велосипед, о моральном вреде говорить не приходится», — рассказал Орест Мацала.
Сим повелели
Год назад Министерство транспорта предложило вынести электросамокаты, сегвеи и моноколеса в отдельную группу — средства индивидуальной мобильности. Для их владельцев пропишут ряд обязанностей и указаний, а также введут административную ответственность за нарушения ПДД.
Пока что управляющие такими транспортными средствами приравниваются к обычным пешеходам. Однако именно для пешеходов аппараты на электрической тяге и представляют наибольшую опасность, так как частенько передвигаются по пешеходным зонам на больших скоростях.
Если предложение будет одобрено властями, 14-летние владельцы СИМ смогут перемещаться только по велодорожкам, велополосе и проезжей части. Вместе с пешеходами владельцам мобильных устройств можно ехать только при отсутствии вышеперечисленных участков для велосипедистов и то со скоростью не выше 20 км/ч.
Гроза автомобилей и пешеходов
Правила езды на велосипеде также стоит продумать более тщательно, считает заместитель руководителя Центра организации дорожного движения (ЦОДД) Александр Евсин.
«Есть очень различные сценарии применения велосипедов. Одни велосипедисты ездят по автомобильным дорогам, другие только по велодорожкам и паркам. Это совершенно различные модели поведения.
Причем при движении по автомобильной дороге велосипедист рискует в основном собой, поскольку в случае столкновения с автомобилем понесет более серьезный ущерб, а при езде, например, по паркам сам становится источником опасности для пешеходов. Особую опасность представляют столкновения с детьми.
Это необходимо решать на уровне формулирования правильного и общественного неопасного поведения и поддержания порядка» — отметил Евсин.
По его словам, также важно вести постоянную работу по правильному проектированию городского пространства, как в части автомобильных дорог, так и других мест, где люди ездят на велосипеде.
«Чем более продумана среда, тем меньше возникает конфликтных ситуаций и проблем», — отметил Евсин.
Научат ездить безопасно
Велосипедист Павел Низкин считает, что необходима пропаганда соблюдения ПДД, такая же, как при смене шин к зиме и пристегивании ремня безопасности.
«Вот моему сыну три года, с 2,5 лет мы начали ездить на самокате и велосипеде. Мы подъезжаем к дороге, он уже знает, что нужно спешиться, дать мне руку и тогда перейти. Я его приучил», — рассказал Низкин.
Необходимость пропаганды понимают и столичные власти. В дептрансе заявили, что разрабатывают рекомендации по безопасному передвижению на велосипеде для курьеров.
Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) с велосипедистом
Водитель может попасть в ДТП с участием велосипедиста. Для разрешения ситуации, необходимо действовать в соответствии с законодательными положениями, регулирующими то как оформляется ДТП с велосипедистом. Судебная практика по таким делам насчитывает большое количество прецедентов, помогающий разобраться в ситуации по закону.
Общий алгоритм оформления аварии с участием велосипедиста
Вне зависимости от обстоятельств произошедшего, автолюбитель попавший в ДТП, в котором задействован велосипедист, должен выполнить следующие действия:
- Выставить аварийные знаки в 15 м от происшествия. В противном случае, водителя ждёт штраф в размере 1000 руб.
- Вызвать наряд ГИБДД. Если в ДТП имеются пострадавшие, необходимо вызвать скорую помощь.
- Не перемещать транспортные средства и другие предметы на месте аварии до приезда сотрудников ГИБДД.
- Рекомендуется сделать видео- или фотосъемку места происшествия. На видеозаписи или снимках должно быть четко видно положение автомобиля и велосипеда, другие детали, позволяющие точно установить картину аварии.
- Записать личные и контактные данные второго участника ДТП и свидетелей.
- Известить о происшествии страховую фирму способом, указанным в договоре. Как как велосипедист не имеет полиса ОСАГО, получить компенсацию можно только по КАСКО.
- Дождаться, пока сотрудники ГИБДД оформят необходимые бумаги и проверить их. Водитель должен получить на руки справку ДТП, протокол и постановление об административном нарушении.
Велосипедист врезался в машину — кто виноват
Граждане, выбравшие в качестве средства передвижения велосипед, имеют преимущество перед другими участниками дорожного движения лишь в случае, когда двигаются по специально отведенном дорожкам. В остальных ситуациях на велосипедиста распространяются все основные правила дорожного движения, в том числе при нахождении на тротуаре, обочине, автомагистрали или на пешеходном переходе.
Важные нюансы, связанные с участием велосипедистов в процессе движения по дорогам общего пользования:
- В отличие от автомобиля, данный вид транспорта не рассматривается законодательством как средство повышенной опасности. Поэтому если велосипедист не признан виновником ДТП, он освобождается от всякой ответственности.
- Для езды на велосипеде не требуется оформление полиса ОСАГО. Пострадавший автолюбитель может взыскать с данного гражданина средства в счет компенсации ущерба исключительно через суд.
- Вина велосипедиста устанавливается согласно общим правилам, применяющимся при оформлении ДТП.
- На управления велосипедом не требуется специального разрешения. Но это не освобождает участника дорожного движения от необходимости соблюдения ПДД. Установленные факты нарушения будут разбираться в административном порядке.
Виновной в столкновении автомобиля и велосипеда может быть признана любая сторона.
Если водитель машины не пропустил двухколесный транспорт, движущийся по специально отведенной для него полосе, виновным признают именно его. А если велосипед въехал в припаркованный на стоянке автомобиль, отвечать будет он.
Наезд на велосипедиста на пешеходном переходе
При ДТП с велосипедистом на пешеходном переходе ситуация достаточно ясна и однозначна. Пересекая «зебру», водитель двухколесного транспорта обязан спешиться и вести велосипед рядом с собой. Такое правило содержится в п.29.8 Постановления Правительства РФ «О Правилах дорожного движения» № 1090.
Если велосипедист не нарушил этот пункт, вина за ДТП ложится на водителя автомобиля. Если человек не слез двухколесного транспорта на пешеходном переходе, вина ляжет на него, однако и с водителя ответственность не снимается.
Вина велосипедиста в аварии на пешеходном переходе зависит от соблюдения им ПДД.
Дтп с велосипедистом во дворе
Пример: машина выезжает со двора на общую дорогу, а велосипедист едет по ней. Водители не замечают друг друга и продолжают движение, допустив столкновение. В данной ситуации виновным, скорее всего, признают водителя машины, хотя по факту виноваты оба. Дело в том, что велосипед не считается средством повышенной опасности, а автомобиль таковым является.
При встречном движении
Комфортное взаимодействие всех участников дорожного движения определяется не только ПДД, но и разметкой. В России принято двигаться по правой полосе. Правило актуально для любого транспорта без исключения.
Осуществляя поездку по встречной полосе, может возникнуть ДТП с велосипедистом на перекрестке. Это происходит в ситуации, когда последний движется против общего автопотока. Виновником, скорее всего, признают велосипедиста, ведь он нарушил установленные правила.
На остановке общественного транспорта
Еще одна распространенная ситуация ДТП с участием автомобиля и велосипеда. Остановка не является местом для передвижения транспортных средств. Она предусмотрена исключительно для посадки/высадки людей из общественного транспорта.
Возвращение автобуса/троллейбуса в дорожный ряд может стать причиной аварии с участием велосипеда. Это тот случай, когда в ДТП могут участвовать сразу 3 стороны. Виновным признают того, кто нарушил ПДД.
Авария при движении по тротуару
Велосипедистам разрешено передвигаться по тротуарам, но законом это не приветствуется. Им рекомендуется двигаться по специальным дорожкам, а на крайний случай — по обочине. Главное правило — не создавать помех пешеходам.
Пример: автомашина выезжает с дворовой территории, а двухколесный велосипед едет по тротуару. Обзор обоим участникам движения закрывают зеленые насаждения, технические объекты и т.д. На первый взгляд, дорогу обязан уступить водитель автомобиля, ведь он он создает помеху велосипеду, который движется по тротуару главной дороги.
Но правила ПДД говорят иное: велосипедист обязан слезть со своего транспорта и вести себя как пешеход. Поэтому если человек на двухколесном транспорте протаранил машину сбоку в процессе движения по тротуару, виновником может оказаться как он, так и водитель автомобиля.
Последнего не признают виновным случае, если ему удастся доказать объективную невозможность предвидеть помеху в виде велосипедиста.
Ответственность велосипедиста при ДТП
При нарушении правил дорожного движения для водителей велосипедов применяется административное наказание. А именно:
- ст. 12.29ч.2 КоАП РФ – нарушение ПДД в процессе движения, предусматривает штраф 800 руб. или предупреждение;
- ст. 12.29ч.3 КоАП РФ – нарушение в состоянии алкогольного опьянения со штрафом от 1000 до 1500 руб., а так же штраф в размере 1500 руб., если нанесен вред легкой или средней тяжести.
Ущерб по ремонту автомобиля и моральный вред взыскиваются с водителя велосипеда в судебном или добровольном порядке.
Судебная практика по ДТП с участием велосипедиста
По статистике, аварий с участием легкого транспорта достаточно много — больше 5000 в год.
Ситуации бывают разные, например:
- Автомобиль выезжал из территории двора на дорогу, он не заметил движущийся по трассе велосипед. В итоге произошло столкновение, а велосипедист оказался в больнице с серьезными травмами. Виновником в аварии считается водитель, он по правилам должен был уступить дорогу. Автомобилист обязуется возместить весь материальный ущерб пострадавшему (50 тысяч рублей – цена велосипеда, а также 150 тысяч – стоимость курса лечения). Также водитель должен компенсировать моральный ущерб (200 тысяч рублей).
- На пешеходном переходе случилась авария, в которой велосипедист сбил человека. Спустя несколько дней он скончался. Водитель велосипеда в суде был признан виновным, так как считается полноценным участником дорожного движения и обязан соблюдаться правила, в данном случае пропустить пешехода. Суд вынес решение, что он виновен в убийстве по неосторожности и назначил наказание в виде 2-х лет лишения свободы. Также в пользу пострадавшей стороны (родственникам погибшего) должна быть выплачена компенсация в размере 500 000 руб.
Столкнулся с велосипедистом: кто прав, кто виноват? — журнал За рулем
Перед тем как начать разбираться с нарушениями, давайте вспомним, что же является велосипедом по Правилам дорожного движения.
Велосипедом принято считать колесное средство с приводом, которое приводится в движение силой того, кто им управляет. Именно с приводом, а не путем отталкивания.
По этому определению велосипедом можно назвать даже автомобиль с педалями, но никак не самокат, скейт, инвалидную коляску и пр.
Если говорить о правилах для велосипеда, они зависят от того, как и где им управляют. Разберем каждый из случаев:
- На дороге общего пользования. Действуют все правила из учебника по ПДД, в которых упоминается «транспортное средство», но не «механическое транспортное средство». Если человек ведет велосипед в руках, он может двигаться по проезжей части с правой стороны и приравнивается к пешеходу с громоздким грузом.
- На обочине. Никаких правил нет, так как это непроезжая часть. Ехать можно с любой стороны и в любом направлении.
- На тротуаре. Движение ТС по тротуарам запрещено.
- На автомагистрали. Движение запрещено.
- На велодорожке. Движение по специальным дорогам в приоритете. Если такая рядом, а вы передвигаетесь по дороге общего пользования – нужно съехать на велосипедную.
- На пешеходном переходе. Если человек ведет ТС в руках – можно смело переходить дорогу на зеленый свет вместе с остальными пешеходами. Однако запрещается пересекать переход, не слезая с велосипеда.
Кроме правил поведения на дороге, есть еще требования к возрасту. Так, чтобы передвигаться по дорогам, велосипедисту должно исполниться 14 лет. Если речь идет о ТС с электрическим приводом мощностью более 0,25 кВт, к управлению таким допускаются лица от 16 лет с категорией прав А1. Для управления электровелосипедом с меньшей мощностью двигателя права не нужны.
Автомобилисты и велосипедисты спорят, кто главнее на дороге
Если велосипедист поцарапал ваше авто и пытается улизнуть, держите его крепче. Вряд ли его потом удастся найти, чтобы взыскать ущерб.
Евгения ГУСЕВА
Полоска на лобовом стекле по госту
По статистике, у 40% москвичей старше 18 лет есть свой велик. Каждый десятый гоняет на нем по улицам хотя бы пару раз в неделю. Остальные реже. Но даже так выходит, что летом на дороги столицы выезжают десятки тысяч велосипедистов.
Увы, не все они ездят осторожно, следуя правилам движения и здравому смыслу. В мае 24-летний велосипедист из Башкирии насмерть сбил пешехода в Зеленограде на проспекте Генерала Алексеева. Они двигались по зебре на зеленый сигнал навстречу друг другу.
В начале лета автомобиль врезался в велосипедистку на Кутузовском проспекте. Женщина погибла. Почему она двигалась по встречной полосе во втором (!) ряду, непонятно.
Зачастую велосипедисты — даже взрослые — просто не знают, как правильно надо ездить. Хотя в ПДД для них есть отдельная статья.
ВЕЛИК — ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО
Об этом нужно помнить! Все пункты Правил дорожного движения, относящиеся к транспортным средствам, действуют и на велосипеды.
- Правило 1:
- — Нельзя катиться по встречной полосе.
- Правило 2:
— Велосипедист старше 14 лет может ездить по велодорожке. Если ее нет, то по правому краю проезжей части или по обочине. По тротуару он может ехать в том случае, если правый край заняли припаркованные машины. Если вся улица пешеходная зона, то двигаться по ней разрешается, не мешая пешеходам. Если велосипедист начинает кого-то задевать, он обязан слезть с велика и катить его рядом с собой.
Внимание! Велосипедисты от 7 до 14 лет ездить по проезжей части и обочине не могут.
Правило 3:
— «Водитель велосипеда» (так записано в ПДД) должен подавать сигналы поворота перед началом движения, перестроением, поворотом. Лучше всего это делать рукой — вытянуть налево или направо перед маневром.
Велосипедисту запрещено поворачивать налево и разворачиваться на дорогах, имеющих более одной полосы в данном направлении. То есть поворот налево в городе запрещен практически на всех крупных улицах. В этом случае надо пешком перейти дорогу по зебре.
Правило 4:
Штраф за отсутствие детского кресла в автомобиле в 2020 году
— На велосипеде запрещено ездить пьяным. Штраф: от 1000 до 1500 рублей.
- Владимир ВЕЛЕНГУРИН
- ВРЕЗАЛСЯ В АВТОМОБИЛЬ
- Случай 1. Если виноват водитель
На второстепенной дороге автомобиль обязан пропустить велосипед, едущий по главной улице. Не все водители об этом знают или помнят, поэтому периодически машины в нарушение правил наезжают на велосипедистов.
Еще бывает, что человек на двухколесном транспорте не успевает затормозить или повернуть перед открывающейся дверью стоящей машины. В этом случае тоже виноват будет водитель или его пассажир, которые не убедились в безопасности своих действий.
— На место аварии надо вызвать инспектора ГАИ и оформить ДТП, — рассказал «КП» исполнительный директор Российского союза автостраховщиков Евгений Уфимцев. — Велосипедист — при вине водителя — получит по ОСАГО компенсацию. Ему оплатят возможное лечение и ремонт велосипеда.
— Можно оформить столкновение по европротоколу?
— Нет. У велосипедиста нет полиса ОСАГО. А для европротокола нужно, чтобы страховка имелась у обоих участников аварии.
- Случай 2. Если виноват велосипедист
- Бывает, когда велосипедисты царапают автомобили в потоке или врезаются в задний бампер, не успев затормозить на перекрестке.
- В худшем случае автомобилисту приходится перекрашивать крыло или менять стекло.
— Обычно полис КАСКО покрывает ремонт от аварии с велосипедом, — рассказал Уфимцев. — А вот на ОСАГО рассчитывать не стоит. Эта страховка покрывает ущерб лишь в том случае, если виноват водитель. Потому, учитывая, что у велосипедиста страховки нет, компенсацию можно получить только через суд или договориться полюбовно.
Штраф для велосипедиста за нарушение ПДД 800 руб.
ВРЕЗАЛСЯ В ПЕШЕХОДА
Как оплатить штраф пешеходу через сбербанк онлайн
Нередки случаи, когда велосипедист задевает прохожих на тротуаре.
— Это тоже ДТП, — рассказал «КП» представитель ГИБДД Москвы Артем Иванов. — На место происшествия можно вызвать инспектора ГАИ, он составит протокол. Штраф для велосипедиста — 800 рублей. А компенсация за ущерб только через суд.
Правда, есть вероятность, что велосипедист, сбив пешехода, попытается скрыться. Долго ли — сесть в седло и налечь на педали. В этом случае остается лишь писать заявление в полицию, указав приметы гонщика. Но лучше с самого начала его не отпускать. Пусть стоит и ждет приезда экипажа ГАИ. В крайнем случае сфотографируйте его.
За ДТП со смертельным исходом велосипедист расплачивается легче, чем водитель авто. Обычно столкновение с пешеходом квалифицируют как «причинение смерти по неосторожности» (до двух лет).
Велосипедисты, как и водители авто, обязаны пропускать прохожих на зебре. За нарушение опять-таки положен штраф в 800 рублей.
— Наши работники периодически наказывают автомобилистов за нарушения ПДД, — рассказал Артем Иванов. — Но водители двухколесного транспорта — такие же участники дорожного движения.
Самые частые случаи наезда
Как мы уже знаем, велосипедисты являются полноправными участниками дорожного движения, но в то же время самыми незащищенными. По официальной статистике, более 90% ДТП с участием велосипедистов заканчиваются травмами для последних. При этом большая часть случаев происходят не по их вине. Среднестатистическая смертность таких инцидентов составляет примерно 5%.
Если посмотреть на ситуацию в целом, можно отметить следующие случаи, в которых совершается наезд автомобиля на велосипедиста:
- Наезд сзади.
- Велосипед выезжает навстречу авто.
- Наезд на остановке или светофоре.
- На пешеходном переходе.
- Во дворе.
Разберем каждую ситуацию более подробно.
Наезд при попутном или встречном движении
Конечно, совершая движение по встречной полосе, велосипедист совершает грубое нарушение правил, за которое грозит не только административное наказание.
Автомобилист может попросту не успеть среагировать и наехать на беспечного нарушителя. Учитывая скорость и массу автомобиля, несложно предугадать возможный исход ситуации.
Поэтому не стоит ехать даже возле самого бордюра по встречке. Лучше уж остановиться и везти велосипед по тротуару.
Но такие необдуманные поступки, к счастью, случаются не так часто. Куда чаще может возникнуть ситуация, в которой по невнимательности водителя страдает велосипедист. Предположим, что последний движется по своей полосе, сзади едет автомобиль, водитель которого жмет на газ, желая быстрее проскочить светофор на желтый. В таком случае вина за происходящие ложиться только на автовладельца.
При выезде со двора
Нередко случается наезд на велосипедиста во дворе. Развитие событий может происходить по двум сценариям. Первый, когда автомобиль выезжает со двора, а велосипедист едет по основной дороге. Из-за препятствий водитель машины может не заметить быстро движущийся велосипед и совершить наезд на него.
В этой ситуации виновен водитель авто, так как перед выездом на дорогу из переулка нужно притормозить и хорошо осмотреться. «Зеркальный» случай, когда велосипедист, выезжая со двора на дорогу, не притормаживает.
Хотя вина велосипедиста очевидна, но и в этом случае полностью оправдаться водителю авто будет непросто.
Наезд на остановке
Проблема данной ситуации в том, что есть три участника движения, каждый из которых не нарушает правила:
- габаритный троллейбус, который подъехал к остановке и совершает высадку/посадку пассажиров;
- велосипедист, который по всем правилам совершает объезд препятствия, немного выезжая на встречную полосу;
- автомобиль, движущийся по встречке, который не ожидает, что внезапно из-за троллейбуса покажется малозаметное транспортное средство.
В такой ситуации велосипедист оказывается между двумя автомобилями. Виновником в в данном случае станет тот, кто первым нарушит ПДД.
На пешеходном переходе
Ситуация, при которой совершается наезд на велосипедиста на пешеходном переходе, тоже возникает в двух случаях.
Велосипедист попытался быстро проехать по переходу, а автомобиль не успел затормозить. Это один из немногих случаев, когда закон на стороне автовладельца. Ведь велосипедист нарушал ПДД изначально, совершая движение по тротуару.
Человек ведет велосипед в руках. Тогда полностью виноват водитель автомобиля, ведь велосипедист в данном случае приравнивается к обычному пешеходу. А наказания за наезд на человека на пешеходном переходе уже более жесткие.
С точки зрения велосипедиста
Когда едешь по городу, ты должен следить и за автомобилистами, и за пешеходами. Первые тебя часто элементарно не видят, а если видят, то порой намеренно не пропускают, пытаются проскочить. Все говорят про переходы, но хватает и других конфликтных точек.
Выезды со дворов — это очень опасно, особенно когда обзор закрывают здания или крупные автомобили. Сами машины часто вообще припаркованы как попало — стоят на тротуарах, велодорожках. Выделенная полоса на ул. В.Хоружей постоянно заставлена машинами «на пять минут».
Пешеходы? У «себя» на тротуаре они, безусловно, хозяева и могут делать что угодно. Но, извините, было бы неплохо, чтобы они элементарно смотрели, куда идут. Часто, уткнувшись в смартфон, они автономно бороздят просторы Вселенной, благо в этот момент они хотя бы относительно предсказуемы — скорость и направление движения не меняют.
Собственно претензии к пешеходам возникают, когда они появляются на велодорожке. Точно так же они не смотрят, что происходит вокруг, втыкают в смартфоны, могут резко изменить направление и выйти тебе под колеса. А еще для многих велодорожка — нормальное место для выгула собак, иногда она используется как детская площадка.
И вот тут опять же извините. Ладно еще, если под велодорожкой подразумевается выделенная краской полоса на горбатом асфальте тротуара.
Если говорим про столичную «веломагистраль» вдоль Свислочи, то надо понимать, что это самый настоящий велосипедный автобан, где отдельные велосипедисты и «наездники» электросамокатов легко держат более 30 км/ч.
Отправлять им под колеса своих домашних питомцев или детей очень безрассудно. Вы же не ведете себя так на автомобильной дороге?
В общем, расслабляться велосипедисту нельзя даже на своей территории. Впрочем, принимать за «свою» территорию велодорожку — ошибка. Зацепишь на ней пешехода, нанесешь ему травмы — затаскают по судам как владельца источника повышенной опасности.
Что грозит за наезд на велосипедиста
Как и в любом другом правонарушении, существует множество факторов, способных смягчить или, наоборот, ужесточить меру наказания. Назовем основные:
- Все зависит от того, кто является виновником ДТП.
- Тип и место происшествия.
- Степень причиненного вреда пострадавшей стороне.
- Была ли возможность избежать столкновения.
- Лояльность пострадавшего.
Ответственность автолюбителя может быть административной (лишение прав, штраф) или уголовной (лишение свободы). При худшем стечении обстоятельств для автомобилиста сбитый велосипедист может погибнуть. В этом случае виновника ДТП лишат свободы сроком до двух лет. Если пострадавший останется жив, грозит штраф либо лишение прав сроком до трех лет.
Читайте более подробную информацию о том, что грозит за наезд на велосипедиста.
Размеры штрафов
К сожалению, далеко не редкость, когда пострадавшая сторона требует компенсацию или даже угрожает автомобилисту, совершившему наезд. Тогда уже виновник становится жертвой, но выход есть. Нужно просто обратиться в суд и заплатить штраф в зависимости от нанесенного вреда, не слушая угроз в свою сторону.
Пугать вас может только максимальная сумма штрафа за наезд на велосипедиста – 25 000 рублей. Однако, если человек отделался легким испугом и парой ссадин, столько платить не придется. А если вы еще сможете доказать вину пострадавшего, так и вовсе можете не беспокоиться о штрафе.